Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В КРАСНОДАРСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ МВД РОССИИ'

СПЕЦИФИКА ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В КРАСНОДАРСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Краснодарский университет МВД России / полиция / образовательная организация / курсанты / педагогика / духовность / нравственность / духовнонравственные ценности. / Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia / police / educational organization / cadets / pedagogy / spirituality / morality / spiritual and moral values.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кипреев С. Н.

В статье рассмотрены особенности исследований духовно-нравственных ценностей, проведенных в Краснодарском университете МВД России в последние десятилетия нынешнего века. Произведённый обзор дает характеристику направленности исследований в духовно-нравственной сфере воспитания. При этом анализируются наиболее актуальные труды и оригинальные работы сотрудников образовательной организации. Автор статьи наглядно показывает специфику публикационной активности и результативности исследований в области духовно-нравственного воспитания сотрудников полиции, описывает значение отдельных научных трудов для педагогики, что способствует выявлению актуальных направлений дальнейших исследований процесса формирования духовно-нравственных ценностей в структуре органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF RESEARCH ON THE PROCESS OF FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES AT THE KRASNODAR UNIVERSITY OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article discusses the features of the research of spiritual and moral values conducted at the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the last decades of this century. The review gives a description of the direction of research in the spiritual and moral sphere of education. At the same time, the most relevant works and original works of employees of the educational organization are analyzed. The author of the article clearly shows the specifics of publication activity and the effectiveness of research in the field of spiritual and moral education of police officers conducted at the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, describes the importance of individual scientific works for pedagogy. Thus, the study helps to identify relevant areas for further research into the process of formation of spiritual and moral values in the structure of internal affairs bodies.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В КРАСНОДАРСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ МВД РОССИИ»

УДК 378.1

СПЕЦИФИКА ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В КРАСНОДАРСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ МВД РОССИИ

© 2023 С. Н. Кипреев

адъюнкт кафедры социально-гуманитарных дисциплин e-mail: komissar. 1917@ mail. ru

Краснодарский университет МВД России

В статье рассмотрены особенности исследований духовно-нравственных ценностей, проведенных в Краснодарском университете МВД России в последние десятилетия нынешнего века. Произведённый обзор дает характеристику направленности исследований в духовно-нравственной сфере воспитания. При этом анализируются наиболее актуальные труды и оригинальные работы сотрудников образовательной организации. Автор статьи наглядно показывает специфику публикационной активности и результативности исследований в области духовно-нравственного воспитания сотрудников полиции, описывает значение отдельных научных трудов для педагогики, что способствует выявлению актуальных направлений дальнейших исследований процесса формирования духовно-нравственных ценностей в структуре органов внутренних дел.

Ключевые слова: Краснодарский университет МВД России, полиция, образовательная организация, курсанты, педагогика, духовность, нравственность, духовно-нравственные ценности.

SPECIFICS OF RESEARCH ON THE PROCESS OF FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES AT THE KRASNODAR UNIVERSITY OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

© 2023 S. N. Kipreev

adjunkt of Social and Humanitarian Disciplines e-mail: komissar. 1917@ mail. ru

Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The article discusses the features of the research of spiritual and moral values conducted at the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the last decades of this century. The review gives a description of the direction of research in the spiritual and moral sphere of education. At the same time, the most relevant works and original works of employees of the educational organization are analyzed. The author of the article clearly shows the specifics of publication activity and the effectiveness of research in the field of spiritual and moral education of police officers conducted at the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, describes the importance of individual scientific works for pedagogy. Thus, the study helps to identify relevant areas for further research into the process of formation of spiritual and moral values in the structure of internal affairs bodies.

Keywords: Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, police, educational organization, cadets, pedagogy, spirituality, morality, spiritual and moral values.

Процесс формирования духовно-нравственных ценностей у курсантов образовательных организаций МВД России стремительно насыщается новаторскими формами воспитания. Для понимания новых актуальных направлений современных исследований требуется систематизация знаний и анализ существующих успехов в изучении рассматриваемого направления воспитания сотрудников полиции.

Духовно-нравственное воспитание является важным профилактическим инструментом, обеспечивающим защиту общества от негативного информационно-психологического воздействия. Сегодня в образовательных организациях, обучающих курсантов-полицейских, созданы все условия для привития им необходимых в органах внутренних дел ценностей и профессиональных компетенций, высокого уровня морально-психологической устойчивости.

Мы провели литературный обзор научных трудов, выполненных исследователями из Краснодарского университета МВД России за последние 20 лет, используя ресурсы поисковых систем КиберЛенинка и eLIBRARY, по вышеуказанным ключевым словам.

Цель работы - обобщить имеющиеся литературные данные об исследованиях духовно-нравственных ценностей за указанный выше период.

Процесс формирования духовно-нравственных ценностей является актуальным и смежным по многим областям знаний. В Краснодарском университете МВД России помимо юридической науки исследования духовно-нравственных ценностей проводятся по следующим основным научным направлениям: педагогика, философия, социология, физическая культура.

В течение последних двадцати лет в университете проведено более сотни узконаправленных исследовательских работ, посвященных тематике духовно-нравственного воспитания полицейских, формированию у них высокой морально-психологической устойчивости к службе. Издаются два научно-практических журнала «Общество и право» и «Вестник Краснодарского университета МВД России», в которых в том числе рассматриваются различные аспекты воспитания.

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, «к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся: взаимопомощь, гуманизм, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, историческое единство народов России, коллективизм, милосердие, нормы морали и нравственности, преемственность истории нашей Родины, приоритет духовного над материальным, семья, служение Отечеству, созидательный труд, справедливость» [19].

На основании таких руководящих документов, как «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» и «Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России», в МВД России реализуется целый комплекс мероприятий в области духовно-нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел. В основе этого лежат рабочие программы воспитания, которые направлены на воспитание курсантов и слушателей в духе преданности Отечеству, уважения национальных, культурных и духовных ценностей.

Главная задача и основная функция исследователей в системе организации духовно-нравственного воспитания состоит в том, что, благодаря изучению слабых и сильных сторон процесса формирования духовно-нравственных ценностей полицейских, возможно и необходимо осуществлять коррекцию этого процесса, который сегодня выступает в качестве одного из приоритетных направлений деятельности образовательных организаций.

О необходимости защиты традиционных духовно-нравственных ценностей в Послании Федеральному собранию 21.02.2023 г. сказал глава нашего государства:

«Сегодня извращают исторические факты, не прекращают нападки на нашу культуру, на Русскую православную церковь, другие традиционные религиозные организации нашей страны. Разрушение семьи, культурной и национальной идентичности, извращения, издевательства над детьми, вплоть до педофилии, объявляются нормой, а священников принуждают благословлять однополые браки» [19]. Защита традиционализма сегодня является одной из объединяющих скреп для всех народов России вокруг единого цивилизационного пространства - исторической России.

Краснодарский университет МВД России сегодня выступает в качестве одного из лидеров в сфере духовно-нравственного воспитания сотрудников полиции. Университет и его филиалы организуют активное взаимодействие с российскими образовательными организациями: Севастопольским государственным университетом, Крымским федеральным университетом им. В.И. Вернадского, Северо-Кавказским федеральным университетом, Академией права и управления ФСИН, Ессентукским институтом управления, бизнеса и права, Кубанским государственным аграрным университетом им. И. Т. Трубилина, Кубанским государственным университетом, Пермским институтом ФСИН России, Псковским государственным университетом, Санкт-Петербургским военным ордена Жукова институтом войск национальной гвардии, Ставропольским государственным педагогическим институтом, Университетом управления «ТИСБИ», Уральским государственным юридическим университетом и др. Успехи образовательной организации в направлении духовно-нравственного воспитания достигнуты благодаря заботе руководства учебного заведения о развитии ценностно-смысловой сферы личности курсантов и слушателей. Например, А.В. Симоненко говорит так о совершенствовании образовательной деятельности: «Мы должны постоянно работать над повышением уровня культурных, интеллектуальных и моральных ценностей сотрудников и курсантов, развивать в коллективе систему ценностей, фундаментом которой являются нравственность и патриотизм» [23, с. 8].

В этом понимании он солидарен с В. Л. Кубышко и соавторами, которые в своем исследовании обращают внимание на необходимость формирования у сотрудников полиции диспозиционной мотивации, определяемой ими как «совокупность ценностно-смысловых психических конструктов, идеалов, установок, имеющих профессиональную ориентацию и представленных в осознании в виде понятной системы ориентиров, позволяющих оценивать себя как патриота» [11, с. 68]. Ежегодно в университете публикуются научные статьи, в которых рассматриваются наиболее актуальные аспекты процесса формирования духовно-нравственных ценностей и внедрения новейших форм и методов воспитания в практику органов внутренних дел.

Сотрудниками полиции из Краснодарского университета МВД России основные исследования об особенностях духовно-нравственного воспитания публикуются в более чем двадцати современных научных изданиях. Подавляющее большинство исследователей стремятся публиковать статьи в рецензируемых журналах (более 75 % исследований), в сборниках трудов конференций (около 20 % исследований) и изредка печатаются в сборнике статей или являются автором главы в коллективной монографии (менее 5 % исследований).

На схеме 1 показан анализ наиболее востребованных исследователями из Краснодарского университета МВД России научных журналов для публикационной активности.

60

50

40

30

20

10

ч?

с®

& ^ ^ у ж ж

£

<РХ ^ ОЙ" л

^ ^ у ф<

с/

' //

** О»

сг- /У *

ж

✓ ^ с/"

✓УХХУУ

0

Схема 1. Обзор публикационной активности сотрудников Краснодарского университета МВД России в различных научных журналах

Обращает на себя внимание широта исследовательской деятельности сотрудников образовательной организации, так как работники учебного заведения публикуют результаты своих исследований не только в узкоспециальных и ведомственных изданиях, но и в журналах смежной тематики.

На схеме 2 отображены различные сферы научной деятельности сотрудников полиции в рассматриваемой нами образовательной организации.

■ Государство и право. Юридические науки (48)

■ Народное образование. Педагогика (30)

Философия (14)

■ Социология (5)

■ Физическая культура и спорт (3)

Культура. Культурология (2)

Психология (2)

Искусство. Искусствоведение (1)

Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации (1)

Науковедение (1)

Политика. Политические науки (1)

2% 1%1%/ 2% ____ 4% 1%__1%

13% 44%

28%

Схема 2. Исследования духовно-нравственных ценностей по различным научным направлениям

Ведущими направлениями исследований являются труды в сфере юридических наук, педагогики и философии. Иные сферы научных исследований привлекают исследователей духовно-нравственных ценностей меньше, таковыми являются отображенные на схеме искусствоведение, журналистика, науковедение, политология.

Нами проведен анализ исследовательских работ, проводимых в Краснодарском университете МВД России за последние два десятилетия. Обобщенные данные публикационной активности сотрудников данной образовательной организации не являются исчерпывающими, так как информационное пространство постоянно пополняется новыми научными статьями, монографиями и другими трудами, посвященными тематике формирования духовно-нравственных ценностей.

На схеме 3 показано место отдельных авторов в системе исследований духовно-нравственной сферы личности.

Дадова Залина Исмеловна (13) Миронова Евгения Николаевна (7) Курашинова Анжела Хафановна (5) Штец Александр Александрович (5) Карнаушенко Леонид Владимирович (4) Кипреев Сергей Николаевич (3) Крыжевская Наталья Николаевна (3) Усков Сергей Валерьевич (3) Хатагова Светлана Викторовна (3) Бичахчян Мкртич Карапетович (2) Иные исследователи

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45

Схема 3. Обзор результативности исследований в области духовно-нравственного воспитания

Исследованием специфики развития духовно-нравственной сферы личности у курсантов в Краснодарском университете МВД России занимаются более ста ученых. На диаграмме представлено место десяти наиболее успешных исследователей направления духовно-нравственного воспитания в общей массе научных работ по данной тематике. Следует отметить, что более половины всех исследований выполнены вышеотмеченными лидерами в данной области научного знания.

В целом стоит отметить, что в последние 5 лет наметилась устойчивая тенденция к росту количества исследований, посвященных тематике формирования духовно-нравственных ценностей. Мы попытались систематизировать на схеме 4 анализ публикационной активности по тематике духовно-нравственного воспитания за два последних десятилетия по годам.

Схема 4. Анализ публикационной активности, посвященной исследованию духовно-нравственных ценностей

Следует остановиться на наиболее значимых исследовательских работах, показывающих в общем виде срез всей научно-исследовательской работы, проводимой в Краснодарском университете МВД России по тематике воспитания духовно-

нравственных ценностей. Представленные нами далее описания результатов научных исследований показывают многогранную специфику воспитательного процесса, осуществляющегося в данной образовательной организации. Ведущим исследователем является З.И. Дадова, имеющая белее десяти работ по тематике формирования тех или иных сторон духовно-нравственного воспитания. В её научных работах говорится о «важной роли занятий по истории для нравственного воспитания» [4], а также о значении воспитания духовно-нравственных ценностей как способа профилактики экстремизма.

З.И. Дадова рассматривает практические задачи по улучшению духовно-нравственного воспитания современной молодежи, исследуя способы улучшения духовно-нравственного воспитания молодежи [5], рассмотрев перспективы и условия формирования патриотизма в системе культурных ценностей, вопросы нравственного воспитания служителя правопорядка. Интересна статья З, в которой исследователь рассматривает основы антиэкстремистского воспитания молодёжи и отмечает «недопустимость формирования нравственно-дезориентированной личности» [6].

Е.Н. Миронова, исследовавшая «духовные ценности как показатель мировых культурных процессов» [17], рассматривает духовные ценности как основу единства нашего народа. Она отмечает важную роль интеллектуальной деятельности в становлении профессионализма, изучает психологические аспекты духовности общества потребления и высказывается за развитие духовности молодежи как одного из главнейших факторов современной социальной политики нашего государства.

В Северо-Кавказском институте повышения квалификации вопросам духовно-нравственного воспитания посвятила свои труды А.Х Курашинова. Её научные интересы затрагивают проблемы духовного кризиса молодежи [13], патриотизм в системе культурных ценностей. Исследователь отметила прагматизацию ценностей современной молодежи и духовный вакуум как предпосылку ее криминализации. Л.В. Карнаушенко рассмотрены вопросы духовно-нравственных ценностей, формирования правовой культуры российской молодежи и совместимости естественно-правовых и позитивно-правовых теоретических установок [9; 10]. Его исследования дополнены работой Ю.В. Стригуненко, которая изучила роль формирования эстетической культуры у полицейских и доказала, что «эстетическая культура во всех сферах ее проявления играет важную регулятивно-нормативную функцию в структуре личности» [25, с. 86].

С.Н. Кипреев отметил что «фундаментом для формирования патриотизма является духовно-нравственная сторона патриотического сознания, которая является своего рода холстом для работы субъекта процесса патриотического воспитания» [3, с. 63]. Молодой учёный рассмотрел основные теоретические подходы к исследованию процесса формирования чувства патриотизма у сотрудников полиции и отметил важность использования для этого средств наглядно-образного информационного материала для формирования чувства патриотизма.

Н. Н. Крыжевская совместно с другими исследователями изучала специфику защиты гендерной идентичности современной молодежи, отметила важность нравственного смысла наказания и роль интеллектуальной деятельности.

Благодаря исследованиям С. В. Хатаговой научные знания обогатились более глубокими представлениями о духовно-нравственном воспитании личности [14] и элементах духовно-нравственного воспитания [28]. С. Ф. Самойлов проанализировал социокультурный и индивидуальный аспекты формирования мировоззрения полицейских [21], рассмотрев совместно с П.С. Пухно «значение нормальных и девиантных форм этического сознания для противодействия противоправным моделям поведения» [20]. В.М. Харзинова приводит социально-психологические

характеристики молодежи и особенности личности экстремиста, занимающегося пропагандой среди молодежи [27].

В трудах А.А. Цримова рассмотрены вопросы взаимосвязи морального фактора с реальностью, продуцирующей преступность, и сделан вывод о том, что личность современного полицейского должна иметь моральный стержень, позволяющий давать «негативную оценку всех видов преступности» [29, с. 27]. И.Е. Адаменко уделил внимание изучению вопроса о роли материального мировоззрения полицейских и отметил, что в уголовно-процессуальной деятельности «неучет духовно-нравственной и эмоциональной составляющих в уголовно-процессуальной деятельности способен привести к их невостребованности при производстве по уголовному делу» [1, с. 87].

Ю. Р. Джавадян проведены актуальные исследования, позволившие по-новому взглянуть на исторический аспект развития духовно-нравственных ценностей в процессе обучения [7]. В работах М.Ю. Попова раскрыты важные аспекты кризиса духовности современности, описаны его динамика и перспективы выхода из него [18]. Е. А. Жигалова в одном из своих исследований смогла оригинально описать духовную сущность трансценденции сознания, показав, что «добро, достоинство, любовь и т. д. имеют инвариантный смысл для большинства людей при определении путей и форм антиэкстремистской духовности» [8].

В области социологии духовно-нравственные ценности исследовали Е.Р. Ашибокова, И.А. Шаповалова, Э.В. Сергеев, М.Ю. Попов, И.С. Кузьменко, изучив такие важные вопросы, как «трансформация молодежных ценностей в условиях транзитивного общества» [30], динамика и перспективы разрешения кризиса духовности в России, формирование нравственных ценностей и идеалов у современной молодежи, проблема свободы личности и общества, и поняв, что «набирающий огромные масштабы нигилизм и обесценивание нравственных идеалов подводят современных молодых людей к ряду социальных проблем, эксплицированных в девиантное и делинквентное поведение» [21].

Тематике физической культуры и спорта свои исследования посвятили С.В. Усков, проведший «научный анализ вопросов формирования нравственности и гуманизма современной молодёжи посредством учебно-воспитательного процесса» [26], а также С.Т. Глухов, С.Н. Кашин и Г.М. Соловьев, рассмотревшие различные направления и психолого-педагогические основы реализации воспитательных функций физической культуры.

И.С. Кузьменко дала характеристику формированию нравственных ценностей и идеалов молодежи в информационном пространстве [12]. А.О. Малофей, Р.В. Гоннов, Д.А. Лазарев в своей научной статье описали вопросы формирования профессионально-ценностных ориентаций курсантов ведомственных учебных заведений [15].

А.Б. Веригин исследовал соотношение и взаимодействие права и нравственности в нормативном регулировании общественных отношений, указав, что «действенными шагами на пути наполнения нравственным содержанием современного российского законодательства представляется более полное отражение моральных воззрений во вновь создаваемых правовых нормах, превращение морального элемента в составную часть механизма действия нормы права, без которой она не работает» [2, с. 50].

Юридические исследования в контексте духовно-нравственного воспитания занимают около половины всех научных исследований в ведомственных образовательных организациях юга России (В.Т. Жалкиев, Л.А. Закаляпина, В.Е. Зорькин, Ф.Ч. Коблов, З.Х. Кочесокова, В.Г. Лановой, К.Б. Мартыненко, Т.З. Мисроков, С.В. Примакова, К.Д. Рыдченко, И.П. Семченков, Е.И. Неверковец,

И.В. Упоров и др. исследователи, работавшие в соавторстве с вышеперечисленными). Треть исследований, посвященных пониманию места духовно-нравственных ценностей в деятельности органов внутренних дел, выполнены в разделе педагогических наук (А.И. Гайдаш, А.С. Веремьев, А.В. Власов, С.Х. Кумыков, А.Х. Куршев, С.Н. Мартусенко, М.М. Османов, А.В. Степкин, О.А. Ступина, М.А.К. Хашумов и др.).

Произведенный нами обзор исследовательской активности по тематике воспитания духовно-нравственных ценностей в Краснодарском университете МВД России свидетельствует о недостаточной изученности данного направления деятельности образовательной организации и необходимости проведения дополнительных исследований.

В других ведомственных образовательных организациях также проводятся исследования по изучению процесса развития духовно-нравственных ценностей у сотрудников органов внутренних дел. Лидерами в этом направлении являются Санкт-Петербургский университет МВД России, Академия управления МВД России, Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя, Уфимский юридический институт МВД России. В данных «кузницах кадров» обобщается опыт духовно-нравственного воспитания в органах внутренних дел, происходит анализ и обобщение эмпирических данных исследований в данной области научного знания, активно внедряются новые методы воспитания в практику деятельности органов по работе с личным составом.

В настоящее время педагогами и психологами ещё недостаточно исследованной является практическая сторона процесса формирования духовно-нравственных ценностей. Подлежит детальному рассмотрению обмен опытом работы образовательных организаций по развитию у курсантов ценностно-смысловой сферы личности в ходе всего образовательного процесса.

По-прежнему актуальными вопросами научных исследований сегодня являются изучение специфики, новаторских форм и методов воспитания духовно-нравственных ценностей, использования воспитательного потенциала различных общественных движений и организаций для формирования у сотрудников образовательной организации духовно-нравственных ценностей, раскрытие взаимосвязи таких процессов, как воспитание чувства патриотизма и формирование духовно-нравственных ценностей. Сегодня необходимо делать упор на роль личности в деле духовно-нравственного воспитания, привлекать к участию в лекциях и семинарах участников боевых действий и героев специальной военной операции, людей, которые способны оказать наиболее эффективное воздействие на умы и чувства слушателей. Необходимо активизировать культурный потенциал семьи в деле формирования ценностных основ личности у молодых сотрудников полиции.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что формирование духовно-нравственных ценностей - важнейшая составная часть подготовки курсантов и слушателей ведомственных образовательных организаций, которую необходимо тщательно исследовать с целью совершенствования системы функционирования органов по работе с личным составом, всех отделов и кафедр, занимающихся воспитанием в образовательной организации.

Библиографический список

1. Адаменко, И. Е. К вопросу о методологических основаниях цели уголовно-процессуальной деятельности / И. Е. Адаменко // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 19. - С. 86-88.

2. Веригин, А. Б. Соотношение и взаимодействие права и нравственности в нормативном регулировании общественных отношений / А. Б. Веригин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2012. - № 1-2. -С. 50-53.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Глущенко, О. П. Формирование патриотизма у обучающихся образовательных организаций МВД России командирами курсантских подразделений / О. П. Глущенко, С. Н. Кипреев // Полицейская деятельность. - 2023. - № 1. - С. 62-70.

4. Дадова, З. И. Нравственное воспитание на занятиях по истории как средство социализации современной молодежи / З. И. Дадова, А. Н. Кучмезов // Образование и право. - 2022. - № 6. - С. 384-387.

5. Дадова, З. И. О задачах по улучшению духовно-нравственноговоспитания молодежи / З. И. Дадова // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 9. -С. 215-217.

6. Дадова, З. И. Основы антиэкстремистского воспитания молодёжи / З. И. Дадова // Пробелы в российском законодательстве. - 2022. - Том 15. - № 3. -С. 87-90.

7. Джавадян, Ю. Р. Развитие духовно-нравственных ценностей в процессе обучения в вузе: исторический аспект / Ю. Р. Джавадян // Многоуровневая система непрерывного профессионального образования в социокультурной сфере: сохранение отечественных традиций в развитии творческого потенциала личности: сборник материалов III Международной научно-практической on-line конференции, Белгород, 29 октября 2021 года. - Белгород: Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2022. - С. 99-102.

8. Жигалова, Е. А. Духовная сущность трансценденции сознания / Е. А. Жигалова // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2013. - № 1. -С. 165-170.

9. Карнаушенко, Л. В. Естественное и позитивное право: перспективы преодоления противоречий / Л. В. Карнаушенко // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2020. - Том 11. - № 2(40). - С. 159-163.

10. Карнаушенко, Л. В. Роль метафизики права в современном философско-правовом дискурсе / Л. В. Карнаушенко // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2019. - № 3(37). - С. 277-282.

11. Кубышко, В. Л. Мотивация специалиста силовых структур как основная компонента профессионально-личностной надежности в сложных ситуациях [Электронный ресурс] / В. Л. Кубышко, В. М. Крук, И. В. Гайдамашко, В. В. Вахнина, А. Ю. Федотов // Психология и право. - 2022. - Том 12. - № 4. - С. 66-82.

12. Кузьменко, И. С. К вопросу о формировании нравственных ценностей и идеалов у современной российской молодежи посредством информационного пространства / И. С. Кузьменко // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2013. - № 3. - С. 51-54.

13. Курашинова, А. Х. О некоторых аспектах проблемы духовного кризиса молодежи / А. Х. Курашинова // Евразийский юридический журнал. - 2018. - № 3(118). - С. 474-475.

14. Лемешко, А. В. Духовно-нравственное воспитание личности / А. В. Лемешко, С. В. Хатагова, Ю. Р. Перепелицына // Гуманитарно-правовые аспекты обеспечения национальной безопасности: материалы Международной научно-практической конференции, Ставрополь, 29 января 2021 года / Ставропольский филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». - Ставрополь: Общество с ограниченной ответственностью «СЕКВОЙЯ», 2021. - С. 109-112.

15. Малофей, А. О. Вопросы формирования профессионально-ценностных ориентаций курсантов ведомственных учебных заведений МВД России / А. О. Малофей, Р. В. Гоннов, Д. А. Лазарев // Alma Mater (Вестник высшей школы). -2021. - № 2. - С. 52-54.

16. Машекуашева, М. Х. Об особенностях и роли формирования ценностных ориентиров в современном обществе / М. Х. Машекуашева // Право: история, теория, практика: сборник материалов IV международной очно-заочной научно-практической конференции, Москва, 21 октября 2022 года. - Москва: Научно-издательский центр «Империя», 2022. - С. 37-40.

17. Миронова, Е. Н. Духовные ценности как показатель мировых культурных процессов / Е. Н. Миронова, Ю. В. Жикривецкая // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 1(50). - С. 366-368.

18. Попов, М. Ю. Кризис духовности в современной России: динамика и перспективы / М. Ю. Попов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 6-1. - С. 90-96.

19. Путин о нравственности на Западе - Запад насаждает неолиберальные и тоталитарные ценности [Электронный ресурс]. - URL: https://ruskline.ru/news_rl/2023/02/21/zapad_nasazhdaet_neoliberalnye_i_totalitarnye_cenno sti (дата обращения: 15.03.2023).

20. Самойлов, С. Ф. Значение нормальных и девиантных форм этического сознания для противодействия противоправным моделям поведения / С. Ф. Самойлов, П. С. Пухно // Противодействие экстремизму и терроризму: философские, социологические и политологические аспекты: материалы VII Международной научно-практической конференции, Краснодар, 20 ноября 2020 года. - Краснодар, 2020. -С. 31-35.

21. Самойлов, С. Ф. Социокультурный и индивидуальный аспекты формирования мировоззрения сотрудников полиции / А. А. Курносенко, М. А. Абрамов, С. Ф. Самойлов, А. В. Гончаров // Национальное здоровье. - 2020. -№ 1. - С. 154-159.

22. Сергеев, Э. В. Проблемы самореализации и самоактуализации молодежи в современном социуме / Э. В. Сергеев // Новая наука: новые перспективы: сборник научных трудов III Международной научно-практической конференции, Краснодар, 28 февраля 2019 года. - Краснодар: Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Институт стандартизации, сертификации и метрологии», 2019. - С. 45-50.

23. Симоненко, А. В. Совершенствование образовательной деятельности в условиях реформирования органов внутренних дел / А. В. Симоненко // Вестник Воронежского института МВД России. - 2012. - № 3. - С. 5-9.

24. Стратегия национальной безопасности РФ. Указ Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400.

25. Стригуненко, Ю. В. Роль эстетической культуры в формировании нравственного облика сотрудника органов внутренних дел / Ю. В. Стригуненко // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2020. - № 12-1. -С. 86-88.

26. Усков, С. В. Научный анализ вопросов формирования нравственности и гуманизма современной молодёжи посредством учебно-воспитательного процесса каратэ-до и дзюдо / С. В. Усков // Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов и слушателей: Сборник статей, Орел, 28 февраля 2017 года / под редакцией С. Н. Баркалова, А. В. Алдошина. - Орел, 2017. - С. 200-206.

27. Харзинова, В. М. Социально-психологическая, криминологическая характеристика личности экстремиста, террориста, занимающегося пропагандой среди молодежи / В. М. Харзинова // Историческая и социально-образовательная мысль. -2016. - Том 8. - № 4-1. - С. 112-115.

28. Хатагова, С. В. Элементы духовно-нравственного воспитания сотрудника полиции / С. В. Хатагова, Н. А. Нарыкова, Д. С. Злобина // Гуманитарно-правовые аспекты обеспечения национальной безопасности: материалы Международной научно-практической конференции, Ставрополь, 29 января 2021 года / Ставропольский филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». - Ставрополь: Общество с ограниченной ответственностью «СЕКВОЙЯ», 2021. - С. 185-192.

29. Цримов, А. А. Моральный стержень как фактор становления личности специалиста / А. А. Цримов // Право и управление. - 2022. - № 5. - С. 27-29.

30. Шаповалова, И. А. Трансформация молодежных ценностей в условиях транзитивного общества / И. А. Шаповалова // Противодействие экстремизму и терроризму: философские, социологические и политологические аспекты: материалы VII Международной научно-практической конференции, Краснодар, 20 ноября 2020 года. - Краснодар, 2020. - С. 303-307.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.