Научная статья на тему 'Формирование правовой компетентности руководителей образовательных организаций в условиях дополнительного образования'

Формирование правовой компетентности руководителей образовательных организаций в условиях дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
486
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОН "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" / ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларюшкин Сергей Александрович, Рахметов Рустам Рафалович

В условиях модернизации системы российского образования, происходящей на фоне общероссийского реформирования правовой системы, актуальным фактором является соответствие компетентности руководителей образовательных организаций требованиям времени. В статье рассматриваются основные подходы к структуре и процессу формирования такого профессионального качества, как правовая компетентность руководителей образовательных организаций. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ руководители образовательной организации несут ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации. При этом реализация указанной деятельности должна быть на правовой основе и соответствовать нормативно-правовым актам Российской Федерации [ст. 4 «Об образовании в Российской Федерации»]. Следовательно, правовая компетентность руководителей образовательной организации выступает как структурный компонент его професиональной компетентности. В статье особое внимание уделено нормативно-правовым требованиям к деятельности руководителя. Актуализируется роль системы повышения квалификации, которой отводится основная роль в предоставлении образовательных услуг, адекватных уровню современных проблем. В статье описан опыт кафедры управления, экономики и права ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» по разработке образовательных программ. Представлена модель формирования правовой компетентности в рамках курса «Изменение российского законодательства». Основным результатом реализации данного курса является сформированность правовой компетентности руководителей образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ларюшкин Сергей Александрович, Рахметов Рустам Рафалович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of legal competence of educational institutions heads in the conditions of additional education

In the context of the modernization of the Russian education system, in the condition of Russian reform of the legal system, actual factor is conformity of the educational institutions heads competence to requirements of time. The article considers the main approaches of the structure and the process of professional quality formation as the legal competence of educational institutions heads. According to the federal law “About Education in the Russian Federation” № 273-FL heads of educational institutions are responsible for the management of educational, scientific and organizational work of the educational organization. The organization of such activities should be based on legal framework and comply with normative legal acts of the Russian Federation [Article 4 “About Education in the Russian Federation”]. Consequently, the legal competence of educational organization heads acts as a structural component of their professional competence. The article focuses on the regulatory requirements to the activities of a head. The role of advanced training system is actualized, which plays the major role in providing educational services of adequate levels of contemporary issues. The article describes the experience of Management, Economics and Law Departments of State Budgetary Educational Institution of Additional Professional Education “Chelyabinsk Institute of Retraining and Advanced Training of Educators”. The model of legal competence formation within framework of the course “Changing the Russian legislation” is shown. The main result of implementation of this course is legal competence maturity of educational institutions heads.

Текст научной работы на тему «Формирование правовой компетентности руководителей образовательных организаций в условиях дополнительного образования»

^ Гипотезы, дискуссии, размышления ЧИППКРО

УДК 378.091.398+371

Формирование правовой компетентности руководителей образовательных организаций в условиях дополнительного образования

С. А. Ларюшкин, Р. Р. Рахметов

The formation of legal competence of educational institutions heads in the conditions of additional education

S. A. ЬапшИкш, К Я. Rahmetov

Аннотация. В условиях модернизации системы российского образования, происходящей на фоне общероссийского реформирования правовой системы, актуальным фактором является соответствие компетентности руководителей образовательных организаций требованиям времени. В статье рассматриваются основные подходы к структуре и процессу формирования такого профессионального качества, как правовая компетентность руководителей образовательных организаций. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 руководители образовательной организации несут ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации.

При этом реализация указанной деятельности должна быть на правовой основе и соответствовать нормативно-правовым актам Российской Федерации [ст. 4 «Об образовании в Российской Федерации»]. Следовательно, правовая компетентность руководителей образовательной организации выступает как структурный компонент его професиональной компетентности. В статье особое внимание уделено нормативно-правовым требованиям к деятельности руководителя.

Актуализируется роль системы повышения квалификации, которой отводится основная роль в предоставлении образовательных услуг, адекватных уровню современных проблем.

В статье описан опыт кафедры управления, экономики и права ГБУДПО «Челябинский ин-

ститут переподготовки и повышения квалификации работников образования» по разработке образовательных программ. Представлена модель формирования правовой компетентности в рамках курса «Изменение российского законодательства». Основным результатом реализации данного курса является сформированность правовой компетентности руководителей образовательных организаций.

Abstract. In the context of the modernization of the Russian education system, in the condition of Russian reform of the legal system, actual factor is conformity of the educational institutions heads competence to requirements of time. The article considers the main approaches of the structure and the process ofprofessional quality formation as the legal competence of educational institutions heads. According to the federal law "About Education in the Russian Federation" № 273-FL heads of educational institutions are responsible for the management of educational, scientific and organizational work of the educational organization. The organization of such activities should be based on legal framework and comply with normative legal acts of the Russian Federation [Article 4 "About Education in the Russian Federation"]. Consequently, the legal competence of educational organization heads acts as a structural component of their professional competence. The article focuses on the regulatory requirements to the activities of a head. The role of advanced training system is actualized, which plays the major role in providing educational services of adequate levels of contemporary issues. The article describes the experience of Management, Economics and Law Departments

С. А. Ларюшк&на, Р. Р Рахметов

формирование правовой компетентности руководителей образовательных-.

ЧИППКРО

of State Budgetary Educational Institution of Additional Professional Education "Chelyabinsk Institute of Retraining and Advanced Training of Educators". The model of legal competence formation within framework of the course "Changing the Russian legislation " is shown. The main result of implementation of this course is legal competence maturity of educational institutions heads.

Ключевые слова: закон «Об образовании в Российской Федерации», образование взрослых, профессиональное обучение, квалификационные требования.

Keywords: Federal law "About Education in the Russian Federation", adult education, professional training, qualification requirements.

Реформы в системе образования Российской Федерации, ее интеграция с системами образования других стран изменили приоритеты в нормативных и целевых установках профессионального образования. Одним из следствий происходящих процессов явилось появление значительно числа нормативно-правовых документов, которые относятся к деятельности образовательной системы. Законы являются обязательными как для применения, так и для знания всеми работниками образовательных организаций. В значительной степени это требование относится к руководителям, поскольку они несут ответственность за такие виды деятельности, как: научная, образовательная, воспитательная и организационно-хозяйственная.

Помимо широкого круга профессиональных обязанностей, деятельность руководителей отличается значимостью решаемых задач, сложностью в достижении планируемых результатов. В указанных условиях особую значимость приобретает правовая подготовка руководителей образовательных организаций. Вариантом решения проблем пробелов в правовой компетентности руководителей является система повышения квалификации. При этом сам вопрос повышения квалификации работников образования не нов.

В различные периоды он решался по-разному, в зависимости от традиций, установок, действующих законов и т. д. Этой области деятельности профессионального обучения посвящены различные исследования многих авторов, в том числе: Т. А. Абрамовских, А. В. Борисовой, Д. Ф. Ильясова, Л. И. Фишман. Правовая

компетентность в науке определяется как инте-гративное свойство личности, выражающееся в совокупности компетенций в правовой области знаний, способности оказывать активное влияние на процесс развития и саморазвития социально-ценностных характеристик личности, позволяющих выполнять социально-ценностные функции в обществе, предупреждать и устранять противоправные проявления поведения [1].

В то же время ряд научных работников выделяют правовую компетентность руководителя общеобразовательной организации. Определяя ее как сложное, динамичное и полиструктурное личностно-профессиональное свойство, определяемое личностными и внеличностными факторами, эффективно формируемыми при условии использования традиционных и инновационных методов и технологий, организационных форм обучения, самообразования и информационной поддержки в вопросах правоотношений в образовательном пространстве [2].

Эффективность деятельности образовательной организации (а равно и ее руководителя) определяется через качества выпускников и/или обучающихся. Следовательно, руководитель обязан обеспечивать высокое качество образовательного процесса.

А для обеспечения управления указанным процессом правовая компетентность у руководителя должна быть на должном уровне. Данное утверждение базируется на следующих причинах:

- Требования к качеству образования со стороны заказчиков возрастают.

- Правовая культура граждан в целом возросла (в вопросах образования).

- Наличие новых методов оценки и моделей ответственности за конечный результат (например, внедрение «эффективного контракта», ВСОКО).

- Наличие конкурентов. Появление сильных негосударственных образовательных организаций.

- Наличие систем общественной оценки в рамках государственно-общественного управления.

- Появление системы рейтингов образовательных организаций.

- Сравнительно частые изменения в нормативной базе, регламентирующие деятельность образовательной организации.

Гипотезы, дискуссии, размышления

- Наличие связей во внешней среде.

- Взаимодействие с социальными партнерами.

В Федеральном законе «Об образовании в

Российской Федерации» оговорен круг ответственности руководителя образовательного учреждения и он, самый широкий из всех иных категорий работников. Руководитель несет ответственности не только за свои решения, но и за решения своих подчиненных. В связи с этим, вопрос о юридической подготовке руководителя образовательной организации, в том числе в системе дополнительного образования является важным и актуальным.

В рамках переподготовки работников образования в Челябинском институте переподготовки и повышения квалификации работников образования проходит диагностика слушателей, по программе «Управление общеобразовательным учреждением в условиях введения ФГОС общего образования». Диагностика проходит в два этапа: первый - до начала курсов, второй этап - после окончания курсов слушателей. Вопросы диагностика составлены таким образом, что позволяют выявить отношение слушателей к их правовой компетентности. При этом отдельно рассматриваются отношения слушателей к конкретным правовым нормам, степень сформированности отношения к ней. Результаты диагностики, а также изученная литература позволили выделить ряд тенденций в правовой компетенции руководителей образовательных организации:

- Руководители образовательных учреждений в целом знают нормативно-правовую базу, которая регулирует деятельность образовательной организации. Однако эти знания касаются в основном законодательства в области образования и частично трудовых отношений. Наличие же четких, сформулированных знаний в области гражданских правоотношений, семейных отношений находятся на более низком уровне.

- Руководители образовательных организаций недостаточно информированы об изменениях в законодательстве Российской Федерации. Разница между принятием и вступлением в силу нормы закона и того момента, когда руководитель образовательной организации о ней узнает и/или начинает ее применять существенна. Особенно это касается внутренней системы качества образования, изменения в трудовых отношениях.

- Также выявлено, что даже если руководитель знает о наличии той или иной правовой нормы, однако если она не вписывается в его сложившуюся модель управления, то руководитель не всегда готов применить, а иногда и не применяет такую норму.

В научной литературе описано, что для любой подготовки, в том числе и правовой, необходим системный подход. Крайне важным является выстраивание процесса: комплексного, непрерывного и многоуровневого. Также следует учитывать специфику тех задач, которые стоят перед системой образования и перед каждой образовательной организацией. Помимо указанных специфик, следует учитывать традиции, опыт и иные особенности образовательной организации. В то же время правовая подготовка конкретного слушателя во многом зависит от его личностных качеств. Обучая руководителя в системе дополнительного образования, следует учитывать личностные и психологические факторы. Сложность в правовой подготовке также связана с тем, что явной связи между знанием правовых норм и результатом, качеством образования нет. Но в то же время такие процессы, как проектирование образовательных программ, создание действенной локальной нормативной базы, процесс контроля над различными аспектами деятельности образовательной организации базируется на правовой основе. Особую актуальность данное утверждение приобретает в процессе осуществления контрольно-надзорных функций со стороны государства. В итоге которых, если выявлены нарушения, сама образовательная организация и ее руководитель, в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей, могут быть подвергнуты санкциям. Обусловлено это сложностью правового регулирования и относительной неготовностью руководителей образовательных организаций к применению правовых норм не только в сфере образования, но и в иных сферах. В том числе в вопросах правового регулирования, которые носят частный характер: например, договор об оказании платных образовательных услуг или формирования штатной политики организации.

Значимой особенностью обучения руководителей в системе дополнительного образования является тот факт, что правовая подготовка осуществляется на основе комплексного под-

С. А. Аарюшк&на, Р Р. Рахметов

формирование правовой компетентности руководителей образовательных-.

ЧИППКРО

хода. В результате используются как групповые, так и индивидуальные методы и способы обучения. В образовательном процессе задействованы как представители специалисты в области управления, так и специалисты в области юриспруденции.

В то же время для успешного, эффективного выполнения своих обязанностей в достижении результата большое значение имеет инициативность, организованность руководителя [3]. Данное утверждение актуально и для применения правовых норм.

То есть недостаточно знать закон, надо еще и быть готовым его применять.

В литературе данная готовность в полной мере описывается термином «субъектная позиция». Так, субъектность - это особое свойство человека (личности), которое характеризует его способность к организации и осуществлению какой-либо деятельности.

Чем более выражены при этом активность и самостоятельность, тем более выражено у него свойства субъектности [4].

Несомненным является тот факт, что, только владея информацией (в рамках настоящей статьи - зная нормы права), технологиями, умением организовать эффективную деятельность, а также умением контролировать и оценивать свою деятельность, корректировать ее, руководитель образовательной организации может стать успешным.

Следовательно помимо непосредственно изучения правовых норм, формирование правовой компетенции у руководителей образовательных организаций в системе дополнительного образования должно включать в себя и развитие субъектной позиции слушателей.

Исходя из изученной литературы, такое формирование возможно при наличии условий. Например, выделяют внутренние и внешние условия. Внешние условия:

- институциональная перестройка системы образования на основе эффективного взаимодействия с рынком труда;

- разработка образовательных технологий, адекватных современным требованиям и задачам обеспечения конкурентоспособности российского образования на мировом рынке образовательных услуг.

К внутренним условиям формирования субъектной позиции относят:

- способность к дальнейшему саморазвитию и исследовательской деятельности в профессиональной среде;

- уровень развития профессионально значимых личностных характеристик и субъектных свойств педагога.

Также, при построении образовательного процесса в системе дополнительного образования, направленного на формирование правовой компетенции руководителей образовательных организаций, следует учитывать потребности и особенности обучения данной категории слушателей. Данные особенности указаны в исследованиях Д. Ф. Ильясова:

«- это взрослый человек, имеет профессиональную подготовку и специальность, который зарекомендовал себя как специалист высокого уровня;

- имеет богатый жизненный и профессиональный опыт, опыт учебной деятельности и, возможно, курсовой подготовки и переподготовки;

- обладает изначально высокой и конкретной мотивацией к повышению своей квалификации, которая обусловлена возможностью решения профессиональных и личных проблем;

- стремится к непрерывному практическому применению полученных знаний и умений в практике педагогической деятельности;

- предъявляет повышенные требования к качеству и результатам обучения» [5].

Особую сложность при формировании правовой компетенции, представляет как раз тот факт, что у слушателей уже есть сложившиеся мнение о правовой норме и подход к ее применению.

Таким образом, основу формирования правовой компетентности руководителей образовательных организаций в условиях дополнительного образования составляют две позиции. Первая -это знание слушателем правовой нормы. Второе - это субъектная позиция слушателя.

Следовательно, на наш взгляд, при отборе технологий обучения, особый упор должен делаться на такие способы и формы, которые способствуют:

- получению новой информации;

- оперативности и мобильности применению правовых знаний;

- формированию позитивного отношения к правовым нормам;

Гипотезы, дискуссии, размышления

- поиску, приобретению и усвоению правовых знаний.

Организация учебных занятий предполагает использование различных приемов и способов обучения. Так, в рамках программы «Менеджмент в образовании» в теме «Основы права», во время практической работы, слушателям предлагается разрешить конкретные ситуации (метод кейсов). При таком подходе преподаватель задает конкретную ситуацию, слушателям же предлагается эту ситуацию решить. Роль преподавателя при таком методе - вовлечь в дискуссию, активизировать всех слушателей, развить дискуссию, а в итоге добиться обобщения, вывода от самих слушателей.

Для отслеживания динамики изменения субъектной позиции слушателей возможно использовать различные механизмы сбора информации. Так, на курсах повышения квалификации по программе «Управление общеобразовательным учреждением в условиях введения ФГОС общего образования» для определения субъектной позиции слушателей используется диагностика такой позиции. Диагностика проходит в два этапа: первый - до начала курсов, второй этап - после окончания курсов слушателей. Вопросы диагностики составлены таким образом, что позволяют отследить, произошли ли изменения в субъектной позиции. Диагностика состоит из нескольких блоков. Первый блок вопросов как раз и посвящен правовым вопросам. Следует отметить, что вопросы опросчика не призваны выявлять знания либо незнания слушателей тех или иных правовых норм. Вопросы сформулированы таким образом, чтобы понять, как сам себя оценивает слушатель с точки зрения знаний действующего законодательства. Например, первый вопрос входной диагностики звучит так: в какой мере вы анализируете свою профессиональную деятельность с позиции соблюдения академических прав обучающихся в вашей образовательной организации? После этого вопроса слушателю предлагается выбрать один из трех вариантов ответа:

1. Я обладаю знаниями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», которые позволяют мне всегда анализировать мою профессиональную деятельность с позиции соблюдения академических прав обучающихся.

2. Я не обладаю в полном объеме знаниями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», что мне не всегда позволяет анализировать мою профессиональную деятельность с позиции соблюдения академических прав обучающихся.

3. Я не имею возможности определить, насколько я анализирую свою профессиональную деятельность с позиции соблюдения академических прав обучающихся, так как не имею о них представления.

Всего вопросов, которые позволяют определить субъектную позицию слушателей, во входной диагностике семь. Столько же вопросов, направленных на определение субъектной позиции. При этом первый вопрос выходной диагностики звучит так: насколько вы готовы к анализу своей профессиональной деятельности с позиции соблюдения академических прав обучающихся в вашей образовательной организации? После этого вопроса слушателю предлагается выбрать один из трех вариантов ответов:

1. Я полностью готов(а) к анализу своей профессиональной деятельности с позиции соблюдения академических прав обучающихся, так как на курсах повышения квалификации я еще раз убедился(ась) в том, что я обладаю достаточным объемом знаний о Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».

2. Я полностью готов(а) к анализу своей профессиональной деятельности с позиции соблюдения академических прав обучающихся, так как на курсах повышения квалификации я получил(а) в полном объеме представления о Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».

3. Я не уверен(а), что я готов(а) к анализу своей профессиональной деятельности с позиции соблюдения академических прав обучающихся, так как на курсах повышения квалификации я не получил(а) в полном объеме представления о Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».

- В целом все вопросы первого раздела используемой диагностики позволяют определить отношение слушателей к той или иной правовой проблеме либо степень сформированности его отношения к этой норме.

- Для определения субъектной позиции слушателя, а также ее динамики был изучен

С. А. Аарюшк&на, Р Р. Рахметов

формирование правовой компетентности руководителей образовательных-.

ЧИППКРО

опыт трех групп повышения квалификации. Все три группы повышали свою квалификацию на кафедре экономики, управления и права Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования.

Анализ ответов трех групп слушателей по первому разделу, который подразумевает выяснение субъектной позиции слушателей в отношении правовых норм, показал, что в целом не более 16% слушателей имеют низкий уровень понимания о правовой норме. Ни в одной из групп не было зафиксировано полное отсутствие понимания, что такое правовая норма. Следовательно, 84% слушателей на стадии начала обучения имеют сформированную позицию в отношении исполнения правовой нормы. Также слушатели не считают, что у них имеются затруднения и проблемные зоны в области правовой компетенции.

Далее был проведен анализ выходных диагностик указанных групп.

В целом наблюдается следующая тенденция: при первой диагностике не менее 84% слушателей указывают, что у них сложилось четкое представление о большинстве правовых норм, они знают, в чем их суть.

Однако анализ выходной диагностики уже показывает, что у слушателей от 45 до 55% меняется позиция относительно правовой нормы. То есть слушатели указывают на то, что их четкие представления о правовой норме были получены в период обучения на курсах повышения квалификации.

Также следует отметить, что в каждой группе был выявлен один слушатель, который испытывает затруднения в каком-либо вопросе.

Первая группа - вопросы относительно прав родителей, вторая группа - вопросы относительно аттестации и повышения квалификации работников образования, в третьей группе -слушатель не смог ответить на вопрос о соблюдении его прав и свобод в его организации.

При этом во входной диагностике данные слушатели оценивали свои познания в юриспруденции следующим образом: слушатель из первой группы показал, что имеет четкие представления о правовой норме, знает, в чем ее суть, и, соответственно, имеет сформированные понятия об исполнении данной нормы. У слушателей второй и третьей групп точно такая же оценка по результатам входной диагностики.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что формирование правовой компетентности руководителей образовательных организаций в условиях дополнительного образования служит значимым звеном в повышении качества образования. А указанное формирование не может быть осуществлено без повышения субъектной позиции слушателя.

Библиографический список:

1. Махрова М. В., Хузина А. Х. К вопросу об определении критериев правовой компетентности // Вестник ОГУ. - 2008. - № 81. - С. 9-14.

2. Атласова О. М. Развитие профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Атласова Ольга Михайловна. - СПб., 1995. - 18 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Абрамовских Т. А. Интерактивное обучение как условие развития субъектной позиции слушателей курсов повышения квалификации работников образования / Т. А. Абрамовских // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2014. - № 2 (19). - С. 86.

4. Корниенко А. Ф. Соотношение понятий «субъект», «субъективность», «субъектность» // Человек, субъект, личность в современной психологии : материалы Междунар. конф., посв. 80-летию А. В. Брушлинского / отв. ред. А. Л. Журавлёв, Е. А. Сериенко. - М. : Институт психологии РАН, 2913. Т. 1. - С. 208-210.

5. Ильясов Д. Ф. Организация обучения педагогов в учреждении повышения квалификации кадров / Д. Ф. Ильясов // Вестник Томского педагогического университета. - 2010. - № 2. -С.30-35.

6. Коптелов А. В. Профессиональное развитие руководителей муниципальных методических служб на основе компетентностного подхода / А. В. Коптелов, А. Г. Обоскалов // Педагогическое образование и наука. - 2010. -№ 01. - С. 82-85.

References:

1. Mahrova M. V., Huzina A. H. "The question about definition of legal competence criteria" // Bulletin of Orenburg State University ["K voprosu ob opredelenii kriteriev pravovoj kompetntnosti"], 2008, N 81, pp. 9-14.

2. Atlasova O. M. Development of professional competence of schools heads in the process of ad-

^ .»А1* '.,,,

^ Гипотезы, дискуссии, размышления ЧИППКРО

vanced training: abstract. Candidate of pedagogic sciences [Razvitie professional'noj kompetentnosti rukovoditelej shkol v processe povyshenija kvali-fikacii : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk.] : 13.00.01. St. Petersburg, 1995, 18 p.

3. Abramovskih T. A. "Interactive training as a condition of listeners' subject position of courses of advanced training" // Scientific support of a system of advanced training ["Interaktivnoe obuche-nie kak uslovie razvitija sub'ektnoj pozicii slusha-telej kursov povyshenija kvalifikacii rabotnikov obrazovanija" // Nauchnoe obespechenie sistemy povyshenija kvalifikacii kadrov], 2014, N 2 (19), 86 p.

4. Kornienko A. F. Value concepts of "subject" and "subjectivity" //Man, subject, personality in modern psychology [Sootnoshenie ponjatij "sub'ekt", "sub' ektivnost'", "sub'ektnost'" // Che-

lovek, sub'ekt, lich nost' v sovremennoj psihologii]. M. : Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences, 2913, T. 1, pp. 208-210.

5. Il'jasov D. F. "Organization of training teachers in the establishment of advanced training" // Bulletin of the Tomsk Pedagogical University ["Organizacija obu chenija pedagogov v uchrezhdenii povyshenija kvali fikacii kadrov" // Vestnik Tomskogo pedagogicheskogo universite-ta.], 201, № 2, pp. 30-35.

6. Koptelov A. V. "Professional development of municipal and methodical service heads on the basis of competence approach" / Pedagogical education and science ["Professional'noe razvitie ruko-voditelej municipal'nyh metodicheskih sluzhb na osnove kompetentnostnogo podhoda" / Pedagogi-cheskoe obrazovanie i nauka], 2010, N 01, pp.82-85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.