Методы формирования морально-психологической устойчивости у учащихся вузов МВД России: на примере дисциплины «Огневая подготовка»
Романов Михаил Сергеевич,
кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры огневой подготовки, Воронежский институт МВД России E-mail: [email protected]
Апальков Александр Владимирович,
старший преподаватель, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина E-mail: [email protected]
Дидюк Андрей Ярославович,
старший преподаватель, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» E-mail: [email protected]
Першин Александр Юрьевич,
преподаватель кафедры физической подготовки Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина
E-mail: [email protected]
Профессиональные компетенции в области эффективного применения оружия в своей служебной деятельности сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации приобретают преимущественно в образовательных организациях МВД России в рамках освоения дисциплины «Огневая подготовка». В процессе подготовки сотрудников правоохранительных органов к применению ручного стрелкового оружия нередко возникают проблемы, препятствующие эффективному процессу обучения. В данной работе приводится ряд основных проблем, с которыми чаще всего приходится сталкиваться как обучающимся, так и лицам, осуществляющим подготовку и обучение. Особое место в работе занимает исследование проблемы низкого уровня морально-психологической устойчивости курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России в рамках освоения дисциплины «Огневая подготовка». В статье приводится анализ психолого-педагогических методов формирования морально-психологической устойчивости курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России в рамках освоения дисциплины «Огневая подготовка». Предлагаются способы для эффективного формирования морально-психологической устойчивости курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России.
Ключевые слова: огневая подготовка, морально-психологическая устойчивость, обучающиеся, образовательные организации МВД России.
о с
U
со см о см
1Л
Введение
Говоря о правоохранительной деятельности, нельзя не сказать о связанной с ней рисках и ответственности. Особенно сейчас, когда как и в нашей стране, так и за ее пределами, количество чрезвычайных ситуаций в повседневной профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов растет из года в год. На фоне стремительно ухудшающейся криминогенной обстановки, сотрудникам полиции всё чаще и чаще приходится прибегать к использованию табельного огнестрельного оружия. Если верить статистике, подавляющее большинство случаев применения табельного огнестрельного оружия происходит при исполнении служебных обязанностей в процессе борьбы с преступностью, защите прав и свобод граждан, обеспечению личной безопасности и самообороны самих сотрудников. Поэтому формирование морально-психологических качеств и морально-психологической устойчивости курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России (ОО МВД России) являются сегодня чрезвычайно важными вопросом.
Как дисциплина, огневая подготовка является неотъемлемой частью программ обучения ОО МВД России. Одна из основных целей данной дисциплины - ознакомить будущих «стражей порядка» со всеми знаниями, навыками и умениями для успешного применения огнестрельного оружия в случае возникновения ситуаций, предусмотренных [1].
В связи с этим, каждому обучающемуся важно развить морально-психологическую устойчивость, ведь именно от данного качества будет зависеть правильность использования приобретённых знаний об эффективном и правомерном применении табельного огнестрельного оружия.
Учитывая всю важность проблемы, формирование морально-психологической устойчивости курсантов и слушателей на занятиях по дисциплине «Огневая подготовка» должно быть изучено более детально. Поэтому, одним из важнейших принципов данного процесса должен быть принцип обучения необходимому содержанию с позиции результативности.
Основные положения
Формулируя понятие «морально-психологическая устойчивость», нужно сосредоточиться на различных источниках понимания данного термина. Рас-
смотрим его с точки зрения философии, психологии и педагогики. Вопросы нравственности, формирования силы духа и самоконтроля отмечались многими философами (Платон, Пифагор, Аристотель). Так, под стабильностью личности понималась стадия её формирования, на которой человек приобретает способность сохранять самообладание в самых разных ситуация, способных выбить из колеи.
В настоящее время, в науке проблема морально-психологической устойчивости личности особо не выделяется в качестве объекта исследования: наоборот, делится на более мелкие проблемы, а именно способность и неспособность человека противостоять негативным изменениям в окружающей его среде.
Вопросы формирования и развития нравственно-психологических качеств личности изучались на протяжении всего времени развития человека.
Анализ психолого-педагогической литературы по педагогике и психологии сотрудников военизированных организаций показывает, что в настоящее время представления о способах формирования МПУ (морально-психологическая устойчивость) данной категории лиц усматриваются прежде всего в формировании «морали», которая формируется и смягчается в процессе совершенствования выполнения служебных задач, служебной дисциплины и организованности, воспитание в духе любви к Родине, к ее народу и овладению оружием.
МПУ курсанта и слушателя должна определяться определяется его готовностью к любым непредвиденным ситуациям. В процессе подготовки у него развиваются навыки и умения, способствующие росту потенциальной готовности к преодолению трудностей при исполнении. К сожалению, психика не любого человека способна выдержать такую нагрузку без специальной подготовки.
Во время занятий по дисциплине «Огневая подготовка» формирование МПУ рассматривается как сложный процесс, включающий в себя две стороны:
1) во-первых, это использование педагогическими работниками всех доступных методик и приемов воспитательного характера с целью достижения высокого уровня МПУ каждого обучающегося. Это способствует развитию способностей поддерживать высокую функциональность не смотря на усталость, дестабилизирующие факторы, сложности при исполнении своих служебных обязанностей в профессиональной деятельности;
2) во-вторых, это самостоятельная работа обучающихся, направленная на развитие своих навыков и умений путем изучения своей профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуациях, требующих эффективного и правомерного применения огнестрельного оружия.
Конечно, без контроля педагога, обучающиеся самостоятельно не могут осваивать практическую часть дисциплины «Огневая подготовка» из-за отсутствия доступа к различным видам оружия и боеприпасов (учебные и боевые).
Например некоторые авторы [2, 3] в результате проведенного эксперимента выяснили, что при организации процесса обучения сотрудников правоохранительных органов выполнению служебных обязанностей, связанных с применением оружия, именно указанные показатели необходимо учитывать в первую очередь такие показатели, как профессионализм и квалификация преподавателя, психологическая устойчивость, мотивация, уровень интеллектуальных способностей и способность к обучению.
Так, во время обучения иногда приходится наблюдать, насколько уверенно и свободно обучающиеся обращаются с учебным оружием и боеприпасами и как они же на огневом рубеже скованно и с излишней осторожностью удерживают в руке пистолет, выглядят растерянными, напуганными и напряженными, что мешает им применить ранее полученные знания. В первую очередь, это связано с новизной ощущений (резкие звук и вспышка от выстрела, отдача оружия и выстрелы с соседних позиций). Кроме того, стрельба из пистолета для большинства из нас далеко не обыденное явление, с которым мы сталкиваемся в повседневной жизни. Принимая во внимание психологические особенности каждого обучающегося, занятия следует проводить комплексно и постепенно, учитывая индивидуальные особенности человека, его темперамент, характер, ценностные ориентации, склонности. Практический опыт показывает, что при качественной психологической подготовке, при серьезной личной работе обучающегося над собой, когда уровень его психологической подготовки достаточно высок, всевозможные негативные воздействия экстремальной ситуации на него и его действия могут быть успешно подавлены и преодолены.
Рассмотрим основные искажения, связанные с МПУ и методы борьбы с ними.
Наиболее распространенной негативной чертой стреляющего является его чрезмерное напряжение. В результате проявляются следующие особенности: неуклюжесть движений, скованность спины и верхнего плечевого пояса, неправильное положение головы, чрезмерное сжатие рук, снижение тактильной чувствительности, неправильное визуальное восприятие прицельных приспособлений и окружения цели. Отдельной особенностью является чрезмерное волнение, которое не позволяет стреляющему соблюсти правильный алгоритм действий на огневом рубеже.
Идеомоторная и аутогенная тренировка помогут справиться с этими проблемами. Идеомотор-ная тренировка развивает способность стрелка выполнять алгоритм правильных действий в конкретной ситуации работы с оружием. Благодаря идеомоторной тренировке стрелок приобретает необходимые навыки умелого обращения с оружием. Наиболее очевидным проявлением идео-моторной тренировки является работа с оружием «вхолостую». Аутогенная тренировка - это психологическое воздействие на стрелка с целью по-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
лучения необходимых условий для стрельбы или борьбы с негативными эмоциями. Аутогенную тренировку можно проводить в любое удобное время не только на стрелковых тренировках, но и вне их. Обучающийся осваивает методы самостоятельной аутогенной тренировки для борьбы со свойственными ему негативными эмоциями [4].
Следующей по распространенности негативной особенностью подготовки стрелка является боязнь звука при выстреле. Конечно, со временем у большинства обучающихся вырабатывается определенная устойчивость к резким звукам, что способствует устранению всех ошибок, связанных с данной особенностью, но некоторые стрелки, которые особо чувствительны к звуковым эффектам, не могут самостоятельно преодолеть этот недуг. Есть 3 основных способа решения этой проблемы:
1) использование наушников или вкладышей, постепенно снижая уровень шумоподавления. Это поможет постепенно привыкнуть к резкости и громкости настоящего звука;
2) нахождение вблизи огневого рубежа на безопасном расстоянии. Курсант несколько раз испугается, но со временем привыкнет к громкости звука;
3) живой пример.
Заслуживает внимания и такая особенность, как боязнь пламени от сгорания пороховых газов в момент вылета пули из канала ствола. Этот страх в основном возникает у очень визуально восприимчивых людей. Также это может быть связано с особенностью представления неприятных образов и ситуаций связанных со стрельбой. Основные ошибки, возникающие из-за описываемой проблемы - напряжение плечевого пояса и попытки зажмуриться перед выстрелом или до него. Чтобы избавиться от данной психологической особенности, нужно использовать специальные методы борьбы с ним:
- чтобы обучающийся чувствовал свои глаза более защищенными, можно использовать специальные очки для стрельбы;
- разбор ошибок при просмотре самим обучающимся видеосъемки его стрельбы;
- наблюдение за более опытным обучающимся или педагогом, который может правильно показать порядок действий при стрельбе.
Боязнь физического ощущения отдачи оружия встречается у обучающихся, которые думают, что оружие в момент выстрела вырвется из рук либо нанесет травму ему самому или рядом стоящим людям. Проявляется данная особенность в чрезмерном сжатии оружия в руках перед выстрелом, что приводит к ухудшению результатов стрельбы.
Данные трудности можно преодолеть, используя на занятиях следующие методы: 5 - механическое воздействие на незаряженное § (учебное) оружие во время принятия обучаЯ ющимся правильной изготовки для стрельбы ° и удержания оружия. Это самый эффективный Ц способ для преодоления страха перед отдачей;
- снаряжение магазина одним патроном для дальнейшей стрельбы. Этот способ в первую очередь предназначен для борьбы с индивидуальными особенностями каждого стрелка. Главное в процессе - понимание обучающимся невозможности последующего выстрела из оружия.
Вывод
По нашему мнению, обучение курсантов и слушателей ОО МВД России применению табельного огнестрельного оружия будет более эффективным при:
- включении в содержание программ обучения приемов самообороны и имитация ситуаций связанных с применением табельного огнестрельного оружия;
- использовании специальных стрелковых тренажеров и имитирующих оружие устройств, комплексов упражнений и планов тренировок;
- применение набора педагогических критериев для оценки эффективности занятий по огневой подготовке;
- использование комплекса объективных методов изучения и оценки реальной готовности курсантов и слушателей ОО МВД России к применению оружия.
В результате применения данных рекомендаций должны проявляться изменения в психологическом состоянии обучающихся: изменения в позе, движениях, дыхании и мимике. Обучающиеся будут чувствовать подъем сил и уверенность в себе, желание проработать свои ошибки в алгоритме действий с оружием.
Все методы, перечисленные в работе являются эффективными при решении проблем, вызванных личностными и физиологическими особенностями каждого человека.
Литература
1. Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» (ред. от 21.12.2021) // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pra-vo. gov.ru (дата обращения 20.04.2023).
2. Романов М.С. Определение показателей эффективности подготовки сотрудников правоохранительных органов к выполнению служебных обязанностей, связанных с применением оружия / С.А. Гречаный, С.П. Логинов, М.С. Романов, К.С. Марченко // Вестник Воронежского института ФСИН России. - 2020. - № 3. -С.38-44.
3. Романов М.С. Приоритеты показателей эффективности подготовки сотрудников правоохранительных органов к выполнению служебных обязанностей, связанных с применением оружия / С.П. Логинов, М.С. Романов, К.С. Марченко // Вестник Воронежского института МВД России. - 2021. - № 1. - С. 91-101.
4. Смирнов И.Э., Волков Е.С., Черноу-сов Я.Ю. Огневая подготовка как условие
формирования морально-психологической устойчивости курсантов // НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «IN SITU». - 2022. - С. 42-46.
METHODS FOR THE FORMATION OF MORAL AND PSYCHOLOGICAL STABILITY AMONG STUDENTS OF UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA: ON THE EXAMPLE OF THE DISCIPLINE "FIRE TRAINING"
Romanov M.S., Apalkov A.V., Didyuk A. Ya., Pershin A. Yu.
Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin, Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin
Professional competencies in the field of effective use of weapons in their official activities, employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation acquire mainly in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia within the framework of mastering the discipline «Fire training».
In the process of training law enforcement officers to use hand-held small arms, problems often arise that hinder the effective learning process. In this paper, a number of main problems are presented, which are most often encountered by both students and persons engaged in training and education. A special place in the work is occupied by the study of the problems of a low level of moral and psychological stability of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia within the framework of mastering the discipline «Fire training».
The article provides an analysis of psychological and pedagogical methods for the formation of moral and psychological stability of
cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia within the framework of mastering the discipline «Fire training».
The methods for the effective formation of moral and psychological stability of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia are proposed.
Keywords: fire training, moral and psychological stability, students, educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
References
1. Federal Law dated 07.02.2011 No. 3-FZ «On Police» (ed. dated 21.12.2021) // [Electronic resource]. - Access mode: http:// www.pravo.gov.ru (accessed 20.04.2023).
2. Smirnov I.E., Volkov E.S., Chernousov Ya. Yu. Ognevaya podg-otovka as a condition for the formation of moral and psychological stability of cadets // SCIENTIFIC JOURNAL «IN SITU». -2022. - pp. 42-46.
3. Romanov M.S. Determination of indicators of the effectiveness of training law enforcement officers to perform official duties related to the use of weapons / S.A. Grechany, S.P. Loginov, M.S. Romanov, K.S. Marchenko // Bulletin of the Voronezh Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. - 2020. -No. 3. - pp. 38-44.
4. Romanov M.S. Priorities of efficiency indicators of training law enforcement officers to perform official duties related to the use of weapons / S.P. Loginov, M.S. Romanov, K.S. Marchenko // Bulletin of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2021. - No. 1. - pp. 91-101.