Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ НА СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ'

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ НА СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕРЕДОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РОССИЙСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ШКОЛА / ЦИФРОВАЯ ЭКОСИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вахабова Мадина Хусейновна, Хадуева Яха Ахмудовна, Вахабова Линда Хусейновна

В статье рассматриваются вопросы влияния цифровой экономики и цифровых и технологий на трансформацию системы образования. Цифровые технологии на сегодняшний день - инструмент трансформации всех сфер деятельности. Отмечается, что цифровизация образования должна стать пилотным направлением, так как только формирование информационно грамотных кадров может привести к эффективной цифровизации экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вахабова Мадина Хусейновна, Хадуева Яха Ахмудовна, Вахабова Линда Хусейновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF DIGITAL TECHNOLOGIES AND THE DIGITAL ECONOMY ON THE EDUCATION SYSTEM

The article deals with the issues of the influence of the digital economy and digital technologies on the transformation of the education system. Digital technologies today are a tool for transforming all areas of activity. It is noted that the digitalization of education should become a pilot direction, since only the formation of information-literate personnel can lead to effective digitalization of the economy.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ НА СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ»

DOI 10.47576/2712-7559 2022 3 7 631

УДК 338:004

Вахабова Мадина Хусейновна,

старший преподаватель кафедры экономики и управления в образовании, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, e-mail: [email protected]

Хадуева Яха Ахмудовна,

старший преподаватель кафедры микробиологии и биологии, Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: [email protected]

Вахабова Линда Хусейновна,

магистрант, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, e-mail: [email protected]

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ НА СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются вопросы влияния цифровой экономики и цифровых и технологий на трансформацию системы образования. Цифровые технологии на сегодняшний день - инструмент трансформации всех сфер деятельности. Отмечается, что цифровизация образования должна стать пилотным направлением, так как только формирование информационно грамотных кадров может привести к эффективной цифровизации экономики.

Ключевые слова: цифровизация; цифровая трансформация; цифровые технологии в образовании; трансформация системы образования; передовые технологии; российская электронная школа; цифровая экосистема.

UDC 338:004

Vakhabova Madina Huseynovna,

Senior Lecturer, Department of Economics and Management in Education, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: [email protected]

Khadueva Yakha Akhmudovna,

Senior Lecturer, Department of Microbiology and Biology, Chechen State University named after A.A. Kadyrov, Grozny, Russia, e-mail: [email protected]

Vakhabova Linda Huseynovna,

undergraduate, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: [email protected]

THE IMPACT OF DIGITAL TECHNOLOGIES AND THE DIGITAL ECONOMY ON THE EDUCATION SYSTEM

The article deals with the issues of the influence of the digital economy and digital technologies on the transformation of the education system. Digital technologies today are a tool for transforming all areas of activity. It is noted that the digitalization of education should become a pilot direction, since only the formation of information-literate personnel can lead to effective digitalization of the economy.

Keywords: digitalization; digital transformation; digital technologies in education; transformation of the education system; Hi-tech; Russian electronic school; digital ecosystem.

ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА • № 3, том 7, 2022 631

Глобальный процесс конвергенции и диджи-тализации - это один из главных процессов нашего времени. Такая трансформация не могла обойти систему образования. Цифровизация оказывает огромное влияние на тенденции развития современной экономики.

Цифровизация проникает в каждую сферу деятельности человека по отдельности, при этом создавая некоторую интеграцию их всех. Эксперты в области цифровой экономики отмечают роль человека в условиях ее развития. Цифровая экономика, стремительно развиваясь, меняет практически все существующие производственные рынки, в частности рынок труда. Ряд некогда существовавших профессий уже исчез, а сроки существования некоторых укорачиваются. Однако параллельно с этим стремительно появляются новые профессии. Идет запрос на новые компетенции на рынке труда.

Основой для формирования такой реальности является ничто иное как подготовка кадров для развития цифровой экономики и глобального процесса цифровизации [1-10].

Процесс компьютеризации системы образования начался еще в СССР с постановления ЦК КПСС и Совета министров от 28.03.1985 г. В этот период во всех средних учебных заведениях вводится общеобразовательный учебный курс «Основы информатики и вычислительной техники». Начинается процесс оснащения учебных заведений компьютерными классами.

В 2001 г. была принята Федеральная целе -вая программа «Развитие единой образовательной информационной среды», основной целью которой являлось создание цифровой образовательной среды, способной обеспечить:

- единство образовательного пространства на всей территории страны;

- повышение качества образования во всех регионах России;

- сохранение, развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала страны;

- создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования.

Однако не все задачи будут выполнены к завершению программы в 2004 г. Одной из проблем завершения программы РЕОИС без заметных сдвигов является сам подход участников программы в ее реализации. Они

рассматривали процесс информатизации системы образования как технологическую проблему, а не педагогическую.

Эксперт лаборатории компетентностных практик образования Института системных проектов МГПУ Андрей Дерябин на XIV Фестивале науки провел лекцию на тему того, как наша жизнь изменилась за последние 20 лет. В рамках краткой лекции по развитию производства цифрового контента было продемонстрировано как цифровая экономика спровоцировала запрос на раннюю профориентацию молодежи в новой цифровой реальности. Это стало сильным мотиватором трансформации самой системы образования, то есть раньше ставились задачи по решению учебных проблем, а сейчас образовательных в целом.

Иными словами, в современной реальности общество работает над модернизацией не отдельных учебных вопросов, а содержания образования в целом. Если говорить о том, что было в самом начале такой трансформации, то можно вспомнить такой цифровой образовательный ресурс, как «Геоэкономика, геополитика, геокультура».

Если говорить о подготовке кадров для цифровой экономики на государственном уровне, то нужно отметить раздел «Кадры для цифровой экономики», утвержденный Правительством Российской Федерации в программе «Цифровая экономика», в рамках которого были заданы следующие показатели на ближайшие годы: 2019 г. - 10,5 млрд руб.; 2020 г. - 13,3 млрд руб.; 2021 г. - 22,4 млрд руб.

В стратегии данного направления федерального проекта планировалась преемственная система образования, включающая в себя выявление и поддержку талантов в области математики, информатики, а также подготовку высококвалифицированных, информационно грамотных кадров, соответствующих запросам современного рынка труда. Основными задачами, поставленными перед проектом, стали выпуск 120 тыс. студентов вузов и 800 тыс. учащихся среднего звена, связанных с информационно-коммуникационными технологиями. Главная задача проекта заключается в создании необходимых условий для подготовки кадров, владеющих компетенциями в условиях развития цифровой экономики.

Развитие цифровой образовательной области в целом, а также отдельных ее элемен -тов в условиях цифровой экономики зависит от ряда переменных, таких как:

- стремительное развитие новых технологий, включая цифровые;

- развитие рынка интеллектуальной собственности;

- новые условия и новые запросы рынка труда с учетом всех модификаций;

- наличие специалистов, обладающих соответствующими компетенциями;

- формирование многовариантного, профильного обучения студентов;

- формирование конкурентоспособных компетенций у выпускников высших и средних образовательных учреждений.

Исследования ряда специалистов в области цифровых технологий отмечают следующие инструменты для осуществления цифровой трансформации системы образования:

- создание широкого набора цифровых решений для дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования;

- разработка цифровых платформ онлайн-обучения для обеспечения максимального доступа к образовательным возможностям;

- формирование «цифрового следа» обучающихся и индивидуальных образовательных траекторий;

- повышение уровня цифровой грамотности граждан;

- предоставление образовательным организациям широкополосного доступа в сеть Интернет.

Развитие цифровой образовательной среды образовательных организаций включает в себя анализ ретроспективной информатизации школ; оценку готовности технологической среды, организованной инфраструктуры, а также регламентов работы образовательных организаций к эффективному использованию цифровых материалов; проблемы сочетания и развития физической, информационной и виртуальной сред.

Цифровая трансформация образования связана с качественными изменениями образовательной работы. Она должна предусмотреть скоординированное решение ключевых задач:

- развитие материальной инфраструктуры;

- разработка, апробация и внедрение цифровых учебно-методических комплексов;

- развитие онлайн-обучения и цифрового замещения бумажного контента;

- развитие универсального функционала цифровой образовательной среды для идентификации и аутентификации пользователей.

Трансформации, которые происходят в современном мире, привели к тому, что экономика перестала быть закрытой и постепенно стала частью мировой экономики. Такая трансформация экономики страны означает, что и экономика регионов начинает приобретать открытый характер. «Программа развития цифровой экономики в Российской Федерации до 2035 года» ставит своей главной задачей формирование мер поддержки и стимулирования, обеспечивающие мотивацию субъектов экономической деятельности к цифровым технологиям. Однако нет единого, утвержденного понятия цифровой экономики даже на международной арене.

Список литературы

1. Байханов И. Б. Молодежь в цифровом мире: самооценка сформированности цифровых компетенций абитуриентов московских вузов // Миссия конфессий. 2021. Т. 10. № 6(55). С. 615-623.

2. Вахабова М. Х., Саралинова Д. С., Кукаева Э. С. Цифровая трансформация системы государственного управления в условиях цифровизации экономики // Экономика и предпринимательство. 2021. № 9 (134). С. 265-268.

3. Вахабова М. Х., Муллахмедова С. С., Ибрагимов Д. У. Цифровая экономика как платформа формирования кибепреступности // Экономика и предпринимательство. 2021. № 5 (130). С. 234-237.

4. Губашева Х. А., Хамидов М. А., Вахабова М. Х. Внедрение информационной системы тестирования студентов в онлайн-режиме/ // Профессионально-педагогическое образование: состояние и перспективы : сборник V Международной заочной студенческой научно-практической конференции. Москва-Берлин, 2021. С. 379-383.

5. Губашева Х. А., Дубаев И. М., Вахабова М. Х. Разработка и внедрение электронного журнала с помощью системы wordpress // Профессионально-педагогическое образование: состояние и перспективы : сборник V Международной заочной студенческой научно-практической конференции. Москва-Берлин, 2021. С. 387-390.

6. Губашева Х. А., Уматгериева Л. Р., Вахабова М. Х. Использование социальной сети для активизации самостоятельной работы студентов // Профессионально-педагогическое образование: состояние и перспективы : сборник V Международной заочной студенческой научно-практической конференции. Москва-Берлин, 2021. С. 395-398.

ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА • № 3, том 7, 2022 6 33

7. Губашева Х. А., Хамидов М. А., Вахабова М. Х. Создание информационной системы для размещения дистанционных курсов // Профессионально-педагогическое образование: состояние и перспективы : сборник V Международной заочной студенческой научно-практической конференции. Москва-Берлин, 2021. С. 407-411.

8. Вахабова М. Х., Лечиева З. М. Технологии искусственного интеллекта как инструмент цифровизации // Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии : материалы региональной научно-практической конференции. Махачкала, 2020. С. 126-131.

9. Вахабова М. Х., Шабазов И. М. Геймификация как инструмент инновационного обучения // Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии : мате -риалы региональной научно-практической конференции. Махачкала, 2020. С. 126-131.

10. Вахабова М. Х., Юшаева Р. С. Э. Цифровизация нашей жизни: внедрение IT-технологий в экономику // Современные контуры цифровой экономики России : сборник материалов международной научно-практической конференции. 2018. С. 204-207.

References

1. Baykhanov I. B. Youth in the digital world: self-assessment of the formation of digital competencies of applicants of Moscow universities. Mission of confessions. 2021. Vol. 10. No. 6(55). pp. 615-623.

2. Vakhabova M. H., Saralinova D. S., Kukaeva E. S. Digital transformation of the public administration system in the conditions of digitalization of the economy. Economics and entrepreneurship. 2021. No. 9 (134). pp. 265-268.

3. Vakhabova M. H., Mullahmedova S. S., Ibragimov D. U. Digital economy as a platform for the formation of cybercrime. Economics and entrepreneurship. 2021. No. 5 (130). pp. 234-237.

4. Gubasheva H. A., Khamidov M. A., Vakhabova M. H.

Introduction of an information system for testing students online. Vocational pedagogical education: state and prospects: collection of the V International Correspondence Student Scientific and Practical Conference. Moscow-Berlin, 2021. pp. 379-383.

5. Gubasheva H. A., Dubaev I. M., Vakhabova M. H. Development and implementation of an electronic journal using the wordpress system. Vocational pedagogical education: state and prospects : collection of the V International correspondence student scientific and practical conference. Moscow-Berlin, 2021. pp. 387-390.

6. Gubasheva H. A., Umatgerieva L. R., Vakhabova M. H. Using a social network to activate independent work of students. Vocational pedagogical education: state and prospects: collection of the V International correspondence student scientific and practical conference. Moscow-Berlin, 2021. pp. 395-398.

7. Gubasheva H. A., Khamidov M. A., Vakhabova M. H. Creation of an information system for placement of distance courses. Vocational pedagogical education: state and prospects : collection of the V International correspondence student scientific and practical conference. Moscow-Berlin, 2021. pp. 407-411.

8. Vakhabova M. H., Lechieva Z. M. Artificial intelligence technologies as a tool of digitalization. Fashion and design: historical experience - new technologies : materials of the regional scientific and practical conference. Makhachkala, 2020. pp. 126-131.

9. Vakhabova M. H., Shabazov I. M. Gamification as an innovative learning tool. Fashion and design: historical experience - new technologies : materials of the regional scientific and practical conference. Makhachkala, 2020. pp. 126-131.

10. Vakhabova M. H., Yushaeva R. S. E. Digitalization of our life: introduction of IT technologies into the economy. Modern contours of the digital economy of Russia: a collection of materials of the international scientific and practical conference. 2018. pp. 204-207.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.