Научная статья на тему 'Особенности организации морально-психологической подготовки полицейских как неотъемлемого компонента учебной и практической деятельности'

Особенности организации морально-психологической подготовки полицейских как неотъемлемого компонента учебной и практической деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
129
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
морально-психологическое обеспечение служебной деятельности / морально-психологическая подготовка / учебные ситуации профессиональной деятельности / ведомственная система / повышения качества психологического сопровождения / учебно-практический комплекс психологического обеспечения / moral and psychological support of official activity / moral and psychological training / educational situations of professional activity / departmental system / improving the quality of psychological support / Educational and practical complex of psychological support

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Анна Юрьевна Денисова

В современных условиях психологическая работа — один из востребованных и динамично развивающихся видов морально-психологического обеспечения учебной и практической оперативно-служебной деятельности ОВД России. В статье приводится ряд особенностей психологической работы в ОВД, подчеркивается важность данной работы со всеми сотрудниками полиции в условиях сложившихся реалий, приводится положительный опыт внедрения комплекса мер психологического обеспечения на базе Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукъянова с целью его возможного использования в организациях системы МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Анна Юрьевна Денисова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the organization of moral and psychological training of police officers as an integral component of educational and practical activities

In modern conditions, psychological work is one of the most demanded and dynamically developing types of moral and psychological support for educational and practical operational and service activities of the Department of Internal Affairs of Russia. The article presents a number of features of psychological work in the Department of Internal Affairs, emphasizes the importance of this work with all employees in the current realities, provides a positive experience of implementing a set of psychological support measures on the basis of the Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov with a view to its possible use in organizations of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «Особенности организации морально-психологической подготовки полицейских как неотъемлемого компонента учебной и практической деятельности»

Научная статья УДК 159.923:37.012.3

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-4-246-252 EDN: https://elibrary.ru/aqpebl NIION: 2003-0059-4/23-766 MOSURED: 77/27-003-2023-04-965

Особенности организации морально-психологической подготовки полицейских как неотъемлемого компонента учебной и практической деятельности

Анна Юрьевна Денисова

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. В современных условиях психологическая работа — один из востребованных и динамично развивающихся видов морально-психологического обеспечения учебной и практической оперативно-служебной деятельности ОВД России. В статье приводится ряд особенностей психологической работы в ОВД, подчеркивается важность данной работы со всеми сотрудниками полиции в условиях сложившихся реалий, приводится положительный опыт внедрения комплекса мер психологического обеспечения на базе Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукъянова с целью его возможного использования в организациях системы МВД России.

Ключевые слова: морально-психологическое обеспечение служебной деятельности, морально-психологическая подготовка, учебные ситуации профессиональной деятельности, ведомственная система, повышения качества психологического сопровождения, учебно-практический комплекс психологического обеспечения

Для цитирования: Денисова А. Ю. Особенности организации морально-психологической подготовки полицейских как неотъемлемого компонента учебной и практической деятельности // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 4. С. 246-252. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-4-246-252. EDN: AQPEBL.

Original article

Features of the organization of moral and psychological training of police officers as an integral component of educational and practical activities

Anna Yu. Denisova

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

[email protected]

Abstract. In modern conditions, psychological work is one of the most demanded and dynamically developing types of moral and psychological support for educational and practical operational and service activities of the Department of Internal Affairs of Russia. The article presents a number of features of psychological work in the Department of Internal Affairs, emphasizes the importance of this work with all employees in the current realities, provides a positive experience of implementing a set of psychological support measures on the basis of the Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov with a view to its possible use in organizations of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Keywords: moral and psychological support of official activity, moral and psychological training, educational situations of professional activity, departmental system, improving the quality of psychological support, Educational and practical complex of psychological support

For citation: Denisova A. Yu. Features of the organization of moral and psychological training of police officers as an integral component of educational and practical activities. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(4):246-252. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-4-246-252. EDN: AQPEBL.

© Денисова А. Ю., 2023

Постановка проблемы. Разработкой методологических и теоретических вопросов психологической работы в органах внутренних дел занимаются известные российские ученые: Ю. П. Зинченко, Т. Ю. Базаров, П. А. Корчемный, А. В. Юревич, С. Л. Кан-дыбович. Неоценимый вклад принадлежит М. И. Марьину, В. В. Вахнину, В. Л. Цветкову, И. О. Котеневу, С. Н. Федотову, Л. Н. Костиной.

Проблема профессионального становления специалиста в настоящее время не теряет своей актуальности, поскольку она тесно связана с всевозрастающей потребностью общества в активной, целенаправленной, адаптированной в социальной среде, способной к продуктивной деятельности личности [1]. Профессия полицейского при этом имеет свою специфику. С одной стороны, общество требует высококвалифицированного сотрудника полиции, не только способного незамедлительно, качественно решить служебную задачу, но и представляющего собой гармонично развитую личность. С другой стороны, общество, которое нас окружает, крайне хаотично, и вся социальная среда — неоднозначное и противоречивое образование, в сложных ситуациях которого необходимо умело лавировать. В тоже время следует признать, что потенциал профилактических мероприятий, направленных на улучшение подготовленности сотрудников различных подразделений полиции, еще невысок и нуждается в усовершенствовании.

Цель статьи. Морально-психологический фактор служебной деятельности органов внутренних дел включает в себя тесно связанные и взаимообусловленные морально-политические, духовно-нравственные и психологические элементы. Во время обучения курсанты, проходящие несколько видов практик, испытывают стресс. При этом, на наш взгляд, если во время учебной (ознакомительной) практики уровень эмоционального стресса нивелируется благодаря «рутинной работе бумажного характера», то производственная практика, во время которой происходит делегирование непосредственных обязанностей сотрудника полиции и несение ответственности во время служебной деятельности, сопряжена с реальной проблемой психологического характера. Выработка стрессоустой-чивости, хладнокровия и преодоление негативных чувств составляет на данном этапе ключевую роль. Целью исследования послужил анализ взаимосвязи комплекса психологического обеспечения и традиционных культурных ценностей через возрождение исконно русских традиций.

Успешному решению данной задачи и призвана служить система морально-психологического обеспечения служебной деятельности органов внутренних дел. Нами проанализирован положительный опыт Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова и предпринята попытка учесть его в качестве рекомендованного для возможной экстрапо-

ляции в любые подразделения системы МВД России на постоянной основе для применения в практической деятельности.

Изложение основного материала исследования. Согласимся с точкой зрения С. Н. Тихомирова, что «сформировать нравственно устойчивую личность — значит, прежде всего, морально подготовить ее к успешному выполнению различных социальных функций: профессиональных, гражданских, человеческих» [2].

Однако проблемы современной молодежи представляют собой не только проблемы молодого поколения, но и всего общества в целом. Будучи социальной группой, молодежь, к которой относятся и курсанты, зависит от изменений, происходящих в обществе, отражает все особенности социальной среды, в которую она включена [3, с. 51].

Как справедливо отмечает доктор педагогических наук, профессор С. Н. Федотов, «результаты социально-психологических исследований показывают, что одним из важнейших факторов, способствующих развитию организованной преступности в России, является низкий уровень профессиональной пригодности работников правоохранительных органов» [4].

Предпримем попытку разобраться в данном вопросе и сформулируем гипотезу о том, что квинтессэнция педагогического процесса при обучении сотрудников полиции заключается в комбинированности физической и боевой подготовки, а также высокого уровня профессионально-нравственной устойчивости и морально-психологической основы. Именно в «рамках целостной научно обоснованной педагогической системы, создающей возможность реализовывать имеющийся потенциал личности курсанта и актуализировать состояние системы «личность - деятельность» [2], возможен тот необходимый «концентрат» полицейского, реальность которого пока можно сравнить лишь с жидким раствором будней.

В своей профессиональной деятельности сотрудник полиции регулярно выстраивает отношения с коллегами, руководством/подчиненными, гражданами, где очень важна психологическая подготовка. В образовательном процессе в высшем учебном заведении у курсанта до конца формируется система ценностей, установок, убеждений, однако под воздействием ведомственной системы дальнейшие личностные изменения формируются через призму практического опыта [5]. Однако курсанты могут потратить до пяти лет на базовую подготовку, прежде чем они будут считаться сотрудниками полиции и самостоятельно столкнутся с любыми ситуациями, связанными с конкретной работой. Этот сравнительно длительный период начальной подготовки имеет смысл, если учесть, что деятельность полицейских осуществляется в сложной политической и социальной ситуации, в условиях возрастания потенциальных угроз национальной безопасности внутри и за пределами государства,

ухудшения криминогенной обстановки, увеличения активности международного терроризма, незаконная деятельность на современном этапе развития Украины. Решение различных задач органами внутренних дел сопровождается увеличением интенсивности стрессовых факторов, которые негативно влияют на психику, моральное и физическое состояние полицейских. Таким образом, повышаются требования к профессиональному стандарту и формированию профессионально значимых качеств будущих полицейских. Особое значение имеет формирование эмоционально-волевой культуры, которая дает возможность адекватно реагировать на быстрые изменения общественно-политической обстановки, профессионально разрешать социально-педагогические противоречия, управлять эмоциональными состояниями в стрессовых ситуациях.

Как справедливо отметил заместитель начальника ФГКУ «ВНИИ МВД России» (по научной работе) генерал-майор внутренней службы Б.У. Дерешко, «в условиях масштабного реформирования системы правоохранительных органов вопросы, касающиеся морального и психологические качества российского полицейского являются базовыми не только для действующих сотрудников правоохранительных органов, но и для общества в целом» [6, с. 4].

Исследования С. Н. Тихомирова, В. И. Шадрина, Ю. А. Шарапова, А. В. Щеглова и др. посвящены изучению различных профессионально-нравственных аспектов подготовки курсантов и сотрудников ОВД.

Не можем не согласиться с И. В. Ульяновой, которая отмечает, что «педагогика смысложизненных ориентаций обладает значительным ресурсом для профилактики рисков, в частности в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов. Таким образом, студентами осуществляется освоение значимых компетенций при синхронном индивидуально-личностном развитии» [7, с. 12]. Полагаем, что данный постулат можно экстраполировать и на профессию полицейского, поскольку связь «субъект-субъект» в данном случае также очевидна.

Отметим, что во время обучения современный полицейский должен учиться контролировать собственное эмоциональное состояние, осуществлять самоконтроль, владеть такими профессионально значимыми качествами, как эмпатия, эмоциональная чувствительность, эмоциональная устойчивость, дисциплинированность, настойчивость, выносливость.

Результаты последних исследований свидетельствуют о том, что будущие полицейские имеют недостаточный уровень морально-психологической подготовки, в частности, значительное число курсантов не осознают ее важность для качественного выполнения служебных задач. Полагаем, что формированию положительной мотивации курсантов к эмоциональному развитию, осознанию важности морально-психологической подготовки для будущей профессиональной

деятельности способствуют проведение бесед, дискуссий, разговорные клубы на темы «Эмоции и современность», «Конфликт с внутренним миром», «Стресс 21 века», где будущие офицеры смогут обсудить профессиональные эмоциональные ситуации. В ходе такой деятельности происходит формирование проблемного поля «эмоционально-волевая культура с педагогической доминантой». На наш взгляд, очень важны практические занятия, где предлагается высказать собственное мнение о профессии полицейского («Мой идеальный современный полицейский», «Размышления о себе в профессии»), а также смоделировать неожиданные ситуации, которые вызывают эмоции, интерес к профессиональному становлению, побуждают к обсуждению. Кроме того, эмоционально-нравственному отношению к овладению эмоционально-волевой культурой способствуют действия, которые обеспечивают непосредственное знакомство с реальным процессом профессиональной деятельности полицейского (например, посещение отделений полиции, просмотр видеозаписей, где полицейские демонстрируют мужество, героизм, выносливость, эмоциональную устойчивость и пр.).

Отметим, что нельзя недооценивать значение тренингов по профессиональным дисциплинам, где рекомендуем создавать напряженные ситуации, которые могли бы возникнуть в профессиональной деятельности полицейского (в местах скопления людей: торговые центры, рынки, шумные улицы), ограничение пространства (подвалы, подсобные помещения, лестницы, коридоры), которые требуют выявления эмоционально-волевых качеств. При решении ситуаций будут отрабатываться следующие методы и приемы: увеличение темпа деятельности; решение задач в условиях нехватки времени, наличия препятствий; внедрение на тренировках неожиданных осложнений; создание ситуации, которая приводит к частичному отказу, и создание ситуации, которая требуют немедленного перехода к смелым и организованным действиям. Следовательно, у курсантов формируется способность принимать решение на основе деятель-ностного анализа эмоционального поведения в экстремальных и нетипичных ситуациях.

Таким образом, мы говорим о вариативности организации психологической работы и многообразии методов и форм, методик и технологий ее реализации.

Однако «в условиях интенсификации деятельности сотрудников ОВД, расширения спектра оперативно-служебных задач, стоящих перед МВД России, возрастает потребность повышения качества психологического сопровождения всех этапов прохождения службы сотрудниками» [8, с. 4].

Психологическая работа в ОВД в настоящее время регламентирована приказом МВД России от 2 сентября 2013 г. № 660 «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации». И здесь мы

выделяем следующую особенность психологической работы. Подразделения психологической работы (психологи) обязаны обеспечивать и проводить мероприятия психологической работы с личным составом. Безусловно, прогресс в достижении результатов в данном направлении очевиден.

Как сообщает заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации генерал-лейтенант полиции В. Л. Кубышко, «психологическая работа в органах внутренних дел является, наряду с воспитательной, социальной, культурно-просветительной работой, а также деятельностью по укреплению служебной дисциплины и законности, одним из видов системы морально-психологического обеспечения их оперативно-служебной деятельности», однако, несмотря на накопленный опыт, интегрированная в систему морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел ведомственная психология нуждается в анализе эффективности, поиске резервов для совершенствования, развитии связей с другими отраслями психологии, мониторинге перспективных идей и подходов» [9, с. 96]. Таким образом, вышеуказанные мероприятия должны проводиться на всех уровнях иерархической организации субъектов психологической работы (следующая особенность МПП).

В данном контексте хотелось бы подчеркнуть важность значения морально-психологической подготовки в практической деятельности курсантов, а именно во время прохождения практик. Как отмечают сами обучающиеся, погружаясь на 2 недели в аутентичную среду во время учебной (ознакомительной) практики в отделы по распределению, будущие сотрудники полиции начинают ощущать явный дефицит поддержки со стороны не только руководства на местах, но и сотрудников, непосредственно связанных с данной работой. При этом стабильно проходят тестирование один раз в год. Прохождение практики — это некий новый этап и без того в достаточно напряженной деятельности курсанта. Полагаем, что он сопряжен с высоким риском повышения утомляемости, усталости, нарушения сна, подавленного настроения, недостатком серотонина, что может привести к депрессии и, как следствие, к началу профессионального выгорания. Таким образом, на данном этапе считаем необходимым активизировать работу с сотрудниками психологической группы. Еще более значима нам представляется данная работа на этапе полугодовой производственной практики, где будущие сотрудники полиции погружаются в непосредственную служебную деятельность по своему профилю и испытывают огромное давление и стресс. По мнению многих курсантов, кроме новой для себя деятельности, отличающейся режимом многозадачности и высоким уровнем психоэмоциональной нагрузки, многие сталкивались с проблемами межличностного характера на данном этапе. В этой связи становится очевидным значение

морально-психологической работы с молодыми специалистами.

Кроме того, в условиях частичной мобилизации населения в России в 2022 году данный вопрос приобретает еще более важный характер. Общее состояние населения превратилось в тревогу, раздражение, недовольство подавленность. Но гегемония Запада достигла своего апогея. Поэтому необходимо аккумулировать силы и проявить стойкость, волю и терпение. Намного тяжелее тем сотрудникам полиции, которые находятся в зоне боевых действий. В такие моменты, как отмечает военный психолог М. Решетников, «психологическая подготовка — это не только занятия в классе или в кабинете психологической разгрузки. Она должна проводиться непосредственно в процессе учебно-боевой деятельности» [11].

Полагаем, что снова должны вернуться к учебной деятельности, в рамках которой необходимо увеличить количество часов на специальную подготовку психологами сотрудников к деятельности в экстремальных условиях, при чрезвычайных обстоятельствах (в том числе обучение психологии личной безопасности), а также мобилизации, ввести дополнительное индивидуальное и/или групповое консультирование, поскольку в семье могут быть мобилизованные лица, в связи с чем сотрудник испытывает стресс и психологические проблемы личного характера; проводить тренинги, а также давать возможность всем сотрудникам посещать комнаты релаксации чаще установленного расписания. И здесь мы выделяем еще одну особенность МПП — актуализацию востребованности психологической работы в ОВД.

Отметим, что данный перечень мероприятий не является исчерпывающим и может быть доработан в соответствии со спецификой каждого отдельного подразделения или организации системы МВД, однако становится очевидным, что занятия по морально-психологической подготовке должны стать сферой совершенствования личностного морально-нравственного опыта сотрудника.

В рамках исследуемого вопроса представляется интересным, на наш взгляд, опыт Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. С самых первых дней своего существования Орловская специальная средняя школа милиции МВД СССР отличалась устойчивыми традициями и сильной подготовкой своих обучающихся не только в профессиональной служебной деятельности, но и в отношении морально-психологической подготовки. Устойчивый стержень курсантов и слушателей проявлялся и в их отзывчивости в случае необходимости помощи городу Орлу. Ежегодно курсанты выезжали на сельскохозяйственные работы. Несколько лет подряд местом их помощи краю, в котором они учились, были яблочные сады Новосильского района. На этих работах курсанты зарекомендовали себя с наилучшей стороны. Они не только ответственно под-

ходили к сбору урожая, но и находили время для проведения мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. Они помогали местным милиционерам в патрулировании дорог, проводили профилактическую работу с шоферами местного автопарка [10, с. 131].

Важно отметить, что учебный процесс шел в неразрывной связи с воспитательным. Иностранные слушатели были на время оторваны от родины, от своих семей. Они оказались в ином социально-культурном и политическом пространстве. Процесс адаптации был непростым. На помощь приходили, в первую очередь, преподаватели русского языка, выступающие одновременно наставниками и психологами, с которыми у слушателей спецкурса складывались тёплые, доверительные отношения. Этому сложному процессу способствовала большая внеаудиторная работа. Эффективности работы по подготовке кадров для иностранных государств способствовали высокий профессиональный уровень всего офицерского и преподавательского состава, творческая атмосфера в коллективе, всесторонняя поддержка руководства школы.

Проведя небольшой исторический экскурс на примере данной учебной организации, мы, прежде всего, акцентируем внимание на базовых ценностях российской культуры, которые в последние 30 лет нивелируются вследствие экзистенциального кризиса и влияния западной идеологии, к которой мы так активно стремились, забывая свои корни, ценности русской культурной традиции, квинтэссенцией которой является воспитание человека, личности, а не изолированного индивида. Высокий уровень морально-психологической подготовки курсантов тех лет подтверждает нашу гипотезу о важности возрождения исконно русских традиций и национальных ценностей через приобщение ко всем уровням реальности, включая такие целостности как семья, общество, государство, и никакие новейшие технологии или же оборудование не смогут привить нравственность, способность к эм-патии и взрастить целостную гармонично развитую личность.

Безусловно, эти макроцели и уход от авторитарных моделей «массовости» являются приоритетным направлением для современной системы образования. Однако в рамках данной работы мы вернемся к микроцелям.

На сегодняшний день на территории института успешно функционирует Учебно-практический комплекс психологического обеспечения1. Наиболее результативна индивидуальная психологическая работа с курсантами и слушателями во время их учебной и практической деятельности, успешно функционирует кабинет психологической регуляции с аппаратной для управления системой освещения и звука, кабинет

1 Материал подготовлен на основе Положения об учебно-практическом комплексе психологического обеспечения Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова.

мышечной релаксации и психопрофилактики, а также аудитория активного социально-психологического обучения сотрудников ГИБДД. Отметим, что благодаря слаженной деятельности данного комплекса в совокупности решаются следующие задачи:

1. Психологические обследования:

• изучение индивидуально-психологических особенностей (в т. ч. сотрудников Госавтоинспекции — слушателей факультета профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации), прогнозирование их поведенческих реакций с целью выявления предрасположенности к девиантным проявлениям, а также для использования в консультативной, профилактической работе, воспитательном и образовательном процессе;

• изучение, анализ и оценка социально-психологического климата в служебных и учебных коллективах;

2. Морально-психологическая работа:

• проведение занятий с курсантами, слушателями по овладению приемами само- и взаимопомощи с целью регуляции психического состояния;

3. Профессионально-психологическая подготовка и психологическое просвещение:

• проведение комплекса развивающих и обучающих игр, направленных на адаптацию курсантов и слушателей к учебной и служебной практической деятельности, психологических тренингов;

4. Психопрофилактика и психокоррекция:

• проведение занятий по профилактике суицидальных происшествий и предупреждению профессиональной деформации курсантов и слушателей института;

• проведение работы по оказанию психологической помощи курсантам и слушателям, направленной на снятие психоэмоционального напряжения и восстановление работоспособности;

• проведение психокоррекционных и психопрофилактических занятий, направленных на оптимизацию психических и функциональных состояний курсантов и слушателей института, формирование навыков психологической саморегуляции и релаксации в целях повышения эффективности служебной и учебной деятельности;

• психологическая профилактика стрессовых расстройств, повышение устойчивости к влиянию стрессогенных факторов, снижение отрицательных последствий их воздействия.

Необходимо отметить, что основными организационными принципами психологической работы в институте являются: целеустремленность, непрерывность, объективность, активность, оперативность,

соблюдение норм профессиональной этики. Немало важно при этом, что осуществляется взаимодействие с психологами других органов, организаций, подразделений МВД России, представителями подразделений психологической работы органов государственной власти и общественных объединений по вопросам профессиональной деятельности.

Выводы. Резюмируя, полагаем, что данный опыт Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова можно было бы внедрить на постоянной основе в подразделения организаций системы МВД РФ для успешной работы не только с курсантами, слушателями, но и действующими сотрудниками полиции, проходящими повышение квалификации, а также с иностранными слушателями, для которых вопрос адаптации и решения ментали-тетного барьера стоит наиболее остро. Подчеркнем важность данных рекомендаций и во время их практической деятельности, во время которой вследствие стрессогенных факторов, достигающих апогея, часто происходит переломный момент и выгорание сотрудника полиции. Понимая важность данного вопроса, безусловно, необходимо уделить внимание материально-технической базе каждого конкретного подразделения и обеспечить сотрудников вышеназванными средствами. Полагаем, что это поможет существенно снизить текучесть кадров, нивелировав часть проблем, а также укрепить моральное и физическое здоровье сотрудников полиции на благо Отечеству.

Список источников

1. Сараева С. Д. Модель психолого-педагогического сопровождения профессиионального становления молодых специалистов-служащих органов внутренних дел. 2019 [Электронный ресурс] . URL: http://elar.uspu.-ru/handle-/ uspu/13143.

2. Тихомиров С. Н. Формирование основ профессионально-нравственной устойчивости у курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Тихомиров Сергей Николаевич. Москва, 1999. 257 с.

3. Карина О. В. Педагогика смысложизненных ориентаций как актуальный аспект профессиональной подготовки студентов / О. В. Карина, И. В. Ульянова. Саратов : Издательство «Саратовский источник», 2020. 138 с.

4. Федотов C. Н. Психологические основы формирования профессиональной пригодности сотрудников органов внутренних дел : автореферат дис. ... доктора психологических наук : 19.00.03 / Моск. ин-т МВД России. Тверь, 2001. 46 с.

5. The Improvement of the Quality of Educational

and Moral Education Activities at Higher Education Institutions / M. A. Erofeeva, G. S. Goloshumova, P. K. Ramazanova [et al.] // Revista Turismo Estudos & Praticas. 2020. № S3.

6. Дерешко Б. Ю. Развитие правовых основ морально-психологического обеспечения деятельности в области обороны и безопасности / Б. Ю. Дерешко // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 2(61). С. 3-7.

7. Ульянова И. В. Философские основы педагогики смысложизненных ориентаций как актуального направления профессионально-педагогической подготовки студентов / И. В. Ульянова, И. А. Подругина, О. В. Карина // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 2.

8. Психологическая работа в органах внутренних дел : учебное пособие / [В. В. Вахнина и др.] ; отв. ред. В. И. Долинко. М. : Академия управления МВД России, 2019. 108 с.

9. Кубышко В. Л. Совершенствование психологической работы в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел / В. Л. Кубышко // Национальный психологический журнал. 2017. № 4(28). С. 95-103.

10. Сальников Е. В. Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова : традиции и перспективы развития [Текст] : монография / Е. В. Сальников, И. А. Леонова, В. В. Власов ; Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральное государственное казённое образовательное учреждение высшего образования «Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В. В. Лукьянова». Орёл : ОрЮИ МВД России им. В. В. Лукьянова, 2017. 142 с.

11. URL: «На войне ломаются единицы» : интервью с военным психологом Михаилом Решетниковым — Газета.Ru (gazeta.ru).

References

1. Saraeva S. D. Model of psychological and pedagogical support of professional formation of young specialists-employees of internal affairs bodies. 2019 [Electronic resource]. URL: http:// elar.uspu.-ru/handle-/uspu/13143.

2. Tikhomirov S. N. Formation of the foundations of professional and moral stability among cadets and students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia : specialty 13.00.01 «General pedagogy, history of pedagogy and education» : dissertation for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences / Tikhomirov Sergey Nikolaevich. Moscow, 1999. 257 p.

3. Karina O. V. Pedagogy of life orientations as an

actual aspect of professional training of students / O. V. Karina, I. V. Ulyanova. Saratov : Publishing house «Saratov source», 2020. 138 p.

4. Fedotov S. N. Psychological foundations of the formation of professional fitness of employees of internal affairs bodies : abstract of the dissertation. ... Doctor of Psychological Sciences : 19.00.03 / Moscow. in-t of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Tver, 2001. 46 p.

5. The Improvement of the Quality of Educational and Moral Education Activities at Higher Education Institutions / M. A. Erofeeva, G. S. Goloshumova, P. K. Ramazanova [et al.] // Revista Turismo Estudos & Praticas. 2020. № S3.

6. Dereshko B. Yu. Development of legal foundations of moral and psychological support of activities in the field of defense and security / B. Yu. Dereshko // Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2015. № 2(61). P. 3-7.

7. Ulyanova I. V. Philosophical foundations of pedagogy of life orientations as an actual direction of professional and pedagogical training of students / I. V. Ulyanova, I. A. Drugina, O. V. Karina // Modern problems of science and education. 2022. № 2.

8. Psychological work in the internal affairs bodies: textbook / [V. V. Vakhnina et al.] ; ed. V. I. Dolinko. M. : Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2019. 108 p.

9. Kubyshko V. L. Improvement of psychological work in the system of moral and psychological support of operational and service activities of personnel of internal affairs bodies / V. L. Kubyshko // National Psychological Journal. 2017. № 4(28). P. 95-103.

10. Salnikov E. V. Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov : traditions and prospects of development [Text] : monograph / E. V. Salnikov, I. A. Leonova, V. V. Vlasov ; Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Federal State State Educational Institution of Higher Education «Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V. V. Lukyanova». Orel : ORYUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov, 2017. 142 p.

11. URL: «Units break down in war» : interview with military psychologist Mikhail Reshetnikov — Newspaper.Ru (gazeta.ru).

Информация об авторе А. Ю. Денисова — адъюнкт Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the author A. Yu. Denisova — Adjunct of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Статья поступила в редакцию 06.04.2023; одобрена после рецензирования 23.05.2023; принята к публикации 11.07.2023.

The article was submitted 06.04.2023; approved after reviewing 23.05.2023; accepted for publication 11.07.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.