Научная статья на тему 'Патриотизм в системе формирования мировоззрения сотрудника полиции в процессе профессионального обучения (профессиональной подготовки)'

Патриотизм в системе формирования мировоззрения сотрудника полиции в процессе профессионального обучения (профессиональной подготовки) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
452
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ПАТРИОТИЗМ / МОРАЛЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / ПОЛИЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сальников Евгений Вячеславович, Леонова Ирина Анатольевна

Задача: анализ возможных форм и методов применения инновационных образовательных технологий в рамках модуля «Морально-нравственные основы службы в органах внутренних дел» применительно к проблеме формирования патриотизма. Модель: статья базируется на аналитической методологии, гипотетико-дедуктивном методе, компаративистской методологии, контент-анализе. Выводы: в условиях правильного нравственного воспитания усвоение исторического наследия органов внутренних дел лицами, впервые принимаемыми на службу в полицию, будет убедительно подтверждать требования Присяги, которую каждый сотрудник принимает, поступая на службу в органы внутренних дел России. Соблюдение моральных принципов сотрудника ОВД позволяет достойно выполнять клятву Присяги: «Служа закону служу народу». Возможность последующего использования результатов научной работы: результаты предназначены для использования при работе с лицами, впервые принимаемыми на службу в полицию и проходящими профессиональное обучение, а также в рамках проведения воспитательной работы и мероприятий историко-патриотической направленности. Практическое значение: теоретические выводы статьи могут быть использованы при решении вопросов социальной интеграции. Оригинальность: в настоящей статье мы исходим из того факта, что патриотизм есть форма динамически развивающегося социального мировоззрения, которое включает в себя, как совокупность суждений, результатов приобретения социального опыта и его осмысления, а также ценностно-целевых установок, так и определенную познавательную активность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Сальников Евгений Вячеславович, Леонова Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTISM IN THE SYSTEM OF FORMATION OF THE OUTLOOK OF THE POLICE OFFICER IN THE PROCESS OF VOCATIONAL TRAINING (PROFESSIONAL TRAINING)

Task: analysis of possible forms and methods of application of innovative educational technologies in the framework of the module «Moral foundations of service in the internal Affairs bodies» in relation to the problem of formation of patriotism. Model: the article is based on analytical methodology, hypothetical-deductive method, comparative methodology, content analysis. Conclusions: in the context of proper moral education, the assimilation of the historical heritage of the internal Affairs bodies by persons first employed in the police will convincingly confirm the requirements of the oath. That each employee takes when entering the service in the internal Affairs bodies of Russia. Observance of moral principles of the employee of Department of internal Affairs allows to carry out the oath adequately: «Serving the law-I serve the people». The possibility of further use of the results of scientific work: the results are intended for use when working with persons first recruited to the police and undergoing vocational training, as well as in the framework of educational work and activities of historical and Patriotic orientation. Practical value: the theoretical conclusions of the article can be used in solving issues of social integration. Originality: in this article we proceed from the fact that patriotism is a form of dynamically developing social worldview, which includes both a set of judgments, the results of the acquisition of social experience and its understanding, as well as value-target settings, and a certain cognitive activity.

Текст научной работы на тему «Патриотизм в системе формирования мировоззрения сотрудника полиции в процессе профессионального обучения (профессиональной подготовки)»

12.5. ПАТРИОТИЗМ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ

МИРОВОЗЗРЕНИЯ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ (ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ)

Сальников Евгений Вячеславович, доктор философских наук, доцент, начальник кафедры социально-философских дисциплин

Место работы: ФГКОУ ВО «Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова»

esalnikov2005@yandex.ru

Леонова Ирина Анатольевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры социально-философских дисциплин Место работы: ФГКОУ ВО «Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова»

LeonovaIA@bk.ru

Аннотация

Задача: анализ возможных форм и методов применения инновационных образовательных технологий в рамках модуля «Морально-нравственные основы службы в органах внутренних дел» применительно к проблеме формирования патриотизма.

Модель: статья базируется на аналитической методологии, гипотетико-дедуктивном методе, компаративистской методологии, контент-анализе.

Выводы: в условиях правильного нравственного воспитания усвоение исторического наследия органов внутренних дел лицами, впервые принимаемыми на службу в полицию, будет убедительно подтверждать требования Присяги, которую каждый сотрудник принимает, поступая на службу в органы внутренних дел России. Соблюдение моральных принципов сотрудника ОВД позволяет достойно выполнять клятву Присяги: «Служа закону - служу народу».

Возможность последующего использования результатов научной работы: результаты предназначены для использования при работе с лицами, впервые принимаемыми на службу в полицию и проходящими профессиональное обучение, а также в рамках проведения воспитательной работы и мероприятий историко-патриотической направленности.

Практическое значение: теоретические выводы статьи могут быть использованы при решении вопросов социальной интеграции.

Оригинальность: в настоящей статье мы исходим из того факта, что патриотизм есть форма динамически развивающегося социального мировоззрения, которое включает в себя, как совокупность суждений, результатов приобретения социального опыта и его осмысления, а также ценностно-целевых установок, так и определенную познавательную активность.

Ключевые слова: ценности, патриотизм, мораль, нравственность, воспитание, полиция.

PATRIOTISM IN THE SYSTEM OF FORMATION OF THE OUTLOOK OF THE POLICE OFFICER IN THE PROCESS OF VOCATIONAL TRAINING (PROFESSIONAL TRAINING)

Salnikov Evgenij W., doctor of sciences (philosophy), associate professor, chief of chair of social-philosophical disciplines Place of employment: Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

esalnikov2005@yandex.ru

Leonova Irina A., PhD in Law, assistant professor of Chair of Social-philosophical Disciplines Place of employment: Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

LeonovaIA@bk.ru

Abstract

Task: analysis of possible forms and methods of application of innovative educational technologies in the framework of the module «Moral foundations of service in the internal Affairs bodies» in relation to the problem of formation of patriotism.

Model: the article is based on analytical methodology, hypothetical-deductive method, comparative methodology, content analysis.

Conclusions: in the context of proper moral education, the assimilation of the historical heritage of the internal Affairs bodies by persons first employed in the police will convincingly confirm the requirements of the oath. That each employee takes when entering the service in the internal Affairs bodies of Russia. Observance of moral principles of the employee of Department of internal Affairs allows to carry out the oath adequately: «Serving the law-I serve the people».

The possibility of further use of the results of scientific work: the results are intended for use when working with persons first recruited to the police and undergoing vocational training, as well as in the framework of educational work and activities of historical and Patriotic orientation.

Practical value: the theoretical conclusions of the article can be used in solving issues of social integration.

Originality: in this article we proceed from the fact that patriotism is a form of dynamically developing social worldview, which includes both a set of judgments, the results of the acquisition of social experience and its understanding, as well as value-target settings, and a certain cognitive activity.

Keywords: values, patriotism, morality, morality, education, police.

Профессиональная подготовка (профессиональное обучение) лиц, впервые принимаемых на службу в полицию, играет основополагающую роль в деле становления полицейского профессионала [6, с.12]. При этом совершенно очевидным представляется тот факт, что определяющее значение имеет не только привитие умений и навыков, формирование необходимого уровня знаний по специфике выполнения своих непосредственных обязанностей будущими сотрудниками органов внутренних дел, но и прежде всего формирование целостного мировоззрения сотрудника полиции.

По своей сути мировоззрение представляет собой совокупность взглядов человека на мир и свое место в нем. Структура мировоззрения состоит из следующих компонентов:

- вера;

- знания, убеждения;

- воля;

- идеал;

- чувства, эмоции.

Исходя из этого перед системой профессиональной подготовки (профессионального обучения) лиц, впервые принимаемых на службу в полицию остро и актуально стоит задача не просто дать молодым сотрудникам знания, то есть повлиять на один из элементов мировоззрения, но оказать воздействие на развитие и совершенствование всех компонентов структуры мировоззрения в правильном, необходимом для службы в органах внутренних дел характере.

При этом возникает первоочередной вопрос о том, что означает правильное мировоззрение сотрудника органов внутренних дел и можем ли мы говорить об особом мировоззрении полицейского, отличном от мировоззрения обычного гражданина, осуществляющего иные формы профессиональной деятельности, например, слесаря, сварщика или музыканта. Отвечая на данный вопрос, мы должны констатировать, что специфика деятельности сотрудников органов внутренних дел без сомнения требует и специфичных черт мировоззрения. Сотрудник полиции служит, а не работает. Служение задает потребность в особом видении мира, при котором жизнь и деятельность сотрудника подчинена высшим ценностям и общественно значимым целям.

В рамках общей темы, применительно к деятельности сотрудников ГИБДД, рассмотрим данное положение на конкретном примере.

Указом Президента РФ от 9 ноября 2007 года заместитель начальника отдельного батальона ПС ГИБДД УМВД России по Ульяновской области М.Н. Лукьянов за мужество, отвагу и самоотверженность, проявленные при исполнении служебного долга, награжден медалью «За отличие в охране общественного порядка». Этому награждению предшествовали следующие события.

Поздним вечером 17 ноября 2006 года заместитель командира ОБ ДПС ГИБДД УВД по Ульяновской области Михаил Лукьянов, находясь на дежурстве, обратил

внимание на идущий на высокой скорости автомобиль ВАЗ 2101, в салоне которого находилось 5 человек. Водитель автомобиля дерзко нарушал правила дорожного движения, создавал угрозу и помехи другим участникам движения. Лукьянов, доложив по рации в дежурную часть о нарушителе начал преследование. У автовокзала преследуемый автомобиль, чудом избежав столкновения с впереди идущими машинами, выскочил на полосу, предназначенную для встречного движения. При резком повороте автомобиль занесло, он въехал на трамвайную остановку и ударился о каркас торговой палатки. Вслед за тем автомобиль нарушителя снизил скорость и остановился.

Пассажиры, находившиеся в салоне, бросились врассыпную. Преградив дорогу нарушителю, М.Н. Лукьянов подбежал к машине, пытаясь открыть переднюю пассажирскую дверь, но водитель «пошел на таран» патрульного автомобиля, повредив правую сторону, затем, маневрируя задним ходом, ударил стоящий сзади автомобиль ВАЗ 2106, намереваясь продолжить свой путь.

Зацепившись за багажник, майор милиции М.Н. Лукьянов запрыгнул на передний капот автомобиля, стараясь удержаться, и попытался проникнуть в салон. Маневрируя, нарушитель пытался сбросить инспектора с капота, увеличивая скорость. Он то разгонялся, то тормозил, то пытался ударить отважного сотрудника милиции о бордюр. Вскоре Лукьянову удалось открыть дверь и, проникнув в салон, выдернуть ключ зажигания. Машина остановилась. Водитель попытался бежать, но был задержан. Им оказался 15-летний подросток - учащийся десятого класса, взявший авто у своего деда.

При осмотре после происшествия врачи констатировали у Лукьянова перелом ребра. Это было единственным неблагоприятным для здоровья последствием инцидента. Признаем, что только благодаря грамотному действию майора милиции Михаила Николаевича Ульянова, его решению не использовать оружие (колесо, пробитое на скорости - всегда авария), малолетний нарушитель остался жив.

О своем поступке М.Н. Лукьянов говорит скромно:

- Рисковать стоило, люди могли пострадать, - объясняет он.

Что мы наблюдаем в описанном случае. Мы видим действия человека, который не ограничивает себя работой как выполнением непосредственных, предписанных должностным регламентом (должностной инструкцией) действий, но, подчиняясь внутренней системе ценностей, зову долга, рискует своей жизнью ради других людей, ради торжества права и законности. Подобный поступок не может быть «прописан» в договоре, но может и должен быть осуществлен тем сотрудником полиции, который обладает специфическим профессионально ориентированным мировоззрением.

Базисный уровень подобного мировоззрения образует вера сотрудника полиции в торжество добра и справедливости. Веру нельзя отождествлять с верой религиоз-

ной. Под верой понимаются положения, принимаемые без доказательств, как само собой разумеющиеся. Это совокупность принципов, в истинности которых сотрудник не может усомниться.

Совершенно очевидно, что в случае, когда сотрудник верит в то, что «добро не победит зло», что «справедливости на этом свете нет», «чтобы мы не делали, лучше не станет», «все люди - звери» и тому подобные положения, его служебное поведение складывается одним образом. Этот стиль видения мира, отношения к службе и людям будет качественно отличаться от поведения другого сотрудника, того, кто верит в «торжество справедливости», «победу права и законности», «доброе начало в человеке», достижимости счастливого и совершенного общества» и т.п.

Бесспорно, что система профессионального обучения (профессиональной подготовки) сотрудников, впервые приходящих на службу в полицию должна быть ориентирована на формирование у них системы принимаемых как самоочевидно истинных положений второго типа. Более того, можно категорично заключить, что служба в органах внутренних дел мало совместима с ценностными ориентациями первого типа. Необходимо принять как самоочевидную вещь, что тот гражданин России, который принял решение вступить в ряды сотрудников органов внутренних дел и посвятить свою жизнь службе в полиции, должен видеть в своей службе не источник заработка, но прежде всего беззаветное служение отечеству и воплощение своей службой торжества демократических прав и свобод, законности и правопорядка. Именно духовно-нравственные принципы воспринимаемые в качестве безусловных ориентиров деятельности и формируют основу подлинного профессионализма полицейского, позволяющего отличить его от человека, «случайно попавшего в систему правоохранительной службы».

Ранее действовавший Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел предполагал в системе мировоззрения наличие безусловных требований профессиональной и общественной морали к деятельности органов внутренних дел в качестве нравственных принципов службы в органах внутренних дел Российской Федерации. Перечень данных принципов был очерчен достаточно жестко и включал в себя:

- гуманизм;

- законность;

- объективность;

- справедливость;

- коллективизм и товарищество;

- лояльность;

- нейтральность по отношению к политическим партиям и движениям;

- толерантность [8, с. 65].

В современных условиях с учетом отмены Кодекса профессиональной этики сотрудника ОВД можно признать адекватным и целесообразным отказ от жесткой фиксации перечня нравственных принципов, но признать необходимым в рамках профессионального обучения (профессиональной подготовки) формирование государственно и гражданско-ориентированной системы морально-нравственных принципов и ценностных ориента-ций [7, с. 2]. Нет и не может быть сотрудника органов внутренних дел без государственно-ориентированного правового мировоззрения.

И здесь важнейшее значение имеет формирование мировоззренческих основ патриотизма у лиц, впервые приходящих на службу в органы внутренних дел. Патриотизм предстает высшей нравственной ценностью со-

трудника полиции. Это глубокое и возвышенное чувство любви к Родине, верность Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, избранной профессии и служебному долгу.

Без усвоения и внутреннего принятия патриотизма невозможна полноценная деятельность сотрудников полиции. Можно работать и не любить свою работу, но нельзя служить и не любить службу и родину, которой служишь. Последнее ведет к глубокому мировоззренческому кризису личности, ее расколу, серьезным внутренним, личностным проблемам полицейского и несомненно негативно сказывается на его профессиональной деятельности.

Именно поэтому патриотизм предстает как одна из фундаментальных морально-этических ценностей личности, без принятия которой невозможно признать полноценным процесс формирования личности сотрудника органов внутренних дел как результат образовательного процесса в рамках реализации программы профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц, впервые принимаемых на службу в полицию. Так определяется особое место деятельности по формированию патриотизма в системе мировоззрения полицейского.

Одним из наиболее значимых средств формирования системы морально-нравственных принципов сотрудника органов внутренних дел в процессе профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц, впервые принимаемых на службу в полицию, является усвоение обучающимися определенного комплекса знаний.

Вера без знаний слаба. Вера неубедительна и тяжела в том случае, если факты реальной жизни откровенно противоречат ей и разрушают ее. Поэтому столь высокое значение в системе профессиональной подготовки (профессионального обучения) лиц, впервые поступающих на службу в полицию, имеет не только усвоение обучающимися предметных знаний, умений, навыков по профессии, но и получение ими знаний мировоззренческого характера, подкрепляющих живыми фактами те моральные принципы, которые должны составлять базис их мировоззрения.

Совершенно очевидно, что специфика этих знаний исключает возможность их «сухой» подачи в виде некоего перечня фактов или теоретических положений. Усвоение знаний морально-этического порядка возможно прежде всего путем ознакомления с примерами доблести и героизма, профессионализма сотрудников органов внутренних дел, непосредственно воплотивших в своей оперативно-служебной деятельности вышеозначенные морально-этические принципы.

Проиллюстрируем сказанное. Самоотверженность, готовность к самопожертвованию является важнейшим морально-этическим принципом мировоззрения сотрудника органов внутренних дел, ведущим регулятором личности полицейского. В процессе профессионального обучения (профессиональной подготовки) мы можем ограничиться теоретическим изложением того, что такое самоотверженность, но эффект от подобного подхода будет минимальным. Гораздо более эффективным будет разбор реального примера самоотверженности сотрудников.

Так, 31 марта 2004 года инспектора ДПС отдела ГИБДД г. Новокузнецка Андрей Туровец и Сергей Казанцев сопровождали колонну автобусов с детьми. Внезапно на встречную полосу движения выехал грузовой «УАЗ». В сложившейся ситуации инспектора ГИБДД приняли решение подставить под удар свой автомо-

биль. Рискуя жизнью, они предотвратили столкновение грузовика и автобусов с детьми. В результате никто из детей не пострадал. Остались живы и оба героя, хотя Сергей Казанцев и получил серьезную травму: перелом костей и рваная рана головы. За высокий профессионализм и проявленное мужество оба инспектора были награждены орденом «Доблесть Кузбасса» и медалью «За честь и мужество».

Разбирая эти героические действия сотрудников ГИБДД, примеряя их к собственным поступкам и жизненным ориентирам, молодой сотрудник, гражданин, впервые поступающий на службу в органы внутренних дел, получит гораздо более насыщенное по своему содержанию знание того, что такое самоотверженность. Это знание, пронесенное через собственную личность, через «Я» станет убеждением. Мало привить знания, необходимо, чтобы эти знания стали частью внутреннего мира сотрудника, стали убеждением.

Специфика патриотизма на уровне знаний задается двойственностью его форм. Патриотизм может быть государственным и гражданским. Государственный патриотизм как чувство любви к своей родине связывает родину, прежде всего со страной, Россией в целом и как правило связан с ситуацией гордости за страну перед лицом внешних врагов, готовности ее защищать. Гражданский патриотизм предполагает чувство любви к стране не столько как к государству, находящемуся перед лицом врагов, но как к обществу, которое настолько хорошо, что им можно гордиться самим по себе.

Эти две формы патриотизма нельзя разрывать, абсолютизировать, ибо в структуре конкретной личности они образуют сложное единство, но нельзя игнорировать специфику знаний, необходимых для их формирования. Гражданский патриотизм формируется более сложным образом и требует более широкого набора знаний. Здесь недостаточно гордости за страну в целом. Здесь нужно знание того, чем гордишься.

Рассматривая с этих позиций образовательный процесс в рамках профессиональной подготовки (профессионального обучения) лиц, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел, необходимо четко понимать, что усвоение знаний, необходимых для утверждения в структуре личности ценности патриотизма предполагает в качестве необходимого элемента усвоение обучающимися максимально широкого круга знаний по истории полиции своего родного края. Для современного российского полицейского недостаточно просто любить Россию, нужно, чтобы его патриотизм был взращен чувством глубокого уважения к доблестной истории, ныне действующего в органах внутренних дел его родного края, его райотдела и подразделения традициям, нормам, людям, служившим и служащим в нем.

Развитый патриотизм сотрудника полиции - это патриотизм гражданский, как чувство гордости за родной край и страну, общество, на защите которого стоит сотрудник. Все это основано на большом объеме знаний, который необходимо реализовать в процессе профессиональной подготовки (профессионального обучения) лиц, впервые принимаемых на службу в полицию. При этом сотрудник должен не просто знать факты истории, а быть убежденным в том, что его страна, его регион, его город и его улица достойны уважения, а потому защиты. И именно на защите этих ценностей от преступных посягательств и стоит наш сотрудник органов внутренних дел, в чем и проявляется его патриотизм.

Следующий важный аспект образовательной деятель-

ности в рамках реализации программы профессиональной подготовки (профессионального обучения) лиц, впервые поступающих на службу в полиции в сфере формирования мировоззренческих основ личности и ценности патриотизма заключается в достижении сложного органичного единства знаний и воли. Знания без воли мертвы. Если наш сотрудник обладает знаниями, но не обладает волей, необходимой для их применения, реализации, то мы получим на выходе некоего Обломо-ва. Как и герой знаменитого романа Гончарова, наш сотрудник проведет всю жизнь на диване служебного кабинета, витая в своих бесплодных знаниях. Сотрудник проявляет свой профессионализм прежде всего тогда, когда применяет свои знания на практике, имеет достаточно сформированную волю, чтобы не спасовать перед первыми трудностями и реализовать знания в практической деятельности.

Однако же аспект воли не должен превалировать. Воля без знаний приводит к самодурству. Сотрудник не может во всем полагаться только на волю. Нельзя рассматривать лозунг «Смелость города берет» в качестве неоспоримого жизненного ориентира. Воля должна органично быть связана со знаниями.

Применительно к патриотизму это означает, что сотруднику необходимо привить навыки правильной демонстрации своей любви к родине. Общественно приемлемые и общественно поощряемые формы демонстрации патриотизма, причем патриотизма гражданственного - вот что является важным компонентом формирования патриотической составляющей личности сотрудника органов внутренних дел.

Вся система профессиональной подготовки (профессионального обучения) лиц, впервые принимаемых на службу в полицию должна проходить в рамках, задаваемых неким идеалом. При этом мы должны понимать, что идеал как наиболее ценный, желаемый образ будущего определяет наше настоящее. Это необходимо учитывать в процессе профессиональной подготовки (профессионального обучения) лиц, впервые принимаемых на службу в полицию и строить этот образовательный процесс таким образом, чтобы использовать не только линейную логику формирования личности от прошлого в будущее, но использовать и обратный вектор - из будущего в настоящее. От того, каким хочет быть сотрудник органов внутренних дел зависит то, кем он будет сегодня.

При этом возникает проблема соотношения идеала и кумира. «Не сотвори себе кумира», эта максима как никогда значима в системе профессиональной подготовки (профессионального обучения) лиц, впервые принимаемых на службу в полицию. Действительно, подлинный профессионал полицейский это человек, полагающийся на собственный критический рассудок и трезво оценивающий возможность ошибки всех лиц, как бы авторитетны они не были. Плох тот сотрудник, который не допускает непогрешимости вышестоящего начальника и осуществляет свою деятельность в слепом доверии к мнениям авторитетов.

Однако в рамках формирования патриотизма речь идет о нравственных идеалах, которые не становятся кумирами, но выступают морально-этическими образцами, достойными для подражания. Здесь не воспитывается конформизм и не культивируется отказ от критичности, но дается образ, в чем-то идеалистической, совершенной личности, с которой каждый конкретный сотрудник может сообразовывать свои жизненные устремления.

Такие идеалы можно найти в любом подразделении ор-

ганов внутренних дел. В качестве примера, применительно к сотрудникам ГИБДД, идеалом может считаться фигура Валерия Витальевича Лукьянова.

Завершающим элементом целостной системы мировоззрения выступают эмоции и чувства. В рамках общей системы профессиональной подготовки (профессионального обучения) лиц, впервые принимаемых на службу в полицию, учебно-воспитательная деятельность в данном аспекте сводится к формированию у сотрудников правильного эмоционального фона. Речь идет о том, что сотрудник не должен оставаться безучастным горю и страданиям граждан, но сопереживать им. Нельзя забывать, что живое сострадание зачастую оказывает не меньший позитивный эффект на состояние граждан и уровень их доверия сотрудникам полиции, чем высокий профессионализм. Сотрудник не должен представлять собой некую роботоподобную правоохранительную функцию. Работая с живыми людьми он должен, в том числе, и эмоциями демонстрировать свое понимание тяжести сложившейся ситуации, устанавливать, в том числе, и эмоциональный контакт с потерпевшим (свидетелем, подозреваемым и т.д.).

При этом задача профессиональной подготовки в данном аспекте заключается в формировании эмоционального уровня, привития сотруднику такой степени умения управлять собственными эмоциями, которые бы позволили ему выказать эмоциональное понимание момента, но не превысить эмоционально допустимую меру. Сотрудник не должен «бросаться гражданину на грудь и рыдать вместе с ним». В любой ситуации, как бы ни страшна была картина, наблюдаемая полицейским, он не должен терять самообладания и поддаваться эмоциям, давать волю чувствам.

Применительно к вопросу патриотизма формирование эмоционального компонента мировоззренческой структуры личности гражданина, впервые поступающего на службу в полицию, предполагает ситуацию личностного эмоционального переживания патриотизма. Патриотизм, любовь к родине, гордость за свою страну, свое общество не должно оставаться теоретическим феноменом. Сотрудник должен испытывать гамму позитивных чувств в этой ситуации. Патриотизм как любовь к родине немыслим без эмоционального переживания.

Таким образом, подводя определенный итог рассмотрению места патриотизма в системе профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц, впервые принимаемых на службу в полицию, мы должны указать, что формирование патриотизма выступает обязательным аспектом процесса мировоззренческого становления личности сотрудника полиции. Деятельность по формированию патриотизма должна носить системный характер и быть обязательным элементом системы мировоззренческой подготовки как минимум в рамках реализации модуля «Нравственно-этические основы службы в органах внутренних дел Российской Федерации» программы профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц, впервые принимаемых на службу в ОВД.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 85,21%.

Список литературы:

1. Бобров А. М. Поступление на службу в органы внутренних дел Российской Федерации как элемент прохождения государственной правоохранительной службы // Административное право и процесс. - 2015. - № 3. - С. 42-48.

2. Богданов А. В., Хазов Е. Н. Морально-нравственное воспитание сотрудников полиции: основные проблемы, особенности и пути их решения // Вестник Московского университета МВД России. - 2014. - № 11. С. 183-189.

3. Вохонцева Н. С., Никоноров Е. А. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников органов внутренних дел МВД России // Вестник Московского университета МВД России. - 2014. - № 6. - С. 261-263.

4. Дадова З.И. О задачах по улучшению духовно-нравственного воспитания молодёжи // Теория и практика общественного развития. 2015. №9. С. 215-217.

5. Зинченко В. М. Культурно-этические нормы и поведение работников органов внутренних дел // Пробелы в российском законодательстве. - 2013. - № 1. - С. 76-79.

6. Кочерова Л.А., Задачный подход как технология организации индивидуально-дифференцированного обучения сотрудников ОВД РФ: на материале профессионального обучения лиц, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел РФ : автореферат дис. ... канд. пед. наук. - Махачкала, 2017.

7. Крючков С.В. Учебно-методические материалы по по гуманитарно-правовой подготовке. Тема № 6 (раздел 4): «Соблюдение сотрудниками органов внутренних дел профессионально-этических принципов и норм поведения как основа успешной оперативно-служебной деятельности». Волгоград, 2009.

8. Легачева Т. А. Кодекс профессиональной этики сотрудников ОВД: несостоявшийся документ // Научный журнал. - 2016. - № 2. - С. 63-70.

9. Сальников В.П., Казаченко В.Ф. Правовое воспитание и правовая культура в системе органов МВД // Известия ВУЗов. Правоведение. 2015. - №1.

РЕЦЕНЗИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рецензируемая статья посвящена анализу возможных форм и методов применения инновационных образовательных технологий в рамках модуля «Морально-нравственные основы службы в органах внутренних дел» применительно к проблеме формирования патриотизма.

Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку развитие патриотизма предполагает позитивное отношение к среде социально- политической включенности человека, что определяет значимость оценочной деятельности по результатам социального опыта, как одного из непосредственных факторов патриотизма. Это определяет взаимосвязь между социальным опытом членов общества и характером патриотизма как элемента мировоззрения человека, его патриотического сознания.

Значимость вопроса о патриотизме применительно к деятельности сотрудника органов внутренних дел с этих позиций определяется тем, что патриотизм имеет непосредственное отношение к характеру социального самоопределения, которое представляет собой ценностную и оценочную соотнесенность субъекта общественных отношений с той социальной общностью, к которой он принадлежит. Патриотизм выступает как одна из высших форм самоопределения, связанного с соотнесенностью интересов и целей отдельного человека и локальной социально-политической системы.

Статья обладает научно-практической значимостью, которая заключается в возможности применения ее конкретных положений и выводов в учебно-методической работе при подготовке сотрудников полиции в процессе профессионального обучения (профессиональной подготовки).

Рецензируемая статья написана ясным научным стилем, ей свойственны чёткая постановкой предмета и задачи, логичность изложения и обоснованность выводов. Даются ссылки на классические и современные научные исследования. Статью можно рекомендовать к публикации в журнале, рецензируемом ВАК.

Доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и прикладной политологии ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева»

К.В. Старостенко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.