Научная статья на тему 'Формирование базовых понятий у выпускников в курсе обществознания'

Формирование базовых понятий у выпускников в курсе обществознания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
618
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕГЭ / ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ / КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ / БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ / ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ / USE / SOCIAL STUDIES ASSESSMENT CRITERIA / BASIC CONCEPTS / CONCEPT DEFINITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дрянных Наталия Викторовна

Статья посвящена особенностям формирования у обучающихся базовых понятий курса обществознания. Анализируются типичные ошибки обучающихся, допускаемые в процессе выполнения задания, проверяющего умение самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий и применять их в заданном контексте, в частности, при раскрытии смысла понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept Formation In The Course Of Social Studies

The article deals with the process of concept formation in the course of social studies. The author analyzes typical mistakes made by the students when doing the task on revealing the essence of key social science concepts and using them in the given context.

Текст научной работы на тему «Формирование базовых понятий у выпускников в курсе обществознания»

Инструментарий

И 11 I М I М N I N I I 11 N 111

1 2 3

I I I I I I I I I M I I I I I I I I I I I I I

Формирование базовых понятий у выпускников в курсе обществознания

Дрянных

Наталия Викторовна

кандидат философских наук, доцент кафедры философии Вологодского государственного университета, председатель Региональной предметной комиссии по обществознанию, г. Вологда, dryanih@yandex.ru

Ключевые слова: ЕГЭ, обществознание, критерии оценивания, базовые понятия, определение понятия

Экзаменационная работа по обществознанию представляет собой единство базовых общественных наук, каждое из заданий работы оценивает конкретные навыки и умения. Задания различны по содержанию, форме и уровню сложности. В совокупности они позволяют проверить качество овладения содержанием курса и степень сформированности у обучающихся различных интеллектуальных умений. Это умения последовательно и непротиворечиво излагать свои мысли в письменной форме, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, конкретизировать их в научных понятиях и суждениях, обоснованно доказывать собственную позицию по поводу предложенной социальной проблемы.

В отличие от базовых задания высокого уровня сложности вызывают у обучающихся наибольшее затруднение, т.к. предполагают продуктивную умственную деятельность, характеризующуюся преодолением стереотипных и усреднённых знаний. Они нацелены на выявление «выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки»1, определение у них способности осуществлять процесс опосредствованного отражения действительности.

Сложность данных типов заданий проявляется не только в том, что экзаменуемый должен качественно усвоить теоретические знания, прочно овладеть терминологией, но и использовать собственный практический опыт, приобретённый на протяжении всего процесса обучения. Он должен обладать «совокупностью теоретических знаний, ... широким кругозором и уровнем интеллекта, способствующим формированию навыков самообразования и саморазвития»2.

Особое место среди заданий высокого уровня сложности занимают задания на проверку следующих умений: составлять план развёрнутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса (задание 28); самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий и применять их в заданном контексте (задание 25); раскрывать смысл авторского суждения, привлекать изученные теоретические положения общественных наук, самостоятельно формулировать и конкретизировать примерами свои рассуждения, делать выводы в форме мини-сочинения (задание 29)3. Каждое из этих заданий, по сути, опирается на базовые понятия. Как считает А. С. Чикишева, «овладение обществоведческой терминологией — это усвоение обучающимися наиболее

1 Лискова Т.Е. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по обществознанию // Педагогические измерения. — 2017. — № 3 — С. 69.

2 Гузакова О.Л. Особенности формирования экономической культуры выпускников вузов // Современное общество и власть. — 2016. — № 3(9). — С. 46.

3 Котова О.А., Лискова Т.Е. КИМ ЕГЭ по обществознанию: тенденции и перспективы развития // Педагогические измерения. -2018. — № 2. — С. 39-47.

Дрянных Н.В.

Формирование базовых понятий у выпускников в курсе обществознания

важных, специфических признаков социальных фактов, отражение в их сознании общественных событий и явлений в наиболее существенных связях и отношениях»4.

Именно усвоение базовых понятий является наиболее сложным в процессе усвоения обществоведческих знаний. В отличие от обыденных понятий, основанных на личном жизненном опыте, обучающийся в курсе обществознания должен усвоить научные понятия или термины, встроенные в систему теоретических знаний. Так, в политологии базовыми понятиями можно считать такие, как «государство», «партия», «власть», «демократия», «гражданское общество» и др. В экономике — это «экономические ресурсы», «рынок», «потребитель», «безработица», «банки», «инфляция» и т.д.

В явном виде оценка сформированно-сти базовых понятий представлена в задании 25, которое проверяет умение самостоятельно раскрывать смысл ключевых, базовых обществоведческих понятий и применять их в заданном контексте, тем самым отличать мыслимые в нём предметы или свойства от других. Как сказано в Методических рекомендациях по оцениванию выполнения заданий КИМ ЕГЭ с развёрнутым ответом, это задание оценивает «раскрытие смысла указанного базового понятия (его сущности, основных признаков), раскрытие определённых аспектов данного понятия (его видов, типов, форм, взаимосвязь с другими понятиями, формулирование суждений и др.), характер приводимых суждений»5.

Усвоение ключевых обществоведческих понятий — это довольно сложный мыслительный процесс, требующий выявления обучающимися смысла слова. В логике данную операцию называют определением понятия или дефиницией (от лат. йе/шШо — определение). С помощью дефиниции базовых понятий в явной форме раскрывается содержание или смысл понятия и тем самым очерчивается круг определяемых предметов, их существенных призна-

4 Чикишева П. С. Использование «Облака слов» при работе с обществоведческой терминологией в процессе преподавания истории и обществознания // Среднее профессиональное образование. — 2015. — № 11 — С.30.

5 Лазебникова А.Ю., Котова ОА., Лискова Т.Е.

Обществознание // Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развернутым ответом

[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fipi.ru/ege-i-gve-Шdlya-predmetnyh-komissiy-subektov-rf

ков, которые входят в данное понятие, раскрывается сущность предмета. Например: «Конституционный строй есть система основополагающих базовых общественных отношений, устанавливаемых и охраняемых Конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства». В данном случае это определение такого феномена общественной жизни, как «конституционный строй». А поскольку понятие непременно выражается словом или словосочетанием, то определение понятия есть вместе с тем раскрытие его смысла.

Для того чтобы правильно решать задания такого типа, необходимым представляется знание прежде всего правил и возможных ошибок при раскрытии смысла понятия. Так, первое правило гласит, что «определение должно быть соразмерным, то есть объём определяемого понятия должен быть равен объёму определяющего понятия»6. Это значит, что понятие, которое необходимо раскрыть (определяемое), полно и точно раскрывается через объём определяющего. Например, в определении смысла понятия «инфляция» как «процесса обесценивания денег и снижения их покупательной способности, проявляющегося в росте общего уровня цен», базовым или родовым является понятие «инфляция», смысл которого необходимо раскрыть. Определяемым в этом случае будет «процесс обесценивания денег и снижения их покупательной способности, проявляющийся в росте общего уровня цен». Соответственно, зная структуру определения базового понятия, обучающийся правильно и точно сможет выполнить требования, представленные в задании.

В то же время анализ ответов экзаменуемых показывает, что выпускниками не всегда даются чёткие и конкретные определения понятия, допускаются неточности в ответе, что значительно снижает качество ответа и его оценивание экспертами. Типичные ошибки в определении смысла понятия заключаются в том, что большинство школьников дают «слишком широкое определение» или «слишком узкое определение».

Так, в раскрытии смысла понятия «инфляция» обучающиеся допускают ошибку,

6 Гетманова А.Д. Логика: учебник. — М.: КНОРУС, 2016. — С. 35.

Инструментарий

когда определяют данное понятие только как «процесс обесценивания товара» или «процесс в экономике, когда денег на рынке больше, чем того требуют потребности населения». Эти определения ошибочные как по содержанию, так и по форме, ибо в них не раскрывается смысл понятия, а даётся лишь представление о нём.

Можно привести пример ещё одного неправильно сформулированного определения понятия. Например: «Совесть — осознание человеком ответственности перед собой за свои действия и поступки». В этом случае обучающийся показывает узость представления о таком базовом для обще-ствознания понятии, как «совесть», ибо не понимает, что ответственность также необходима и перед обществом, а не только перед собой. Другим примером неправильно сформулированного понятия является такое, как «Конституция — это закон».

Ещё одной серьёзной ошибкой при выполнении задания 25 является то, что выпускники не всегда дают чёткие и ясные определения, нарушая требования логического мышления. Запутанные определения не выполняют своей основной роли, они не раскрывают в краткой форме содержания определяемого понятия, их усложнённые формулировки трудно запомнить. Суть этого правила состоит в том, что «должны быть известны смыслы или значения терминов, входящих в определяющее понятие»7. Например: «Красота есть индивидуально неповторимое выражение родовой сущности человека». При нарушении этого правила возникает ошибка «неясное определение». Более того, нарушение данного правила ведёт к искажению самого смысла базового понятия, подмене его другим, что неизбежно влечёт снижение баллов обучающемуся.

Ещё одной распространённой ошибкой при выполнении задания 25 выступает определение через само себя или через понятия, которые, в свою очередь, определяются с помощью определяемого понятия. Например: «Человек есть человек», или: «Общественный прогресс — это прогрессивное развитие общества, направленное на улучшение общественной жизни».

Простейшим видом «круга», часто встречающегося в работах выпускников,

7 Гетманова А.Д. Логика: учебник. — М. : КНОРУС, 2016. — С. 36.

выступает тавтология («от греч. Tauto — то же самое и logos — слово») или речевая избыточность (многословие), проявляющаяся в смысловом дублировании целого или его части. Например: «Дееспособность граждан — это деятельная способность действовать», или: «Адвокат есть лицо, занимающееся адвокатской деятельностью». Такие ошибки встречаются в работах выпускников довольно часто, что стало одной из причин детализации критериев оценивания задания 25 в КИМ ЕГЭ 2019 г.8

Владея низкой культурой формирования базовых понятий, выпускники в ответах на первый вопрос могут заменять определения сходными с определением операциями. Это сравнение, описание, характеристика и др. Так, сравнение устанавливает лишь сходство или различие одних понятий с другими, но не раскрывает смысл слова. Например: «Организованная преступность есть не что иное, как партизанская война против общества». Используя эти приёмы, обучающийся не раскрывает смысл понятия, а лишь уточняет его некоторые особенности. Определение же отличается тем, что в нём указываются такие общие и существенные признаки предмета, каждый из которых необходим, а вместе они достаточны для выделения предмета среди других сходных предметов.

Таким образом, усвоение понятий — сложный и длительный процесс, который начинается с начальной школы и заканчивается в 11-м классе. Усвоение базовых понятий поможет выпускникам грамотно составить не только сами предложения, но и раскрыть смысл понятия по содержанию и форме.

Разумеется, содержащаяся в определении «сжатая» информация о предмете не может дать достаточно полного знания о нём. Вместе с тем, раскрывая главное в предмете, определение позволяет выделить данный предмет, отличить его от других предметов, предостерегает от смешения понятий, от путаницы в рассуждениях. И в этом огромная ценность определений в познании и практической деятельности.

8 Лискова Т.Е. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года по обществознанию // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.fipi.ru/sites/default/files/ document/1535372249/obshchestvoznanie_2018.pdf, с. 20-22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.