Научная статья на тему 'Роль и место мультимедийного электронного учебного пособия в современной системе образования'

Роль и место мультимедийного электронного учебного пособия в современной системе образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль и место мультимедийного электронного учебного пособия в современной системе образования»

• дополнительное образование, получение новых специальностей, смежных с уже полученной;

• непрерывное самообразование.

Получение дистанционным методом первого образования в большинстве специальностей сферы искусства, по мнению специалистов, в принципе невозможно. Музыка, хореография, актерское мастерство и т. п. требуют постоянного живого общения обучающего и обучающегося. Современные цифровые технологии пока не способны тождественно передавать все оттенки цвета и «живого звука». Поэтому в данных направлениях обучения дистанционный метод наиболее эффективно использовать в системе повышения квалификации специалистов социально-культурной сферы, получении дополнительного образования, получении новых специальностей, смежных с уже полученной. В условиях самообразования специалистов социально-культурной сферы, введение дистанционного обучения, на наш взгляд, является наиболее перспективным.

Литература

1. Колин, К. К. Вызовы ХХ1 века и проблемы образования / К. К. Колин. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. - 53с.

2. Тихомиров, В. П. Качественное образование для всех как основа формирования общества знаний / В. П. Тихомиров // Информационное общество. - 2005. - № 4. - С. 6-10

3. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы: докл. Всемирного банка. - Москва., 2003. - 32 с.

И. И. Пашнина Д. А. Пилипенко

РОЛЬ И МЕСТО МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Под электронным учебным пособием понимается программно-методический обучающий комплекс, который соответствует учебной программе и обеспечивает обучающегося возможностью самостоятельно или с помощью преподавателя изучить дисциплину или её тему, раздел. Оно должно включать в себя встроенную структуру, словари, справочные материалы, возможность поиска. Такое электронное пособие может стать неоценимым помощником практически по всем учебным курсам, не только связанным с информационными технологиями.

В то же время, электронное учебное пособие не является простой электронной копией книги, приоритет которой над печатной версией выражается в возможности перехода из оглавления по гиперссылке на нужную главу. В электронном пособии поддерживаются определенные режимы обучения, которые соответствуют видам занятий (лекция, семинар, самостоятельная работа, тест). Чаще всего электронные учебные пособия строятся по модульному принципу.

По мнению специалистов, модуль как единица обучения включает в себя все необходимые компоненты учебно-методического комплекса, нацеленные на приобретение навыков и умений для выполнения какой-либо конкретной профессиональной деятельности на заданном уровне. Содержательная часть модуля может оперативно варьироваться. Содержание при использовании модульной технологии позволяет с помощью электронного учебного пособия формировать обучающимся собственную позицию по исследуемой проблеме [1].

Особый вид учебного электронного издания - мультимедийное электронное учебное пособие, содержащее учебный материал, дополняющий учебный материал основного учебника (причем независимо от его вида - бумажного или электронного), в котором этот учебный материал представлен с использованием различных средств сообщения информации -текста, графики, звука, видеоизображения, анимации, интерактивной части. Материал в мультимедийных электронных учебных пособиях, как правило, представлен в сжатой форме, контент может передаваться, помимо теста, графикой, видео, звуком. Это, в свою очередь, активизирует все виды памяти, внимание, как следствие - способствует более полному усвоению предмета изучения.

Гипертекстовые ссылки позволяют задействовать весь потенциал глобальной сети, таким образом, студентам не придется тратить время на поиск дополнительного материала по различным источникам. Кроме того, такой выход за пределы одного пособия дает установку на перспективное более глубокое изучение дисциплины.

Включение в мультимедийное учебное пособие тестовых заданий ориентирует студентов на самопроверку усвоенного материала, самостоятельное выявление пробелов в усвоении материала, а в итоге на более продуктивную подготовку к зачетам и экзаменам.

Разрабатываемое нами мультимедийное электронное учебное пособие «Информационные ресурсы по музыке» призвано осветить один из разделов учебной дисциплины «Мировые информационные ресурсы и сети» и адресовано в основном студентам и аспирантам, обучающимся на музыкальных отделениях творческих вузов. В пособии описание специфики и современного состояния информационных ресурсов в сфере музыки иллюстрируется аудио и видео рядом, используется система гиперссылок, позволяющих мгновенно перейти на соответствующие освещаемым вопросам веб-сайты. Пособие сопровождается вопросами для самопроверки, связанными с ответами гиперссылками. Качественные мультимедийные электронные учебные пособия активизируют интерес студентов к изучаемому предмету, вызывают желание познать больше, самостоятельно работать с различными электронными средствами учебного назначения. В то же время, ни одно даже самое совершенное мультимедийное электронное учебное пособие не заменит талантливого педагога, способного увлечь студента и ответить на самые сложные вопросы. Поэтому, несмотря на все преимущества таких пособий, они носят только вспомогательный, дополнительный к «живому» учебному процессу характер.

Литература

Модульно-рейтинговая система в профильном обучении: методические рекомендации [Текст] /под ред. М. В. Рыжакова. - Москва, СпортАкадемПресс, 2005. - 362 с.

1. Электронный научный журнал. Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы*р://)оигпа1. kuzspa. ги/ агйс^/87 (дата обращения 20.01.2015).

2. Портал информационной поддержки руководителей образовательных учреждений «Менеджер образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. тепоЬг. ги/ mateгials/165/46574 (дата обращения 20.01.2015).

И. И. Пашнина М. Т. Хачатрян СПЕЦИФИКА ИНТЕРАКТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ

Всемерная компьютеризация вузов актуализирует проблему создания и внедрения электронного контента предметов, не связанных с изучением информатики, в учебный процесс. Помимо интернет-ресурсов, все более актуальной становится разработка собственных электронных учебных ресурсов по каждой дисциплине. Они позволяют обучающемуся получить более полную информацию по изучаемому предмету, увеличивают образовательный потенциал, в целом способствуют реализации принципа непрерывного образования. Подобным образовательным ресурсом является электронное интерактивное учебное пособие, содержание которого должно соответствовать целям и задачам дисциплины, уровню аудитории, технической оснащенности и т. д. Оно дополняет процесс обучения разнообразными возможностями компьютерных технологий, и делают его, таким образом, более интересным и привлекательным для обучающихся. Интерактивность и комплексность, исключительно высокая степень наглядности представленного материала, взаимосвязь различных компонентов курсов делают такие учебные пособия незаменимыми помощниками, как для студента, так и для преподавателя.

Дидактические принципы интерактивного электронного учебного пособия базируются на основных закономерностях учебного процесса. Они основываются на тех же функциях, на представлении теоретических материалов, на применении первоначальных знаний, на контроле степени усвоения, на обратной связи, что и традиционные учебные пособия на бумажных носителях. Интерактивные электронные учебные курсы могут состоять из глав, заданий для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.