Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ЭЛЕМЕНТАМ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ'

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ЭЛЕМЕНТАМ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ КОМПЬЮТЕРЫ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ / ПРОЕКТОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Токанов М.М., Темербекова А.А., Смагулов Е.Ж.

ИКТ проникли во все сферы жизни и не оставили в стороне систему образования. Средства ИКТ сегодня используются не только на уроках информатики, но и на любом другом предмете. Основные причины этого: повышенный интерес обучающихся к компьютерным технологиям, повышение наглядности предоставляемого материала за счет применения технических средств, рост мотивации и познавательного интереса обучающихся и пр. К средствам ИКТ, которые применяются на уроках математики, относятся: компьютер, проектор и экран, цифровые образовательные ресурсы, использование их в процессе обучения дает возможность представить учебный материал более наглядно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ЭЛЕМЕНТАМ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ»

Список литературы

1. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. Справочник практического психолога. М.: ЭКСМО, 2005. 960 с.

2. Психология экстремальных ситуаций. Хрестоматия / Сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. М.: АСТ, 2000. 480 с.

3. ГостюшинА.В. Человек в экстремальных ситуациях. М.: Открытый мир, 1995. 196 с.

4. Сулла М.Б. Педагогические основы формирования у учащихся общеобразовательных школ готовности к безопасной деятельности (В виде науч. докл.). М., 1998 44 с.

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ЭЛЕМЕНТАМ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ Токанов М.М.1, Темербекова А.А.2, Смагулов Е.Ж.3

1Токанов Мансур Маратович - докторант, образовательная программа по физико-математическому направлению, факультет

естествознания,

Жетысуский университет им. И. Жансугурова, г. Талдыкорган, Республика Казахстан;

2Темербекова Альбина Алексеевна - доктор педагогических наук, профессор, кафедра математики, физики и информатики, физико-математический факультет, Горно-Алтайский государственный университет, г. Горно-Алтайск; 3Смагулов Есенгали Жексембаевич - доктор педагогических наук, профессор, образовательная программа по физико-математическому направлению, факультет

естествознания,

Жетысуский университет им. И. Жансугурова, г. Талдыкорган, Республика Казахстан

Аннотация: ИКТ проникли во все сферы жизни и не оставили в стороне систему образования. Средства ИКТ сегодня используются не только на уроках информатики, но и на любом другом предмете. Основные причины этого: повышенный интерес обучающихся к компьютерным технологиям, повышение наглядности предоставляемого материала за счет применения технических средств, рост мотивации и познавательного интереса обучающихся и пр. К средствам ИКТ, которые применяются на уроках математики, относятся: компьютер, проектор и экран, цифровые образовательные ресурсы, использование их в процессе обучения дает возможность представить учебный материал более наглядно. Ключевые слова: персональные компьютеры, интерактивная доска, мультимедийные технологии, интернет, проектор.

В настоящее время математическая наука широко развивается. Поэтому для реализации раскрытия содержания обучения математике необходима потребность в новых средствах информационных технологий. Используя передовые достижения современных информационных технологий на уроках математики, можно развивать компетентность учащихся, организуя познавательную деятельность.

Возможности информационных технологий для учителей:

• учитель находится в непрерывном поиске,

• повышается ответственность в формировании личности,

• умение применять инновационные технологии, метод,

• повышение вызывает интерес у молодых специалистов,

• обменом опытом с другими учителями-предметниками в школе,

• может стать основой сплоченности коллектива,

• опыт работы на мировом уровне через систему доступа в интернет,

• формирует обмен и добивается овладения различными методическими приемами обучения,

• учитель тренируется в проведении урока с интересной, систематической трансформацией

Возможности информационных технологий для учащихся:

• всесторонне совершенствует, развивает знания посредством различных информационных, изобразительных, звуковых определений;

• самостоятельно выполняет практические задания;

• предоставляется возможность дополнительного повторения пропущенной или неправильно истолкованной темы;

• повышается интерес к предмету, непрерывный поиск;

• развивает мышление, память, умение рассуждать;

• излагает свои мысли в виде схем, рисунков, рисунков, таблиц, графических моделей;

• выполняет различные видео - реферальные, инструктивные задания;

• проверяет полученные знания, выполняя тестовые задания различного уровня.

Обучение математике - это искусство, ориентированное на каждого ученика в

отдельности [1]. Это как одно состояние, которое начинается при вызове и заканчивается звонком. А между тем мы оставляем след, который остается в сознании молодых людей, сидящих в аудитории. Это след к истине, пониманию, знанию через призму приключений и оврагов.

Как заинтересовать учеников математикой? Что нужно сделать, чтобы они с нетерпением ждали урока математики? Как сформировать у учащихся ответственное отношение к своему труду?

Цель использования информационных коммуникативных технологий в преподавании математики-формирование у обучающихся процесса самообразования. Для этой цели служат программы проверки, такие как электронные учебники, видеоуроки, создание анимированных видеороликов и т.д.

Методика преподавания математики является частью системы педагогических наук [2]. В зависимости от специфики предмета курс математики не может быть полностью заменен на компьютерный. Например: по пути аксиомы, теоремы, их аргументации должны идти дела по развитию абстрактного мышления учащихся. Только при изучении некоторых тем и глав необходимо скачать на компьютер.

Основная часть

Эффективность использования информационно-коммуникационных технологий на уроках математики: [3]

• самостоятельная работа обучающегося;

• получить больше знаний за меньшее время и сэкономить время;

• проверка знаний и умений с помощью тестовых заданий;

• создание творческих отчетов;

• возникновение возможности дистанционного обучения;

• возможность оперативного получения необходимой информации;

• экономическая эффективность;

• изучение предметов и заданий, требующих действий, действий;

• способность видеть и чувствовать результаты различных экспериментов с удивительными процессами природы, которые невозможно увидеть простым глазом, почувствовать рукой или услышать;

• большое влияние на расширение кругозора обучающегося.

Интерактивное обучение - это, прежде всего, интервьюирование, при котором общение ученика и учителя осуществляется непосредственно. Дать учащимся основы информационных знаний, развить логическое структурное мышление, сформировать и адаптировать информационные технологии к информационному обществу, используя их как средство собственного развития и реализации.

Интерактивная доска может использоваться в следующих случаях:

• к самостоятельному усвоению теоретического материала,

• оборудовать урок в качестве иллюстративного материала,

• четкое, аккуратное отображение изображения на интерактивной доске,

• объяснение работы с различными приложениями,

• на уроке и во внеурочное время самостоятельно выполнять творческие задания различного уровня,

• проверять, оценивать знания, умения и навыки каждого физического лица по каждой теме, каждой главе,

• используется на этапах подготовки к экзамену.

Основная цель обучения электронным учебником-контроль непрерывного и полного уровня процесса обучения, а также развитие способностей к информационному поиску, творческих способностей. Эффективная сторона этого: в электронном учебнике мы можем использовать видеообзор для каждого урока, справочный словарь, способ вывода задач, пространственное расположение фигур, диктант, тестовые задания, вопросы для повторения. С помощью электронного учебника повышается эффективность использования на уроке технических средств, дидактических материалов, интерес учащегося к предмету, формирование уровня знаний, умений, навыков, глубина знаний, виды проверки, оценка, приобретение практических навыков. Учащиеся сами могут копировать полученную информацию и работать с ней по своему усмотрению.

Использование ИКТ на уроках математики позволяет сэкономить время на усвоение материала благодаря наглядности и быстрому выполнению работы, отсутствию письменной работы. Проверка знаний учащихся в интерактивном режиме повышает эффективность обучения, способствует реализации всего потенциала личности, познавательных, морально-нравственных, творческих, коммуникативных и эстетических возможностей, способствует развитию интеллекта, информационной культуры учащихся. Систематическое использование электронных учебных программ в учебном процессе путем сочетания традиционных методов обучения с педагогическими инновациями несколько повышает эффективность обучения детей с различными уровнями подготовки. Проведение уроков алгебры, геометрии, математики с использованием цифровых образовательных ресурсов может иметь следующие методы.

Фронтальная работа с классом.

Учитель объясняет материал, используя интерактивную доску или мультимедийную презентацию для демонстрации графиков, рисунков, алгоритмов. В таких презентациях, особенно на уроках геометрии, ничто не сравнится с решением стереометрических задач, любую геометрическую фигуру можно повернуть с помощью интерактивной доски, провести дополнительные работы по рисованию, показать ее в полноразмерном виде, нарисовать чертеж на плоскости, показать решение задачи на построение. При объяснении тем «графики функций» в алгебре можно наглядно показать смещение графиков вдоль оси абсцисс или вдоль оси ординат. В младших классах с помощью анимации можно наглядно моделировать ситуацию, представленную в отчете.

Самостоятельная работа учащегося с электронным изданием.

Ученик получает от учителя:

• план освоения нового материала;

• вопросы промежуточного контроля;

• получает шаблон освоения темы для заполнения.

Ученик самостоятельно работает с тренажерами и обучающими программами по алгебре, геометрии, математике. Обучающие программы (тренер) обеспечивают полное восприятие материала каждым учеником, так как каждый в своем темпе (очень важном) самостоятельно продвигается по учебному материалу. Не освоив текущий материал, нельзя переходить к следующему - компьютер не позволит. У учителя появилась возможность корректировать работу ученика, помогать плохим ученикам. Действия учащегося в этой [4]:

1. самостоятельно или в паре выводит отчет на компьютере;

2. отключите ссылку и повторите решение;

3. такую же задачу выносят в тетради и проверяют решение, открыв «шпаргалку» на компьютере;

4. такую задачу, предложенную учителем, выполняет для получения оценки или сам составляет такую задачу и решает ее для получения оценки.

Уроки практикума.

1. учащиеся выполняют задания или задачи на каждый уровень, составленные из 3 блоков (по 4-5 вопросов в каждом) по пройденной теме(«3», «4», «5»-к вертикальным ценам).

2. учащиеся выбирают уровневые задания и готовятся 30 мин. в качестве помощи можно использовать электронные средства, а также объединяться в пары или группы для совместного решения;

3. в остальное время учитель дает 1-2 задания каждому ученику по выбранной им цене;

4. ученик показывает пути решения и получает оценку.

Самостоятельная работа ученика

1. работа с цифровыми ресурсами знаний по устранению пробела в знаниях (например, после оставления занятий по состоянию здоровья). В этом случае от преподавателя требуется составить план работы учащегося с электронным ресурсом и учебником.

2. самостоятельная работа учащихся на дому для подготовки к контрольным мероприятиям с использованием цифрового образовательного ресурса.

3. работа учащихся через проекты (подготовка, разработка, защита).

Контроль знаний

Проверка знаний с помощью компьютерных тестов (компьютер показывает процент выполнения задания, ошибки и оценки). Вы можете использовать различные онлайн-тесты.

Математика была интересной и необходимой. Современные методы и приемы изучения математики разнообразны. Они помогают учащимся погрузиться в мир математики, а использование новых технологий в изучении математики помогает достичь высоких результатов. Используя такие новые педагогические технологии в практике деятельности, я добиваюсь повышения познавательной активности учащихся, раскрытия их способностей, насыщенности урока [5].

Задача информационных технологий - привить учащимся интерес к знаниям, любознательность. Электронная связь, используемая на уроках в соответствии с современными требованиями, позволяет учащимся не только слушать, но и концентрироваться, но и пересказывать пропущенные моменты, слушать и уточнять полученные сведения. С помощью мультимедийных возможностей компьютера, возможности анимации, сопровождения, звукопроизношения, гиперзвуковых сцен, используя действия с использованием этих сцен, удобно организовывать классные, наглядные, увлекающие учащихся образовательные занятия. Для учителя достижение результата-это не только получение знаний учеником, но и самостоятельное получение знаний и применение полученных знаний по мере необходимости. Сегодня

54

ребенок-это новый мир. На сегодняшний день поток информации очень большой, поэтому для работы в информационной среде должен быть учитель, владеющий методами работы в режиме онлайн, имеющий развитую коммуникативную и информационную культуру, умеющий пользоваться интерактивной доской. Учитель -ориентир, обучающий новым современным технологиям. Учащиеся должны адаптироваться к новой жизни, новому обучению, новым отношениям. Не следует забывать, что вхождение в число развитых стран, конкурентоспособных с этим процессом, ставит перед педагогическим сообществом большие задачи.

Итак, подведем итоги: ИКТ-средство, заряжающее возможности учителя. Использование новых информационных технологий в ходе урока повышает интерес учащихся к предмету, и имеет несколько особенностей. Эти особенности можно увидеть как в процессе преподавания, так и в результатах урока.

1. повышает качество обучения, предоставляя учащимся полную и точную информацию о изучаемых явлениях и объектах;

2. повышается художественность обучения, т. е. учащимся достигается наглядное объяснение сложного и сложного материала;

3. повышается эффективность обучения и повышается возможность интерпретации учебного материала;

4. формирует научно-мировоззренческие установки учащихся, удовлетворяет их интерес к знаниям, их естественный спрос;

5. создает условия для творческой работы учителей в экономное время с их техническим увольнением;

6. облегчает работу учителя и ученика.

Список литературы

1. Никифорова М.А. Преподавание математики и новые информационные технологии. // Математика в школе, 2005. № 6.

2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. педагогич. учеб. заведений / И.Г. Захарова. М.: Академия, 2005. 192 с.

3. Мухамбетжанова С.Т., Мелдебекова М.Т. Педагогтардьщ акпараттык -коммуникацияльщ технологияларды колдану бойынша кузырлылыктарын калыптастыру эдютемеа. Алматы. ЖШС «Дайыр Баспасы», 2010.

4. Бабаев Д.Д., Смагулов Е.Ж., Хаймулданов Е.С. Математиканы окытуда IT технологияларды колданудыц эдютемелж ерекшелжгерг ВЕСТНИК Жетысуского государственного университета имени И. Жансугурова. Серия «Математика и естественно-технические науки». Стр. 11-15. Талдыкорган, 2018.

5. Смагулов Е.Ж., Токанов М.М. Акпараттык технологияларды окушыларга жогары математика элементтерш окытуда колдану // ISSN 2073-333Х Международный научный журнал: Наука и жизнь Казахстана. № 12/1 (147), 2020.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПЕЦИФИКА ИЗУЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ Станкевич Д.А.

Станкевич Дарья Александровна - магистрант, институт истории, социальных коммуникаций и права Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.