Научная статья на тему 'Особенности перспективных моделей Ким ОГЭ'

Особенности перспективных моделей Ким ОГЭ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / КОНТРОЛЬНЫЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ФГОС) / ПЕРСПЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ / ОБЩЕСТВЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ / BASIC STATE EXAMINATION / MEASURING MATERIALS / FORWARD-LOOKING MODEL / SOCIAL-PROFESSIONAL DISCUSSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Решетникова Оксана Александровна

В статье описываются особенности перспективных моделей контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена по истории, обществознанию, географии, биологии, физике, химии и информатике. Делается акцент на практико-ориентированном характере новых моделей заданий, на усилении роли оценки метапредметных результатов. Даётся характеристика преемственности новых моделей с ныне действующими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special Features Of The Forward-Looking Examination Models

We describe some special features of the history, social studies, geography, biology, physics, chemistry, and informatics basic state examinations forward-looking models. We pay special attention to the practice orientation of the new item models, to the better assessment of the meta subjects results. We note the continuity of the new models as compared to the current ones.

Текст научной работы на тему «Особенности перспективных моделей Ким ОГЭ»

1

2 3

Колонка главного редактора

I I I I I I I I П I I I I I I I I I I I I

Особенности перспективных моделей КИМ ОГЭ

Решетникова Оксана Александровна

кандидат педагогических наук, директор ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений», fipi@fipi.ru

Ключевые слова: основной государственный экзамен, контрольные измерительные материалы, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), перспективная модель, общественно-профессиональное обсуждение.

В рамках научной деятельности ФГБНУ «ФИПИ» мы продолжаем обсуждение как вопросов по совершенствованию действующих экзаменационных моделей КИМ процедур государственной итоговой аттестации и иных процедур оценки качества образования, так и перспектив их развития.

Как мы уже анонсировали в предыдущих выпусках журнала «Педагогические измерения», в настоящее время продолжается активная работа по созданию моделей инструментария для оценки образовательных достижений в соответствии с требованиями ФГОС. Наиболее важным является направление разработки перспективных моделей КИМ для ГИА. Работы были организованы в два этапа. На первом этапе осенью прошлого года были разработаны перспективные модели КИМ ОГЭ по 7 предметам: история, обще-ствознание, география, биология, физика, химия и информатика. Эти модели в октябре прошлого года были опубликованы на сайте ФИПИ для проведения общественно-профессионального обсуждения. На втором этапе завершена разработка перспективных моделей ещё 4 предметов ОГЭ: русский язык, литература, математика и иностранные языки, КИМы по которым публикуются так же на сайте института.

Следует отметить, что мы не ограничились только коллективными и индивидуальными отзывами, которые приходят в ФИПИ в рамках таких обсуждений. Было инициировано проведение достаточно большого числа разнообразных мероприятий как на профессиональных площадках, так и в средствах массовой информации.

В октябре 2018 г. состоялась пресс-коференция в международной информационном агентстве «Россия сегодня» (РИА Новости), на которой были представлены как общие подходы к формированию новых КИМ, так и особенности экзаменационных моделей1. Были даны интервью для телеканала «Россия» и мультимедийного информационного центра «Известия». Научные сотрудники ФИПИ принимали участие в радиопередачах радиостанций «Эхо Москвы» и «Культура», на которых обсуждались вопросы совершенствования экзамена.

Серьёзное профессиональное обсуждение новых экзаменационных моделей было организовано в научно-методических советах ФГБНУ «ФИПИ», которые объединяют ведущих специалистов в преподавании данных предметов (ректоров профильных вызов, заведующих кафедрами, учёных, методистов и ведущих учителей). На заседаниях научно-методических советов были

1 С видеозаписью мероприятия можно ознакомиться на сайте РИА Новости по адресу https ://ria.ru/sn_edu/20181023/1531281555 .html

рассмотрены подходы к отбору содержания и структуры новых КИМ и обсуждены все новые модели заданий.

Специалисты 64 субъектов Российской Федерации приняли участие в обсуждении перспективных моделей в процессе веби-наров, которые проводятся в рамках курсов повышения квалификации «ФИПИ». Руководители комиссий разработчиков выступили в докладами, посвящёнными новым экзаменационным моделям ОГЭ на конференциях, семинарах и круглых столах в более 10 субъектах Российской Федерации.

Запланирована и уже получила свой старт процедура широкомасштабной апробации новых перспективных моделей. К участию в ней приглашены учреждения системы общего образования всех субъектов Российской Федерации. По итогам проведения мы рассчитываем получить не только мнения наших региональных коллег, но и статистику выполнения каждого КИМ и отдельных заданий по всем учебным предметам. Это позволит принять взвешенные решения по дальнейшему совершенствованию и корректировке разработанных моделей КИМ на основе ФГОС.

Напомним основные концептуальные подходы к разработке перспективных экзаменационных моделей ОГЭ, которые подробно были описаны ранее.2

Деятельностный подход, предполагающий оценку сформированности комплекса учебных действий, реализован в структуре КИМ, которая обеспечивает валидность по отношению к спектру умений и способов действий, формируемых в рамках предмета, а не по отношению к спектру проверяемых элементов содержания (как это было принято при «знаниевом» подходе). Содержанием оценки теперь выступают предметные результаты, выраженные в де-ятельностной форме. Меняется структура кодификатора, его первая часть представляет теперь перечень предметных результатов (важных для предмета умений и способов действий). Задания КИМ представляют собой круг учебно-познавательных и учебно-практических задач, овладение

2 Решетникова О.А. Разработка новых моделей контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена. // Педагогические измерения. — 2018. — № 1. — С. 4-8.

которыми принципиально необходимо для успешного продолжения обучения и социализации. Акцент делается именно на практико-ориентированные задания, позволяющие оценить способности использовать полученные знания в повседневной жизни.

Комплексный подход, который предполагает совокупную оценку предметных и метапредметных результатов обучения, реализуется за счёт расширения спектра проверяемых умений, входящих в перечень метапредметных результатов. Приоритетными становятся задания на объяснение, аргументацию, интеграцию, сравнение, классификацию и оценку. Наиболее важным метапредметным результатом для современного человека, живущего в обществе цифровых технологий является смысловое чтение. В КИМ по всем предметам проверяются умения поиска информации в различных информационных источниках, интерпретации и оценки информации, решения проблемных ситуаций (в том числе и практического характера) на основе новой для обучающегося текстовой или графической информации.

Уровневый подход реализуется посредством включения во все КИМ заданий трёх уровней сложности (базового, повышенного и высокого). Для экзаменов по выбору (к которым относятся все предметы, кроме русского языка и математики) задания разного уровня сложности включаются в работу в таком соотношении, что примерно 50% от максимального балла составляют баллы за задания базового уровня и 50% от максимального балла — баллы за задания повышенного и высокого уровней. Использование заданий трёх уровней сложности позволяет дифференцировать обучающихся в различным уровнем подготовки. Показатель достижения минимальных требований ФГОС к предметным результатам (минимальная граница) трактуется как балл обучающегося, составляющий не менее 65% от максимального балла за задания базового уровня сложности. При этом группа заданий базового уровня оценивает наиболее важные и востребованные при дальнейшем обучении предметные результаты и базируется на наиболее значимых элементах содержания предмета.

Использование заданий повышенного и высокого уровней сложности позволяет выделить группы мотивированных обучающихся, готовых к изучению данного предмета в 10—11-х классах на углублённом уровне.

Значимым преимуществом новых моделей является их практико-ориентированность. В требованиях ФГОС ООО к итоговой оценке учебных достижений говорится о необходимости проверки специфических для предметной области видов деятельности по получению нового знания, его преобразование и применение в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях. Обновление моделей заданий проходило под прицелом ис-польз ования практико - ориентированных заданий. В таких заданиях используются, как правило, описания ситуаций, с которыми учащиеся могут встретиться в реальной жизни, и предлагается решить проблему — от простых до достаточно сложных. В отличие от заданий, построенных на типовых учебных ситуациях, здесь требуется продуктивное использование полученных знаний, умение отбирать необходимые для решения проблемы данные, находить оптимальные пути решения.

Новые КИМ ОГЭ имеют деятельност-ный характер и перед ними не стоит задача обеспечения полноты проверки знаниевой составляющей предмета. Но предлагаемые экзаменационные модели по-прежнему включают задания по всем разделам предметного курса. При отборе содержания акцент делается на наиболее значимые элементы. Приоритетом в разработке новых моделей заданий стали комплексные задания с развёрнутым ответом, позволяющие проверить сразу целый ряд умений, как предметных, так и метапредметных. Во всех разработанных моделях используются контекстные задания, которые базируются на описании ситуаций «жизненного» характера и проверяют умения использовать полученные знания для анализа этих ситуаций и решения проблем. Такие задания имеют особенно большое значение в географии, биологии, физике и химии, где они направлены на оценку основных составляющих естественнонаучной грамотности выпускников основной школы.

Решетникова О.А.

Особенности перспективных моделей КИМ ОГЭ

Сохранена и преемственность новых экзаменационных моделей с ныне действующими. Это, прежде всего, связано с преемственностью предметного содержания ФК ГОС и примерных программ для ФГОС. Поэтому во всех предметах сохранено то, что позволяет оценить системность базовых предметных знаний и судить об уровне образованности девятиклассника. Например: содержание экзамена по истории, как и прежде, ориентировано на требования историко-культурного стандарта. В обществознании сохранена группа заданий, которая отражает интегральный характер предмета: в совокупности задания охватывают основные содержательные линии обществоведческого курса, базовые положения различных областей научного обществознания.

Часть предметных результатов, отражённых в требованиях ФГОС совпадает с теми, что были ранее и в ФК ГОС. Поэтому в новых КИМ сохранена часть линий заданий, доказавших свою эффективность и ориентированных на проверку этих умений. Например, по информатике сохранены практико--ориентированные задания, выполняемые на компьютере: обработка информации в электронных таблицах и практическое программирование. По химии включены традиционные заданий на установление причинно-следственных связей, прогнозирование состава образующихся продуктов реакций или описание признаков протекания химических реакций. В КИМ по физике сохранены группы заданий, проверяющие умения интерпретировать результаты различных опытов, анализировать изменение физических величин в различных процессах, решать расчётные задачи. Новая экзаменационная работа по географии, как и прежде, проверяет умения по работе с различными источниками информации: картой погоды (анализ и интерпретация информации); таблицей (анализ информации и формулирование выводов на основе применения знаний о географических закономерностях); диаграммами, графиками (извлечение информации, определение количественных показателей). По истории сохранены задания, оценивающие умения работать со статистической информацией (статистическая таблица),

Колонка главного редактора

с изобразительной наглядностью, не связанной с историей культуры, с логической схемой исторической тематики и решать исторические задачи.

В данном выпуске нашего журнала специалисты ФГБНУ «ФИПИ» подробно освещают основные изменения, поясняют принципы отбора содержания образования по учебному предмету при разработке заданий КИМ, указывают на наиболее значимые преимущества новой модели в сравнении с действующей моделью КИМ ОГЭ, анализируют факторы, оказывающие влияние на изменение формата оценки учебных достижений обучающихся.

Такое серьёзное внимание, которое мы уделяем вопросу информирования педагогической общественности о грядущих изменениях, не случайно.

В соответствии с Планом действий по модернизации общего образования на 2011—2015 гг. (распоряжение Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. № 1507-р), в Российской Федерации осуществляется поэтапное введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего и основного общего образования в общеобразователь-

ных организациях Российской Федерации. В рамках этого процесса начиная с 2015 г. пятые классы во всех школах России обучаются в соответствии с ФГОС. Таким образом, в 2020 г. основную школу закончат обучающиеся, которые осваивали основную образовательную программу основного общего образования на основе ФГОС. Соответственно, Государственная итоговая аттестация должна будет проводиться на основе ФГОС. И, следуя данной логике, подобные изменения уже в ближайшие годы коснутся и рубежа среднего общего образования. После всестороннего обсуждения и принятия к использованию в ГИА моделей КИМ ОГЭ, такая же работа будет проводиться и с моделями КИМ единого государственного экзамена. Конечно, одним из основных принципов, на котором будут строиться перспективные модели КИМ ЕГЭ, экзамена с «высокими ставками», будет принцип преемственности с моделями КИМ ОГЭ. И при этом представляется очень важным уже на данном этапе получить положительный отклик от профсообщества, понимание и поддержку планируемых и внедряемых изменений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.