Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ-КУРАТОРОВ В ЛЕНИНГРАДСКОМ ОБЛАСТНОМ ФИЛИАЛЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ В ПОСТПАНДЕМИЙНЫЙ ПЕРИОД'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ-КУРАТОРОВ В ЛЕНИНГРАДСКОМ ОБЛАСТНОМ ФИЛИАЛЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ В ПОСТПАНДЕМИЙНЫЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-КУРАТОР / ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ / СПЕЦИФИКА / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / НАУЧНАЯ РАБОТА / КУРСАНТЫ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилова О.В., Лантух Э.В., Лункин А.Н., Смольяков А.А.

Цель исследования - определить особенности организации работы преподавателей кураторов в высших учебных заведениях системы МВД России, в частности специфику их работы в Ленинградском областном филиале Санкт-Петербургского университета МВД России. Это направление воспитательной работы отличается от деятельности преподавателей-кураторов в Санкт-Петербургском университете МВД России, а также других высших учебных заведений системы МВД России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаврилова О.В., Лантух Э.В., Лункин А.Н., Смольяков А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ORGANIZATION OF WORK TEACHER-CURATORS IN LENINGRAD REGIONAL BRANCH OF SAINT-PETERSBURG UNIVERSITY OF MIA OF RUSSIA IN POSTPANDEMIC PERIOD

Purpose of the study is to determine features of organization of work of teachers of curators in higher educational institutions of system of Ministry of Internal Affairs of Russia, in particular, specifics of their work in Leningrad Regional Branch of Sant-Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia. This direction of educational work differs from activities of teachers-curators at Sant-Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia, as well as other higher educational institutions of system of Ministry of Internal Affairs of Russia

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ-КУРАТОРОВ В ЛЕНИНГРАДСКОМ ОБЛАСТНОМ ФИЛИАЛЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ В ПОСТПАНДЕМИЙНЫЙ ПЕРИОД»

ЛИТЕРАТУРА

1. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Бернштейн, Москва, Физкультура и спорт, 1991. - 288 с.

REFERENCES

1. Bemshteyn, N.A. (1991), On dexterity and its development, Physical culture and sport, Moscow. Контактная информация: ms.venderevskaya@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11.04.2023

УДК 371.4

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ-КУРАТОРОВ В ЛЕНИНГРАДСКОМ ОБЛАСТНОМ ФИЛИАЛЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ В ПОСТПАНДЕМИЙНЫЙ ПЕРИОД

Ольга Вячеславовна Гаврилова, кандидат юридических наук, старший преподаватель,

Эдуард Владимирович Лантух, кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры, Александр Николаевич Лункин, кандидат педагогических наук, доцент, Анатолий Антонович Смольяков, кандидат юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации, Ленинградский областной филиал Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации, Санкт-Петербург

Аннотация

Цель исследования - определить особенности организации работы преподавателей кураторов в высших учебных заведениях системы МВД России, в частности специфику их работы в Ленинградском областном филиале Санкт-Петербургского университета МВД России. Это направление воспитательной работы отличается от деятельности преподавателей-кураторов в Санкт-Петербургском университете МВД России, а также других высших учебных заведений системы МВД России

Ключевые слова: преподаватель-куратор, организация работы, специфика, патриотическое воспитание, правовое воспитание, научная работа, курсанты учебных заведений системы МВД России.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.04.p63-67

FEATURES OF ORGANIZATION OF WORK TEACHER-CURATORS IN LENINGRAD REGIONAL BRANCH OF SAINT-PETERSBURG UNIVERSITY OF MIA OF RUSSIA IN POST-PANDEMIC PERIOD

Olga Vyacheslavovna Gavrilova, the сandidate of legal sciences, the senior teacher, Eduard Vladimirovich Lantukh, the candidate of legal sciences, docent, head of department, Alexander Nikolaevich Lunkin, the œndidate of pedagogical sciences, docent, Anatoly Antonovich Smolyakov, the сandidate of legal sciences, professor, Honored Lawyer of Russian Federation, Leningrad Regional Branch Sant-Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, St. Petersburg

Abstract

Purpose of the study is to determine features of organization of work of teachers of curators in higher educational institutions of system of Ministry of Internal Affairs of Russia, in particular, specifics of their work in Leningrad Regional Branch of Sant-Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia. This direction of educational work differs from activities of teachers-curators at Sant-Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia, as well as other higher educational institutions of system of Ministry of Internal Affairs of Russia

Keywords: teacher-curator, organization of work, specifics, patriotic education, legal education, scientific work, cadets of educational institutions of system of Ministry of Internal Affairs of Russia.

Офицер-куратор является наставником и воспитателем курсантов, в своей работе он взаимодействует и использует рекомендации организации офицера-психолога, постоянно опирается на младших командиров и актив учебной группы, развивает их инициативу, самостоятельность за порученные участки учебно-воспитательной работы.

Работа преподавателя-куратора в Ленинградском областном филиале Санкт-Петербургского университета МВД России имеет свои специфические особенности. Отличается это направление воспитательной работы и от деятельности преподавателей-кураторов в Санкт-Петербургском университете МВД России, а также других высших учебных заведений системы МВД России

Ленинградский областной филиал Санкт-Петербургского университета МВД России было образован в 2017 г. Территориально учебное заведение расположено в городском поселении Мурино Всеволожского района Ленинградской области. Курсанты, обучающиеся в Филиале, не только обучаются в учебных корпусах, но и проживают на территории учебного заведения. В связи с этим организация работы преподавателей-кураторов в учебном заведении имеет свою специфику и особенности.

Преподавателем-куратором, как правило, назначается офицер из числа профессорско-преподавательского состава учебного заведения. Но, имеет место быть и назначение кураторами и вольнонаемных лиц из числа профессорско-преподавательского состава учебного заведения. Это опытные педагоги, у которых за плечами не только высшее педагогическое образование, но и не один десяток лет педагогического стажа в лучших высших учебных заведениях силового профиля (МВД России и МЧС России) страны.

Преподаватель-куратор назначается на должность приказом начальника Ленинградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. В Приказе четко прописаны обязанности и полномочия преподавателя-куратора, основная документация, которую обязан вести преподаватель-куратор. Преподавателем-куратором не может быть назначен и не может быть офицер или вольнонаемный работник, который имеет дисциплинарные взыскания и неоднократно привлекающийся к административной ответственности (например за нарушение привил дорожного движения).

Преподаватель-куратор использует в своей работе с курсантами различные формы, среди которых основными являются:

- информирование о событиях в стране и за рубежом;

- индивидуальные беседы с курсантами;

- беседы с младшими командирами и активом группы;

- участие в подготовке и проведении культурно-массовых мероприятий, строевых собраний;

- участие в подведении итогов;

- привлечение курсантов для оказания помощи кафедре в оформлении и совершенствовании учебно-лабораторной базы;

- вовлечение в работу научных кружков и внештатных лабораторий;

- проверка состояния конспектов и обучение конспектированию лекций;

- беседа с командирами курсантских подразделений по вопросам выработки единой политики воздействия на курсантов;

- оказание помощи курсантам в организации мероприятий, направленных на повышение успеваемости и укрепления дисциплины.

Для организации и учета кураторской работы разрабатываются планы работы куратора на каждый семестр учебного года, а также ведется журнал кураторской работы.

В Дневнике преподавателя-куратора фиксируются все мероприятия, проводимые с курсантами курируемого взвода, а также список личного состава учебного взвода с учетом служебной и общественной нагрузки, список курсантов, принимающих участие в научно-исследовательской работе, характеристика учебного взвода, дисциплинарная практика курсантов взвода, индивидуальное консультирование курсантов, проводимое с курсантами

взвода. В начале каждого семестра составляется план работы-преподавателя куратора на учебный семестр. Который утверждается начальником кафедры, на которой служит и работает преподаватель-куратор и согласовывается с заместителем начальника факультета.

Ежемесячно и после окончания каждого семестра учебного года в присутствии начальника курса и начальника факультета, преподавателей-кураторов Филиала проходит подведение итогов по учебной работе, служебной дисциплине и воспитательной работе. Выявляются и обсуждаются проблемные вопросы, которые возникают и волнуют курсантов. Происходит открытый и честный разговор обучающихся с руководством курса и факультета. С отчетом выступает начальник курса, подводят и озвучивают итоги своей работы и преподаватели-кураторы.

Определим основные направления организации работы преподавателя-куратора в Ленинградском областном филиале Санкт-Петербургского университета МВД России. Это проведение бесед о культуре поведения сотрудника полиции в общественных местах и быту; о вреде курения табака, о недопустимости употребления спиртных напитков, наркотических средств и психотропных веществ; с целью выявления и профилактики возможных симптомов суицидального поведения; проведение индивидуальных бесед с курсантами с целью профилактики нарушений правил дорожного движения, имеющими водительские удостоверения и личный автотранспорт. В рамках оказания помощи курсантам, испытывающим определенные затруднения с усвоением теоретического материала по изучаемым дисциплинам при подготовке к занятиям, проведение индивидуальных бесед с курсантами, систематически получающими неудовлетворительные оценки.

Вопрос патриотического воспитания курсантов Филиала преподавателями-кураторами стоит на одном из первых мест в организации его деятельности с курсантами курируемого взвода. В рамках патриотического воспитания с обучающимися проводятся различные мероприятия, приуроченные к юбилейным и памятным датам, значимым событиям в истории страны, города, Министерства (посвященные освобождению города Ленинграда от Блокады, Победе в Сталинградской битве, Дню Победы, Дню воина - интернационалиста и др.). Это посещение курсантами совместно с преподавателями-кураторами Государственного мемориального музея обороны и Блокады Ленинграда, музея Блокады Ленинграда (Соляной переулок, д. 8), а также музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда» для посещения экспозиции панорамы «Прорыв», который посвящен прорыву Блокады Ленинграда в январе 1943 г, во время проведения операции «Искра». Это подготовка и проведение Интерактивной викторины, посвященной 80-ой годовщине прорыва Блокады Ленинграда и 79-ой годовщине полного и окончательного снятия Блокады Ленинграда.

Участие курсантов и преподавателей-кураторов в торжественном шествии, получившем название «Марш памяти», а также шествие в колонне участников акции «Бессмертный полк», проходящей по Невскому проспекту Санкт-Петербурга является актуальным и значимым мероприятием. Курсанты проходят по главной улице Северной столицы с портретами своих родных и близких: фронтовиков и тех, кто самоотверженно трудился в тылу во имя для Великой Победы, принимают участие в митинге, посвященном этому священному для всего нашего народа дню, возлагают цветы к Вечному огню.

В течение учебного года курсанты учебного заведения вместе с преподавателями-кураторами навещают ветеранов Великой Отечественной войны, поздравляют ветеранов с праздниками и оказывают им посильную помощь. Встречаясь с курсантами факультета, ветераны рассказывают о событиях своей жизни в теплой неформальной обстановке. Все это помогает каждому курсанту лично соприкоснуться с великим подвигом народа, ведь история Великой Отечественной войны - это и биография их дедов, прадедов. Каждая такая встреча незабываема для всех ее участников.

В Филиале функционирует музей Ленинградской специальной школы милиции МВД России, преемником и продолжателем традиций которой является Ленинградский областной филиал Санкт-Петербургского университета МВД России. Традиционно 10

октября в День образования в 1918 г. Ленинградской специальной средней школы милиции, проходит торжественный ритуал вручения служебных удостоверений курсантам под знаменами Школы 1924, 1964, 1966 гг.

Курсанты Филиала совместно со своими кураторами готовят презентации на ТВ СПбУ МВД России о ветеранах Великой Отечественной войны, тружениках тыла и жителях блокадного Ленинграда, статьи в газету Санкт-Петербургского университета МВД России «На страже Закона», где рассказывают об удивительных моментах встречи с героями, о их героическом жизненном пути, бесценном опыте прожитых лет, службе в Органах внутренних дел, с уважением к подвигу всего советского народа. Ко Дню Победы курсанты под руководством преподавателей-кураторов Филиала принимают активное участие в: разработке стенда о ветеранах Великой Отечественной войны, тружениках тыла, жителях блокадного Ленинграда; организуют праздничный концерт. Под руководством старших наставников будущие сотрудники полиции вдохновенно декламируют стихи, посвященные ратному подвигу советского народа, в том числе и собственного сочинения, поют и танцуют, чтобы порадовать самых дорогих гостей - ветеранов на торжественных концертах.

Проводимые в Ленинградском областном Филиале преподавателями-кураторами мероприятия направлены на создание условий для формирования и развития высоких гражданских качеств патриотизма, верности служебному долгу, воспитанию нравственных и моральных качеств, убежденности в социальной значимости выбранной профессии, сознательного отношения к службе в правоохранительных органах.

Нельзя не затронуть и такой актуальный вопрос в работе преподавателя-куратора, как организация научной деятельности курсантов их старшими наставниками. Большинство преподавателей-кураторов Филиала умеют ученую степень кандидата наук и целенаправленно стараются заинтересовать наукой и привить курсантам любовь к научной деятельности. Преподаватели-кураторы информируют курсантов о проводимых научно-представительских мероприятиях самого разного уровня, в том числе и исключительно проводимые для молодых исследователей: курсантов, студентов, слушателей, аспирантов и адъюнктов, в которых будущие ученые могут принять самое активное участие. Преподаватели-кураторы оказывают весомую и значительную помощь при подготовке научных статей, научных и научно-исследовательских работ курсантов, вступая в роли их научных руководителей, помогают подготовить выступления на научном мероприятии. Вместе с курсантами их научные руководители - преподаватели-кураторы посещают научные форумы, самого высокого представительского уровня (научно-теоретические, научно-практические конференции, круглые столы и т. д.), которые проводятся в Санкт-Петербургском университете МВД России, ведущих высших учебных заведениях Санкт-Петербурга, городах России. Преподаватели-кураторы, прежде всего, личным примером показывают значимость и плодотворность занятия наукой, заинтересовывают обучающихся подготовкой научной продукции.

В рамках правового воспитания обучающихся проводится систематическое информирование об изменениях в действующем законодательстве. Проводятся профилактически мероприятия с целью недопущения развития «правового нигилизма» среди курсантов учебного заведения.

Убеждены, что для повышения эффективности работы преподавателя куратора в высших учебных заведениях системы МВД России, и Ленинградского областного филиала Санкт-Петербургского университета МВД, в частности, необходимо, прежде всего, создать условия для того, чтобы работа приносила пользу не только курсантам курируемых взводов, но и преподавателям-кураторам. И для этого, считаем, возможным предоставить преподавателям-кураторам более широкое поле для выбора, прежде всего, проведения культурно-массовых и посещения научно-представительских мероприятий, как в Санкт-Петербургском университете МВД России, так и в других высших учебных заведениях города на Неве и страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Башлуева Н.Н. Повышение эффективности процесса обучения курсантов вузов МВД России: монография. / Н.Н. Башлуева - Москва : Lambert. 2012. - 312 с.

2. Гаврилова О.В. Актуальные вопросы патриотического воспитания на современном этапе развития российского общества / О.В. Гаврилова // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. - 2021 - № 4 (53). - С. 51-55.

3. Гаврилова, О.В. Актуальные вопросы патриотического воспитания курсантов и слушателей Ленинградского областного филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. / О.В. Гаврилова, А.П. Носенков // Морально-психологическое обеспечение органов внутренних дел: современные подходы и перспективы развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Россия, Санкт-Петербург, 20 декабря 2022 г). Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2022. - С. 241-244.

4. К вопросу о проблемах патриотического воспитания молодежи в современной России / О.В. Гаврилова, Э.В. Лантух, А.Н. Лункин, Д.В. Павлов, А.А. Смольяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 11 (213). - С. 98-103.

5. Подпорин, И.В., Формирование готовности курсантов к самообразовательной деятельности в процессе обучения в вузе МВД России: дис. ... канд. пед. наук. / Подпорин Игорь Васильевич.- Краснодар, 2021. - 24 с.

6. Смольяков, А.А. Актуальные вопросы правового воспитания на современном этапе развития российского общества / Смольяков А.А., Гаврилова О.В. // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. - 2021. -№ 2 (51). - С. 15-19.

REFERENCES

1. Bashlueva, N.N. (2012), Improving efficiency of the training process for cadets of universities of Ministry of Internal Affairs of Russia, monograph. Lambert, Moscow.

2. Gavrilova, O.V. (2021), "Topical issues of patriotic education at present stage of development of Russian society", Psychological and pedagogical problems of human security and society, No. 4 (53), pр. 51-55.

3. Gavrilova, O.V. and Nosenkov, A.P. (2022), "Topical issues of patriotic education of cadets and students of Leningrad regional branch of St. Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia", Moral and psychological support of internal affairs bodies: modern approaches and development prospects: materials of All-Russian scientific and practical conference (Russia, St. Petersburg, December 20, 2022), Saint-Petersburg, pр. 241-244.

4. Gavrilova, O.V., Lantukh, E.V., Lunkin, A.N. et al. (2022), "To question of problems of patriotic education of youth in modern Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (213), pр. 98-103.

5. Podporin, I.V. (2021), Formation of cadets' readiness for self-educational activity in process of training at university ofMinistry of Internal Affairs ofRussia, dissertation, Krasnodar.

6. Smolyakov, A.A. and Gavrilova, O.V. (2021), "Topical issues of legal education at present stage of development of Russian society", Psychological and pedagogical problems of human security and society, No. 2 (51), pр. 15-19.

Контактная информация: filikolga@gmail.com

Статья поступила в редакцию 01.04.2023

УДК 796.012.13

ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ВОЗДУШНЫХ

СУДОВ

Владислав Валерьевич Геращенко, аспирант, Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М. Ф. Решетнева, Красноярск; Дарья Васильевна Геращенко, старший преподаватель, Сибирский федеральный университет, Красноярск;

Михаил Дмитриевич Кудрявцев, доктор педагогических наук, профессор, Сибирский федеральный университет, Красноярск; профессор, Сибирский юридический институт

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.