1
2
3
Основы разработки новой модели экзаменационной работы по обществознанию
Лискова Татьяна Евгеньевна
кандидат педагогических наук, ФГБНУ «ФИПИ», руководитель Федеральной комиссии по разработке КИМ для ГИА по обществознанию, [email protected]
Ключевые слова: контрольные измерительные материалы, ЕГЭ по обществознанию, модель экзаменационной работы, деятельностный подход.
В 2016 году введена новая модель контрольных измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию. Поэтому вопрос о педагогических основах разработки модели экзаменационной работы по обществознанию, которому посвящена данная статья, не теряет своей актуальности.
Педагогические основы разработки контрольных измерительных материалов (КИМ) определяются прежде всего интегральным характером обществоведческого курса. Базой школьного обществознания является комплекс социальных и гуманитарных наук: социология, политология, культурология, экономическая наука, правоведение, социальная психология, а также философия. На этой основе раскрываются объекты изучения: человек, общество, духовная культура, экономика, социальные отношения, политика, право.
Содержание КИМ остаётся неизменным со времени введения ЕГЭ в штатный режим. КИМ создаются в соответствии с действующим Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования1. Это положение чётко прописано в п. 2 Спецификации контрольно-измерительных материалов для проведения экзамена по обществознанию в текущем году2. Отметим, что в КИМ все содержательные разделы курса представлены с учётом степени их раскрытия в учебниках, рекомендуемых Минобрнауки России к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего образования.
Казалось бы, всё очевидно, но ежегодно мы сталкиваемся с тем, что определённая часть выпускников и педагогов не в курсе того, какое содержание проверяет экзаменационная работа. Находятся и те, кто, занимаясь подготовкой к экзамену, ни разу не заглядывал в базовые документы, определяющие содержание и структуру КИМ. В итоге тысячи школьников по-
1 Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию, базовый и профильный уровни (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).
2 Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2016 году единого государственного экзамена по обществознанию. — http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/
demoversii-specifikacii-kodifikatory
Лискова Т.Е.
Основы разработки новой модели экзаменационной работы по обществознанию
гружаются в изучение различных аспектов истории философии, заучивают статьи из различных кодексов и т. п. Так, в ФИЛИ пришло письмо от методиста, который, сетуя на сложность экзамена, писал, что от «выпускников требуется дословное знание ВСЕХ кодексов».
Отметим, что ещё к ЕГЭ 2015 г. в помощь обучающимся и педагогам в Спецификацию КИМ было включено Приложение № 2, позволяющее значительно ограничить объём привлекаемых в процессе обучения нормативных правовых актов. На наш взгляд, это проблема связана с тем, что педагоги не всегда знают или понимают цели обществоведческого образования в школе и современные требования к его результатам. Как отмечает А.Ю. Лазебникова, цели предмета — «важнейший компонент педагогической системы его изучения, оказывающий решающее влияние на учебное содержание, избираемые методы и средства обучения»3. Потому при выборе учебного пособия для подготовки педагогам следует отказаться от стремления дать максимальную сумму информации из каждой части интегрального курса, обратив внимание на формирование компетентности в выполнении типичных социальных ролей: члена семьи, собственника работника, потребителя, гражданина4.
Отбор конкретных объектов проверки осуществляется в соответствии со следующими принципами:
— включение в КИМ ЕГЭ дидактических единиц и основных умений, формируемых при изучении курса на базовом уровне, за исключением тех, которые определены в стандарте как изучаемые, но не подлежащие проверке в рамках итоговой аттестации, а также требований, соответствие которым не может быть выявлено с помощью используемого инструментария (проектная деятельность, устные презентации и т.п.);
3 Лазебникова А. Ю., Цели обществоведческого образования в современной школе// Общая методика преподавания обществознания в школе /Под ред. Л. Н. Боголюбова. — М.: Дрофа, 2008. — С. 85
4 Боголюбов Л. Н. Обществознание в современ-
ной школе: актуальные вопросы теории и методики —
М.; СПб.: Нестор-История, 2013. — С. 148
— равномерное представление в КИМ всех содержательных разделов курса с учётом степени их раскрытия в учебниках, рекомендуемых Минобрнауки России к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего образования в 2014/2015 и 2015/2016 учебных годах;
— соблюдение баланса между формализуемыми элементами знаний и теми компонентами проверки, которые требуют свободно конструируемого ответа5.
Актуальность затрагиваемой темы в немалой степени связана с исключением из части 1 работы заданий с выбором одного верного ответа. В экзаменационной работе по обществознанию традиционно используются задания различных типов и уровней сложности, что позволяет экзаменующемуся более полно продемонстрировать свой уровень овладения данным компонентом содержания, умением, видом познавательной деятельности.
Отказ в первой части работы от заданий с выбором одного ответа из четырёх потребовал создания новой модели экзаменационной работы. При этом необходимо было соблюсти принцип представленности всех содержательных разделов и принцип постепенного перехода от заданий базового уровня к заданиям повышенного и высокого уровней.
Теоретическое знание в курсе обществоведения представлено преимущественно понятиями, теоретическими схемами, основанными на понятийных связях, и их теоретическими обоснованиями. Базовой единицей теоретического знания является именно понятие. В процессе обществоведческого образования происходит формирование у учащихся различных по степени общности и значимости понятий, многие из которых имеют чрезвычайно сложную структуру, высокий уровень теоретического обобщения, выполняют методологические функции, имеют мировоззренческое значение. Таковы, на-
5 Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2016 году единого государственного экзамена по обществознанию. — http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/ demoveгsii-spedfikadi-kodifikatoгy
пример, категории «общество», «человек», «сознание», «деятельность». Есть также группа понятий частных социальных наук, владение которыми позволяет расширить, конкретизировать содержание ключевых обществоведческих категорий.
Поэтому в основу структуры первой части экзаменационной работы была положена логика, лежащая в основе методики формирования теоретических знаний.
Можно выделить несколько уровней владения учеником тем или иным понятием6. На начальном уровне ученик способен различать социальные объекты, но не может указать их отдельные признаки. Например, он способен отличить произведение искусства от достижения науки, но не может охарактеризовать искусство или науку. На следующем уровне ученик может указывать признаки понятий, но не способен различать существенные и второстепенные признаки. То есть он может сказать, что искусство связано с созданием художественных образов, идеями творца, известной фантазией, обращено к эмоциям зрителя, не всегда понятно и близко зрителю, но не выделяет образность как существенный признак. Следующий уровень владения понятием характеризуется тем, что ученик, научившийся выделять существенные признаки понятия, «привязан» к конкретному социальному объекту (анализируя который, он и выделил главные и неглавные признаки понятия), не может обобщить понятие. В нашем примере ученик, ориентируясь на одно или несколько конкретных произведений искусства, пока не способен перенести их существенные признаки на весь класс социальных объектов. Высокий уровень владения понятием предполагает умение обобщать, устанавливать связи, свободно оперировать признаками понятия при решении определённых учебно-практических задач. Конечной же целью педагогического процесса формирования понятий является умение ученика устанавливать межпредметные понятийные связи, свободно оперировать понятиями
6 Менчинская Н.А. Мышление в процессе обучения// Исследования мышления в советской психологии. — М., 1966.
при решении задач высокого уровня сложности (творческих, поисковых задач)7.
Рассмотрим подробнее, каким образом это реализуется в экзаменационной модели. Задания части 1 представлены тремя группами.
В первой группе три понятийных задания базового уровня (задания 1-3), которые нацелены на проверку знания и понимания биосоциальной сущности человека, основных этапов и факторов социализации личности, закономерностей и тенденций развития общества, основных социальных институтов и процессов и т.п. На одной и той же позиции в различных вариантах КИМ находятся задания одного уровня сложности, которые позволяют проверить одни и те же умения на различных элементах содержания. Начальный этап формирования понятий у школьников связан с «чувственно-конкретным восприятием социальных объектов, связей, входящих в определённые понятия»8. Задания 1-3 направлены на уточнение содержания конкретных понятий (выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц); на указание рода и видовых признаков того или иного понятия (выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий, представленных в перечне; соотнесение видовых понятий с родовыми).
Вторая группа (задания 4-18) включает в себя задания базового и повышенного уровней. Задания этой группы представляют традиционные пять тематических модулей обществоведческого курса: человек и общество, включая познание и духовную культуру (задания 4-6); экономика (задания 7-10), социальные отношения (задания 11, 12); политика (задания 13-15); право (задания 16-18). Каждый тематический модуль включает задания, связанные с распознанием понятия по существенным признакам; направленные на выявление существенных признаков понятия; направленные на отделение существенных
7 Котова О.А. Теория и факты в обществоведческом курсе. // Общая методика преподавания обще-ствознания в школе /Под ред. Л. Н. Боголюбова. — М.: Дрофа, 2008. — С. 243.
8 Там же. — С. 237.
признаков понятия от несущественных; связанные с различением сходных или взаимодополняющих понятий; направленные на установление структурных, функциональных, иерархических и других связей. В тематический модуль включены также задания на классификацию. Каждый модуль содержит задание-задачу, направленную «на дальнейшее уточнение содержания понятия, знаний о связях и отношениях изучаемого понятия, отработку группы умений по оперированию понятием, его признаками и связями для решения несложных учебно-познаватель-
9
ных и практических задач».
Рассмотрим на примере модуля «Экономика» (Примеры заданий взяты из Демонстрационного варианта 2016 г.)10.
Задание 7 проверяет умение характеризовать с научных позиций основные экономические объекты (в нашем примере таким объектом является рыночная экономика — см. пример 1). По форме это задание на выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов.
ствознания в школе /Под ред. Л. Н. Боголюбова. — М.: Дрофа, 2008. — С. 237.
10 Демонстрационный вариант контрольных из--мерительных материалов единого государственного
9 Котова О.А. Теория и факты в обществоведче- экзамена 2016 года по обществознанию. — http://www. ском курсе. // Общая методика преподавания обще- fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-spedfikacii-kodifikatory
Пример 1
Выберите верные суждения об отличительных чертах рыночной экономики и запишите цифры, под которыми они указаны:
1) государство осуществляет централизованное распределение ресурсов;
2) цены на товары и услуги определяются соотношением спроса и предложения;
3) предприятиям приходится решать проблему ограниченности ресурсов;
4) производители товаров и услуг конкурируют за спрос потребителей;
5) каждый вправе свободно распоряжаться своими способностями и имуществом для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности. Ответ:_
Задание 8 проверяет умение анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями. В данном случае речь идёт о видах издержек (см. пример 2).
Пример 2
Установите соответствие между примерами и видами издержек фирмы в краткосрочном периоде: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
а) оклады администрации;
б) сдельная оплата труда наёмных работников;
в) арендная плата за помещение;
г) приобретение сырья;
д) проценты по кредитам
ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК
1) постоянные;
2) переменные
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г Д
Задание 9 проверяет умение применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам (в конкретном примере речь идёт об источниках финансирования бизнеса — см. пример 3). По форме это задание на выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов.
Пример 3
Владельцы фирмы «Солнышко» планируют расширение своего предприятия. Что из приведённого в списке они могут использовать как источники финансирования бизнеса? Запишите цифры, под которыми они указаны:
1) привлечение кредитов;
2) налоговые отчисления;
3) повышение производительности труда;
4) прибыль от реализации продукции предприятия;
5) совершенствование производственных технологий;
6) выпуск и размещение акций предприятия.
Ответ:_
Задание 10 проверяет умение осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (в данном случае необходимо проанализировать информацию, представленную в виде графика изменения спроса/предложения — см. пример 4). По форме это задание на выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов.
Пример 4
На графике изображено изменение предложения легковых автомобилей на потребительском рынке: кривая предложения переместилась из положения S в положение S1. (На графике Р — цена товара; Q — количество товара.)
Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны:
1) увеличение количества производителей автомобилей;
2) снижение возраста получения водительского удостоверения;
3) снижение цен на комплектующие изделия для автомобилей;
4) рост тарифов на электроэнергию;
5) повышение процентов по автокредитам.
Ответ:
Отметим, что задание 14 во всех вариантах проверяет позиции 4.14 и 4.15 кодификатора (органы государственной власти и федеративное устройство Российской Федерации), а задание 16 — знание основ конституционного строя Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина (позиция 5.4 кодификатора элементов содержания). Включение в экзаменационную работу двух заданий по Конституции РФ обусловлено запросами общества: правовое просвещение и воспитание являются необходимым
условием решения задачи преодоления правового нигилизма. Этому же посвящён блок «Право», в который включены правовые нормы, регулирующие отношения в основных сферах деятельности.
Третья группа состоит из двух контекстных заданий повышенного уровня.
Задание 19 направлено на проверку умений анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы. «Современный человек получает массу информации из самых раз-
Лискова Т.Е.
Основы разработки новой модели экзаменационной работы по обществознанию
личных источников. Взгляды, представления по поводу социальной реальности, результаты повседневной жизни человека могут подвергаться переосмыслению, обобщаться и систематизироваться в процессе изучения социальных наук. И здесь социальная компетенция пересекается с образовательной — способностью человека к освоению информации разного уровня сложности»11. Для заданий на различение суждений, отражающих факты и оценочные высказывания, конструируются небольшие тексты, по стилю приближённые к информационным сообщениям СМИ.
Завершает первую часть работы задание 20, которое предполагает умения анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека). Выполнение этого задания требует установления широкого спектра внутрикурсо-вых и межпредметных связей.
Напомним, что интегративный обществоведческий курс предполагает освоение учащимися основ социальной философии, социальной психологии, философии, культурологии, религиоведения, экономики, социологии, политологии, правоведения. Поэтому при составлении заданий этого типа чрезвычайно важно, действуя в рамках объектной парадигмы, интегрировать фрагментарные знания учащихся об отдельных социальных объектах.
Оптимизация первой части работы не сопровождалась введением новых типов заданий. Как правило, это задания, которые традиционно (до 2015 года) входили в часть 2 (задания 1, 2, 3, 5, 6, 8, 9, 12, 14-20). Задания 4, 7, 11 и 13. Это модификация хорошо известного нам задания «Верны ли суждения о...» в известном формате множественного выбора из спис-
11 Прямикова Е. В. Социальные науки в современном образовании: обоснование нового подхода// Социально-гуманитарные знания. — 2009. —№ 6.
ка. Для того чтобы выполнить его, обучающиеся должны прежде всего иметь соответствующие теоретические знания. Задание 10 (задание на анализ спроса/ предложения стало заданием со множественным выбором).
Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом.
Задания 21-24 объединены в составное задание с фрагментом научно-популярного текста. Задания 21 и 22 направлены преимущественно на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде (задание 21), а также применять её в заданном контексте (задание 22). Задание 23 нацелено на характеристику (или объяснение, или конкретизацию) текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на контекстные обществоведческие знания. Задание 24 предполагает использование информации текста в другой познавательной ситуации, самостоятельное формулирование и аргументацию оценочных, прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой текста.
Задание 25 проверяет умение самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий и применять их в заданном контексте. Задание 26 оценивает умение конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия общественных наук, формирующих обществоведческий курс.
Задание-задача 27 требует: анализа представленной информации, в том числе статистической и графической; объяснения связи социальных объектов, процессов; формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, прогностических и иных суждений, объяснений, выводов. При выполнении этого задания проверяется умение применять обществоведческие знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Задание 28 требует составления плана развёрнутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. При выполнении заданий данного типа выявляются умения: систематизировать и обобщать
социальную информацию; устанавливать структурные, функциональные, иерархические и иные связи социальных объектов, явлений, процессов.
В каждом варианте работы в заданиях 21-28 в совокупности представлены пять тематических блоков-модулей.
Завершает работу альтернативное задание 29, нацеливающее экзаменующегося на написание мини-сочинения по одной из пяти предлагаемых тем. Темы задаются в виде кратких высказываний представителей общественной мысли, политических деятелей, деятелей науки и культуры. В отдельных случаях высказывания имеют афористический характер. Каждая тема-высказывание условно соотносится с одной из базовых наук обществоведческого курса (темы по социологии и социальной психологии объединены в общий блок), однако выпускники вправе раскрывать её в контексте любой общественной науки
или нескольких наук. Данное задание проверяет широкий комплекс умений, в частности умения раскрывать смысл авторского суждения, привлекать изученные теоретические положения общественных наук, самостоятельно формулировать и конкретизировать примерами свои рассуждения, делать выводы.
Приведённый в статье обзор структуры и содержания экзаменационной модели позволяет говорить о том, что КИМ по обществознанию реализуют деятель-ностный подход и позволяют осуществить многоаспектную проверку широкого спектра предметных умений, видов познавательной деятельности и знания об обществе в единстве его сфер и базовых институтов, о социальных качествах личности и об условиях их формирования, о важнейших экономических явлениях и процессах, политике и праве, социальных отношениях, духовной жизни общества.