УДК 340.01
DOI: 10.21779/2500-1930- 2017-32-1-70-76
А.М. Муртазалиев, С.Р. Бекишиева
Проблемы повышения правовой культуры работников образования1
Дагестанский государственный университет, Россия, 367001, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43; [email protected]; [email protected]
Перед работниками образования стоит задача формирования поколения, уважительно относящегося к праву и законам, умеющего использовать правовые знания в профессиональной деятельности и защищать свои права. Поэтому к современному педагогу предъявляются следующие требования: сформированность ключевых компетенций для эффективного осуществления учебного процесса, организация результативного взаимодействия с участниками образовательных отношений, успешное управление своей педагогической деятельностью. Значительная роль отводится правовой культуре педагога, важнейшим показателем которой выступает его правовая компетентность. В статье рассматриваются вопросы формирования и повышения правовой культуры работников образования, выявленные в результате социологического исследования различных аспектов соответствующей проблемы с помощью ряда анкетных и тестовых методик в рамках реализации проекта «Правовая компетентность работников образования» в Дагестанском институте развития образования совместно с Дагестанским государственным университетом. Полученные результаты позволили определить основные проблемы правовой культуры работников образования, недостаточный уровень владения знаниями и умениями, а также недостатки в мотивационном и поведенческом компонентах правовой компетентности педагогов. Это позволяет сделать вывод о необходимости повышения правовой культуры работников образования на двух образовательных этапах: вузовском и послевузовском.
Ключевые слова: правовая культура, правовая компетентность, правовое образование, правовое воспитание, образовательное законодательство.
Образование в России сегодня находится в сфере государственных интересов, подтверждением чему служит и оглашенное Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. В.В. Путин отметил: «Самое важное, что волнует родителей и учителей, общественность, - это, конечно же, содержание образовательного процесса, насколько школьное образование отвечает двум базовым задачам, о которых говорил ещё академик Лихачёв: давать знания и воспитывать нравственного человека»
[1]. И в плане решения этих задач в Послании отмечается необходимость направить дополнительные усилия на повышение квалификации учителей.
Принципиально новым этапом в развитии педагогической деятельности в целом и исследовательской деятельности учителя в частности является введение в 1993 г. А.К. Марковой в педагогическую науку термина «профессиональная компетентность»
[2]. В современной образовательной политике Российского государства серьезное внимание уделяется вопросам повышения профессиональной компетентности педагогов и руководителей образовательных организаций. Составной частью профессиональной компетентности работников образования выступает их правовая компетентность. С принятием в 2012 г. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» изучение, знание и
1 Статья подготовлена в рамках проекта № 16-13-05003 «Правовая компетентность работников образования» (региональный конкурс «Северный Кавказ: традиции и современность» 2016 -Республика Дагестан)._
необходимое восприятие работниками образования основных идей нового законодательства рассматривается как основа для модернизации образования на федеральном, региональном, муниципальном и локальном уровнях. Повышение правовой компетентности и профессиональной компетентности в целом рассматривается в действующем образовательном законодательстве РФ как важнейшее условие реализации задач по обеспечению качественного образования в стране, предусмотренных ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
На сегодняшний день перед работниками образования стоят важные задачи формирования и воспитания поколения, которое будет уважать и соблюдать закон, рационально использовать полученные и накопленные правовые знания, уметь отстаивать свои права. Установка на необходимость правового образования и воспитания подрастающего поколения предполагает наличие правовой компетентности у самих работников образования. Отсюда следует, что «педагог должен в своей работе обладать необходимым объемом знаний о праве, уметь решать проблемные ситуации образовательного процесса, выступать защитником прав и интересов обучающихся, нуждающихся в грамотном педагогическом сопровождении» [3, с. 5].
Правовая компетентность работников образования выступает важным фактором повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, а правовая компетентность педагога - важнейший показатель его правовой культуры. Правовая культура является более широким понятием, чем правовая компетентность, поскольку не только включает знание права и формирование позитивных правовых ориентаций и установок, обеспечивающих исполнение правовых норм, но и охватывает целый культурный пласт, систему ценностных установок, социально-ценностное отношение человека к окружающему миру, предполагает ответственность человека за свою деятельность. В рассматриваемой Б.С. Гершунским иерархической образовательной «лестнице» восхождения человека ко все более высоким образовательным результатам: грамотность -образованность - профессиональная компетентность - культура, профессиональная компетентность занимает промежуточную ступень. Она вырастает из грамотности и определяется уровнем «собственно профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу» и служит необходимой ступенью на пути приобщения человека к высшему проявлению образованности - культуре [4, с. 106]. При этом важно отметить, что последняя ступень «характеризует высокий уровень готовности личности к эффективной деятельности во всех сферах жизни (образовательной, социальной, профессиональной и пр.)» [5, с. 10].
Понятие «правовая культура» вошло в науку в начале XX века. В настоящее время насчитывается около 250 различных научных позиций по вопросу определения правовой культуры [6, с. 73]. Обобщающий анализ определений приводит к выводу о том, что правовая культура понимается как глубокие и объемные знания законодательства и других источников права, правильное понимание принципов права и задач правового регулирования, профессиональное отношение к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями или принципами законности, т. е. как высокая степень владения правом в предметно-практической деятельности [7, с. 104].
В структуре правовой культуры работников образования выделяют следующие компоненты: знания (как основа правовой культуры); отношение к праву (уважение к закону, правовые убеждения); социально-активное правомерное поведение; готовность
к правовому воспитанию школьников [8, с. 13]. Таким образом, правовая культура педагога предполагает: определенный уровень правосознания, т. е. сложившуюся систему оценок, установок, взглядов на правовую действительность; общекультурную составляющую, которая включает патриотизм, гражданственность, уважение к культурным корням и традициям, историческую память; необходимую для работника образования степень знания законов, высокий авторитет закона для педагога, уважение к правовым нормам; законопослушность как социальную составляющую деятельности работника образования; умение пользоваться правовыми нормами в конкретных жизненных ситуациях и давать оценку правовым ситуациям.
Коллективом преподавателей кафедры теории государства и права Дагестанского государственного университета совместно с работниками Дагестанского института развития образования подготовлен научный проект, предусматривающий проведение комплексного исследования проблем формирования и повышения правовой компетентности работников образования Республики Дагестан на современном этапе.
В данной статье приведены результаты проведенного нами в мае - сентябре этого года в Дагестанском институте развития образования социологического опроса 1554 работников образовательных организаций всех муниципальных образований Республики Дагестан (52 районов и городов) по вопросам повышения правовой компетентности работников образования. Опрос респондентов проводился нами анонимно по специально разработанной анкете в ходе прохождения ими курсов повышения квалификации. Ряд вопросов анкеты является показательным при характеристике правовой культуры работников образования.
79 % участников социологического опроса считают знание законодательства необходимой частью своей компетенции как работника образования, причем с учетом постоянных изменений в системе российского законодательства только 54 % педагогов испытывают необходимость постоянно повышать свою квалификацию по вопросам правовой компетентности. Последние показатели несколько разошлись с результатами подсчета ответов на этот вопрос, из чего следует, что 66 % педагогов приходилось оказываться в ситуациях, когда они ощущали недостаток правовых знаний. Данное расхождение можно объяснить отсутствием в вопросе уточнения, указывающего, что речь в данном случае идет о проблемных ситуациях, возникающих в сфере профессиональной образовательной деятельности. Поэтому некоторые участники опроса могли иметь в виду все жизненные ситуации, с которыми человеку ежедневно приходится сталкиваться не только на работе. Заметная часть респондентов (чуть менее трети), не ощущает необходимости постоянно повышать свою квалификацию по вопросам правовой компетентности и, очевидно, не настроена на осуществление программы своего правового развития. На наш взгляд, приведенные результаты свидетельствуют о недостаточном уровне не только правового, но и профессионального сознания работников образования и требуют особого внимания в процессе подготовки бакалавров педагогических специальностей и реализации программ повышения квалификации работников образования.
Результаты социологического исследования по данному блоку вопросов продемонстрировали, во-первых, что работники образования сами признают свои правовые знания недостаточными для осуществления профессиональной деятельности, во-вторых, непризнание правовых знаний необходимой частью своей компетенции как работника образования пятой частью опрошенных наглядно показывает недостатки моти-вационного компонента компетентности педагогов.
На вопрос о том, как преимущественно работники образования повышают свою квалификацию - знания в сфере законодательства, педагоги ответили следующим образом: 73 % - используя Интернет, 56 % - на курсах повышения квалификации, 26 % -самостоятельно, 12 % - традиционно, изучая книги и статьи, 11 % - используя справочные правовые системы, 7 % - используя газеты и другую прессу.
Организационно-педагогические условия развития правовой компетентности работников образования включают использование в вузовском учебном процессе и послевузовском повышении квалификации законодательства, составляющего нормативную основу правовой компетентности работников образования, с обращением к ресурсам Центра образовательного законодательства и правовым Интернет-ресурсам. Ответы работников образования на последний вопрос анкеты соцопроса доказывают тесную взаимосвязь различных видов их профессиональной компетентности. Для обеспечения профессиональной компетентности работников образования, образованности населения, развитости образовательной инфраструктуры «ведущими ресурсами ... должны выступать новое знание, инновационная деятельность, новые технологии» [9, с. 157]. Несмотря на то, что большая часть опрошенных живет в сельской местности, ответы на пятый вопрос показывают явное лидерство Интернета как средства повышения квалификации педагогов, что лишний раз доказывает необходимость развития всех составляющих электронного образования в современной педагогической практике. Курсы повышения квалификации остаются одним из главных ресурсов повышения квалификации и, очевидно, не только в правовой сфере.
На вопрос о том, какое из указанных ниже понятий, на их взгляд, наиболее точно отражает смысл понятия «право», педагоги ответили следующим образом (выбирая не более двух вариантов ответов): защищенность - 38 %; норма поведения - 28 %; справедливость - 25 %; порядок - 20 %; возможность - 8 %; безнаказанность - 2 %.
Представленные ответы требуют, на наш взгляд, более подробного анализа с точки зрения характеристики имеющихся тенденций правопонимания в современном российском обществе и ожидаемых результатов действий власти в сфере правовой политики. Как видим, в ответах респондентов заметно естественноправовое и позитивистское правопонимание. При этом следует иметь в виду, что проявляемые в правовой сфере настроения этой части социума (работников образования) будут так или иначе отражаться на формировании правового сознания школьников, следовательно на их отношении к государству и власти, а также всему публичному и общественному.
В современной учебной литературе мы можем увидеть демонстрацию господства позитивистского понимания права в системе образования. Это предопределяет не только теоретические, но и практические проблемы в области российского права - от принятия заведомо неконституционных законов до издания «писем» ведомств, усекающих или уничтожающих различные, в том числе конституционные, права, поскольку государственная власть считает «правом» любое свое веление, облеченное в юридическую форму. Поэтому важным направлением правовой политики современного российского государства в сфере образования и воспитания является формирование правовой культуры работников образования и подрастающего поколения как носителей прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Конституция РФ в ст. 17 закрепляет, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Таким образом, в основу изменений в самом правопонимании Конституцией РФ была положена философия естественного права. Конституционные положения долж-
ны находить отражение и в правовой политике в сфере образования и правового воспитания населения.
На вопрос о том, почему люди подчиняются законам, даже если они им не нравятся, респондентам было предложено выбрать не более двух вариантов ответов, что позволило получить следующие результаты: потому что законы не принято нарушать -75 %; потому что боятся наказания за нарушение закона - 57 %; они думают: если все будут нарушать, жизнь станет опаснее - 24 %; боятся, что их осудят люди, общество -21 %; затрудняюсь ответить - 6 %.
При ответе на подобные вопросы респонденты, как правило, руководствуются своим отношением к рассматриваемым явлениям, в данном случае к законам. Отрадно отметить, что большиство педагогов уважают законы и мотивированы на законопослушное поведение. Однако представленные ответы позволяют сделать вывод и о том, что среди работников образования немало людей, правомерное поведение которых носит промежуточный (маргинальный) характер, показывающий возможность совершения правонарушений, если есть возможность избежать наказания, а также конформистский характер, свидетельствующий о гражданской несформированности личности.
На вопрос о том, в чем должна заключаться, на их взгляд, главная задача изучения законодательства и получения правовых знаний, были получены следующие ответы: предотвратить совершение правонарушений, сообщив о том, какие поступки противоречат закону и чем грозит их совершение - 23 %; научить использовать правовые знания в типичных ситуациях, с которыми может столкнуться человек в жизни - 35 %; обеспечить себя таким уровнем правовых знаний, который позволит обходиться без помощи профессиональных юристов - 26 %; дать знания, помогающие лучше ориентироваться в устройстве и принципах деятельности государственной власти, в событиях современной общественно-политической жизни - 16 %.
В предложенной анкете респонденты также выбрали правовые вопросы, которые наиболее интересуют их (не более пяти вариантов). Возглавили список актуальных проблем для работников образования вопросы защиты прав человека, трудового права и защиты прав ребенка. В целом по актуальности вопросы распределились (по степени убывания) следующим образом: 87 % - права человека и их защита; 52 % - трудовое право; 51 % - права ребенка и их защита.
Менее половины (но более 20 %) опрошенных указали (по мере убывания) на следующие вопросы как наиболее актуальные для них: Социальное обеспечение; Защита чести, достоинства, деловой репутации; Жилищные правоотношения; Семейное право; Роль права в жизни государства, общества, человека; Права потребителей.
Менее пятой части опрошенных указали на вопросы: правовые аспекты получения образования; правонарушения и юридическая ответственность; отношения собственности; заключение сделок и договоров; трудоустройство и труд несовершеннолетних; правовые основы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления; российская Конституция, государственное устройство; уголовное право.
Наименее актуальными (менее 10 %) для опрошенных работников образования оказались следующие отрасли и разделы правоведения: правоохранительные органы; право интеллектуальной собственности; наследование; история права; правовые основы военной службы. И замыкают список наименее актуальные для педагогов вопросы избирательного права: только 6 % опрошенных. Незначительная часть (менее 5 %) затруднились с выбором актуальных для себя вопросов законодательства.
Ответы на два последних вопроса имеют, на наш взгляд, очевидный профессиональный (с учетом интересов по работе) оттенок. Хотя надо признать, что в некоторых
случаях они играют принципиальную роль в формировании демократического общества в любой стране. Полагаем, что эти результаты в определенной мере должны быть востребованы при разработке и реализации профессиональных программ повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Анализируя приведенные результаты социологического опроса работников образования по вопросам правовой компетентности, можно сделать некоторые выводы, характеризующие в целом проблемы в данной сфере и наиболее возможные направления их решения.
В педагогической науке отмечается, что на жизненном пути учителя в мире образования происходит не только поступательное движение вперед. Могут быть и нередко бывают периоды, когда субъект теряет идентичность, и тогда необходима «реанимация субъектности», одним из инструментов которой является повышение квалификации. Система повышения квалификации в данном случае является средством восстановления утраченной идентичности, ликвидирующим регресс в продвижении субъекта по жизненному пути образования [10, с. 117]. В условиях быстро изменяющихся запросов рынка труда в современном мире только постоянное профессиональное развитие и рост компетентности специалистов обеспечивают сохранение их профессиональной идентичности. Приведенные результаты социологического исследования демонстрируют, к сожалению, невысокий уровень правовой культуры работников образования, выражающийся в правовой неграмотности педагогов, тенденциях к отчуждению правовых норм, стереотипности поведения.
Результаты проведенного соцопроса также убедительно доказывают необходимость повышения внимания вопросам правовой компетентности педагогов как по содержанию их образования - по правовым вопросам, наиболее востребованным в практике их деятельности, так и по формам организации их обучения. В этом отношении совершенно очевидна необходимость расширения электронного правового образования, в частности, с использованием дистанционных образовательных технологий на курсах повышения квалификации работников образования.
Литература
1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. 1 декабря 2016 года. Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/53379.
2. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М.: Просвещение, 1993.
3. Болотова Е.Л. Правовая подготовка педагога в условиях формирования гражданского общества // Педагогическое образование и наука. - 2012. - № 2. - С. 4-9.
4. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. - М.: Совершенство,
1998.
5. Ипполитова Н.В. Личностный аспект реализации принципа непрерывности в профессиональном образовании // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. Образование. Педагогические науки. - 2015. - Т. 7, № 1.
6. Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права. - 2004. - № 3.
7. Репина О.Н. Формирование правовой культуры педагогов дошкольного образования // Философия образования. - 2008. - № 1. - С. 104-108.
8. ДовгийМ.А. Формирование правовой культуры педагога // Вестник Гуманитарного института ТГУ. - 2015. - № 2 (18). - С. 12-14.
9. Московцев Д.В. Теоретико-методологический подход к формированию правовой компетентности у будущих педагогов профессионального образования // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Педагогика. - 2015. -№ 3.
10. Нестерова А.Ю. Когнитивная деятельность, профессиональная компетентность и идентичность педагога // Наука и школа. - 2014. - № 3.
Поступила в редакцию 14 февраля 2017 г.
UDC 340.01
DOI: 10.21779/2500-193 0-2017-32-1-70-76
Problems of increase in legal culture of educators
A.M. Murtazaliev, S.R. Bekishieva
Dagestan State University; Russia, 367001, Makhachkala, M. Gadzhiyev st., 43a; [email protected]; [email protected]
Educators are faced with a problem of the formation of the generation treating the right and laws with respect, able to use legal knowledge in professional activity and to protect the rights. Therefore the following requirements are imposed on the modern teacher: formation of key competences for effective implementation of educational process, the organization of productive interaction with participants of the educational relations, successful management of the pedagogical activity. The significant role is assigned to legal culture of the teacher, the most important indicator of the event is its legal competence. The article deals with the formation and improvement of the legal culture of educators, identified as a result of sociological research on various aspects of the relevant issues through a series of questionnaires and test methods within the framework of the project "Legal competence of educators" in Dagestan Institute of Education Development, together with the Dagestan State University. The obtained results allowed to identify the main problems of the legal culture of educators, insufficient level of proficiency in knowledge and abilities, and also shortcomings of motivational and behavioural components of legal competence of teachers. This suggests the need to improve the legal culture of educators on the two stages of education: undergraduate and postgraduate.
Keywords: legal culture, legal expertise, legal education, legal education, educational legislation.
Received 14 February, 2017