DOI 10.47576/2712-7516_2022_6_5_381 УДК 338
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ИНСТРУМЕНТАРИЙ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Вахабова Мадина Хусейновна,
старший преподаватель кафедры экономики и управления в образовании, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, e-mail: [email protected]
Джумаева Ямила Махмуд-Хусейновна,
ассистент кафедры государственного и муниципального управления, Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: [email protected]
Вахабова Линда Хусейновна,
магистрант 1 курса кафедры экономики и управления в образовании, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются методологические изменения педагогической деятельности в век компьютеризации всех уровней образования и формирования цифровой образовательной среды. Когда педагог становится тьютором, новатором и наставником, в силу развития информационных технологий нельзя оставить без внимания тот факт, что именно он является важным звеном формирования цифровой экономики.
Ключевые слова: цифровизация; цифровая трансформация; цифровые технологии в образовании; цифровая образовательная среда; модернизация; трансформация системы образования; современный педагог; тьютор; новатор; экосистема.
UDC 338
DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A TOOLKIT FOR A MODERN TEACHER
Vakhabova Madina Huseynovna,
Senior Lecturer, Department of Economics and Management in Education, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: rabochaya2015@ list.ru
Dzhumaeva Yamila Mahmud-Huseinovna,
Assistant of the Department of State and Municipal Administration, Chechen State University named after A.A. Kadyrov, Grozny, Russia, e-mail: rabochaya2015@ list.ru
Vakhabova Linda Huseynovna,
1st year master student of the Department of Economics and Management in Education, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: [email protected]
The article discusses the methodological changes in pedagogical activity in the age of computerization at all levels of education and the formation of a digital educational environment. In an age when a teacher
becomes a tutor, innovator and mentor, due to the development of information technology, one cannot ignore the fact that he is an important link in the formation of the digital economy.
Keywords: digitalization; digital transformation; digital technologies in education; digital educational environment; modernization; transformation of the education system; modern teacher; tutor; innovator; ecosystem.
Дигитализация и процесс конвергенции -это главные процессы трансформации XXI века. В век глобальной цифровизации общества система образования приобретает новый смысл. Современный педагог обязан изменить не только формат своей деятельности, но и свое отношение к ней.
С появлением информационно-коммуникационных технологий в системе образования педагог каждого из уровней образования обязан постоянно развиваться. Современная система образования в век цифровых технологий обязана подготовить молодых специалистов к решительным и эффективным действиям на современном рынке труда. Подготовка специалистов в условиях новой технологической структуры должна уже на этапе профессионализации ставить задачи формирования нового этапа более качественного образования.
Современная образовательная среда обогащается через информационно-коммуникационные технологии, формируя цифровую образовательную базу. Сегодня активно формируются цифровые образовательные инструменты. Образовательные организации активно создают различные образовательные платформы как на основе готовых систем, так и создавая авторские программы.
Стоит отметить, что для полного функционирования и развития цифрового обучения необходимо создание цифровых образовательных ресурсов нового поколения, использование мультимедийных и интерактивных технологий. Сегодня обыденностью становятся компьютерные симуляторы, виртуальные лаборатории, технологии дистанционного обучения. Все эти технологии становятся основой для создания качественной цифровой образовательной среды, в которой в настоящее время активно используются платформы управления знаниями и системы управления обучением. Формирование удаленного доступа к открытым образовательным системам позволяют расширить ди-
апазон получения образовательной информации. Трендами в области формирования цифрового образовательного пространства становятся электронные порталы и библиотеки, базы данных цифровых издательских и научных систем.
Деятельность педагога начинает приобретать инструментальный характер, требовать формирования новых педагогических приемов и методов обучения и развития. Наиболее приоритетным становится развитие познавательной активности учащихся, начиная с ранних лет обучения. Уже сегодня практически все учреждения дошкольного образования используют элементы развивающей среды при работе с детьми.
Средние образовательные учреждения, то есть общеобразовательные школы, колледжи, гимназии и лицеи, в наибольшей степени необходимость внедрения единой цифровой среды почувствовали в недалеком 2020 году, в период пандемии коронавирусной инфекции. Система онлайн-обучения произвела достаточно неоднозначное впечатление как на педагогов, так и на родителей. Эксперты также дают разные оценки дистанционному обучению. Однако стоит иметь в виду, что система дистанционного обучения и цифровая образовательная среда, дополнительными инструментами которой являются технологии дистанционного обучения, - это совершенно разные вещи. В цифровой образовательной среде инструменты информационно-коммуникационных технологий используются как дополнительный наглядный и практический инструментарий. К примеру, системы «ЯКласс», «Решу» в период пандемии использовались как технологии, позволяющие не прерывать школьное обучение в экстренных условиях, однако сейчас они являются вспомогательными инструментами школьного учителя, что значительно улучшает качество образования. Есть также другая сторона вопроса: у учащихся и учителей формируется информационная грамотность, что является одним из критериев националь-
ного проекта «Образование». Формирование технических и цифровых компетенций у учащихся на ранних этапах обучения также решает ряд задач направления «Кадры для цифровой экономики» в рамках программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Такие запросы и на законодательном уровне, и в рамках требований современной молодежи формируют динамичную педагогическую деятельность. Таким образом, меняется сам подход к понятию «педагог». Педагог в современной системе образования становится больше информатором, то есть приобретает новые роли. Педагог - это создатель информационных ресурсов, наиболее удобных форматов доступа. Педагог - это тьютор, который сопровождает, поддерживает и формирует активную самостоятельную деятельность. Педагог - это новатор, форми -рующий новую образовательную среду или моделирующий новые подходы в существующей среде.
Инновационная деятельность современного педагога формируется за счет информационных и коммуникационных технологий, которые нам необходимо научиться грамотно использовать. В настоящее время наиболее информационно развитой считается средний уровень образования. Однако система высшего образования должна быть лидером в этой области. В настоящее время в педагогических вузах страны активно открываются педагогические технопарки и кванториумы. Одним из первых в ноябре 2021 года в Чеченском государственной педагогическом университете открылся педагогический «Кванториум» имени профессора Ш.М-Х. Арсалиева - площадка, формируемая на базе образовательной организации высшего образования, подведомственной Министерству просвещения Российской Федерации и оснащенная высокотехнологичным оборудованием, средствами обучения и воспитания, ориентированная на получение практических умений и навыков учащимися педагогических специальностей.
Эта площадка предназначена для формирования практических навыков и проектного мышления современного учителя и рабо-
тает по следующим предметным областям: биология, физика, химия и образовательная робототехника. Но стоит отметить, что точки роста в школах начали открывать ранее, чем педагогические технопарки и кванториумы, что привело к некоторому дисбалансу в системе в целом.
Анализируя работу педагога в современной образовательной среде, можно сделать вывод, что модернизация системы образования происходит не только извне, то есть путем внедрения компьютерных технологий, но также изнутри, то есть меняется сам методологический подход, формы обучения и педагогические приемы.
Также нельзя оставить без внимания тот факт, что процесс глобальной цифровиза-ции системы образования - это большие финансовые ресурсы. Высокая стоимость формирования цифровой образовательной среды на сегодняшний день не дает того качества образования, которое ожидается от подобной трансформации образовательного пространства. Однако общество развивается, формирует новые профессии, большая часть из которых появились в период пандемии, что говорит о некой трансформации на рынке труда. Современный рынок труда запрашивает специалиста с готовой базой необходимых практических компетенций. Рынку труда нужны педагоги, которые умеют учить учиться, а не давать готовые знания. Формирование необходимых компетенций для поиска и обработки информации, умения мыслить нестандартно и креативно, формирование проектного мышления и использование современных цифровых технологий на каждом этапе своей профессиональной деятельности - это тот набор знаний, которые должен передать своим учащимся современный педагог.
Современный педагог - это не только учи -тель, это важное звено в формировании цифровой экономики региона и страны в целом. Доказательством этого является программа формирования функциональной грамотности педагога. Не только на государственном, но и на мировом уровне происходит трансформация деятельности современного педагога.
Список литературы_
1. Байханов И.Б. Молодежь в цифровом мире: самооценка сформированности цифровых компетенций абитуриентов московских вузов // Миссия конфессий. 2021. Т. 10. № 6 (55). С. 615-623.
2. Вахабова М.Х., Лечиева З.М. Технологии искусственного интеллекта как инструмент цифровизации // Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии: материалы Регион. науч.-практ. конф. Махачкала, 2020. С. 126-131.
3. Вахабова М.Х., Муллахмедова С.С., Ибрагимов Д.У. Цифровая экономика как платформа формирования киберпреступности // Экономика и предпринимательство. 2021. № 5 (130). С. 234-237.
4. Вахабова М.Х., Саралинова Д.С., Кукаева Э.С.С. Цифровая трансформация системы государственного управления в условиях цифровизации экономики // Экономика и предпринимательство. 2021. № 9 (134). С. 265268.
5. Вахабова М.Х., Шабазов И.М. Геймификация как инструмент инновационного обучения // Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии: материалы Регион. науч.-практ. конф. Махачкала, 2020. С. 126-131.
6. Вахабова М.Х., Юшаева Р.С.Э. Цифровизация нашей жизни: внедрение IT-технологий в экономику // Совре -менные контуры цифровой экономики России: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. 2018. С. 204-207.
7. Губашева Х.А., Дубаев И.М., Вахабова М.Х. Разработка и внедрение электронного журнала с помощью системы wordpress // Профессионально-педагогическое образование: состояние и перспективы, Москва-Берлин: сб. V Междунар. заоч. студен. науч.-практ. конф. 2021. С. 387-390.
8. Губашева Х.А., Уматгериева Л.Р., Вахабова М.Х. Использование социальной сети для активизации самостоятельной работы студентов // Профессионально-педагогическое образование: состояние и перспективы, Москва-Берлин: сб. V Междунар. заоч. студен. науч.-практ. конф. 2021. С. 395-398.
9. Губашева Х.А., Хамидов М.А., Вахабова М.Х. Внедрение информационной системы тестирования студентов в онлайн-режиме // Профессионально-педагогическое образование: состояние и перспективы, Москва-Берлин: сб. V Междунар. заоч. студен. науч.-практ. конф. М., 2021. С. 379-383.
10. Губашева Х.А., Хамидов М.А., Вахабова М.Х. Создание информационной системы для размещения дистанционных курсов // Профессионально-педагогическое образование: состояние и перспективы, Москва-Берлин: сб. V Междунар. заоч. студен. науч.-практ. конф. 2021. С. 407-411.
11. Еремина И.Ю., Абдулкадыров А.С., Эйрих ГО. Развитие инновационных форм занятости в нефтегазовых компаниях // Индустриальная экономика 2022. Т. 1. № 1. С. 54-59.
12. Мартынов В.Г, Абдулкадыров А.С., Жигулина Е.П. Технология моделирования как способ оптимизации системы высшего профессионального образования // Экономика и предпринимательство. 2016. № 1-1. С. 68-71.
13. Мартынов В.Г, Еремина И.Ю., Абдулкадыров А.С. Особенности кластеризации в системе профессионального образования // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2015. № 2. С. 150-156.
References _
1. Baykhanov I.B. Youth in the digital world: self-assessment of the formation of digital competencies of applicants of Moscow universities. Mission of confessions. 2021. Vol. 10. No. 6 (55). pp. 615-623.
2. Vakhabova M.H., Lechieva Z.M. Artificial intelligence technologies as a tool of digitalization. Fashion and design: historical experience - new technologies: materials Region. scientific-practical conf. Makhachkala, 2020. pp. 126-131.
3. Vakhabova M.H., Mullahmedova S.S., Ibragimov D.U. Digital economy as a platform for the formation of cybercrime. Economics and entrepreneurship. 2021. No. 5 (130). pp. 234-237.
4. Vakhabova M.H., Saralinova D.S., Kukaeva E.S.S. Digital transformation of the public administration system in the conditions of digitalization of the economy. Economics and entrepreneurship. 2021. No. 9 (134). pp. 265-268.
5. Vakhabova M.H., Shabazov I.M. Gamification as an instrument of innovative learning. Fashion and design: historical experience - new technologies: materials Region. scientific-practical conf. Makhachkala, 2020. pp. 126-131.
6. Vakhabova M.H., Yushaeva R.S.E. Digitalization of our life: introduction of IT technologies into the economy. Modern contours of the digital economy of Russia: collection of materials of the International Scientific and Practical Conference 2018. pp. 204-207.
7. Gubasheva H.A., Dubaev I.M., Vakhabova M.H. Development and implementation of an electronic journal using the wordpress system. Vocational pedagogical education: state and prospects, Moscow-Berlin: collection. V International. part-time student. scientific and practical conference 2021. pp. 387-390.
8. Gubasheva H.A., Umatgerieva L.R., Vakhabova M.H. The use of a social network to activate independent work of students. Vocational pedagogical education: state and prospects, Moscow-Berlin: sat. V International. part-time student. scientific and practical conf. 2021. pp. 395-398.
9. Gubasheva H.A., Khamidov M.A., Vakhabova M.H. Introduction of an information system for testing students online. Vocational pedagogical education: state and prospects, Moscow-Berlin: sat. V International. part-time student. scientific and practical conf. M., 2021. pp. 379-383.
10. Gubasheva H.A., Khamidov M.A., Vakhabova M.H. The creation of an information system for the placement of distance courses. Vocational pedagogical education: state and prospects, Moscow-Berlin: sat. V International. part-time student. scientific and practical conference 2021. pp. 407-411.
11. Eremina I.Yu., Abdulkadyrov A.S., Eirikh G.O. Development of innovative forms of employment in oil and gas companies. Industrial Economy 2022. Vol. 1. No. 1. pp. 54-59.
12. Martynov V.G., Abdulkadyrov A.S., Zhigulina E.P. Modeling technology as a way to optimize the system of higher professional education. Economics and entrepreneurship. 2016. No. 1-1. pp. 68-71.
13. Martynov V.G., Eremina I.Yu., Abdulkadyrov A.S. Features of clustering in the system of vocational education. Scientific review. Series 1: Economics and Law. 2015. No. 2. pp. 150-156.