Научная статья на тему 'Наглядные методы обучения и проектные методики на уроке истории'

Наглядные методы обучения и проектные методики на уроке истории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5581
812
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДИКА ИСТОРИИ / НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ СЛОВАРЬ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ОТКРЫТКА / ИСТОРИЧЕСКИЙ КОМИКС / EDUCATION / HISTORY METHODOLOGY / VISUAL METHOD / DESIGN ACTIVITIES / GENERAL EDUCATION SCHOOL / ILLUSTRATED DICTIONARY / HISTORICAL POSTCARD / HISTORICAL COMICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернова Нина Викторовна, Макарова Надежда Николаевна

Современное школьное образование переживает процесс активных изменений, вызванных рядом объективных предпосылок. Среди них особая роль принадлежит новым поколениям детей, которые родились и выросли в условиях цифрового поворота. Мышление и восприятие информации трансформировались и требуют новых методов обучения. С другой стороны цифровой поворот создал условия, в которых учитель больше не является ключевым источником информации, он выполняет роль тьютора в образовании. Историческое знание требует работы с большими объемами информации, что, при так называемой «клиповости мышления» обучающихся, не всегда позволяет достичь высоких результатов обученности. В этой связи авторы статьи предлагают ряд методик работы на уроках истории с опорой на наглядные методы обучения и применение проектных технологий: работа с иллюстрированным словарем, работа с исторической открыткой, работа с историческими комиксами. Авторы предлагают механизм работы с данными формами работы на уроках истории, указывают на достоинства (обращение к эмоциональной стороне восприятия истории; дополнительная мотивация обучающихся; укрепление междисциплинарных связей; развитие творческого и самостоятельного мышления) и трудности данных методик (большой объем подготовки педагога; затратность по времени на первых этапах реализации, удержание мотивации учащихся).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Visual Training Methods and Design Methodologies on History Lesson

The modern school education undergoes the process of dynamic changes, induced by the range of objective prerequisites. Among them, the specific role belongs to new generations of children born and raised in conditions of digital turn. Мentality and information perception were transformed and require new educational methods. On the other hand, the digital turn created conditions where the teacher is no more the key informational source, he executes the role of tutor in education. Historical knowledge requires operation with big informational sources which within the conditions of so called “mosaic thinking” of trainees, does not always permit to achieve high results in training. In this connection, the authors propose the range of methodologies of operation on history lessons based on visual training methods and the use of design technologies: operation with illustrated dictionary, operation with historical postcard, operation with historical comics. The authors propose mechanisms to manage the given operation forms on history lessons, show their advantages (address to emotional aspect of history perception; additional motivation of trainees; strengthening the interdisciplinary connections; development of creative and independent thinking) and difficulties of the given methodologies (big amount of pedagogue preparation; costly characteristics in terms of time on initial phases of implementation, retention of motivation in pupils).

Текст научной работы на тему «Наглядные методы обучения и проектные методики на уроке истории»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-06/ Дата публикации: 1.01.2019

№ 6 (36). С. 105-113. ,,,,,«

удк 372.8 Н. В. Ч ернова, Н. Н. Макарова

Наглядные методы обучения и проектные методики на уроке истории

Современное школьное образование переживает процесс активных изменений, вызванных рядом объективных предпосылок. Среди них особая роль принадлежит новым поколениям детей, которые родились и выросли в условиях цифрового поворота. Мышление и восприятие информации трансформировались и требуют новых методов обучения. С другой стороны цифровой поворот создал условия, в которых учитель больше не является ключевым источником информации, он выполняет роль тьютора в образовании. Историческое знание требует работы с большими объемами информации, что, при так называемой «клиповости мышления» обучающихся, не всегда позволяет достичь высоких результатов обученности. В этой связи авторы статьи предлагают ряд методик работы на уроках истории с опорой на наглядные методы обучения и применение проектных технологий: работа с иллюстрированным словарем, работа с исторической открыткой, работа с историческими комиксами. Авторы предлагают механизм работы с данными формами работы на уроках истории, указывают на достоинства (обращение к эмоциональной стороне восприятия истории; дополнительная мотивация обучающихся; укрепление междисциплинарных связей; развитие творческого и самостоятельного мышления) и трудности данных методик (большой объем подготовки педагога; затратность по времени на первых этапах реализации, удержание мотивации учащихся).

Ключевые слова: образование, методика истории, наглядный метод, проектная деятельность, общеобразовательная школа, иллюстрированный словарь, историческая открытка, исторический комикс

Perspectives of Science & Education. 2018. 6 (36)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-06/ Accepted: 12 November 2018 Published: 1 January 2019 No. 6 (36). pp. 105-113.

Visual Training Methods and Design Methodologies on History Lesson

The modern school education undergoes the process of dynamic changes, induced by the range of objective prerequisites. Among them, the specific role belongs to new generations of children born and raised in conditions of digital turn. Mentality and information perception were transformed and require new educational methods. On the other hand, the digital turn created conditions where the teacher is no more the key informational source, he executes the role of tutor in education. Historical knowledge requires operation with big informational sources which within the conditions of so called "mosaic thinking" of trainees, does not always permit to achieve high results in training. In this connection, the authors propose the range of methodologies of operation on history lessons based on visual training methods and the use of design technologies: operation with illustrated dictionary, operation with historical postcard, operation with historical comics. The authors propose mechanisms to manage the given operation forms on history lessons, show their advantages (address to emotional aspect of history perception; additional motivation of trainees; strengthening the interdisciplinary connections; development of creative and independent thinking) and difficulties of the given methodologies (big amount of pedagogue preparation; costly characteristics in terms of time on initial phases of implementation, retention of motivation in pupils).

Key words: education, history methodology, visual method, design activities, general education school, illustrated dictionary, historical postcard, historical comics

N. V. Chernova, N. N. Makarova

_Введение

/Довременное образование ставит перед / педагогами новые задачи. Они опреде-V__" ляются, прежде всего, тем, что произошли значительные изменения в науке, технике и, как следствие, в обществе. Учитель перестал быть транслятором знаний. Эту его функцию подхватили и успешно воплощает в жизнь другие доступные, многовариативные источники информации: телевидение, интернет и т. п. Следовательно, в задачи учителя теперь входит не столько аккумуляция и трансляция информации, сколько обучение учащихся её систематизировать, ранжировать по степени значимости и в целом использовать. В связи с доступностью информации на учащихся часто обрушивается её лавина, в которой сложно уловить главное, выявить суть явления. К тому же информация быстро меняется, ей присуще динамизм. Выросшее в таких условиях поколение не имело возможности научиться вдумчиво, кропотливо работать с большими текстовыми или информационными ресурсами. Они с лёгкостью и желанием улавливают краткие, емкие, яркие выражения, и с тоской смотрят на объемный текст без картинок.

В современной педагогике и психологии все чаще уделяется внимание термину «клиповое мышление», который относят к современной молодёжи и школьникам. Современное телевидение, интернет, пресса, да и литература предлагает потребителю минимальные тексты с максимально эмоциональным наполнением. Человек привыкает к тому, что разрозненные факты, чаще всего в форме картинок или эмоциональных зарисовок, постоянно, как в калейдоскопе сменяют друг друга, и постоянно требует новых. Человек с «клиповым» мышлением не может длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, вследствие чего снижается способность к анализу. Кроме того, калейдоскоп кадров базируется на эмоциональном восприятии, а не на логическом, рациональном. В результате, информация, преподносимая без эмоционального подтекста, отторгается современными школьниками как «неинтересная». В то же время «взрослые» профессиональные реалии, наоборот, ставят задачи, где необходимо умение анализировать, вычленять суть и принимать на основе этого решения. Профессиональные компетенции зиждутся на способности выстраивать цепочку из последовательности действий от существующего положения до поставленной цели. Другими словами, в профессиональной деятельности необходимо «продолжительное» мышление. Современные исследователи, занимающиеся проблемой «клипового» мышления, в качестве средства его преодоления предлагают чтение неклиповой литературы, т.е. значительных текстов классической или научной литературы, с после-

дующим закрепление прочитанного. В качестве методов закрепления выделяются обсуждение и конспектирование прочитанного. Подобные методы возможны в работе со взрослыми или высокомотивированными учащимися. При работе со школьниками применение подобных методов может вызвать серьёзные трудности.

Указанная проблема, выражающаяся в том, что учащиеся воспринимают окружающий мир как мозаику разрозненных, малосвязанных между собой фактов, заставляет искать новые методы в преподавании. Особенно это касается истории, изучение которой базируется на выявлении причинно-следственных связей, на построении цепочек событий, связанных между собой. Именно поэтому наглядные методы в обучении являются востребованными. Однако, традиционные методы работы с наглядностью не могут стать продуктивным в виду указанных выше причин. Наглядные методы обучения должны меняться, совершенствоваться, отвечать современным требованиям и техническим возможностям. Возможно, через знакомые обучающимся, отчасти «развлекательные» формы работы, мотивировать их к самостоятельной учебной деятельности.

О применении наглядных методов обучения в истории известно давно, педагоги признают необходимость и эффективность использования наглядности в преподавании истории [9, 10], однако историография проблемы весьма скудна. Специальных трудов, посвященных методике работы с наглядными средствами обучения, а тем более на стыке с проектными методиками нет. Тем не менее, отдельные аспекты данной проблемы вызывают интерес и в России и за рубежом. Метод проектов возник во второй половине XIX века в США. Его связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании Джона Дьюи, который предлагал строить процесс обучения, опираясь на потребности, интересы и способности детей. Подробное освещение проектное обучение получило в работах В.Х. Килпатрика, ученика Д. Дьюи: «Метод проектов» (1918), «Основы метода» (1925). В отечественной педагогике метод проектов частично применялся в 1920-е годы. Возросший в последнее время интерес к проектным технологиям объясняется тем, что их использование устанавливает гармоничное сочетание между теоретическими знаниями и их практическим применением [9; 11; 15; 17; 18], дает возможность обучающемуся увидеть реальный продукт своей деятельности. Е.С. Полат отмечает, что «в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления» [15, с. 57]. Проектные методики в образовании представлены в различных публикациях, однако авторы не уде-

ляют внимание конкретному описанию технологии реализации методики, ограничиваясь указанием проблем [1; 4-6; 8; 14; 19]. Использование наглядности в обучении истории представлено несколькими публикациями. В частности исследование коллектива авторов Магнитогорского государственного технического университета показывает роль электронных образовательных ресурсов и их широкие возможности визуализации в процессе обучения истории студентов-бакалавров [2]. Другой коллектив авторов провел исследование эффективности обучения на основе творческого мышления с использованием иллюстрированных книг в начальной школе. Результаты этого исследования показали, что положительные эффекты, порождаемые положительными эмоциями, могут повысить эффективность творческого обучения как для учителя, так и для учащихся [3]. Публикации М.П.Вальца посвящены особенностям исторического образования в университетах Германии, а также роли визуального восприятия в процессе обучения истории [7]. В целом анализ историографической ситуации проблемы показал наличие интереса к исследованию проектных форм обучения и применения наглядности, но одновременно выявил отсутствие на данный момент интегрированных исследований об использовании наглядности в школе в рамках проектных методик обучения истории. Все это позволяет сформулировать цель статьи как изучение новых форм наглядности на уроках истории и использование ее в проектных методиках.

_Методы и материалы исследования

В исследовании авторы исходили из предположения, что применение проектных методик в общеобразовательной школе на уроках истории с опорой на наглядные методы обучения будет более эффективной, если:

а) учитель будет ориентироваться на возрастные особенности обучающихся и особенности так называемого клипового мышления детей;

б) учитель будет предлагать разнообразные нестандартные формы организации обучения истории;

в) ученик будет видеть готовый продукт своей учебной деятельности;

г) у обучающихся будет формироваться интерес к предмету не только на основе особенностей предметного исторического материала, но и благодаря укреплению междисциплинарных связей в процессе обучения.

Методологической базой исследования выступили деятельностный, личностно-ориенти-рованный, системный, проектный и индивидуально-творческий подходы (Ш.А. Амонашвили, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, В.Е. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Н.В. Кузьмина, А.В. Петровский, В.В. Сериков,

В.Н.Шульгин, Б.В.Игнатьев, В.Н. Сластенин, Д.Б. Эльконин и др.). Основным теоретическим методом исследования является: анализ научной литературы по проблеме исследования, эмпирическим методом: анализ применения форм обучения с применением наглядных и проектных технологий специалистами-практиками в обучении истории в общеобразовательной школе.

_Обсуждение и результаты

Первая форма наглядности на уроке истории и ее применение в проектной методике - иллюстрированный словарь. С первого взгляда, создание иллюстративного словаря - не самое сложное задание. Оно предполагает наличие термина, его значения и соответствующей иллюстрации. Данный метод отличается от метода ведения обычного словаря тем, что даёт возможность учащимся с помощью зрительного, эмоционального, ассоциативного восприятия запомнить суть исторического понятия. Не секрет, что многие учащиеся, оперируя теми или иными терминами, не всегда до конца понимают их смысл. Составление иллюстративного словаря создаёт условия для преодоления этого явления.

Использовать составление иллюстрированного словаря можно в различных возрастных группах. Младшим классам можно предложить готовый словарь теоретических терминов, составленный педагогом или старшеклассниками. Одновременно в качестве самостоятельной работы можно дать задание подобрать картинки к «простым» терминам, таким, например, как «бортничество», «князь», «дружина» и т. п. Выполняя такое задание, ученик просмотрит множество картинок, подбирая свою, на его взгляд, наиболее подходящую. Кроме того, он сможет проявить свои творческие способности, выразить индивидуальность, т. к. в большинстве случаев иллюстрации к терминам будут разные.

В старших классах подобную форму работы можно усложнить и перевести в рамки проектной деятельности. Повышение сложности происходит за счёт усложнения терминологии. В старшем звене она носит не предметный характер, а теоретический, абстрактный. Подобрать иллюстративный образ к таким понятиям сложнее. Поэтому учащимся придётся потратить больше времени и способностей на каждый термин. Чтобы успешно справится с этим заданием, необходимо будет продумать каждое определение, разложить его на смысловые элементы, выявить их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Помочь в выделении ключевых слов и взаимосвязей в терминах может методика работ с терминологией, предложенная В. И. Садкиной «Паучки» [19, с. 34]. Смысл её заключается в том, что на листочке или доске, в зависимости от формы занятия, изображается «паучок»: брюшко и лапки. В брюшко помещается сам термин, а в

каждую из лапок прорисовывается элемент термина/ключевое слово. Таким образом, выделив составные части слова, учащемуся легче будет подобрать ассоциативный иллюстративный ряд. Иллюстративный словарик в таком случае может стать индикатором усвоения исторической терминологии. По размещённым рядом с термином иллюстрациям можно сделать вывод о понимании учащимися сути термина.

Исходя из того, что метод создания иллюстрированного словаря легко эволюционирует в проектную методику, учащимся можно предложить продумать механизмы реализации поставленной перед ним задачи: конечный продукт, дизайн, средства решения и т. д. Большой проблемой в современной школе является именно проектная методика. Трудности в её реализации кроются в нескольких аспектах. Прежде всего, она, по сути, является чем-то инородным в методическом багаже многих учителей. Им сверху пришло распоряжение о внедрении проектных методик. Однако, что это такое, как их внедрять, каковы особенности данного метода, все это оставили на откуп самим учителям. Поэтому проектные методики сводятся часто к заданию: сделать проект на тему. Вопрос, как это должен сделать ученик, руководство его деятельностью с продумыванием цели, методов, средств, результата не решается. Поэтому большинство таких заданий становится головной болью родителей и ими же реализуется: от замысла до воплощения.

Создавая иллюстративный словарь, по уже имеющимся образцам, но с новым дизайном, структурой, иллюстративным материалом, учащийся может сам создать, увидеть, подержать в руках, готовый продукт. При этом, все работы будут разными, будут отражать творческий потенциал создателя. Если тема большая и содержит значительный объем терминологического материала, можно предложить учащимся создать подобный продукт группой. Это позволит аккумулировать творческие способности класса, сэкономит время, поможет развитию коммуникативных навыков. Ещё одним достоинством данной методики в старших классах может стать то, что учащимся можно предложить сделать иллюстрированный словарь в разных формах с использованием различных компьютерных программ. Это позволит им освоить новые программы и технологии, расширить собственные возможности, интегрировать проектные методы в истории и информатике.

В качестве проблем по созданию иллюстративного словаря можно выделить следующие:

во-первых, несмотря на свою лаконичность и привлекательность, при должном подходе к выбору иллюстраций, метод становится затратным по времени;

во-вторых, от педагога требуется большая работа, направленная на детализацию объяснения

этапов выполнения проекта обучающимся (от идеи до содержания и количества терминов);

в-третьих, важно учесть необходимость предварительного просмотра продукта на разных этапах его выполнения (чтобы не пришлось переделывать уже готовый продукт);

в-четвертых, требуется продумать механизм презентации продукта аудитории;

в-пятых, необходимость «издания» продукта; в-шестых, дополнительная работа по консультированию обучающихся в процессе создания словаря (иногда почувствовав трудности выполнения задачи, и, не умея их преодолевать, не выстроив причинно-следственных связей, обучающийся может подойти к созданию иллюстративного словарика формально).

Среди достоинств создания иллюстративного словаря можно выделить следующие:

во-первых, вариативность и возможность использования на различных стадиях процесса обучения (на этапе объяснения нового материала педагог сам показывает страницы иллюстрированного словаря; на этапе закрепления материала можно предложить обучающимся подобрать иллюстрации самостоятельно либо по картинке определить термин и др.);

во-вторых, формируется навык работы с терминологическим минимумом по курсу (либо в рамках всего курса истории либо в хронологических границах конкретного этапа социально-экономического и политического развития государства);

в-третьих, словарь можно применять в последующей работе с обучающимися (например, опираясь на словарь и иллюстрации в нем обучающийся должен составить рассказ по теме).

Вторая форма наглядности на уроке истории и ее применение в проектной методике - историческая открытка. Данный метод подходит для работы с персоналиями. Обучающимся сначала предлагается ознакомиться с понятием «открытка», т. к. это понятие несколько устарело и часто понимается учащимся иначе, чем учителем. Чтобы в последствие избежать недоразумений, лучше изначально оговорить базовое понятие. В частности, под открытой можно понимать карточку, сделанную с намерением для отправления по почте без конверта, либо в качестве подарка. Таким образом, открытками признаются и карточки, не предназначенные для отправления по почте, но удовлетворяющие общепринятым размерам открыток [20].

Возможно, будет целесообразным познакомить учащихся с историей открыток. Это можно сделать, предложив им прочитать подобранную педагогом информацию или сделать доклад (подготовить сообщение). Подспорьем в таком познавательном процессе может стать филокартия, историческая дисциплина, изучающая историю открыток. Узнав историю открыток, посмотрев разные ее виды, эволюцию, учащим-

ся будет легче создать собственную. К тому же, просмотр открыток соответствует «клиповому» мышлению, что также мотивирует учащихся на деятельность, увлечет процессом, вызовет эмоциональное восприятие достаточно сложной познавательной деятельности.

Обучающимся необходимо предложить для ознакомления ряд исторических открыток, сделанных педагогом или учащимися старших классов, а затем обсудить элементы открытки, отличительные черты исторической открытки от поздравительной. Целесообразно объяснить обучающимся, что на открытке обязательно должен располагаться портрет исторической личности и краткая подпись к изображению, которая характеризует персону или её деятельность. Оформление, композиция, подбор материала -это творчество учащегося. В целом, подобная деятельность носит познавательный характер: обучающиеся познакомятся с визуальный образами исторических персоналий, узнают об их жизни и деятельности, изучат источники личного происхождения и т.д.

Составление исторических открыток в старшем звене может стать проектной методикой. Продуктом проекта в таком случае будет комплект тематических открыток, созданный одним учащимся, группой или целым классом, в зависимости от задач проекта. В качестве тем для открыток могут выступать: «Первые русские князья», «Рюриковичи», «Романовы», «Русские полководцы», «Русские дипломаты» и т. п. Оформленные в виде комплекта открытки должны быть связаны между собой дизайном, структурой, композицией, информационным текстовым материалом. Групповая форма реализации проекта позволяет развивать коммуникативные навыки работы у обучающихся. Создание исторической открытки может применяться не только в отношении персоналий, но и в изучении истории культуры, которая предусматривает иллюстративность. В данном случае объектом изучения быть произведения искусства, памятники литературы или архитектуры.

Подобная форма работы имеет следующие преимущества:

во-первых, вариативность тем реализации проекта;

во-вторых, творческий подход, образность и иллюстративность превращают столь сложную работу по созданию исторической открытки в занимательную, познавательную деятельность;

в-третьих, образность и ёмкость информации, отраженные в открытке, позволяют лучше запоминать сложную и объемную историческую информацию (памятники культуры и лица исторических персон становятся узнаваемыми);

в-четвертых, наглядно-практический метод привлекателен для обучающихся, т. к. они не видят трудности в реализации задачи проекта (на первом этапе работа с иллюстративным мате-

риалом воспринимается больше как «развлечение», как нечто знакомое, что является хорошим мотивационным ресурсом);

в-пятых, работа с иллюстративным материалом контрастирует по отношению к работе с текстом, следовательно, это возможность разнообразить деятельность учащихся;

в-шестых, работа с открыткой требует проявления и способствует дальнейшему развитию творческих способностей обучающихся (размещение материала, его оформление, выбор шрифтов и других составляющих дизайна открытки).

С другой стороны, составление исторических открыток - это ложная задача. Она требует поисковой работы: портреты, информация о личности, эпохе; систематизация материала: найденная текстовая информация требует существенного сокращения, работы, чтобы фразы на открытке были одновременно емкими и информативными. Понимание сложности задания может привести к нежеланию его выполнять или формальному подходу в его исполнении. Педагогу следует учитывать это и продумать дальнейшие действия. Возможно, провести конкурс открыток, чтобы учащиеся включились в своего рода соревновательный процесс. Именно данный фактор может стать мотивацией к преодолению трудностей в составлении исторической открытки. Кроме того, можно предложить учащимся сделать составленные ими открытки подарочными к какому-нибудь празднику, что также придаст дополнительный стимул в выполнении задания.

Третья форма наглядности на уроке истории и ее применение в проектной методике - исторический комикс (рисованные истории, которые представляют собой интересный синтез литературы и графики; серия картинок, с помощью которых ведется связанное повествование). Как и в литературном произведении, здесь имеются главные и второстепенные герои, антагонисты. Исторический комикс может иметь схематичную прорисовку, но должен содержать небольшие подписи. Другими словами, комикс - это продукт «клипового» мышления. Он легко потребляется и усваивается современными детьми и молодежью. Если полистать современные детские журналы, то на комиксы будет приходиться до 80% материалов, помещенных в них. Таким образом, это тот графическо-литературный жанр, который хорошо знаком школьникам. Комиксы в качестве наглядного метода можно применять, начиная с 5-7 класса и заканчивая 11 классом.

Следует выделить несколько видов исторических комиксов:

во-первых, безтекстовые комиксы. Они описывают какое-либо событие без текстовой составляющей. Например, батальные сцены: Невская битва, Ледовое побоище, битва на Калке, Бородинское сражение и т.п. Важным в них бу-

дет визуальное представление события, последовательность сменяемых сцен, наглядное представление основных героев и т.п.

во-вторых, комиксы на монологические сюжеты. Примерами могут выступать такие сюжеты как «Наказ Екатерины II», «Реформы Петра I», «Реформы Александра I» и т.п. В основу сюжета положены размышления и речь одного лица. Основной акцент в них сделан на атрибуты персоналии и эпоху. Монологические комиксы аккумулируют информацию об эпохе в графической иллюстративной форме;

в-третьих, диалогические комиксы, в которых сюжет предусматривает участие нескольких героев. Примером таких сюжетов может послужить съезд князей в Любече, совет в Филях, заседание Временного правительства, разговор Ивана Грозного с А. Курбским и т.д. Основой для таких комиксов, как правило, служат письменные исторические источники. Наличие подобного рода источников облегчает работу исполнителей, т.к. в документе могут быть прописаны конкретные фразы, которые можно будет вставить в «облака» комикса. С другой стороны, если подобного исторического источника или их группы не существует, то задача для исполнителя усложняется: необходимо будет самостоятельно продумать диалоги исходя из исторического контекста.

Использование комиксов в преподавании истории может иметь следующие преимущества: во-первых, в преподавании истории часто не хватает образности. С самого начала обучающиеся сталкиваются с множеством незнакомых им понятий, которые не употребляются в живой речи. Акцентируясь на терминологии, фактах, датах и учителя, и ученики упускают из виду важный момент создания образа эпохи. Поэтому история превращается в набор фактов, часто несвязанных между собой (у обучающегося нет навыков выстраивания причинно-следственных связей), скучных и неинтересных, ведь они не несут эмоциональной составляющей;

во-вторых, комиксы позволяют детализировать историческую эпоху. В иллюстративную канву могут быть вплетены не только исторические персоналии, но и предметы быта, памятники архитектуры, произведения прикладного мастерства и искусства, что значительно расширит предметно-исторический ряд учащихся (например, иллюстрация гончара, бортника, городской слободы и т.д.).

в-третьих, многообразие самих комиксов делает работу с ними для учащихся интересной, повышает мотивацию; со стороны учителя позволяет подобрать конкретный вид комикса к разнообразному историческому материалу.

в-четвертых, комиксы можно использовать на различных этапах урока: в качестве изучения нового материала (заполнение ряда «облаков» при чтении документа, дополнение недостающих деталей и элементов комикса при чтении текста

учебника или объяснении материала учителем); в качестве метода закрепления (после объяснения нового материала учителем можно совместно продумать/проговорить детали комикса, уточнить значение отдельных фраз и предметов); в качестве проверочного/контрольно-измерительного материала. (из перечня известных обучающемуся элементов комикса исключается один или несколько (в начале - причина события/явления, в середине - содержательная часть или в конце - вывод/итог), и учитель предлагает восстановить сюжетную линию).

в-пятых, комиксы нацелены на формирование причинно-следственных связей. Будучи продуктом «клипового» мышления в педагогической практике комикс трансформируется в средство формирования «продолжительного» мышления, т.к. позволяет проследить событие/ явление от причины к содержанию и от содержания к следствию.

При внедрении комиксов в практическую образовательную деятельность на уроках истории логично пройти несколько этапов:

во-первых, в 5-7 классах обучающимся рационально предложить готовые комиксы, в которых уже будут расписаны роли героев. Это этап знакомства с историческим комиксом. Он необходим, чтобы в последующих классах учащиеся уже понимали, что такое исторический комикс, знали, как с ним работать;

во-вторых, начиная с 8 класса, можно предлагать обучающимся самостоятельно составлять небольшие комиксы. В такой ситуации логично конкретизировать задание набором небольших, ярких исторических сюжетов или исторических источников. Это позволит учащимся выявить детали, продумать процессы, выявить причинно-следственные связи, насытить текстовую информацию учебника новыми историческими красками.

в-третьих, в старших классах можно уже использовать все виды комиксов: от безтекстовых до диалогических, при этом темы могут быть как предметные, так и абстрактные истории-размышления.

Конечно, градация по классам вполне условна. Однако соблюдать последовательность необходимо: знакомство с историческими комиксами - потом работа, сначала легкие формы - к усложнению.

Как и у любого другого, у данного метода помимо достоинств есть и недостатки. Среди них можно выделить:

во-первых, не все учащиеся владеют навыками рисования, что может вызвать у них отторжение к выполнению задания.

во-вторых, требуется некоторое время, чтобы познакомить учащихся с современными комиксами, где изображение часто носит схематичный абстрактный характер.

в-третьих, проблемой реализации такой ме-

тодики и выполнения задания обучающимися являются высокие временные затраты.

в-четвертых, дисбаланс между формой и содержанием («клиповая» форма подачи материала требует глубокого изучения темы, анализа событий и явлений, что является составляющей «продолжительного» мышления) может вызывать у учащихся отторжение данного метода и приводить к формальному исполнению задания.

Метод создания исторических комиксов может стать проектной методикой, которая позволяет работать учащимся как индивидуально, так и в группах. В качестве задания предлагается создание комикса или серии комиксов по теме. При этом тема может ограничиваться как одним параграфом, так и быть сквозной, охватывающей целый раздел.

При реализации метода составления комикса в качестве проектной методики следует учитывать ряд моментов:

во-первых, применять метод можно только в том случае, если учащиеся уже знакомы с историческими комиксами и возможными вариантами работы с ними;

во-вторых, учитель предлагает не один сюжет, а сразу несколько сюжетов на выбор (реализация проекта возможна только при заинтересованности учащегося - тема комикса должна ему нравиться);

в-третьих, если предполагается создать монологические или диалогические комиксы, то учитель должен предложить конкретные исторические источники, на основе которых будут прописываться роли героев комикса;

в-четвертых, необходимо предварительно оговорить этапы выполнения задания (возможно, предложить учащимся инструкцию) и контролировать прохождение всех этапов: от замысла

до его реализации в готовый продукт.

в-пятых, для реализации подобного проекта нужно запланировать достаточное количество времени;

в-шестых, изначально необходимо определиться с формой итогового продукта: электронный или печатный.

_Выводы

Предложенные методы работы на уроках истории сочетаются в себе форму «клипового» и содержание «продолжительного» мышления. Наглядный метод легче воспринимается учащимися в силу своей эмоциональности, а, следовательно, не вызывает отторжение, даёт дополнительную мотивацию. В свою очередь процесс создания иллюстрированного словаря, исторической открытки или исторических комиксов вынуждает учащихся искать информацию, читать и конспектировать, просматривать значительное количество материала по теме и отбирать наиболее важные, емкие и лаконичные мысли, выстраивать причинно-следственных связи, что свойственно для «продолжительного» мышления. Таким образом, предложенные наглядные методы позволяют путем знакомых и востребованных учащимися визуально-эмоциональных средств сосредоточить внимание на развитии профессиональных компетенций. Наглядность в обучении истории в сочетании с проектным обучением позволяет научить обучающихся формулировать проблему, осуществлять поиск информации по теме, реализовывать работу в разнообразными источниками информации, представлять полученные результаты и укреплять междисциплинарные навыки.

ЛИТЕРАТУРА

1. lannucci A., Parmeggiani A., Zaccarini M. E-learning in humanities in Italian universities: A preliminary report // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2011. № 28. P. 729-738

2. Makarova N.N., Chernova N.V., Potemkina M.N., Lubetskiy A.E., Koldomasov I. Electronic Learning Resources Used In Teacher Education Programs For Bachelor's And Master's Degrees // Man in India. 2017. Т. 97. № 5. С. 93-104.

3. Tsai Chih-Yung; Chang Ya-Han; Lo Chia-Lun. Learning under time pressure: Learners who think positively achieve superior learning outcomes from creative teaching methods using picture books // Thinking skills and creativity. Т. 27. С. 55-63.

4. Wu R., Liu H., Yin F. Teaching model reform and practice in embedded system experiment // 10th International Conference on Computer Science and Education, ICCSE 2015. P. 889-892

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Yurish S. Project based e-learning: A new education technique for distance learning in smart sensors systems // IEEE International Conference on Microelectronic Systems Education, MSE 2009/ P. 93-96

6. Брылеева Ю.В. Метод проектов в современной педагогической деятельности // Северный регион: наука, образование, культура. 2014. № 1 (29). С. 163-165.

7. Вальц М.П. История в университете Германии: современный подход // European Social Science Journal. 2014. № 7-2 (46). С. 178-185.

8. Волкова Т.В. Роль анималистического рисования в системе преподавания на художественно-графическом факультете МПГУ // Перспективы науки и образования. 2018. № 3 (33). С. 124-129.

9. Вязанкова В.В., Медведев А.М. Педагогические условия использования метода проектов в преподавании графических дисциплин в техническом вузе // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 1. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27394 (дата обращения: 13.10.2018).

10. Евдокимова Е. Г., Махова Е. Е. Возможности реализации эвристического потенциала исследовательской деятельности на уроках истории // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 430. C. 139-143.

11. Касатина Л.А. Метод проектов как способ формирования межкультурной толерантности у студентов колледжа на уроках истории // Актуальные вопросы методики обучения истории: материалы всероссийской конференции/ под. ред. Л.Н. Аксеновой. Орехово-Зуево: МГОГИ, 2015. С. 47-58.

12. Короткова М.В. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории // Преподавание истории в школе. 2008. № 1. С. 3-8.

13. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории: Практ. Пособие для учителей. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. С. 176.

14. Петрович В.Г. Метод проектов при изучении истории // Преподавание истории и обществознания в школе. 2009. № 8. С. 30-32.

15. Полат Е.С., Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2008. 272 с.

16. Райченок А.А. Проектная деятельность как средство обучения истории Беларуси в техническом вузе // Труды БГТУ. №8. Учебно-методическая работа. 2015. № 8 (181). С. 98-101.

17. Савельев П.А. Метод проектов на уроках истории как один из способов организации исследовательской деятельности студентов педагогического колледжа // Среднее профессиональное образование. 2015. № 1. С. 11-17.

18. Савенко Н.Л. Использование метода проектов на уроках обществознания: история, практика, инновации // Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития: Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции / под общей редакцией С.Ю. Новоселовой. Армавир, 2017. С. 759-765.

19. Садкина В. И. 101 педагогическая идея. Как создать урок. М.: ООО «Издательская Группа «Основа», 2013. 87 с.

20. Терминология филокартиста. URL: http://www.filokartist.net/library/index.php?par=4&id=78 (дата обращения: 13.10.2018)

REFERENCES

1. lannucci A., Parmeggiani A., Zaccarini M. E-Learning in Humanities: A preliminary report. Procedures - Social and Behavioral Sciences. 2011. no. 28. pp. 729-738.

2. Makarova N.N., Chernova N.V., Potemkina M.N., Lubetskiy A.E., Koldomasov I. Man in India. 2017. V. 97. no. 5. pp. 93-104.

3. Tsai Chih-Yung; Chang Ya-Han; Lo Chia-Lun. Learning how to achieve positive learning outcomes using learning patterns using books / Thinking skills and creativity. V. 27. pp. 55-63.

4. Wu R., Liu H., Yin F. Teaching model reform. ICCSE, 2015. pp. 889-892

5. Yurish S. Project-Based E-Learning: A Digital Transmission Sensor System // MSE 2009. pp. 93-96

6. Bryleeva Yu.V. The method of projects in modern pedagogical activity. Northern region: science, education, culture. 2014. no. 1 (29). pp. 163-165. (in Russian)

7. Waltz M.P. History at the University of Germany: a modern approach. European Social Science Journal. 2014. no. 7-2 (46). pp. 178-185.

8. Volkova T.V. The role of animalistic drawing in the system of teaching at the faculty of art and graphics of Moscow State Pedagogical University. Perspectives on science and education. 2018. no. 3 (33). pp. 124-129. (in Russian)

9. Vyazankova V.V., Medvedev A.M. Pedagogical conditions of using the method of projects in the teaching of graphic disciplines in a technical college. Modern problems of science and education. 2018. no. 1. Available at: http://www. science-education.ru/en/article/view?id=27394 (accessed 13 October 2018). (in Russian)

10. Evdokimova E. G., Makhova E. E. Opportunities for realizing the heuristic potential of research activities in history lessons. Tomsk State University Bulletin. 2018. no. 430. pp. 139-143. (in Russian)

11. Kasatina L.A. The method of projects as a way to form intercultural tolerance among college students in history lessons // Actual problems of teaching history: materials of the All-Russian conference / under. ed. L.N. Aksenovoy. Orekhovo-Zuyevo, MGOGI Publ., 2015. pp. 47-58. (in Russian)

12. Korotkova M.V. Personality-oriented approach in the use of visual aids in history lessons. Teaching history in school. 2008. no. 1. pp. 3-8. (in Russian)

13. Korotkova M.V. Visibility in history lessons: Pract. Manual for teachers. Moscow, VLADOS Publ., 2000. p. 176. (in Russian)

14. Petrovich V.G. The method of projects in the study of history. Teaching history and social studies at school. 2009. no. 8. pp. 30-32. (in Russian)

15. Polat E.S., Bukharkina, M.V. Moiseeva, A.E. Petrov. New pedagogical and information technologies in the education system. Moscow, Academy Publ., 2008. 272 p. (in Russian)

16. Raichenok A.A. Project activities as a means of teaching the history of Belarus in a technical college // Proceedings of BSTU. №8. Educational and methodical work. 2015. no. 8 (181). pp. 98-101. (in Russian)

17. Saveliev P.A. Method of projects in history lessons as one of the ways to organize research activities of students of the pedagogical college. Secondary professional education. 2015. no. 1. pp. 11-17. (in Russian)

18. Savenko N.L. Using the project method in social science lessons: history, practice, innovation // Continuous pedagogical education in the context of innovative social development projects: Collection of materials of the VI International Scientific Practical Conference / edited by S.Yu. Novoselova. Armavir, 2017. pp. 759-765. (in Russian)

19. Sadikin V.I. 101 pedagogical idea. How to create a lesson. Moscow, Osnova Publishing Group, 2013. 87 p. (in Russian)

20. Terminology filokartista. Available at: http://www.filokartist.net/library/index.php?par=4&id=78 (accessed 13 October 2018) (in Russian)

Информация об авторах Чернова Нина Викторовна

(Россия, Магнитогорск) Кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры всеобщей истории Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова E-mail: [email protected]

Макарова Надежда Николаевна

(Россия, Магнитогорск) Кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры всеобщей истории Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова E-mail: [email protected]

Information about the authors

Nina V. Chernova

(Russia, Magnitogorsk) PhD in Historical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of General History Nosov Magnitogorsk State Technical University E-mail: [email protected]

Nadezhda N. Makarova

(Russia, Magnitogorsk) PhD in Historical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of General History Nosov Magnitogorsk State Technical University E-mail: [email protected]

Ссылка для цитированияГОСТ

Чернова Н. В., Макарова Н. Н. Наглядные методы обучения и проектные методики на уроке истории // Перспективы науки и образования. 2018. № 6 (36). С. 105-113. doi: 10.32744^е.2018.6.11

For ReferenceAPA

Chernova, N. V., & Makarova, N. N. (2018). Visual training methods and design methodologies on history lesson. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 36 (6), 105-113. doi: 10.32744/pse.2018.6.11. (In Russ., abstr. in Engl.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.