Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ИНФОРМАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СЛОЖНОЙ СИСТЕМЫ'

СПЕЦИФИКА ИНФОРМАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СЛОЖНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саралинова Джамиля Сайдулаевна, Шахпазова Рамсият Демировна, Шахбанова Загидат Ибрагимбековна

В статье исследуется специфика информационного управления развитием образовательной организации как сложной системы. Отмечается, что информационные технологии существенно активизировали процессы развития образовательной организации в современных условиях, сформировав технологическую основу и возможности аккумулирования ресурсов самоорганизации, порождающей эффект синергии и кооперации в сфере образования, расширяя возможности свободного пользования ресурсами и источниками, обеспечили децентрализацию культуры, стирая границы между ее центром и периферией; неограниченные возможности получения и передачи информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саралинова Джамиля Сайдулаевна, Шахпазова Рамсият Демировна, Шахбанова Загидат Ибрагимбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF INFORMATION MANAGEMENT OF THE DEVELOPMENT OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION AS A COMPLEX SYSTEM

The article examines the specifics of information management of the development of an educational organization as a complex system. It is noted that information technologies have significantly intensified the processes of development of an educational organization in modern conditions, forming a technological basis and the possibility of accumulating resources of self-organization, generating the effect of synergy and cooperation in education, expanding the possibilities of free use of resources and sources, ensured the decentralization of culture, erasing the boundaries between its center and periphery; unlimited possibilities of receiving and transmitting information.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ИНФОРМАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СЛОЖНОЙ СИСТЕМЫ»

DOI 10.47576/2712-7516_2023_2_120 УДК 338

СПЕЦИФИКА ИНФОРМАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СЛОЖНОЙ СИСТЕМЫ

Саралинова Джамиля Сайдулаевна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: saralinova@list.ru

Шахпазова Рамсият Демировна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Дагестанский государственный университет, г. Грозный, Россия, e-mail: ramsiyat.sh@yandex.ru

Шахбанова Загидат Ибрагимбековна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры, доцент кафедры прикладной информатики; доцент кафедры биофизики, информатики и медаппаратуры, Дагестанский государственный университет, г. Грозный, Россия, e-mail: zag16@yandex.ru

В статье исследуется специфика информационного управления развитием образовательной организации как сложной системы. Отмечается, что информационные технологии существенно активизировали процессы развития образовательной организации в современных условиях, сформировав технологическую основу и возможности аккумулирования ресурсов самоорганизации, порождающей эффект синергии и кооперации в сфере образования, расширяя возможности свободного пользования ресурсами и источниками, обеспечили децентрализацию культуры, стирая границы между ее центром и периферией; неограниченные возможности получения и передачи информации. Ключевые слова: цифровизация; информация; образование; организация; управление.

UDC 338

THE SPECIFICS OF INFORMATION MANAGEMENT OF THE DEVELOPMENT OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

AS A COMPLEX SYSTEM

Saralinova Jamilya Saidulayevna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration, Kadyrov Chechen State University, Grozny, Russia, e-mail: saralinova@list.ru

Shakhpazova Ramsiyat Demirovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration, Dagestan State University, Grozny, Russia, e-mail: ramsiyat.sh@yandex.ru

Shakhbanova Zagidat Ibragimbekovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department, Associate Professor of the Department of Applied Informatics; Associate Professor of the Department of Biophysics, Informatics and Medical Equipment, Dagestan State University, Grozny, Russia, e-mail: zag16@yandex.ru

The article examines the specifics of information management of the development of an educational organization as a complex system. It is noted that information technologies have significantly intensified the processes of development of an educational organization in modern conditions, forming a technological basis and the possibility of accumulating resources of self-organization, generating the effect of synergy and cooperation in education, expanding the possibilities of free use of resources and sources, ensured the decentralization of culture, erasing the boundaries between its center and periphery; unlimited possibilities of receiving and transmitting information.

Keywords: digitalization; information; education; organization; management.

Одной из приоритетных задач системы образования и образовательной организации является осуществление поиска и внедрения организационных и структурных инноваций, которые позволят построить новую систему образования, соответствующую сложившимся современным условиям. Для формирования и реализации современной системы образования необходимы детально разработанный научный подход, комплексная национальная программа развития ее потенциала.

Такая тенденция ориентирует высшее образование на подготовку инициативных специалистов, готовых к коммуникативному контакту, расширению профессионально-коммуникативной компетенции и освоению новых сфер деятельности [3]. В связи с чем повышение эффективности образования, как такового, ставится основной из задач, обеспечивающих эффективность управления развитием образовательной организации.

Интеграция России в мировое научное, образовательное и информационное пространство как один из сильнейших векторов развития образовательной организации сопряжено с поиском новых путей формирования системы управления с учетом влияния информационных технологий и возможностей их применения в различных сферах деятельности образовательной организации. Такой посыл требует подготовки современного специалиста, способного свободно ориентироваться в поликультурном мире, понимать его ценности и смыслы, воплощать их в личностной позиции и взаимодействовать с представителями других профессиональных сообществ [2].

В конце ХХ в. - первой четверти XXI в. формирование информационного общества в России обусловило модернизацию образования, осуществляемую первоначально преимущественно организационно-экономическими средствами. Недостаточная эффективность данной деятельности способствовала теоретическому обоснованию и

массовому внедрению ведущих положений и комплексных задач стратегического развития образования, включая процесс конструирования и реализации новых типов общеобразовательных организаций, образовательных программ с учетом культурных, территориальных, экономических особенностей.

Глобальный характер распространения информационных потоков в условиях циф-ровизации способствует свободному обмену, поиску, распространению и производству информации и знаний в глобальных информационных сетях, обеспечивают возможности опережающего развития сектора образования и науки. Информация выступает как основа процесса управления. На этой основе связанное применение всех этапов управления, методов планирования дел и прочих характеристик управленческого процесса будет способствовать быстрой и четкой разработке и эффективной и контролируемой реализации управленческих решений при практическом внедрении на любом уровне управленческой пирамиды [4].

В современных условиях постоянного развития интеграционных и глобализационных процессов организация всех процессов системы образования, в том числе и процессов развития, имеет важное значение, поскольку ими определяется успешность осуществляемой образовательной организацией деятельности. Состояние образовательной организации как сложной управленческой системы зависит от множества факторов и операций, однако, несомненно, одним из ключевых понятий является понятие управленческого ресурса.

В процессе развития образовательной организации происходит учет интересов не только сотрудников и руководства, но и участников образовательного процесса, в число которых входят учащиеся и их родители. То есть самые разнообразные пользователи заинтересованы в качестве самой информации. Достижение баланса интересов

возможно только тогда, когда организация успешно справляется с возложенными на нее задачами, достигает поставленных показателей образования.

В данном контексте одним из важных направлений деятельности образовательной организации выступает определение и формирование перспективных направлений деятельности и предоставления высококачественных образовательных услуг их потребителю, что также предполагает формирование готовности использовать возможности вовлечения обучающихся в процессы самообразования и самосовершенствования [1].

Информационные технологии существенно активизировали процесс межкультурной коммуникации, расширили межкультурные связи, интенсифицировали контакты между государственными институтами и социальными группами, обеспечили активный обмен культурными ценностями, в том числе процессы сотрудничества в рамках международных образовательных проектов. Технологические интернет-ресурсы информационного пространства, расширяя возможности свободного пользования ресурсами и источниками, обеспечили децентрализацию культуры, стирая границы между ее центром и периферией, расширили возможности самоорганизации социальных сетей по принципу «умной толпы», порождающей эффект синергии и кооперации в сфере технологий мобильной связи.

Все это способствовало значительной трансформации структуры и содержания деятельности образовательных организаций, в том числе появлению (или усложнению) новых характеристик (признаков, качеств) организации как системы в целом, так и ее элементов: формирование и становление новых моделей кадрового обеспечения, механизмов проектирования образовательных маршрутов, использование инновационных методик обучения, воспитания и прочих элементов как основы стратегического развития образовательной организации.

Одна из приоритетных задач системы образования и образовательных учреждений заключается в осуществлении поиска и внедрения организационных и структурных инноваций, которые позволят построить новую систему образования, соответствующую сложившимся современным условиям.

В связи с бурным развитием и проникновением во все сферы жизни социума меди-атехнологий и в целом намечающимся переходом личностного бытия человека в бытие в информационном пространстве необходимо рассматривать образовательное пространство, участниками которого выступают обучающиеся - уверенные и активные пользователи медиатехнических средств общения, как нечто большее, нежели классическая образовательная среда.

Сегодня интернет-пространство является средой формирования гражданского общества, способом активизации политической жизни, универсальной площадкой для реализации коммуникационных проектов любых субъектов, имеющих ресурсы и намерения: государственных структур, общественных объединений, бизнеса.

Его преимущества в сравнении с печатными средствами определяются:

а) оперативностью размещения больших объемов информации и низкой себестоимостью ее распространения;

б) отсутствием юридических ограничений территориального характера при регистрации издания;

в) возможностями многократного использования хранящейся в базах данных информации (в том числе за счет оперативной доступности архива ранее опубликованных материалов);

г) простотой и возможностью использования гипертекстовых и мультимедийных технологий;

д) интерактивным характером коммуникаций, придающим персонифицированный характер контактам производителя и потребителя;

е) синтезом приватного и публичного характера коммуникации.

Преимущества коммуникативного пространства Интернета определяются также отсутствием цензуры и широким охватом целевых групп, возможностью оперативного проведения исследований аудитории.

Технологическая революция задает параметры производства человека новой общественной организации и поставляет способы его производства [1]. Общедоступные современные информационно-коммуникационные технологии и программные средства формируют глобальный характер распространения

информационных потоков, связывающих людей и социальные организации; способствуют свободному обмену, поиску, распространению и производству информации и знаний в глобальных информационных сетях и соответствующее увеличение числа людей, занятых в сфере обработки и производства информации. Драйвером информационного общества становятся высокие технологии (хай-тек), которые все больше проникают в «тело» социума и культуры, порождая «новую онтологию коммуникаций» - они меняют его ценности, когнитивные схемы и структуру деятельности. Кардинальные изменения в информационной сфере и в обществе последних десятилетий связаны с развитием и распространением информационно-коммуникационных технологий нового поколения, обеспечивающих неограниченные возможности получения и трансляции информации. Данная группа технологий оказала существенное влияние на характер и функции общественных институтов, систему экономики, сферы культуры, науки, образования, образ жизни современного человека.

Интернет-пространство является уникальной коммуникативной средой общения, воссоздающей разорванные социальные связи современного человека, сферой самореализации, условием вербального самовыражения и признания, способом компенсации чувства одиночества, особенно для лиц, нуждающихся в коррекции, социализации и интеграции в социум. На его коммуникационных пространствах непосредственные связи замещаются субкультурой сетевых со-

обществ, члены которых поддерживают друг друга и нередко оказывают психологическую помощь психотерапевтического характера. В определенном смысле Интернет компенсировал невозможность безграничной пространственной (географической) экспансии человека, который сотворил глобальную сеть коммуникации как среду своей непосредственной жизнедеятельности, позволяющую удовлетворить базовые потребности и чувствовать при этом себя субъектом и твор -цом мира. Постоянные обращения к теме информационного общества - и не только в науке, но и СМИ, создают видимость сформировавшейся теории, имеющей признанный научный статус. Кроме того, они активно трансформируют сферу образования и протекающие в ней процессы, что в корне меняет сам характер образования.

Реформы системы образования последних десятилетий имели неоднозначные последствия. С одной стороны, они способство -вали позитивным изменениям в содержании и формах образовательной деятельности, в системе управления на ключевых уровнях функционирования данного института. В данном ключе информационное управление обеспечивает возможность решения одной из важнейших задач повышения эффективности системы образования, обеспечивая конгруэнтность развития образовательной организации как сложной системы требованиям времени и общественному запросу по параметрам направленности, определенности и интенсивности образовательного процесса.

Список литературы_

1. Кудина М. В., Логунова Л. Б., Петрунин Ю. Ю. Национальное образование в эпоху глобальной цифровой революции // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2019. № 4. С. 3-5.

2. Навроцкая И. Н. Задачи интегрированного профессионально ориентированного обучения // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии : материалы двадцать седьмой Всероссийской научно-методической конференции, Иркутск, 01-02 марта 2022 года. Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД РФ, 2022. С. 229-233.

3. Пучкина Е. А., Бритвина В. В. Педагогическое проектирование в системе начального образования на примере английского языка // Теория и практика проектного образования. 2017. № 2(2). С. 40-43.

4. Албеков Х. Н., Умаев И. Т. А. Сущностные признаки и характеристики государственного управления как объект исследования // ФГУ Science. 2018. № 2(12). С. 9-14.

References_

1. Kudina M. V., Logunova L. B., Petrunin Yu. Yu. National education in the era of the global digital revolution. Bulletin of the Moscow University. Episode 21. Management (state and society). 2019. No. 4. Pp. 3-5.

2. Navrotskaya I. N. Tasks of integrated professionally oriented training. Personnel training for law enforcement agencies: modern trends and educational technologies: materials of the Twenty-seventh All-Russian Scientific and Methodological Conference, Irkutsk, March 01-02, 2022. Irkutsk: East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2022. Pp. 229-233.

3. Puchkina E. A., Britvina V. V. Pedagogical design in the primary education system by the example of the English language. Theory and practice of project education. 2017. No. 2(2). Pp. 40-43.

4. Alibekov H. N., Umaev T. A. Essential signs and characteristics of public administration as an object of research. FSU Science. 2018. No. 2(12). Pp. 9-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.