Методология и технология профессионального образования
(педагогические науки)
Научная статья УДК 378.4
СПЕЦИФИКА ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ МВД РОССИИ
Сергей Николаевич Кипреев
Краснодарский университет МВД России, Краснодар, Россия кош1вваг. 1917 @шаП.га
Аннотация. Рассмотрены особенности тех исследований духовно-
нравственных ценностей у курсантов, которые были проведены в Санкт-
Петербургском университете МВД России в первые два десятилетия нынешнего
века. Проанализированы наиболее актуальные труды и оригинальные работы,
опубликованные сотрудниками рассматриваемой образовательной организации,
специфика применения методов и технологий патриотического воспитания.
Рассмотрены особенности публикационной активности и результативности тех
исследовательских работ в области духовно-нравственного воспитания
сотрудников полиции, которые были выполнены в Санкт-Петербургском
университете МВД России; описано их значение для педагогической науки. Это
способствует выявлению актуальных направлений дальнейшего изучения
процесса формирования духовно-нравственных ценностей у молодежи,
обучающейся в структуре органов внутренних дел.
Ключевые слова: Санкт-Петербургский университет МВД России,
полиция, курсанты, педагогика, образовательная организация, духовность,
нравственность, мораль, духовно-нравственные ценности
170
Для цитирования: Кипреев С. Н. Специфика исследований процесса формирования духовно-нравственных ценностей в Санкт-Петербургском университете МВД России // Педагогические исследования. 2023. Вып. 3. С. 170198.
Methodology and Technology of Professional Education (pedagogical sciences)
Original article
SPECIFICS OF RESEARCH ON THE PROCESS OF FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES AT THE ST. PETERSBURG UNIVERSITY OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Sergey N. Kipreev
Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Krasnodar, Russia komissar. 1917 @mail.ru
Abstract. The article describes the specifics of those studies of spiritual and moral values in cadets, which were carried out at the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the first two decades of this century. The most relevant works and original papers published by the staff of the educational organisation are analysed, as well as the specifics of the application of methods and technologies of patriotic education. The specifics of publication activity and the results of those research works in the field of spiritual and moral education of police officers, which were carried out at the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, are considered; their significance for pedagogical science is described. This contributes to the identification of relevant directions for further study of the process of formation of spiritual and moral values among young people who study at the internal affairs agencies.
Keywords: St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of
171
Russia, police, cadets, pedagogy, educational organization, spirituality, morality, morals, spiritual and moral values
For citation: Sergey N. Kipreev S. N. Specifics of research on the process of formation of spiritual and moral values at the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Pedagogicheskie issledovaniya = Pedagogical Research. 2023;(3):170-198. (In Russ.).
Введение
Процесс формирования духовно-нравственных ценностей у курсантов образовательных организаций МВД России стремительно насыщается инновационными технологиями. Для понимания актуальных аспектов современных исследований требуется систематизация знаний и анализ существующих успехов в рассматриваемом направлении воспитания сотрудников органов внутренних дел.
Сегодня в образовательных организациях, обучающих курсантов -полицейских, созданы все условия для привития необходимых в органах внутренних дел профессиональных ценностей, формирования высокого уровня морально-психологической устойчивости. Духовно-нравственное воспитание является важным профилактическим инструментом, обеспечивающим защиту общества от негативного информационно-психологического воздействия отдельных средств массовой информации, являющихся иноагентами.
Материалы исследования
Мы провели анализ научных трудов, выполненных исследователями из Санкт-Петербургского университета МВД России за последние 20 лет в сфере воспитания духовно-нравственных ценностей у курсантов, используя ресурсы научных библиотек eLIBRARY и КиберЛенинка по указанным выше ключевым словам.
Цель работы - обобщить имеющиеся научные данные об исследованиях духовно-нравственных ценностей у курсантов за обозначенный период.
Основная часть
В настоящее время педагогами и психологами еще недостаточно изучена практическая сторона процесса формирования духовно-нравственных ценностей. Подлежит детальному рассмотрению обмен опытом работы образовательных организаций по развитию у курсантов ценностно-смысловой сферы личности в ходе всего образовательного процесса.
По-прежнему актуальными вопросами научных исследований являются анализ специфики, новаторских форм и методов воспитания духовно-нравственных ценностей; изучение использования воспитательного потенциала различных общественных движений и организаций для формирования у курсантов образовательной организации духовно-нравственных ценностей; раскрытие взаимосвязи процессов воспитания чувства патриотизма и духовно-нравственных ценностей.
Сегодня необходимо делать упор на роль личности в деле духовно -нравственного воспитания, привлекать к участию в лекциях и семинарах ветеранов боевых действий и героев специальной военной операции, т. е. тех, кто способен оказать наиболее эффективное воздействие на умы и чувства слушателей. Следует также активизировать культурный потенциал семьи в деле формирования ценностных основ личности молодых сотрудников полиции.
Процесс формирования духовно-нравственных ценностей является актуальным и нередко имеет междисциплинарный характер. В Санкт-Петербургском университете МВД России помимо юридической науки исследования духовно-нравственных ценностей ведутся по следующим основным тематическим направлениям: педагогике, психологии, философии, культурологии, социологии.
В течение последних 20 лет в университете проведено более 200
узконаправленных научных работ по тематике духовно-нравственного
воспитания курсантов-полицейских, формирования у них высокой морально-
психологической устойчивости. В исследуемой образовательной организации
есть три научно-практических журнала, посвященных в том числе рассмотрению
173
различных аспектов воспитания: «Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России» (около 4 000 статей), «Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России» (более 2 000 статей), «Российский девиантологический журнал» (около 100 статей).
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, «к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся: взаимопомощь, гуманизм, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, историческое единство народов России, коллективизм, милосердие, нормы морали и нравственности, преемственность истории нашей Родины, приоритет духовного над материальным, семья, служение Отечеству, созидательный труд, справедливость» [1, с. 19].
На базисе таких руководящих документов, как «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», Федеральный закон «Об образовании», «Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина», указов Президента «О национальных целях развития России на период до 2030 года» и «Об основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» в органах внутренних дел реализуется целый комплекс мероприятий в области духовно-нравственного воспитания сотрудников полиции. В основе этого лежат рабочие программы, которые направлены на воспитание курсантов и слушателей в духе преданности Отечеству, уважения национальных, культурных и традиционных духовных ценностей народов России.
О необходимости защиты традиционных духовно-нравственных
ценностей говорил глава нашего государства: «Никто и никогда не способен
запретить или отменить нашу уникальную цивилизацию и богатейшую
культуру, так же, как невозможно пошатнуть и тем более разрушить те ценности,
которые объединяют российское общество, делают нас одним большим единым
народом» [2]. Защита традиционализма сегодня является одной из
объединяющих скреп для всех народов России вокруг единого
174
цивилизационного пространства - исторической России.
Главная задача и основная функция исследователей в системе организации духовно-нравственного воспитания состоит в том, что благодаря изучению слабых и сильных сторон процесса формирования духовно -нравственных ценностей полицейских возможно и необходимо осуществлять коррекцию этого процесса, который выступает в качестве одного из главных направлений деятельности образовательных организаций в системе правоохранительных органов. В сфере духовно-нравственного воспитания сотрудников полиции Санкт-Петербургский университет МВД России занимает одно из лидирующих мест.
Университет и его филиал организуют активное взаимодействие в сфере воспитания и науки с такими образовательными организациями, как Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте России, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Саратовский юридический институт МВД России, СевероВосточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Всероссийский государственный университет юстиции, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, Донской государственный технический университет, Кубанский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Северо -Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого и др.
Успехи рассматриваемой образовательной организации в направлении
духовно-нравственного воспитания достигнуты благодаря заботе руководства
учебного заведения о развитии ценностно-смысловой сферы личности курсантов
и слушателей. Например, заместитель начальника университета по научной
работе М. В. Бавсун так говорит о формировании правовой идеологии
государства: «важное значение имеет именно содержание идеологического
начала, элементы которого должны отвечать, в первую очередь, основным,
базовым ценностям, формировавшимся на протяжении тысячелетий. Только
175
после этого они могут следовать требованиям современного общества, которое также не способно нормально функционировать при несоответствии элементарным и в то же время основополагающим ценностям, нашедшим свое закрепление в том числе и в нормах морали, религиозных учениях, иных общепризнанных нравственных ценностях» [3, с. 183]. В этом он солидарен с В. Л. Кубышко, говорившем о формировании новой позитивной полицейской культуры, как о своего рода профессиональной идеологии, «в основе которой лучшие традиции 300-летней истории российской полиции, нравственные ценности службы в органах внутренних дел и личная ответственность каждого сотрудника - профессионала за дело, которому он служит» [4, с. 79].
Ежегодно в университете публикуются научные статьи, где рассматриваются наиболее актуальные аспекты процесса формирования духовно-нравственных ценностей и внедрения новейших форм и методов воспитания в практику органов внутренних дел. Сотрудники Санкт -Петербургского университета МВД России основные работы об особенностях духовно-нравственного воспитания издают в более чем 30 современных рецензируемых научных изданиях.
В подавляющем большинстве случаев ученые стремятся публиковать статьи в журналах (более 60 % работ), участвуют также в публикации статей в сборниках трудов конференций (около 30 % исследований) и монографиях (примерно 10 % работ).
На рисунке 1 представлены научные журналы, наиболее востребованные сотрудниками Санкт-Петербургского университета МВД России для публикации результатов своих исследований.
Рисунок 1 - Обзор публикационной активности сотрудников Санкт-Петербургского университета МВД России в различных научных журналах
Таким образом, среди журналов, наиболее привлекательных для
публикационной активности, можно отметить следующие: «Вопросы
педагогики», «Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России»,
«Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки»,
«Международный журнал гуманитарных и естественных наук». В иных
журналах опубликовано более сотни научных работ, посвященных изучению
177
духовно-нравственной сферы личности курсантов. Обращает на себя внимание широта исследовательской деятельности сотрудников образовательной организации: работники учебного заведения публикуют результаты своих исследований не только в узкоспециальных и ведомственных изданиях, но и в журналах смежной тематики.
На рисунке 2 отображены различные сферы научной деятельности сотрудников полиции в рассматриваемой образовательной организации.
Рисунок 2 - Исследования духовно-нравственных ценностей по различным тематическим направлениям в Санкт-Петербургском университете МВД России
■ Государство и право. Юридические науки (83)
■ Народное образование. Педагогика (70) Философия (13)
■ Психология (12)
■ Общественные науки в целом (6) Экономика. Экономические науки (3) История. Исторические науки (2) Языкознание (2)
Общие и комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства (1)
Ведущими направлениями исследований являются труды в сфере юридических наук, педагогики, философии и психологии. Иные научные сферы
(общественные науки, экономика, история, языкознание) привлекают исследователей духовно-нравственных ценностей меньше.
Нами проведен анализ изучения тематики духовно-нравственных ценностей различными авторами - работниками Санкт-Петербургского университета МВД России за последние два десятилетия. Обобщенные данные публикационной активности сотрудников данной образовательной организации не являются исчерпывающими, т. к. информационное пространство постоянно пополняется новыми научными статьями, монографиями и другими трудами, посвященными тематике формирования духовно-нравственных ценностей.
В целом стоит отметить, что за последние 5-7 лет наметилась устойчивая тенденция к росту количества исследований, посвященных тематике формирования духовно-нравственных ценностей в Санкт-Петербургском университете МВД России (рис. 3).
Рисунок 3 - Анализ авторской активности в публикационной сфере по исследованию духовно-нравственных ценностей в Санкт-Петербургском университете МВД России
Следует остановиться на наиболее значимых работах, показывающих в
общем виде срез всей научной деятельности, которая ведется в Санкт-
Петербургском университете МВД России по тематике воспитания духовно -
нравственных ценностей. Представленные нами далее описания результатов
научных исследований демонстрируют многогранную специфику воспитательного процесса, осуществляемого в данной образовательной организации.
Ведущим ученым, посвятившим ряд своих научных работ изучению духовно-нравственных ценностей в Санкт-Петербургском университете МВД России, является С. Ю. Чимаров: ему принадлежит около трети всех работ образовательной организации по указанной тематике. Им представлены «основные формы и методы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел в контексте общего анализа религиозно-нравственного компонента морально-психологического обеспечения» [5, с. 352], а также описано значение «необходимости интегрирования в педагогический процесс специального направления, ориентированного на привитие сотрудникам органов внутренних дел осознанного чувства ответственности в духе личной свободы» [6, с. 246] и концептуальные основы происхождения воспитания в формате эволюции разума и нравственности.
Данный исследователь рассматривал проблему юридизации долга и морального выбора полиции Ганы, Уганды, Гвинеи-Бисау; правовые и этические вопросы работы полиции Замбии, Сальвадора и Китая. Им изучены различные философские аспекты взглядов И. А. Ильина, Н. Н. Страхова, А. Фрыч-Моджевского, А. Ф. Кони, Т. Гоббса, Г. Гегеля, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Гельвеция, Ш. Монтеня, Эпикура и др.
С. Ю. Чимаров совместно с В. С. Бялтом анализировали «специфику
организации и проведения воспитательной работы среди личного состава
органов внутренних дел в аспекте развития мотивационной направленности» [7,
с. 593] и проблему формирования служебного поведения полицейских, описали
исторический опыт воспитательной деятельности полиции по поддержанию в
обществе должного уровня нравственного поведения. Интересна статья С. Ю.
Чимарова, в которой в контексте развития духовных качеств полицейских были
рассмотрены «исторические аспекты воспитания воина и гражданина средствами музыкального воздействия» [8, с. 46].
Еще одним автором, развивавшим тему духовно-нравственного воспитания в образовательных организациях МВД России, был В. С. Бялт, исследовавший «формирование нравственного облика обучающихся в аспекте повышения эффективности профессионального образования» [9, с. 67] и рассмотревший соотношение понятий «мораль», «этика» и «нравственность». Он отметил важную роль воспитательной работы как вида морально -психологического обеспечения учебной деятельности курсантов-полицейских.
З. В. Васильева рассмотрела роль духовно-нравственного развития для обучающихся образовательных организаций [10], специфику духовно-нравственных ценностей в правоохранительной деятельности и возможности влияния гуманитарных дисциплин на духовно-нравственное развитие обучающихся [11]. Ею внесен вклад в решение проблемы духовно -нравственного развития в отечественной педагогической мысли благодаря пониманию условий и путей духовно-нравственного развития полицейских.
Г. В. Марченко и А. Р. Шарипкулова отметили, что формирование государственно-патриотического мировоззрения курсантов является одним из факторов противодействия экстремистской идеологии [12]. Г. В. Марченко пришел к пониманию того, что необходимо уделять больше внимания «вопросам защиты и укрепления основ российской государственности, формированию мировоззрения и морально-этических норм поведения офицерства» [13, с. 178].
В. В. Балахонский (совместно с другими исследователями) изучал нравственные детерминанты социальной работы и проблемы философско-правового понимания соотношения моральных и правовых ценностей. Им проведен исторический и теоретический анализ проблем соотношения политики и морали [14].
Благодаря исследованиям В. Н. Витольник и Г. А. Витольник были
уточнены различные аспекты проблем в сфере воспитания и специфики воспитательной работы в образовательных организациях [15; 16].
М. Е. Гурьев проанализировал влияние профессионально-нравственного сознания и ценностных ориентаций на стиль взаимоотношений и деятельности сотрудников [17], показав пути формирования профессионально-нравственной культуры полицейских в процессе подготовки кадров. Н. А. Игошин проанализировал современные тенденции по моделированию образовательного процесса [18].
Работы Ю. К. Нимировской расширили научное понимание значимости отдельных учебных дисциплин нравственного воспитания полицейских [19], зависимости здоровья будущих сотрудников органов внутренних дел от уровня их нравственности. Н. Ф. Гейжан уделила внимание изучению вопроса о «возможности индивидуализации воспитательной работы с различными категориями сотрудников органов внутренних дел с учетом современных требований» [20, с. 36].
И. Л. Мироновым проведены актуальные исследования методологических основ интеграции духовного и физического воспитания сотрудников полиции [21]. Работы Т. Л. Журавлевой раскрыли важные аспекты кризиса духовности современного поколения, доказав, что «эффективность воспитания будет возможна, если используется весь комплекс воспитательных методов и учитывается знание о психологических механизмах воздействия методов на личность» [22, с. 138].
А. П. Стоцкий смог внести ясность в понимание принципа языковых правил юридической техники [23], рассмотрев теоретико-прикладные аспекты нравственно-правового воспитания. Его работы дополнил С. С. Желонкин, изучив условия применения категории «нравственность» [24, с. 120]. В. Н. Устюжанин дал характеристику ответственности как системообразующему
нравственному качеству личности [25, с. 232].
182
Духовно-нравственным аспектам воспитания посвящены работы в области психологии А. А. Забегаева, изучившего роль и значение традиционных духовно-нравственных ценностей [26], В. К. Николаевой, внесшей весомый вклад в понимание такого психологического феномена, как «честь» у сотрудников полиции [27], А. С. Никольской, отметившей роль психологической культуры в формировании духовности личности [28], и А. А. Бухарова, описавшего должностное преступление как моральный выбор сотрудника полиции [29].
Такой тематике, как физическая культура и спорт, посвятили свои исследования В. И. Дудчик и Р. Б. Хыбыртов, проведшие анализ нравственного воспитания курсантов-спортсменов в сфере физической культуры и спорта [30], а также А. И. Голиков, А. А. Горелов, Н. В. Никифоров и О. Г. Румба, рассмотревшие духовно-нравственные детерминанты в системе спортивных единоборств, пути интеграции духовного и физического воспитания [31].
Около трети публикаций, посвященных пониманию места духовно-нравственных ценностей в деятельности сотрудников полиции, затрагивает сферу педагогических проблем. Так, благодаря Н. А. Гончаровой педагогическая наука обогатилась данными о «содержательных характеристиках понятия духовности как высшего уровня развития личности, на который ориентируется образовательная система и воспитательный процесс» [32, с. 79]. Наиболее активными в данной сфере являются такие исследователи из Санкт-Петербургского университета МВД России, как Ю. В. Аманацкий [33], А. В. Вашкевич [34], А. Ч. Кодоева [35], А. В. Плетнев [36], Н. В. Хисматулина [37], В. А. Смородина [38].
Заключение
Анализ исследовательской активности по тематике воспитания духовно -
нравственных ценностей в Санкт-Петербургском университете МВД России
показал, что существует необходимость проведения дополнительных
исследований в данной сфере.
В других ведомственных образовательных организациях также изучается процесс развития духовно-нравственных ценностей у сотрудников органов внутренних дел. Лидерами в сфере духовно-нравственного воспитания полицейских являются Краснодарский университет МВД России, Академия управления МВД России, Московский университет МВД России им. В. Я. Кикотя, Уфимский юридический институт МВД России. В этих учебных заведениях обобщается опыт духовно-нравственного воспитания в органах внутренних дел, проводится анализ результатов эмпирических исследований в различных областях научного знания, активно внедряются новые методы воспитания в практику деятельности органов по работе с личным составом.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование духовно -нравственных ценностей - важнейшая составная часть подготовки курсантов и слушателей ведомственных образовательных организаций, которую необходимо тщательно исследовать с целью совершенствования системы функционирования органов по работе с личным составом, всех отделов и кафедр, занимающихся воспитанием в образовательной организации.
Список источников
1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: утв. указом Президента Российской Федерации от 02 июля 2021 года №2 400 // Гарант. Мониторинг законодательства: информационно-правовой портал. 32 с. URL: http: //www.garant.ru/liotlaw/federal.
2. Путин В. В. Никто не сможет разрушить традиционные ценности России, заявил Путин // РИА Новости. 21.09.2022. URL: https://ria.ru/20220921/putin-1818505541.html.
3. Бавсун М. В. Идеи противодействия преступности как элемент правовой идеологии государства // Государство и право: эволюция, современное
184
состояние, перспективы развития (к 300-летию Российской империи): материалы XVIII Международной научной конференции. В 2 ч. (Санкт-Петербург, 29-30 апреля 2021 года). Ч. 1. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2021. С. 179-187.
4. Кубышко В. Л. По высшим профессиональным стандартам // Родина. 2012. № 11. С. 77-79.
5. Чимаров С. Ю., Бялт В. С. Религиозно-нравственный компонент воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел Российской Федерации // Вопросы педагогики. 2021. № 7. С. 352-355.
6. Чимаров С. Ю., Алексеев А. А. Педагогический смысл формирования профессионального мировоззрения личности сотрудника органов внутренних дел: в контексте соотношения свободы и ответственности // Questions of Education Science. 2021. № 3-2. С. 246-249.
7. Бялт В. С., Чимаров С. Ю. Актуальные проблемы формирования нравственного облика сотрудников органов внутренних дел // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 37. С. 593-596.
8. Чимаров С. Ю. Исторические аспекты воспитания воина и гражданина средствами музыкального воздействия в контексте развития духовных качеств сотрудника органов внутренних дел // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 11-1(74). С. 46-48.
9. Бялт В. С. Формирование нравственного облика обучающихся в образовательных организациях МВД России в аспекте повышения эффективности профессионального образования // Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 31 октября 2019 года) / Под общей редакцией А. С. Душкина, Н. Ф. Гейжан. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2019. С. 67-71.
10. Васильева З. В. Роль духовно-нравственного развития для обучающихся образовательных организаций высшего образования МВД России // Правоохранительная деятельность органов внутренних дел в контексте современных научных исследований: Материалы Региональной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 6 декабря 2019 года) / Сост.: А. А. Сарсенова, Э. Х. Мамедов. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2020. С. 267-271.
11. Васильева З. В. Возможности влияния гуманитарных дисциплин на духовно-нравственное развитие обучающихся образовательных организаций высшего образования МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2020. № 3 (87). С. 194-201.
12. Марченко Г. В., Шарипкулова А. Р. Формирование государственно -патриотического мировоззрения курсантов и слушателей вузов МВД России как один из факторов противодействия экстремистской идеологии // Проблемы борьбы с терроризмом и экстремизмом с учетом современных реалий: сборник научных статей Межведомственной конференции (Саратов, 21 сентября 2022 года). Саратов: ФГКВОУ ВО «Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», 2022. С. 58-63.
13. Марченко Г. В. Слагаемые высокого морального авторитета российского офицерского корпуса // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 3 (75). С. 178-182.
14. Балахонский В. В. Проблема соотношения политики и морали: исторический и теретический аспекты // Нравственность в современном мире: психологический и педагогический аспект: сборник статей Международной научно-практической конференции (Ижевск, 1 ноября 2020 года). Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2020. С. 8-10.
15. Витольник В. Н., Витольник Г. А. Проблемы и основы изменений в сфере воспитания в образовательной организации МВД России // Вопросы педагогики. 2022. № 2-1. С. 46-50.
16. Витольник В. Н., Витольник Г. А., Филипенко Е. В. Специфика воспитательной работы в образовательных организациях МВД РФ по формированию духовно-нравственных качеств личности // Вопросы педагогики. 2021. № 5-2. С. 48-53.
17. Гурьев М. Е. Социально-психологический анализ влияния профессионально-нравственного сознания на стиль взаимоотношений и деятельности сотрудников правоохранительных органов МВД России // Наука и инновации в современном мире: сборник научных статей. Ч. IV. М.: Издательство «Перо», 2019. С. 88-97.
18. Игошин Н. А. Моделирование образовательного процесса сотрудников органов внутренних дел: возможности, проблемы, перспективы // Морально-психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел: современные подходы и перспективы развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 14 декабря 2022 года). СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2022. С. 78-82.
19. Нимировская Ю. К. К вопросу о роли дисциплины «Анатомия и физиология центральной нервной системы» в нравственном воспитании специалистов-психологов образовательной организации МВД России // Вопросы педагогики. 2021. № 6-2. С. 132-134.
20. Гейжан Н. Ф. Индивидуальный подход в воспитательной работе с сотрудниками органов внутренних дел // Морально-психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел: современные подходы и перспективы развития: материалы Всероссийской научно-практической
конференции (Санкт-Петербург, 14 декабря 2022 года). СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2022. С. 36-39.
21. Миронов И. Л. Методологические основы интеграции духовного и физического воспитания сотрудников органов внутренних дел // Физическая культура и спорт в профессиональной деятельности: современные направления и образовательные технологии: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции (Хабаровск, 21-23 октября 2016 года). Хабаровск: Дальневосточный юридический институт МВД России, 2016. С. 235-238.
22. Журавлева Т. Л. Психологизация воспитательной работы с сотрудниками органов внутренних дел // Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 31 октября 2019 года) / Под общей редакцией А. С. Душкина, Н. Ф. Гейжан. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2019. С. 135-138.
23. Стоцкий А. П. Ясность как принцип языковых правил юридической техники в контексте применения неюридической терминологии в нормативных правовых актах // Труды Академии МВД Республики Таджикистан. 2018. № 4 (40). С. 90-94.
24. Желонкин С. С. Условия применения категории «нравственность», как одного из критериев ничтожности антисоциальных сделок // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2009. № 7. С. 119-124.
25. Устюжанин В. Н. Ответственность как системообразующее нравственное качество личности сотрудника органов внутренних дел // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 2 (62). С. 231-235.
26. Забегаев А. А. Роль и значение традиционных духовно -нравственных ценностей: Аннотация // Морально-психологическое обеспечение деятельности
органов внутренних дел: современные подходы и перспективы развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 14 декабря 2022 года). СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2022. С. 19-22.
27. Николаева В. К. К пониманию феномена чести сотрудника полиции в психологии // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2013. № 1 (57). С. 198-201.
28. Никольская А. С. Роль психологической культуры в формировании духовности личности // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 38-42.
29. Бухаров А. А. Должностное преступление как моральный выбор сотрудника полиции // Безопасность личности, общества и государства: теоретико-правовые аспекты: Сборник тезисов выступлений участников Международной научно-теоретической конференции (Санкт-Петербург, 16-17 мая 2019 года) / Сост.: А. В. Афанасьев, А. В. Ефимовский, О. С. Кравченко. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2019. С. 71-72.
30. Хыбыртов Р. Б., Дудчик В. И. Нравственное воспитание курсантов-спортсменов в сфере физической культуры и спорта // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: сборник материалов XIX Международной научно-практической конференции (Иркутск, 15-16 июня 2017 года). В 2 т. Т. I. Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД России, 2017. С. 233-235.
31. Горелов А. А., Голиков А. И., Никифоров Н. В., Румба О. Г. О духовно-нравственных детерминантах в системе спортивных единоборств // Олимпийский спорт: педагогическое наследие Д. П. Коркина и современное олимпийское движение: Материалы IV Международной научно-практической
конференции в рамках проведения международного турнира по вольной борьбе, посвященного памяти заслуженного тренера СССР Д. П. Коркина, Якутск, 17 декабря 2021 года. Якутск: Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, 2021. С. 106-108.
32. Гончарова Н. А. Психологическая сущность духовности как цели воспитательного процесса // Вопросы педагогики. 2021. № 4-2. С. 79-83.
33. Аманацкий Ю. В. Идеология патриотизма в системе формирования патриотического сознания сотрудников органов внутренних дел // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2022. № 3(20). С. 101-105.
34. Вашкевич А. В. Формирование системы безопасного поведения на дорогах как социально-педагогическая проблема // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 2(44). С. 7981.
35. Кодоева А. Ч. Содержание социально-профессиональной адаптации молодого специалиста-педагога // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2020. № 3(61). С. 129-135.
36. Плетнев А. В. Возрождение духовных ценностей молодежи как задача педагогики и фактор динамики девиации // Гражданско-патриотическое воспитание молодежи: Материалы Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 23-25 ноября 2017 года. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2017. С. 240-241.
37. Хисматулина Н. В. Система барьеров в познавательном процессе // Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку в образовательных организациях высшего образования МВД России: традиции и инновации: сборник тезисов Межведомственной научно-практической
конференции, Санкт-Петербург, 24-25 апреля 2017 года. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД РФ, 2017. С. 189-192.
38. Смородина В. А. Значение оформления служебных помещений органов внутренних дел для морально-психологического обеспечения // Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии: Материалы Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 20-21 апреля 2023 года. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД РФ, 2023. С. 706-711.
References
1. The National Security Strategy of the Russian Federation: approved by the Decree of the President of the Russian Federation. N. 400. 32 p. URL: http://www.garant.ru/liotlaw/federal. (In Russ.).
2. Putin V. V. No one will be able to destroy the traditional values of Russia, Putin claimed. RIA Novosti. URL: https://ria.ru/20220921/putin-1818505541.html. (In Russ.).
3. Bavsun M. V. Crime countering ideas as an element of the legal ideology of the state. State and law: evolution, current state, development prospects (to the 300th anniversary of the Russian Empire): Materials of the XVIII International Scientific Conference. In 2 parts. St. Petersburg, April 29-30, 2021. Vol. Pt. 1. St. Petersburg: St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia; 2021. Р. 179-187. (In Russ.).
4. Kubyshko V. L. According to the highest professional standards. Rodina. 2012;(11):77-79. (In Russ.).
5. Chimarov S. Y., Byalt V. S. Religious and moral component of educational work with the personnel of the internal affairs bodies of the Russian Federation.
Voprosypedagogiki = Questions of Education Science. 2021;(7):352-355. (In Russ.).
6. Chimarov S. Y., Alekseev A. A. The pedagogical meaning of the formation of a professional worldview of an employee of the internal affairs bodies: in the context of the relationship of freedom and responsibility. Voprosy pedagogiki = Questions of Education Science. 2021;(3-2):246-249. (In Russ.).
7. Byalt V. S., Chimarov S. Y. Current problems of the formation of the moral image of employees of internal affairs bodies. Innovacii. Nauka. Obrazovanie = Innovations. Science. Education. 2021;(37):593-596. (In Russ.).
8. Chimarov S. Y. Historical aspects of the upbringing of a warrior and a citizen by means of musical influence: in the context of the development of spiritual qualities of an employee of the internal affairs bodies. Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk = International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2022;(11-1(74)):46-48. (In Russ.).
9. Byalt V. S. Formation of the moral image of students in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the aspect of improving the effectiveness of vocational education. Pedagogy and psychology in the activities of law enforcement officers: Integration of Theory and practice: Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, St. Petersburg, October 31, 2019 / Under the general editorship of A. S. Dushkin, N. F. Geizhan. St. Petersburg: St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia; 2019. P. 67-71. (In Russ.).
10. Vasilyeva Z. V. The role of spiritual and moral development for students of educational institutions of higher education of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Law enforcement activity of internal affairs bodies in the context of modern scientific research: Materials of the regional scientific and practical conference, St. Petersburg, December 06, 2019 / Compiled by A. A. Sarsenova, E. H. Mammadov. St. Petersburg: St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia; 2020. P. 267-271. (In Russ.).
11. Vasilyeva Z. V. Possibilities of the influence of humanitarian disciplines on
the spiritual and moral development of students of educational institutions of higher education of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta MVD Rossii. 2020;(3(87)):194-201. (In Russ.).
12. Marchenko G. V., Sharipkulova A. R. Formation of the state-patriotic worldview of cadets and students of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia as one of the factors of countering extremist ideology. Problems of combating terrorism and extremism taking into account modern realities: Collection of scientific articles of the interdepartmental conference, Saratov, September 21, 2022. Saratov: Federal State Educational Institution «Saratov Military Order of Zhukov Red Banner Institute of National Guard Troops of the Russian Federation»; 2022. P. 58-63. (In Russ.).
13. Marchenko G. V. The components of the high moral authority of the Russian officer corps. Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta MVD Rossii. 2017;(3(75)):178-182. (In Russ.).
14. Balakhonsky V. V. The problem of the correlation of politics and morality: historical and theoretical aspects. Morality in the modern world: psychological and pedagogical aspect: collection of articles of the International Scientific and Practical Conference, Izhevsk, November 01, 2020. Ufa: Aeterna Limited Liability Company; 2020. P. 8-10. (In Russ.).
15. Vitolnik V. N., Vitolnik G. A. Problems and fundamentals of changes in the sphere of education in the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Voprosy pedagogiki = Questions of Education Science. 2022;(2-1):46-50. (In Russ.).
16. Vitolnik V. N., Vitolnik G. A., Filipenko E. V. Specifics of educational work in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation on the formation of spiritual and moral qualities of personality. Voprosy pedagogiki = Questions of Education Science. 2021;(5-2):48-53. (In Russ.).
17. Guryev M. E. Socio-psychological analysis of the influence of professional and moral consciousness on the style of relationships and activities of law enforcement officers of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Science and innovation in the modern world: a collection of scientific articles. Volume Part IV. Moscow: Publishing House «Pero»; 2019. P. 88-97. (In Russ.).
18. Igoshin N. A. Modeling of the educational process of employees of internal affairs bodies: opportunities, problems, prospects. Moral and psychological support of the activities of internal affairs bodies: modern approaches and prospects for development: materials of the All-Russian Scientific and practical conference, St. Petersburg, December 14, 2022. St. Petersburg: St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2022. P. 78-82. (In Russ.).
19. Nimirovskaya Y. K. On the role of the discipline «Anatomy and physiology of the central nervous system» in the moral education of psychologists of the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Voprosy pedagogiki = Questions of Education Science. 2021;(6-2):132-134. (In Russ.).
20. Geizhan N. F. Individual approach in educational work with employees of internal affairs bodies. Moral and psychological support of the activities of internal affairs bodies: modern approaches and development prospects: materials of the All-Russian Scientific and practical conference, St. Petersburg, December 14, 2022. St. Petersburg: St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2022. P. 36-39. (In Russ.).
21. Mironov I. L. Methodological foundations of integration of spiritual and physical education of employees of internal affairs bodies. Physical culture and sport in professional activity: modern trends and educational technologies: collection of materials of the IV International Scientific and practical Conference, Khabarovsk, October 21-23, 2016. Khabarovsk: Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia; 2016. P. 235-238. (In Russ.).
22. Zhuravleva T. L. Psychologization of educational work with employees of internal affairs bodies. Pedagogy and psychology in the activities of law enforcement officers: Integration of Theory and practice: Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, St. Petersburg, October 31, 2019. St. Petersburg: St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia; 2019. P. 135-138. (In Russ.).
23. Stotsky A. P. Clarity as a principle of linguistic rules of legal technique in the context of the application of non-legal terminology in normative legal acts. Proceedings of the Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Tajikistan. 2018;(4(40)):90-94. (In Russ.).
24. Zhelonkin S. S. Conditions for the use of the category «morality» as one of the criteria for the insignificance of antisocial transactions. Bulletin of the Academy of Economic Security of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2009;(7):119-124. (In Russ.).
25. Ustyuzhanin V. N. Responsibility as a system-forming moral quality of the personality of an employee of the internal affairs bodies. Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta MVD Rossii. 2014;(2(62)):231-235. (In Russ.).
26. Zabegaev A. A. The role and significance of traditional spiritual and moral values. Abstract. Moral and psychological support for the activities of internal affairs bodies: modern approaches and prospects for development: materials of the All-Russian scientific and practical conference, St. Petersburg, December 14, 2022. St. Petersburg: St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia; 2022. P. 19-22. (In Russ.).
27. Nikolaeva V. K. To understanding the phenomenon of honor of a police officer in psychology. Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta MVD Rossii. 2013;(1(57)): 198-201. (In Russ.).
28. Nikolskaya A. S. The role of psychological culture in the formation of personality spirituality. Vestnik of Moscow University of the Ministry of Internal
Affairs of Russia. 2010;(5):38-42. (In Russ.).
29. Bukharov A. A. Official crime as a moral choice of a police officer. Security of the individual, society and the state: theoretical and legal aspects: Collection of abstracts of speeches of participants of the international scientific and theoretical conference, St. Petersburg, May 16-17, 2019 / Comp.: A. V. Afanasyev, A. V. Efimovsky, O. S. Kravchenko. St. Petersburg: St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia; 2019. P. 71-72. (In Russ.).
30. Khybyrtov R. B., Dudchik V. I. Moral education of cadets-athletes in the field of physical culture and sports. Improving the professional and physical training of cadets, students of educational organizations and employees of law enforcement agencies: A collection of materials of the XIX International Scientific and Practical conference. In 2 volumes, Irkutsk, June 15-16, 2017. Volume I. Irkutsk: East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia; 2017. P. 233-235. (In Russ.).
31. Gorelov A. A., Golikov A. I., Nikiforov N. V., Rumba O. G. On spiritual and moral determinants in the system of martial arts. Olympic sport: D.P. Korkin's pedagogical legacy and the modern Olympic movement: Materials of the IV International scientific and practical conference within the framework of the international freestyle wrestling tournament dedicated to memory Honored Coach of the USSR D. P. Korkin, Yakutsk, December 17, 2021. Yakutsk: North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov; 2021. P. 106-108. (In Russ.).
32. Goncharova N. A. Psychological essence of spirituality as the goal of the educational process. Voprosy pedagogiki = Questions of Education Science. 2021;(4-2):79-83. (In Russ.).
33. Amanatsky Y. V. Ideology of patriotism in the system of formation of patriotic consciousness of employees of internal affairs bodies. Bulletin of the St. Petersburg Military Institute of the National Guard Troops. 2022;(3(20)):101-105. (In Russ.).
34. Vashkevich A. V. Formation of a system of safe behavior on the roads as a socio-pedagogical problem. Vestnik Kaliningradskogo filiala Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii = Bulletin of the Kaliningrad branch of the Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016;(2(44)):79-81. (In Russ.).
35. Kodoeva A. C. The content of social and professional adaptation of a young specialist teacher. Vestnik Kaliningradskogo filiala Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii = Bulletin of the Kaliningrad branch of the Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020;(3(61)):129-135. (In Russ.).
36. Pletnev A.V. The revival of spiritual values of youth as a task of pedagogy and a factor of deviation dynamics. Civil-patriotic education of youth: materials of the international scientific and practical conference, St. Petersburg, November 23-25, 2017. St. Petersburg: St. Petersburg State University of Industrial Technologies and Design; 2017. P. 240-241. (In Russ.).
37. Hismatulina N. V. System of barriers in the cognitive process. Professionally-oriented foreign language teaching in educational institutions of higher education of the Ministry of Internal Affairs of Russia: traditions and innovations: collection of abstracts of the Interdepartmental scientific and practical conference, St. Petersburg, April 24-25, 2017. St. Petersburg: St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation; 2017. P. 189-192. (In Russ.).
38. Smorodina V. A. The importance of registration of office premises of internal affairs bodies for moral and psychological support. Actual problems of psychology of law enforcement activity: concepts, approaches, technologies: Materials of the international scientific and practical conference, St. Petersburg, April 20-21, 2023. St. Petersburg: St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation; 2023. P. 706-711. (In Russ.).
Информация об авторе С. Н. Кипреев - адъюнкт кафедры социально-гуманитарных дисциплин.
Information about the author Sergey N. Kipreev - Adjunct of the Chair of Social and Humanitarian Disciplines.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflict of interests.
Статья поступила в редакцию 12.04.2023; одобрена после рецензирования 13.07.2023; принята к публикации 25.09.2023.
The article was published 12.04.2023; approved after reviewing 13.07.2023; accepted for publication 25.09.2023.