Научная статья на тему 'Опыт применения электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания истории России в университете'

Опыт применения электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания истории России в университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1827
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЦИФРОВАЯ ИСТОРИЯ / ОБУЧЕНИЕ / HISTORY TEACHING METHODS / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / DIGITAL HISTORY / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Надежда Николаевна, Чернова Нина Викторовна

Цифровой поворот в гуманитарных науках и в педагогических технологиях требует применения разнообразных средств и методов обучения. Электронные образовательные ресурсы как комплекс разнообразных учебных материалов, для воспроизведения которых используются электронные устройства, позволяют повысить качество обучения и разнообразить формы преподавания. При этом в процессе преподавания отдельных исторических дисциплин в университете в настоящее время невозможно обойтись без электронных ресурсов. Разнообразие электронных образовательных ресурсов по технологии распространения, по наличию печатного эквивалента, по природе основной информации, по целевому назначению и др. позволяют успешно решать педагогические задачи. В ходе изучения опыта использования электронных образовательных ресурсов «История России до ХХ века», «История России в IX-XVIII вв.», «История культуры России», «Вспомогательные исторические дисциплины» авторы пришли к выводам о том, что эффективность системы профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования возрастает при комбинировании разнообразных технологий и форм обучения, а процесс внедрения любой новой образовательной технологии в учебный процесс является непростой задачей. Электронные средства обучения сами по себе не могут быть плохими или хорошими, лучше или хуже. Эффективность, интенсивность, активизация, индивидуализация, коммуникативность образовательного процесса зависят в большей степени от того, как используются электронные ресурсы, какие задачи при их применении решаются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of using electronic educational resources in the process of teaching the History of Russia at the university

The digital change in the humanities and pedagogical technologies requires the use of a variety of educational tools and methods. Electronic educational resources as a complex of various educational materials for the reproduction of which electronic devices are used make it possible to improve the quality of education and to diversify the forms of teaching. At the same time, in the process of teaching certain historical disciplines at the university, it is currently impossible to do this without electronic resources. A variety of electronic educational resources on the dissemination technology, on the availability of the printed equivalent, on the nature of the basic information, on the intended purpose, etc., make it possible to successfully solve pedagogical problems. In the course of studying the experience of using electronic educational resources “History of Russia until the XX century”, “History of Russia in the IX XVIII centuries”, “History of the culture of Russia”, “Auxiliary historical disciplines”, the authors came to a conclusion that the effectiveness of professional training system of bachelors of pedagogical education is increased with the combination of various technologies and forms of education, and the process of introducing any new educational technology into the educational process is not an easy task. Electronic educational tools alone cannot be bad or good, better or worse. Efficiency, intensity, activation, individualization, and communicativeness of the educational process depend largely on how electronic resources are used; what tasks are solved in their application.

Текст научной работы на тему «Опыт применения электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания истории России в университете»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive19/19-03/ Дата публикации: 30.06.2019 УДК 371.3

Н. Н. Макарова, Н. В. Чернова

Опыт применения электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания истории России в университете

Цифровой поворот в гуманитарных науках и в педагогических технологиях требует применения разнообразныхсредств и методов обучения.Электронныеобразовательные ресурсы как комплекс разнообразных учебных материалов, для воспроизведения которых используются электронные устройства, позволяют повысить качество обучения и разнообразить формы преподавания. При этом в процессе преподавания отдельных исторических дисциплин в университете в настоящее время невозможно обойтись без электронных ресурсов. Разнообразие электронных образовательных ресурсов по технологии распространения, по наличию печатного эквивалента, по природе основной информации, по целевому назначению и др. позволяют успешно решать педагогические задачи. В ходе изучения опыта использования электронных образовательных ресурсов «История России до ХХ века», «История России в IX-XVIИ вв.», «История культуры России», «Вспомогательные исторические дисциплины» авторы пришли к выводам о том, что эффективность системы профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования возрастает при комбинировании разнообразных технологий и форм обучения, а процесс внедрения любой новой образовательной технологии в учебный процесс является непростой задачей. Электронные средства обучения сами по себе не могут быть плохими или хорошими, лучше или хуже. Эффективность, интенсивность, активизация, индивидуализация, коммуникативность образовательного процесса зависят в большей степени от того, как используются электронные ресурсы, какие задачи при их применении решаются.

Ключевые слова: методика обучения истории, электронные образовательные ресурсы, цифровая история, обучение

Ссылка для цитирования:

Макарова Н. Н., Чернова Н. В. Опыт применения электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания истории России в университете // Перспективы науки и образования. 2019. № 3 (39). С. 474-488. сМ: 10.32744^.2019.3.36

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive19/19-03/ Accepted: 5 April 2019 Published: 30 June 2019

N. N. MAKAROVA, N. V. CHERNOVA

Experience of using electronic educational resources in the process of teaching the History of Russia at the university

The digital change in the humanities and pedagogical technologies requires the use of a variety of educational tools and methods. Electronic educational resources as a complex of various educational materials for the reproduction of which electronic devices are used make it possible to improve the quality of education and to diversify the forms of teaching. At the same time, in the process of teaching certain historical disciplines at the university, it is currently impossible to do this without electronic resources. A variety of electronic educational resources on the dissemination technology, on the availability of the printed equivalent, on the nature of the basic information, on the intended purpose, etc., make it possible to successfully solve pedagogical problems. In the course of studying the experience of using electronic educational resources "History of Russia until the XX century", "History of Russia in the IX - XVIII centuries", "History of the culture of Russia", "Auxiliary historical disciplines", the authors came to a conclusion that the effectiveness of professional training system of bachelors of pedagogical education is increased with the combination of various technologies and forms of education, and the process of introducing any new educational technology into the educational process is not an easy task. Electronic educational tools alone cannot be bad or good, better or worse. Efficiency, intensity, activation, individualization, and communicativeness of the educational process depend largely on how electronic resources are used; what tasks are solved in their application.

Key words: history teaching methods, electronic educational resources, digital history, training

For Reference:

Makarova, N. N., & Chernova N. V. (2019). Experience of using electronic educational resources in the process of teaching the History of Russia at the university. Perspektivy nauki i obrazovania -Perspectives of Science and Education, 39 (3), 474-488. doi: 10.32744/pse.2019.3.36

_Введение

ифровой поворот в современном меняющемся мире охватил абсолютно все сферы жизни общества. Цифровизация наблюдается в экономике, в гуманитарных науках, в теории методики обучения. Историческое образование не стало исключением. Цифровая история (Digital History) - отрасль цифровой гуманитарной науки, изучающая использование компьютерных технологий и цифровых ресурсов в процессе исторического анализа исследовательских данных и их визуализации. Первоначально работа в рамках «Цифровой истории» представлялась как разработка электронных текстов, интерактивных карт, онлайн-презентаций, содержащих учебный материал, а также оцифровка данных фондов архивов, библиотек, музеев и прочее. В настоящее время исследования в сфере цифровой истории основываются на технологиях Web 2.0, что объединяет множество интеллектуальных направлений («Цифровая библиотека» (Digital Library), «Компьютер и человек» (Computing in the Humanities), «История / Цифровые Гуманитарные науки» (History / eHumanities), «Медиа - исследования» (Media Studies).

Действующие требования в системе образования ориентированы на закрепление и связь в области информационно-образовательного пространства. Это способствует изменениям в теории педагогики и практической составляющей учебно-воспитательного процесса. Изменения, прежде всего, касаются корректив в содержании технологий обучения, которые должны соответствовать возможностям технического развития обучения и способствовать успешному вхождению обучающегося в информационное общество. В таких условиях появляется необходимость формирования у обучающихся навыков работы с информацией, в частности, использование средств информационных и коммуникационных технологий в процессе решения познавательных задач и выполнения творческих заданий в познавательной и учебной деятельности, ориентированных на сбор, поиск, оценку, отбор, организацию, хранение, передачу и тиражирование информации, представление полученного результата. Все указанные процессы актуализируют тему статьи и требуют анализа опыта применения электронных образовательных ресурсов в процессе обучения студентов.

_Материалы и методы исследования

Методологической базой исследования выступили деятельностный, личностно-ориентированный, системный, проектный и индивидуально-творческий подходы (Ш.

A. Амонашвили, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, В. Е. Зинченко, А. Н. Леонтьев, Н. В. Кузьмина, А. В. Петровский, В. В. Сериков, В. Н. Шульгин, Б. В. Игнатьев,

B. Н. Сластенин, Д. Б. Эльконин и др.). Основным теоретическим методом исследования является: анализ научной литературы по проблеме исследования, эмпирическим методом: анализ применения электронных образовательных ресурсов в процессе обучения истории студентов Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова, обучающихся по направлениям 44.03.01 (Педагогическое образование. История) и 44.03.05 (Педагогическое образование. История и обществознание).

В исследовании авторы исходили из предположения, что применение электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания истории в университете бу-

дет более эффективным при выполнении условий:

а) преподаватель будет ориентироваться на особенности преподаваемой исторической дисциплины;

б) преподаватель будет предлагать разнообразные нестандартные формы организации обучения истории;

в) студент будет видеть готовый продукт своей учебной и научно-исследовательской деятельности;

г) у студента будет формироваться интерес к предмету не только на основе особенностей предметного исторического материала, но и благодаря укреплению междисциплинарных связей в процессе обучения.

В нашем исследовании мы рассматриваем предметную область «история» в подготовке бакалавров педагогического образования, где важную роль играют авторские электронные образовательные издания. В частности, электронные образовательные ресурсы «История культуры России 1Х-ХХ1 вв.», «Вспомогательные исторические дисциплины», «История России до ХХ вв.», «История России в IX - XVIII вв.», «История повседневности России. ХХ век», «История политических партий и движений в России», «Советская политическая элита середины 1930-х - середины 1950-х гг.», «Студент и наука (гуманитарный цикл)» [23-27; 34-36; 39; 40], которые апробируются в информационно-образовательной среде ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова».

_Результаты исследования

Следует упомянуть о работах, посвященных проблемам поиска дидактических условий подготовки студентов к применению цифровых технологий И. В. Алехиной и М. В. Когут; разработки и внедрения компьютерных методов обучения С. Р. Романова; повышения эффективности процесса обучения и методической компетентности Л. Д. Пономаревой, О. В. Дорфман [28]; активизации творческой деятельности А. А. Вербицкий, В. Ф. Горбенко и т.д. Исследование условий использования мультимедийных средств обучения среди студентов представлено в работах Н. Е. Поповой, О. М. Бородулиной, Т. Г. Веризовой, Е. А. Костиной [16; 29; 30]. Проблема применения цифровых технологий в обучении студентов исторических специальностей получила свое отражение в ряде работ отечественных исследователей в области психологии, педагогики, информатики и исторической информатики. Наиболее известными являются труды Л. И. Бородкина, Ю. С. Брановского, Н. Ф. Талызиной. В целом в отечественной педагогической литературе представлены различные аспекты использования новых цифровых технологий в образовании. Западные коллеги-историки поднимали вопрос подготовки магистров и студентов в области истории, внедряя при этом различные компьютерные программы и технологии. Наглядным и самым успешным примером использования компьютерных технологий в историческом образовании служит опыт историков из университета Глазго. В нем создан департамент компьютеризации науки в гуманитарном профиле. Главная задача департамента -дать обучающимся методологическую базу по применению информационных технологий в образовании и исследованиях. Проблема применения электронных ресурсов в обучении представлена зарубежными исследованиями [1; 2; 4; 6]. Особое внимание авторы уделяют анализу мотивационных механизмов в цифровой среде

[7], изучению поведения в условиях коллективного обучения с использованием электронных средств обучения [8-10].

В целом теоретическое наследие цифровой истории в России и за рубежом довольно разнообразно. Подробный анализ основных этапов развития исторической информатики предложен в работах Л. И. Бородкина [15; 16; 17], а также в серии статей Г. В. Можаевой [28; 29], М. Таллера [37], И. М. Гарсковой [18; 19], А. Ю. Володина [17] и зарубежных исследователей П. Алховена [3], О. Боонстра [5]. Исследователи сконцентрировали внимание на дискуссионных вопросах в области цифровой истории. В частности, новейшие труды в области цифровых гуманитарных наук проанализированы коллективом авторов статьи «Конференция Digital Humanities 2016: перспективы и вызовы для развития сообщества гуманитарной информатики» [22]. Исследование отражает состояние цифровых гуманитарных исследований в контексте проблем конференции Digital Humanities 2016 — ежегодной конференции Альянса организаций цифровых гуманитарных наук (ADHO). Авторам удалось не только представить основные этапы развития конференции, но показать обзор избранных докладов. Однако опыт практического применения конкретных информационных ресурсов в настоящее время представлен не слишком широко. Часть исследований, демонстрирующих методику работы и конкретные результаты, к настоящему моменту устарела, т.к. информационные технологии постоянно развиваются [14]. Новейшие исследования представлены, в частности, монографией Д. И. Жеребятьева о применении трехмерного компьютерного моделирования в процессе реконструкции монастырей [21]. Значимым исследованием является также монография Л. И. Бородкина «Моделирование исторических процессов: от реконструкции реальности к анализу альтернатив», в которой отдельные главы посвящены моделированию социальной мобильности в российском социуме XIX - начала ХХ вв. [15]. В статье Н. С. Гусевой проанализировано применение математических методов в исследованиях по аграрной истории России в отражении историографии [20]. В нескольких публикациях Н. В. Раздина продемонстрировала опыт применения программы MAXQDA для анализа материалов газеты «За индустриализацию» [33]. Анализ историографии проблемы показал: несмотря на значительное число исследований в сфере применения различных информационных технологий в исторических исследованиях, до сих пор отсутствуют работы, в которых бы обобщались данные по работе с электронными образовательными ресурсами в процессе обучения истории в университете. Данная статья представляет собой попытку предложить анализ возможностей, а также основных достоинств использования электронных образовательных ресурсов в обучении истории в высшей школе.

_Обсуждение результатов

Электронным образовательным ресурсом в самом общем виде стоит считать учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Следовательно, к таковым ресурсам можно отнести видеозаписи, аудиозаписи, учебные фильмы, презентации, инфограммы созданные в любом доступном формате. Существуют разнообразные классификации электронных образовательных ресурсов. Можно говорить об учебных (учебно-методический комплекс, учебник, учебное пособие, практикум, хрестоматия, рабочая тетрадь и проч.), учебно-методических (методические разработки, инструкции, контрольные работы и проч.) и научных (монографии,

сборники трудов и проч.) электронных изданиях. По технологии распространения можно выделить локальные и сетевые электронные издания; по наличию печатного эквивалента - самостоятельные издания и аналоги печатных работ; по природе основной информации - текстовые, изобразительные, мультимедийные и программные продукты; по целевому назначению - учебные, справочные и научные электронные издания.

Как и любое средство образовательного процесса, электронные образовательные ресурсы обладают достоинствами и недостатками. Среди несомненных достоинств электронных образовательных ресурсов стоит отметить:

а) широкие возможности создания наглядности;

б) интерактивность;

в) создание преподавателем новым образовательных траекторий;

г) усиление индивидуализации обучения;

д) активизация познавательной деятельности учащегося;

е) формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

ж) расширение возможностей инклюзивного образования;

з) возможность самореализации студентов через процессы моделирования, конструирования и прогнозирования проблем;

и) формирование умений развитой деятельности учащихся (стратегической, исследовательской, проектной, сценической);

к) внесение изменений в системы традиционных форм обучения; организация новых форм взаимодействия в процессе обучения;

л) изменение содержания и характера деятельности студентов и педагогов;

м) увеличение объема информации за определенный промежуток времени;

н) учет специфики изучаемого предмета и др.

Спектр перечисленных достоинств позволяет утверждать, что в современных условиях обучение без использования электронных средств будет менее эффективным. При этом необходимо учитывать наличие определённых затруднений при внедрении электронных образовательных ресурсов. В частности, речь идет об обеспечении современной информационно-образовательной средой (цифровыми образовательными ресурсами; совокупностью технологических средств информационных и коммуникационных технологий; системой педагогических технологий для обучения в современной информационно-образовательной среде), создании индивидуальных компьютеризированных рабочих мест для студентов. Электронное обучение обладает и отрицательными последствиями: свертывание социальных контактов между педагогом и учащимся, сокращение социального взаимодействия и общения, формирование индивидуализма и проч.

Информационно-образовательная среда университета способствует формированию профессиональной компетентности в условиях современного педагогического процесса. Электронные ресурсы как средство обучения становятся инструментом преподавателя. Целесообразность его применения обуславливает ряд обстоятельств:

а) мотив использования электронного образовательного ресурса должен быть значим как для преподавателя, так и для студентов.

б) электронные ресурсы должны быть направлены на достижение поставленных образовательных целей и обладать функциональной определенностью для ведущих способов деятельности субъектов учебного процесса.

в) электронный ресурс как средство обучения должен органически вписываться в методическую структуру учебного занятия.

г) применение электронных ресурсов в образовательном процессе должно быть системным.

Исследуя вопросы использования электронных образовательных ресурсов мы выделяем несколько уровней взаимодействия с ними учащихся: «нулевой», «низкий», «средний», «высокий». Электронные образовательные ресурсы, применимы при любом уровне взаимодействия преподавателя и студента.

При так называемом «нулевом» уровне ресурс используется преподавателем на стадии подготовки к учебному занятию или выступает в качестве источника дополнительной информации. В данном случае непосредственного взаимодействия студента и электронного ресурса не происходит.

Следующий уровень взаимодействия - «низкий» - характеризуется тем, что преподаватель применяет электронный ресурс как объект демонстрации разнообразных явлений, процессов, фактов. Деятельность студента в этом случае будет пассивной, например, воспроизведение готовых способов деятельности, осознание проблемной ситуации, ее анализ.

При «среднем» уровне взаимодействия студенты работают с электронными ресурсами как в аудиторные часы, так и в рамках самостоятельной работы под руководством преподавателя через методические рекомендации и итоговые проверочные работы. На данном уровне взаимодействия появляется возможность усиления доли самостоятельной работы студентов с учетом их индивидуальных особенностей, что создает условия для формирования умений самостоятельного определения студентами целей своей деятельности, самостоятельного поиска необходимой информации, самостоятельного решения поставленных задач, самоконтроля и рефлексии. В большей степени это проявляется на уровне использования преподавателем поисковых и исследовательских методов. На этом уровне появляется возможность перехода ведущей роли от учителя к ученику, когда учитель выступает тьютором, консультантом.

Наконец, «высокий» уровень взаимодействия характеризуется дальнейшим повышением самостоятельности студента в обучении.

Электронные образовательные ресурсы «История России до ХХ века», «История России в IX-XVIII вв.», «Вспомогательные исторические дисциплины» [26; 27; 39].

Объемными по содержанию и разнообразными по наполнению являются электронные образовательные ресурсы по истории России и вспомогательным историческим дисциплинам. Они ориентированы на организацию и проведение семинарских, лекционных занятий и самостоятельной работы учащихся очного и заочного отделений первого, второго и третьего курсов по дисциплинам «История России до ХХ века» и «Вспомогательные исторические дисциплины». Первое из них может быть использовано при подготовке выпускников школ и лицеев к единому государственному экзамену по истории; второе - в качестве дополнительного материала служит опорой при изучении дисциплин «Источниковедение» и «Историография». По структуре электронный образовательный ресурс «История России до ХХ века» включает краткий конспект лекций, методические рекомендации по темам, перечень ключевых понятий, дат и персоналий изучаемого периода российской истории, планы семинарских занятий, списки рекомендуемой и дополнительной литературы, а также комплекс разнообразных практических заданий для самостоятельной работы студентов, сформированный автором. Электронный ресурс «Вспомогательные исторические дисциплины» содержит краткий конспект лекций, методические рекомендации по темам, перечень клю-

чевых понятий, методические рекомендации по написанию курсовой работы, планы семинарских занятий и списки рекомендуемой литературы, а также комплекс практических заданий для самостоятельной работы студентов. В приложении помещены дополнительные лекции, выходящие за рамки программы дисциплины.

Наиболее продуктивным в ходе образовательного процесса является «средний» уровень взаимодействия, предполагающий прямую работу студентов с электронными ресурсами. Следует отметить, что на этом уровне необходима целенаправленная помощь и руководство преподавателя. Это объясняется, прежде всего, тем, что пособия имеют значительный объем, построены не по проблемам, а по видам деятельности. Первокурсникам, не знакомым с особенностями образовательного процесса в вузе, достаточно сложно ориентироваться в столь обширном объеме учебной информации. В аудиторные часы следует пошагово объяснить студентам предназначение и особенности работы с каждым разделом пособия. Например, работа с лекционным материалом может осуществляться двумя способами.

Во-первых, учащиеся знакомятся с материалом лекции перед ее чтением преподавателем, уясняют ее ключевые позиции, выделяют проблемные вопросы. В глоссарии находят ключевые понятия, уясняют их. В аудитории преподаватель, опираясь на материал пособия, расширяет информацию, связывает ее, объясняет проблемные моменты темы. Учитывая особенности подготовки учащихся к лекции, ему уже не нужно останавливаться на терминологии, он может смело оперировать необходимыми понятиями, делая на них акцент. Такая работа может включать и интерактивное взаимодействие преподавателя с аудиторией: в отведенное время лектор может отвечать на вопросы студентов или сам задавать их с учетом предложенного в лекции материала. Во-вторых, лекционные материалы электронных образовательных ресурсов помогают студентам выполнять самостоятельную работу.

По-разному можно распорядиться в образовательном процессе практикумами. Авторы исследования использовали их для организации самостоятельной работы студентов. В этом случае содержание семинарских занятий строго соответствовало электронному ресурсу. Практикум выступал уточняющим, закрепляющим, детализирующим механизмом усвоения материала при подготовке к семинару. Кроме того, разнообразные виды работы, помещенные в практической части электронных ресурсов, позволяют вырабатывать как исследовательские, так и педагогические компетенции студентов. Иным способом применения материалов практикума выступила работа с ним непосредственно в аудитории. В частности, студентам предлагали проанализировать документ, по составленным к нему вопросам, показать процесс на контурной карте, решить хронологическую задачу. Такая постановка вопросов может показать не только степень теоретической подготовки учащихся, но владение компетенциями, формируемыми в процессе освоения дисциплины. Тестовые задания использовались как механизмы самоконтроля и контроля, в зависимости от задач образовательного процесса.

При последовательной работе обучающихся с представленными электронными образовательными ресурсами и их должной мотивации возможно повышение уровня взаимодействия. Наблюдается процесс усвоения каждого вида деятельности, формируется навык работы с историческими источниками и картами, происходит закрепление фактического материала по истории, а также его обобщение и систематизация. В конечном результате студент способен самостоятельно задавать вопросы по историческим проблемам, давать развернутые ответы на проблемно-аналитические задачи, формулировать свои собственные задания.

Электронный образовательный ресурс «История культуры России IX-XXI вв. [24].

Наиболее целостным в плане подачи материала является электронный образовательный ресурс «История культуры России !Х-ХХ! вв.». Он рассчитан на обучающихся всех форм обучения и предназначен для изучения таких дисциплин, как «История», «История культуры России», «История повседневности». Учебно-методическое пособие содержит краткий конспект лекций по истории культуры России, тестовые задания для проверки знаний студентов и закрепления навыков, глоссарий, список источников и литературы по курсу, а также ряд презентаций, включающих детальный обзор развития отечественной культуры во всем ее многообразии. Следует сказать, что это локальный электронный образовательный ресурс, не имеющий печатных аналогов. Информация, содержащаяся в нем, носит текстовый и изобразительный характер.

Указанный электронный образовательный ресурс может быть использован на всех уровнях взаимодействия преподавателя и студента. На «нулевом» уровне он может служить прекрасным подспорьем для подготовки к лекционному или практическому занятию по Отечественной истории. Вложенные в курс презентации являются информативным наглядным материалом, способствующим усвоению достаточно объемных сложных тем по истории развития культуры в рамках дисциплины «История России». Глоссарий позволяет обучающемуся уточнить терминологический аппарат, тем самым способствуя его лучшему запоминанию и пониманию процессов культуры на разных этапах развития отечественной истории. Кроме того, материалы презентаций помогают обучающемуся достаточно быстро восстановить в памяти материал, актуализировать знания при подготовке к экзамену, а тесты выявить лакуны в знаниях.

Следует сказать, что в преподавании всех указанных выше дисциплин преподаватель может использовать компоненты пособия в качестве наглядного средства для иллюстрации различных процессов и явлений, что соответствует «низкому» уровню взаимодействия обучающегося с электронным ресурсом. Если для дисциплин «История России» и «История повседневности» такое взаимодействие будет эпизодическим, соответствующим отдельным их разделам, то дисциплина «История культуры России» предполагает целенаправленное использование презентационного материала на лекциях. Именно этот уровень взаимодействия позволяет сформировать у студентов необходимые умения и навыки для успешной самостоятельной работы с электронным образовательным ресурсом.

Следующий - «средний» - уровень взаимодействия учащегося с учебно-методическим пособием предусматривает самостоятельное решение поставленных преподавателем задач посредством использования фактического материала электронного ресурса. В частности, решение предложенных в пособии тестов, составление собственных глоссариев как текстовых, так и иллюстративных [38], подготовка к семинарским занятиям, выполнение творческих проектов. Причем такие задачи преподаватель ставит и во время аудиторных занятий, и включает в самостоятельную работу студентов по дисциплине. Решение учащимися исследовательских и проблемных задач посредством учебно-методического пособия позволяет не только освоить необходимые элементы дисциплины, но и реализовать необходимые педагогические компетенции: увидеть вариации комплектования материала, составления презентаций, особенности подборки глоссария и т.д. К тому же анализ структуры электронного ресурса и особенности содержания является еще одной исследовательской задачей, которая выводит студентов на следующий - «высокий» - уровень взаимодействия. На наш взгляд,

данный уровень предполагает самостоятельное расширение, углубление, детализацию предложенного учебно-методического пособия самими учащимися.

Электронный образовательный ресурс «История повседневности России. ХХ век», «История политических партий и движений в России».

Указанные электронные ресурсы по природе основной информации являются мультимедийными изданиями, что позволило разнообразить процесс обучения. Использование фрагментов кинофильмов, выступлений исторических деятелей, аудиозаписи выступлений государственных партийных функционеров, галереи портретов, тесты с возможностью самопроверки т.п. дали возможность изучить эпоху ХХ века детальнее и нагляднее.

Электронный ресурс «Студент и наука (гуманитарный цикл)».

Среди научных электронных ресурсов авторы отмечают сборник материалов международной конференции «Студент и наука (гуманитарный цикл)» [34-36], в котором нашли отражение результаты научно-исследовательской работы студентов Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова и иных высших учебных заведений России и иностранных государств. Значение данного ресурса в образовательном процессе крайне велико, т.к. одной из основных компетенций, формируемых в процессе обучения истории, является умение осуществлять научно-исследовательскую работу. Студенты получают не только возможность апробации своих исследований и обмена опытом, но и уникальный шанс принять участие в создании сборника материалов конференции. В процессе его подготовки обучающиеся получают бесценный опыт организации научного мероприятия и создания сборника трудов. В процессе работы с электронным ресурсом в процессе обучения, несомненно, речь

V» V» 1-,

идет о самом высоком уровне взаимодействия студентов и преподавателей. В этом случает схема взаимодействия «учитель - ученик» сменяется сотрудничеством между коллегами. Кроме того, существенно повышается самостоятельность студентов, которые решают ряд практикоориентированных задач (информационное обеспечение мероприятия, научное и техническое редактирования материалов конференции и др.)

_Выводы

В целом электронные образовательные ресурсы в современном образовательном процессе являются неотъемлемой частью и имеют ряд достоинств. Электронные образовательные ресурсы представляют собой комплекс конспектов лекций, глоссарий, перечень необходимых дат, презентаций и др. Авторы отмечают широкие возможности интерактивности при использовании указанных ресурсов: электронные курсы лекций с возможностью перехода между разделами, перехода к нужной части раздела, поиска по ключевому слову; варианты тестирования: промежуточное (с возможностью самообучения) и контрольное (с возможностью ограничения времени и автоматическим выставлением оценки); простота в освоении системы, наличие встроенной справочной системы и инструмента автоматической демонстрации «Помощник»; четкая структуризация изучаемых дисциплин путем деления их на разделы, темы и т.д.; электронный конспект лекций - содержит описание теоретических вопросов изучаемой дисциплины; интерактивный задачник - сборник задач для самостоятельного практического решения.

В то же время, электронные образовательные ресурсы имеют и ряд недостатков. К проблемам локальных электронных образовательных ресурсов можно, во-первых, отнести то, что они требуют дополнительного оборудования, соответствующего носителю. Во-вторых, они являются жесткой конструкцией, которая не поддается изменению, а, следовательно, студент не всегда может на практике попробовать задуманные им изменения. В-третьих, в процессе практики сам преподаватель не может скорректировать контент, учитывая возможные индивидуальные особенности учащегося и потребности группы. Он может лишь в рамках имеющихся учебно-методических материалов изменить методику, выстраивая наиболее целесообразным образом взаимодействие с аудиторией. В-четвертых, текстовые электронные ресурсы оказываются тяжелы для восприятия (практика показывает, что учащимся очень сложно ориентироваться в подобных ресурсах, особенно по историческим дисциплинам, где текст предполагает большой объем). К проблемам открытых электронных образовательных ресурсов можно отнести, прежде всего, прямую связь с сетью (ее отсутствие сразу делает его недоступным), а также проблемы с регистрацией, привязки его к определен-

V» I # V»

ному сайту, защиты и т.д. К тому же, данный вид электронного ресурса является очень затратным для преподавателя, т.к. требует множества технических манипуляций и ставит процесс создания пособия в зависимость от технических средств. В то же время, в современных условиях это один из наиболее востребованных видов электронных пособий. Преимущества открытых электронных пособий заключаются в том, что они представляют собой живой организм. Преподаватель в процессе компоновки материалов может варьировать как их структуру, так и наполнение. Кроме того, такие ресурсы позволяют подключить к работе над ним обучающихся, мотивируя их интерес к дисциплине и формируя необходимые педагогические компетенции для будущей профессиональной деятельности.

Опыт использования электронных образовательных ресурсов в МГТУ им Г.И. Носова показал, что повышается качество обучения, заинтересованность студентов, происходит «погружение» в изучаемую дисциплину посредством использования мультимедийной и интерактивной среды. При изучении различных дисциплин профессионального цикла мы активно используем документальные фильмы, презентации и слайды, в которых в яркой, наглядной, доступной форме демонстрируется культурное наследие страны. Такой способ подачи материала дает возможность расставить акценты в обучении и осуществить переход от простого усвоения знаний к развивающему обучению, расширить границы познания.

Авторы считают, что эффективность системы профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования возрастает, при комбинировании разнообразных технологий и форм обучения, а процесс внедрения любой новой образовательной

Г- V V V Л

технологии в учебный процесс является непростой задачей. Электронные средства обучения сами по себе не могут быть плохими или хорошими, лучше или хуже. Эффективность, интенсивность, активизация, индивидуализация, коммуникативность образовательного процесса зависят в большей степени от того, как используются электронные ресурсы, какие задачи при их применении решаются. Гибкая комбинация хорошо зарекомендовавших и инновационных средств обучения - лучший способ повысить качество обучения. Перспективные информационные технологии обеспечивают принципиально новый уровень обобщения, передачи, трансформации, аккумулируемой или извлекаемой информации, создаваемой и используемой в образовательном процессе.

ЛИТЕРАТУРА_

1. Alakurt T. From active lurkers to community leader: Who they are and what they do // Turkish Online Journal of Distance Education. 2016. № 17(1). Р. 3-15.

2. Alakurt T. Workplace informal learning behaviors of information technology teachers // Elementary Education Online. 2015. 14 (3). Р. 934-945.

3. Alkhoven P. New Research Perspectives for the Humanities. In: International Journal Humanities and Arts Computing // Journal Humanities and Arts Computing. 2007. № 1. P. 35-47.

4. Ayers E. L. The Pasts and Futures of Digital Hstory (Online Essy). Virginia, 1999. 117 p.

5. Boonstra O., Breure L., Doorn Р. Present and Future of Historical Information Science // Journal Humanities and Arts Computing. 2004. № 8(2). Р. 293- 301.

6. Cohen D. Digital History: A Guide to Gathering, Preserving, and Presenting the Past on the Web. University of Pennsylvania Press. 2002. 316 р.

7. Deng, L., Tavares, N.J. From Moodle to Facebook: Exploring students' motivation and experiences in online communities // Computers and Education. 2016. 68, pp. 167-176.

8. Kwon, K., Hong, R.-Y., Laffey, J.M. The educational impact of metacognitive group coordination in computer-supported collaborative learning // Computers in Human Behavior 2013. 29 (4), pp. 1271-1281

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Lee D.S., Lee K.C., Seo Y.W., Choi D.Y. An analysis of shared leadership, diversity, and team creativity in an e-learning environment // Computers in Human Behavior. 2015. 42, pp. 47-56.

10. Tolosa, J.B., Gayo, J.E.L., Prieto, A.B.M., NOnez, S.M., de Pablos, P.O. Interactive web environment for collaborative and extensible diagram based learning // Computers in Human Behavior, 2010. 26 (2), pp. 210-217.

11. Бородкин Л. И. Историк в мире компьютерных технологий: развитие по спирали?: в 6 т. Т 6. Москва. 2015. 177 с.

12. Бородкин Л. И. Историческая информатика в развитии: методологические аспекты: Круг идей: модели и технологии исторической информатики // Научно-образовательный журнал «История». 1996. С. 16-21.

13. Бородкин Л. И. Историческая информатика в точке бифуркации: движение к Historical Information Science, алгоритмы и технологии исторической информатики // Научно-популярный журнал «История». 2005. С. 7-21.

14. Бородкин Л. И. Моделирование исторических процессов: от реконструкции реальности к анализу альтернатив. Очерки истории // Научно-образовательный журнал «История» 2016. 304 с.

15. Бородкин, Л. И. Digital history: применение цифровых медиа в сохранении историкокультурного наследия? Историческая информатика // Научно-образовательный журнал «История». 2012. № 1. С. 14-21.

16. Веризов Т.Г., Костина Е.А. Образовательные веб-технологии в подготовке бакалавров и магистров педагогического образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2016. № 4. С. 39-49.

17. Володин А. Ю. Digital Humanities (цифровые гуманитарные науки): в поисках самоопределения Серия «История» // Вестник Пермского университета. 2014. № 3. С. 5-12.

18. Гарскова И. М. Информационное обеспечение гуманитарных исследований в цифровую эпоху: модели формирования и развития // Вестник Пермского университета. 2014. № 3. С. 76-86.

19. Гарскова И. М. Новые тенденции развития исторической информатики: по материалам конференций 2000-х годов // Вестник Пермского университета. 2011. № 9. С. 144-153.

20. Гусева Н. С. Применение математических методов в исследованиях по аграрной истории России пореформенного и советского периодов: историографические аспекты проблемы (1960-е - начало 1990-х гг.) // Вестник Томского государственного университета. Серия История. 2017. № 46. С. 155-162.

21. Жеребятьев Д. И. Методы трехмерного компьютерного моделирования в задачах исторической реконструкции монастырских комплексов Москвы // Научно-образовательный журнал «История». 2014. 222 с.

22. Кижнер И. А., Рудов И.Н., Румянццев М.В., Хлебопрос Р.Г. Конференция Digital Humanities 2016: перспективы и вызовы для развития сообщества гуманитарной информатики // Научно-образовательный журнал «История». 2016. С. 137-171.

23. Макарова Н. Н. История повседневности России. ХХ век. [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие. Магнитогорск: Магнитогорский государственный университет. 2010.

24. Макарова Н. Н., Чернова Н.В., Стародубова О. Ю. История культуры России IX-XXI вв. [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова. 2015.

25. Макарова Н.Н. История политических партий и движений в России: [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие. Магнитогорск: Магнитогорский государственный университет. 2009.

26. Макарова Н.Н. История России в IX-XVIII вв. [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова. Магнитогорск. 2016.

27. Макарова Н.Н. История России до ХХ века. [Электронный ресурс]: учебное пособие. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова Магнитогорск. 2018.

28. Можаева Г. В. Digital Humanities: цифровой поворот в гуманитарных науках // Гуманитарная информатика. 2015. № 9. С. 8-23.

29. Можаева Г. В., Можаева П.Н. Цифровая гуманитаристика: организационные формы и инфраструктура исследований // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 389. С. 73-81.

30. Пономарева Л.Д., Дорфман О.В. Методическая компетентность учителя русского языка в современной образовательной среде // Гуманитарно-педагогические исследования. 2017. №1. С. 18-23.

31. Попова Н.Е. Применение мультимедийных средств в обучении: проблемы и перспективы // Вестник новосибирского государственного педагогического университета. 2015. №3. С. 34-44.

32. Попова Н.Е., Бородулина О.М. Условия использования мультимедийных средств обучения в образовательном процессе // Профессиональное образование: модернизационные аспекты / под ред. О.П. Чигишевой. в 9 тт. Т.4. Ростов-на-Дону: Научное сотрудничество. С. 204-209.

33. Раздина Н. В. Газета «За индустриализацию» как источник для изучения промышленной политики советского государства в 1930-е гг. (опыт работы с программой MAXQDA) // Научно-образовательный журнал «История». 2015. С. 15-34.

34. Студент и наука (гуманитарный цикл) - 2016 [Электронный ресурс]: Материалы международной студенческой научно-практической конференции / под ред. Н. Н. Макаровой, А. С. Гаана. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова. 2016.

35. Студент и наука (гуманитарный цикл) - 2017 [Электронный ресурс]: Материалы международной студенческой научно-практической конференции / под ред. Н. Н. Макаровой, Е. В. Олейник, А. С. Гаана. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова. 2017.

36. Студент и наука (гуманитарный цикл) - 2018 [Электронный ресурс]: Материалы международной студенческой научно-практической конференции / под ред. Н. Н. Макаровой, Е. В. Олейник, А. С. Гаана. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова. 2018.

37. Таллер М. Дискуссии вокруг Digital Humanities // Историческая информатика. 2012. №1. С. 5-13.

38. Чернова Н. В., Макарова Н. Н. Наглядные методы обучения и проектные методики на уроке истории // Перспективы науки и образования. 2018. № 6 (36). С. 105-113.

39. Чернова Н.В. Вспомогательные исторические дисциплины [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова. 2015.

40. Чернова Н.В. Советская политическая элита середины 1930-х - середины 1950-х гг.: [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова. 2018.

REFERENCES

1. Alakurt T. From active lurkers to community leader: Who they are and what they do. Turkish Online Journal of Distance Education. 2016. No. 17(1). P. 3-15.

2. Alakurt T. Workplace informal learning behaviors of information technology teachers. Elementary Education Online. 2015. 14 (3). P. 934-945.

3. Alkhoven P. New Research Perspectives for the Humanities. In: International Journal Humanities and Arts Computing. Journal Humanities and Arts Computing. 2007. No. 1. P. 35-47.

4. Ayers E. L. The Pasts and Futures of Digital Hstory (Online Essy). Virginia, 1999. 117 p.

5. Boonstra O., Breure L., Doorn P. Present and Future of Historical Information Science. Journal Humanities and Arts Computing. 2004. No. 8(2). P. 293- 301.

6. Cohen D. Digital History: A Guide to Gathering, Preserving, and Presenting the Past on the Web. University of Pennsylvania Press. 2002. 316 p.

7. Deng, L., Tavares, N.J. From Moodle to Facebook: Exploring students' motivation and experiences in online communities. Computers and Education. 2016. 68, pp. 167-176.

8. Kwon, K., Hong, R.-Y., Laffey, J.M. The educational impact of metacognitive group coordination in computer-supported collaborative learning. Computers in Human Behavior 2013. 29 (4), pp. 1271-1281

9. Lee D.S., Lee K.C., Seo Y.W., Choi D.Y. An analysis of shared leadership, diversity, and team creativity in an e-learning environment. Computers in Human Behavior. 2015. 42, pp. 47-56.

10. Tolosa, J.B., Gayo, J.E.L., Prieto, A.B.M., Nunez, S.M., de Pablos, P.O. Interactive web environment for collaborative and extensible diagram based learning. Computers in Human Behavior, 2010. 26 (2), pp. 210-217.

11. Borodkin L.I. A historian in the world of computer technology: development in a spiral ?: 6 vol. Vol. 6. Moscow. 2015. 177 p. (in Russ.)

12. Borodkin L.I. Historical informatics in development: methodological aspects: Circle of ideas: models and technologies of historical informatics. Scientific and educational journal "History". 1996. p. 16-21. (in Russ.)

13. Borodkin L.I. Historical informatics at the bifurcation point: a move toward Historical Information Science,

algorithms and technologies of historical informatics. Scientific-Popular Journal "History". 2005. p. 7-21. (in Russ.)

14. Borodkin L.I. Modeling of historical processes: from reconstruction of reality to the analysis of alternatives. Essays on History. History of Science and Education Magazine, 2016. 304 p. (in Russ.)

15. Borodkin L.I. Digital history: the use of digital media in the preservation of historical and cultural heritage? Historical informatics. Scientific and educational journal "History". 2012. No. 1. P. 14-21. (in Russ.)

16. Verizov T.G., Kostina E.A. Educational web technologies in the preparation of bachelors and masters of pedagogical education. Bulletin of the Novosibirsk State Pedagogical University. 2016. No. 4. P. 39-49. (in Russ.)

17. Volodin A.Yu. Digital Humanities (Digital Humanities): In Search of Self-Determination Series "History". Perm University Bulletin. 2014. No. 3. P. 5-12. (in Russ.)

18. Garskova I.M. Information Support for Humanitarian Studies in the Digital Age: Models of Formation and Development. Perm University Bulletin. 2014. No. 3. P. 76-86. (in Russ.)

19. Garskova I.M. New Trends in the Development of Historical Informatics: Based on Materials from the Conferences of the 2000s. Perm University Bulletin. 2011. No. 9. P. 144-153. (in Russ.)

20. Guseva N.S. The use of mathematical methods in research on the agrarian history of Russia in the post-reform and Soviet periods: the historiographical aspects of the problem (1960s - early 1990s). Tomsk State University Bulletin. History series. 2017. No. 46. P. 155-162. (in Russ.)

21. Zherebyatiev DI. Methods of three-dimensional computer modeling in the tasks of historical reconstruction of the monastery complexes of Moscow. Scientific and educational journal "History". 2014. 222 p. (in Russ.)

22. Kizhner I. A., Rudov I.N., Rumyantsev M.V., Khlebopros R.G. Conference Digital Humanities 2016: Perspectives and Challenges for the Development of the Humanities Informatics Community. Scientific and educational journal "History". 2016. p. 137-171. (in Russ.)

23. Makarova N. N. The history of everyday life in Russia. Twentieth century. [Electronic resource]: a teaching aid. Magnitogorsk, Nosov Magnitogorsk State Technical University Publ., 2010. (in Russ.)

24. Makarova N. N., Chernova N.V., Starodubova O. Yu. The history of Russian culture of the IX-XXI centuries. [Electronic resource]: a teaching aid. Magnitogorsk, Nosov Magnitogorsk State Technical University Publ., 2015. (in Russ.)

25. Makarova N.N. The history of political parties and movements in Russia: [Electronic resource]: a teaching aid. Magnitogorsk, Nosov Magnitogorsk State Technical University Publ., 2009. (in Russ.)

26. Makarova N.N. History of Russia in the IX - XVIII centuries. [Electronic resource]: a teaching aid. Magnitogorsk, Nosov Magnitogorsk State Technical University Publ., 2016. (in Russ.)

27. Makarova N.N. The history of Russia until the twentieth century. [Electronic resource]: a textbook. Magnitogorsk, Nosov Magnitogorsk State Technical University Publ., 2018. (in Russ.)

28. Mozhaeva G. V. Digital Humanities: the digital turn in the humanities. Humanitarian informatics. 2015. No. 9. P. 8-23. (in Russ.)

29. Mozhaeva G.V., Mozhaeva P.N. Digital humanities: organizational forms and research infrastructure. Tomsk State University Bulletin. 2014. No. 389. P. 73-81. (in Russ.)

30. Ponomareva L.D., Dorfman O.V. Methodical competence of the Russian language teacher in the modern educational environment. Humanitarian and pedagogical research. 2017. No. 1. P. 18-23. (in Russ.)

31. Popova N.E. The use of multimedia tools in education: problems and prospects. Bulletin of the Novosibirsk State Pedagogical University. 2015. No. 3. P. 34-44. (in Russ.)

32. Popova N.E., Borodulina OM Terms of use of multimedia teaching tools in the educational process. Professional education: modernization aspects/ed. O.P. Chigisheva. in 9 v. Vol.4. Rostov-on-Don: Scientific cooperation. P. 204209. (in Russ.)

33. Razdin N.V. The newspaper "For Industrialization" as a source for studying the industrial policy of the Soviet state in the 1930s. (experience with the program MAXQDA). Scientific-educational journal "History". 2015. pp. 15-34. (in Russ.)

34. Student and Science (Humanitarian Cycle) - 2016 [Electronic resource]: Materials of the international student's scientific and practical conference / ed. N.N. Makarova, A.S. Gaana. Magnitogorsk, Nosov Magnitogorsk State Technical University Publ., 2016. (in Russ.)

35. Student and Science (Humanitarian cycle) - 2017 [Electronic resource]: Materials of the international student's scientific-practical conference/ ed. N. N. Makarova, E. V. Oleinik, A. S. Gaana. Magnitogorsk: Magnitogorsk State Technical University. G.I.Nosov. 2017 (in Russ.)

36. Student and science (humanitarian cycle) - 2018 [Electronic resource]: Materials of the international student's scientific and practical conference / ed. N. N. Makarova, E. V. Oleinik, A. S. Gaana. Magnitogorsk: Magnitogorsk State Technical University. G.I.Nosov. 2018. (in Russ.)

37. Taller M. Discussions around Digital Humanities. Historical informatics. 2012. No. 1. P. 5-13. (in Russ.)

38. Chernova N.V., Makarova N.N. Visual Training Methods and Design Methodologies on History Lesson. Perspectives of science and education. 2018. No. 6 (36). P. 105-113. doi: 10.32744/pse.2018.6.11 (in Russ.)

39. Chernova N.V. Auxiliary historical disciplines [Electronic resource]: teaching aid. Magnitogorsk, Nosov Magnitogorsk State Technical University Publ., 2015. (in Russ.)

40. Chernova N.V. Soviet political elite of the mid-1930s - mid-1950s: [Electronic resource]: a teaching aid. Magnitogorsk, Nosov Magnitogorsk State Technical University Publ., 2018. (in Russ.)

Информация об авторах Макарова Надежда Николаевна

(Россия, Магнитогорск) Доцент, кандидат исторических наук, доцент

кафедры всеобщей истории Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова E-mail: [email protected]

Information about the authors Nadezhda N. Makarova

(Russia, Magnitogorsk) Associate Professor, PhD in Historical Sciences, Associate Professor of the Department of General History Nosov Magnitogorsk State Technical University E-mail: [email protected]

Чернова Нина Викторовна

(Россия, Магнитогорск) Доцент, кандидат исторических наук, доцент

кафедры всеобщей истории Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова E-mail: [email protected]

Nina V. Chernova

(Russia, Magnitogorsk) Associate Professor, PhD in Historical Sciences, Associate Professor of the Department of General History Nosov Magnitogorsk State Technical University E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.