самостоятельной работы, лабораторных, практических, семинарских занятий. Помимо этого, они должны выполнять функцию интерактивной обратной связи, функцию выполнения заданий, проверки полученных знаний, различных видов моделирования при помощи компьютерной визуальности, а также иметь базу данных.
Процесс обучения становится более эффективным и интересным благодаря комплексу разнообразных мультимедийных возможностей. Средства мультипликации и видеотехники позволяют иллюстрировать учебный материал конкретными наглядными примерами (видеолекции по учебному курсу, демонстрация различных процессов, выступлений известных ученых и т. д.). Включение в интерактивное электронное учебное пособие баз данных дают возможность обучающемуся просмотреть гораздо больше информации, чем представлено в текстовом блоке. Важно также включать инструкции по обращению к базам данных и приёмы обработки помещённой в базы данных информации.
Специалисты выделяют три различных по сложности педагогически целесообразных уровней изложения материала в интерактивном электронном учебном пособии. Основной уровень должен содержать определения основных понятий, предмета и иллюстрации этих понятий и определений. Этот уровень должен представлять полноценную картину предмета, занимая не более четверти от общего объёма учебного пособия. Следующий уровень - детальное изложение всех вопросов учебной программы курса. Третий уровень углублённо освещает отдельные вопросы для тех обучающихся, которые стремятся получить дополнительные знания по тому или иному вопросу.
Необходимо также соблюдать принцип модульности организации учебного материала, который позволяет реализовать несколько возможных путей рассмотрения учебного материала: по разным уровням, где непосредственно предусмотрен переход между различными по трудности уровнями. В зависимости от степени подготовленности пользователь сам выбирает уровень сложности представления учебного материала. Новый учебный материал должен быть логически связанным с предыдущим учебным материалом в границах одного обучающего модуля. Завершаться каждый модуль должен контрольными вопросами в виде тестовых заданий. Это улучшает подготовку обучающихся и повышает эвристический потенциал учебного пособия.
В то же время при создании интерактивных учебных электронных пособий одной из главных проблем является выбор программных средств, их взаимосвязь между собой, обеспечение прочной связи аппаратных и программных средств. В настоящее время существует достаточно много образовательных компьютерных программ, что, в принципе, должно помочь преподавателям в создании интерактивных учебных электронных пособий собственными силами по тем дисциплинам или отдельным темам, которые до настоящего времени не имеют таких пособий.
Разрабатываемый нами фрагмент интерактивного учебного электронного пособия посвящен рекламным технологиям в Интернете и базируется на всех вышеприведенных положениях.
Литература
1. Жарый, С. В. Новые информационные технологии в учебном процессе высшего учебного заведения [Электронный ресурс] / С. В. Жарый // Информационная среда ВУЗа XXI века.
- Режим доступа: http://www. ict. edu. ru/vconf/index. php? a=vconf&c=getForm&r= thesisDesc&d=light&id_sec=285&id_thesis=10455(дата обращения 20.02.2015)
2. Можаева, Г. В. Как подготовить мультимедиа курс? [Текст]: метод. пособие для преподавателей / Можаева Г. В., Тубалова И. В.; под ред. В. П. Демкина. - Томск: ТГУ, 2002.
- 41.
И. И. Пашнина И. А. Ковальчук
СПЕЦИФИКА БАННЕРНОЙ РЕКЛАМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И УСЛУГ
В настоящее время среди массы разновидностей рекламы все большую популярность завоевывает реклама в Интернете. Обращение рекламодателей к услугам глобальной сети
обусловлено рядом причин. Это, прежде всего, быстрые темпы виртуализации жизни общества, распространение Интернета практически повсеместно при сравнительно невысокой стоимости провайдерских услуг. Кроме того, по сравнению с рекламой в прессе и на телевидении интернет-рекламу отличает невысокая стоимость, она предоставляет равные возможности и крупному бизнесу, и небольшим организациям, что делает эту рекламу на сегодняшний день самой демократичной. Один из самых эффективных и самых распространённых способов рекламы в Интернете - это баннерная реклама.
Современные сетевые баннеры образуют в совокупности целую систему со своей интенсивно разрабатываемой теорией и методикой, со своей организационной структурой, разветвленной видовой классификацией. В частности, по характеру отражаемой информации выделяют баннеры: информационные; имиджевые, задачей которых, чаще всего, является продвижение существующего бренда; баннеры, рассчитанные на любопытство пользователей, имеющие неопределённую и интригующую информацию; различные баннеры, разработанные с целью обмана пользователей, например, "системные" - похожие на системные (windows) окна. Этот ряд можно продолжить. Существует классификация баннеров и по отраслевому принципу. Таким образом, выделяется баннерная реклама образовательных услуг, назначение которой - их продвижение путем размещения графических, иногда анимационных, блоков (картинок) на различных сайтах.
Именно в Интернете последнее время находится наиболее полная и доступная в любое время информация, необходимая каждому, кто сталкивается с выбором учебного заведения. Люди все чаще обращаются к Интернету, и в дальнейшем эта тенденция будет только усиливаться. Поэтому в условиях конкуренции на рынке образовательных услуг каждое учебное заведение должно максимально использовать возможности Интернет. Специалисты в области рекламы сходятся во мнении, что реклама образовательных услуг и учебных заведений в Интернете менее затратна по сравнению с другими способами рекламы (на телевидении, в печатных СМИ, наружная реклама и т. п.) и в то же время отличается высокой эффективностью.
Большое значение для повышения эффективности баннерной рекламы образовательных учреждений и услуг имеет не только ее внешний вид и содержание, но и способы распространения. Для подобной рекламы целесообразнее использовать сайты образовательной и около образовательной тематики. Важно учитывать, что для рекламы вузов надо выбирать одни Интернет-площадки, а для рекламы семинаров, тренингов, курсов - другие. Так, для рекламы вуза предпочтительнее выбирать веб-сайты с большой посещаемостью, основная аудитория которых - это выпускники школ, колледжей и их родители. К таким сайтам относятся сайты для подготовки к ЕГЭ, сайты с рефератами и контрольными работами, справочные сайты по вузам, сайты с рейтингами вузов. Можно воспользоваться услугами служб баннерной рекламы, объединяющих большое количество сайтов в единую баннерную сеть и, с помощью специальных программ, показывающих баннер образовательного учреждения на страницах этих сайтов.
Сайтами с огромной посещаемостью в настоящее время являются сайты социальных сетей, в которых современный молодой человек проводит подчас больше времени, чем в реальной действительности. Поэтому именно на этих сайтах рекламные баннеры любых образовательных учреждений и услуг будут более эффективны. Социальная сеть «В контакте» объединяет по преимуществу молодых людей - школьников, студентов, работающую молодежь. Следовательно, рекламный баннер, ориентированный на эту сеть, должен быть соответственно графически и информационно оформлен. Совсем иначе должен выглядеть такой баннер, который планируется разместить в «Одноклассниках», т. к. данная социальная сеть собирает на своих веб-страницах в основном поколение более зрелое - родителей, бабушек, дедушек, т. е. тех, кто в той или иной степени влияет на выбор образовательного учреждения.
Все вышеизложенное позволило нам выявить специфику создания и продвижения бан-нера новой специальности «Информационные системы в искусстве и гуманитарной сфере» и явилось основой для проведения баннерной рекламной кампании в социальной сети «В контакте».
Источники
1. Агенство Интернет-рекламы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. start-reklama. ru (дата обращения 20.01.2015).
2. Студия «6 этаж» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.6floor. ru/face. htm (дата обращения 20.01.2015).
Ю. И. Чуйко
О ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ -СТУДЕНТ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
Педагог кафедры физической культуры вуза обычно не достаточно хорошо знает каждого из студентов, а с большинством из них встречается не чаще двух раз в неделю. Кроме того, преподавателю непросто определить атмосферу в конкретной академической группе, узнать какие настроения в ней преобладают, какие группировки там существуют и как они взаимодействуют [2].
Педагогический коллектив кафедры физической культуры и безопасности жизнедеятельности КГУКИ в своей исследовательской работе предпринял попытку определения, анализа, оценки, выбора и оптимизации реального применения механизмов индивидуальных и межгрупповых взаимопониманий. В нашей работе были использованы теоретические основы Положения о социальных взаимоотношениях вообще и в учебных заведениях в частности, предложенные ведущими специалистами в данной области [1; 3; 5]. К таким механизмам взаимоотношений и взаимопониманий они относят:
1. Физиогномическую редукцию - стремление охарактеризовать человека по чертам его лица. Педагог порой создаёт представление о студенте по внешнему виду, а затем, подгоняет его под созданное представление. Получается, что, приписывая молодому человеку какие-то черты характера, наставник своим поведением провоцирует воспитанника на поступки, подтверждающие первое впечатление о нем [3].
Естественно, что по чертам лица, фигуре, особенностям телосложения, как правило, нельзя объективно судить о психологических, личностных характеристиках студента, однако высокий рост, хорошая прыгучесть дают основание предположить, что молодой человек может быть неплохим волейболистом или прыгуном, а крепкое телосложение, быстрые и резкие движения могут свидетельствовать о реальных перспективах в спортивных единоборствах. В то же время нередки случаи, когда студент, не отличающийся поначалу хорошими физическими данными, добивался относительно высоких результатов в спорте за счет упорства, целеустремленности, трудолюбия, опережая своих более перспективных в начале товарищей.
Физиогномическая редукция в общении со студентами нами была использована как дополнительный и приблизительный способ предварительного познания молодых людей.
2. Социальную категоризацию, которая классифицирует людей и события окружающего мира по социальному признаку. Простейшие примеры такого разделения: преподаватели и студенты, военные и гражданские, спортсмены и физкультурники. Точная классификация сложна, она требует опыта и подготовленности оценивающего. Нелегко без предварительного специального целенаправленного изучения разделить студентов на решительных и осторожных, на трудолюбивых и пассивных, на зависимых от влияния группы и не зависимых.
Установить правильные взаимоотношения между педагогом и студенческим коллективом бывает трудно без предварительной классификации членов такого коллектива. При решении данной проблемы нами были проведены действия, направленные на выявление в академических группах неформальных лидеров, принятых, непринятых, изолированных, отверженных студентов. Там, где это не удавалось, преподаватель в такой группе не чувствовал себя уверенно, ему нелегко было в ней работать.
Для определения, who is who в группе, были использованы как спортивно-массовые мероприятия с индивидуально-командным зачетом, так и коллективная работа (например, уборка территории стадиона). В ходе этих мероприятий выявлялись лидеры, организаторы, действующие в интересах коллектива. Установление и привлечение на свою сторону таких