Научная статья на тему 'Формирование психоэмоциональной устойчивости у курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России к производству выстрела в учебном процессе'

Формирование психоэмоциональной устойчивости у курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России к производству выстрела в учебном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / СЛУШАТЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ / ПОДГОТОВКА К ПРОИЗВОДСТВУ ВЫСТРЕЛА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ КУРСАНТОВ МВД РОССИИ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ БОЕВОГО ОРУЖИЯ / CADETS AND TRAINEES OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION / PREPARATION FOR FIRING A SHOT / THE PSYCHO-EMOTIONAL TRAINING OF FUTURE OFFICERS OF INTERNAL AFFAIRS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байкин Р.Ф.

При подготовке сотрудников оперативных подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации важную роль играют психоэмоциональные факторы. В современных условиях обостренной оперативной обстановки психоэмоциональная подготовка будущих сотрудников органов внутренних дел также имеет большое значение. Особую важность психоэмоциональная устойчивость имеет при попадании сотрудников полиции в экстренные ситуации, связанные с применением боевого оружия. Статья посвящена формированию психоэмоциональной устойчивости курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России к производству выстрела в рамках учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байкин Р.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Building psycho-emotional stability among cadets and students of educational organizations of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation while firing shots in the educational process

Taking into account the goals and objectives, psycho-emotional factors play a significant role in the training of officers of operational units of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. In modern conditions of the challenging operational environment,educational process, psycho-emotional stability of cadets of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation when using military weapons bodies is of great importance. The special importance of psycho-emotional stability arises when police officers get into emergency situations associated with the use of military weapons. The article is devoted to the building of psycho-emotional stability of cadets and trainees of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation to firing shots within the framework of the educational process.educational process, psycho-emotional stability of cadets of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation when using military weapons bodies is of great importance. The special importance of psycho-emotional stability arises when police officers get into emergency situations associated with the use of military weapons. The article is devoted to the building of psycho-emotional stability of cadets and trainees of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation to firing shots within the framework of the educational process.

Текст научной работы на тему «Формирование психоэмоциональной устойчивости у курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России к производству выстрела в учебном процессе»

УДК 2428

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ К ПРОИЗВОДСТВУ ВЫСТРЕЛА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

BUILDING PSYCHO-EMOTIONAL STABILITY AMONG CADETS

AND STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION WHILE FIRING SHOTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Байкин Рашит Фаритович,

старший преподаватель кафедры огневой и тактико-специальной подготовки Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск)

dixl6@mail.ru

Ключевые слова:

курсанты, слушатели образовательных организаций МВД России, подготовка к производству выстрела в учебном процессе, психоэмоциональная устойчивость курсантов МВД России при применении боевого оружия.

При подготовке сотрудников оперативных подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации важную роль играют психоэмоциональные факторы. В современных условиях обостренной оперативной обстановки психоэмоциональная подготовка будущих сотрудников органов внутренних дел также имеет большое значение. Особую важность психоэмоциональная устойчивость имеет при попадании сотрудников полиции в экстренные ситуации, связанные с применением боевого оружия. Статья посвящена формированию психоэмоциональной устойчивости курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России к производству выстрела в рамках учебного процесса.

Keywords:

cadets and trainees of the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, preparation for firing a shot in the

Taking into account the goals and objectives, psycho-emotional factors play a significant role in the training of officers of operational units of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. In modern conditions of the challenging operational environment, the psycho-emotional training of future officers of internal affairs

educational process, psycho-emotional stability of cadets of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation when using military weapons

bodies is of great importance. The special importance of psycho-emotional stability arises when police officers get into emergency situations associated with the use of military weapons. The article is devoted to the building of psycho-emotional stability of cadets and trainees of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation to firing shots within the framework of the educational process.

Основной задачей при применении боевого оружия в экстремальной ситуации является наличие устойчивого психологического и эмоционального контроля в процессе производства выстрела.

Наличие психологической и эмоциональной устойчивости позволяет применить боевое оружие в соответствии с теми задачами, которые стоят перед сотрудником МВД России в момент его применения, без нарушений требований закона.

Сотрудник полиции должен уметь подавлять эмоциональные реакции в стрессовом состоянии. От этого зависят результаты работы большой группы лиц, а также последующие результаты такой работы. Поэтому очень важно обращать внимание именно на подготовку будущих сотрудников, на их психологическое и эмоциональное состояние во время выстрела в период учебного процесса.

Хорошая психоэмоциональная подготовка позволяет стрелку четко осознавать мельчайшие элементы стрельбы, анализировать окружающую обстановку, свое психофизиологическое состояние при подготовке и во время стрельбы, усилить реакцию и внимание. Психологическая и эмоциональная подготовка позволяет в наиболее кратчайшие сроки мобилизовать все физиологические процессы стрелка в организме и обеспечить правильное и своевременное производство выстрела.

Как отмечает Е.А. Белоусова, на сегодняшний день в процессе подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России большее внимание уделяется не морально-психологическим факторам подготовки, а исключительно технической стороне применения огнестрельного оружия. Она полагает, что огневая подготовка в учебных заведениях осуществляется в целях получения навыков и умений обращения с оружием и не затрагивает эмоциональное состояние стрелка [1, с. 128].

Многие исследования, проведенные учеными среди уже действующих сотрудников МВД России, показывают, что эмоциональная подготовка сотрудников подразделений ОВД России при производстве выстрела остается низкой.

По мнению Е.И. Мещеряковой и М.А. Сибирко, к основным психоэмоциональным особенностям подготовки курсантов к производству выстрела следует отнести:

- нервно-психическое напряжение в связи с пониманием необходимости применения огнестрельного оружия в неконтролируемой и неизвестной обстановке;

- ограниченное время на производство выстрела, а также оказание возможного сопротивления со стороны правонарушителя;

- соблюдение повышенного уровня готовности в любой ситуации, в том числе при мгновенном изменении окружающей обстановки;

- высокую устойчивость и интенсивность внимания сотрудника, позволяющие наиболее эффективно и качественно применить огнестрельное оружие в процессе несения службы;

- необходимость прогнозирования развития ситуации. Следует просчитывать не только свои действия, но и действия противника, с учетом изменений окружающей обстановки.

При всей динамичности развития ситуации необходимо не забывать о собственном здоровье и собственной жизни, так же как не стоит забывать о жизни и здоровье коллег, то есть все применяемые действия должны быть обоснованными, неоправданный риск должен быть минимизирован [2, с. 13].

По мнению ряда авторов, в число которых входит Н.В. Бобкова, обучение стрельбе более является процессом психическим, нежели физическим. В процессе подготовки и производства выстрела задействуются такие психические показатели, как мышечная и двигательная память, внимание, воля и мышление [2, с. 15].

Развитие всех этих психических факторов происходит в процессе обучения стрельбе, а также в процессе тренировок. Качество таких тренировок, несомненно, влияет на применение оружия сотрудниками полиции в экстренных ситуациях.

Психоэмоциональная составляющая во многом зависит от природных качеств человека, от его характера, поведения и прочих индивидуальных критериев отдельно взятой личности. Если человек не уверенный по жизни и сомневающийся, то и в экстренной ситуации эти признаки могут сыграть свою роль.

Психоэмоциональные факторы применения оружия у курсантов и слушателей необходимо развивать с момента их отбора для обучения в образовательные организации МВД России. Кадровые подразделения, различные комиссии должны более ответственно подходить к своей работе и отбирать граждан на службу в полицию, учитывая именно природные характеристики каждого абитуриента. Наличие необходимой базы поможет усовершенствовать уже имеющиеся качества обучающихся, а также довести их подготовку до обозначенных результатов.

Еще одним важным фактором при подготовке к выстрелу является наличие правовых знаний у будущего сотрудника полиции.

Сотрудник, не знающий своих полномочий, может их превысить. Так, полицейский, осуществляющий задержание, может превысить возможные допустимые при задержании меры и т.п.

Подводя промежуточный итог, исследовав теоретический материал по рассматриваемой теме, мы можем сделать следующие промежуточные выводы. Психоэмоциональная подготовка играет существенную роль при подготовке и производстве выстрела из огнестрельного оружия, при этом сам процесс достижения необходимого результата зависит также от психофизиологических, психических качеств и правовых знаний стрелка. Процесс подготовки слушателей и курсантов образовательных организаций МВД России к стрельбе должен сочетать все эти составляющие, не отдавая приоритет при подготовке какому-то одному направлению. Профессорско-преподавательский состав образовательных организаций МВД России должен обращать внимание также на подготовку курсантов и слушателей к стрельбе с точки зрения стрельбы как волевого действия. Любое волевое действие является отточенным и взвешенным только тогда, когда имеется практика тренировок и использования огнестрельного оружия.

По мнению М.А. Сибирко, обучение и подготовка курсантов и слушателей военизированных учебных организаций должны базироваться на принципе предоставления тех знаний, которые могут понадобиться им как будущим сотрудникам, осуществляющим служебную деятельность. А все иные знания и навыки, не способные ответить требованиям ситуаций, являются дополнительной, лишней нагрузкой в процессе получения образования [3, с. 5].

Необходимо понимать, что преступники (злоумышленники) могут быть вооружены, а если их прошлое связано с оружием (например, бывшие военные либо бывшие работники спецслужб), то шансы на успешное завершение оперативно-служебной задачи для неподготовленного сотрудника резко снижаются.

Продолжая обосновывать сформированный М.А. Сибирко принцип, определим четыре методических направления для организации занятий курсантов и слушателей по огневой подготовке:

- формирование знаний и навыков обращения с огнестрельным оружием;

- формирование устойчивых навыков применения огнестрельного оружия;

- подготовка к формированию перечисленных навыков путем смены окружающей обстановки и иных методов моделирования экстренных ситуаций;

- подготовка применения перечисленных навыков стрельбы в условиях, которые являются максимально приближенными к реальным служебным ситуациям [4].

При взаимодействии перечисленных методов можно обеспечить необходимую психоэмоциональную подготовку будущих сотрудников.

Помимо этого преподавательский состав должен не только подготавливать к применению оружия, но и осуществлять моральную и психологическую подготовку курсантов и слушателей учебных заведений военизированного типа, к которым относятся образовательные организации МВД России.

Концепция психоэмоциональной устойчивости в момент экстремальной ситуации, в которую нередко попадают сотрудники полиции в процессе выполнения своих служебных обязанностей, приобретает особую значимость в связи с тем, что в этот момент требуется колоссальное напряжение психических и физических ресурсов организма. Непосредственный контакт с подозреваемым, преступником, террористом зачастую сопровождается угрозой жизни и здоровью, поэтому полицейскому необходимо уметь быстро ориентироваться в нужный момент, подключая возможности моторики организма, и успешно использовать огнестрельное оружие. Особенно важна морально-психологическая устойчивость при прохождении службы в «горячих точках», при выполнении служебного долга в контртеррористических операциях.

Как отмечает Л.М. Вайнштейн, уверенность в своих силах и возможностях появляется подсознательно, с ростом результатов и достижений, а также с приобретением устойчивых навыков в выполнении приемов стрельбы и доведения до автоматизма всех действий с оружием. Лучший тренажер - это само оружие. С ростом результатов у стрелка появится уверенность в своих возможностях и возникнет глубокий интерес к освоению тонкостей стрелковой науки, что, в свою очередь, снова даст рост результатов и дополнительную уверенность в своих силах. Если стрелок не уверен в себе, то вряд ли от него можно ожидать хороших результатов, а тем более точности в реальном бою. В армии есть закон: командующий, еще до начала сражения думающий, чем он будет объяснять свое поражение, не может быть командующим [4].

Проведению занятий должны предшествовать объяснение преподавателя и установка, на каких моментах стрелку необходимо сосредоточиться в ходе выполнения какого-то упражнения или действия. Иными словами, внушение стрелку путем сильного впечатляющего словесного или эмоционального воздействия, создание словесным внушением состояния боевого воодушевления, уверенности и решительности. В процессе занятия преподаватель должен постоянно подбадривать и воодушевлять стрелка на проявление повышенных волевых усилий, помогая преодолевать стоящие перед ним трудности. Известно, что одним из доступных методов совершенствования своего организма служит идеомоторная (аутогенная) тренировка. Цель аутогенной тренировки состоит в том, чтобы научить спортсменов произвольной регуляции мышечного тонуса, совершенствованию отдельных элементов техники с целью повышения спо-

собности к саморегуляции (регулированию своего психического состояния).

Таким образом, следует сделать вывод о том, что психоэмоциональная подготовка будущих сотрудников полиции при применении ими огнестрельного оружия должна базироваться на сочетании различных методов ведения стрельбы.

Для психологической подготовки стрелков необходимо использовать такие средства, как:

- стрельба, выполняемая по заданию (определенное количество выстрелов на результат);

- стрельба, которая производится на фоне физической нагрузки (бега, приседаний, сгибания-разгибания рук в упоре лежа и т.д.);

- осознание правил идеомоторной и аутогенной тренировок;

- мотивация, поощрение в ходе учебно-тренировочных занятий; контрольная стрельба; моделирование экстремальных ситуаций, характерных для деятельности стрелка (ответственные соревнования, шумовые, звуковые, световые эффекты и т.д.);

- глубокие вдохи и медленные выдохи для снятия психологического напряжения, волнения на огневом рубеже, мысленное повторение техники производства выстрелов или ее отдельных элементов (изготовки, хвата, прицеливания, дыхания, обработки спуска) [5].

Библиографический список

1. Военная педагогика и психология / А.В. Барабанщиков [и др.]. - М. : Воениздат, 1986. - 240 с.

2. Наздрачев, В.В. Методика совершенствования боевой подготовки курса образовательных учреждений МВД России : автореф. дис ... канд. пед. наук. -М. : Московская академия МВД РФ, 2000. - 24 с.

3. Обеспечение морально-психологической подготовки сотрудников ОВД. - М. : Академия МВД СССР, 1990. - 10 с.

4. Таран, А.Н. Психофизиологические особенности огневой подготовки курсантов в учебных заведениях МВД России / А.Н. Таран, А.А. Бойков // Общество и право. - 2014. - № 1(47). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ psihofiziologicheskie-osobennosti-ognevoy-podgotovki-kursantov-v-uchebnyh-zavedeniyah-mvd-rossii (дата обращения: 24.09.2019).

5. Ураков, И.В. Стрелковая подготовка курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России при применении огнестрельного оружия в экстремальных условиях // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2003. - № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strelkovaya-podgotovka-kursantov-i-slushateley-obrazovatelnyh-uchrelscheniy-mvd-rossü-pri-primenenii-ognestrelnogo-oruzhiya-v (дата обращения: 24.09.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.