Научная статья на тему 'Отдельные педагогические приемы формирования нравственной составляющей личности начинающего сотрудника ОВД в процессе реализации дисциплины «Основы профессиональной деятельности»'

Отдельные педагогические приемы формирования нравственной составляющей личности начинающего сотрудника ОВД в процессе реализации дисциплины «Основы профессиональной деятельности» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессионально-нравственное сознание / мораль / патриотизм / героизм / честь / долг / нравственность / Орловская область / professional and moral consciousness / morality / patriotism / heroism / honor / duty / morality / Oryol region

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ирина Анатольевна Леонова

Изучаются проблемы нравственных начал и ценностей в профессии сотрудника органов внутренних дел. Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью воспитания курсантов в соответствии с важнейшими нравственными принципами. На конкретных примерах героизма сотрудников органов внутренних дел Орловской области автор объясняет, что такое долг, честь, достоинство. Автор убежден, что использование конкретного материала примеров мужества и героизма сотрудников ОВД – является наиболее адекватным педагогическим приемом, позволяющим развить нравственные основы личности молодого сотрудника полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ирина Анатольевна Леонова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Separate pedagogical techniques for the formation of the moral component of the personality of a novice police officer in the process of implementing the discipline «Fundamentals of professional activity»

The proposed article is devoted to the study of the problem of moral principles and values in the profession of an employee of the internal affairs bodies. The relevance of the chosen topic is due to the need to educate cadets in accordance with the most important moral principles. Using concrete examples of the heroism of the employees of the internal affairs bodies of the Orel region, the author explains what duty, honor, dignity are. The author is convinced that the use of concrete material examples of courage and heroism of police officers – is the most adequate pedagogical technique that allows developing the moral foundations of the personality of a young police officer.

Текст научной работы на тему «Отдельные педагогические приемы формирования нравственной составляющей личности начинающего сотрудника ОВД в процессе реализации дисциплины «Основы профессиональной деятельности»»

Научная статья УДК 1.17.174

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-3-135-139 EDN: https://elibrary.ru/RGVBZU NIION: 2018-0077-3/23-364 MOSURED: 77/27-024-2023-03-563

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования

Отдельные педагогические приемы формирования нравственной составляющей личности начинающего сотрудника ОВД в процессе реализации дисциплины «Основы профессиональной деятельности»

Ирина Анатольевна Леонова

Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, Орел, Россия, LeonovaIA@bk.ru

Аннотация. Изучаются проблемы нравственных начал и ценностей в профессии сотрудника органов внутренних дел. Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью воспитания курсантов в соответствии с важнейшими нравственными принципами. На конкретных примерах героизма сотрудников органов внутренних дел Орловской области автор объясняет, что такое долг, честь, достоинство. Автор убежден, что использование конкретного материала - примеров мужества и героизма сотрудников ОВД - является наиболее адекватным педагогическим приемом, позволяющим развить нравственные основы личности молодого сотрудника полиции.

Ключевые слова: профессионально-нравственное сознание, мораль, патриотизм, героизм, честь, долг, нравственность, Орловская область

Для цитирования: Леонова И. А. Отдельные педагогические приемы формирования нравственной составляющей личности начинающего сотрудника ОВД в процессе реализации дисциплины «Основы профессиональной деятельности» // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 3. С. 135-139. https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2023-3-135-139. EDN: RGVBZU.

Original article

Separate pedagogical techniques for the formation of the moral component of the personality of a novice police officer in the process of implementing the discipline «Fundamentals of professional activity»

Irina A. Leonova

Orel Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov, Orel, Russia, LeonovaIA@bk.ru

Abstract. The proposed article is devoted to the study of the problem of moral principles and values in the profession of an employee of the internal affairs bodies. The relevance of the chosen topic is due to the need to educate cadets in accordance with the most important moral principles. Using concrete examples of the heroism of the employees of the internal affairs bodies of the Orel region, the author explains what duty, honor, dignity are. The author is convinced that the use of concrete material - examples of courage and heroism of police officers - is the most adequate pedagogical technique that allows developing the moral foundations of the personality of a young police officer.

Keywords: professional and moral consciousness, morality, patriotism, heroism, honor, duty, morality, Oryol region

For citation: Leonova I. A. Separate pedagogical techniques for the formation of the moral component of the personality of a novice police officer in the process of implementing the discipline «Fundamentals of professional activity» // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(3):135-139. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-3-135-139. EDN: RGVBZU.

Профессионально-нравственное сознание сотрудника полиции со стажем можно назвать некой законченной структурой, деонтологически выверенной, цель которой накопление знаний, их осознание и применение этих знаний в реальности. О значимости формирования

нравственных основ личности сотрудника ОВД писали А. А. Рожков [11], И. М. Купчигина [10], А. Д. Кузнецова [9], Н. В. Ерошенков [8] и другие.

При этом в работах ряда авторов справедливо указывается на наличие педагогических проблем, затруд-

© Леонова И. А., 2023

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

135

няющих формирование нравственно-этических основ мировоззрения начинающего сотрудника ОВД [6, 16].

Трансформация системы профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц, впервые поступающих на службу в полицию, привела к появлению в образовательных программах вузов МВД России дисциплины «Основы профессиональной деятельности». Модуль нравственно-этических основ службы в ОВД в рамках данной дисциплины призван заложить принципиальные мировоззренческие основы профессиональной этики сотрудника. Однако педагогические приемы реализации данной задачи раскрыты еще не в полной мере, что констатируется в работах В. В. Власова [5], А. А. Бонарева [2, 3], З. В. Васильевой [4] и ряд других авторов.

Следует отметить специфику реализации профессионально-этического модуля дисциплины «Основы профессиональной деятельности», заключающуюся в том, что моральное сознание курсанта, изучающего «Основы профессиональной деятельности», который только начинает свое ознакомление с юридическими дисциплинами и нормативно-правовыми актами регламентирующими деятельность сотрудников органов внутренних дел, основано на общих нравственных ценностях, принятых в обществе. Профессионально-нравственное сознание сотрудника с большим практическим опытом, безусловно, будет отличаться от сознания абитуриента и курсанта первого курса. По мере наработки и тренировки профессиональное сознание расширяется и приходит понимание тесной взаимосвязи морали и права в практической деятельности, но в первые месяцы, а иногда и года работы, возможность ошибок не исключена. Завершенные структуры профессионально-нравственного сознания сотрудника формируются через накопление знаний, их осознание и применение этих знаний в реальности. Рассмотрим данное направление деятельности более детально.

Имидж полиции во многом зависит от поступков отдельных сотрудников, от степени осознания ими принадлежности к структуре министерства внутренних дел, понимания ответственности за каждое действие и слово при выполнении своих действий, как на службе, так и в быту. Необходимо понимание, что отныне ты не только отдельная единица общества, но и принадлежишь к корпоративной общности, где по поведению одного судят о поведении большинства. Известная фраза «Один за всех и все за одного» приобретает для сотрудника особую значимость во второй своей части, т. е. моральная ответственность за поведение «одного» накладывает отпечаток на репутацию «всех» и желательно, чтобы отпечаток этот оставлял свой след не во взысканиях в личном деле, а в поощрении медалью «За безупречную службу в МВД».

Особую актуальность изучение профессионального этического поведения приобретает в свете утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей [1]. Одной

136 РЕйДОООЮДЬ

из целей данного направления работы является формирование на международной арене образа Российского государства как хранителя и защитника традиционных общечеловеческих духовно-нравственных ценностей. Именно это направление работы становится приоритетным при подготовке курсантов первых курсов образовательных организаций Министерства внутренних дел России.

Формирование нравственного аспекта профессионального сознания сотрудника полиции закладывается либо на основе конкретных примеров, а не общих слов о должном, либо через эмоционально-чувственную часть сознания посредством вовлечения человека в то или иное событие, ведь сопричастность какому-либо факту позволяет разделить с человеком его идеи и моральные ценности.

Боевые страницы героического прошлого нашей Родины являются одной из важнейших составляющих богатейшей истории России. Геополитическое положение нашей страны, многообразие ее стратегических интересов по всему миру, по прежнему актуализируют военный аспект развития России на современном этапе. Изучение военного опыта, примеров героизма и отваги наших соотечественников во все времена, представляется чрезвычайно ценным фактором, который, безусловно, способствует более эффективному формированию гражданско-патриотических основ современного общества.

Именно знание об этих подвигах позволяет воспитывать подрастающие поколения в духе патриотизма и любви к своей стране, выбранной профессии. Особенно актуальна работа по патриотическому воспитанию в подразделениях органов внутренних дел, ведь моральный выбор сопровождает сотрудника на протяжении всей его службы, что делает весьма обоснованным возвращение в учебные планы первокурсников дисциплины «История», что же касательно «Основ профессиональной деятельности», то одним из способов активации эмоциональной составляющей сознания и переориентации с общих моральных ценностей на профессиональные может являться лекция, проводимая в музее подразделения органов внутренних дел (например, музей Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова или музей УМВД России по Орловской области). При таком методе проведения занятия, обучающиеся имеют возможность не только слушать лектора, но и соприкоснуться с ожившей историей через интерактивные стенды, через ознакомление с подобранными по интересующей тематике экспонатами, с аудио-воспроизведением тех или иных исторических обращений и материалов.

Рассмотрим их реализацию на конкретных примерах музея Орловской области, обратившись к незабываемым подвигам героев локальных войн и вооруженных конфликтов в Афганистане и на Северном Кавказе. Афганистан и Чечня - это не просто страницы истории нашей великой Родины, это мужество и героизм. Трагедия Чеченской войны состоит в бессмысленности понесенных в ней многочисленных жертв, где про-

БаЕМОЕБ

ливалась кровь наших соотечественников, где многие российские солдаты и офицеры проявили героизм и самоотверженность [13].Они пали, защищая целостность России, обеспечивая безопасность мирных граждан и конституционный порядок.

Проявлением высшей степени патриотизма является выполнение воинского долга, т. е. безукоризненное мужественное служение Отечеству, служение на благо своей Родины. Именно таким духовным качеством обладали солдаты, офицеры, участники боевых действий локальных войн. В первую очередь патриотизм военнослужащих проявляется в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине и готовности в любое время защищать интересы и независимость своего государства.

Более восьми тысяч орловцев стали участниками локальных войн и конфликтов последних десятилетий. Более четырехсот бойцов за проявленные мужество и героизм награждены орденами и медалями. 171 человек не вернулся с полей сражений! Имена героев увековечены на мемориале памяти в Орле на Наугорском шоссе. Среди них Роман Юрьевич Макаров, капитан полиции, начальник боевого отделения ОМСН УВД по Орловской области, ветеран боевых действий, кавалер Ордена Мужества, погибший при исполнении служебных обязанностей 19 августа 2011 г. в Чеченской Республике СКР Российской Федерации.

Роман Юрьевич внес большой личный вклад в работу по патриотическому воспитанию сотрудников ОВД и молодежи Орловщины. Он посещал детские дома-интернаты и школы, проводил военно-спортивные мероприятия, подавал пример подрастающему поколению. Выбор его профессии был не случаен, о своей нелегкой и опасной службе он говорил: «Есть такая профессия -Родину защищать!».

Честь - сподвижник на великие дела и ратные подвиги не только в горячих точках, но и в повседневной службе, это качество диктует служивому человеку принцип полагать «душу свою задруги своя». Именно такое нравственное качество как честь олицетворяется с настоящей драгоценностью для офицера, священный долг которого состоит в сохранении ее чистоты и безупречности.

Когда к опорно-контрольному пункту в Чечне, куда подошли предъявлять документы несколько сотрудников отряда российской милиции, на большой скорости мчался неуправляемый КАМАЗ, у старшего лейтенанта Владимира Кузина не было времени на размышления. Он прежде всего подумал о тех, кто рядом и оттолкнул в безопасное место двух бойцов. Самому же не хватило нескольких секунд, чтобы увернуться от огромных колес, причинивших ему смертельное ранение. А произошло это событие, принесшее горе в дом Кузиных, 5 октября 2007 г. Через год после случившегося руководство УВД Орловской области выступило с инициативой не только о присвоении имени земляка его родной школе, но и об установлении мемориальной доски в его честь. Что и было сделано в торжественной обстановке 19 мая 2008 года в Гагаринском Хуторе.

Приказом МВД России от 10 марта 2009 г. № 197 старший лейтенант В.А. Кузин зачислен навечно в списки личного состава УВД Орловской области. День, когда состоялось торжественное событие по присвоению школе имени Владимира Кузина, был Днем его рождения - ему исполнилось бы 33 года.

В этическом смысле достоинство представляет собой не что иное, как следование нравственному закону и указаниям праведной совести, как доблесть в исполнении долга и высокого человеческого призвания [7]. В первую очередь такое морально-нравственное качество находит свое отражение в ответственном поведении, мужественных поступках, готовности поступиться собственными интересами во благо общества [14].

Примером проявления истинного человеческого достоинства служит мужественный поступок бойца СОБР - старшего лейтенанта милиции Мельникова Дениса Николаевича, оперуполномоченного СОБР УОП при УВД Орловской области [12].

Являясь спортсменом, Мельников имел отличную физическую подготовку, владел в совершенстве всеми видами оружия, водил авто-бронетехнику. Неоднократно участвовал в задержании особо опасных преступников, за что четырежды был поощрен руководством УОП и УВД. За образцовое выполнение служебных обязанностей, мужество и героизм, проявленные в ходе боевых действий в Чеченской Республике, ему было досрочно присвоено звание «старший лейтенант милиции».

17 октября 1996 г. на очередном первенстве УВД по гиревому спорту Денис Мельников одержал победу и прямо со стадиона отправился в родное подразделение, чтобы поделиться радостью с товарищами. В это время объявили тревогу, в пригородном селе Ивановском была обнаружена группа особо опасных преступников, которые совершили в Орле двойное убийство. Бандиты, засевшие в одном из деревенских домов, сдаться добровольно отказались. Тогда. У каждого из бойцов группы захвата СОБРа была своя задача: Денис Мельников должен был продвинуться как можно ближе к дому, чтобы с помощью газового карабина «выкурить» оттуда бандитов [15]. Денис находился в нескольких метрах от дверей, когда выяснилось, что в доме находится заложник. В ответ на очередное предложение сдаться бандиты открыли стрельбу. В это же время из дома выбежал заложник - вслед ему прогремело несколько выстрелов, он упал. Денис попытался оттащить его в сторону, фактически прикрыл собой, и следующие пули достались ему [15]. Старший лейтенант милиции Мельников Денис Николаевич награжден орденом Мужества (посмертно). Одна из улиц в городе Орле названа его именем, на здании школы № 29 г. Орла, где он раньше учился, установлена мемориальная доска, часть экспозиции школьного музея посвящена памяти сотрудника СОБР Д. Н. Мельникова

Подводя итог, следует подчеркнуть, мы должны и обязаны сохранить в сердцах настоящих и будущих поколений дух победителя и чувство гордости за свое Отечество, поэтому, задача преподавателей во время

СКИЕ НАУКИ 137

проведения занятия в музее, донести до первокурсников непреходящую ценность подвига многих поколений защитников нашей Родины, без героизма и мужества которых все сегодняшние свершения и достижения были бы просто невозможны.

Славные боевые традиции сохраняются, эстафету героизма участников Великой Отечественной войны подхватило более молодое поколение, с честью и достоинством прошедшее Афганистан и Чечню. И уже на их примере воспитываются нынешние защитники Отечества, важно передать молодому поколению историко-культурное наследие нашей Великой страны, осознавая, что это основа формирования профессионально-нравственного сознания.

Таким образом, честь, доблесть, героизм, совесть, стремление прийти на помощь своим товарищам при всей изменчивости взглядов в разные времена оцениваются обществом положительно. Курсанты полиции с первого дня обучения должны понимать, что служба в органах внутренних дел предполагает моральный выбор. Сознательный и свободный и выбор сотрудник способен сделать только тогда, когда он понимает, чем зло отличается от добра, предательство от доблести, что для морального выбора существуют объективные условия и возможности. Необходимо содержательно построить модуль нравственно-этических основ службы в ОВД дисциплины «Основы профессиональной деятельности» таким образом, чтобы сформировать нравственный аспект профессионального образования курсантов первых курсов в соответствии с задачами, приоритетами, стоящими перед МВД и духом времени, трактуя добро и зло на конкретных примерах.

Список источников

1. Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_430906/.

2. Бондарев А. А., Мальцева В. Р. Дисциплина «Основы профессиональной деятельности» как основа профессионального обучения (профессиональной подготовки) курсантов вузов МВД России // Проблемы профессионального развития сотрудников ОВД. Сборник материалов Межведомственной конференции. 2019. С. 36-41.

3. Бонадрев А. А. Концепции правопонимания в отечественной правовой доктрине // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2018. № 1 (74). С. 24.

4. Васильева З. В. Возможности влияния гуманитарных дисциплин на духовно-нравственное развитие обучающихся образовательных организаций высшего образования МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2020. № 3 (87). С. 194-201.

5. Власов В. В. Особенности преподавания модуля «Нравственно-этические основы службы в ОВД. Служебный этикет» у сотрудников, впервые принимаемых

на службу в ОВД // Ученые записки Орловского государственного университета. 2023. № 1 (98). С. 201-206.

6. Игнатов В. М. Характеристика правосознания будущих экономистов правоохранительных органов в вузе МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2007. № 3 (30). С. 8-10.

7. Грыжанкова М. Ю. Этико-филосфский анализ наследия Иоанна Златоуста : дис. ... канд. филос. наук. Саранск, 1999 // https://cheloveknauka.com/etiko-filosofskiy-analiz-naslediya-ioanna-zlatousta#.

8. Ерошенков Н. В. Профессионально-нравственная подготовка курсантов в образовательной среде вуза МВД России : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук. Белгород, 2014.

9. Кузнецова А. Д. Нравственно-правовая культура сотрудника органов внутренних дел и ее совершенствование (самосовершенствование) // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 1 (61). С. 150-155.

10. Купчигина И. М. Формирование профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел в системе непрерывного профессионального образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2009.

11. Рожков А. А., Шалыгина А. П. Особенности развития социокультурной направленности личности в образовательных организациях // В сб.: Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы. Сборник научных трудов II Международной конференции. Рецензенты: И. Н. Медведев, А. С. Осипова. 2018. С. 354-357.

12. Самарин О. Я, Самарина М. И. Герои не умирают, они уходят в будущее и светят нам, живым, своим светом. Орел, 2009. С. 227.

13. Самарина М. И. Ушедшие в вечность солдаты России. Орел, 2013. С. 264.

14. Сорокотягин, И.Н., Маслеев А. Г. Профессиональная этика юриста: учебник для СПО. 3-е изд., пер. и доп. М., 2018. С. 262.

15. Филева Т. Яркий след на звездном небосклоне // Орел, газета Орловская правда № 183, 2008. 11 февраля. С. 3.

16. Човдырова Г. С. Формирование положительного имиджа личности будущих сотрудников полиции в процессе обучения // В сб.е: Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы. Сборник научных трудов II Международной конференции. Рецензенты: И. Н. Медведев, А. С. Осипова. 2018. С. 403-407.

References

1. Decree of the President of the Russian Federation No. 809 dated 09.11.2022 «On approval of the Foundations of State Policy for the preservation and strengthening of traditional Russian spiritual and moral values» // https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_430906/.

2. Bondarev A. A., Maltseva V. R. Discipline «Fundamentals of professional activity» as the basis of vocational

138

PEDAGOGICAL SCIENCES

training (professional training) of cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Problems of professional development of employees of the Department of Internal Affairs. Collection of materials of the Interdepartmental Conference. 2019. P. 36-41.

3. Bonadrev A. A. Concepts of legal understanding in the domestic legal doctrine // Scientific Bulletin of the Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov. 2018. No. 1 (74). P. 24.

4. Vasilyeva Z. V. Possibilities of the influence of humanitarian disciplines on the spiritual and moral development of students of educational institutions of higher education of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. No. 3 (87). P. 194-201.

5. Vlasov V. V. Features of teaching the module «Moral and ethical foundations of service in the Department of Internal Affairs. Service etiquette» for employees who are first accepted for service in the Department of Internal Affairs // Scientific notes of the Orel State University. 2023. No. 1 (98). P. 201-206.

6. Ignatov V. M. Characteristics of the legal consciousness of future economists of law enforcement agencies at the University of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2007. No. 3 (30). P. 8-10.

7. Gryzhankova M. Yu. Ethical and philosophical analysis of the legacy of John Chrysostom : dis. ... Candidate of Philos.sciences. Saransk, 1999. // https://cheloveknauka. com/etiko-filosofskiy-analiz-naslediya-ioanna-zlatousta#.

8. Eroshenkov N. V. Professional and moral training of cadets in the educational environment of the University of the Ministry of Internal Affairs of Russia : Abstract of the dissertation of the Candidate of Pedagogical Sciences. Belgorod, 2014.

9. Kuznetsova A. D. Moral and legal culture of an employee of the internal affairs bodies and its improvement (self-improvement) // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2014. No. 1 (61). P. 150-155.

10. Kupchigina I. M. Formation of professional culture of employees of internal affairs bodies in the system of continuing professional education : abstract. dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences. Chita, 2009.

11. Rozhkov A. A., Shalygina A. P. Features of the development of socio-cultural orientation of personality in educational organizations // In the collection: Professional education of employees of internal affairs bodies. Pedagogy and psychology of professional activity: state and prospects. Collection of scientific papers of the II International Conference. Reviewers: I. N. Medvedev, A. S. Osipova. 2018. P. 354-357.

12. Samarin O. Ya, Samarina M. I. Heroes do not die, they go into the future and shine their light on us, alive. Orel, 2009. P. 227.

13. Samarina M. I. The soldiers of Russia who have gone into eternity. Orel, 2013. P. 264.

14. Sorokotyagin, I. N., Masleev A. G. Professional ethics of a lawyer: textbook for SPO. 3rd ed., trans. and add. Moscow, 2018. P. 262.

15. Fileva T. A bright trace on the starry sky // Orel, newspaper Orlovskaya Pravda No. 183, 2008. 11 Feb. P. 3.

16. Chovdyrova G. S. Formation of a positive image of the personality of future police officers in the training process // In the collection: Professional education of employees of internal affairs bodies. Pedagogy and psychology of professional activity: state and prospects. Collection of scientific papers of the II International Conference. Reviewers: I. N. Medvedev, A. S. Osipova. 2018. P. 403-407.

Информация об авторе

И. А. Леонова - доцент кафедры социально-философских дисциплин Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова, кандидат юридических наук.

Information about the author I. A. Leonova - assistant professor of Chair of Social-philosophical Disciplines, Orel Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V V Lukyanov, PhD in Law.

Статья поступила в редакцию 05.07.2023; одобрена после рецензирования 01.09.2023; принята к публикации 15.09.2023.

The article was submitted 05.07.2023; approved after reviewing 01.09.2023; accepted for publication 15.09.2023.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

139

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.