I |i Ii|iin|Мм|ii1111 t 2 3
-11 111111111111111111
КИМ ЕГЭ по обществознанию: тенденции и перспективы развития
Котова
Ольга Алексеевна
кандидат исторических наук,
заместитель директора по научно-методической
работе ФГБНУ «ФИПИ», [email protected]
Лискова
Татьяна Евгеньевна
кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «ФИПИ», руководитель Федеральной комиссии по разработке КИМ для ГИА по обществознанию, [email protected]
Ключевые слова: ЕГЭ по обществознанию, контроль качества обществоведческой подготовки, экзаменационная модель, форма задания, разновидность заданий, система оценивания.
Контрольные измерительные материалы (КИМ), используемые при проведении ЕГЭ в настоящее время, строятся на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и требований к уровню подготовки выпускников Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию, базового и профильного уровня1. Эти требования являются универсальными — они должны быть реализованы независимо от используемого комплекта учебников, времени изучения и особенностей преподавания предмета в конкретной образовательной организации. Объектами проверки выступают умения, способы познавательной деятельности, определённые требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта, а также установленные им элементы содержания. КИМ ЕГЭ 2002—2006 гг. создавались на основе Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по предмету2. В КИМ ЕГЭ 2007—2010 гг. включались содержательные элементы обществоведческого курса, которые отражены как в Обязательном минимуме содержания 1998—1999 годов, так и в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта 2004 г.
При разработке КИМ ЕГЭ необходимо, прежде всего, учитывать ту особую роль, которую играет школьное обществознание в воспитании общероссийской гражданской и культурной идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового сознания, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации. Все школьные предметы в совокупности способствуют формированию у обучающихся целостной картины окружающего мира, адекватной современному уровню знаний о нём. Но трудно переоценить роль обществознания в социализации молодых гра-
1 Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование / Министерство образования Российской Федерации - М., 2004. - 266 с.
2 Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования. Приложение к прика-
зу Минобразования России от 30.06.99 № 56.
40
ждан Российской Федерации, которая выражается в освоении ими знаний об основных сферах общественной жизни и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, необходимых для выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина России, и др. Таким образом, практическая направленность является важным требованием к организации учебного процесса в целом, и в частности — к содержанию инструментария для контроля качества обществоведческой подготовки, что отражается и в экзаменационной модели по об-ществознанию.
В отличие от большинства учебных предметов, изучаемых в средней школе, школьное обществознание не является самостоятельной наукой, а представляет собой интег-ративный курс, объединяющий знания нескольких социальных и гуманитарных наук: философии, социальной психологии, экономики, социологии, политологии, культурологии, правоведения. Это обстоятельство обусловило интегративный характер самой экзаменационной модели и поставило перед разработчиками задачу равномерного представления в экзаменационной модели всех содержательных разделов курса с учётом степени их раскрытия в учебниках, рекомендуемых Минобрнауки России к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего образования.
Кроме того, необходимо учитывать и особенность контингента участников ЕГЭ по обществознанию — его крайнюю неоднородность. Определённая доля участников обладает высоким уровнем обществоведческой подготовки и целенаправленно готовится к поступлению на гуманитарные специальности ведущих вузов, но велика и доля участников с плохой подготовкой, рассматривающих ЕГЭ по обществознанию в качестве резервного варианта3. То есть разработчикам необходимо включить в экзаменационную работу задания разных типов и уровней сложности, которые позволят каждому экзаменующемуся наиболее полно продемонстрировать свой уровень подготовки и,
3 Лискова Т.Е. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по обществознанию // Педагогические измерения, 2017. - № 3. - С. 72.
как следствие, найти «свой» вуз, в котором его результаты могут быть приняты.
Напомним, что системообразующим признаком для каждой части экзаменационной работы является форма заданий. Экзаменационная модель ЕГЭ по обществознанию в 2002—2014 гг. включала в себя три части: первая — задания с выбором одного ответа из четырёх; вторая — с кратким ответом; третья — с развёрнутым ответом. С 2015 г. и по настоящее время КИМ ЕГЭ по обществознанию состоит из двух частей, одна из которых включает задания с кратким ответом, другая — задания с развёрнутым ответом.
Если проанализировать изменение числа заданий различных типов в экзаменационной работе по обществознанию в период с 2002 по 2018 г., то чётко прослеживаются тенденции:
— сокращения общего количества заданий в работе (от 60 в 2002 г. к 29 в 2016 г.);
— последовательного уменьшения количества заданий с выбором одного ответа из четырёх (в период с 2002 до 2012 г. — более чем в 2 раза), вплоть до полного отказа от них в 2015 г.;
— увеличения долей заданий с кратким ответом и с развёрнутым ответом в максимальном первичном балле за выполнение всех заданий экзаменационной работы.
Понятно, что 2002 г. стал своего рода «пробой пера»: все участники ЕГЭ только начинали «присматриваться» друг к другу и к экзамену. Оценка достижений выпускников проводилась следующим образом: для получения отметки «3» достаточно было верно выполнить любые 20 заданий работы; для получения отметок «4» или «5» необходимо было выполнить задания из всех частей работы; для получения отметки «5» среди верно выполненных должно было быть не менее двух заданий части 3 (заданий с развёрнутым ответом).
В развитии экзаменационной модели ЕГЭ по обществознанию отмечалось несколько стабильных периодов: 2003—2005 гг., 2006— 2009 гг., 2012-2014 гг., 2016-2018 гг., - количество заданий каждого типа и экзаменационной работы в целом оставалось неизменным. Как правило, в это время велись работы по совершенствованию системы оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом.
В 2010 и 2011 гг. происходила переориентация экзаменационной работы с Обязательного минимума содержания среднего (полно-
Таблица
Год Особенности структуры части 1 экзаменационной работы по обществознанию (задания с выбором одного верного ответа)
2002 Задания распределяются по схеме: 39 заданий с выбором ответа (понятия, примеры, идеи) и 8 заданий на выбор верных суждений из двух приведённых. Задания представляют восемь разделов курса
2003 Количество заданий сокращено, задания последовательно сгруппированы в восемь блоков: «Общество» (А1-А3), «Человек» (А4-А5), «Познание» (А7-А9), «Духовная культура» (А10-А12), «Экономика» (А13-А20), «Социальные отношения» (А21-А26), «Политика» (А27-А31), «Право» (А32-А38)
2004-2005 Все основные характеристики части 1 в целом и большинства конкретных заданий сохраняются
2006 Количество заданий уменьшено на 8. Часть 1 переструкгурирована - вместо восьми даётся шесть содержательных блоков. (Первые два интегрируют по две содержательные линии курса: «Общество. Духовная жизнь общества» (А1-А5), «Человек. Познание человеком мира» (А6-А9), «Экономическая сфера» (А11-А15), «Социальные отношения» (А16-А20), «Политика» (А21-А25), «Право» (А26-А30)
2007- 2009 Все основные характеристики части 1 в целом и большинства конкретных заданий сохраняются
2010 Сокращено число заданий с 30 до 24: «Общество. Духовная жизнь общества» (А1-А3), «Человек. Познание человеком мира» (А4-А6), «Экономическая сфера» (А7-А11), «Социальные отношения» (А12-А15), «Политика» (А16-А 19), «Право» (А20-А24)
2011 Сокращено число заданий с 24 до 22. Часть 1 переструктурирована - вместо шести даётся пять блоков-модулей: «Человек и общество, включая познание и духовную культуру» (А1-А4), «Экономическая сфера» (А5-А9), «Социальные отношения» (А10-А13), «Политика» (А14-А17), «Право» (А18-А22)
2012 Сокращено число заданий с 22 до 20. «Человек и общество, включая познание и духовную культуру» (А1-А4), «Экономическая сфера» (А5-А9), «Социальные отношения» (А10-А12), «Политика» (А13-А16), «Право» (А17-А20)
2013,2014 Все основные характеристики части 1 в целом и большинства конкретных заданий сохраняются
го) общего образования на Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования, профильный и базовый уровни. В рамках данного перехода была усилена деятельност-ная составляющая экзаменационной работы, поскольку актуализировалась необходимость проверки установленных требований к уровню подготовки выпускников (умений, способов познавательной деятельности).
В 2015 г. изменилась форма бланка №1 для записи ответов участников ЕГЭ (был исключён сектор бланка с фиксацией ответа в виде крестика в определённом поле, соответствующем номеру выбранного ответа; все поля бланка давали возможность записывать краткие ответы в виде числа, набора цифр, слова, сочетания слов) и, соответственно, в первой части экзаменационной работы была изменена форма записи ответа, что позволило трансформировать ряд заданий в задания с кратким ответом в виде одной или нескольких цифр. Начиная с 2016 г. задания с ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру
правильного ответа, не используются в КИМ ЕГЭ по обществознанию.
В таблице 1 отражены изменения в структуре части 1 экзаменационной модели в период с 2002 по 2014 г.
В период с 2002 по 2012 г. происходило укрупнение контролируемых элементов содержания, сокращались наименее значимые с точки зрения целей проверки задания, в частности, задания, предполагающие выявление признака указанного понятия. Отметим, что в каждом содержательном блоке части 1 соблюдалось правило: обязательно наличие задания, требующего оценить с научных позиций истинность того или иного положения (задания на определение верных суждений из двух приведённых), а также задания на связь теории с социальными реалиями (практико-ориентированное задание). В 2006 г. в части 1 были введены задания на анализ статистической информации, представленной в виде диаграммы/таблицы. Эти задания до 2010 г. не имели чётко заданной позиции в экзаменационной работе: в каждом варианте КИМ обязательно было одно такое задание, кото-
Котова ОА., Лискова Т.Е. КИМ егэ по обществознанию: тенденции и перспективы развития
Таблица 2
Год Особенности структуры части 2 экзаменационной работы по обществознанию (задания с кратким ответом)
2002 Пять заданий представлены следующими разновидностями: 1) задание с пропуском слова/определением понятия; 2) задание со схемой; 3) задание на установление соответствия; 4) задание на распределение позиций по двум множествам; 5) задание на выбор нескольких верных позиций из списка
2003 Количество заданий сокращено на 1 - отказались от заданий разновидности 4) в связи с тем, что эти задания проверяют те же умения, что и задания разновидности 5)
2004-2005 Все основные характеристики части 2 в целом и большинства конкретных заданий сохраняются
2006 Количество заданий увеличено с 4 до 6. К упомянутым выше добавлены задания следующих разновидностей: - на дифференциацию социальных фактов и оценочных суждений; - задание на понимание текста (заполнение шести пропусков в тексте). Кроме того, задание разновидности 1) (см. 2002 г) было заменено заданием на поиск одного лишнего понятия в приведённом логическом ряду. Изменена система оценивания заданий (по заданиям на соответствие, на выбор нескольких верных позиций из списка и новых заданий введена двухбалльная оценка для дифференциации полных правильных и частично правильных ответов)
2007- 2009 Все основные характеристики части 2 в целом и большинства конкретных заданий сохраняются
2010 Наряду с заданием на заполнение пропущенного элемента схемы, вводится задание на заполнение пропущенного элемента таблицы
2011 Введено ещё одно задание на выбор нескольких верных позиций из списка (7 заданий)
2012 Усложнено задание на определение понятия: предполагается выбор двух (ранее - одного) суждений, выпадающих из представленного ряда. Введено задание на выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий, представленных в перечне (8 заданий)
2013 Усложнено задание на дифференциацию социальных фактов и оценочных суждений, аргументов и выводов
2014 Все основные характеристики части 2 в целом и большинства конкретных заданий сохраняются
рое могло быть расположено в любом содержательном блоке на позиции, предназначенной для практико-ориентированных заданий. С 2011 г. подобное задание было «привязано» к блоку «Социальные отношения». В 2010 г. в экономическом блоке части 1 появилась линия заданий на анализ изменения спроса/предложения на основе графика.
В таблице 2 отражены изменения в структуре части 2 экзаменационной модели в период с 2002 по 2014 г.
Отбор заданий части 2 для каждого варианта экзаменационной работы определялся проверяемыми ими умениями. В этой связи на одних и тех же позициях в различных вариантах находились взаимозаменяемые задания одного уровня сложности, в которых одни и те же или сходные умения проверялись на различных элементах содержания. Как видно из таблицы 3, на протяжении все-
го указанного периода шёл поиск оптимального комплекта заданий с кратким ответом. В 2014 г. вторая часть экзаменационной работы включала в себя задания следующих разновидностей: на выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц; на соотнесение видовых понятий с родовыми; на классификацию путём установления соответствия; на осуществление выбора необходимых позиций из предложенного списка (2 задания); на дифференциацию в социальной информации фактов и мнений; на определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту; на выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий, представленных в перечне.
Проведённый анализ позволяет сделать вывод о постепенном увеличении доли и веса заданий с кратким ответом в экзаменационной работе.
Таблица 3
Год Особенности структуры части 3/2 экзаменационной работы по обществознанию (задания с развёрнутым ответом)
2002 8 заданий с развёрнутым ответом были представлены следующими разновидностями: 1) на перечисление признаков, явлений; 2) на раскрытие теоретических положений на примерах; 3) задание-задача; 4) на анализ текста, к которому даётся четыре вопроса-задания; 5) альтернативное задание, выполняя которое экзаменуемый должен выбрать одну из шести предлагаемых альтернатив и выполнить задание в соответствии с его требованиями
2003 Разработана система оценивания; формулировка альтернативного задания уточнена, требования к полному правильному ответу включены в инструкцию по выполнению задания
2004 Конкретизирована формулировка альтернативного задания (требование задания по смыслу и визуально отделено от инструкции)
2005 Все основные характеристики заданий, системы оценивания в целом и большинства конкретных заданий сохраняются
2006 В спецификации экзаменационной работы появилась новая формулировка - «альтернативное задание, требующее написать мини-сочинение (эссе) по одной теме из шести, предлагаемых экзаменуемому в виде афористических высказываний»4
2007 Изменилась последовательность заданий. Задания с развёрнутым ответом начинаются фрагментом текста и вопросами по его анализу и интерпретации. На пятой позиции третьей части работы (сразу после мини-теста) задание на перечисление признаков, явлений чередуется с заданием на понимание и применение теоретических понятий в заданном контексте
2008 Уточнены требования и характеристики каждого из четырёх заданий к тексту. На пятой позиции третьей части работы во всех вариантах расположено задание на понимание и применение теоретических понятий в заданном контексте
2009 Обновлена формулировка и схема оценивания альтернативного задания
2010 На восьмую позицию введено новое задание, предполагающее составление плана развёрнутого ответа по определённой теме обществоведческого курса. Мини-сочинение перенесено на девятую позицию третьей части. Введена новая схема оценивания мини-сочинения, построенная как система критериев, и увеличен до 5 баллов максимальный балл за его выполнение
2011 Уточнены критерии оценивания выполнения восьмого и девятого заданий.
2012 Уточнены критерии оценивания выполнения восьмого задания: полное правильное выполнение этого задания теперь оценивается 3 баллами
2013 Темы, предлагаемые для написания эссе, сгруппированы в пять блоков вместо прежних шести. Скорректированы требования девятого задания. Усовершенствованы критерии оценивания пятого, восьмого и девятого заданий
2014 Усовершенствованы формулировка, критерии оценивания и изменён максимальный балл (3 балла вместо 2) за выполнение пятого задания
2015 Усовершенствованы критерии оценивания пятого, восьмого и девятого заданий. Уточена формулировка девятого задания - появляется указание на то, что альтернативное задание предполагает раскрытие смысла одного из высказываний в форме мини-сочинения, даётся уточнение о том, что в качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников
2016 Все основные характеристики заданий с развёрнутым ответом, системы оценивания в целом и большинства конкретных заданий сохраняются
2017 Уточнены требования и характеристики второго задания к тексту
2018 Переработана система оценивания задания 28 (восьмое задание). Максимальный балл увеличен с 3 до 4. Детализирована формулировка задания 29 (мини-сочинение, девятое задание) и изменена система его оценивания. Максимальный балл увеличен с 5 до 6
Выше уже упоминалось о том, что в 2015 г. была изменена структура варианта КИМ: введение двух частей вместо трёх. Задания в
4 Единый государственный экзамен по обществознанию. Спецификация . 2006 г. {Электронный ресурс http:// irinabelyakova.rusedu.net/post/3305/34374
варианте были представлены в режиме сквозной нумерации без буквенных обозначений А, В, С. В каждом из пяти содержательных блоков-модулей было сокращено по одному заданию на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов. Задания на обращение к социаль-
ным реалиям в содержательных блоках «Человек. Общество. Познание. Духовная культура», «Экономика», «Политика» и «Право», а также задание в блоке «Социальные отношения», направленное на поиск социальной информации, данной в различных знаковых системах (таблица, диаграмма), были представлены заданиями на выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов. За счёт изменения структуры каждого из пяти содержательных блоков-модулей удалось произвести оптимизацию количества заданий. Кроме того, в силу высокой содержательной значимости задание, проверяющее знание основ конституционного строя Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, было выведено в отдельную линию заданий и представлено в каждом варианте КИМ.
В таблице 3 отражены изменения в структуре части 3/2 экзаменационной работы в период с 2002 по 2018 г.
Итак, структура той части работы, которая включает в себя задания с развёрнутым ответом, устойчива и стабильна. В части типологии используемых заданий она остаётся неизменной с 2010 г. На наш взгляд, это связано, прежде всего, с тем, что совокупность заданий проверяет все значимые результаты изучения обществоведческого курса — сформи-рованность комплекса умений анализировать социальную информацию (спектр заданий — от проверки умения выявлять информацию, представленную в явном виде, до умения анализировать/оценивать/раскрывать отдельные положения текста с привлечением контекстных знаний, фактов общественной жизни); понимание смысла ключевых обществоведческих понятий и умение свободно использовать их в заданном контексте; умение конкретизировать примерами теоретические положения, приводить примеры социальных объектов, процессов; умение решать практико-ориенти-рованные задачи; понимание структурно-функциональных понятийных связей, умение на основе этого понимания выстраивать выступление по заданной теме; комплекс умений, связанных с рассуждением по конкретной социальной проблеме на основе обществоведческих знаний, фактов общественной жизни и личного социального опыта. При этом на протяжении всего этого периода продолжалась и продолжается активная работа по уточнению формулировок и совершенствованию системы
оценивания заданий с универсальными критериями (пятое, восьмое и девятое задания).
В качестве примера рассмотрим, как на протяжении всего периода изменялись формулировки и критерии оценивания альтернативного задания (девятое задание части 3). Как видно из таблицы 3, в 2013 г. было изменено количество тем. Темы, раскрываемые с учётом положений социологии и социальной психологии, теперь включаются в одно общее направление.
Изначально формулировка альтернативного задания звучала так: «Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли по поводу поднятой автором проблемы. В ответе следует использовать соответствующие понятия обществоведения и, опираясь на факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции»5.
Эксперты оценивали ответы в соответствии со следующими критериями:
1. «Представлено последовательное, обоснованное суждение, соответствующее выбранной проблеме.
2. Использованы в контексте ответа соответствующие понятия курса.
3. Выражена собственная точка зрения.
4. Приведены необходимые аргументы в обоснование своей позиции»6.
В 2003 г. в формулировке задания указывается его форма — развёрнутый ответ, в котором «следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции»7. При оценивании ответа необходимо было выделить следующие элементы:
1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.
2. Раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и с обоснованиями) или бытовом уровне, с корректным использованием или
5 Единый государственный экзамен по обществознанию. Демонстрационный вариант. 2002 г. {Электронный ресурс: http://lyamtseva.ru/images/documents/ob_demo_2002. doc. С. 14}.
6 Там же. С. 15.
7 Единый государственный экзамен по обществознанию. Демонстрационный вариант. 2002 г. {Электронный ресурс: http://lyamtseva.ru/images/documents/ob_demo_2002. doc. С. 12}.
без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.
3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
Различные комбинации этих элементов позволяли оценить ответ экзаменуемого баллами от 1 до 4. Например, на максимальный балл была необходима следующая комбинация: «Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт»8 (Данная система оценивания просуществовала до 2008 г.).
В 2004-2008 гг. задание формулируется следующим образом: «Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы.
Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществоведения, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции»9.
В 2009 г. требование к полному правильному ответу и критерии его оценивания были обновлены в рамках существующей 4-балльн-ной системы оценивания, построенной на основе различной комбинации заявленных элементов10.
В 2010 г. была введена новая схема оценивания мини-сочинения, построенная как система трёх критериев (раскрытие смысла высказывания; представление и пояснение собственной позиции; уровень приводимых суждений и аргументов) с определяющим первым критерием. (Если выпускник в принципе не раскрыл проблему, поднятую автором высказывания, и эксперт выставил по соответствующему критерию 0 баллов, то ответ дальше
8 Там же. С. 18.
9 Единый государственный экзамен по обществозна-нию. Демонстрационный вариант. 2008 г. {Электронный ресурс: http://fipi.ru/ege-i-gve-1 Шетояегеи^ресШкаси-}.
10 Единый государственный экзамен по обществозна-
нию. Демонстрационный вариант. 2009 г. {Электронный ре-
сурс: http://fipi.ru/ege-i-gve-1 Шетояегеи^ресШкаси-}.
не проверяется.) Максимальный балл за выполнение альтернативного задания увеличен до 5 баллов. Формулировка задания и критерии приводятся в соответствие.
В 2013 г. альтернативное задание формулируется следующим образом: «Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт».
При сохранении первого определяющего критерия два других критерия дифференцируются по типу аргументации: «характер и уровень теоретической аргументации» и «качество фактической аргументации». Экспертам больше не предлагают оценивать представление и пояснение собственной позиции выпускника, что вполне логично, поскольку его рассуждение и есть отражение его позиции. В целом такая система оценивания просуществовала до 2017 г. включительно.
Как было отмечено выше, в 2015 г. были внесены корректировки в формулировку задания. В самой работе было чётко прописано требование к форме ответа — мини-сочинение.
Сложность альтернативного задания, трудоёмкость его выполнения, многоаспектность проверяемых умений, высокая дифференцирующая способность, а также пожелания участников экзамена повлияли на решение в 2018 г. увеличить максимальный балл с 5 до 6. Это решение потребовало уточнения формулировки самого задания и системы его оценивания11.
В действующей модели формулировка задания, по сути, содержит алгоритм действий при написании мини-сочинения:
1) выбрать одно высказывание;
2) обозначить по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы;
3) раскрыть то, что обозначено в п. 2) — привести свои рассуждения, сделать выводы
11 Демонстрационный вариант КИМ для проведения в 2018 году ЕГЭ по обществознанию {Электронный ресурс: http://fipi.ru/ege-i-gve-1 Шетояегеи^ресШкасп-}.
45
46
и т.п., используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения);
4) проиллюстрировать свои рассуждения, выводы и т.п. фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов (не менее двух (изразличных источников)) корректных, развёрнуто сформулированных фактов/примеров, явно связанных с иллюстрируемой (-ым) идеей/тезисом/положением/рассуждением/выводом.
Мини-сочинение оценивается по четырём критериям: раскрытие смысла высказывания; теоретическое содержание мини-сочинения; корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов; качество приводимых фактов и примеров — при сохранении роли первого критерия как определяющего12.
Цель изменений системы оценивания — повышение объективности проверки и оценки выполнения соответствующих заданий, повышение уровня согласованности экспертных оценок и в определённой мере повышение эффективности подготовки к экзамену: знакомясь с критериями, участники экзамена могут получить полное представление о предъявляемых требованиях.
Современная модель экзамена по обществознанию сложилась в 2016 г. Логика структуры части 1 была приведена в соответствие с логикой части 2: задания ориентированы на проверку определённых умений (требований к уровню подготовки выпускников) на различных элементах содержания. Из части 1 работы были исключены задания с кратким ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру правильного ответа. В 2017 г. структура блока заданий части 1, проверяющего содержание раздела «Право», была унифицирована по образцу структуры блоков, проверяющих содержание других разделов курса: задание на дифференциацию социальных фактов и оценочных суждений, аргументов и выводов предыдущих лет было исключено из работы.
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя
12 Лискова Т.Е. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по обществознанию // Педагогические измерения, 2017. - № 3. - С. 87-91.
29 заданий, различающихся формой и уровнем сложности13.
В условиях перехода к обучению по ФГОС актуализируется вопрос диагностических возможностей действующей экзаменационной модели. В Методических рекомендациях для учителей, подготовленных на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года14, подробно описаны диагностические возможности действующей модели экзаменационной работы при проверке и оценивании личностных, метапредметных и предметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы по объективным критериям в том объёме, в котором это в принципе возможно. Интеграция в содержание курса базовых понятий и основных идей ряда общественных наук позволяет сформировать целостную систему знаний и создавать задания, проверяющие сформированность большинства личностных результатов. Например, задания с акцентом на степень готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию; к принятию и реализации ценностей здорового и безопасного образа жизни; осознанному выбору будущей профессии; к ответственному отношению к созданию семьи и др.
Задания разных типов на содержание всех основных разделов курса позволяют проверить уровень сформированности многих метапредметных результатов: определение назначения и функции различных социальных институтов; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности. Отметим особую роль практико-ориентированных заданий в системе проверки сформированности умений разрешать актуальные проблемы, связанные с различными сторонами общественной жизни, осуществлять самостоятельный поиск способов решения практических задач, применять различные методы познания.
Задания актуальной экзаменационной работы позволяют проверить уровень сформиро-ванности всех предметных результатов:
13 См. более подробно: Спецификация КИМ для проведения в 2018 году ЕГЭ по обществознанию {Электронный ресурс: http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-}.
14 Лискова Т.Е. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по обществознанию // Педагогические измерения, 2016. - № 4. - С. 94-95.
■ сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов (вся работа);
■ владение базовым понятийным аппаратом социальных наук (задания 1—5, 7, 8, 11, 13, 14, 16-18, 25, 26, 28, 29);
■ владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов (задания 22, 23, 24, 26, 28, 29);
■ владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений (задания 6, 9, 15, 19, 23, 26, 27, 29);
■ сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различных типов для реконструкции недостающих звеньев в целях объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития (10, 12, 20, 21, 22, 24, 29);
■ сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире (задания любого типа, проверяющие КЭС15 1.17, 1.18);
■ сформированность представлений о методах познания социальных явлений и про-
цессов (задания любого типа, проверяющие КЭС 1.3, 1.4, 1.11).
Учебный предмет «Обществознание» в основной школе базируется на научных знаниях о человеке и обществе. Их раскрытие, интерпретация и оценка соотносятся с совокупностью общественных наук (социологией, экономикой, политологией, культурологией, правоведением, социальной психологией, а также философией). Модель экзаменационной работы отражает интегральный характер обществоведческого курса: в совокупности задания охватывают основные разделы курса, базовые положения различных областей обществознания.
В результате объектами проверки выступают широкий спектр предметных умений, видов познавательной деятельности и знаний об обществе в единстве его сфер и социальных институтов, о социальных качествах личности и об условиях их формирования, о важнейших экономических явлениях и процессах, политике и праве, социальных отношениях, духовной жизни общества.
Актуальная модель экзаменационной работы характеризуется стабильностью, устойчивостью. Она имеет большой потенциал для использования в условиях организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС.
15 См. Кодификатор КИМ ЕГЭ 2018 г. по обществоз-нанию. Раздел 1 / <fipi.ru>.
47