Научная статья на тему 'О Всероссийском съезде учителей обществознания и права'

О Всероссийском съезде учителей обществознания и права Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД УЧИТЕЛЕЙ / ПРАВОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДОСТИЖЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О Всероссийском съезде учителей обществознания и права»

ОБЗОРЫ, РЕЦЕНЗИИ, СОБЫТИЯ

О. Б.Соболева

о всероссийском съезде учителей обществознания и права

18-19 мая в здании Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина в Санкт-Петербурге

т-* и О О и

состоялся Всероссийский съезд учителей права и обществознания, посвященный празднованию 20-летия Конституции Российской Федерации «Конституционно-правовые ценности в формировании личности школьника». Он проходил в рамках Международного юридического форума и носил представительный характер — в его работе приняли участие более 300 лучших учителей из всех субъектов Российской Федерации, а с приветственным словом выступали представители Президента РФ, Государственной думы, Совета Федерации, Министерства образования и науки, Министерства юстиции, Правительства Санкт-Петербурга, судов, ведущие российские и международные эксперты в области конституционного права.

Об основных вопросах, обсуждаемых на Съезде, лучше всего скажут названия его секций: «Формирование гражданских качеств и антикоррупционного мировоззрения личности в рамках правового воспитания»; «Всероссийские уроки и конкурсы школьников на лучшее знание Конституции, как средства мотивации формирования правовой культуры личности»; «Совершенствование профессионального мастерства учителей права: современные методики, технологии, инструментарий»; «Профессиональный стандарт учителя права и обществознания».

По итогам работы съезда был принят следующий Проект резолюции:

— провести 1 сентября 2013 года всероссийский урок, посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации;

— провести региональные и Всероссийские конкурсы школьников на лучшее знание Конституции Российской Федерации;

— разработать профессиональный стандарт учителя истории и обществознания (включая экономику и право);

— общеобразовательным учреждениям создать условия для формирования у учащихся гражданских качеств и антикоррупционного мировоззрения;

— провести ознакомительные экскурсии и встречи с представителями органов — разработать специализированные дидактические материалы, направленные на воспитание современной личности в контексте конституционных основ Российской государственности;

— разработать и провести модули повышения квалификации для учителей по вопросам правовых знаний.

В целом, можно отметить, что работа съезда носила достаточно острый характер. Большинство выступлений, включая пленарные, были полемичными и яркими, работа секций прошла в дискуссионном ключе, в результате чего первоначальный Проект резолюции был существенно изменен и дополнен. В частности, формулировка «Профессиональный стандарт учителя права и обществознания» заменена на «Профессиональный стандарт учителя истории и обществознания», добавлено предложение «включить обществознание в число обязательных предметов среднего полного общего образования».

Герценовский университет на съезде представляли первый проректор Сергей Александрович Гончаров и автор этого обзора, доцент кафедры методики обучения истории и обществознанию Ольга Борисовна Соболева, которая выступала на пленарном заседании и вела секцию «Профессиональный стандарт учителя права и обществознания». Доклад на пленарном заседании назывался «Личностные образовательные результаты школьников: потенциал современного УМК по обществознанию». Он был посвящен анализу возможностей и перспектив развития УМК по обществознанию в деле достижения личностных результатов обучения, провозглашенных новыми Федеральными государственными стандартами общего образования, прежде всего касающимися гражданских ценностей личности.

При сопоставлении требований ФГОС и Конституции РФ выявились некоторые противоречия. В частности, личностное требование «осознания своей этнической принадлежности» не соответствует 26 статье Конституции РФ, по которой «каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности». В большинстве других пунктов эти требования полностью совпадают. Таким образом, реализуя требования ФГОС, учитель обществознания формирует у школьников конституционные ценности.

Основная часть доклада была посвящена эффективным приемам реализации личностных требований к уровню подготовки учащихся в новых учебниках по обществознанию и, соответственно, тому, как учителю выбирать предметно-методические линии для оптимизации своей педагогической деятельности. Отдельно были рассмотрены требования к гуманитарной составляющей учебников, к использованию средств художественнообразного воздействия, проанализирован опыт зарубежных школьных учебников по основам социальных наук, а также продуктивный опыт Санкт-Петербургской школы гражданского образования и методического обеспечения ее деятельности.

Современная система образования диктует необходимость появления новых компонентов УМК. В частности, нужны специальные методические пособия по реализации межпредметных связей в обучении, так как в связи с использованием множества предметнометодических линий учебников по каждому предмету учителю становится чрезвычайно трудно выстраивать их самостоятельно. Кроме того, абсолютное большинство компонентов УМК необходимо перевести в электронную форму, что позволит не только удешевить и разнообразить используемые учителем средства обучения, но и решить актуальную для методики обучения обществознанию проблему — постоянного обновления учебной социальной информации.

В докладе были представлены результаты социологического опроса, проведенного среди 309 учителей обществознания и методистов 38 регионов РФ, согласно которому всего 4% опрошенных не согласны с ценностными установками учебников, 28% считают информацию в учебниках устаревшей, 87% респондентов высказались за создание сайта методической поддержки учебника, за электронный учебник высказались только 38% опрошенных.

В результате были намечены основные пути совершенствования УМК по обществознанию: расширение компонентов учебников, работающих на достижение личностных результатов обучения; создание новых видов УМК; перевод новых и существующих компонентов УМК в электронную форму. Основной вывод доклада — необходимость создания сайтов методической поддержки для каждой линии учебников. Тем не менее нигде в официальной части съезда не говорилось, что учителя крайне недовольны существующими учебными пособиями и хотят создания одной новой линии учебников по обще-ствознанию. Соответствующие материалы, появившиеся в СМИ после съезда, отражают только частные мнения и не являются официальными результатами работы съезда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.