Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ МВД РОССИИ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ УНИВЕРСИТЕТА ГПС МЧС РОССИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ МВД РОССИИ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ УНИВЕРСИТЕТА ГПС МЧС РОССИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ / ПАНДЕМИЯ / ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ОГРАНИЧЕНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алехин Денис Евгеньевич, Гаврилова Ольга Вячеславовна, Лантух Эдуард Владимирович, Носенков Анатолий Петрович, Смольяков Анатолий Антонович

В работе рассматриваются основные проблемы и особенности учебного процесса в период пандемии коронавирусной инфекции в ведущих высших учебных заведениях силового профиля города: Санкт-Петербургском университете МВД России и Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России. Показаны отличия в организации учебного процесса первой и второй волны пандемии. Обозначены как положительные, так и отрицательные стороны дистанционного обучения в высших учебных заведениях силового профиля. Уделено внимание вопросам цифровизации в сфере образования, а также обучения формата phygital - гибрида физического и цифрового обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алехин Денис Евгеньевич, Гаврилова Ольга Вячеславовна, Лантух Эдуард Владимирович, Носенков Анатолий Петрович, Смольяков Анатолий Антонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF ENSURING EDUCATIONAL PROCESS AT ST. PETERSBURG UNIVERSITY OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA AND ST. PETERSBURG UNIVERSITY OF STATE BORDER SERVICE OF MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA DURING CORONAVIRUS PANDEMIC

Paper deals with main problems and features of educational process during the coronavirus pandemic in leading higher educational institutions of city's power profile: St. Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia and St. Petersburg University of State Border Service of Ministry of Emergency Situations of Russia. Differences in organization of educational process of first and second wave of pandemic are shown. Both positive and negative aspects of distance learning in higher educational institutions of power profile are indicated. Attention is paid to issues of digitalization in field of education, as well as training in phygital format - a hybrid of physical and digital learning.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ МВД РОССИИ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ УНИВЕРСИТЕТА ГПС МЧС РОССИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ»

УДК 378.147

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ МВД РОССИИ И САНКТ-

ПЕТЕРБУРГСКОМ УНИВЕРСИТЕТА ГПС МЧС РОССИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ

Денис Евгеньевич Алехин, кандидат юридических наук, доцент, Ольга Вячеславовна Гаврилова, кандидат юридических наук, старший преподаватель, Эдуард Владимирович Лантух, кандидат юридических наук, начальник кафедры, Анатолий Петрович Носенков, преподаватель, Анатолий Антонович Смольяков, кандидат юридических наук, профессор. Ленинградский областной филиал Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Санкт-Петербург

Аннотация

В работе рассматриваются основные проблемы и особенности учебного процесса в период пандемии коронавирусной инфекции в ведущих высших учебных заведениях силового профиля города: Санкт-Петербургском университете МВД России и Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России. Показаны отличия в организации учебного процесса первой и второй волны пандемии. Обозначены как положительные, так и отрицательные стороны дистанционного обучения в высших учебных заведениях силового профиля. Уделено внимание вопросам цифровизации в сфере образования, а также обучения формата phygital - гибрида физического и цифрового обучения.

Ключевые слова: университет, пандемия, обучение, учебный процесс, ограничение, циф-ровизация.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p13-18

ACTUAL PROBLEMS OF ENSURING EDUCATIONAL PROCESS AT ST. PETERSBURG UNIVERSITY OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

AND ST. PETERSBURG UNIVERSITY OF STATE BORDER SERVICE OF MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA DURING CORONAVIRUS

PANDEMIC

Denis Evgenievich Alekhin, the candidate of legal sciences, docent, Olga Vyacheslavovna

Gavrilova, the candidate of legal sciences, senior teacher, Eduard Vladimirovich Lantukh, the candidate of legal sciences, head of department, Anatoly Petrovich Nosenkov, the teacher, An-atoly Antonovich Smolyakov, the candidate of legal sciences, professor, Leningrad Regional Branch St. Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, St. Petersburg

Abstract

Paper deals with main problems and features of educational process during the Coronavirus pandemic in leading higher educational institutions of city's power profile: St. Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia and St. Petersburg University of State Border Service of Ministry of Emergency Situations of Russia. Differences in organization of educational process of first and second wave of pandemic are shown. Both positive and negative aspects of distance learning in higher educational institutions of power profile are indicated. Attention is paid to issues of digitalization in field of education, as well as training in phygital format - a hybrid of physical and digital learning.

Keywords: university, pandemic, training, educational process, restriction, digitalization.

ВВЕДЕНИЕ

Дистанционное обучение в последние годы становится неотъемлемой частью образовательного процесса, и этот факт уже признан на всей планете. В условиях, когда население многих стран находится фактически в изоляции, обойтись без дистанционного

обучения невозможно. Необходимо анализировать особенности применения нового формата образования, который должен не только сохранить, но и повысить свое качество в условиях дальнейшего научно-технического прогресса и растущих потребностей экономики, производственной сферы в специалистах высокой квалификации [5].

Тема, обозначенная в рамках нашего исследования, возможно, отошла на второй план в связи с меняющейся обстановкой в мире и известными событиями. Однако в стране и городе продолжают фиксироваться случаи заражения коронавирусной инфекцией.

Пандемия коронавируса внесла свои серьезные коррективы в жизнь жителей России. Не обошла она и курсантов, студентов, слушателей, аспирантов и адъюнктов ведущих вузов Санкт-Петербурга. Отразилась она и на подготовке будущих специалистов высших учебных заведений силового профиля, в частности Санкт-Петербургского университета МВД России и Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России.

Рассмотрим сначала основные проблемы, с которыми столкнулись высшие учебные заведения Санкт-Петербурга в «первую» пандемийную волну.

Сложная эпидемиологическая обстановка, сложившаяся в стране и в нашем городе, высокий риск заражения коронавирусом, единственно возможным и адекватным ответом вузов на внешний вызов в «первую» волну пандемии был временный полный переход на дистанционное обучение. И в этих условиях все возможные ресурсы университетов, внешних поставщиков контента и сервисов были использованы для реализации учебного процесса посредством сети Интернет.

Важными требованиями к Системе стали ее надежность, пропускная способность Интернет-каналов, простота создания и размещения контента, доступность сервисов и платформ для преподавателей и обучающихся.

Вузы разработали приемлемые для их уровня развития IT-инфраструктуры с учетом доступных внешних ресурсов сценарии реализации дистанционного обучения и требования к форматам учебного процесса. Именно поэтому у каждого учебного заведения возник свой набор инструментов и сценариев для организации обучения в онлайн-среде.

Наибольшую популярность среди вузов имели LMS-платформы для размещения контента и проверки знаний студентов, вебинарные сервисы для онлайн-лекций и консультаций, социальные сети и мессенджеры для коммуникации обучающихся и преподавателей, и рассылки по электронной почте для доставки контента.

Многие учебные заведения смогли воспользоваться бесплатными онлайн-курсами от ведущих российских и зарубежных университетов, размещенных на национальной (НПОО) и международных (Coursera, edX и др.) платформах.

Однако даже эти предоставленные возможности не смогли обеспечить полноценное освоение обучающимся онлайн-курсов в связи с тем, что бесплатный доступ к контенту курсов не предполагал поддержки обучающихся со стороны вузов-держателей он-лайн-курсов, а преподаватели со стороны университетов-потребителей не были погружены в контент курса, не были знакомы с методикой онлайн-обучения и изучали курсы одновременно со своими учениками.

При этом мотивированные учащиеся достаточно хорошо справились с поставленной задачей.

Однако не всем преподавателям хватило навыков работы в цифровой среде, недостаточно было и времени на освоение новых инструментов и перестройку образовательного процесса и поддержки со стороны технических служб университетов, которые играют важную роль при внедрении новых технологий.

Обучение преподавателей в столь сжатые сроки не представлялось возможным и свелось к инструктивным внутренним совещаниям, коротким вебинарам от экспертного сообщества, рекомендациям и инструкциям по работе с различными сервисами и платформами, размещенным на сайтах организаций.

Вопросы педагогического дизайна и проработки проектов курсов даже не ставились в повестке перехода на дистанционное обучение. И это следствие форс-мажорных обстоятельств, которые заставили вузы мобилизовать все имеющиеся ресурсы и совершить рывок в массовом экстренном внедрении дистанционных образовательных технологий, но не в планомерном использовании инструментов онлайн-обучения, требующем гораздо более длительного времени.

Нет оснований судить об эффективности онлайн-обучения по тем результатам, которые будут получены в этом «глобальном» эксперименте экстренного перехода на дистанционное обучение [1-5].

Следует отметить, что дискуссии по поводу дистанционного обучения, введения его элементов в образовательный процесс высших учебных заведений, ведутся уже не один год. Некоторые вузы Северной столицы уже в течение нескольких лет работают в смешанном формате. Нельзя не отметить тот факт, что в Санкт-Петербургском государственном университете информационных технологий, механики и оптики (Университет ИТМО) еще четыре года назад руководством учебного заведения было принято решение уйти в «смешанный» формат, так, стало понятно, что просто сидеть и слушать лекции в аудитории - неэффективно, там их нужно обсуждать [2]. Студенты имели возможность прослушать лекции в удобное для них время, на собственных электронных устройствах (компьютерах, ноутбуках, планшетах). И материал, излагаемый профессорско-преподавательским составом Университета, должен был быть настолько интересным, чтобы «конкурировать» с открытыми в соседних «окнах» играми или чатом с друзьями. Ни для кого не является секретом, что скрыть плохо подготовленную лекцию в онлайн-формате невозможно. Тем более сейчас, когда высшие учебные заведения открыли доступ к образовательному контенту. Поэтому во время пандемии и онлайн-обучения сильные вузы только укрепили свои позиции, а слабые еще более «просели».

Рассмотрим подробнее, как выстраивался учебный процесс в это очень непростое во всех отношениях время в ведущих силовых вузах Северной Пальмиры - Санкт-Петербургском университета МВД России и Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России.

Учебный процесс в учебных заведениях силового профиля имеет свои особенности. Пандемия стала настоящим катализатором цифровизации в сфере образования. И уже сейчас понятно, что полностью от «онлайна» мы не избавимся и никогда не вернемся к «классической лекции или семинару» за партой. Однако, учебный процесс и в «первую» и «вторую» волны коронавирусной инфекции имели свои особенности. Если говорить об особенностях учебного процесса в период «первой» волны коронавируса, то следует подчеркнуть, что в целом вузы готовы к этому не были. Однако следует отдать должное: организация обучения в «онлайн» формате прошла очень быстро и оперативно. Было организованы специальные занятия по работе с программой дистанционного обучения, оказана практическая помощь профессорско-преподавательскому составу учебных заведений по данному вопросу.

Вне всякого сомнения, и у руководства учебных заведений, и у профессорско-преподавательского состава были очень серьезные опасения по поводу организации и проведению учебных занятий в онлайн-формате. Это, прежде всего, было связано с тем, что никогда ранее полностью на «дистант» вузы не уходили никогда. Профессора, доценты и преподаватели вузов опасались не только того - смогут ли они также эффективно и качественно проводить занятия по своим учебным дисциплинам, но смогут ли освоить дистанционную программу и проводить занятия в таком формате вообще. Особенно это относилось к профессорско-преподавательскому составу из числа педагогов старшего возраста. Это было связано и с ментальностью людей возрастной группы, а также их состоянием здоровья. Например, на одной из кафедр университета профессор не мог проводить занятия онлайн, так как у него были проблемы со зрением, а нахождение за монито-

ром компьютера по шесть, а иногда и восемь академических часов грозило ему не только ухудшением, но и полной потерей зрения, поэтому занятия за него проводила его коллега по кафедре. Кроме того, у некоторых педагогов были значительные трудности с показом презентаций и сопровождением лекционных занятий видеорядом, что также ухудшало качество проводимого учебного занятия, и как следствие материал хуже усваивался обучающимися.

Особо отметим, что серьезных проблем, сбоев по работе дистанционных программ не было, как и в «первую», так и во «вторую» коронавирусные волны. Хотя нагрузка на университетские серверы была очень значительной.

В силу того, что обучающиеся первых курсов были направлены домой, Интернет-связь с регионами не всегда было качественными. Иногда пропадало изображение, иногда звук. Иногда ответ обучающегося, особенно из числа тех, кто находился дома, в регионах, приходилось слушать через Ватсапп. Некоторые обучающиеся не могли вовремя подключиться к Конференции, некоторые иногда (что случалось один или два раза) - не смогли подключиться вообще. Все это создавало дополнительные волнения и педагогам и обучающимся.

Отдельно отметим такой вопрос, как защита дипломных проектов. Некоторые руководители вузов (первый проректор Университета ИТМО Д. Козлова) [2] отмечают как положительный пример «дистанционки» онлайн-защиту дипломов. Не все обучающиеся хотят выступать публично, получают от этого удовольствие. А стресс и неумение презентовать на публике пусть и высококлассную работу, могут значительно снизить ее оценку. И варианты, когда обучающийся может записать на видео свою защиту (хоть с тридцатого дубля) или сделать это через платформы для организации видеоконференций (Twitch, Zoom) стали спасением для таких обучающихся. Некоторые учебные заведения сочли такой эксперимент настолько положительным, что хотят оставить его и на то время, когда пандемия закончится.

Но мы убеждены, и мало кто с этим поспорит, что если защищать дипломы онлайн хорошо, то праздновать выпускные по видео или весит дискуссии - очень печально. Поэтому мы против 100 % дистанционного обучения. Ведь самое важное в университетах -коммуникационная вреда, которую в онлайн не передать. Мы убеждены, что трендом ближайших лет станет именно ценность личного общения.

Говоря о специфике обучения в период «второй» волны коронавирусной инфекции, то следует отметить, что она разительно отличалась в Санкт-Петербургском университета МВД Росси, и Санкт-Петербургском университета ГПС МЧС России.

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России в период «второй» панде-мийной волны практически сразу же, в начале учебного года, в середине октября 2020 г. перешел на дистанционное обучение. Связано это было с резким увеличением количества заболевших коронавирусом, как из числа курсантов, так и сотрудников и работников университета. Личный состав Санкт-Петербургского университета МВД России на дистанционное обучение полностью переведен не был. На «дистанцию» выводились только отдельные учебные взвода обучающихся, где были зафиксированы случаи заражения болезнью. Профессорско-преподавательский состав университета, с максимальной осторожностью, придерживаясь всех профилактических мероприятий, был задействован в учебном процессе, сотрудники и работники приезжали в университет и его Филиал только для проведения учебных занятий.

Однако уже в январе 2022 г., в связи с очередным ухудшением эпидемиологической обстановки в городе, вначале Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, практически сразу же после зимних каникул, перешел на дистанционное обучение. В Санкт-Петербургском университете МВД России дистанционное обучение продлилось две недели: с конца января до начала февраля 2022 г. В середине февраля 2022 г. курсанты и слушатели Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России вернулись с «дистан-

та» к очной форме обучения.

Среди положительных аспектов дистанционного обучения мы можем выделить, прежде всего: сохранение безопасной дистанции для здоровья участников образовательного процесса; овладение новыми средствами и способами обучения и преподавания в вузе; быстрый сбор информации и ее обработка; экономия времени и сил при подготовке к занятиям; повышение качества обучения, увеличение средств наглядности в обучении.

Переход к электронному обучению продемонстрировал его универсальность и адаптивность, о чем часто не подозревают ни административный персонал, ни сами преподаватели, убежден Е.В. Марьин [2].

Дистанционное обучение в высших учебных заведениях в настоящее уже стало неотъемлемым компонентом, но роль технологий в будущем высшего образования пока еще остается противоречивой. В то время как большинство университетов предлагают внедрять онлайн программы, ведется широкая дискуссия о том, представляет ли дистанционное обучение такую же образовательную ценность, как традиционные курсы. Ведь «потенциал традиционной формы образования останется востребованным в силу тех уникальных возможностей, которые не может предоставить дистанционная форма образования» [1].

Однако, наряду с позитивными моментами дистанционного обучения, следует перечислить ряд негативных аспектов дистанционного обучения в высших учебных заведениях: недостатки имеющейся материально-технической базы, устаревшая техника и оборудование в вузах для организации дистанционного обучения; отсутствие необходимого объема финансирования для обеспечения полноценного дистанционного обучения; значительная вероятность технических неполадок и нарушение стабильности образовательного процесса; снижение уровня контроля за обучающимися; уменьшение времени человеческого общения, непосредственного взаимодействия; быстрое «старение» внедряемого разнообразия различных средств и способов дистанционного обучения, требующего много времени для разработки и подготовки к введению в учебный процесс; внедрение всего разнообразия, увеличение количества средств и способов дистанционного обеспечения, что требует больше времени для их освоения обучающимися в условиях дефицита учебной подготовки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вне всякого сомнения, оптимальный вариант обучения в вузах в период пандемии - разумное сочетание дистанционного и традиционного обучения (сначала традиционное и дистанционное, в разгар пандемии - только дистанционное, в конце пандемии - дистанционное и традиционное).

Следующий немаловажный момент, на котором мы хотели бы остановить свое внимание, это то обстоятельство, что пандемия коронавируса во всей очевидностью показала, что обучение не уйдет полностью в «онлайн», а перейдёт в формат «phygital» - гибрид физического и цифрового обучения. Убеждены, что будущее именно уже за этим форматом [3]. Уже сейчас мы видим проявления «phygital»-мира: технологии дополнительной реальности, систему QR-кодов, онлайн обучение. Человеку важно живое общение, поэтому неудивительно, что обучающимся важно лично присутствовать на массовых мероприятиях, ходить на практические занятия.

Вне всякого сомнения, чтобы учиться удаленно, нужны самоконтроль, мотивация, знание тайм-менеджмента. В чем главное отличие ученика будущего? С внедрением, он-лайн-обучения будет больше зависеть от самого обучающегося. Преподаватели в онлайн-формате не больше контролируют, слушаете ли вы лекцию, вовремя ли прошли тестирование. На изучение курса отводится определённое время - за этот период обучающийся должен прослушать материал, выполнить задание. Затем материал закрывается автоматически. Работа с информацией - еще один важный и необходимый навык. С каждым годом

увеличивается объем данных, которые следует изучить. Важен навык быстро и четко вычленять нужную информацию. В современной действительности, кроме того, обучающимся приходится не только искать информацию в различных источниках, но и анализировать ее: правдивая она или ложная? Еще несколько лет назад этого не требовалось.

Существует точка зрения, что онлайн рано или поздно убьёт прикладные науки. Мы с этим мнением категорически не согласны. Практические занятия ведь никуда не уходят, а лишь меняется подход. Мир - уже в «цифре» [4]. Убеждены, что гораздо важнее извлечь выводы из этого «глобального эксперимента» и организовать планомерную работу над ошибками, чтобы избежать проблем в будущем. Вне всякого сомнения, сегодняшнее время - прекрасное время для получения знаний - «онлайн» сделал их доступнее.

ЛИТЕРАТУРА

1. Давлетова А.А. Дистанционное обучение / А.А. Давлетова О.А. Алексеев // Достижения науки и образования. - 2021. - № 1 (73). - С. 35-38.

2. Марьин Е.В. О некоторых аспектах дистанционного обучения в период пандемии COVID-19 / Е.В. Марьин // Studia Humanitatis. Международный электронный научный журнал. -2021. - № 4. - URL: https://st-hum.ru/conten1/marin-ev-o-nekotoryh-aspek1ah-distancionnogo-obychenia-v-period pandemii-COVID-19 (дата обращения: 21.09.2022).

3. Смольяков А.А. Актуальные вопросы обеспечения учебного процесса в рамках электронной информационной образовательной среды / А.А. Смольяков, Э.В. Лантух, О.В. Гаврилова // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. - 2022. - № 1 (54). - С.48-52.

4. Смоляков А.А. Актуальные вопросы обеспечения учебного процесса по учебным дисциплинам «Административное право» и «Административно-процессуальное право» в рамках электронной информационной образовательной среды в Ленинградском областном филиале Санкт-Петербургского университета МВД России. / А.А. Смоляков, О.В. Гаврилова О.В // «Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права» : Международная научно-практическая конференция. - Санкт-Петербург: СПбУ МВД России, - 2022. - С. 694-699.

5. Дистанционное обучение в период пандемии: за и против / Ф.И. Собянин, И.В. Ирхина, В.Л. Кондаков, Б.Ж. Умарова, А.Ж. Нариманова, Р.Е. Ковалева // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 2. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30762 (дата обращения: 20.09.2022).

REFERENCES

1. Davletova, A.A. and Alekseev, O.A. (2021), "Distance learning", Achievements of science and education, No. 1 (73), pp. 35-38.

2. Maryin, E.V. (2021), "On some aspects of distance learning during the COVID-19 pandemic", Studia Humanitatis. International Electronic Scientific Journal, No. 4, available at: https://st-hum.ru/content/marin-ev-o-nekotoryh-aspektah-distancionnogo-obychenia-'v-period pandemii-COVID-19 (accessed 2022-09-21).

3. Smolyakov, A.A., Lantukh E.V. and Gavrilova, O.V. (2022), "Actual issues of ensuring educational process within framework of the electronic information educational environment", Psychological and pedagogical problems of human security and society, No 1 (54), pp. 48-52.

4. Smolyakov, A.A. and Gavrilova, O.V. (2022), "Actual issues of ensuring educational process in academic disciplines «Administrative Law» and «Administrative procedural law» within framework of electronic information educational environment in Leningrad regional branch of St. Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia", Actual problems of administrative and administrative procedural law, International Scientific and Practical Conference, St. Petersburg, pp. 694-699.

5. Sobyanin F.I., Irkhina, I.V., Kondakov, V.L., Umarova, B.Zh., Narimanova, A.Zh. and Ko-valeva, R.E. (2021), "Distance learning during pandemic: for and against", Modern problems of science and education, No. 2, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30762 (date of access: 2022-09-20).

Контактная информация: Denis Alekhin@gmail.com

Статья поступила в редакцию 29.09.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.