Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСКОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ОБРАЗОВАНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО ФИЛИАЛА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ'

ГРАЖДАНСКОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ОБРАЗОВАНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО ФИЛИАЛА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА ОВД / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ОТЕЧЕСТВО / ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аристов Р.В., Зуев А.В., Макеева И.А., Медведев В.А., Кетенчиева Е.С.

В статье рассматривается вопрос обоснования концепции воспитывающего образования для курсантов силовых структур и роли дисциплин гуманитарного блока на кафедре социальноэкономических и гуманитарных дисциплин Ленинградского областного филиала СПб университета МВД России. Целью исследования является проверка гипотезы исследования гражданского и патриотического воспитания через образование в ходе изучения гуманитарных дисциплин. Актуальность патриотического, гражданского воспитания всегда была основополагающей задачей при формировании нравственности будущих поколений. Именно этот базис эмоциональных отношений, устойчивых нравственных суждений является залогом преемственности системы ценностей, правовых ориентиров и государственности в целом. В МВД России духовно-нравственный аспект является основой системы воспитания сотрудников органов внутренних дел, но порой он носит исключительно агитационный характер, что минимально для отражения общественной морали и недостаточно для формирования нравственности. На помощь в этом приходит компонент воспитания через образование. Авторами раскрыты требования к механизмам реализации личностного подхода в воспитании, в рамках философии гуманитарного образования. В ходе изучения социально-философских дисциплин особенное внимание обращается на трактовку ключевых понятий патриотизма и гражданского общества. Указывается, что трактовка категорий без учета подлинных истоков ведет к выхолащиванию подлинного понимания и искажению общественных ожиданий. Результаты проведенного научного исследования позволяют утверждать, что роль гражданского и патриотического воспитания через образование в ходе изучения гуманитарных дисциплин, является своего рода мягкой силой, убеждающей, впечатляющей и развивающей фундамент будущего нравственного здоровья народа. Используя наиболее продуктивный (студенческий) возраст педагоги и психологи в творческом коллективе кафедры способны привить духовно-нравственные ценности будущим служителям порядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аристов Р.В., Зуев А.В., Макеева И.А., Медведев В.А., Кетенчиева Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION THROUGH EDUCATION IN THE ACTIVITIES OF THE DEPARTMENT OF SOCIAL - ECONOMIC AND HUMANITARIAN DISCIPLINES OF THE LENINGRAD REGIONAL BRANCH OF THE ST. PETERSBURG UNIVERSITY OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article discusses the issue of substantiating the concept of upbringing education for cadets of the power structures and the role of the disciplines of the humanitarian block at the department of socioeconomic and humanitarian disciplines of the Leningrad regional branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The aim of the study is to test the hypothesis of the study of civic and patriotic education through education in the course of studying the humanities. The relevance of patriotic, civic education has always been a fundamental task in the formation of the morality of future generations. It is this basis of emotional relations, stable moral judgments that is the key to the continuity of the system of values, legal guidelines and statehood as a whole. In the Ministry of Internal Affairs of Russia, the spiritual and moral aspect is the basis of the system of educating the employees of the internal affairs bodies, but sometimes it is exclusively agitational in nature, which is minimal to reflect the public morality and not enough for the formation of morality. The component of upbringing through education comes to the rescue in this. The authors disclose the requirements for the mechanisms for the implementation of the personal approach in education, within the framework of the philosophy of humanitarian education. In the course of studying the social and philosophical disciplines, special attention is paid to the interpretation of the key concepts of patriotism and civil society. It is pointed out that the interpretation of the categories without taking into account their true origins leads to the emasculation of true understanding and distortion of public expectations. The results of the conducted scientific research allow us to assert that the role of civic and patriotic education through education in the study of humanitarian disciplines is a kind of soft power that convinces, impressive and develops the foundation of the future moral health of the people. Using the most productive (student) age, teachers and psychologists in the creative team of the department are able to instill spiritual and moral values in future servants of order.

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСКОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ОБРАЗОВАНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО ФИЛИАЛА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ»

tures", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9, pp. 7-14.

3. Alenurov, E.A., Kazakov, D.A., Marinina, N.N. and Nekrasova, M.V. (2020), "Differentiated development of students' speed abilities in physical education lessons", Theory and practice of physical culture, No.8, pp. 66-67.

4. Karpov, V.Yu. and Sapozhnikova, Yu.I. (2008), "Designing the content and methods of training classes in physical education of a corrective orientation with students of special medical groups", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 42, No. 8, pp. 41-44.

5. Boldov A.S., Gusev A.V., Karpov V.Yu., Sibgatulina F.R. and Nogina E.V. (2018), "Physical condition monitoring of psychology and pedagogical higher education institution's students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 164, No. 10, pp. 43-52.

6. Nikitushkin, V.G., Germanov G.N. and Kupchinov, R.I. (2016), The metadoctrine about education of motive abilities, monograph, Elist, Voronezh.

7. Chernyshenko, Yu.K Balandin, VA. and Shestakov, М.М. (2012), "Criteria for assessing methodological effectiveness of teaching methods", Physical education, sports - science and practice, No. 4, pp. 70-73.

Контактная информация: alenurov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.05.2021

УДК 378.016

ГРАЖДАНСКОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ОБРАЗОВАНИЕ

В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО ФИЛИАЛА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ

Роман Викторович Аристов, кандидат философских наук, доцент, Андрей Вячеславович Зуев, кандидат исторических наук, доцент, Ирина Александровна Макеева, кандидат юридических наук, начальник кафедры, Виталий Александрович Медведев, преподаватель, Елена Сергеевна Кетенчиева, преподаватель, Анна Александровна Савченко, кандидат филологических наук, доцент, Ленинградский областной филиал Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматривается вопрос обоснования концепции воспитывающего образования для курсантов силовых структур и роли дисциплин гуманитарного блока на кафедре социально-экономических и гуманитарных дисциплин Ленинградского областного филиала СПб университета МВД России. Целью исследования является проверка гипотезы исследования гражданского и патриотического воспитания через образование в ходе изучения гуманитарных дисциплин. Актуальность патриотического, гражданского воспитания всегда была основополагающей задачей при формировании нравственности будущих поколений. Именно этот базис эмоциональных отношений, устойчивых нравственных суждений является залогом преемственности системы ценностей, правовых ориентиров и государственности в целом. В МВД России духовно-нравственный аспект является основой системы воспитания сотрудников органов внутренних дел, но порой он носит исключительно агитационный характер, что минимально для отражения общественной морали и недостаточно для формирования нравственности. На помощь в этом приходит компонент воспитания через образование. Авторами раскрыты требования к механизмам реализации личностного подхода в воспитании, в рамках философии гуманитарного образования. В ходе изучения социально-философских дисциплин особенное внимание обращается на трактовку ключевых понятий патриотизма и гражданского общества. Указывается, что трактовка категорий без учета подлинных истоков ведет к выхолащиванию подлинного понимания и искажению общественных ожиданий. Результаты проведенного научного исследования позволяют утверждать, что роль гражданского и патриотического воспитания через образование в ходе изучения гуманитарных дисциплин, является своего рода мягкой силой, убеждающей, впечатляющей и развивающей фундамент будущего нравственного здоровья народа. Используя наиболее продуктивный (студенческий) возраст педагоги и

психологи в творческом коллективе кафедры способны привить духовно-нравственные ценности будущим служителям порядка.

Ключевые слова: формирование личности сотрудника ОВД, патриотическое воспитание, гражданское воспитание, патриотизм, отечество, гуманитарные дисциплины.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.5.p9-12

CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION THROUGH EDUCATION IN THE ACTIVITIES OF THE DEPARTMENT OF SOCIAL - ECONOMIC AND HUMANITARIAN DISCIPLINES OF THE LENINGRAD REGIONAL BRANCH OF THE ST. PETERSBURG UNIVERSITY OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

OF RUSSIA

Roman Viktorovich Aristov, the candidate of philosophical sciences, senior lecturer, Andrey Vyacheslavovich Zuev, the candidate of historical sciences, senior lecturer, Irina Aleksan-drovna Makeeva, the candidate of legal sciences, head of the department, Vitaly Aleksandro-vich Medvedev, the teacher, Elena Sergeevna Ketenchieva, the teacher, Anna Aleksandrovna Savchenko, the candidate of philology sciences, senior lecturer, Leningrad Regional Branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Abstract

The article discusses the issue of substantiating the concept of upbringing education for cadets of the power structures and the role of the disciplines of the humanitarian block at the department of socioeconomic and humanitarian disciplines of the Leningrad regional branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The aim of the study is to test the hypothesis of the study of civic and patriotic education through education in the course of studying the humanities. The relevance of patriotic, civic education has always been a fundamental task in the formation of the morality of future generations. It is this basis of emotional relations, stable moral judgments that is the key to the continuity of the system of values, legal guidelines and statehood as a whole. In the Ministry of Internal Affairs of Russia, the spiritual and moral aspect is the basis of the system of educating the employees of the internal affairs bodies, but sometimes it is exclusively agitational in nature, which is minimal to reflect the public morality and not enough for the formation of morality. The component of upbringing through education comes to the rescue in this. The authors disclose the requirements for the mechanisms for the implementation of the personal approach in education, within the framework of the philosophy of humanitarian education. In the course of studying the social and philosophical disciplines, special attention is paid to the interpretation of the key concepts of patriotism and civil society. It is pointed out that the interpretation of the categories without taking into account their true origins leads to the emasculation of true understanding and distortion of public expectations. The results of the conducted scientific research allow us to assert that the role of civic and patriotic education through education in the study of humanitarian disciplines is a kind of soft power that convinces, impressive and develops the foundation of the future moral health of the people. Using the most productive (student) age, teachers and psychologists in the creative team of the department are able to instill spiritual and moral values in future servants of order.

Keywords: personality formation of police officer, patriotic education, civic education, patriotism, fatherland, humanitarian disciplines.

Кафедра является не только коллективом преподавателей, но и союзом единомышленников-ученых. Ценностные установки преподавателей, активно занимающихся наукой, направлены не только на получение новых научных знаний, но и творческое обогащение всей педагогической деятельности. Мировоззренческо-методологическая культура преподавателя-ученого тесно связана с его гражданской позицией, ответственностью за воспитание и формирование личности сотрудника ОВД. Наши коллеги, служащие науке и обществу в МосУ МВД России им. В.Я. Кикотя, отметили существование повышенных требований общества связанных с профессиональным доверием к службе защитника правопорядка. Общество больнее переживает личные проступки сотрудника, как предательство идеалов, которым они призваны служить. [1] Именно поэтому особая

роль уделяется гражданско-патриотическому воспитанию в системе МВД.

Актуальность патриотического, гражданского воспитания всегда была основополагающей задачей при формировании нравственности будущих поколений. Именно этот базис эмоциональных отношений, устойчивых нравственных суждений является залогом преемственности системы ценностей, правовых ориентиров и государственности в целом. В МВД России духовно-нравственный аспект является основой системы воспитания сотрудников органов внутренних дел, но зачастую он носит исключительно агитационный характер, что минимально для отражения общественной морали и недостаточно для формирования нравственности. На помощь в этом приходит компонент воспитания через образование. Простого перечисления или изложения аксиом «верности отечеству», «служения обществу», «высших ценностей человечества» и «любви к Родине» недостаточно. Любая из идей, скреп общества требует не только доказательства, но и демонстрации альтернатив в сравнении с иными политическими, историческими и правовыми явлениями в мире. Тем самым приводятся рациональные доказательства в необходимости исполнения заветов предков. Однако теория гносеологии указывает еще на одно необходимое условие приятия норм. Этим условием будет развитие чувств обучаемого. Шарль Монтескье писал: «Существуют истины, в которых недостаточно убедить кого-либо, но которые надо дать почувствовать; именно таковы истины морали».

Педагогическая психология доказала, что чем более ярким будет образ и переживание по поводу образа, тем интенсивнее происходи рефлекторное усвоение алгоритма поведение. То есть появляется возможность программируемого поведения, что и является главным результатом воспитания. Модель гражданского и патриотического воспитания закладывается и через образовательные дисциплины. Ведущими в формировании эмоционально-нравственного отношения к событиям, к формированию устойчивого типа поведения являются дисциплины гуманитарного блока.

В частности, базовыми будут дисциплины исторического блока. «История государства и права зарубежных стран», и «История государства и права России» позволяют в ретроспективе рассматривать общественные отношения, организацию их в правовые нормы, как историческую необходимость развития. Демонстрируя путь ошибок, человеческих трагедий, попыток реализации идеалов на примере зарубежных стран и нашего Отечества, можно добиться позитивного отношения к традициям и подвигам предков. Исторические дисциплины так же помогают наиболее ярко, с применением активных и интерактивных форм погрузиться в прошлое, эмоционально прочувствовать сущность ряда событий. Именно этот раздел позволяет в ретроспективе причинно-следственных связей планировать и участвовать личное будущее и будущее страны.

Блок социально-философских дисциплин «Философия», «Социология», «Теория государства и права» позволяет продемонстрировать обучающемуся не только пласт человеческой мысли, идей, культуры, социальных законов и их реализации в праве, но и дает возможность привить способность рассуждать, находить истину, принимать решения, основываясь на законах социального бытия.

Эти два блока изобилуют междисциплинарными связями, но они комплексно связаны с навыками и умениями, получаемыми в ходе изучения дисциплин логико-математического блока. «Логика» учит правильно мыслить, не допускать ошибок и сознательных интеллектуальных подтасовок, «Информационные технологии» - позволяют не только изучить современный уровень цифровой техники, но и уяснить, что в основе всех решений лежит алгоритм и правило. «Экономика» - демонстрирует применение социального закона во взаимосвязи формирования материальных благ, исторических и правовых процессов.

Лингвистический и психологический блоки призваны показать необходимость совершенствования языка, как средства коммуникации и отражения культуры человека. Кафедрами гуманитарных дисциплин ведется ключевая работа в формировании патриоти-

ческого и гражданского воспитания в процессе образования высшей школы. Для специальностей, готовящих государственных служащих, защищающих профессий необходимо отводить значительное место в содержании образования социально-гуманитарному блоку.

Вопрос «Кого воспитывать?» «Как воспитывать?» должны стоять после предельного вопроса «Для чего воспитывать?» мы должны четко представлять некую идеальную картину будущего и место нового поколения в ней. Если мы желаем получить талантливое думающее поколение — это путь честности и открытости отказ от лицемерия и двойных стандартов.

В ходе изучения социально-философских дисциплин особенное внимание обращается на трактовку ключевых понятий патриотизма и гражданского общества. Указывается, что трактовка категорий без учета подлинных истоков ведет к выхолащиванию подлинного понимания и искажению общественных ожиданий. Например, само понятие «патриотизм», по обобщенному определению, Википедии - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности, и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к своей Родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей разное. По этой причине необходимо более точно определять понятие.

Корень «патер» указывает на главенство и важность понятия. «Патер» - «отец» имеет прямую аналогию в русском языке «Отечество». Содержание понятия Отечество в ментальности русской культуры воспринимается как традиция, законы предков. Отечество в отличие от Родины категория более абстрактная существующая как идея, в то время как Родина понятие территориальное осязаемое и связанное с теми местами, людьми среди которых родился и рос человек. Патриотизм поэтому не слепое поклонение нормативным традициям предков, а использование позитивного опыта прошлого, знание побед и ошибок на поле брани, и в жизненном укладе. К сожалению, некоторые педагоги сегодня под патриотизмом понимают только милитаризацию и память о славных традициях оружия. Такой узкий подход чреват проявлениями кичливости и шовинизма.

Роль гражданского и патриотического воспитания через образование в ходе изучения гуманитарных дисциплин, является своего рода мягкой силой, убеждающей, впечатляющей и развивающей фундамент будущего нравственного здоровья народа. Используя наиболее продуктивный (студенческий) возраст педагоги и психологи в творческом коллективе кафедры способны привить духовно-нравственные ценности будущим служителям порядка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Неганов В.В. Духовно-нравственное воспитание в контексте традиционных христианских ценностей как базовый критерий формирования положительного имиджа сотрудника полиции / В.В. Неганов, К.С. Щелоков, А.А. Васечко // Вестник Нижегородской академии МВД России. -2017. - № 4. - С. 311-312.

REFERENCES

1. Neganov V.V., Shchelokov K.S. and Vasechko A.A. (2017), "Spiritual and moral education in the context of traditional Christian values as a basic criterion for the formation of a positive image of a police officer", Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, No. 4, рр. 311-312.

Контактная информация: kaf.seigd.lof@mail.ru

Статья поступила в редакцию 10.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.