Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО / ДОСТОИНСТВА / НЕДОСТАТКИ / ПАТРИОТИЗМ / НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГЕРОИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилова Ольга Вячеславовна, Лантух Эдуард Владимирович, Лункин Александр Николаевич, Павлов Дмитрий Владимирович, Смольяков Анатолий Антонович

В работе рассматриваются основные проблемы и особенности патриотического воспитания в современный период развития российского общества. Исследованы вопросы, касающиеся патриотического воспитания молодого поколения в СССР, показаны его достоинства и недостатки. Обозначены проблемные вопросы и пути их решения для того, чтобы сделать процесс патриотического воспитания в современной России более эффективным. Показано, что современное развитие российского государства и общества ставит серьезные задачи в вопросе патриотического воспитания нового поколения граждан страны. Приведены основные нормативные документы, регламентирующие вопросы патриотического воспитания в Российской Федерации в настоящий период времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаврилова Ольга Вячеславовна, Лантух Эдуард Владимирович, Лункин Александр Николаевич, Павлов Дмитрий Владимирович, Смольяков Анатолий Антонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON QUESTION OF PROBLEMS OF PATRIOTIC EDUCATION IN MODERN RUSSIA

Paper deals with main problems and features of patriotic education in modern period of development of Russian society. Questions concerning patriotic education of younger generation in USSR are studied, its advantages and disadvantages are shown. Problematic issues and ways to solve them in order to make process of patriotic education in modern Russia more effective are outlined. It is shown that modern development of Russian state and society poses serious tasks in issue of patriotic education of new generation of citizens of the country. Main normative documents regulating issues of patriotic education in Russian Federation at present time are given.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

цев, Ф.В. Ростовцев, С.В. Кряжев // Вестник спортивной науки. - 2020. - № 3. - С. 60-64.

8. Воронин А.Д. Модель формирования успешности школьников подросткового возраста в процессе спортивной подготовки в системе дополнительного образования / А.Д. Воронин // Самарский научный вестник. - 2019. - № 4 (29). - С. 232-241.

REFERENCES

1. Alzhanov, H.H. (2014), "Stable balance and speed of motor reaction in the system of psychophysical qualities as a condition for the formation of an arsenal of technical actions of fighters in hand-to-hand combat", Omsk Scientific Bulletin. Series: Society. Story. Modernity, Vol. 1, No. 125, pp. 188-192.

2. Ivashko, S.G., Eliseeva, G.I. (2015), "Psychophysical characteristics of single combat athletes and the success of their competitive activities", Scientific notes of the Belarusian State University of Physical Culture, Vol. 18, pp. 121-126.

3. Klimachev, V. A. (2010), "Methodological recommendations for the development of speed of motor reaction", Innovations in Science and Education - 2010: Proceedings of the VIII International Scientific Conference, Kaliningrad, pp. 322-324.

4. Filimonov, V.I. (2000), Boxing. Sports-technical and physical training: monography, INSAN, Moscow.

5. Anokhin, P. K. (1975), Essays on the physiology of functional systems, Medicine, Moscow.

6. Platonov, V.N. (2015), The system of training athletes in Olympic sports. General theory and its practical applications: textbook, Olympic Literature, Kiev.

7. Rostovcev, V. L., Rostovcev, F.V., Kryazhev S.V. (2020), "Innovative technologies for optimizing the training process based on the use of "Smart" things, neural networks and artificial intelligence", Bulletin of sports science, Vol.3, pp. 60-64.

8. Voronin, A.D. (2019), "A model of the success formation of adolescent schoolchildren in the process of sports training in the system of additional education", Samara Scientific Bulletin, Vol. 4, No. 29, pp. 232-241.

Контактная информация: sasha-voronin-1994@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.11.2022

УДК 371.4

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Ольга Вячеславовна Гаврилова, кандидат юридических наук, старший преподаватель, Эдуард Владимирович Лантух, кандидат юридических наук, начальник кафедры, Александр Николаевич Лункин, кандидат педагогических наук, доцент, Дмитрий Владимирович Павлов, кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры, Анатолий Антонович Смольяков, кандидат юридических наук, профессор. Ленинградский областной филиал Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Санкт-Петербург

Аннотация

В работе рассматриваются основные проблемы и особенности патриотического воспитания в современный период развития российского общества. Исследованы вопросы, касающиеся патриотического воспитания молодого поколения в СССР, показаны его достоинства и недостатки. Обозначены проблемные вопросы и пути их решения для того, чтобы сделать процесс патриотического воспитания в современной России более эффективным. Показано, что современное развитие российского государства и общества ставит серьезные задачи в вопросе патриотического воспитания нового поколения граждан страны. Приведены основные нормативные документы, регламентирующие вопросы патриотического воспитания в Российской Федерации в настоящий период времени.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, российское государство, достоинства, недостатки, патриотизм, направление деятельности, герои.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p98-103

ON QUESTION OF PROBLEMS OF PATRIOTIC EDUCATION IN MODERN RUSSIA

Olga Vyacheslavovna Gavrilova, the candidate of legal sciences, senior teacher, Eduard Vla-

dimirovich Lantukh, the candidate of Legal Sciences, Head of Department, Alexander Niko-laevich Lunkin, the candidate ofpedagogical sciences, docent of department, Dmitry Vladimi-rovich Pavlov, candidate of legal sciences, deputy head of department, Anatoly Antonovich Smolyakov, the сandidate of legal sciences, professor, Leningrad Regional Branch St. Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, St. Petersburg

Abstract

Paper deals with main problems and features of patriotic education in modern period of development of Russian society. Questions concerning patriotic education of younger generation in USSR are studied, its advantages and disadvantages are shown. Problematic issues and ways to solve them in order to make process of patriotic education in modern Russia more effective are outlined. It is shown that modern development of Russian state and society poses serious tasks in issue of patriotic education of new generation of citizens of the country. Main normative documents regulating issues of patriotic education in Russian Federation at present time are given.

Keywords: patriotic education, Russian state, advantages, disadvantages, patriotism, direction of activity, heroes.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в нашей стране, как никогда остро стоят вопросы, связанные с патриотическим воспитанием молодых граждан страны. Проблема эффективного осуществления патриотического воспитания в Российской Федерации в настоящий период исторического развития приобретает неотложный характер. Постоянные изменения военно-политической обстановки в мире, попытки дестабилизации общества особенно остро ставят вопрос патриотического воспитания [4]. И рассматриваемая проблема за последний год приобрел еще большую остроту и актуальность в связи с известными событиями.

Современное развитие российского государства и общества ставит серьезные задачи в вопросе патриотического воспитания нового поколения граждан страны. На сегодняшний день существует социальный заказ государства на воспитание здорового, мужественного, смелого, инициативного человека, с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуры других народов.

История России свидетельствует о том, что чем больше внимания уделяется патриотическому воспитанию, укреплению Вооружённых Сил, тем крепче страна. Данное направление насчитывает многовековую историю.

Особое значение в развитии патриотического воспитания имеет Советский период развития нашего общества. Еще совсем недавно, в некоторых средствах массовой информации система патриотического воспитания подрастающего поколения граждан страны в советский период ее развития вызывала только негативную реакцию. Однако, с нашей точки зрения, в советской системе патриотического воспитания было много эффективного. Пропаганда революционных традиций, дружбы пролетариев всех стран; в военный период - воспитание ненависти к врагу, сознание правоты ратного дела, уверенность в победе, боевая стойкость; в послевоенный период - повышение политической сознательности - эти направления стали приоритетными в системе патриотического воспитания в советский период.

Основополагающей целью патриотического воспитания оставалось подготовка сознательного защитника социалистического Отечества и готовность граждан к его защите. И этот фактор в настоящий момент, с нашей точки зрения, должен выступить ключевым. Одним из важнейших инструментов массовой военно-физической подготовки населения

в советское время стал Комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), утвержденный 11 марта 1931 г. и ДОСААФ [4, С. 321].

Организация досуга детей и подростков также имела патриотическую направленность и проводилась с непосредственным участием комсомольцев. Нельзя не сказать и о роли воспитательных и учебных заведений в таком важном вопросе.

Это, прежде всего, школьное патриотическое воспитание. Педагогические коллективы учебных заведений занимались не только обучением, но и прежде всего, воспитанием детей и подростков. К сожалению, в современный период развития страны, начиная с 1990-х гг. сотрудники образовательных учреждений страны практически полностью отстранились от процесса воспитания, и патриотического, в первую очередь, своих подопечных, настаивая на том, что «школа должна только учить, а воспитывать обязаны родители». Но иногда, желая идти «в ногу со временем», некоторые педагоги и руководители учебных заведений, в угоду вышестоящим инстанциям доводят процесс патриотического воспитания буквально до абсурда, прививая, таким образом, с раннего возраста у молодых граждан страны буквально отвращение к самому не только понятию «патриотизм», но и даже к самому слову.

Несомненно, и в советский период развития страны были определённые перекосы и в этом направлении воспитательной работы молодых граждан страны. Но полезного, с нашей точки зрения, было гораздо больше. Была, прежде всего, выстроена стройная система патриотического воспитания, национальная идея, национальные герои, которые служили нравственным ориентиром для граждан великой державы, молодежи было с кого брать примеры. И пусть эти личности (Николай Островский, Василий Иванович Чапаев) были фактически фанатиками идеи, и почти канонизированы советскими властями, но у молодого поколения был нравственный ориентир и идеал, на который можно было равняться и к которому стремиться.

Социологи утверждают, что сегодня молодому поколению граждан страны не хватает нравственных и идеологических ориентиров. Костиков В. убежден, что «идет принудительная накачка патриотизма, по улицам маршируют юнармейцы и парады следует один за другим, детей учат разбирать и собирать автоматы. А вот новые герои, на которые могла бы ориентироваться молодежь, не появляются» [2, С. 53].

Современное российское общество предложить пример для сегодняшнего восхищения и подражания молодежи не может. Зато активно предлагает и пропагандирует их массовая культура, средства информации, телевидение и, прежде всего, Интернет, который буквально вдалбливает в сознание, в молодые и неокрепшие души граждан страны идеологию и героев, которые идут напролом, не считаясь ни с чьими интересами, только бы «засветиться», часто не выбирая для этого средства и способы, стать узнаваемыми и известными, получив при этом большие деньги, не приложив практически никаких усилий. С экранов телевизоров и мониторов ноутбуков постоянно транслируются актуальные «жизненные» примеры того, что учиться и работать совершенно не обязательно, необходимо только «засветиться» в социальных сетях, пока молод и хорош, торгуя, фактически, таким образом, собой.

Костиков В. говорит о «выгорании официального патриотизма», о том, что старые герои, рожденные советской мифологией, «пылятся на полках библиотек» [2, С. 54]. А замены им нет, нет идей, которые бы освещали бы будущее и рождали новых героев. И это особенно болезненно для молодых думающих поколений.

В настоящее время только ленивый, может быть, не подверг критическим замечанием деятельность детских и молодежных организаций (октябрят, пионеров, комсомольцев), действовавших в стране Советов. Особенно «досталось» Комсомолу, который (впрочем, как и пионерию) обвиняли и обвиняют по сей день, прежде всего, в излишней заидеологизированности. Но что было плохого в том, что советские «идеологические» детские и молодежные организации (октябрята, пионеры, комсомольцы) собирали на до-

суге, в свободное от учебы время, металлолом и макулатуру, посещали различные кружки и секции при школах, дворцах и домах пионеров и творчества юных? Прежде всего, досуг детей и подростков был тщательно спланирован и организован, причем совершенно бесплатно. Родители были спокойны, зная, что их ребенок не будет после уроков бесцельно шататься по улицам, вливаясь в сомнительные полукриминальные компании или тупо, уставившись в экран телефона или монитора компьютера, где его постоянно сомнительные личности хотят вовлечь его то в группы суицидальной направленности, то и явно с педофильским уклоном.

Одной из главных задач комсомольской организации была подготовка молодежи к защите социалистической Родины, воспитание самоотверженных патриотов, способных дать решительный отпор нападению любого врага. Наиболее ярким примером патриотического воспитания в СССР была деятельность организаций Всесоюзного добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) и военно-учебных заведений — Суворовских и Нахимовских военных училищ, где сочеталось умственное и нравственное воспитание в учебно-образовательном процессе с военной подготовкой к службе в вооруженных силах.

Распад великого государства Союза Советских Социалистических Республик способствовал резкому снижению уровня патриотической работы в стране. Государство практически самоустранилось от этого процесса, и деятельность эта продолжалась лишь благодаря личной инициативе еще существующих военных клубов, общественных организаций и офицеров, вернувшихся из Афганистана, Чечни.

Это привело фактически к развалу системы патриотического воспитания в стране и лишь с начала 2000-х гг., государство и общество осознало важность и необходимость данного направления воспитательной работы подрастающего поколения страны и стало принимать меры по его возрождению.

Основным Документом, определяющим цели и задачи патриотического воспитания в современной России в настоящее время, стала Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», утвержденная Правительством Российской Федерации.

В 2020 г. Президент Российской Федерации внес в Государственную думу Федерального Собрания Российской Федерации Проект изменений в Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации». Было предложено ввести в школьное обучение новый предмет «Воспитание» с целью «формирования у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героям Отечества...» [2, С. 53].

Особое внимание в рамках нашей статьи уделим вопросу патриотического воспитания, которое проводится в рамках Ленинградского областного филиала Санкт-Петербургского университета МВД России, в учебном заведении, где проходят службу и работают все авторы статьи. В Филиале функционирует музей Ленинградской специальной школы милиции МВД России, преемником и продолжателем традиций которой является Ленинградский областной филиал Санкт-Петербургского университета МВД России. Традиционно 10 октября в День образования в 1918 г. Ленинградской специальной средней школы милиции, проходит торжественный под знаменами Школы 1924, 1964, 1966 годов ритуал вручения служебных удостоверений курсантам.

В течение учебного года курсанты нашего учебного заведения навещают ветеранов Великой Отечественной войны, поздравляя ветеранов с праздниками и оказывая посильную помощь. Встречаясь с курсантами факультета, листая пожелтевшие страницы альбомов, фронтовики рассказывают о событиях своей жизни, своих переживаниях, горестях и радостях в теплой неформальной обстановке. Все это помогает каждому курсанту лично соприкоснуться с великим подвигом старшего поколения, ведь история Великой Отечественной войны - это и биография их дедов, прадедов, воспоминания о фронтовых доро-

гах, сражениях, о героизме тружеников тыла. И каждая такая встреча незабываема для всех ее участников!

Курсанты Филиала готовят презентации на ТВ СПбУ МВД России о ветеранах Великой Отечественной войны, тружениках тыла и жителях блокадного Ленинграда, статьи в газету Университета «На страже Закона», где рассказывают об удивительных моментах встречи с героями, о их героическом жизненном пути, бесценном опыте прожитых лет, службе в Органах внутренних дел, с уважением к подвигу всего советского народа. Ко Дню Победы личный состав Филиала принимает активное участие в: разработке стенда о ветеранах Великой Отечественной войны, тружениках тыла, жителях блокадного Ленинграда; организует праздничный концерт. Молодые сотрудники полиции вдохновенно декламируют стихи, посвященные ратному подвигу советского народа, в том числе и собственного сочинения, поют и танцуют, чтобы порадовать самых дорогих гостей -ветеранов; принимают участие в митинге, посвященном этому священному для всего нашего народа дню, возлагают цветы к Вечному огню. Принимают участие в торжественном шествии, получившем название «Марш памяти»; шествуют в колонне участников акции «Бессмертный полк», проходящей по Невскому проспекту Санкт-Петербурга. Курсанты проходят по главной улице Северной столицы страны с портретами своих родных и близких: фронтовиков и тех, кто самоотверженно трудился в тылу во имя для Великой Победы.

Следует сказать и о том, что силами руководства Филиала организуются выезды курсантов в Государственный мемориальный музей обороны и Блокады Ленинграда музей Блокады Ленинграда (Соляной переулок, д. 8), а также в музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда» для посещения экспозиции панорамы «Прорыв», который посвящен прорыву Блокады Ленинграда в январе 1943 г, во время проведения операции «Искра».

Проводимые в Ленинградском областном Филиале мероприятия направлены на создание условий для формирования и развития высоких гражданских качеств патриотизма, верности служебному долгу, воспитанию нравственных и моральных качеств, убежденности в социальной значимости выбранной профессии, сознательного отношения к службе в правоохранительных органах.

На сегодняшний день в действиях органов государственной власти и учреждений, учебных заведениях, в том числе и в образовательных организациях силовых структур России [3] в патриотическом воспитании молодёжи используются формы и методы организации и проведения патриотического воспитания в Советском Союзе: поисковые экспедиции, слеты, конкурсы по патриотической тематике, военно-спортивные игры и лагеря, работа с ветеранами широко применяема в советский период времени с учетом культурно-исторических и национальных особенностей регионов России, социально-психологических особенностей современной молодежи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

В настоящее время в Российской Федерации в достижении целей патриотического воспитания участвуют: государство в лице федеральных, региональных и местных органов власти; учебные заведения всех уровней; общественные организации и религиозные объединения; учреждения культуры; семья; трудовые и воинские коллективы; средства массовой информации.

Убеждены, что в реалиях сегодняшнего развития России, особенно важно возрождение духовности, воспитание молодежи, в духе патриотизма, любви к Отечеству. Это понимает и государство, и общество. Необходимо создание целостной системы патриоти-

ческого воспитания, а это невозможно без изучения и применения исторического опыта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Военно-патриотическое воспитание и подготовка молодежи к военной службе: история и современность: учебно-методические материалы / Р.В. Балашов, В.И. Лутовинов, И.В. Метлик, С.П. Поляков. - Москва : ДОСААФ России, - 2010. - 75 с.

2. Гаврилова, О.В. Актуальные вопросы патриотического воспитания на современном этапе развития российского общества / О.В.Гаврилова // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. - 2021 - № 4 (53). - С. 51-55.

3. Лункин, А.Н. Коррегирование в профессиональном образовании курсантов и слушателей образовательных организаций силовых структур России в период пандемии и вестибулярной устойчивости / А.Н. Лункин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 4 (206). - С. 223-227.

4. Тимошенко, Ю.В. Развитие патриотического воспитания в России / Ю.В. Тимошенко // Молодой ученый. - 2018. - № 25 (211).- С. 319-322.

REFERENCES

1. Balashov, R.V., Lutovinov, V.I., Metlik, I.V.and Polyakov, S.P. (2010), Military-patriotic education and training of youth for military service: history and modernity: teaching materials, DOSAAF of Russia, Moscow.

2. Gavrilova, O.V. (2021), "Topical issues of patriotic education at present stage of development of Russian society", Psychological and pedagogical problems of human security and society, No. 4 (53), pp. 51-55.

3. Lunkin, A.N. (2022), "Correction in vocational education of cadets and students of educational organizations of power structures of Russia during the pandemic and vestibular stability", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 4 (206), pp. 223-227.

4. Timoshenko, Yu.V. (2018), "Development of patriotic education in Russia", Young scientist, No. 25 (2011), pp. 319-322.

Контактная информация: filikolga@gmail.com

Статья поступила в редакцию 23.11.2022

УДК 796.011.3:799.3

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ

Антон Михайлович Гилёв, старший преподаватель, мастер спорта России, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, Рязань

Аннотация

В настоящей статье рассматриваются особенности методики обучения курсантов образовательных организаций ФСИН России на занятиях по огневой подготовки, которые способствуют развитию специальных физических качеств, необходимых при стрельбе из боевого оружия. Авторами проанализированы вопросы необходимости развития силовой и статической выносливости для совершенствования навыков стрельбы из пистолета.

Ключевые слова: боевое оружие, специальная физическая подготовка, уголовно-исполнительная система, огневая подготовка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p103-106

METHODS OF FORMATION OF SPECIAL PHYSICAL QUALITIES OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE

OF RUSSIA IN FIRE TRAINING CLASSES Anton Mikhailovich Gilev, the senior teacher, master of sports of Russia, Academy of law and management of the Federal penitentiary service, Ryazan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.