Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ВУЗОВ МВД РОССИИ'

ПРОБЛЕМЫ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ВУЗОВ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
429
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / ОГНЕВОЙ КОНТАКТ / МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ОРУЖИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ВЫСТРЕЛ / УПРАЖНЕНИЕ / POLICE / FIRE TRAINING / PSYCHOLOGICAL TRAINING / FIRE CONTACT / MINISTRY OF THE INTERIOR / WEAPONS / TRAINING / SHOT / EXERCISE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гоннов Роман Владимирович, Иноценко Виктор Александрович, Калинин Виктор Владимирович

В статье рассматриваются некоторые проблемы обучения сотрудников полиции в рамках учебной дисциплины "Огневая подготовка". Авторы глубоко изучили рассматриваемую тему, проанализировав нормативно-правовую базу применения сотрудником полиции огнестрельного оружия. Кроме того, авторы уделили большое внимание проблеме морально-психологической подготовки курсантов и слушателей учебных заведений системы МВД России в ходе их обучения при обращении с огнестрельным оружием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гоннов Роман Владимирович, Иноценко Виктор Александрович, Калинин Виктор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of fire training of cadets and students of universities of the Ministry of internal Affairs of Russia

In the article discusses some of the problems of training police officers in the framework of the discipline "Fire training". The authors studied the topic in depth, analyzing the legal framework for the use of firearms by a police officer. In addition, the authors paid great attention to the problem of moral and psychological training of cadets and students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia during their training in handling firearms.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ВУЗОВ МВД РОССИИ»



LU

s ^

о

LU

< ct

LU

* * *

238

нечно, либеральные художественные колледжи выживают, и они по-прежнему высоко ценятся, но даже сейчас они составляют очень небольшую часть всей системы высшего образования.

В завершение хотелось бы подчеркнуть, что социокультурная сущность университетского образования во все времена привлекала исследователей. Вклад в разработку идеи университета внесли многие западные ученые, каждый из которых привнес нечто аутентичное в изучение этой темы. Историография зарубежного университетского образования намного шире, чем представлена в статье. На базе накопленного материала было создано немало научных исследований, статей, книг и монографий. Наш краткий ретроспективный анализ идеи университета позволяет заключить, что подобно живому организму университет на протяжении всей истории своего существования как образовательного (и шире - социокультурного) института эволюционирует в соответствии с вызовами эпохи, в пределах которой он существует. История развития и становления университета берет свое начало со средневековых колледжей и продолжается в настоящее время. Современные формы университетского образования также не являются пределом: идея университета как системообразующий элемент университетского образования напрямую зависит от социокультурной парадигмы, диктующей тенденции социокультурных преобразований, реформ.

На современном этапе изучения университетского образования мы пришли к пониманию того, что для дальнейшего развития идеи университета необходимо переосмыслить сложившиеся взгляды на ее счет в русле нового мышления, соответствующего тенденциям развития существующей социокультурной картины мира.

Литература:

1. Америкацы: Демократический опыт: пер. с англ.

/ под общ, ред. и с коммент. В.Т. Олейника. - М.:

Прогресс; Литера, 1993. - 832 с.

2. Ашин Г.К. Элитный университет в системе элитного образования / Ашин Г.К. // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2008. - Том XI. -№1.-С. 31-49.

3. Душин О. Э. Средневековые университеты: у истоков европейского высшего образования/ 03. Душин // Вестник Санкт-Петербурского университета. Серия 17: Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. - 2013. - С. 2631.

4. Именная профессура. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiк1/Именная_про-фессура (дата обращения 26.08.2019).

5. Лаврентьева О.Г. Европейские университетские модели в современной России. Философский век. Альманах. - Вып. 29. История университетского образования в России и международные традиции просвещения. Том 2 / отв. редакторы T.B. Артемьева, М.И. Микешин. - СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2005. - С. 157-161.

6. Лукас Г. [Электронный ресурс]. URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/reHpn,^yKac (дата обращения 26.08.2019)

7. Лукасовская кафедра математики в Кембриджском университете. [Электронный ресурс]. URL:https://web.archive.org/web/20120824222550/ http://www.lucasianchair.org/ (дата обращения 26.08.2019).

8. Повзун В.Д. Миссия университета как аксиологический феномен / В.Д. Повзун. Электронное научное издание "Аксиология и инноватика образования". - 2011.- С. 42-56.

9. США: возможности и пределы экономического и политического лидерства, в 2-х тт. / отв. ред. -Ф.Г. Войтоловский, Э.В. Кириченко. - М.: ИМЭМО РАН, 2016-2017,- С. 48.

Ю.Университет Джонса Хопкинса. [Электронный ресурс]. URL: https://www.unipage.net/ru/ johns_hopkins_university (дата обращения 25.08.2019)

11.Университет Стратклайда. [Электронный ресурс]. URL: https://www.strath.ac.uk/ (дата обращения 22.08.2019).

12.Gordon Graham. The institution of intellectual values: realism and idealism in higher education. Imprint Academic., 2005. - 289 p.

13.Gordon Graham. Universities: the recovery of an idea, 2002.- 190 p. [Электронный ресурс]. URL: https:/ /ru.scribd.com/read/283099674/Universities-The-Recovery-of-an-ldea (дата обращения 27.08.2019).

14.Johns Hopkins University. [Электронный ресурс]. URL: https://www.jhu.edu/ (дата обращения 25.08.2019).

THE PROBLEMS OF FIRE TRAINING OF CADETS AND STUDENTS OF UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Gonnov Roman Vladimirovich, Senior Lecturer Inocenko Viktor Alexandrovich, Senior Lecturer Kalinin Viktor Vladimirovich, Lecturer

Department of Special Tactical and Fire Training, Stavropol branch, Krasnodar University of Ministry of internal Affairs Russia, Stavropol

In the article discusses some of the problems of training police officers in the framework of the discipline "Fire training". The authors studied the topic in depth, analyzing the legal framework for the use of firearms by a police officer. In addition, the authors paid great attention to the problem of moral and psychological training of cadets and students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia during their training in handling firearms.

Keywords: police; fire training; psychological training; fire contact; the Ministry of the Interior; weapons; training; shot; exercise.

ПРОБЛЕМЫ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ И СЛУША ТЕЛ ЕЙ ВУЗОВ МВД РОССИИ

В статье рассматриваются некоторые проблемы обучения сотрудников полиции в рамках учебной дисциплины "Огневая подготовка". Авторы глубоко изучили рассматриваемую тему, проанализировав нормативно-правовую базу применения сотрудником полиции огнестрельного оружия. Кроме того, авторы уделили большое внимание проблеме морально-психологической подготовки курсантов и слушателей учебных заведений системы МВД России в ходе их обучения при обращении с огнестрельным оружием. Ключевые слова: полиция; огневая подготовка; психологический тренинг; огневой контакт; Министерство внутренних дел; оружие; обучение; выстрел; упражнение.

УДК 378

ВАК РФ 13.00.08

© Гон нов Р. В., 2019 © Иноценко В.А., 2019 © Калинин В.В., 2019

оэ

1-й

о си

-О Q-

Ш <

СО

со

К сотруднику полиции на современном этапе развития предъявляются самые высокие квалификационные требования. Это, прежде всего, глубокие теоретические знания действующего законодательства и способность их применения в практической деятельности. Однако юридическая грамотность недостаточна для компетентности служителя правопорядка, ведь для торжества закона полицейскому дано право в исключительных случаях применять физическую силу, специальные средства и даже оружие. [3]

Важность огневой подготовки курсантов и слушателей вузов МВД России не вызывает сомнения и занимает одно из основных направлений деятельности специализированных образовательных учреждений системы министерства внутренних дел.

Причина столь пристального внимания очевидна. Грамотное и умелое обращение сотрудника полиции с оружием, независимо от занимаемой должности, обеспечит не только его личную безопасность, но и позволит решить стоящие перед ним задачи по предупреждению, пресечению, раскрытию преступлений, задержанию, а возможно и уничтожению преступника. [4]

Возможно, полицейский никогда в своей профессиональной деятельности не столкнётся с необходимостью применения оружия, но это не может являться основанием для поверхностного изучения дисциплины "огневая подготовка".

Не вызывает сомнения то, что полицейский, не имеющий глубоких теоретических знаний и практических навыков по данному направлению деятельности, не только не способен воспользоваться правами и выполнить задачи определённые N З-ФЗ "О полиции", но и опасен как для себя, так и для окружающих. Здесь имеется ввиду не только неспособность применить оружие из-за незнания его материальной части и тактико-технических характеристик, но и неумение попасть в цель, а также вступить в огневое противоборство в принципе.

На сегодняшний деньучебная дисциплина "Огневая подготовка" по различным категориям обучаемых по программе первоначальной подготовки занимает объём порядка 60-100учебных часов. Включает в себя изучение правовых основ применения оружия, тактико-

=s% KJ^ Г

S

239

ГОННОВ Роман Владимирович, старший преподава тель

ИНОЦЕНКО Виктор Александрович, старший преподава тель

КАЛИНИН Виктор Владимирович,

преподава тель

кафедра Тактико-специальной и огневой подготовки, Ставропольский филиал, Краснодарский университет МВД России, Ставро-

технические характеристики оружия, практическую стрельбу по условиям выполнения курса стрельб, предусмотренного Приказом МВД России от 23 ноября 2017 г. № 880.

Акцент делается на выполнение упражнения №4 "Скоростная стрельба с места по неподвижной цели сзаданной зоной поражения размером листа формата А 4. Расстояние до цели 10 метров, количество патронов 4 шт., время на стрельбу 10 секунд, положение для стрельбы стоя". В случае поражения обозначенной зоны двумя, тремя (в зависимости от специальности) и более пулями выставляется оценка "удовлетворительно". Именно данное упражнение выполняется при сдаче итогового экзамена по "Огневой подготовке".

С учётом всего вышеизложенного возникает справедливый вопрос, является ли достаточным такой уровень подготовки и соответствует ли программа обучения существующим реалиям в принципе. С учётом опыта работы в практических подразделениях и имеющегося педагогического стажа авторы данного исследования делают вывод о принципиально неверном походе в обучении полицейских.

Для того чтобы обосновать такое мнение, необходимо осознать, что любое действие имеет конечную цель. На сегодняшний момент результатом обучения является знание ТТХ оружия и умение в идеальных условиях тира, стоя, с места, поразить мишень всего тремя пулями из четырёх, а некоторым категориям обучающихся двумя. [5]

Сразу хочется задать вопрос: "...где пули, которые не попали в мишень?" В условиях населённого пункта, а именно там полицейские в основном несут службу, эти пули окажутся в случайном прохожем, заложнике, другом полицейском и тому подобное. Для справки вспомним, что пуля пистолета Макарова сохраняет убойную силу на расстоянии 350 метров.

Сотрудник правоохранительных органов не имеет право на ошибку, в противном случае он, как минимум, не выполнит поставленные задачи, а в худшем случае подвергнет опасности жизнь и здоровье других лиц, сам же окажется на скамье подсудимых, ведь ответственность за негативные результаты, пусть и правомерного применения оружия никто не отменял. [6]

Так, положения ч.З ст. 37 УК РФ (необходимая оборона) в равной мере распространяются на всех лиц, независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения. Последствия убийства,

совершенного при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, предусмотрены ст. 108 УК РФ. Необходимо указать и ст. 109 УК РФ причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей. [1]

Вернёмся к ранее поставленному вопросу о конечной цели обучения. Необходимо чётко определить, к чему готовить полицейского, и в каком объёме.

Не подлежит обсуждению необходимость знания нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы оснований, условий и порядка открытия огня из табельного оружия, но не меньшее значение при обучении курсантов и слушателей необходимо уделять психологической подготовке, умению быстро ориентироваться в складывающейся оперативной обстановке, молниеносно принимать решение о возможности применить оружие, тактики огневого контакта и прочее.

Таким образом, к существующей системе необходимо добавить курс психологической подготовки. К обучаемому должно прийти чёткое осознание того, что огневая подготовка не заключается в попадании в цель с оценкой кучности пробоин и подсчёта общей суммы очков в зависимости от вида упражнения. Преподавателю необходимо донести до курсанта, слушателя то, что оружие создано и существует для других целей. Оно предназначено для ведения огня на поражение противника, да преступника, да в рамках законодательства, да это предотвратит наступление более тяжких последствий, но это выстрел в человека, возможно, его убийства. С учётом вышеизложенного надо понимать, что это возлагает высокую степень ответственности на полицейского. [7]

Любого человека можно научить производить выстрел в течение пары секунд, однако неизвестно, какой промежуток времени необходимо затратить на принятие решения о его производстве? Соответственно изучение дисциплины "Огневая подготовка" должно быть представлено в ведомственных учебных заведениях более широко.

Недостаточное обращение внимания психологической подготовке стрелка приведёт к тому, что, оказавшись на улице, теоретическая подготовка и практические навыки окажутся бесполезными. Психологическая подготовка должна сформировать необходимые профессионально важные качества, прежде всего, гарантировать готовность сотрудника,

находящегося в экстремальной и соответственно экстремальной ситуации, выполнить поставленную задачу, применить спецсредства и оружие.

Важной задачей во время проведения занятий по дисциплине "Огневая подготовка" является необходимость выработки у стрелка уверенности в своих возможностях и силах. Предпринимается комплекс мер по преодолению отрицательного действия на психику обучаемого различных факторов. Формирование чётких установок на применение оружия.

Каждый кандидат при поступлении на службу в полицию проходит строгий отбор на соответствие целого ряда высоких интеллектуальных, физических и самое главное морально-этических качеств. Именно эти положительные качества приводят к внутреннему конфликту и соответственно тяжёлому стрессу во время трудного выбора о совершении такого античеловеческого, негуманного действия, как причинения вреда, а возможно убийства человека. [8]

Промежуток времени, потраченный на преодоление такого внутреннего конфликта, может оказаться трагическим для полицейского, ведь преступник всегда готов применить оружие.

Достаточно часто, сотрудники полиции, особенно недавно поступившие на службу, недооценивают опасность, не учитывают особенности реакции психики человека при таком сложном выборе применить или нет оружие.

Будет справедливымутверждение о том, что никто не знает, как он себя поведёт в той или иной экстремальной ситуации в состоянии острого психологического стресса. Именно для максимально гарантированной своевременной и правильной реакции на ситуацию и осуществляется обучение с учётом всех нюансов и возможных вариантов развития событий.

С целью решения таких задач создано множество методик. На наш взгляд, особый интерес представляет практическая стрельба с небольших расстояний до десяти метров по объёмным манекенам. Такие упражнения вызывают серьёзный психологический дискомфорт.

Дополнительным фактором, усиливающим стресс, является нанесение на лицевую часть манекена фотографии реального человека. Наивысшей точкой психологического воздействия является размещение на манекене фотографии с лицом самого стрелка. То есть необходимо выстрелить в себя. Благодаря такому тренингу большинство курсантов, слушателей,

после обучения способны осуществить выстрел на поражение. [9] Кроме того, стреляя в себя, человек не только преодолевает психологический барьер, но и проецирует, наносит вред на себя, что гарантирует осознанное применение оружия исключительно в рамках действующего законодательства. Устранение действия различных факторов, оказывающих отрицательное воздействие на психику стреляющего, является важным элементом обучения. При этом необходимо осознавать невозможность полного избавления от таковых. Во время проведения занятий, с созданием условий наиболее приближённым к реальным, позволяет сосредоточиться на контроле за правильным выполнением всего алгоритма выстрела.

Примером такой практики может служить действующая учебная дисциплина "Совершенствование стрельбы из ручного стрелкового оружия и метания ручных осколочных гранат". В рамках практических занятий моделируются ситуации, наиболее приближенные к условиям несения службы. Огневой контакт сопровождается физическими нагрузками (бег, преодоление препятствий), выполнением всех правовых аспектов при применении оружия (требования предписанные законом "О полиции"), выбор тактики ведения огня (определение направления ведения огня, перемещение относительно объектов и мишеней и т.д.), действия, предпринимаемые после завершения огневого контакта (обеспечение личной безопасности, процессуальное оформление факта и результатов применения оружия и т.д.).

Непосредственное психологическое воздействие на курсанта, одновременно с физическими нагрузками, с неукоснительным соблюдением требованием действующего законодательства позволит научить его самостоятельно, правильно и быстро действовать, находясь в состоянии стресса и нервного возбуждения.

Построение учебного процесса, несмотря на общую для конкретной категории программу, должно осуществляться индивидуально по отношению к каждому стрелку в зависимости от его личного психотипа. Задача номер один - пробудить у курсанта потребность и желание овладеть необходимыми навыками огневой подготовки. Важным элементом такой работы является мотивация. Прежде всего, стрелок должен уметь критически относиться к своим действиям, правильно их оценивать, видеть и осознавать свои ошибки, предприни-

мать меры к их устранению. Помощь в этом ему окажет в частности видеозапись, производимая во время выполнения упражнения.

В целом, подводя итоги, сделаем следующие выводы. Прежде всего, к традиционной учебной дисциплине "Огневая подготовка" добавить курс упражнений, моделирующих реальные огневые схватки в различных условиях (жилой массив, квартира, частное домовладение, промышленные объекты, автомобиль и прочее); использовать объёмные мишени в виде манекенов с фотографиями реальных человеческих лиц, и в частности лица самого стрелка; применять в обучении интерактивные тиры и комплексы технических средств для имитации огневого контакта, но при этом не забывать, что работу с оружием вживую ничем заменить нельзя. Особое внимание следует уделить психологическим тренингам (возможно даже ввести отдельный учебный специальный курс), которые должны обеспечить уверенное применение оружия в случае необходимости.

Примечания:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от30.12.2015).

2. Приказ МВД России от 23 ноября 2017 г. № 880.

3. Обучение психологической устойчивости стрелков на занятиях по огневой подготовке / Кудрявцев P.A., Гоннов Р.В. // Научно-методические проблемы подготовки инструкторско-педагогичес-ких кадров по боевой и физической подготовке для органов внутренних дел: сборник материалов VIII Межвузовской научно-практической конференции. ФГКОУ ВПО "Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России". -Ставрополь, 2015.-С. 17-21.

4. Научно-методологические подходы к процессу формирования профессионально-ценностных ориентаций курсантов // Гуманитарно-правовые аспекты развития российского общества: сборник научных трудов по материалам Региональной научно-практической конференции / Иноценко В.А., Шевченко И.А., Алексейцев И.А., Калинин В.В.; под редакцией A.B. Власова, Л.Г.Устиновой, В.В. Ев-дошенко. - 2018. - С. 211-213.

5. Тактика действий при обнаружении минно-взрывного заграждения в составе группы при выполнении задач в условиях контртеррористической операции// Актуальные проблемы науки: от теории к практике материалы II Всероссийской научно-практической конференции / Гоннов Р.В., Шаров E.H.; под редакцией Ю. П. Кожаева,

О.Ю. Зевеке; Российский государственный социальный университет. - М., 2015. - С. 237-240.

6. Психолого-педагогические основы формирования готовности формирования готовности сотрудников полиции к применению табельного оружия // Гуманитарно-правовые аспекты развития российского общества: сборник научных трудов по материалам Региональной научно-практической конференции/ Шевченко И.А., Шевченко И.А., Иноценко В.А., Калинин В.В.; под редакцией A.B. Власова, Л.Г. Устиновой, В.В. Евдошенко.- 2018. -С. 502-505.

7. Использование инновационных образовательных технологий в обучении стрельбе курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России // Актуальные вопросы совершенствования специальной подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России: материалы Всероссийской научно-практической конференции / Шаров E.H., Гуц С.И. Редакционная коллегия: Д.В. Карабаш (председатель), A.A. Таганова (заместитель председателя), С.Л. Лазицкий,А.В. Кужильная; Краснодарскийуни-верситет МВД России. - 2014. - С. 261 -266.

8. Отдельные вопросы применения огнестрельного оружия: тактические и правовые противоречия // Актуальные вопросы совершенствования специальной подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Тарасов В.А., Иноценко В.А.; Редакционная коллегия: Д.В. Карабаш (председатель), A.A. Таганова (заместитель председателя), С.Л. Лазицкий, A.B. Кужильная; Краснодарский университет МВД России.- 2014. - С. 213-218.

9. Проблемы развития профессиональных качеств у курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России в процессе совершенствования физических навыков // Научно-методические проблемы подготовки инструкторско-педагогических кадров по боевой и физической подготовке для органов внутренних дел: сборник материалов VI Межвузовской научно-практической конференции / Иноценко В.А.; под общей редакцией Л.И. Тимошенко, С.Н. Кашина. -2013.-С. 198-201.

Ю.Современное состояние и направления развития автомобильной подготовки в системе МВД России // Актуальные вопросы совершенствования специальной подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России: материалы Всероссийской научно-практической конференции / Иноценко В.А., Степкин A.B. Редакционная коллегия: Д.В. Карабаш (председатель), A.A. Таганова (заместитель председателя), С.Л. Лазицкий, A.B. Кужильная; Краснодарский университет МВД России. - 2014.- С. 65-69.

SIGNIFICANCE OF THE SOCIOCULTURAL ENVIRONMENT OF A UNIVERSITY IN INTER-CULTURAL EDUCATION OF STUDENTS

Davydova Ekaterina Mikhailovna, Senior Lecturer, institute of Foreign Philology and Regional Studies

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.