Научная статья на тему 'ЕГЭ по обществознанию: мифы и реальность'

ЕГЭ по обществознанию: мифы и реальность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
993
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / UNIFIED STATE EXAMINATION / СОЦИАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ О ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ / SOCIAL STEREOTYPES ON SOCIAL STUDIES USE / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / EDUCATIONAL RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таньшина Наталья Александровна

В статье дана характеристика социальных стереотипов о ЕГЭ по обществознанию, предпринята попытка оценки справедливости данных стереотипов в свете анализа содержания курса обществознания, структуры и содержания КИМ ЕГЭ по предмету, а также результатов выполнения отдельных заданий ЕГЭ по обществознанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Таньшина Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Studies Use: Myths And Reality

We present the characteristics of social stereotypes on Social Sudies USE and attempt to assess their justification analyzing the Social Studies course and the content and structure of the USE measuring instruments as well as the results of students on certain items.

Текст научной работы на тему «ЕГЭ по обществознанию: мифы и реальность»

1 2 3

111111111111111111111111

ЕГЭ по обществознанию: мифы и реальность

Ключевые слова: единый государственный экзамен, социальные стереотипы о ЕГЭ по обществознанию, образовательные результаты.

В современной школе механизмом итоговой оценки образовательных результатов является единый государственный экзамен (ЕГЭ)1. Несмотря на то, что ЕГЭ является формой государственной итоговой аттестации выпускников на протяжении 15 лет, споры вокруг него не утихают. Активизация общественных дискуссий на эту тему наблюдается ежегодно на фоне начала кампании ЕГЭ в основные сроки. Кроме того, тема ЕГЭ является одной из основных «фишек» предвыборной агитации некоторых политических партий. Такой общественный интерес к данной проблеме понятен и объясним. Школа как социальный институт выполняет социальный заказ на образование и воспитание граждан. Данный социальный заказ выступает результатом согласования интересов личности, общества и государства.

Огромный общественный резонанс вызван тем, что ЕГЭ затрагивает интересы как участников образовательного процесса, так и общества в целом. В качестве «групп интересов» выступают выпускники, родители, учителя общеобразовательных организаций, высшая школа, институты гражданского общества, неравнодушные граждане, государство. Основные вопросы, вокруг которых ведутся споры, можно свести к двум основным моментам: процедура ЕГЭ, содержание КИМов.

В настоящее время продолжается процесс реформирования образования, который связан с переходом на ФГОС, разработкой концепций преподавания школьных дисциплин, в том числе и обществознания, изменения подходов к системе оценки качества образования.

В данной статье будет предпринята попытка анализа существующих в обществе «мифов о ЕГЭ» и их соотношения с реальным накопленным опытом.

Известно, что ЕГЭ по обществознанию является самым популярным экзаменом по выбору на протяжении многих лет. Многие склонны объяснять причину такой популярности тем, что это «самый лёгкий экзамен». Примерно так рассуждают многие учащиеся 9-х классов, когда принимают решение о выборе ОГЭ по обществознанию. В 2016 году, например, 90% выпускников 9-х классов приняли такое решение в нашем регионе.

Данное заблуждение приводит часть выпускников 11-х классов к мнению о том, что к ЕГЭ по обществознанию (в отличие от математики, физики, химии и др.) можно специально не готовиться, потому что «и так как-нибудь получится сдать». Доля таких выпускников значительна среди участников экзамена, которые в текущем году получили, например, 40 баллов и не перешли порог.

1 Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года с изменениями

Таньшина Наталья Александровна

учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ села Плеханово Грязинского муниципального района Липецкой области», tanshina.natalya@yandex.ru

2015-2016 года (глава 6, статья 59).

Главная реальная причина, по которой выпускники выбирают и сдают ЕГЭ по обще-ствознанию, заключается в том, что результаты данного экзамена необходимы для поступления в вузы на самые различные специальности. Нельзя не заметить, что и специфика данного курса, к которой стоит отнести его практикоориентированность, нацеленность на социализацию личности, связь с личным социальным опытом, делает данный предмет и интересным, и любимым для многих учащихся.

Для того, чтобы сделать обоснованный вывод о том, действительно ли школьный курс обществознания является «лёгким предметом», необходимо охарактеризовать его структурную и содержательную составляющие и соотнести это с результатами ЕГЭ.

Обществознание — школьный предмет, который носит интегративный характер. Он включает в себя основы знаний нескольких социальных наук: философии, социологии, политологии, юриспруденции, экономики. То есть к моменту выхода на ЕГЭ выпускник должен освоить огромный пласт теоретической информации. Часть материала, изучаемого в школьном курсе обществознания, обладает высокой степенью абстрактности базовых понятий и высокой степенью сложности теоретического материала (например, темы «Познание», «Теория государства» и др.). Объектами контроля являются не только знания об обществе в единстве его основных сторон и базовых институтов, социальных качествах личности и условиях их формирования, ключевых познавательных процедурах и особенностях социального познания; знания в сфере экономики, политики, права, социальных отношений, духовной жизни, но также и основные компетенции личности2. Участники экзамена должны иметь хорошую теоретическую подготовку, уметь применять теоретические знания в заданном контексте, уметь давать развёрнутые ответы в соответствии с требованиями задания.

Необходимо отметить, что КИМы по об-ществознанию содержат 9 заданий с развёрнутым ответом. Комплекс данных заданий проверяет сформированность универсаль-

ных учебных действий и базовых компетенций личности.

Часть заданий (21—24) оценивают умение работать с неадаптированным научно-популярным текстом. Первые два задания проверяют понимание содержания текста. Два других задания предполагают самостоятельное формулирование и аргументацию оценочных, прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой текста. Задание

25 требует умения самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий и применять их в заданном контексте. Задание

26 проверяет умение конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия обществоведческого курса. Для выполнения задания 27 необходимо уметь применять обществоведческие знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. Задание 28 выявляет умение систематизировать и обобщать социальную информацию, устанавливать и отражать в плане структурные, функциональные, иерархические и иные связи социальных объектов, явлений, процессов. 29-е задание (мини-сочинение) проверяет широкий комплекс умений: раскрывать смысл авторского суждения, привлекать изученные теоретические положения общественных наук, самостоятельно формулировать и конкретизировать примерами собственные рассуждения, делать выводы.

Таким образом, даже краткая характеристика структуры и требований КИМ, на мой взгляд, является свидетельством того, что на самом деле ЕГЭ по обществознанию отнюдь не лёгкий, он предъявляет высокие требования к уровню теоретической подготовки участников экзамена и владения ключевыми компетенциями личности.

Помимо представления о «лёгкости ЕГЭ по обществознанию» бытует мнение о том, что ЕГЭ — «угадайка», а также что можно «натаскать» на ЕГЭ (это относится к ЕГЭ по любому предмету).

Тестологи считают, что доля «случайных попаданий» в правильные ответы для заданий с единственным правильным ответом может варьироваться от 10 до 50% в зависимости от количества заданий в тесте, типов и особенностей формулирования заданий. Это справедливо при условии, что задания проверяют

2 Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2016 году единого государственного экзамена по обществознанию. — http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory.

знания, которые должны быть просто запомнены и воспроизведены в неизменном виде3.

Возможно, не стоит на данном моменте останавливаться подробно в связи с тем, что из КИМов исключены задания с выбором 1 ответа. Хочется отметить лишь, что опыт работы в региональной предметной комиссии и анализ результатов ЕГЭ из года в год подтверждают вывод о том, что причиной неуспеха на ЕГЭ является большое количество ошибок, допущенных при выполнении первой части экзамена. Возникает вопрос: если всё так просто и возможно угадать, почему этого не происходит?

Далее хотелось бы разобраться в том, возможно ли «натаскать на ЕГЭ» и на какое количество баллов может рассчитывать «натасканный» выпускник. Действительно, часть заданий ЕГЭ по любому предмету проверяет базовые знания выпускников. Когда говорят о «натаскивании», прежде всего речь идёт именно об этих заданиях. Для выполнения таких заданий необходимо, чтобы теоретическая информация по всем темам курса, проверяемым на ЕГЭ, была понята и усвоена учеником, очень желательно, чтобы вся усвоенная им информация была систематизирована.

Следующий этап подготовки к экзамену — это выполнение большого количества заданий по каждой теме. То есть за хорошими результатами выполнения заданий базового уровня стоит огромный совместный труд учителя и ученика. Поскольку на сегодняшний день не существует открытого банка заданий, из которых гарантированно будут сформированы КИМы, предугадать, какое конкретно задание попадётся на экзамене конкретному выпускнику, невозможно. Даже если предположить, что такой банк заданий был бы создан, представляется сомнительной возможность выучить наизусть несколько сотен (тысяч?) вопросов — ответов для того, чтобы гарантированно воспроизвести их на экзамене. То есть подготовка к ЕГЭ предполагает не механическое запоминание дидактических единиц, а достижение предметных и метапредметных результатов, которые позволят выпускнику сдать ЕГЭ успешно.

Необходимо заметить, что целый ряд заданий второй части (23, 24, 26, 27) предполагает возможность широкого веера ответа. Не существует единого шаблона построения ответа, который бы выпускник мог просто выучить и механически воспроизвести на экзамене. Безусловно, существует определённый алгоритм построения ответа, который участники экзамена должны освоить. Во-первых, необходимо чётко понять требование задания и определить количество компонентов ответа. Во-вторых, необходимо вспомнить обществоведческую теорию, которая необходима для построения ответа. В-третьих, необходимо сопоставить теорию с имеющимся практическим опытом (собственным или социальным) для того, чтобы подкрепить теорию примерами. Результаты выполнения данных заданий отражают не только уровень теоретической подготовки выпускника, но и показывают степень сформированности ключевых компетенций личности.

Анализ результатов проверки ЕГЭ позволяет выделить наиболее типичные ошибки, которые допускают участники экзамена при выполнении данных заданий. К их числу относятся:

• неумение применить известные из курса обществознания общие положения к анализу явлений и фактов общественной жизни;

• отсутствие навыков выявления не только законов и закономерных тенденций, но и локальных связей и отношений;

• недостаточность навыков по обобщению приведённых данных и формулировке выводов, конкретизации общих положений фактами, примерами из курса, материалов СМИ, личного социального опыта, установлению причинно-следственных связей между указанными объектами и процессами4.

Хотелось бы остановиться на задании 28, которое требует составления развёрнутого плана по заданной теме. Казалось бы, данный тип задания даёт возможность для того, чтобы «натаскать» ученика на его выполнение. Анализ результатов ЕГЭ показывает, что получить хоть какие-то баллы за данное задание удаётся примерно половине участников экзамена,

3 ЧелышковаМ.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учеб. пособие / М.Б. Челышкова. — М.: Логос, 2002. — 432 с.

4 Лискова Т.Е. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года по обществознанию [Электронный ресурс] / Т.Е. Лискова. Режим доступа: http://www.fipi.ru/ documents?field_yesar_tid=All&term_node_tid_depth=ll&field_discipline_tid=All&page=7

а на максимальный балл задание выполняют около 10% выпускников5.

Отдельного комментария требует задание 29. Это альтернативное задание по написанию мини-сочинения (эссе) по заданной теме. Тему выпускник выбирает самостоятельно из предложенного перечня. Темы заданы в виде кратких высказываний представителей общественной мысли, политических деятелей, деятелей науки и культуры. Каждая тема относится к одной из базовых наук, изучаемых в курсе обществозна-ния (философия, экономика, социология, право, политика). В своей работе выпускник должен сформулировать обществоведческую проблему, о которой говорится в высказывании, сформулировать собственную позицию по отношению к авторской точке зрения на проблему, а затем аргументированно, с примерами, желательно на теоретическом уровне доказать свою позицию.

Даже краткая характеристика требований данного задания даёт представление о том, насколько сложным оно является для участников экзамена. Подтверждением данного суждения являются результаты ЕГЭ. Около 25% участников экзамена удаётся получить за данное задание 1 балл (из 5 максимально возможных). Этот балл выставляется по первому критерию оценивания за верное понимание смысла высказывания. Только 6—7% выпускников получают максимальный балл по второму критерию, который оценивает качество теоретической аргументации. И от 9 до 14% выпускников получают максимальный балл за корректно приведённые примеры6.

Готовя своих учеников к экзамену, каждый учитель организует работу над эссе по основным обществоведческим темам, которые часто встречаются в афоризмах — темах эссе. Но даже качественно проведённая работа не гарантирует участнику экзамена получения высоких баллов за это задание. Воспроизведение на репродуктивном уровне «домашних заготовок» позволяет получить 1—2 балла за мини-сочинение. Дело в том, что каждый афоризм предлагает нам проанализировать одну

из ключевых обществоведческих проблем под определённым углом зрения.

В качестве примера приведу темы эссе, которые встречались в разные годы на экзамене:

• «Прогресс указывает только направление движения, и ему безразлично, что ожидает нас в конце этого пути — благо или зло» (Й. Хейзинга);

• «Прогресс технологии одаряет нас всё более совершенными средствами для движения вспять» (О. Хаксли);

• «Революция — варварский способ прогресса» (Ж. Жорес);

• «Прогресс наук и машин — это полезное средство, но единственной целью цивилизации является развитие человека» (Э. Флай-ано).

Очевидно, что все эти афоризмы предполагают изложение теории по теме «Прогресс», но в одном случае надо сосредоточиться на проблеме противоречивости прогресса, в другом — проанализировать предпочтительность форм прогресса, а в третьем — порассуждать о критериях прогресса. Для того, чтобы понять это, выпускник должен иметь хорошую теоретическую подготовку, которая поможет ему верно выстроить логику рассуждения. Кроме того, выпускник должен иметь опыт формулирования корректных примеров, которые являются органичной составляющей эссе.

Позволю напомнить, что в соответствии с критериями оценивания для получения максимального балла по третьему критерию примеры должны быть из различных источников (из истории, литературы или других наук, из социальной жизни или личного опыта)7. Становится очевидным, что для выполнения требования данного критерия выпускник должен обладать элементарным кругозором, который является результатом его интеллектуального развития.

Хорошую почву для размышлений на тему «натаскивания на ЕГЭ» даёт нам опыт ЕГЭ-2013. На сегодняшний день официально признано, что в 2013 году произошла утечка информации, варианты ЕГЭ появились в Интернете, и у выпускников появилась возмож-

5 Таньшина H.A. Отчёт о результатах методического анализа результатов ЕГЭ по обществознанию в Липецкой области в 2015 году [Электронный ресурс] // Статистико-аналитический отчёт о результатах ЕГЭ Липецкой области. Режим доступа: http://cmoko48.1ipetsk.ru/cmoko.aspx?item=133

6 Там же.

7 Демоверсия контрольных измерительных материалов для проведения в 2016 году единого государственного экзамена по обществознанию. — http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory.

ность проработать задания накануне экзамена со всеми имеющимися подручными средствами. Можно было предположить, что результаты ЕГЭ окажутся «аномально высокими». Но этого не произошло. Основная масса результатов находилась в диапазоне от 40 до 70 баллов. В целом результаты оказались сопоставимы с предыдущим и последующим годами. Данный факт ещё раз подтверждает, что для получения высоких результатов недостаточно умения воспроизводить заранее усвоенную информацию на репродуктивном уровне.

Подведём итоги.

Расхожее представление о лёгкости ЕГЭ по обществознанию является заблуждением, поскольку КИМы предъявляют высокие требования к уровню теоретической подготовки участников экзамена, а также требуют овладения ключевыми компетенциями личности. Задания ЕГЭ по обществознанию обладают высокой дифференцирующей возможностью в определении уровня подготовки выпускников. Только 1,5—2% участников экзамена получают очень высокие баллы. Именно данная категория выпускников может претендовать

на поступление в лучшие вузы страны. Как показывает практика, эти выпускники успешно справляются с дополнительными испытаниями, которые имеют право проводить такие вузы. Многие высокобалльники являются победителями и призёрами различных этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, вузовских олимпиад. Понимание данного факта ещё раз подтверждает, что успешная сдача ЕГЭ по обществознанию отнюдь не случайность.

Социальные стереотипы о ЕГЭ-»угадайке» и возможности «натаскивания» на ЕГЭ также не соответствуют реалиям. Ещё раз хочется отметить, что воспроизведение информации на репродуктивном уровне не даёт возможности получения максимальных баллов (а иногда и баллов вообще) за выполненные задания. Успех на ЕГЭ есть результат кропотливого ежедневного труда учителя и ученика по формированию системных теоретических знаний, а также ключевых компетенций личности. В результате такой работы происходит развитие личности ребёнка, что и является главной целью образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.