Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ЕДИНОБОРСТВ НА ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ'

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ЕДИНОБОРСТВ НА ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ОБУЧЕНИЕ КУРСАНТОВ / БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ / ЕДИНОБОРСТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (МВД) РОССИИ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавлев Александр Александрович

В статье рассматривается взаимосвязь между обучением курсантов различным видам единоборств и духовным состоянием их личности. Отмечается, что различные виды единоборств способствуют формированию разных качеств и мышления курсантов, на основе чего, в образовательных организациях Министерства внутренних дел (МВД) России, сделан акцент на обучение курсантов дзюдо и самбо, для формирования навыков действий без оружия или с подручными средствами. Особый интерес представляет влияние единоборств на духовно - нравственные качества курсантов, которые способствуют воспитанию профессионально развитых сотрудников полиции. В статье представлена структура духовной сферы личности курсанта и описан механизм влияния на ее элементы в процессе обучения боевым приемам борьбы. Такой взгляд будет интересен специалистам в области спорта, правоохранительной деятельности и научной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Журавлев Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF VARIOUS TYPES OF MARTIAL ARTS ON THE SPIRITUAL EDUCATION OF THE PERSONALITY OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article deals with the relationship between the training of cadets in various types of martial arts and the spiritual state of their personality. It is noted that various types of martial arts contribute to the formation of different qualities and thinking of cadets, on the basis of which, in the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, emphasis is placed on training cadets in judo and sambo, to form the skills of actions without weapons or with improvised means. Of particular interest is the influence of martial arts on the spiritual and moral qualities of cadets, which contribute to the education of professionally developed police officers. The article presents the structure of the spiritual sphere of the cadet's personality and describes the mechanism of influence on its elements in the process of training in combat techniques of struggle. Such a view will be of interest to specialists in the field of sports, law enforcement and scientific activities.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ЕДИНОБОРСТВ НА ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ»

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ЕДИНОБОРСТВ НА ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ

THE INFLUENCE OF VARIOUS TYPES OF MARTIAL ARTS ON THE SPIRITUAL EDUCATION OF THE PERSONALITY OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY

OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Журавлев Александр Александрович

старший преподаватель кафедра физической подготовки Воронежский институт Министерство внутренних дел России

г. Воронеж, Россия Zhuravlev Alexander Aleksandrovich

senior lecturer department of physical training Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Voronezh, Russia

Аннотация. В статье рассматривается взаимосвязь между обучением курсантов различным видам единоборств и духовным состоянием их личности. Отмечается, что различные виды единоборств способствуют формированию разных качеств и мышления курсантов, на основе чего, в образовательных организациях Министерства внутренних дел (МВД) России, сделан акцент на обучение курсантов дзюдо и самбо, для формирования навыков действий без оружия или с подручными средствами. Особый интерес представляет влияние единоборств на духовно-нравственные качества курсантов, которые способствуют воспитанию профессионально развитых сотрудников полиции. В статье представлена структура духовной сферы личности курсанта и описан механизм влияния на ее элементы в процессе обучения боевым приемам борьбы. Такой взгляд будет интересен специалистам в области спорта, правоохрани-тельной деятельности и научной деятельности.

Abstract. The article deals with the relationship between the training of cadets in various types of martial arts and the spiritual state of their personality. It is noted that various types of martial arts contribute to the formation of different qualities and thinking of cadets, on the basis of which, in the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, emphasis is placed on training cadets in judo and sambo, to form the skills of actions without weapons or with improvised means. Of particular interest is the influence of martial arts on the spiritual and moral qualities of cadets, which contribute to the education of professionally developed police officers. The article presents the structure of the spiritual sphere of the cadet's personality and describes the mechanism of influence on its elements in the process of training in combat techniques of struggle. Such a view will be of interest to specialists in the field of sports, law enforcement and scientific activities.

Ключевые слова: духовное воспитание личности; обучение курсантов; боевые приемы борьбы; единоборства; образовательные организации Министерства внутренних дел (МВД) России; обучение.

Keywords: spiritual education of the individual; training of cadets; fighting techniques; martial arts; educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia; teaching.

Сотрудник органов внутренних дел должен быть готов к выполнению любых оперативно-служебных задач в соответствии с занимаемой им должностью. Одними из важнейших составляющих профессиональной подготовленности выступают уровень физического развития и владения специальными боевыми навыками, полученными в ходе обучения в образовательных организациях системы Министерства внутренних дел (МВД) России, а также психологическая устойчивость и морально-нравственные качества сотрудника, позволяющие ему соразмерно применять указанные навыки в зависимости от ситуации. Необходимость такой подготовки напрямую обуславливается положением ч. 1 ст. 20 закона от 7 февраля 2011 № 3 Федерального Закона, где указывается, что сотрудник полиции применяет «физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы».

А. Р. Косиковский определяет боевые приемы борьбы, как - «способы применения физической силы с целью ограничения свободы передвижения лиц, как мера принуждения повиноваться, подчиниться требованиям сотрудника полиции» [1]. Курсанты высших образовательных организаций МВД России получают данные навыки на занятиях по физической подготовке в процессе выполнения специально-подготовительных и специально-боевых упражнений.

В ходе подготовки разучивается техника и тактика применения боевых приемов борьбы, которые разработаны на основе различных видов единоборств, таких как рукопашный бой и боевое самбо, включающие в себя приемы самбо и дзюдо. Выбор именно таких видов единоборств в качестве основы специальной-боевой подготовки не случаен. Как правильно отмечает С. В. Науменко совместно с другими авторами, - «средства воздействия физической силой на оппонентов сотрудников полиции в специальной профессиональной деятельности и спортсменов-единоборцев в спортивной деятельности оказались идентичными» [2].

Кроме того, каждый вид единоборства сопровождается определенной идеологией, выработкой психологических качеств и специфической манеры ведения боя. Так, термин «дзюдо» (от япон. - мягкий путь) воспринимается не только как единоборство без оружия, но и как определенная тактика «гибкого пути к победе». В свою очередь, «самбо» (акроним - самозащита без оружия) предполагает выработку готовности человека противостоять даже вооруженному противнику только с помощью физической силы. То есть от самого вида единоборства, зависит то, какие качества и направленность мышления будет приобретать курсант. Выбор в пользу дзюдо и самбо, при обучении курсантов сделан потому, что тактика ведения боя подразумевает действия даже против вооруженного противника, используя только физическую силу или подручные средства. Это максимально соответствует характеру деятельности полицейских и возникающих, в процессе работы, оперативно-служебных и боевых ситуаций. Кроме того, процесс формирования навыков в спортивных единоборствах мало чем отличается от того же процесса, но в ходе прикладной физической подготовки курсантов МВД России.

Однако, для подготовки курсантов к профессиональной деятельности, недостаточно механического изучения боевых приемов, даже из самых совершенных видов единоборств. Оттачивание физических навыков применения боевых приемов представляет только одну сторону специальной подготовки курсанта, поскольку

в цели такой подготовки входит также — «совершенствование психических качеств». Сотрудник полиции должен быть психологически готов к применению боевых приемов, действиям в экстремальной обстановке, он также должен оценивать обстановку с точки зрения нравственных ценностей, не применять силу и боевые приемы там, где можно выполнить обязанности и без них, воздерживаться от причинения чрезмерного вреда.

Все это достигается в ходе духовного воспитания, под которым понимается -«воспитание ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие курсанта как сотрудника органов внутренних дел» [3]. Возникает закономерный вопрос о том, каким образом формируется ценностное отношение к жизни и иные положительные качества, для чего нужно понимать, что такое «воспитание». Более всего нам импонирует определение Е. Е. Ли, которая понимает под данным термином - «система искусственно созданных социально-психологических условий, спсобствующих формированию и развитию новых форм поведения, которые обеспечивают адаптацию личности к изменяющимся условиям окружающей среды» [4].

Следующим важным моментом для понимания сущности духовного воспитания является установление тех качеств, на формирование которых направлен процесс духовного воспитания:

- отношение курсанта к обществу (гражданское мужество, патриотизм, принципиальность);

- отношение курсанта к другим людям и к самому себе (отношение к коллективу, человечность, справедливость);

- отношений курсанта к своей профессии (стремление повышать профессиональные навыки, исполнительность) [5].

Важность перечисленных составляющих в обучении курсанта признается многими авторами. Так, Н. Д. Уланов отмечает следующие обстоятельства [6], делающие нравственное и духовное воспитание столь актуальным:

1. Значимость деятельности полиции для общества, которое ожидает от сотрудников высокого культурного и нравственного уровня. В настоящее время, на духовно-нравственный облик полицейского обращается не меньше внимания, чем на профессиональные навыки.

2. Необходимость совершенствования воспитательного процесса, организуемого в образовательных организациях МВД России. Ведь высокий уровень духовного развития важен для всего образовательного процесса, так как безнравственный и некультурный человек не способен постигать знания, а тем более, воспитываться в духе гражданственности, патриотизма. Бездуховный человек, получивший боевые навыки, будет безответственно их применять во вред окружающим.

3. Целесообразность сохранения и укрепления традиционно российских духовно-нравственных ценностей в обществе. Курсант - это член общества, который также, как и окружающие, совершает в обычной жизни социально-значимые действия, влияющие на общий уровень духовных ценностей общества. Соответственно, чем более нравственным будет воспитание курсанта, тем более положительное влияние он окажет на укрепление духовно-нравственных ценностей в обществе.

4. Необходимость формирования в представлении курсанта образа «правильного» полицейского, что снизит вероятность совершения самим сотрудником противоправных или безнравственных действий.

5. Повышение мотивации курсантов к профессиональному совершенствованию (в том числе в боевой подготовке), чтобы соответствовать представлениям о «правильном» полицейском и высоким нравственным ценностям.

Формирование нравственных качеств курсантов происходит не только в ходе воспитательной работы, но и всего образовательного процесса, включая боевую подготовку по изучению различных видов единоборств.

Способность единоборств влиять на духовно-нравственные качества курсантов, обуславливается самой спецификой занятий. Виды единоборств, используемые для обучения курсантов в образовательных организациях МВД России, подразумевают воздействие на обучаемых следующих факторов:

- высокие физические нагрузки;

- психологическое напряжение;

- воздействие неопределенных учебных ситуаций, требующих смелых действий и предполагающие рассчитывать на собственные силы;

- противодействие соперника;

- моделирование ситуаций, связанных с необходимостью умеренного и рационального применения физической силы, чтобы не причинить необоснованный вред кому-либо;

- претерпевание, в процессе отработки приемов с другими курсантами, такого же физического воздействия, которое предстоит применять к людям, что позволяет осознать степень болевых ощущений в той или иной ситуации.

Все перечисленные факторы формируют характер курсанта, закаляют его личность, учат преодолевать препятствия, как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности. В результате, посредством обучения едино-борствам осуществляется дополнительное воздействие на духовное воспитание курсантов, проявляющаяся в следующем:

1. Отношение курсанта к обществу воспитывается благодаря формированию уверенности курсанта в своих навыках, стремления к достижению цели. Курсант способен на мужественные и смелые поступки, осознает свою роль в обществе и необходимость проявления принципиальности в общественно-значимых и служебных вопросах. Изучение возможностей применения единоборств в правоохранительной деятельности, военном деле, примеров использования единоборств в реальной боевой обстановке, повышает чувство патриотизма курсанта.

2. Отношение курсанта к другим людям и к самому себе проявляется в трех направлениях:

- осознание себя, как члена коллектива, так как обучение единоборствам предполагает действия не только в одиночку, но и составе группы, в которой уважение вызывают только реальные умения и навыки, которые будут полезны, как для самого сотрудника, так и для подразделения;

- из этого следует осознание курсантом себя, как человека, который способен

помочь окружающим, используя свои навыки (это повышает уровень личной ответственности перед гражданами);

- курсант осознает наличие специальных навыков, которые он должен использовать во благо окружающих и даже применение боевых приемов сопровождается пониманием курсанта социальной функции такого применения - установление порядка, а не причинение вреда (что воспитывает человечность, гуманность и другие качества).

3. Положительное отношение курсанта к своей профессии формируется на основе всех перечисленных выше качеств, которые воспитываются в ходе обучения единоборствам. Понимание ответственности перед коллективом, самим собой, а также осознание своей социальной роли и важности профессии полицейского (как человека, который должен прийти на помощь каждому, кто в ней нуждается), вызывает стремление курсанта к повышению не только навыков применения боевых приемов борьбы, но и совершенствованию в других направлениях служебно-профессиональной деятельности (правовая и огневая подготовка). Заниматься самосовершенствованием курсанту помогает дисциплинированность и исполнительность, которые также воспитываются при обучении единоборствам.

Таким образом, духовное воспитание личности курсантов выступает одним из основных элементов их профессиональной подготовки. Благоприятно сказывается на этом обучение курсантов различным видам единоборств.

В процессе обучения курсанту прививаются положительные морально-нравственные личностные качества, которые будут способствовать осознанию чувства ответственности перед обществом, служебным коллективом и самим собой, воспитывать чувство патриотизма, уважительное отношение к своей профессии и требовательное отношения к себе, выражающееся в стремлении соответствовать высокому званию сотрудника полиции.

Литература

1. Науменко С. В., Торопов В. А., Чехранов Ю. В. Методологическое обоснование использования дзюдо, самбо и рукопашного боя в процессе занятий по физической подготовке с курсантами образовательных организаций Министерства внутренних дел России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 1. С. 169-173.

2. Ли Е. Е. К вопросу о проблеме определения понятия «воспитание» // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2012. № 5. С. 124-130.

3. Сергеева Е. Ю., Евраева К. Л., Барикаева Д. Е. Роль и значение духовно-нравственного воспитания курсантов для прохождения службы в органах внутренних дел // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 4. С. 186-190.

4. Осинцева Л. М. Нравственное воспитание курсантов вузов МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010. № 3. С. 28-31.

5. Уланов Н. Д. К вопросу об актуальности духовно-нравственного воспитания курсантов ведомственных образовательных организаций МВД России // Вопросы педагогики. 2020. № 9-1. С. 153-156.

References

1. Naumenko S. V., Toropov V. A., Chekhranov Yu. V. Metodologicheskoe obosnovanie ispol'zovaniya dzyudo, sambo i rukopashnogo boya v protsesse zanyatiy po fizicheskoy podgotovke s kursantami obrazovatel'nykh organizatsiy Ministerstva vnutrennikh del Rossii [Methodological substantiation of the use of judo, sambo and hand-to-hand combat in the process of physical training with cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii - Bulletin of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2018, no. 1, pp. 169-173.

2. Lee E. E. K voprosu o probleme opredeleniya ponyatiya «vospitanie» [On the problem of defining the concept of «education»]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Obrazovanie. Lichnost'. Obshchestvo - Bulletin of the Buryat State University. Education. Personality. Society, 2012, no. 5, pp. 124-130.

3. Sergeeva E. Y., Evraeva K. L., Barikaeva D. E. Rol' i znachenie dukhovno-nravstvennogo vospitaniya kursantov dlya prokhozhdeniya sluzhby v organakh vnutrennikh del [The role and significance of the spiritual and moral education of cadets for service in the internal affairs bodies]. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii - Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2013, no. 4, pp. 186-190.

4. Osintseva L. M. Nravstvennoe vospitanie kursantov vuzov MVD Rossii [Moral education of cadets of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh - Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2010, no.3, pp. 28-31.

5. Ulanov N. D. K voprosu ob aktual'nosti dukhovno-nravstvennogo vospitaniya kursantov vedomstvennykh obrazovatel'nykh organizatsiy MVD Rossii [To the question of the relevance of spiritual and moral education of cadets of departmental educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Voprosy pedagogiki - Questions of pedagogy, 2020, no. 91, pp. 153-156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.