Научная статья на тему 'Вопросы дистанционного обучения специалистов социально-культурной сферы'

Вопросы дистанционного обучения специалистов социально-культурной сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы дистанционного обучения специалистов социально-культурной сферы»

Лермонтова надо читать самого, потому что творчество его эпично и исповедально. И сквозящая за страницами его книг бездонно глубокая душа не ушла из мира.

Литература

1. Лермонтов, М. Ю. Стихотворения. Поэмы. Маскарад. Герой нашего времени/М. Ю. Лермонтов. - Москв.: Художественная литература, 1972. - С. 569-570. Далее тексты Лермонтова даются по этому изданию

2. Гоголь, Н. В. Полное собрание сочинений: в 13 т. Т. 8/Н. В. Гоголь. - Москв.: Художественная литература, 1952. - С. 342. Далее ссылки даются по этому изданию, страницы указаны в скобках.

3. Толстой, А. Н. Полное собрание сочинений: в 15 т. Т. 13/А. Н. Толстой. - Москва: Художественная литература, 1949. - С. 427-428.

4. Приведём в пример статью С. Леушевой «Лермонтов и Л. Толстой» (1964). Режим доступа URL: http: feb-web. ru/feb/lermont/critics/tvl/tvl-395-. htm (Дата обращения 25.05.2014).

5. См. работы: Жолковский А. К. Семиотика «Тамани». URL: http//www-bcf. usc. edu/ ~alik/rus/book/bluzh/taman. htm. Дата обращения 25.05.2014; Петрова Н. В. Эволюция понятия «прецедентный текст» // Вестник ИГЛУ. 2010. № 2. - С. 176-182 и др.

И. И. Пашнина

ВОПРОСЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ

Подготовка специалистов социально-культурной сферы в России является специфической подсистемой государственной системы образования и одновременно органической составляющей социально-культурного развития общества, его художественной жизни. В современной ситуации экономических, идеологических, политических, национальных противоречий, быстро меняющихся условий бытия социально-культурная деятельность призвана консолидировать общество, объединять людей общими идеалами гуманизма, уважения к каждой отдельной личности независимо от ее социального статуса. Все эти факторы обусловливают актуальность решения задач профессиональной подготовки и переподготовки специалистов социально-культурной сферы, поиска оптимальных форм повышения их квалификации, а также необходимых для этого наиболее эффективных технологий.

В то же время современное образование должно быть в соответствии с международными требованиями образованием для всех, оно должно носить творческий и новаторский характер, строиться на научно-обоснованных знаниях. Это положение стало лейтмотивом II Международного конгресса ЮНЕСКО "Образование и информатика", состоявшегося еще в 1996 году. На самом высоком уровне неоднократно повторялось, что никто не должен быть лишен возможности учиться по причине бедности, географической или временной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков или занятости производственными и личными делами. Повышения уровня образования требуют также условия развития постиндустриального общества в связи со значительным увеличением в нем доли интеллектуального труда. По мнению академика К. К. Колина, система образования во всем мире воспринимается уже не только как важнейший фактор технологического и социально-экономического развития той или иной страны, но также и как стратегический фактор выживания всей цивилизации, преодоления ее глобального кризиса [1].

Эти задачи призвана решить современная парадигма образования, важнейшей составляющей которой явилась идея образования в течение всей жизни. Таким образом, образование стало рассматриваться как непрерывный процесс, начинающийся с первых лет жизни, продолжающийся в течение всей жизни, охватывающий все формы, типы и уровни образования, выходящий далеко за рамки так называемого формального образования. Во всем мире ведется поиск соответствующей организационной структуры и учреждений образования (особенно, образования взрослых), которые обеспечили бы переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь». Происходит формирования единого открытого образовательного пространства.

Многие вышеперечисленные вопросы на базе телекоммуникационных технологий помогает решать стремительно развивающаяся система дистанционного обучения, которая позволяет преодолеть расстояние между потребителем образовательных услуг и его поставщиком - вузом: лучшие преподаватели, библиотечные фонды, результаты НИР становятся сегодня доступными каждому обучающемуся независимо от географического места проживания, состояния его здоровья и других факторов. По мнению ряда специалистов, дистанционное обучение должно стать самой эффективной системой подготовки и непрерывного поддержания высокого квалификационного уровня специалистов [2; 3]. Именно дистанционное обучение позволяет реализовать концепцию пожизненного образования.

Специфические задачи стоят перед дистанционным обучением в системе профессиональной подготовки специалистов социально-культурной сферы, которая включает университеты, академии, институты культуры и искусств, а также колледжи, техникумы, училища культуры и искусств, подведомственные Министерству культуры РФ. В указанных образовательных учреждениях в настоящее время обучаются десятки тысяч студентов по специальностям "Социально-культурная деятельность"; "Социальная педагогика"; "Народное художественное творчество", имеющей художественные (музыкальные, хореографические, театральные) специализации; "Библиотековедение и библиография"; "Информационные системы в социокультурной сфере" и др.

Современное дистанционное обучение - это комплекс массовых образовательных услуг, предоставляемых обучающимся, отдаленным во времени и пространстве от источников учебно-методической информации при помощи средств телекоммуникаций. В отличие от традиционного заочного дистанционное обучение с помощью информационных технологий обеспечивает постоянную связь обучающегося и преподавателя.

"Идеальная модель" дистанционного обучения включает в себя интегрированную учебную среду, с вариантным определением роли различных компонент - технологических, педагогических, организационно-методических. А все это требует немалых материальных затрат для оплаты теоретических и практических учебных мероприятий, тем не менее, без вложения материальных ресурсов в образовательный процесс сегодня, невозможно подготовить современного высококвалифицированного специалиста. Необходимо также каждому преподавателю в системе дистанционного обучения предоставить возможность регулярно повышать квалификацию самому, постоянно осваивать новые программные продукты, появляющиеся в социально-культурной сфере, чтобы он на деле мог показать достоинства развивающихся новых информационных технологий в профессиональной деятельности.

Для осуществления дистанционного обучения необходимо также изменить устаревшую форму и содержание образования. В подходе к обучению нужно больше использовать положения андрогогики (принципы обучения взрослых) вместо педагогики (принципов обучения детей, более похожих на воспитательный процесс). Используя апробированные в мировой практике образцы дистанционного обучения в социально-культурной сфере, нельзя игнорировать лучшие традиции отечественного классического обучения, учитывая особенности российского менталитета. В связи с внедрением дистанционного обучения в социально-культурную сферу необходим реинжиниринг образовательных процессов и ресурсов в профильных вузах на основе концепции непрерывного образования. В регионах одной из главных задач должно стать объединение административных, научных, информационных и материальных ресурсов в едином центре дистанционного обучения специалистов социально-культурной сферы на базе профильного вуза (например, в Краснодарском крае - на базе Краснодарского государственного университета культуры и искусств). Необходимо создание системы сетевого доступа из подобных региональных центров к ресурсам ведущих учебных и научных центров страны.

Дистанционное обучение специалистов социально-культурной сферы должно быть организовано системно, с учетом концепции непрерывного образования. Выделяют следующие подсистемы в системе дистанционного обучения специалистов социально-культурной сферы:

• получение первого образования (прежде всего для людей с ограниченными возможностями), профессиональная подготовка специалистов, за исключением специальностей, требующих постоянного живого общения обучающего и обучаемого (музыкальные, хореографические, театральные и т. п.);

• постоянное повышение квалификации;

• дополнительное образование, получение новых специальностей, смежных с уже полученной;

• непрерывное самообразование.

Получение дистанционным методом первого образования в большинстве специальностей сферы искусства, по мнению специалистов, в принципе невозможно. Музыка, хореография, актерское мастерство и т. п. требуют постоянного живого общения обучающего и обучающегося. Современные цифровые технологии пока не способны тождественно передавать все оттенки цвета и «живого звука». Поэтому в данных направлениях обучения дистанционный метод наиболее эффективно использовать в системе повышения квалификации специалистов социально-культурной сферы, получении дополнительного образования, получении новых специальностей, смежных с уже полученной. В условиях самообразования специалистов социально-культурной сферы, введение дистанционного обучения, на наш взгляд, является наиболее перспективным.

Литература

1. Колин, К. К. Вызовы ХХ1 века и проблемы образования / К. К. Колин. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. - 53с.

2. Тихомиров, В. П. Качественное образование для всех как основа формирования общества знаний / В. П. Тихомиров // Информационное общество. - 2005. - № 4. - С. 6-10

3. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы: докл. Всемирного банка. - Москва., 2003. - 32 с.

И. И. Пашнина Д. А. Пилипенко

РОЛЬ И МЕСТО МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Под электронным учебным пособием понимается программно-методический обучающий комплекс, который соответствует учебной программе и обеспечивает обучающегося возможностью самостоятельно или с помощью преподавателя изучить дисциплину или её тему, раздел. Оно должно включать в себя встроенную структуру, словари, справочные материалы, возможность поиска. Такое электронное пособие может стать неоценимым помощником практически по всем учебным курсам, не только связанным с информационными технологиями.

В то же время, электронное учебное пособие не является простой электронной копией книги, приоритет которой над печатной версией выражается в возможности перехода из оглавления по гиперссылке на нужную главу. В электронном пособии поддерживаются определенные режимы обучения, которые соответствуют видам занятий (лекция, семинар, самостоятельная работа, тест). Чаще всего электронные учебные пособия строятся по модульному принципу.

По мнению специалистов, модуль как единица обучения включает в себя все необходимые компоненты учебно-методического комплекса, нацеленные на приобретение навыков и умений для выполнения какой-либо конкретной профессиональной деятельности на заданном уровне. Содержательная часть модуля может оперативно варьироваться. Содержание при использовании модульной технологии позволяет с помощью электронного учебного пособия формировать обучающимся собственную позицию по исследуемой проблеме [1].

Особый вид учебного электронного издания - мультимедийное электронное учебное пособие, содержащее учебный материал, дополняющий учебный материал основного учебника (причем независимо от его вида - бумажного или электронного), в котором этот учебный материал представлен с использованием различных средств сообщения информации -текста, графики, звука, видеоизображения, анимации, интерактивной части. Материал в мультимедийных электронных учебных пособиях, как правило, представлен в сжатой форме, контент может передаваться, помимо теста, графикой, видео, звуком. Это, в свою очередь, активизирует все виды памяти, внимание, как следствие - способствует более полному усвоению предмета изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.