Научная статья на тему 'Рекомендации по подготовке выпускников к выполнению заданий 25 и 26 Ким егэ по обществознанию'

Рекомендации по подготовке выпускников к выполнению заданий 25 и 26 Ким егэ по обществознанию Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
254
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИМ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ / ЗАДАНИЯ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ / EXTENDED RESPONSE ITEMS / ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ / ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ / PRACTICAL APPLICATION OF THE SOCIAL STUDIES / SOCIAL STUDIES USE / NOTIONS DEFINITIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ельманова Светлана Алексеевна

В статье даются практические рекомендации по подготовке выпускников к выполнению заданий с развернутым ответом КИМ ЕГЭ по обществознанию. На основе анализа содержания и спектра умений, проверяемых заданиями, а также требований к полному правильному ответу, изложенных в тексте заданий, описываются стратегии их выполнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Recommendation For Preparation Of The School-leavers To Do Items 25 And 26 Of The Social Studies USE

We give practical recommendations on how to do the extended response items in the Social studies USE. Looking at the abilities that the items test and the requirements to the complete correct answer we describe the strategy of doing the items.

Текст научной работы на тему «Рекомендации по подготовке выпускников к выполнению заданий 25 и 26 Ким егэ по обществознанию»

I |! I 11

1 2 3

ili 1111111111111111111

рекомендации по подготовке выпускников к выполнению заданий 25 и 26 КИМ ЕГЗ по обществознанию

Ельманова

Светлана Алексеевна

учитель истории и обществознания ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1562 имени Артёма Боровика», [email protected]

Ключевые слова: КИМ ЕГЭ по обществознанию, задания с развёрнутым ответом, определение понятий, практическое применение обществоведческих знаний.

ЕГЭ по обществознанию представляет собой «форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов)»1. Образовательные программы составляются исходя из требований стандарта образования к уровню подготовки выпускников средней школы. Образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы, в том числе и к предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами2.

Хорошим примером проверки усвоенных знаний и умений являются задания с развёрнутым ответом второй части ЕГЭ по обществознанию, в частности, задания 25 и 26. В этих заданиях выпускники должны продемонстрировать как сами знания по предмету, так и умение применять их на практике, что соответствует образовательному стандарту, где сказано, что освоение интегрированного учебного предмета «Обществознание» должно отражать: «... 2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук; .6) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений»3.

Задание 25 проверяет умение самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий и применять их в заданном контексте. Задание 26

1 Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году единого государственного экзамена по обществознанию. - http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversiispecifikacii-kodifikatory.

2 Учительская газета. Независимое педагогическое издание. - http://www.ug.rU/new_standards/5 - II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы.

3 Учительская газета. Независимое педагогическое издание. - http://www.ug.rU/new_standards/5 - II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы. 9.2. Общественные науки. Обществознание (базовый уровень).

проверяет умение конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия общественных наук, формирующих обществоведческий курс4. Эти задания относятся к высокому уровню сложности и требуют от выпускника серьёзной подготовки. Рассмотрим задания на конкретных примерах и приведём алгоритм их решения, а также критерии проверки решения таких заданий экспертами.

Задание 25 представляет собой формализованное задание, в котором чётко описана структура полного верного ответа. Зная эту структуру и критерии правильного ответа, выпускник с помощью освоенных знаний по предмету сможет привести полный правильный ответ. Приведём пример этого задания (см. пример 1).

Пример 1

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим» ? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критерии (-ях) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима5.

Структура данного задания следующая: определение указанного понятия и два предложения с указанными требованиями. Таким образом, выпускник должен дать определение понятию, а затем составить два предложения. Очень важно выполнить все требования. Если выпускник не даёт определение указанному понятию, то за задание ставится 0 баллов. Это справедливо, т.к., не зная определения понятия, невозможно рассуждать о нём в последующих предложениях.

В приведённом примере указано понятие «политический режим». Выпускник должен знать, что политический режим является одной из форм государства. Как форма государства, политический режим представляет собой способ организации политической си-

4 Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году единого государственного экзамена по обществознанию. - http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/ demoversiispecifikacii-kodifikatory.

5 Демонстрационный вариант контрольных измери-

тельных материалов для проведения в 2017 году единого го-

сударственного экзамена по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. - http://

www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversiispecifikacii-kodifikatory.

стемы, который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране. В широком смысле слова политический режим характеризует реальное распределение политической власти и влияние в государстве и обществе. В более узком значении слова политический режим характеризуется как совокупность способов и методов осуществления государственной власти. В разных источниках можно встретить близкие по смыслу определения. Поэтому в задании не требуется конкретно то или иное определение понятия. Например: политический режим — это совокупность методов и способов осуществления государственной власти/ИЛИ политический режим обществоведы определяют как способ организации и осуществления государственной власти. Определение указанного в задании понятия должно раскрывать его смысл, подходит любое, не искажающее смысла понятия определение. На это особо указывается в критериях оценивания при описании верного ответа:

«Смысл понятия, например: совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество. (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)»6:

Переходим к составлению предложений с указанными требованиями к содержанию. В первом предложении требуется указать информацию о критерии (-ях) выделения типов политических режимов. Зная о том, что политический режим определяет меру политической свободы общества, а также распределение политической власти и влияние в государстве и обществе, что следует из определения данного понятия, можно составить требуемое предложение. Например, одним из критериев выделения политических режимов является мера/уровень политической свободы граждан в государстве. Обращаю внимание, что в критериях указано на вариативность ответов выпускников:

«Одно предложение с информацией о критерии (-ях) выделения типов политических режимов, опирающейся на знание курса. Например: критерием выделения демократических и недемократических режимов является уровень политической свободы общества. (Может быть

6 Там же.

составлено любое другое предложение, содержащее информацию о критерии (-ях) выделения типов политических режимов.)1

Таким же образом составляем второе предложение, раскрывающее особенности демократического режима. Здесь уже необходимо обратиться к знаниям принципов/ признаков демократии. К принципам/признакам демократического политического режима относятся: признание народа высшим источником власти; выборность основных органов государства; равноправие граждан и, прежде всего, равенство их избирательных прав; подчинение меньшинства большинству при принятии решений; соблюдение прав человека, их приоритет над правами государства; конституционное ограничение власти большинства над меньшинством; уважение прав меньшинства на собственное мнение и его свободное выражение; верховенство закона; разделение властей и др.8 Указание одного или нескольких принципов/признаков демократии будет достаточно для правильного ответа. Например, одной из особенностей демократического политического режима является приоритет прав человека и гражданина над правами государства/ИЛИ отличием демократического политического режима являются выборы на альтернативной основе, позволяющие реализовать принцип политического плюрализма и многопартийности. Главное, чтобы ответ содержал объективную информацию по данному вопросу и не имел существенных ошибочных суждений. Так же, как и в предыдущем предложении, в критериях указывается на вариативность ответов выпускников:

«Одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса особенности демократического режима. Например: Особенностью демократического режима является гарантия политических прав и свобод граждан. (Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса особенности демократического режима.)9

Возьмём другой пример задания из открытого банка ЕГЭ по обществознанию (см. пример 2).

Пример 2

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная стратификация»?Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о различных критериях социальной стратификации, и одно предложение, раскрывающее роль среднего класса в современном обществе10.

1. Как и в предыдущем примере, начинаем с определения понятия. Вполне возможно, что, переволновавшись, выпускник забудет определение, которое учил. Но если он обладает пониманием сущности понятия, то ему по силам самому составить определение. Достаточно вспомнить, что страта — это слой. В геологии — слой земли, в обществознании — слой общества. Значит, стратификация — расслоение общества, деление общества на специальные слои (страты) путём объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нём представление о социальном неравенстве.

2. Приступаем к составлению первого предложения. Готовясь к экзамену, выпускник наверняка читал о теории социальной стратификации, основоположником которой является Питирим Сорокин. Именно он и заложил в основу стратификации первые четыре критерия, которые необходимо назвать в ответе на это задание. Например:

— Критериями социальной стратификации являются размер дохода, доступ к власти, уровень образования и престиж профессии.

ИЛИ

— Критериями социальной стратификации являются доход, власть, образование, престиж (профессиональной) деятельности.

3. Составляем второе предложение. А вот здесь выпускнику надо будет вспомнить о современной классификации общества. Даже на личном опыте выпускник знает, что в обществе есть представитель высшего, среднего и низшего классов. Представителей высшего класса быть много не может, это нереально. Рост числа представителей низшего класса может привести к социальным потрясениям — бунтам, мятежам, восстаниям, революции. Следовательно, основой стабильного общества и его

7 Там же.

8 Государство и право. - http://uris.org.ua/teoriya-gosudarstva-i-prava/ponyatie-i-pr^naki-demokratii

9 Там же.

10 Официальный сайт ФИПИ. Открытый банк заданий. Обществознание. Социальные отношения. http://85.142.162.119/os11/xmodules/qprint/index.php?proj=75 6DF168F63F9A6341711C61AA5EC578

устойчивого развития является средний класс. Именно он способствует сохранению стабильности в обществе. Об этом и должно быть предложение. Например: средний класс играет в обществе стабилизирующую роль: чем больше представителей среднего класса, тем стабильнее общество.

Задание 26 в КИМ ЕГЭ по обществозна-нию также формализовано и содержит указание на структуру ответа. В Спецификации указано, что в данном задании от выпускника требуется раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук (задание, предполагающее раскрытие теоретических положений на примерах)11. Сразу обращу внимание на то, что в данном задании проверяется умение применять полученные ранее знания на практике. И оценивается именно это умение. Рассмотрим конкретный пример из демонстрационного варианта, представленного на официальном сайте ФИПИ.

Пример 3

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания приобретения права собственности, предусмотренные Гражданским кодексом РФ12.

Выпускник должен понимать, что от него требуется в данном задании. Здесь всегда необходимо иллюстрировать примерами требуемые теоретические положения. Наилучший подход к выполнению задания такой: называете теоретический аспект, который требуется в задании, и приводите пример, иллюстрирующий его. Возможно, это будет пример реализации каких-либо функций указанного социального института, или пример конкретизации какого-либо вида/ типа указанного обществоведческого понятия, или, как в данном примере, способы приобретения права собственности. Естественно, имеются в виду законные способы, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.

Для ответа на данное задание, выпускнику необходимо будет вспомнить, что в

11 Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году единого государственного экзамена по обществознанию. - http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversiispecifikacii-kodifikatory.

12 Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году единого го-

сударственного экзамена по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. - http:// www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversiispecifikacii-kodifikatory.

статьях 218—234 Гражданского Кодекса РФ перечисляются основания приобретения права собственности. Естественно, никто не требует от выпускника знания номеров статей и их подробного содержания. Однако, в курсе предметов «Обществознание», «Право» и «Экономика», способы приобретения права собственности изучаются. Поэтому, как на базовом, так и на профильном уровне обучающиеся 10-11-х классов знакомятся с основными аспектами Гражданского Кодекса РФ.

Предполагаемый ответ может выглядеть

так:

1. Обмен/мена — Александр обменял серию почтовых марок на другую равноценную серию почтовых марок, пополнив тем самым свою коллекцию.

2. Наследство — Роман, согласно завещанию, составленному его дедушкой, наследует его двухкомнатную квартиру.

3. Покупка/купля-продажа — Валентин приобрёл в букинистическом магазине первое издание собраний сочинений Л.Н. Толстого.

Естественно, что примеры могут быть другие. В критериях оценивания ответов указано на вариативность ответов выпускников. Главное условие, чтобы теоретические аспекты не искажали действительность, не содержали ошибочных данных и не были абстрактными, не имеющими отношения к указанному обществоведческому понятию, событию или явлению, а также были конкретизированы на примерах и в нужном количестве, обычно требуется три наименования и соответствующие им примеры.

Рассмотрим пример задания из открытого банка ЕГЭ по обществознанию.

Пример 4

В современном обществе происходит изменение функций семьи. Некоторые из них реализуются совместно с другими социальными институтами или в той или иной степени передаются им. Проиллюстрируйте данное утверждение на примере любых трёх функций семьи (сначала назовите функцию семьи, затем покажите её изменение во взаимодействии с другим(-и) социальным(-и) институтом(-ами))13.

13 Официальный сайт ФИПИ. Открытый банк заданий. Обществознание. Социальные отношения. Шр://85.142.162.1 19/os11/xmodules/qprint/index.php?proj=75 6DF168F63F9A6341711C61AA5EC578

96

В этом задании у выпускника спрашивается знание функций семьи и понимание, как они реализуются в современном мире. Не секрет, что сегодня многие из этих функций дублируются или полностью выполняются другими социальными институтами.

Ответ может быть таким:

1. Воспитательная/обучающая/функция, функция социализации — сегодня эту функцию в большей мере выполняет система образования, оставляя семье функцию первичной социализации, но и для самых маленьких детей создаются ясельные группы в детском саду, где детей учат тому, чему должны были научить родители.

2. Эмоциональная/духовно-психотерапевтическая функция — сегодня эту функцию часто выполняют психологи, так же эту функцию могут выполнять и представители церкви.

3. Досуговая/рекреационная функция — сегодня провести свободное время можно в торго-во-развлекательном центре, а также в более традиционных местах развлечения: театре, кино.

Безусловно, выпускник может привести другие функции и соответствующие им примеры, главное, чтобы они верно отражали смысл задания.

В заключение хочу обратиться к выпускникам и их педагогам. ЕГЭ является всего лишь одним из способов проверки знаний и умений выпускников, получивших среднее общее образование. Любая форма проведения экзамена предполагает, что экзаменуемый имеет определённые знания, обладает требуемыми как предметными, так и метапредметными умениями. И задания с развёрнутым ответом предоставляют возможность продемонстрировать эти знания и умения. Поэтому для успешной сдачи экзамена выпускнику требуется активизировать свой багаж знаний и познакомиться с демонстрационным вариантом экзамена. На официальном сайте ФИПИ есть открытый банк заданий по всем экзаменуемым предметам, в том числе и по обществознанию. Можно обратиться к этому банку заданий, потренироваться в выполнении предложенных заданий. Обращаю внимание выпускников на то, что задания представлены по изучаемым модулям согласно кодификатору. Решение этих заданий хорошо совместить с повторением курса. А при необходимости — обратиться к педагогу за разъяснением сложных моментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.