УДК 376.1 ББК 74.484.7 Д 33 © С. В. Денисенко Б01: 10.24411/2225-8264-2020-10061
С. В. Денисенко
МЕТОДИЧЕСКИЕ АНТИНОМИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРАТОРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ
В статье анализируются методы кураторской деятельности с позиций антиномичности (противоположности), раскрывается педагогический потенциал методов кураторской работы в образовательной организации на примере Омской академии министерства внутренних дел России. Антиномия - противоречащее знание, которое имеет логически равноправное обоснование и истинность. Антиномичные суждения и явления раскрывают неагрессивную противоположность, противоречие сохраняется, вместе с возможностью развития, которое представлено в статье. Кураторской деятельностью в образовательной организации является целенаправленная учебно-воспитательная работа преподавательского состава, основанная на нормативно-правовой базе, теоретической модели и соответствующая задачам формирования профессионального мировоззрения молодых сотрудников, проходящих обучение в учебных заведениях системы министерства внутренних дел России на всех его ступенях. Многозадачность и разнонаправленность кураторской работы задает антиномичность кураторской деятельности, представленной в методах. Методические антиномии активизируют деятельность куратора, выражают специфику деятельности кураторов учебных групп в образовательных организациях МВД России. В работе куратора наиболее распространенными являются антиномии методов коллективных и индивидуальных, обязательно-формальных и творческих, рациональных и эмоциональных. Более подробно в статье представлены методические антиномии, направленные на повышении успеваемости и патриотической направленности. В статье приводятся результаты исследования актуальных методов кураторской деятельности по повышению успеваемости в курируемых группах Омской академии МВД России. Каждый куратор, находясь в методических антиномиях, вынужден искать свой стиль кураторской работы, эффективно воздействующей на личность курсанта курируемой группы. Резервы методических антиномий развивают кураторство, соответствуют вызовам времени и профессии, нуждаются в осмыслении и управлении.
Ключевые слова: метод, антиномия, образовательная организация, куратор, курсант, успеваемость, патриотическое воспитание,
практике обучения и воспитания
В успешность зависит от личности педагога и разнообразия методов, применяемых им в конкретных обстоятельствах педагогической
деятельности. Отбирать методы воспитательного воздействия соответственно задачам и ситуациям, творчески дополнять и развивать успешные методы, получать ожидаемые результаты педагогической деятельности, - все действия связаны с преодолением педагогических противоречий. Природа
противоречий заложена в разнообразии, множественности задач, представленных в образовательном пространстве ведомственных вузов, таких как образовательные организации министерства внутренних дел России (далее МВД России). Вопросы воспитания, присутствующие в деятельности педагогов-кураторов учебных групп, представляют собой открытую методическому творчеству деятельность, содержащую серьезный потенциал развития. Современное восприятие развития стало менее категоричным, оно уходит от борьбы противоположностей и активного противостояния, наполняется антиномичностью методов и результатов педагогического труда.
Антиномия (др.-греч. ^Т1-уоща «противоречиев законе») - ситуация, в которой противоречащие друг другу знания об одном и том же объекте имеют логически равноправное обоснование и их истинность или ложность нельзя
обосновать в рамках принятой парадигмы; противоречивые суждения являются одинаково верными. [2] Антиномичные суждения и явления раскрывают неагрессивную активность,
противоречие при этом сохраняет свою противоположную сущность, не утрачивает потенциал развития, принципиально важный для педагога.
Осмысление методов кураторской
деятельности с позиций антиномичности полнее представляют специфику деятельности кураторов учебных групп в образовательных организациях МВД России. Следует признать антиномии методов коллективных - индивидуальных, обязательно-формальных и творческих, профессионально-значимых (служебная дисциплина, успеваемость) и творчески-досуговых (культура, отдых). Ряд подобных антиномий в методике воспитания можно продолжать т.к. круг обязанностей куратора охватывает основные направления воспитательной работы образовательной организации.
Куратор сопровождает процесс адаптации, обучения на различных его этапах (например, перед сессией и в период ознакомительной или преддипломной практики), ему нужно быть готовым оказать необходимую помощь при возникновении проблем различного характера, как учебных, так и личных. Кураторы должны знать студентов в группе, которые нуждаются в помощи и всячески ее оказывать. Это касается не только социальной
адаптации, но и помощи личного характера. Для этого самому куратору следует участвовать в различных культурно-массовых, развлекательных, спортивных, научных и образовательных мероприятиях смотрах, конкурсах, олимпиадах, студенческих вечерах. Разнообразие деятельности куратора, исследованное профессором С.П. Акутиной [1] исходит из социально-педагогической задачи укрепления ответственного отношения к учебе, воспитании уважительного отношения к выбранной профессии. Кроме, того, кураторские усилия должны быть направлены на развитие личности, верной своему учебному заведению, специальности, Родине.
Куратор в таком многозадачном пространстве превращается в организатора жизнедеятельности студентов и консультанта по определению жизненной и профессиональной стратегии, выполняет миссию служителя процесса саморазвития студента. Он направляет процесс саморазвития и усовершенствования личности последнего, это и есть его важнейшая функция. Ее выполнение требует иных действий, нежели те, которые использовались «формирующей» педагогикой. Здесь вместо запретов - помощь; вместо прямого требования - совместный анализ ситуации и поиск самостоятельных решений; вместо недоверия и назидательных монологов - доверие и уважительный диалог; вместо борьбы с недостатками - психологическая поддержка. [6]. Многозадачностью и разнонаправленностью формируется антиномичная реальность, а куратор напрямую оказывает влияние на эффективность воспитательной системы.
Кураторской работой в образовательной организации МВД России является целенаправленная учебно-воспитательная работа преподавательского состава, основанная на нормативно-правовой базе МВД России, теоретической модели и соответствующая задачам формирования
профессионального мировоззрения молодых сотрудников, проходящих обучение в учебных заведениях системы МВД РФ на всех его ступенях, от первоначального до системы повышения квалификации. Цель кураторской работы -формирование и развитие личности будущего специалиста, способного эффективно решать служебные задачи, как в обычных, так и в экстремальных условиях
Образовательные организации МВД России обладают собственной воспитательной спецификой, среди которых выделяются следующие особенности: определенная «закрытость» образовательных организаций МВД России, наличие обязательного проведения служебных мероприятий с обучающимися, детальная регламентация учебного и внеучебного времени обучающихся в период нахождения на службе, отсутствие свободного времени или очень жесткий график занятости рабочего дня. Эти особенности относятся в равной степени к курсантам и к кураторам, дополнительная нагрузка в виде выполнения множества служебных обязанностей, в том числе и в ночное время (несение
нарядов, охрана общественного порядка и т. д.), и как следствие, мало возможности для творческого и даже формального общения. На фоне этих противоречивых тенденций создает мотивацию активность специального подразделения, занимающегося организацией воспитательной работы, проверяющего ее проведение.
В соответствии с Положением о кураторской деятельности федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Омская академия Министерства Внутренних дел Российской Федерации», утвержденного приказом № 331 от 14 ноября 2012г., деятельность куратора в академии имеет ряд приоритетов: Один из них - оказание педагогического воздействия на курируемую группу: изучение отношения к учебе, внесение предложений по улучшению учебной работы в курируемой группе, присутствие на лекциях, семинарах, практических занятиях, проводимых с курсантами курируемой учебной группы, анализ текущей успеваемости и итоговых результатов учебной деятельности группы. Эти виды деятельности и осуществляют кураторы в курируемых группах, их же и отражают в своих отчетах [5]. Именно в реальной деятельности и отчетности по ее реализации проявляется антиномия «реальность - бумажный образ».
Анализ работы кураторов, проведенный автором, являющимся председателем совета кураторов Омской академии МВД России, показал наличие постоянного устойчивого внимания кураторов к успеваемости. В отчетах кураторов в обязательном порядке должна быть отражена работа с состоянием учебной успеваемости в курируемой группе. Большинство методов работы куратора типичны: взаимодействие с преподавателями, руководством курса, анализ успеваемости по журналу, ведение индивидуальной работы с отстающими курсантами. Их реализация протекает в условиях напряженного графика службы курируемой группы и самих кураторов. Каждый куратор вынужден искать свой стиль кураторской работы. В 2017 году автором было проведено исследование отношения кураторов к методам повышения успеваемости в курируемой группе. В опросе, проведенном ноябре 2017г. приняло участие 38 кураторов (общее число кураторов 43). Среди опрошенных были опытные кураторы учебных групп, и без опыта работы, что само уже является антиномией организационного характера. Качественное и количественное исследование методов кураторской деятельности по повышению успеваемости показало:
1. Все кураторы осознают, что к успеваемости группы кураторы должны быть внимательны. 68% (26 человек) считают, что куратор должен владеть информацией об успеваемости группы, но влиять на успеваемость не может. Куратор может рекомендовать способы улучшения успеваемости и выявлять тенденции. Влиять на успеваемость в группе старается 21% (7 человек) опрошенных
кураторов. 7 % (3 куратора) утверждают, что куратор совсем никакого отношения к изменению успеваемости не имеет. Следовательно, методы будут выбираться этими кураторами в диапазоне от формальных до творческих.
2.Участие кураторов в учебном процессе курируемой группы может быть представлено преподаванием своего предмета, прямым формированием успеваемости или информированием по документации и со слов курсантов. Преподают свой предмет и знакомы с успеваемостью в самом процессе обучения 39% от общего числа преподавателей-кураторов. Столько же не преподают и не посещают занятия других преподавателей из-за плотного графика своей работы или отдаленности места занятий от курируемой группы, а в 2020 году и вовсе - дистанционной формы учебного процесса. И только 16% опрошенных, (6 кураторов) отметили, что посещали или посещают занятия других преподавателей. Этот метод является наиболее эффективным, но требует значительного времени и мотивации по изучению сложившейся в конкретной группе по конкретному предмету учебной ситуации. Необходимо обратить внимание на этот метод всем кураторам, особенно тем, кто работает на младших курсах, когда складывается успеваемость в группе.
3. Информацию об успеваемости кураторы получают самостоятельно из учебного журнала, число таковых кураторов - 47%, столько же (47%) -получают информацию в виде сводной ведомости от журналиста. Наряду с этим, кураторы (31%) берут сведения в учебном отделе и беседуют с преподавателями (30%). Есть кураторы, которые о ситуации с успеваемостью узнают от командиров (5 чел.) и курсовых офицеров (4чел). Более чем треть кураторов используют несколько возможностей для получения оперативной информации об успеваемости в своей курируемой группе, что и является наиболее оптимальным способом быть постоянно в курсе текущей успеваемости в группе. Переход к дистанционной форме обучения в 2020 году повысил оперативную информированность кураторов на текущий период, например, учебную неделю. Ранее такую задачу выполняли журналисты учебных групп, предоставляя распечатку своему куратору с электронного учебного журнала.
4. Методы коррекции успеваемости: 63% кураторов назвали встречу с группой и проведение коллективной корректирующей беседы, направленной на усиление мотивации к обучению. Этот метод чаще всего сочетается с индивидуальной работой. Ряд кураторов уточняют предмет, по которому снижаются результаты, встречаются с преподавателем-предметником (6 человек, 16%) и посещают его занятие.
5. Методы индивидуальной воспитательной работы куратора чаще всего выливаются в индивидуальную корректирующую беседу, которую отметили абсолютное большинство кураторов (84%). Есть и такие, кто не ограничивает свое педагогическое воздействие беседой: 5 человек кураторов - 13% помогают разобрать сложный
учебный материал. Столько же кураторов (13%) встречаются с преподавателем, выясняя его точку зрения на низкую успеваемость. Связываются с руководством курса и выясняют еще и их точку зрения 31%. И даже сообщают родителям - 2 человека. Два куратора указали на то, что приглашают курсантов с низкой успеваемостью на заседание кафедры.
6. Такой метод воздействия на неуспевающих курсантов, как участие в учебно-воспитательной комиссии на курсе называют 44% кураторов. Большинство кураторов не принимает участие в работе учебно-воспитательной комиссии на курсе, ссылаясь на отчужденность от такого воспитательного органа, как учебно-воспитательные комиссии курсов.
7. Анализируют состояние успеваемости своих учебных групп кураторы самостоятельно: 27 человек - 71% от общего числа кураторов. Часть из них делают это совместно с руководством курса и преподавателями, работающими в группе 11 человек, (29%). Ни один из кураторов не оставляет без внимания успеваемость, совсем ее не анализируя. В тоже время, только один куратор привлекает для анализа успеваемости самих курсантов, а точнее, актив группы. Данный метод следует освоить всем кураторам как метод самоанализа, повышающий учебную мотивацию обучающихся.
Индивидуальные и коллективные методы работы куратора также представляют антиномию. Усмотрение куратора, каким методам отдать предпочтение, коллективным или индивидуальным, решается в большинстве случаев в пользу коллективных, что при коллективном несении службы полностью соответствует духу профессионального полицейского сообщества. Активизировать индивидуальные методы было поручено все кураторам на методическом сборе кураторов Омской академии МВД России впервые в 2016г. Всем кураторам было указано на необходимость уделять больше внимания индивидуальной работе по всем направлениям воспитательной работы, а не только в исключительных случаях. Кураторам была поставлена задача расширить круг лиц, которым адресована индивидуальная воспитательная работа куратора и направить индивидуальное внимание куратора не только на группу курсантов, требующую повышенного психолого-педагогического внимания, и отстающих в учебе или нарушителей учебной дисциплины. Индивидуальная работа куратора должна коснуться каждого курсанта в курируемой группе.
Групповые формы кураторской работы в Омской академии МВД России не исключают нестандартные подходы, связанные с акцентами будущей деятельности сотрудников полиции. Это беседы о формировании антикоррупционного поведения сотрудников полиции, соблюдении правил дорожного движения, результаты участия в охране общественного порядка, соблюдении внутреннего распорядка, личной безопасности сотрудников
полиции, морально-этических и нравственных норм поведения сотрудника полиции, предупреждения служебных межличностных конфликтов.
Коллективные мероприятия, проводимые в академии, являются творческими и ориентированными по необходимости на малые группы: проведение занятия «Конфликт интересов в ОВД»; просмотр документального фильма о министре МВД СССР Н.А. Щелокове, видеоматериалов ГИБДД, показ выступления Д. Гранина в день полного освобождения Ленинграда от блокады, встречи с практическими сотрудниками ОВД, групповое фотографирование в честь юбилейных дат органов внутренних дел, посещение центра изучения истории гражданской войны в Омске, приглашение в группу ветеранов академии, проведение викторин, совместно с художественным абонементом: «Детективы в мире детективов», проведение встреч с ветеранами боевых действий, спортивное проведение свободного времени, выпуск газеты «Экономист» (информация взята из отчетов кураторов).
К антиномии методов рационального и эмоционального познания личности курсантов ими самими и педагогом- куратором следует отнести изучение личных дел курсантов и накопление личного опыта-переживания различных общих эмоций и чувств в направлении нравственно -патриотической направленности. В исследовании Е.П. Пакратовой [4] опытно -экспериментальным путем проверена эффективность деятельности педагога-куратора нравственно-патриотической направленности. У курсантов Московского университета МВД им. В.Я. Кикотя, принявших участие в формирующем эксперименте по развитию нравственно-патриотической направленности
личности, повысилась самооценка патриотического поведения, возрос интерес к произведениям искусства патриотической направленности, к
историческим событиям, традициям органов внутренних дел, идеологической основе деятельности по обеспечению безопасности общества и государства. Разнообразие деятельности кураторов в этом направлении и активное участие курсантов в празднованиях значимых дат военной истории России, дней воинской славы способствует усвоению курсантами национальных приоритетов [3, 4].
Методы реализации патриотической направленности воспитательного процесса Омской академии МВД России носят активный культурно-творческий характер. Кураторы создают «точечные» интеллектуальные и эстетические мероприятия: патриотический час «Суворов-герой нашего времени», участие в патриотическом альманахе при художественном абонементе библиотеки, экскурсии в красивые уголки г. Омска, обмен фото-пейзажами, привезенными из родных мест курсантов по окончании летних и зимних отпусков и многое другое. Духовная основа любви к Родине, родному краю и профессии присутвует постоянным фоном в кураторской деятельности кураторов
образовательных организаций МВД России.
Методический сбор кураторов Омской академии, прошедший 15 мая 2019г. впервые позволил актуализировать проблему отбора методов деятельности кураторами учебных групп. Обмен опытом лучших кураторов и удачную практику выступлений на методических сборах решено сделать постоянной для кураторов Омской академии МВД России.
Методические антиномии в деятельности кураторов являются противоположными, но не противоборствующими инструментами воздействия на личность курсанта курируемой группы. Резервы методических антиномий развивают кураторство, соответствуют вызовам времени и профессии, нуждаются в осмыслении и управлении.
Библиографический список
1. Акутина, С. П. Роль куратора студенческой группы в воспитательной системе вуза / С. П. Аку-тина. — Текст: непосредственный // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2013. — № 2 (10). — С. 137—144.
2. Антиномия // Новейший философский словарь. — иКЬ ШрБ:// https://rus-new-philosophy.slovaronline.com/89/ (дата обращения 14.11.2020 ). —Текст : электронный.
3. Панкратова, Е. П. Формирование нравственно-патриотической направленности личности курсантов образовательных организаций МВД России в процессе воспитательной деятельности педагога-куратора: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Панкратова Екатерина Павловна. — М., 2019. —19 с. — Текст : непосредственный.
4. Панкратова, Е. П.. Совершенствование работы института кураторов в образовательной организации системы МВД России / Е. П. Панкратова. — Текст : непосредственный // Вестник экономической безопасности. — 2018. — № 2. — С. 317—322.
5. Положение «О кураторской деятельности федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Приложение к приказу Омской академии МВД России от 10 июля 2018 г. № 295. Официальный интернет- сайт Омской академии МВД России — иКЬ https: // https://xn--80axf.xn--b1aew.xn--p1ai/0brazovatelnaya_deyatelшstЛocal_acts (дата обращения 14.11.2020). — Режим доступа: для зарегистрир. пользователей. — Текст : электронный.
6. Эффективная организация кураторской деятельности: учеб.-метод. пособ. / Т.П. Царапина, Т.А. Уль-рих, И.В. Никулина. — Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2010. — 147 с. — Текст : непосредственный.
References
1. Akutina S.P. Rolkuratoractudencheskojgruppi v vospitatelnoisistemevuza [The role of the curator of the student group in the educational system of the university] /S.P. Akutin. — Text: immediate//Current problems of the humanities and natural sciences. — 2013. — No. 2 (10). — p. 137—144.
2. Antinomy//Newest philosophical dictionary. — URL https :// https://rus-new-philosophy.slovaronline.com/89/ (data obrachenia 14.11.2020). — Text: electronics
3. Pankratova E. P. Formirovanienravstvenno-patrioticheskojnapravlennostilichnostikursantovobrazovatelnih organizacij MVDRossii [Formation of the moral and patriotic orientation of the personality of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the process of educational activities of a teacher-curator]: a dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences: 13.00.08/Pankratova Ekaterina Pavlovna. — Moscow., 2019. — 19 p. — Text: direct.
4. Pankratova, E. P.Sovershenstvovanierabotyinstitutakuratorov v obrazovatelnoiorcanizaciiMVDRossii [Improvement of the work of the Institute of Curators in the Educational Organization of the System of the Ministry of Internal Affairs of Russia ]/E.P. Pankratov. - Text: direct//Bulletin of Economic Security. — 2018. — No. 2. — P. 317—322.
5.Situation"Ocuratorscoidejatelnostyfederulnogogosudarstvennogokazennogoobruzovatelnogoucherezhdenia MVD Rossii [About curator activity of federal public state educational institution of the higher education "The Omsk academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation["//the Annex to the order of the Omsk Russian Interior Ministry Academy of July 10, 2018 No. 295. The official Internet site of the Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia is URL https :// https://xn--80axf.xn--b1aew.xn--p1ai/Obrazovatelnaya_deyatelnost/local_acts (date of application 14.11.2020). - Access mode: for registration. users. — Text: electronic.
6.Effectivnaiaorganizaciacuratorskojdejatelnosty [Effective organization of curatorial activities: educational methods. method] ./P. Scratch, T.A. Ulrich, I.V. Nikulina. - Perm: Publishing House of Perm. State Technician. un-ta, 2010. — 147 p. — Text: direct.
METHODICAL ANTINOMY IN ACTIVITY OF THE CURATOR OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Snezhana V. Denisenko
Ph.D., Associate Professor, Department of Philosophy and Political Science, Omsk Academy of the Ministry of
the Interior of the Russian Federation
Abstract. The article analyzes the methods of curatorial activity from the point of view of antiquity (opposite), reveals the pedagogical potential of curatorial work methods in an educational organization on the example of the Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Antinomy is a contradictory knowledge that has a logically equal justification and truth. Antinomic judgments and phenomena reveal a non-aggressive opposite, the contradiction persists, together with the possibility of development, which is presented in the article. The curatorial activity in the educational organization is the focused educational work of the teaching staff, based on the regulatory and legal framework, the theoretical model and corresponding to the tasks of forming a professional worldview of young employees undergoing training in educational institutions of the Russian Ministry of Internal Affairs system at all its levels. Multitasking and multi-directionality of curatorial work sets the antinomics of curatorial activity presented in the methods. Methodological antinomies activate the activities of the curator, express the specifics of the activities of curators of educational groups in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. n the work of the curator, the most common are antinomies of collective and individual, mandatory-formal and creative, rational and emotional methods. In more detail, the article presents methodological antinomies aimed at improving academic performance and patriotic orientation. The article provides the results of a study of current methods of curatorial activity to increase academic performance in the supervised groups of the Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Each curator, being in methodological antinomies, is forced to look for his own style of curatorial work, which effectively affects the personality of the cadet of the supervised group. Reserves of methodological antinomies develop curacy, correspond to the challenges of time and profession, need to be understood and managed.
Key words: method, antinomy, educational organization, curator, cadet, academic performance, patriotic education,
Сведения об авторе:
Денисенко Снежана Валентиновна - кандидат философских наук, доцент кафедры философии и политологии ФГКОУ ВО «Омская академия Министерства Внутренних дел Российской Федерации» (644073 Российская Федерация, г. Омск, ул. Комарова 7), e-mail: oma@mvd.ru.
Статья поступила в редакцию 02.12.2020г.