Научная статья на тему 'Специфика интерактивных учебных пособий'

Специфика интерактивных учебных пособий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
892
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика интерактивных учебных пособий»

Гипертекстовые ссылки позволяют задействовать весь потенциал глобальной сети, таким образом, студентам не придется тратить время на поиск дополнительного материала по различным источникам. Кроме того, такой выход за пределы одного пособия дает установку на перспективное более глубокое изучение дисциплины.

Включение в мультимедийное учебное пособие тестовых заданий ориентирует студентов на самопроверку усвоенного материала, самостоятельное выявление пробелов в усвоении материала, а в итоге на более продуктивную подготовку к зачетам и экзаменам.

Разрабатываемое нами мультимедийное электронное учебное пособие «Информационные ресурсы по музыке» призвано осветить один из разделов учебной дисциплины «Мировые информационные ресурсы и сети» и адресовано в основном студентам и аспирантам, обучающимся на музыкальных отделениях творческих вузов. В пособии описание специфики и современного состояния информационных ресурсов в сфере музыки иллюстрируется аудио и видео рядом, используется система гиперссылок, позволяющих мгновенно перейти на соответствующие освещаемым вопросам веб-сайты. Пособие сопровождается вопросами для самопроверки, связанными с ответами гиперссылками. Качественные мультимедийные электронные учебные пособия активизируют интерес студентов к изучаемому предмету, вызывают желание познать больше, самостоятельно работать с различными электронными средствами учебного назначения. В то же время, ни одно даже самое совершенное мультимедийное электронное учебное пособие не заменит талантливого педагога, способного увлечь студента и ответить на самые сложные вопросы. Поэтому, несмотря на все преимущества таких пособий, они носят только вспомогательный, дополнительный к «живому» учебному процессу характер.

Литература

Модульно-рейтинговая система в профильном обучении: методические рекомендации [Текст] /под ред. М. В. Рыжакова. - Москва, СпортАкадемПресс, 2005. - 362 с.

1. Электронный научный журнал. Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы*р://)оигпа1. kuzspa. ги/ агйс^/87 (дата обращения 20.01.2015).

2. Портал информационной поддержки руководителей образовательных учреждений «Менеджер образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. тепоЬг. ги/ mateгials/165/46574 (дата обращения 20.01.2015).

И. И. Пашнина М. Т. Хачатрян СПЕЦИФИКА ИНТЕРАКТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ

Всемерная компьютеризация вузов актуализирует проблему создания и внедрения электронного контента предметов, не связанных с изучением информатики, в учебный процесс. Помимо интернет-ресурсов, все более актуальной становится разработка собственных электронных учебных ресурсов по каждой дисциплине. Они позволяют обучающемуся получить более полную информацию по изучаемому предмету, увеличивают образовательный потенциал, в целом способствуют реализации принципа непрерывного образования. Подобным образовательным ресурсом является электронное интерактивное учебное пособие, содержание которого должно соответствовать целям и задачам дисциплины, уровню аудитории, технической оснащенности и т. д. Оно дополняет процесс обучения разнообразными возможностями компьютерных технологий, и делают его, таким образом, более интересным и привлекательным для обучающихся. Интерактивность и комплексность, исключительно высокая степень наглядности представленного материала, взаимосвязь различных компонентов курсов делают такие учебные пособия незаменимыми помощниками, как для студента, так и для преподавателя.

Дидактические принципы интерактивного электронного учебного пособия базируются на основных закономерностях учебного процесса. Они основываются на тех же функциях, на представлении теоретических материалов, на применении первоначальных знаний, на контроле степени усвоения, на обратной связи, что и традиционные учебные пособия на бумажных носителях. Интерактивные электронные учебные курсы могут состоять из глав, заданий для

самостоятельной работы, лабораторных, практических, семинарских занятий. Помимо этого, они должны выполнять функцию интерактивной обратной связи, функцию выполнения заданий, проверки полученных знаний, различных видов моделирования при помощи компьютерной визуальности, а также иметь базу данных.

Процесс обучения становится более эффективным и интересным благодаря комплексу разнообразных мультимедийных возможностей. Средства мультипликации и видеотехники позволяют иллюстрировать учебный материал конкретными наглядными примерами (видеолекции по учебному курсу, демонстрация различных процессов, выступлений известных ученых и т. д.). Включение в интерактивное электронное учебное пособие баз данных дают возможность обучающемуся просмотреть гораздо больше информации, чем представлено в текстовом блоке. Важно также включать инструкции по обращению к базам данных и приёмы обработки помещённой в базы данных информации.

Специалисты выделяют три различных по сложности педагогически целесообразных уровней изложения материала в интерактивном электронном учебном пособии. Основной уровень должен содержать определения основных понятий, предмета и иллюстрации этих понятий и определений. Этот уровень должен представлять полноценную картину предмета, занимая не более четверти от общего объёма учебного пособия. Следующий уровень - детальное изложение всех вопросов учебной программы курса. Третий уровень углублённо освещает отдельные вопросы для тех обучающихся, которые стремятся получить дополнительные знания по тому или иному вопросу.

Необходимо также соблюдать принцип модульности организации учебного материала, который позволяет реализовать несколько возможных путей рассмотрения учебного материала: по разным уровням, где непосредственно предусмотрен переход между различными по трудности уровнями. В зависимости от степени подготовленности пользователь сам выбирает уровень сложности представления учебного материала. Новый учебный материал должен быть логически связанным с предыдущим учебным материалом в границах одного обучающего модуля. Завершаться каждый модуль должен контрольными вопросами в виде тестовых заданий. Это улучшает подготовку обучающихся и повышает эвристический потенциал учебного пособия.

В то же время при создании интерактивных учебных электронных пособий одной из главных проблем является выбор программных средств, их взаимосвязь между собой, обеспечение прочной связи аппаратных и программных средств. В настоящее время существует достаточно много образовательных компьютерных программ, что, в принципе, должно помочь преподавателям в создании интерактивных учебных электронных пособий собственными силами по тем дисциплинам или отдельным темам, которые до настоящего времени не имеют таких пособий.

Разрабатываемый нами фрагмент интерактивного учебного электронного пособия посвящен рекламным технологиям в Интернете и базируется на всех вышеприведенных положениях.

Литература

1. Жарый, С. В. Новые информационные технологии в учебном процессе высшего учебного заведения [Электронный ресурс] / С. В. Жарый // Информационная среда ВУЗа XXI века.

- Режим доступа: http://www. ict. edu. ru/vconf/index. php? a=vconf&c=getForm&r= thesisDesc&d=light&id_sec=285&id_thesis=10455(дата обращения 20.02.2015)

2. Можаева, Г. В. Как подготовить мультимедиа курс? [Текст]: метод. пособие для преподавателей / Можаева Г. В., Тубалова И. В.; под ред. В. П. Демкина. - Томск: ТГУ, 2002.

- 41.

И. И. Пашнина И. А. Ковальчук

СПЕЦИФИКА БАННЕРНОЙ РЕКЛАМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И УСЛУГ

В настоящее время среди массы разновидностей рекламы все большую популярность завоевывает реклама в Интернете. Обращение рекламодателей к услугам глобальной сети

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.