I |! I 11
1 2 3
ili 1111111111111111111
рекомендации по подготовке выпускников к выполнению заданий 25 и 26 КИМ ЕГЗ по обществознанию
Ельманова
Светлана Алексеевна
учитель истории и обществознания ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1562 имени Артёма Боровика», [email protected]
Ключевые слова: КИМ ЕГЭ по обществознанию, задания с развёрнутым ответом, определение понятий, практическое применение обществоведческих знаний.
ЕГЭ по обществознанию представляет собой «форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов)»1. Образовательные программы составляются исходя из требований стандарта образования к уровню подготовки выпускников средней школы. Образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы, в том числе и к предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами2.
Хорошим примером проверки усвоенных знаний и умений являются задания с развёрнутым ответом второй части ЕГЭ по обществознанию, в частности, задания 25 и 26. В этих заданиях выпускники должны продемонстрировать как сами знания по предмету, так и умение применять их на практике, что соответствует образовательному стандарту, где сказано, что освоение интегрированного учебного предмета «Обществознание» должно отражать: «... 2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук; .6) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений»3.
Задание 25 проверяет умение самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий и применять их в заданном контексте. Задание 26
1 Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году единого государственного экзамена по обществознанию. - http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversiispecifikacii-kodifikatory.
2 Учительская газета. Независимое педагогическое издание. - http://www.ug.rU/new_standards/5 - II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы.
3 Учительская газета. Независимое педагогическое издание. - http://www.ug.rU/new_standards/5 - II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы. 9.2. Общественные науки. Обществознание (базовый уровень).
проверяет умение конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия общественных наук, формирующих обществоведческий курс4. Эти задания относятся к высокому уровню сложности и требуют от выпускника серьёзной подготовки. Рассмотрим задания на конкретных примерах и приведём алгоритм их решения, а также критерии проверки решения таких заданий экспертами.
Задание 25 представляет собой формализованное задание, в котором чётко описана структура полного верного ответа. Зная эту структуру и критерии правильного ответа, выпускник с помощью освоенных знаний по предмету сможет привести полный правильный ответ. Приведём пример этого задания (см. пример 1).
Пример 1
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим» ? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критерии (-ях) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима5.
Структура данного задания следующая: определение указанного понятия и два предложения с указанными требованиями. Таким образом, выпускник должен дать определение понятию, а затем составить два предложения. Очень важно выполнить все требования. Если выпускник не даёт определение указанному понятию, то за задание ставится 0 баллов. Это справедливо, т.к., не зная определения понятия, невозможно рассуждать о нём в последующих предложениях.
В приведённом примере указано понятие «политический режим». Выпускник должен знать, что политический режим является одной из форм государства. Как форма государства, политический режим представляет собой способ организации политической си-
4 Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году единого государственного экзамена по обществознанию. - http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/ demoversiispecifikacii-kodifikatory.
5 Демонстрационный вариант контрольных измери-
тельных материалов для проведения в 2017 году единого го-
сударственного экзамена по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. - http://
www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversiispecifikacii-kodifikatory.
стемы, который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране. В широком смысле слова политический режим характеризует реальное распределение политической власти и влияние в государстве и обществе. В более узком значении слова политический режим характеризуется как совокупность способов и методов осуществления государственной власти. В разных источниках можно встретить близкие по смыслу определения. Поэтому в задании не требуется конкретно то или иное определение понятия. Например: политический режим — это совокупность методов и способов осуществления государственной власти/ИЛИ политический режим обществоведы определяют как способ организации и осуществления государственной власти. Определение указанного в задании понятия должно раскрывать его смысл, подходит любое, не искажающее смысла понятия определение. На это особо указывается в критериях оценивания при описании верного ответа:
«Смысл понятия, например: совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество. (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)»6:
Переходим к составлению предложений с указанными требованиями к содержанию. В первом предложении требуется указать информацию о критерии (-ях) выделения типов политических режимов. Зная о том, что политический режим определяет меру политической свободы общества, а также распределение политической власти и влияние в государстве и обществе, что следует из определения данного понятия, можно составить требуемое предложение. Например, одним из критериев выделения политических режимов является мера/уровень политической свободы граждан в государстве. Обращаю внимание, что в критериях указано на вариативность ответов выпускников:
«Одно предложение с информацией о критерии (-ях) выделения типов политических режимов, опирающейся на знание курса. Например: критерием выделения демократических и недемократических режимов является уровень политической свободы общества. (Может быть
6 Там же.
составлено любое другое предложение, содержащее информацию о критерии (-ях) выделения типов политических режимов.)1
Таким же образом составляем второе предложение, раскрывающее особенности демократического режима. Здесь уже необходимо обратиться к знаниям принципов/ признаков демократии. К принципам/признакам демократического политического режима относятся: признание народа высшим источником власти; выборность основных органов государства; равноправие граждан и, прежде всего, равенство их избирательных прав; подчинение меньшинства большинству при принятии решений; соблюдение прав человека, их приоритет над правами государства; конституционное ограничение власти большинства над меньшинством; уважение прав меньшинства на собственное мнение и его свободное выражение; верховенство закона; разделение властей и др.8 Указание одного или нескольких принципов/признаков демократии будет достаточно для правильного ответа. Например, одной из особенностей демократического политического режима является приоритет прав человека и гражданина над правами государства/ИЛИ отличием демократического политического режима являются выборы на альтернативной основе, позволяющие реализовать принцип политического плюрализма и многопартийности. Главное, чтобы ответ содержал объективную информацию по данному вопросу и не имел существенных ошибочных суждений. Так же, как и в предыдущем предложении, в критериях указывается на вариативность ответов выпускников:
«Одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса особенности демократического режима. Например: Особенностью демократического режима является гарантия политических прав и свобод граждан. (Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса особенности демократического режима.)9
Возьмём другой пример задания из открытого банка ЕГЭ по обществознанию (см. пример 2).
Пример 2
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная стратификация»?Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о различных критериях социальной стратификации, и одно предложение, раскрывающее роль среднего класса в современном обществе10.
1. Как и в предыдущем примере, начинаем с определения понятия. Вполне возможно, что, переволновавшись, выпускник забудет определение, которое учил. Но если он обладает пониманием сущности понятия, то ему по силам самому составить определение. Достаточно вспомнить, что страта — это слой. В геологии — слой земли, в обществознании — слой общества. Значит, стратификация — расслоение общества, деление общества на специальные слои (страты) путём объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нём представление о социальном неравенстве.
2. Приступаем к составлению первого предложения. Готовясь к экзамену, выпускник наверняка читал о теории социальной стратификации, основоположником которой является Питирим Сорокин. Именно он и заложил в основу стратификации первые четыре критерия, которые необходимо назвать в ответе на это задание. Например:
— Критериями социальной стратификации являются размер дохода, доступ к власти, уровень образования и престиж профессии.
ИЛИ
— Критериями социальной стратификации являются доход, власть, образование, престиж (профессиональной) деятельности.
3. Составляем второе предложение. А вот здесь выпускнику надо будет вспомнить о современной классификации общества. Даже на личном опыте выпускник знает, что в обществе есть представитель высшего, среднего и низшего классов. Представителей высшего класса быть много не может, это нереально. Рост числа представителей низшего класса может привести к социальным потрясениям — бунтам, мятежам, восстаниям, революции. Следовательно, основой стабильного общества и его
7 Там же.
8 Государство и право. - http://uris.org.ua/teoriya-gosudarstva-i-prava/ponyatie-i-pr^naki-demokratii
9 Там же.
10 Официальный сайт ФИПИ. Открытый банк заданий. Обществознание. Социальные отношения. http://85.142.162.119/os11/xmodules/qprint/index.php?proj=75 6DF168F63F9A6341711C61AA5EC578
устойчивого развития является средний класс. Именно он способствует сохранению стабильности в обществе. Об этом и должно быть предложение. Например: средний класс играет в обществе стабилизирующую роль: чем больше представителей среднего класса, тем стабильнее общество.
Задание 26 в КИМ ЕГЭ по обществозна-нию также формализовано и содержит указание на структуру ответа. В Спецификации указано, что в данном задании от выпускника требуется раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук (задание, предполагающее раскрытие теоретических положений на примерах)11. Сразу обращу внимание на то, что в данном задании проверяется умение применять полученные ранее знания на практике. И оценивается именно это умение. Рассмотрим конкретный пример из демонстрационного варианта, представленного на официальном сайте ФИПИ.
Пример 3
Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания приобретения права собственности, предусмотренные Гражданским кодексом РФ12.
Выпускник должен понимать, что от него требуется в данном задании. Здесь всегда необходимо иллюстрировать примерами требуемые теоретические положения. Наилучший подход к выполнению задания такой: называете теоретический аспект, который требуется в задании, и приводите пример, иллюстрирующий его. Возможно, это будет пример реализации каких-либо функций указанного социального института, или пример конкретизации какого-либо вида/ типа указанного обществоведческого понятия, или, как в данном примере, способы приобретения права собственности. Естественно, имеются в виду законные способы, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.
Для ответа на данное задание, выпускнику необходимо будет вспомнить, что в
11 Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году единого государственного экзамена по обществознанию. - http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversiispecifikacii-kodifikatory.
12 Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году единого го-
сударственного экзамена по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. - http:// www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversiispecifikacii-kodifikatory.
статьях 218—234 Гражданского Кодекса РФ перечисляются основания приобретения права собственности. Естественно, никто не требует от выпускника знания номеров статей и их подробного содержания. Однако, в курсе предметов «Обществознание», «Право» и «Экономика», способы приобретения права собственности изучаются. Поэтому, как на базовом, так и на профильном уровне обучающиеся 10-11-х классов знакомятся с основными аспектами Гражданского Кодекса РФ.
Предполагаемый ответ может выглядеть
так:
1. Обмен/мена — Александр обменял серию почтовых марок на другую равноценную серию почтовых марок, пополнив тем самым свою коллекцию.
2. Наследство — Роман, согласно завещанию, составленному его дедушкой, наследует его двухкомнатную квартиру.
3. Покупка/купля-продажа — Валентин приобрёл в букинистическом магазине первое издание собраний сочинений Л.Н. Толстого.
Естественно, что примеры могут быть другие. В критериях оценивания ответов указано на вариативность ответов выпускников. Главное условие, чтобы теоретические аспекты не искажали действительность, не содержали ошибочных данных и не были абстрактными, не имеющими отношения к указанному обществоведческому понятию, событию или явлению, а также были конкретизированы на примерах и в нужном количестве, обычно требуется три наименования и соответствующие им примеры.
Рассмотрим пример задания из открытого банка ЕГЭ по обществознанию.
Пример 4
В современном обществе происходит изменение функций семьи. Некоторые из них реализуются совместно с другими социальными институтами или в той или иной степени передаются им. Проиллюстрируйте данное утверждение на примере любых трёх функций семьи (сначала назовите функцию семьи, затем покажите её изменение во взаимодействии с другим(-и) социальным(-и) институтом(-ами))13.
13 Официальный сайт ФИПИ. Открытый банк заданий. Обществознание. Социальные отношения. Шр://85.142.162.1 19/os11/xmodules/qprint/index.php?proj=75 6DF168F63F9A6341711C61AA5EC578
96
В этом задании у выпускника спрашивается знание функций семьи и понимание, как они реализуются в современном мире. Не секрет, что сегодня многие из этих функций дублируются или полностью выполняются другими социальными институтами.
Ответ может быть таким:
1. Воспитательная/обучающая/функция, функция социализации — сегодня эту функцию в большей мере выполняет система образования, оставляя семье функцию первичной социализации, но и для самых маленьких детей создаются ясельные группы в детском саду, где детей учат тому, чему должны были научить родители.
2. Эмоциональная/духовно-психотерапевтическая функция — сегодня эту функцию часто выполняют психологи, так же эту функцию могут выполнять и представители церкви.
3. Досуговая/рекреационная функция — сегодня провести свободное время можно в торго-во-развлекательном центре, а также в более традиционных местах развлечения: театре, кино.
Безусловно, выпускник может привести другие функции и соответствующие им примеры, главное, чтобы они верно отражали смысл задания.
В заключение хочу обратиться к выпускникам и их педагогам. ЕГЭ является всего лишь одним из способов проверки знаний и умений выпускников, получивших среднее общее образование. Любая форма проведения экзамена предполагает, что экзаменуемый имеет определённые знания, обладает требуемыми как предметными, так и метапредметными умениями. И задания с развёрнутым ответом предоставляют возможность продемонстрировать эти знания и умения. Поэтому для успешной сдачи экзамена выпускнику требуется активизировать свой багаж знаний и познакомиться с демонстрационным вариантом экзамена. На официальном сайте ФИПИ есть открытый банк заданий по всем экзаменуемым предметам, в том числе и по обществознанию. Можно обратиться к этому банку заданий, потренироваться в выполнении предложенных заданий. Обращаю внимание выпускников на то, что задания представлены по изучаемым модулям согласно кодификатору. Решение этих заданий хорошо совместить с повторением курса. А при необходимости — обратиться к педагогу за разъяснением сложных моментов.