Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ НА СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ'

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ НА СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕРЕДОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РОССИЙСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ШКОЛА / ЦИФРОВАЯ ЭКОСИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вахабова Мадина Хусейновна, Хадуева Яха Ахмудовна, Вахабова Линда Хусейновна

В статье рассматриваются вопросы влияния цифровой экономики и цифровых и технологий на трансформацию системы образования. Цифровизация образования должна стать пилотным направлением, так как только формирование информационно грамотных кадров может привести к грамотной цифровизации всех остальных отраслей экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вахабова Мадина Хусейновна, Хадуева Яха Ахмудовна, Вахабова Линда Хусейновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF DIGITAL TECHNOLOGIES AND DIGITAL ECONOMY ON THE EDUCATION SYSTEM

The article deals with the issues of the influence of the digital economy and digital technologies on the transformation of the education system. The digitalization of education should become a pilot area, as soon as the formation of information-literate personnel can lead to competent digitalization of all other sectors of the economy.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ НА СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_6_5_386 УДК 338

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ НА СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ

Вахабова Мадина Хусейновна,

старший преподаватель кафедры экономики и управления в образовании, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, e-mail: rabochaya2015@list.ru

Хадуева Яха Ахмудовна,

старший преподаватель кафедры микробиологии и биологии, Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: yana_bo_09@mail.ru

Вахабова Линда Хусейновна,

магистрант, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, e-mail: linavakhabova2229@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы влияния цифровой экономики и цифровых и технологий на трансформацию системы образования. Цифровизация образования должна стать пилотным направлением, так как только формирование информационно грамотных кадров может привести к грамотной цифровизации всех остальных отраслей экономики.

Ключевые слова: цифровизация; цифровая трансформация; цифровые технологии в образовании; трансформация системы образования; передовые технологии; российская электронная школа; цифровая экосистема.

UDC 338

IMPACT OF DIGITAL TECHNOLOGIES AND DIGITAL ECONOMY

ON THE EDUCATION SYSTEM

Vakhabova Madina Huseynovna,

Senior Lecturer, Department of Economics and Management in Education, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: rabochaya2015@ list.ru

Khadueva Yakha Akhmudovna,

Senior Lecturer, Department of Microbiology and Biology, Chechen State University named after A.A. Kadyrov, Grozny, Russia, e-mail: yana_bo_09@mail.ru

Vakhabova Linda Huseynovna,

master student, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: linavakhabova2229@mail. ru

The article deals with the issues of the influence of the digital economy and digital technologies on the transformation of the education system. The digitalization of education should become a pilot area, as soon as the formation of information-literate personnel can lead to competent digitalization of all other sectors of the economy.

Keywords: digitalization; digital transformation; digital technologies in education; transformation of the education system; Hi-tech; Russian electronic school; digital ecosystem.

Глобальный процесс конвергенции и ди-гитализации (digital - технологии) - это один из главных процессов трансформации XXI века. Такая трансформация не могла обойти систему образования.

Цифровизация оказывает огромное влияние на тенденции развития современной экономики. Цифровизация проникает в каждую сферу деятельности человека по отдельности, при этом создавая некоторую интеграцию их всех. Эксперты в области цифровой экономики отмечают роль человека в условиях ее развития. Цифровая экономика, стремительно развиваясь, меняет практические все существующие производственные рынки, в частности, меняя рынок труда. Ряд некогда существовавших профессий уже исчезли, а сроки существования некоторых из них укорачиваются. Однако параллельно с этим появляются новые профессии. Идет запрос на новые компетенции на рынке труда.

Основой для формирования такой реальности является не что иное, как подготовка кадров для развития цифровой экономики и глобального процесса цифровизации.

Процесс компьютеризации системы образования начался еще в СССР, когда было принято постановление ЦК КПСС и Совета министров от 28 марта 1985 года. В тот же период во всех средних учебных заведениях вводится общеобразовательный учебный курс «Основы информатики и вычислительной техники». Начинается процесс оснащения учебных заведений компьютерными классами.

В 2001 г. была принята федеральная целе -вая программа «Развитие единой образовательной информационной среды», основной целью которой являлось создание цифровой образовательной среды, способной обеспечить:

- единство образовательного пространства на всей территории страны;

- повышение качества образования во всех регионах России;

- сохранение, развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала страны;

- создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования.

Однако не все задачи были выполнены к завершению программы в 2004 году. Одной из проблем завершения программы РЕО-

ИС без заметных сдвигов был сам подход участников программы в ее реализации. Они рассматривали процесс информатизации системы образования как технологическую проблему, а не педагогическую.

Эксперт лаборатории компетентностных практик образования Института системных проектов МГПУ Андрей Дерябин на XIV Фестивале науки прочитал лекцию о том, как наша жизнь изменилась за последние 20 лет. В рамках краткой лекции по развитию производства цифрового контента он продемонстрировал, как цифровая экономика спровоцировала запрос на раннюю профориентацию молодежи в новой цифровой реальности. Это все стало сильным мотиватором трансформации самой системы образования, то есть раньше ставились задачи по решению учебных проблем, а сейчас образования в целом. Иными словами, в современной реальности общество работает над модернизацией не отдельных учебных вопросов, а содержания образования. А. Дерябин отметил, что в самом начале такой трансформации были такие цифровые образовательные ресурсы, как геоэкономика, геополитика, геокультура.

Если говорить о подготовке кадров для цифровой экономики на государственном уровне, то нужно отметить раздел «Кадры для цифровой экономики», утвержденный Правительством РФ в программе «Цифровая экономика», в рамках которого были заданы следующие показатели: 2019 г. - 10,5 млрд руб.; 2020 г. - 13,3 млдр руб.; 2021 г. - 22,4 млдр руб.

В стратегии данного направления федерального проекта планировалось построение преемственной системы образования, включающей в себя выявление и поддержку талантов в области математики, информатики, а также подготовку высококвалифицированных, информационно грамотных кадров, соответствующих запросам современного рынка труда. Основной задачей, поставленной перед проектом, стал выпуск 120 тыс. учащихся вузов и 800 тыс. учащихся среднего звена, связанных с информационно-коммуникационными технологиями. Главная задача проекта заключается в создании необходимых условий для подготовки кадров, владеющих компетенциями, необходимыми в условиях развития цифровой экономики.

Развитие цифровой образовательной области в целом, а также отдельных ее элемен -тов в условиях цифровой экономики зависит от ряда переменных, таких как:

1. Стремительное развитие новых технологий, включая цифровые.

2. Развитие рынка интеллектуальной собственности.

3. Новые условия и новые запросы рынка труда с учетом всех модификаций.

4. Наличие специалистов, обладающих соответствующими компетенциями.

5. Формирование многовариантного, несколько профильного обучения студентов.

6. Формирование конкурентоспособных компетенций у выпускников высших и средних образовательных учреждений.

Исследования ряда специалистов в области цифровых технологий отмечают следующие инструменты для осуществления цифровой трансформации системы образования:

1. Создание широкого набора цифровых решений для дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования.

2. Разработка цифровых платформ он-лайн-обучения для обеспечения максимального доступа к образовательным возможностям.

3. Формирование «цифрового следа» обучающихся и индивидуальных образовательных траекторий.

4. Повышение уровня цифровой грамотности граждан.

5. Предоставление образовательным организациям широкополосного доступа в сеть Интернет.

Развитие цифровой образовательной среды образовательных организаций включает

в себя: анализ ретроспективы информатизации школ; оценка готовности технологической среды, организованной инфраструктуры, а также регламентов работы образовательных организаций к эффективному использованию цифровых материалов; проблемы сочетания и развития физической, информационной и виртуальной среды.

Цифровая трансформация образования связана с качественными изменениями образовательной работы. Она должна предусмотреть скоординированное решение ключевых задач:

1. Развитие материальной инфраструктуры.

2. Разработка, апробация и внедрение цифровых учебно-методических комплексов.

3. Развитие онлайн-обучения и цифрового замещения бумажного контента.

4. Развитие универсального функционала цифровой образовательной среды для идентификации и аутентификации пользователей.

Трансформации, которые происходят в современном мире, привели к тому, что экономика перестала быть закрытой и постепенно стала частью мировой экономики. Такая трансформация экономики страны означает, что и экономика регионов начинает приобретать открытый характер. Программа развития цифровой экономики в Российской Федерации до 2035 года ставит своей главной задачей формирование мер поддержки и стимулирования, обеспечивающие мотивацию субъектов экономической деятельности к цифровым технологиям. Однако нет четкого, единого, утвержденного понятия цифровой экономики даже на международной арене.

Список литературы-

1. Байханов И.Б. Молодежь в цифровом мире: самооценка сформированности цифровых компетенций абитуриентов московских вузов // Миссия конфессий. 2021. Т. 10. № 6 (55). С. 615-623.

2. Вахабова М.Х., Лечиева З.М. Технологии искусственного интеллекта как инструмент цифровизации // Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии: материалы Регион. науч.-практ. конф. Махачкала, 2020. С. 126-131.

3. Вахабова М.Х., Муллахмедова С.С., Ибрагимов Д.У. Цифровая экономика как платформа формирования киберпреступности // Экономика и предпринимательство. 2021. № 5 (130). С. 234-237.

4. Вахабова М.Х., Саралинова Д.С., Кукаева Э.С.С. Цифровая трансформация системы государственного управления в условиях цифровизации экономики // Экономика и предпринимательство. 2021. № 9 (134). С. 265268.

5. Вахабова М.Х., Шабазов И.М. Геймификация как инструмент инновационного обучения // Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии: материалы Регион. науч.-практ. конф. Махачкала, 2020. С. 126-131.

6. Вахабова М.Х., Юшаева Р.С.Э. Цифровизация нашей жизни: внедрение ^-технологий в экономику // Совре -менные контуры цифровой экономики России: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. 2018. С. 204-207.

7. Губашева Х.А., Дубаев И.М., Вахабова М.Х. Разработка и внедрение электронного журнала с помощью си -стемы wordpress // Профессионально-педагогическое образование: состояние и перспективы, Москва-Берлин: сб. V Междунар. заоч. студен. науч.-практ. конф. 2021. С. 387-390.

8. Губашева Х.А., Уматгериева Л.Р., Вахабова М.Х. Использование социальной сети для активизации самостоятельной работы студентов // Профессионально-педагогическое образование: состояние и перспективы, Москва-Берлин: сб. V Междунар. заоч. студен. науч.-практ. конф. 2021. С. 395-398.

9. Губашева Х.А., Хамидов М.А., Вахабова М.Х. Внедрение информационной системы тестирования студентов в онлайн-режиме // Профессионально-педагогическое образование: состояние и перспективы, Москва-Берлин: сб. V Междунар. заоч. студен. науч.-практ. конф. М., 2021. С. 379-383.

10. Губашева Х.А., Хамидов М.А., Вахабова М.Х. Создание информационной системы для размещения дистанционных курсов // Профессионально-педагогическое образование: состояние и перспективы, Москва-Берлин: сб. V Междунар. заоч. студен. науч.-практ. конф. 2021. С. 407-411.

11. Еремина И.Ю., Абдулкадыров А.С., Эйрих ГО. Развитие инновационных форм занятости в нефтегазовых компаниях // Индустриальная экономика 2022. Т. 1. № 1. С. 54-59.

12. Кужилин А.В. Система управления персоналом: основные направления и тенденции // Военно-экономический вестник. 2019 № 3-4. URL: https://voenvestnik.ru/PDF/03SCVV319.pdf (дата обращения: 08.04.2022).

13. Мартынов В.Г, Абдулкадыров А.С., Жигулина Е.П. Технология моделирования как способ оптимизации системы высшего профессионального образования // Экономика и предпринимательство. 2016. № 1-1. С. 68-71.

14. Мартынов В.Г, Еремина И.Ю., Абдулкадыров А.С. Особенности кластеризации в системе профессионального образования // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2015. № 2. С. 150-156.

15. Стенников В.В., Хачатурян К.С. Методика определения оптимальной образовательной программы подготовки иностранных военно-технических кадров // Военно-экономический вестник. 2020. № 2. URL: https:// voenvestnik.ru/PDF/01VNVV220.pdf (дата обращения: 20.03.2022).

References_

1. Baykhanov I.B. Youth in the digital world: self-assessment of the formation of digital competencies of applicants of Moscow universities. Mission of confessions. 2021. Vol. 10. No. 6 (55). pp. 615-623.

2. Vakhabova M.H., Lechieva Z.M. Artificial intelligence technologies as a tool of digitalization. Fashion and design: historical experience - new technologies: materials Region. scientific-practical conf. Makhachkala, 2020. pp. 126-131.

3. Vakhabova M.H., Mullahmedova S.S., Ibragimov D.U. Digital economy as a platform for the formation of cybercrime. Economics and entrepreneurship. 2021. No. 5 (130). pp. 234-237.

4. Vakhabova M.H., Saralinova D.S., Kukaeva E.S.S. Digital transformation of the public administration system in the conditions of digitalization of the economy. Economics and entrepreneurship. 2021. No. 9 (134). pp. 265-268.

5. Vakhabova M.H., Shabazov I.M. Gamification as an instrument of innovative learning. Fashion and design: historical experience - new technologies: materials Region. scientific-practical conf. Makhachkala, 2020. pp. 126-131.

6. Vakhabova M.H., Yushaeva R.S.E. Digitalization of our life: introduction of IT technologies into the economy. Modern contours of the digital economy of Russia: collection of materials of the International Scientific and Practical Conference 2018. pp. 204-207.

7. Gubasheva H.A., Dubaev I.M., Vakhabova M.H. Development and implementation of an electronic journal using the wordpress system. Vocational pedagogical education: state and prospects, Moscow-Berlin: collection. V International. part-time student. scientific and practical conference 2021. pp. 387-390.

8. Gubasheva H.A., Umatgerieva L.R., Vakhabova M.H. The use of a social network to activate independent work of students. Vocational pedagogical education: state and prospects, Moscow-Berlin: sat. V International. part-time student. scientific and practical conf. 2021. pp. 395-398.

9. Gubasheva H.A., Khamidov M.A., Vakhabova M.H. Introduction of an information system for testing students online. Vocational pedagogical education: state and prospects, Moscow-Berlin: sat. V International. part-time student. scientific and practical conf. M., 2021. pp. 379-383.

10. Gubasheva H.A., Khamidov M.A., Vakhabova M.H. The creation of an information system for the placement of distance courses. Vocational pedagogical education: state and prospects, Moscow-Berlin: sat. V International. part-time student. scientific and practical conference 2021. pp. 407-411.

11. Eremina I.Yu., Abdulkadyrov A.S., Eirikh G.O. Development of innovative forms of employment in oil and gas companies. Industrial Economy 2022. Vol. 1. No. 1. pp. 54-59.

12. Kuzhilin A.V. Personnel management system: main directions and trends. Military-economic Bulletin. 2019 No. 3-4. URL: https://voenvestnik.ru/PDF/03SCVV319.pdf (date of reference: 08.04.2022).

13. Martynov V.G., Abdulkadyrov A.S., Zhigulina E.P. Modeling technology as a way to optimize the system of higher professional education. Economics and entrepreneurship. 2016. No. 1-1. pp. 68-71.

14. Martynov V.G., Eremina I.Yu., Abdulkadyrov A.S. Features of clustering in the system of vocational education. Scientific review. Series 1: Economics and Law. 2015. No. 2. pp. 150-156.

15. Stennikov V.V., Khachaturian K.S. Methodology for determining the optimal educational program for training foreign military-technical personnel. Military-economic Bulletin. 2020. No. 2. URL: https://voenvestnik.ru/PDF/01VNVV220.pdf (accessed: 03/20/2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.