Научная статья на тему 'Федеральный государственный образовательный стандарт в действии'

Федеральный государственный образовательный стандарт в действии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
872
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ИННОВАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / INNOVATIONS OF ELEMENTARY EDUCATION AND EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Первова Галина Михайловна

В статье рассматриваются требования государственного стандарта 2010 г. к начальному общему образованию и их реализация в школьной практике

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD IN ACTION

In article requirements of state standard in 2010 to the primary general education and their realization in school practice are considered.

Текст научной работы на тему «Федеральный государственный образовательный стандарт в действии»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ В ДЕЙСТВИИ

Г. М. ПЕРВОВА

В статье рассматриваются требования государственного стандарта 2010 г. к начальному общему образованию и их реализация в школьной практике.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, инновации начального обучения и воспитания.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения действует в начальном общем образовании с 2010 г. (приказ министра образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.). Он представляет собою совокупность требований, касающихся результатов освоения программы, структуры основной программы (формирования федеральной, региональной и школьной частей, их объема и соотношения), а также условий ее реализации (финансовых, кадровых, материально-технических и иных).

Требования к результатам, структуре и условиям освоения программы начального общего образования учитывают возрастные психологические особенности младших школьников, признают самоценность начальной ступени как фундамента всего последующего образования. Кроме того, стандарт разработан с учетом национальных интересов граждан Российской Федерации, он удовлетворяет образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья.

ФГОС решает следующие задачи:

1) обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования;

2) духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, становление гражданина своей страны;

3) сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонациональной РФ, права на изучение родного языка;

4) единство образовательного пространства на территории РФ в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений;

5) демократизация образовательной деятельности через развитие различных форм управле-

ния, методов оценки знаний, развитие образовательной среды учреждений;

6) создание условий для индивидуального развития учащихся;

7) преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального, основного и среднего (полного) общего образования, а также начального, среднего и высшего профессионального образования.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности [7].

Большой объем требований ФГОСа к начальной школе осуществляется через достижение трех основных целей: 1) духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, укрепление их физического и духовного здоровья;

2) формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;

3) становление мировоззрения и основ гражданственности обучающихся.

Как видим, начальное образование начинается и заканчивается решением воспитательных задач. Важнее всего в начальных классах обеспечить знание учениками моральных норм человеческого совместного проживания, нравственных установок на целесообразное поведение, понимание национальных ценностей и гражданской идентичности. Знакомство с программами воспитательной работы в школах г. Тамбова и области и теми мероприятиями, которые реализуют задачи, свидетельствует, что все направления, какие традиционно разрабатывала отечественная педагогика воспитания, присутствуют и в новых учительских проектах: это патриотическое, экологическое, трудовое, эстетическое, физическое направления. Формами воспитательной работы являются внеклассные дела, кружки, секции, дни здоровья, классные тематические часы и т. д. Младшие школьники ставят перед собой задачу «становиться лучше», т. е. выражать свою личностную и общественную позицию, быть самостоятельными в поступках и действиях, при этом по-

нимая моральный смысл своего поведения, проявлять трудолюбие, готовность помочь другим, умение противодействовать злу и мн. др. Так воплощается в практику положение об учащемся как субъекте учебно-воспитательного процесса.

Существенно, что современный ФГОС формулирует «портрет выпускника начальной школы» как набор личностных характеристик: это школьник, любящий свой народ, край, свою Родину, уважающий и принимающий ценности семьи и общества, доброжелательный, любознательный, готовый действовать самостоятельно и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом, умеющий учиться, выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Заметим лишь, что юридическая готовность отвечать за свои поступки перед обществом в начальной школе пока не наступает, ответственность за поведение детей полностью лежит на родителях и попечителях. В этом смысле воспитательная функция семьи должна быть усилена. Изданы методические рекомендации для педагогов по воспитанию подрастающего поколения, предлагаемые в комплекте с ФГОСом [1; 5], кроме того, опытные учителя начальных классов опираются на труды В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили и многих других известных педагогов, рекомендующих гуманные и перспективные средства, методы и приемы воспитательной работы.

Другая часть задач Стандарта связана с учебной деятельностью младшего школьника. Обучающиеся осваивают универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), которые обеспечивают формирование ключевых компетенций или метапредметных и межпредметных знаний и умений, а также предметных или специфических для отдельных дисциплин знаний.

Умению продуктивно учиться в дидактике начальной школы уделялось внимание и в прежних требованиях. Новый Стандарт особым образом подчеркивает использование в этом процессе информационных и коммуникативных технологий, различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, интерпретации и передачи информации, например, умение вводить текст с помощью клавиатуры, записывать в цифровой форме измеряемые величины, выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдая нормы информационной избирательности и этикета. При этом практико ориентированность обучения выражается в умении работать в материальной и информационной среде начального общего обра-

зования, в том числе с учебными моделями, соответствующими конкретному предмету.

Младших школьников учат понимать причины успеха и неуспеха в учебной деятельности, а также поискам конструктивного выхода из ситуации неуспеха с помощью начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Среди предметных областей знаний особое место, как и раньше, отводится филологии - познанию русского и родного языка, приобретению начальных навыков общения с носителями иностранного языка. Стандарт подчеркивает ведущую роль чтения для личного развития ребенка и ставит задачу формирования потребности в систематическом чтении. При этом младших школьников обучают основным видам чтения - ознакомительному, изучающему, выборочному, поисковому, а также умению воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, дискутировать, осваивать элементарные понятия литературоведения и таким образом приобретать читательскую компетентность и общее речевое развитие.

Остановимся подробнее на результатах формирования читательской деятельности младшего школьника.

Читательская компетентность младших школьников проверяется на основе сформированного навыка чтения. Судить о полноценности чтения позволяют качества навыка, способы чтения, читательские действия (умения) и кругозор учащихся [3].

Однако в условиях реализации нового образовательного стандарта полноценность чтения заслуживает расширения количества и качества параметров, по которым можно судить о рождении квалифицированного или компетентного читателя. В муниципальном образовательном учреждении - лицее № 29 г. Тамбова мы неоднократно проводили углубленную проверку читательской подготовки учащихся начальных классов по следующим критериям:

1) наличие продуктивного (для данного жанра литературного произведения) способа чтения и качественного навыка;

2) сформированность читательских умений работать с текстом;

3) читательская самостоятельность в работе с книгой;

4) полноценное (близкое к эстетическому) восприятие литературных (художественных) произведений, а также полноценное вычитывание информации из научно-познавательных текстов;

5) наличие читательского кругозора, т. е. знаний о литературе в виде представлений о про-

изведениях, авторах, жанрах и темах детского чтения.

Каждый из критериев имеет свой набор показателей, характерных для этапов обучения по классам. В 1-м классе на подготовительном этапе формирования читателя основное внимание сосредоточено на первом и втором критериях, в последующих классах сферы читательской деятельности постепенно усложняются. Чтение начинает восприниматься детьми не только как учебнопознавательная, но и коммуникативно-речевая, эстетическая деятельность.

В 4-м классе учителя проводят замеры читательской компетентности учащихся по 30 показателям на учебном материале разной трудности: на тексте из читаемой хрестоматии, из учебника для следующего класса, из детской книги.

Предлагаем вашему вниманию выдержки из таблиц замеров читательской компетентности четвероклассников названного выше учебного заведения:

1) учащиеся владеют основными способами чтения: фразовое, словосочетаниями, целыми

словами; видами чтения: изучающим, поисковым, выборочным; «про себя» читают с положительным результатом.

Учащиеся проявляют качества навыка:

- правильность составляет 76 % (ошибочное чтение незнакомых слов, перечитывание сложных лексем, неверное ударение в отдельных словах);

- беглость - от 75 до 135 слов в минуту прочитывают вслух и про себя;

- осознанность - отвечают на вопросы по прочитанному, передают содержание в 100 % случаев;

- выразительность составляет 88% (фиксировалось повышение и понижение голоса, выделение ключевых слов, наличие пауз).

2. Замеры читательских умений в работе с текстом:

- ставят цель чтения;

- передают содержание (сюжет) полно, частично, кратко;

- выделяют главные мысли текста;

- находят образные обороты речи (в художественном тексте) и ключевые понятия (в научно-познавательном тексте);

- формулируют идейный смысл произведения самостоятельно или по наводящему вопросу.

3. Замеры читательских умений в работе с книгой:

- используют метод чтения-рассматривания книги;

- выбирают книгу для чтения по силам и интересам;

- составляют аннотацию;

- проявляют самостоятельность при посещении библиотеки, пользуются рекомендациями взрослых и др.

4. Замеры полноценного восприятия литературных произведений:

- отвечают на типовые вопросы: о чем прочитанное произведение, кто главные герои, что думаешь об их поступках, какова главная мысль рассказа и т. п.;

- характеризуют героя;

- разбивают текст на смысловые части, озаглавливают их словами из текста;

- формулируют идеи своими словами или словами автора детской литературы и др.

5. Замеры литературных представлений (кругозора):

- называют фамилии знаменитых писателей;

- различают народные и авторские произведения;

- называют распространенные жанры детской литературы;

- перечисляют любимые книги и темы чтения и др. [4].

Таким образом, инновационная форма проверки читательской компетентности младшего школьника позволяет установить сильные и слабые стороны литературной подготовки читателя, полнее охарактеризовать основное универсальное учебное умение обучающихся, спроектировать деятельность по совершенствованию данного процесса.

Математика и информатика - вторая предметная область программы - ставит цель развивать логическое и алгоритмическое мышление, пространственное воображение, математическую речь, наглядное представление о процессах и явлениях, которые можно объяснить с помощью математических знаний. По-прежнему формируется умение выполнять арифметические действия, распознавать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами. Младшие школьники приобретают представления о компьютерной грамотности.

Окружающий мир представляют ребенку естествознание и обществознание. Мир искусства связан с предметами изобразительного искусства и музыки. Представление о созидательном и нравственном значении труда дают уроки технологии. Здоровьесберегающую деятельность организует физическая культура. Этот традиционный блок предметов обогатился в новом Стандарте

особой дисциплиной «Основы духовно-нравственной культуры народов России», которая знакомит учащихся с пониманием роли веры и религии в жизни человека и общества, с нормами светской этики и религиозной морали. Поскольку свобода вероисповедания гарантирована Конституцией РФ, этот предмет имеет вариативный характер и предлагает изучение культуры традиционных религий в истории российской государственности.

В результате обучения учащиеся приобретают ценностные ориентиры, личностную индивидуальную характеристику, обобщенную оценку достижений учебной деятельности.

Одним из условий реализации основной образовательной программы начальной школы является непрерывность профессионального развития педагогических кадров. В системе вузовского образования профессию учителя получают студенты -будущие специалисты по направлению «Педагогика и методика начального образования» и бакалавры по профилю «Начальное образование» (соответственно обучающиеся пять лет и четыре года). Программы их подготовки коррелируют с комплексом задач, стоящих перед начальной школой. Ведется постоянная методическая подготовка на производственной практике в школах города и области: летняя работа в оздоровительных детских лагерях, поурочная педагогическая практика в школе, преддипломная педагогическая и исследовательская работа в качестве учителя начальных классов в образовательных учреждениях. Специальные курсы осуществляют передачу молодым учителям инновационного опыта педагогической деятельности.

Самое трудное в реализации ФГОС второго поколения - материально-техническая и экономическая перестройка школы, самое затратное условие, требующее длительного времени на осуществление. Однако преодолению данной трудности способствует материальная поддержка государства и стимулирование деятельности самого образовательного учреждения, родительского и попечительского советов, которые созданы при каждой школе. В Тамбовской области существует финансовая поддержка начинающих учителей.

Ученые-методисты предлагают современной начальной школе учебно-методические комплекты (УМК), соответствующие задачам ФГОСа.

Хочется привести в пример результаты научного поиска методистов детского чтения в Московском городском институте педагогики и психологии образования. Профессора Н. Н. Светлов-

ская и Т. С. Пиче-оол разработали УМК «Книга, здравствуй!». Концепция комплекта просматривается во всех сборниках библиотечки для чтения (их несколько десятков): отразить в выборе произведений отечественные ценности, представить детям видо-жанровое и тематическое многообразие детской литературы, имеющей непреходящую этическую и эстетическую значимость. Авторы стремятся, чтобы в сознании младших школьников запечатлелись образы родины, матери, русских богатырей, солдат - защитников отчизны, мир природы во все времена года, народное творчество, мир человечных отношений людей разного возраста и социального положения. Не забыты темы «чудеса и волшебство», «приключения и путешествия», юмористическая детская книга, достойное место отведено исторической и природоведческой научно-художественной литературе. Весьма разнообразен эмоциональный ракурс произведений, темы уроков заявлены в образных заголовках книг, вроде «Хорошо живется - хорошо и поется», «Всякий человек по делу узнается», «Долг не велик, да лежать не велит», «Легко про войну слушать, да тяжело видеть», «Родная сторона - мать, чужая - мачеха»...

Каждый комплект снабжен методическими пособиями для учителя названных авторов, которые мотивированно, доказательно объясняют выбор текстов для чтения, цель работы, сообщают педагогам необходимые сведения об авторах, истории создания произведения и другой нужный учителю материал. Например, в теме «Ложью свет пройдешь, да не воротишься» учащиеся читают сказки разных народов, среди которых главенствуют русские, потому что «воссоздавая сюжет сказки, дети. усваивают фольклорные ритмы и интонации и могут воссоздать в воображении типичный русский пейзаж: горочки, осинуш-ки, березы, травушку, речушку с узкой плотин-кой, словом, все то, что является нашей Родиной и что надо любить и беречь». Здесь русская сказка первенствует не потому, что лучшая, а потому что формирует этнический образ родной Земли и мелодику родной речи, о чем заботятся авторы комплекта при выборе учебного материала для чтения в любом классе [2; 6].

Нацелены на нравственное, патриотическое, эстетическое воспитание учебники «Родная речь» (составители Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, концепция «Школа России»); положительное отношение вызывает содержание хрестоматий «Литературное чтение» в системе

«Начальная школа XXI века» (авторы Л. А. Ефро-синина, М. И. Оморокова). В случае неполной удовлетворенности учебником всегда есть выход -читать замечательные книги, которые изданы специально для детей, в которых гармонируют все виды искусства: слова, живописи, книжной графики и дизайна.

Таким образом, внедрение в практику Федерального государственного образовательного стандарта в начальном общем образовании происходит повсеместно и плодотворно. ФГОС встречен учителями начальных классов, работающими и будущими как документ, совершенствующий учебно-воспитательный процесс и имеющий возможности для успешной реализации.

Литература

1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2010. С. 24.

2. Книга, здравствуй! Библиотечка для чтения в начальной школе / сост. Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-оол. М., 2000.

3. Первова Г. М. Проверочные работы по чтению в начальных классах: метод. пособие. М., 2006 (Школьное образование). С. 104.

4. Первова Г. М. Читательская компетентность младших школьников (на основе анализа замеров в 4-х классах) // Инновационная начальная школа: мат-лы из опыта работы областной экспериментальной площадки МОУ лицей № 29 г. Тамбова: сб. Тамбов, 2008. С. 344.

5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е. С. Савинов. 3-е изд. М., 2011. С. 204.

6. Светловская Н. Н. Учим читать книги: первый год обучения. М., 2006.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Министерство образования и науки Российской Федерации). М., 2010. С. 31.

* * *

FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD IN ACTION

G. M. Pervova

In article requirements of state standard in 2010 to the primary general education and their realization in school practice are considered.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: Federal state educational standard, innovations of elementary education and education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.