Научная статья на тему 'Перспективная модель Ким ОГЭ по обществознанию'

Перспективная модель Ким ОГЭ по обществознанию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
510
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСПЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ / КИМ ОГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / ВИДЫ ЗАДАНИЙ / СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ / FORWARD-LOOKING MODEL / SOCIAL STUDIES BASIC STATE EXAMINATION / THE ASSESSMENT OF QUALITY OF PREPARATION IN SOCIAL STUDIES / TYPES OF KNOWLEDGE / ASSESSMENT SYSTEM / UNIVERSAL CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котова Ольга Алексеевна, Лискова Татьяна Евгеньевна

В статье представлены концептуальные идеи разработки перспективной модели КИМ ОГЭ по обществознанию; отмечены значимые преимущества новой модели в сравнении с действующей; приведена характеристика новых моделей заданий; показана преемственность двух экзаменационных моделей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forward-Looking Model Of The Social Studies Basic State Examination

We present the conceptual ideas for the development of a forwardmodel of the social studies basic state examination in compliance with the State Federal Standard; we characterize the structure and content of the examination, underline the advantages of the new model in comparison with the current one, describe the models of the new items. We note the continuity between the two examination models.

Текст научной работы на тему «Перспективная модель Ким ОГЭ по обществознанию»

1111111111111 м 111111111 1 2 3

M I I I I I I II I I I I I I I I I I I I I I

Перспективная модель КИМ ОГЭ по обществознанию

Котова

Ольга Алексеевна

Лискова

Татьяна Евгеньевна

кандидат исторических наук, заместитель директора ФГБНУ «ФИПИ» по научно-методической работе, [email protected]

кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «ФИПИ», руководитель комиссии по разработке КИМ для ГИА по обществознанию, [email protected]

Ключевые слова: перспективная модель, КИМ ОГЭ по обществознанию, оценка качества обществоведческой подготовки, виды заданий, система оценивания, универсальные критерии.

В ближайшие годы обучающиеся будут сдавать ОГЭ по обществознанию в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее — ФГОС). ФГОС ориентирован на результат — достижение определённого уровня сформированности комплекса метапредметных и предметных умений, личностных качеств обучающихся, приобретение опыта применения предметных знаний в практической деятельности при выполнении типичных для подростка социальных ролей. В сравнении с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта во ФГОС существенным образом изменился объект учебной деятельности и объект оценки результатов обучения — акцент делается не на освоении определённого объёма знаний, но на способности применить имеющиеся знания для решения учебных и практических задач разной сложности, рефлексии личного социального опыта. Таким образом, объектом проверки в рамках государственной итоговой аттестации становится сформированность разнообразных умений. Вне всякого сомнения, проверка знаний также должна проводиться, но в большей степени в рамках текущего и рубежного контроля. В соответствии с требованиями ФГОС перспективная модель КИМ ОГЭ по обществознанию построена в деятельностной парадигме.

Экзаменационная модель построена на тех же идеях, что и сам учебный предмет. Так в перспективной модели КИМ ОГЭ по обществознанию реализованы следующие концептуальные идеи:

■ Воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции РФ.

Реализация в КИМ данной идеи определяет отбор материала для составления заданий (преобладание российского контекста) и конструкцию экзаменационной модели, в частности, выделение линий заданий по Конституции РФ.

■ Формирование позитивных ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, способность ставить цели и строить жизненные планы.

Эта идея также реализуется в отборе материала для составления заданий: ценностно-окрашенные тексты, материалы социологических опросов, примеры социальных ситуаций для анализа.

15

■ Опора на современные научные взгляды.

В основе экзаменационной модели ключевые понятия, теоретические положения социальной философии, социологии, экономики, культурологии, политологии, юриспруденции.

■ Создание относительно целостной системы заданий, отвечающей потребностям, интересам и возрастным возможностям школьников.

Экзаменационная модель построена в определённой содержательной логике, а не просто механически поделена на части в зависимости от формы записи ответа (часть 1 — задания с кратким ответом, часть 2 — задания с развёрнутым ответом). В совокупности в работе представлены все ключевые для обществознания умения. В соответствии с возрастными познавательными возможностями школьников сформированы блоки разноуровневых заданий, относящихся к одному содержательному контексту. Кроме того, в этих тематических блоках, представлены задания, отражающие специфические для соответствующей социально-гуманитарной науки виды познавательной деятельности (например, рассуждение по этическим вопросам в социальной философии, анализ статистической информации в социологии).

■ Практико-ориентированныйхарактер заданий: готовность обучающихся использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для успешного выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина.

Большинство заданий перспективной модели КИМ ОГЭ построены на контексте жизненных ситуаций, отражающих выполнение типичных социальных ролей человека и гражданина;

■ Ориентированность на универсальные учебные действия школьников — регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Уровень сформированности у обучающихся универсальных учебных действий проявляется на всех этапах подготовки к экзамену и сдачи ОГЭ. Это способность обучающихся организовать и контролировать подготовку к экзамену и выполнение заданий во время экзамена. Отметим особо, что правильность записи ответов

в бланки также является результатом применения универсальных учебных действий и, по сути, одним из объектов оценивания.

■ Осуществление самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации из различных источников; критическое восприятие информации, получаемой при межличностном общении и из СМИ.

В перспективной модели КИМ широко представлены различные источники информации (текстовой, статистической, визуальной) и востребована грамотность чтения, способность к анализу и интерпретации информации, интеграции информации из разных источников, её обогащение контекстными обществоведческими знаниями.

Как уже было отмечено, перспективная модель имеет иную, чем действующая модель ОГЭ, логику построения, основанную на деятельностном подходе. В действующей модели такой принцип реализовы-вался только в заданиях 21—31, в то время как задания 1—20 проверяли содержание основных разделов курса. В основе перспективной модели задания, проверяющие понимание и умение применять в различных контекстах ключевые обществоведческие понятия, теоретические положения; анализировать практические ситуации социальных взаимодействий; сравнивать социальные объекты, явления, процессы; извлекать, анализировать и интерпретировать социальную информацию, представленную в разных формах (текст, условно-графические формы, изображения); рассуждать, аргументировать своё мнение.

ФГОС в период написания статьи не содержит реального абриса содержания обществоведческого курса. Ориентиром является Примерная основная образовательная программа (далее ПООП)1 по обществознанию, в которой определены традиционные для предмета (выделенные и в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта) содержательные линии «Человек. Деятельность человека», «Общество», «Социальные нормы», «Сфера духовной

1 http://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2015/06/ primemaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-pшgramma-osnovogo-obshchego-obrazovanija.pdf. 1.2.5.6. Обществознание.

культуры», «Социальная сфера», «Политическая сфера жизни общества», «Гражданин и государство», «Основы российского законодательства», «Экономика».

В перспективной модели КИМ указанные выше умения проверяются на различном содержании. Для удобства участников экзамена задания (возможность сконцентрироваться на определённом содержательном контексте) сгруппированы в несколько содержательных блоков: «Человек и общество» (задания 1—3); «Экономика» (задания 5—7); «Социальные отношения» (задания 9, 10); «Политика» (задания 12, 13); Конституция РФ (задание 14); «Право» (задания 15, 16). В каждом из этих содержательных блоков представлены задания, проверяющие владение понятиями (задания 1, 9, 12, 14), теоретическими положениями (задания 2, 7, 10, 13, 15, 16), умение анализировать практические ситуации социальных взаимодействий и реализации типичных социальных ролей (задания 3, 5, 6, 8, 11, 15). Но есть и специфические задания, отражающие особенности соответствующей социально-гуманитарной науки, её методологии. Так в блоке «Человек и общество» дано задание, связанное с написанием мини-сочинения, в блоке «Социальные отношения» — задание на анализ результатов социологического опроса.

Особняком стоят задания 17—22. Задание 17 на материале любого содержательного блока (совокупность заданий данной линии разрабатывается на материале всех содержательных блоков) проверяет умение сравнивать социальные объекты, явления и процессы. Задание 18 в табличной форме, также построенное на материале любого содержательного блока, проверяет владение обществоведческими понятиями. Задания 19—22 относятся к текстовому источнику социальной информации, в котором тоже может быть представлена проблематика любой социально-гуманитарной науки.

Последовательная реализация деятель-ностного подхода в структуре перспективной модели КИМ позволила сократить число заданий репродуктивного характера, отказаться от проверки знания единичных, частных признаков социальных объектов в пользу комплексного анализа с учётом многообразия существующих взаимосвя-

зей изученных социальных объектов, явлений, процессов, их элементов и основных функций, а также использования ключевых понятий и теоретических положений базовых социально-гуманитарных наук для объяснения явлений социальной действительности, личного социального опыта. Общее число заданий КИМ сократилось с 31 до 22.

В таблице 1 приведено сравнение двух моделей по типам используемых заданий.

Из таблицы видно, что часть заданий действующей экзаменационной модели КИМ ОГЭ сохранена и в перспективной модели. Это объясняется как общим соображением о необходимости преемственности при переходе от оценивания на основе Федерального компонента к оцениванию по ФГОС, так и значительным совпадением проверяемых предметных умений, содержательного контекста. Кроме того, нет никаких оснований для отказа от зарекомендовавших себя видов заданий с высокой дифференцирующей способностью.

Рассмотрим общую структуру перспективной модели КИМ. Она включает в себя 22 задания: 14 заданий с кратким ответом и 8 заданий с развёрнутым ответом.

К каждому заданию 2, 6, 7, 9, 10, 12, 13 и 16 предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если участник экзамена записал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) записан номер неправильного ответа; б) записаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не записан.

В заданиях 3, 5, 14, 15 и 17 ответ даётся в виде последовательности цифр (например, 125), записанных без пробелов и разделительных символов, а в задании 18 — слово/словосочетание.

Ответы на задания 1, 4, 8, 11, 19—22 самостоятельно формулируются и записываются экзаменуемым в развёрнутой форме. Проверка их выполнения проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев.

Задания новых видов расположены в перспективной модели КИМ на позициях 1, 4, 8, 11 и 18.

17

Типы используемых заданий Таблица 1

Количество заданий

Тип задания в действующей модели в перспективной модели

Задания с кратким ответом

Задание с кратким ответом в виде одной цифры 20 8

Задание на сравнение 1 1

Задание на установление соответствия 1 1

Задание с кратким ответом в виде набора цифр 2 3

Задание на различение фактов и мнений 1 —

Задание на заполнение пропущенного слова / словосочетания в таблице — 1

Задания с развёрнутым ответом

Задание, проверяющее умение раскрывать смысл ключевых понятий базовых для школьного обществознания социально-гуманитарных наук — 1

Задание, проверяющее умение использовать ключевые понятия и теоретические положения базовых социально-гуманитарных наук для объяснения явлений социальной действительности, личного социального опыта (объяснение смысла фразы) — 1

Задания на поиск, анализ и интерпретацию социальной информации по заданной теме

Из текста (составление плана) 1 1

Из текста (репродуктивные задания на поиск информации, содержащейся в явном виде) 2 1

Из текста (интерпретация, решение познавательных задач, приведение примеров в рамках проблематики текста) 2 1

Из текста (обоснование, аргументация и т.П.) 1 1

Из фотоизображения (с обоснованием и аргументацией) 1

Из источника статистического характера (с обоснованием и аргументацией) 1

Общее число заданий 31 22

В перспективной модели, по сравнению с действующей моделью, усилена аналитическая составляющая (количество заданий с развёрнутым ответом увеличилось с 6 до 8), при этом большинство заданий требует умений рассуждать, объяснять, аргументировать, выражать своё мнение с опорой на факты социальной жизни, личный социальный опыт и обществоведческие знания. Количество заданий к тексту сократилось с 6 до 4.

Задание на анализ статистической информации было преобразовано. В действу-

ющей модели на основе результатов социологического опроса предлагается мини-тест из двух заданий с кратким ответом, требующих «считывания» данных опроса, т.е. перевода информации из условно-графической в текстовую форму. В перспективной модели соответствующее задание требует развёрнутого ответа и предполагает, что обучающийся самостоятельно формулирует и объясняет выводы на основе представленной информации.

В перспективную модель, в отличие от действующей модели, включено задание

с развёрнутым ответом на анализ изображения, отражающего выполнение типичных социальных ролей, типичных социальных взаимодействий в различных сферах общественной жизни, что значительно усиливает практико-ориентированный характер КИМ.

Перейдём к содержательному анализу новых видов заданий перспективной модели КИМ ОГЭ.

Задание 1 проверяет умение раскрывать смысл ключевых понятий базовых для школьного обществознания социально-гуманитарных наук, сущность общества как формы совместной деятельности людей.

Поскольку обществознание — это учебный предмет с определённым понятийно-терминологическим аппаратом, девятиклассники на экзамене должны продемонстрировать владение ключевыми обществоведческими понятиями. Подчеркнём: владение обществоведческими понятиями, а не умение подбирать их синонимы.

Структура задания 1 такова: дан перечень из пяти понятий, среди которых следует установить те, которые относятся к одной из четырёх сфер общественной жизни.

Пример 1

Какие два из перечисленных терминов используются, в первую очередь, при описании политической сферы общества?

Страта; доход; власть; демократия; собственность.

Выпишите соответствующие термины и раскройте смысл любого одного из них. Запишите развёрнутый ответ.

В примере 1 это понятия «власть» и «демократия». Полное правильно выполнение задания оценивается 2 баллами, оно предполагает, что выписаны два верных термина и раскрыт смысл любого одного из них.

Данное задание имеет большое значение в организации работы обучающихся на экзамене (именно поэтому оно поставлено первым). Его выполнение позволяет актуализировать широчайший содержательный контекст и, по сути, подготовиться к выполнению следующих заданий экзаменационной работы. При этом конструкция задания максимально адаптиро-

вана к индивидуальным познавательным возможностям участников экзамена: во-первых, они могут выбрать из нескольких понятий то, которое наиболее им знакомо, и раскрыть его смысл; во-вторых, требование «раскройте смысл понятия» даёт возможность проявления индивидуальности обучающихся.

Остановимся подробнее на требовании «раскрыть смысл понятия». От девятиклассников не требуется приводить определение понятия, поскольку это не соответствует их познавательным возможностям, да и целям обучения обществознанию. Важно понимание смысла понятий, умение выявить их признаки, структуру, а не заучивание дефиниций. Кроме того, ключевые обществоведческие понятия имеют, как правило, десятки определений в рамках определённых концептуальных подходов, изучение которых выходит за рамки школьного обществоведческого курса (механическое заучивание таких определений обессмысливает обществознание как учебный предмет). Отметим и то обстоятельство, что в учебниках Федерального перечня не всегда даются строгие определения понятий, часть понятий раскрыта через признаки и проявления. Требование «раскрыть смысл понятия» учитывает различный уровень коммуникативности обучающихся (смысл может быть раскрыт любым количеством предложений, более или менее распространёнными конструкциями), даёт возможность в свободном стиле привести известное конкретному обучающемуся число сущностных признаков понятия.

Задание 4 направлено на анализ социальной ситуации, описанной в форме цитаты известного писателя, учёного, общественного деятеля и т.п. Оно проверяет умение использовать ключевые понятия и теоретические положения базовых социально-гуманитарных наук для объяснения явлений социальной действительности, личного социального опыта. В задании не фиксируются требования к объёму ответа и его структурным элементам — обучающиеся свободны в построении рассуждения. Единственное чётко фиксированное требование — использование обществоведческих знаний.

Пример 2

Прочитайте высказывание.

«Вежливость есть... выражение уважения ко всякому человеку». (Н.А. Бердяев)

Используя обществоведческие знания, объясните мысль автора. Запишите развёрнутый ответ.

В примере 2 может быть дано, например, такое объяснение: «Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми независимо от их социального статуса, возраста, пола. Вежливость предполагает воспитанность, соблюдение правил приличия и умение выслушать точку зрения любого человека». Если объяснение дано с опорой на обществоведческие знания (с использованием понятий и терминов, изучаемых в курсе), то такой ответ оценивается 2 баллами. Если объяснение дано на уровне обыденных житейских представлений, то 1 баллом.

Расположение данного задания на позиции 4 неслучайно: оно логически связано с заданием 1, предполагая работу с понятиями курса на творческом уровне, а содержательно выходит на проблематику раздела «Человек и общество», поскольку любое высказывание в той или иной мере относится к одной из сфер общественной жизни или межличностных отношений.

Подобные задания использовались в НИКО по обществознанию (2016 г.), а также в ВПР по обществознанию для 6 класса (2018 г.), планируется их использование в ВПР и для других классов. По результатам НИКО и ВПР установлено, что результаты выполнения подобных заданий во многом зависят от сферы, по которой предложена ситуация. Так наиболее успешно шестиклассники анализировали ситуации межличностных отношений, оценивали поведение с точки зрения социальных норм, экономической рациональности. 70,7% участников исследования объяснили, как правильно вести себя в гостях; 66,3% отметили важность уважения чужого мнения для того, чтобы общение с другими людьми было нормальным. К сожалению, только 38,6% объяснили смысл высказывания «Кто

себе друзей не ищет, самому себе тот враг» (Ш. Руставели) 2.

Задание 8 предполагает анализ изображения социальных объектов, социальных ситуаций. Обучающийся должен осуществить анализ социальной информации, представленной в виде фотоизображения, и выполнить задания. Обращаем внимание на то, что данное задание связано с анализом ситуаций исполнения человеком какой-либо социальной роли (гражданина, работника, потребителя, собственника, члена семьи, ученика и др.).

Задание 8 имеет следующую структуру: фотоизображение с комментарием, вопрос, явно связанный с сюжетом фото, а также задание, состоящее из четырёх элементов, рассматривающих различные аспекты/особенности исполнения той или иной социальной роли.

Пример 3

На фотографии изображена семья.

Какой вид экономической деятельности осуществляют члены семьи? Используя личный социальный опыт, сформулируйте два правила рационального осуществления этой деятельности и кратко поясните каждое из правил. Запишите развёрнутый ответ.

Пример 3 предполагает анализ деятельности, связанной с исполнением роли потребителя. Девятикласснику может указать следующее: покупку продуктов питания/хозяйственно-бытовую/ деятельность потребителя и т.п. (Может быть дан другой ответ на вопрос, не искажающий сущности изображённого на фото). В соответствии с требованием заданиям для получения максимального балла (3) он должен сформулировать два правила рационального

2 См. Лискова Т.Е. Основные результаты всероссийских проверочных работ по обществознанию для 6-х классов. Педагогические измерения. — 2018. — № 1. — С 51.

осуществления этой деятельности и кратко пояснить каждое из правил. Допустим:

■ заранее продумать всё, что хотите купить — составить список (иначе вероятность купить что-нибудь лишнее сильно возрастает. Кроме того, в суматохе можно забыть купить что-то действительно необходимое);

■ брать товар не на уровне глаз (Всё, что находится на уровне глаз, чаще всего дороже, чем то, что лежит на нижних или верхних полках. Прежде чем сделать выбор старайтесь внимательно посмотреть на все полки с нужным продуктом и сравните цены. Скорее всего, на самой нижней полке вы найдёте именно то, что вам нужно по более выгодной цене).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Могут быть сформулированы другие правила, приведены другие пояснения.

Отметим, что задания на анализ визуальных примеров социальных взаимодействий, исполнения типичных социальных ролей не получили широкого распространения в УМК по обществознанию. Но по сути это «классические» компетентност-ные задания, в которых изображение выступает стимулом, позволяет ввести обучающегося в контекст социальной ситуации. Несмотря на непривычную форму задания, в ВПР 2018 г. шестиклассники выполнили подобное задание лучше всех других зада-

ний в диагностической работе. При этом треть участников ВПР в 2018 г. получили за его выполнение максимальный балл. В ВПР 2018 г. для 6-го класса в различных вариантах диагностической работы предлагались изображения, связанные с реализацией социальных ролей семьянина, гражданина, потребителя. Наивысшие результаты объяснимо были отмечены именно при выполнении заданий, выходящих на экономически рациональное поведение потребителя.

Задание 11 связано с анализом статистической информации. Задание построено на основе графического представления статистической информации в виде таблицы или диаграммы (гистограммы, круговой диаграммы, линейчатой диаграммы). Обучающемуся требуется проанализировать предложенную информацию, сформулировать по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных и высказать предположение о причинах сходства и различия. Мы видим, что в сравнении с аналогичным мини-тестом из действующей модели КИМ аналитическое наполнение задания существенно возросло. Речь идёт уже не о простом считывании информации, а о реальном осмыслении данных статистического опроса. Так данное задание

Пример 4

Фонд Общественное мнение в ноябре 2014 г. провёл опрос россиян о том, знание каких отраслей права больше всего нужно человеку (не юристу по специальности) (можно было дать несколько ответов).

Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены на гистограмме.

80 70 60 50

Возраст 31-45 Возраст 46-60 Возраст старше 60 лет

Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется а) сходство и б) различие.

приобрело и определённую профориента-ционную ценность.

В Примере 4 девятиклассникам предлагается проанализировать гистограмму, составленную по результатам опроса россиян о том, знание каких отраслей права больше всего нужно человеку (не юристу по специальности). В опросе участвовали респонденты трёх возрастных групп.

В соответствии с требованием задания для получения максимального балла (4 балла) девятиклассник должен сформулировать по одному выводу и высказать предположения. Допустим: а) о сходстве, например: граждане всех возрастных групп в равной мере считают, что человеку нужно знать конституционное право (так как каждый гражданин должен знать свои права и обязанности, основы конституционного строя); б) о различии, например: граждане старше 60 лет в меньшей мере, чем граждане других возрастных групп, считают, что человеку нужно знание гражданского права (так как гражданское право регулирует имущественные отношения, вопросы собственности, заключения договоров и т.п.; эти вопросы волнуют пенсионеров несколько меньше, чем граждан более молодого возраста).

Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.

Задание 18 (см. пример 5) проверяет умение устанавливать взаимосвязи изученных социальных объектов, явлений, процессов, их элементов и основных функций (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства). Задание на заполнение пропуска в таблице традиционно используется в действующей

модели ЕГЭ по обществознанию. Как правило, большинство выпускников выполняет его успешно.

Задание 18 встроено в общую логику контроля владения обществоведческими понятиями: в задании 1 представлены ключевые обществоведческие понятия и предложено раскрыть смысл одного из них, в содержательных блоках заданий представлены признаки понятий, в задании 18 — связи понятий.

Перспективная модель КИМ ОГЭ в большей степени, чем действующая, связана с моделью ЕГЭ и обеспечивает преемственность целей и результатов изучения обществознания в основной и средней школе.

В рамках подготовки перспективной модели КИМ ОГЭ в 2018 г. были разработаны и прошли локальную апробацию новые виды заданий. Выражаем признательность за проведение локальной апробации учителям истории и обществознания Бу-риковой И.В. (ГБОУ г. Москвы «Школа № 1505 «Преображенская»), Ельмано-вой С.А. (ГБОУ г. Москвы «Школа имени Артёма Боровика»), Рыбкиной Ю.Л. (ГБОУ г. Москвы «Школа № 2129 имени Героя Советского Союза П.И. Романова»), Таньшиной Н.А (МБОУ СОШ с. Плеханово Грязинского района Липецкой области). Перспективная модель была опубликована на сайте ФИПИ и прошла общественно-профессиональное обсуждение, в том числе на различных конференциях и семинарах федерального и регионального уровней. Весной 2019 г. планируется доработать модель с учётом поступивших замечаний и предложений и провести её широкомасштабную апробацию.

Пример 5

Заполните пропуск в таблице.

Орган государственной власти Полномочия

... РФ Разработка и исполнение государственного бюджета

Федеральное Собрание РФ Разработка и принятие законов РФ

Ответ:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.