Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ЦИФРОВИЗАЦИИИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СОЦИАЛЬНЫЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ЦИФРОВИЗАЦИИИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
449
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лях Юлия Анатольевна

Введение. В публикации представлены этапы развития общества от информационного к цифровому: компьютеризация, информатизация, цифровизация. Автор выявляет социальные и философские основы развития общества и образования, основанные на изучении научных трудов философов Древней Греции, немецкой философии XIX века, отечественных и зарубежных современников, которые позволили обозначить вызовы профессионального образования на этапе его цифровизации и цифровой трансформации. Методология. Автором изучены и проанализированы нормативно-правовые и программные документы России в сфере информатизации и цифровизации общества, экономики и образования, научные публикации по вопросам философии профессионального образования на этапе цифровизации и цифровой трансформации общества. Результаты. На основе изученных документов и исследований автором сделаны выводы о влиянии философских и социальных процессов цифровизации и цифровой трансформации в обществе на профессиональное образование. Представлены этапы развития общества и профессионального образования как непрерывные процессы: информатизация - цифровизация, информатизация профессионального образования - цифровизация профессионального образования, информатизация общества - цифровизация общества, что является исследовательской новизной. Заключение. Автор сделал заключение, что современное российское профессиональное образование вступило на этап цифровизации и цифровой трансформации, что повлекло за собой трансформационные преобразования: изменения рынка труда, расширение использования электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий, необходимость формирования и развития цифровых компетенций, обеспечение информационной безопасности образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PHILOSOPHICAL FOUNDATIONS OF DIGITALIZATIONAND DIGITAL TRANSFORMATION OF VOCATIONAL EDUCATION

Introduction. The publication presents the stages of society development from information to digital: computerization, informatization, digitalization. The author identifies the social and philosophical foundations for the development of society and education, based on the study of scientific works of philosophers from Ancient Greece, German philosophy of the XIX century, Russian and foreign contemporaries, which made it possible to identify the challenges of professional education at the stage of its digitalization and digital transformation. Methodology. The author has studied and analyzed the normative-legal and program documents of Russia in the field of informatization and digitalization of society, economy and education, scientific publications on the philosophy of professional education at the stage of digitalization and digital transformation of society. Results. Based on the studied documents and studies, the author draws conclusions about the influence of philosophical and social processes of digitalization and digital transformation in society on vocational education. The stages of society and professional education development as continuous processes are presented: informatization - digitalization, informatization of vocational education-digitalization of vocational education, informatization of society - digitalization of society, which is a research novelty. Conclusion. Based on the results of the publication, the author concludes that modern Russian vocational education has entered the stage of digitalization and digital transformation, which has led to transformational transformations: changes in the labor market, the expansion of the use of e-learning with the use of distance educational technologies, the need for the formation and development of digital competencies, ensuring information security of the educational process.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ЦИФРОВИЗАЦИИИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

10. Logachev V. A. Pravovye probely v motivacii intellektual'nogo truda v usloviyah cifrovizacii periferijnoj ekonomiki [Legal gaps in the motivation of intellectual labor in the digitalization of the peripheral economy]. Digital economy: a new reality. Collection of articles based on the results of international scientific-practical video conference dedicated to the 25th anniversary of the university. Maykop, 2018, pp. 240-243. (In Russian).

11. Mavlyutova G. A. Cifrovizaciya v sovremennom vysshem ucheb-nom zavedenii [Digitalization of modern institutions of higher education]. Economic security and quality, 2018, no. 3 (32), pp. 5-7. (In Russian).

12. Marks K. Rech' na yubilee "The Peoples Paper" [The Peoples Paper anniversary speech]. K. Marks, F. Engels. Compositions. Moscow, 1958, vol. 12, pp. 4. (In Russian).

13. Medvedev D. A. Rossiya-2024: Strategiya social'no-ekonomi-cheskogo razvitiya [Russia-2024: the strategy of social and economic development]. Voprosy Ekonomiki, 2018, no. 10, pp. 5-28. (In Russian).

14. «Na chto ushli eti summy?»: Schetnaya palata nashla anom-alii v IT-raskhodah ministerstv ["What did these sums go for?": The Accounts Chamber found anomalies in IT expenditures of

ministries]. Rosbalt, 2020, November 18. Available at: https:// www.rosbalt.ru/business/2020/11/18/1873549.html (accessed 21.04.2021). (In Russian).

15. Bakanov A. A., Prokopenko E. V., Muromtseva A. K., Lari-onova J. S., Shirokolobova A. G. Organizaciya elektronnogo obu-cheniya v tekhnicheskom vuze [i dr.]. Professional Education in Russia and Abroad, 2020, no. 2 (38), pp. 106-112. (In Russian).

16. Romanova G. V. Cifrovizaciya vysshego obrazovaniya: novye trendy i opyt vnedreniya [Digitalization of higher education: new trends and experience of implementation]. The Humanities, 2020, no. 4 (52), pp. 31-36. (In Russian).

17. Zhernov E. E., Zhernova N. A., Zolotykh I. B. Formirovanie ekonomiki znanij v resursodobyvayushchem regione (na prim-ere Kemerovskojoblasti) [The formation of the knowledge economy in the resource-extracting region (the example of the Kemerovo region)]. Kemerovo, 2013, 345 p. (In Russian).

18. Bauer M. J., Müßle T. Psychologie der digitalen Kommunikation. München, Utz Verlag, 2020, 172 s. (In German).

19. Dietrich P. Die neue Remote-Welt. Erfolgreich im Distance-Zeitalter, Kufstein, 2020. Available at: https://docplayer.org/187440188-Die-neue-remote-welt.html (accessed 21.04.2021). (In German).

УДК/UDC 377:378 Ю. А. Лях

Y. Lyakh

СОЦИАЛЬНЫЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ И ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

SOCIAL AND PHILOSOPHICAL FOUNDATIONS OF DIGITALIZATION AND DIGITAL TRANSFORMATION OF VOCATIONAL EDUCATION

Введение. В публикации представлены этапы развития общества от информационного к цифровому: компьютеризация, информатизация, цифровизация. Автор выявляет социальные и философские основы развития общества и образования, основанные на изучении научных трудов философов Древней Греции, немецкой философии XIX века, отечественных и зарубежных современников, которые позволили обозначить вызовы профессионального образования на этапе его цифровизации и цифровой трансформации.

Методология. Автором изучены и проанализированы нормативно-правовые и программные документы России в сфере информатизации и цифрови-зации общества, экономики и образования, научные публикации по вопросам философии профессионального образования на этапе цифровизации и цифровой трансформации общества.

Результаты. На основе изученных документов и исследований автором сделаны выводы о влиянии философских и социальных процессов цифровизации и цифровой трансформации в обществе на профес-

сиональное образование. Представлены этапы развития общества и профессионального образования как непрерывные процессы: информатизация - цифровизация, информатизация профессионального образования - цифровизация профессионального образования, информатизация общества - цифровизация общества, что является исследовательской новизной.

Заключение. Автор сделал заключение, что современное российское профессиональное образование вступило на этап цифровизации и цифровой трансформации, что повлекло за собой трансформационные преобразования: изменения рынка труда, расширение использования электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий, необходимость формирования и развития цифровых компетенций, обеспечение информационной безопасности образовательного процесса.

Introduction. The publication presents the stages of society development from information to digital: computerization, informatization, digitalization. The author identi-

fies the social and philosophical foundations for the development of society and education, based on the study of scientific works of philosophers from Ancient Greece, German philosophy of the XIX century, Russian and foreign contemporaries, which made it possible to identify the challenges of professional education at the stage of its digitalization and digital transformation.

Methodology. The author has studied and analyzed the normative-legal and program documents of Russia in the field of informatization and digitalization of society, economy and education, scientific publications on the philosophy of professional education at the stage of digitalization and digital transformation of society.

Results. Based on the studied documents and studies, the author draws conclusions about the influence of philosophical and social processes of digitalization and digital transformation in society on vocational education. The stages of society and professional education development as continuous processes are presented: informatization - digitalization, informatization of vocational education-digitalization of vocational education, informatization of society - digitalization of society, which is a research novelty.

Conclusion. Based on the results of the publication, the author concludes that modern Russian vocational education has entered the stage of digitalization and digital transformation, which has led to transformational transformations: changes in the labor market, the expansion of the use of e-learning with the use of distance educational technologies, the need for the formation and development of digital competencies, ensuring information security of the educational process.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая трансформация, философия образования, социология образования, профессиональное образование.

Keywords: digitalization, digital transformation, philosophy of education, sociology of education, vocational education.

Введение

Принятие Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 гг. и национального проекта «Цифровая экономика в Российской Федерации» обозначили новый этап - цифровизацию общества, что оказало влияние на цифровизацию и цифровую трансформацию всех сфер жизнедеятельности. Цифровое производство приобретает новый уровень качества благодаря глобальным сетевым связям через корпоративные и национальные границы: Интернет вещей, искусственный интеллект, роботизация, работа с боль-

шими данными. Процесс информатизации дал толчок к формированию и развитию информационного общества (ИО). Выявлены этапы формирования и развития информационного общества. На первом этапе (19911994 гг.) формировались основы в сфере информатизации. Второй этап (1994-1998 гг.) характеризовался сменой приоритетов от информатизации к выработке информационной политики [23]. Третий этап формирования политики в сфере построения ИО условно завершился в 2017 г. принятием Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг., в которой вопрос развития цифровой экономики и национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» признается первостепенным [17; 27]. С этого момента ознаменовано начало 4-й промышленной революции, или Индустрии 4.0, для которой базовой технологией является не компьютер, а Интернет.

Методология

Процессы формирования и развития информационного общества сменил процесс цифровиза-ции, который стал последовательным этапом развития процессов компьютеризации и информатизации, начатых в середине XX в.

Под информатизацией понимается организационный, социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов [19]. В других источниках информатизация характеризуется как организационный социально-экономический и научно-технический процесс, в основе которого лежит массовое применение информационных систем и технологий в целях кардинального улучшения условий труда и качества жизни населения, значительного повышения эффективности всех видов деятельности физических и юридических лиц [32]. Мы разделяем точку зрения Е. В. Беляевой, которая рассматривает цифровое общество как результат реализации концепции информационного общества [3]. Для цифрового общества ключевой характеристикой становится не сама информация, а электронно-цифровой способ ее хранения и распространения, электронно-цифровое опосредование любых социальных отношений.

Термин «цифровая экономика» введен в 1995 г. Николосом Негропонте, профессором Массачусет-ского университета. В 2016 г. в Канкуне (Мексика)

была принята Декларация Министров «О цифровой экономике: инновации, рост и социальное благополучие». Понятие «цифровизация» получило закрепление в связи с обозначением цифровой экономики в законодательстве - в 2017 г. был принят Указ Президента РФ «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 гг.». Цель программы - организовать системное развитие и внедрение цифровых технологий во всех областях жизни - экономике, бизнесе, социальной сфере, государственном и городском управлении. Цифровая экономика здесь понимается как «хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг» [27; 17; 4].

Суть термина «цифровизация» и его роль в историческом развитии общества трактуются исследователями по-разному: как перевод информации в «цифру», как новая парадигма мысли, общения, взаимодействия друг с другом; как новый этап развития общества, приводящий к росту качества жизни населения; как средство усовершенствования бизнес-процессов и комплексного решения задач инфраструктурного, управленческого, поведенческого и культурного характера [7]. Глобально цифро-визация берет свои корни в древнегреческой философии Пифагора, далее современные философы находят отклики в философских учениях Г. Гегеля и Г. Лейбница; современную цифровую философию за рубежом изучают Г. Хайтин, Э. Фредкин, С. Вольфрам, К. Цузе; В. Миронов, А. Разин, А. Чернышов -отечественные современные ученые, изучающие проблемы философии цифровизации. Цифровизация -закономерный этап развития общества. Две с половиной тысячи лет назад философ Пифагор говорил о том, что все можно выразить цифрой. Эту идею он привез из Карнакского храма в Египте вместе с теоремой «пифагоровы штаны». Пифагор также говорил, что каждые 10 тысяч лет все повторяется «нумериче-ски» (т. е. буквально) [6; 12; 26; 30; 31].

Толковый словарь по информационному обществу и новой экономике предлагает понимать цифро-визацию как преобразование информатизации в цифровую форму [29]. Викисловарь раскрывает содержание понятия «цифровизация» как «цифровой способ связи, записи, передачи данных с помощью цифровых

устройств» [28]. А. Марей рассматривает цифровиза-цию как изменение парадигмы общения и взаимодействия друг с другом и социумом [11]; Е. Л. Вартанова, М. И. Максеенко, С. С. Смирнов [10] уточняют содержание этого понятия - это не только перевод информации в цифровую форму, а комплексное решение инфраструктурного, управленческого, поведенческого, культурного характера. Р. Сивараман дает свое понимание цифровизации, основываясь на практической деятельности: «Цифровизация - это то, что требуется, чтобы сделать процесс образования более гибким,приспособленным к реалиям современного дня и способствующему формированию конкурентоспособных профессионалов в «цифровом мире» [21]. В Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг. вопрос развития цифровой экономики признается первостепенным. Осуществляются значительные государственные инвестиции в те программы, которые способствуют России занять ключевое место среди экономик на пути цифровизации. В 2017 г. утвержден национальный проект «Цифровая экономика Российской Федерации», разработанный в целях реализации данной стратегии [16; 29]. По оценкам Всемирного экономического форума, цифровиза-ция несет огромный потенциал для бизнеса и общества в течение следующего десятилетия и может принести дополнительно более 30 трлн долл. США доходов для мировой экономики до 2025 г. Согласно исследованиям IMD, в ближайшие пять лет 40 % компаний, которые сейчас занимают лидирующее положение в отрасли, утратят свои позиции, если не проведут цифровую трансформацию [1].

Важно отметить, что процесс развития информационного общества не завершен, одновременно с ним начат процесс цифровизации, который представляет информацию в цифровом формате, и говорить о завершении процесса формирования информационного общества и переходе исключительно на этап формирования и развития цифрового общества преждевременно. Несомненно, что такие социальные процессы, как информатизация, цифровизация, цифровая трансформация, оказывают существенное влияние на развитие образования. Если рассматривать этапы развития общества и профессионального образования как непрерывные процессы: информатизация - цифровизация, информатизация профессионального образования - цифровизация профессионального образования, информатизация общества -цифровизация общества, то логично рассматривать процесс развития информационного общества в цифровое общество. Однако на сегодня термин цифровое

общество не определен на законодательном уровне; в науке данный феномен находится в стадии начального этапа изучения.

С точки зрения формирования и развития цифрового общества мы сможем говорить об этих процессах лишь после того, как процесс цифровизации окажет свое влияние на все сферы жизнедеятельности человека, запустив после глобальные глубинные процессы цифровой трансформации всех отраслей промышленности и социальной сферы [2]. В настоящее время российское общество находится в процессе цифровизации; следующим этапом станет цифровая трансформация общества (после того, как процессы цифровой трансформации охватят как можно больше все сферы жизнедеятельности человека), которая положит начало формированию цифрового общества. Переход от «аналоговой» модели экономики к «цифровой» требует одновременной цифровизации и цифровой трансформации всех отраслей экономики и социальной сферы, в том числе образования.

В научных трудах к толкованию процесса цифро-визации есть две точки зрения: одни исследователи считают, что цифровизация пришла на смену информатизации за счет использования более современных цифровых решений; другие, что цифровизация является видом информатизации и предполагает перевод информации в цифровую форму при помощи новых цифровых технологий, решений, процессов и инструментов. Однако и те и другие отмечают, что и информатизация, и цифровизация характеризуется общим признаком - в результате их использования повышается эффективность деятельности в применяемой области [14].

Результаты

Развитие информационного общества создало фундамент для цифровизации общества, который запустил процесс цифровой трансформации образования. Вместе с тем философские направления древнегреческой и немецкой философии Средних веков заложили основы развития современной философии циф-ровизации. Основанием для инициации и реализации цифровизации образования явились ряд нормативных документов: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг., Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [18; 5; 27]. В рамках данных документов запланировано привести профессиональное образование в соответствие с целями цифровой экономики, внедрить цифровые технологии в процесс

обучения с целью формирования и развития цифровых компетенций на протяжении всей жизни. Вместе с тем происходит и переосмысление роли преподавателя -его профессиональная деятельность должна соответствовать требованиям цифровой образовательной среды [24]. Таким образом, социальные процессы развития общества оказывают влияние на процесс информатизации профессионального образования, который можно считать завершенным. Выражается это в качественном оснащении образовательных учреждений компьютерной техникой, педагогические кадры прошли подготовку и переподготовку по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе [7; 15]. Глобальные изменения требуют формирования принципиально новых цифровых навыков и компетенций, которые необходимы как для участия в создании и распространении цифровых технологий, так и для их использования в повседневной жизни [8; 9].

Формирование и развитие цифровых компетенций должны затронуть как обучающихся, так и педагогических кадров. Система профессионального образования должна обеспечивать обществу уверенный переход в цифровую эпоху, ориентированную на рост производительности, новые типы труда, потребности человека, что возможно посредством включения в образовательный процесс всех слоев населения, выстраивания индивидуальных маршрутов обучения, управления собственными результатами обучения [13; 20; 22]. Для формирования цифровых компетенций на современном этапе создается множество инициатив со стороны государства - бесплатное обучение или с частичным покрытием расходов для педагогических кадров, активные хакатоны и форумы для талантливой молодежи. В целом набор компетенций как для обучающихся профессионального образования, так и для научно-педагогических работников направлен на освоение компетенций по работе с большими данными, в виртуальной и дополненной реальности, уметь использовать цифровые технологии, выстраивать деловые коммуникации в цифровой среде, при этом сохранить критический подход к информации. Набор цифровых компетенций для профессионально-педагогических работников профессионального образования дополняется умением осуществлять профессиональную деятельность с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Цифровые ресурсы, применяемые сегодня в повседневной деятельности человека, позволяют преодолевать барьеры традиционного обучения: темп освоения программы, выбор педагога, форм и мето-

дов обучения. На современном этапе развития общества и образования речь идет о погружении профессионального образования в цифровую образовательную среду, построении индивидуальных образовательных маршрутов обучения, использования электронного обучения по смешанному типу - сочетания традиционного и электронного обучения [25]. Данные инициативы решаются в настоящий момент при реализации программ «Кадры для цифровой экономики» и «Содействие занятости» - обучение населения за счет государства: граждан, ищущих работу, женщин, находящихся по уходу за детьми до 3 лет, сотрудников старше 50 лет, педагогических работников, в том числе и по цифровым профессиям.

Заключение

Процесс информатизации общества и образования создали фундамент для перехода общества и образования в цифровую эпоху. Появление новых трендов в формировании и развитии цифровой экономики дали толчок для развития философии и социологии цифровизации, а также цифровизации всех сфер жизнедеятельности, в том числе и образования, и как следствия, рынка труда. Цифровые технологии и цифровая среда требуют от субъектов образовательного процесса нового мышления, новых навыков профессиональной деятельности в цифровом обществе -так называемых цифровых компетенций. Развитие цифрового общества и цифровой экономики создают условия для производительности труда во всех сферах жизнедеятельности. Вместе с этим возникают проблемы информационной безопасности в цифровой среде, в связи с чем требуется такая цифровая компетенция, как развитие критического мышления. Следовательно, начатые процессы цифровизации профессионального образования ведут к его коренной, качественной перестройке, иными словами, к цифровой трансформации.

Литература

1. Арчакова С. Ю. Управление инновационной средой в условиях цифровой экономики: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Воронеж, 2019. 23 с.

2. Ачкасова О. Г. Цифровизация и цифровая трансформация социальной сферы: особенности понятийного аппарата // Современные перспективы развития науки, техники и образования: сб. материалов I Науч.-практ. конф. Магнитогорск, 2020. С. 577-580.

3. Беляева Е. В. Цифровое общество и возможности его этического регулирования // Освоение ойкумены прикладной этики: эскалация амбиций или критика утопичности. Ведомости прикладной этики. Тюмень, 2018. Вып. 52. С. 74-82.

4. Введение в «Цифровую» экономику / под общ. ред. А. В. Кешелава. М., 2017. 28 с.

5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]. URL: http://static.govemment.ru/media/files/0kPx2UXxuWQ.pdf (дата обращения: 21.08.2021).

6. Гэллоуэй А. Цифровое в философии [Электронный ресурс]. URL: https://batenka.ru/explore/the-digital-in-philosophy/ (дата обращения: 21.08.2021).

7. Дворовенко О. В., Ачкасова О. Г. Образовательный маркетинг вуза при реализации ДПО на этапе цифровизации профессионального // Адресная подготовка специалистов среднего профессионального образования в процессе сетевого взаимодействия: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Уфа, 2019. С. 185-192.

8. Демьянова А. В., Рыжикова З. А. Кадры для цифровой экономики // Цифровая экономика: экспресс-информация. М., 2018.

9. Зеленов А. В. Управление развитием человеческого капитала в цифровой экономике: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 2020. 34 с.

10. Индустрия российских медиа: цифровое будущее / Е. Л. Вартанова, А. В. Вырковский, М. И. Максеенко, С. С. Смирнов. М., 2017. 160 с.

11. Марей А. Цифровизация как изменение парадигмы [Электронный ресурс]. URL: https://www.bcg.com/ru-ru/about/bcg-review/digitalization.aspx (дата обращения: 08.09.2021).

12. Миронов В. В. Платон и современная пещера Big Data // Вестник СПбГУ. Философия и конфликтология. 2019. Т. 35, Вып. 1. С. 4-24.

13. Митин В. Об исключительной важности кадровой составляющей для цифровой экономики [Электронный ресурс]. URL: https://www.itweek.ru/digitalization/article/detail.php? ID=203892 (дата обращения: 28.07.2021).

14. Некрасов В. Н. Инновация, информатизация, цифровизация: соотношения и особенности правовой регламентации // Вопросы российского и международного права. 2018. Т. 8, № 11А. С. 137-143.

15. Никулина Т. В., Стариченко Е. Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогические технологии в России. 2018. № 8. С. 107-113.

16. О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 10.10.2020 № 1646. URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74649576/ (дата обращения: 11.08.2021).

17. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203. URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 11.08.2021).

18. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 11.08.2021).

19. Об утверждении Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 03.12.2014 № 2446-р. URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/70717448/ (дата обращения: 15.08.2021).

20. Производительность труда: национальный проект [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/ directions/nacionalnyy_proekt_proizvoditelnost_truda/ (дата обращения: 15.08.2021).

21. Сивараман Р. Что такое «цифровизация» предприятия? [Электронный ресурс]. URL: http://ua.automation.com/content/chto-takoe-cifrovizacija-predprijatija (дата обращения: 08.09.2021).

22. Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации [Электронный ресурс]: утв. президиумом

Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25.10.2016 № 9. URL: https://legalacts.ru/doc/pasport-prioritetnogo-proekta-sovremennaja-tsifrovaja-obrazovatelnaja-sreda-v-rossiiskoi (дата обращения: 08.08.2021)

23. Уваров А. Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации. М., 2018. С. 20

24. Кофырин Н. Философия цифрового мира [Электронный ресурс]. URL: https://www.nikolaykofyrin.ru (дата обращения: 08.08.2021).

25. Халин В. Г, Чернова Г. В. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски [Электронный ресурс]. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-i-ee-vliyanie-na-rossiyskuyu-ekonomiku-i-obschestvo-preimuschestva-vyzovy-ugrozy-i-riski/viewer (дата обращения: 08.08.2021).

26. Цифровая трансформация образования и драйверы развития [Электронный ресурс]. URL: https://www.mgpu.ru/ tsifrovaya-transformatsiya-obrazovaniya-i-drajvery-razvitiya (дата обращения: 08.08.2021).

27. Цифровая экономика Российской Федерации (2017 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/ directions/858/ (дата обращения: 15.08.2021).

28. Цифровизация [Электронный ресурс] // Викисловарь. URL: https://ru.wiktionary.org/wiki/цифровизация (дата обращения: 08.08.2021).

29. Цифровизация [Электронный ресурс] // Толковый словарь по информационному обществу и новой экономике. URL: https://information_society.academic.ru/392/Цифровизация_ DIGITIZATION (дата обращения: 08.08.2021).

30. Чернышов А. Г. Стратегия и философия цифровизации // Власть. 2018. Т. 26, № 5. С. 13-21.

31. Шепелова Н. С., Шепелов Н. Н. Основные проблемы цифровой трансформации высшего образования в России // Экономические исследования и разработки. 2020. № 2. С. 46-52.

32. Кураков Л. П., Кураков В. Л., Кураков А. Л. Экономика и право: словарь-справочник. М., 2004.

References

1. Archakova S. Upravlenie innovacionnoj sredoj v usloviyah cifro-voj ekonomiki [Management of the innovation environment in the digital economy]. Abstract of Ph. D. thesis. Voronezh, 2019, 23 p. (In Russian).

2. Achkasova O. G. Cifrovizaciya i cifrovaya transformaciya social'noj sfery: osobennosti ponyatijnogo apparata [Digitization and digital transformation of the social sphere: peculiarities of the conceptual apparatus]. Modern prospects for the development of science, technology and education. Proceedings of the 1st Scientific-Practical Conference. Magnitogorsk, 2020, pp. 577-580. (In Russian).

3. Belyaeva E. V. Cifrovoe obshchestvo i vozmozhnosti ego etich-eskogo regulirovaniya [Digital society and possibilities of its ethical regulation]. Mastering of applied ethics oikumen: escalation of ambitions or utopia critique. Bulletin of applied ethics. Tyumen, 2018, iss. 52, pp. 74-82. (In Russian).

4. Vvedenie v «Cifrovuyu» ekonomiku [Introduction to the «Digital» Economy]. Ed. by A. V. Keshelav. Moscow, 2017, 28 p. (In Russian).

5. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovaniya» na 2013-2020 gody [State program of the Russian Federation «Development of education» for 2013-2020]. Available at: http://static.government.ru/media/files/0kPx2UXxuWQ. pdf (accessed 21.08.2021). (In Russian).

6. Galloway A. Cifrovoe v filosofii [Digital in philosophy]. Available at: https://batenka.ru/explore/the-digital-in-philosophy/ (accessed 21.08.2021). (In Russian).

7. Dvorovenko O. V., Achkasova O. G. Obrazovatel'nyj marketing vuza pri realizacii DPO na etape cifrovizacii professional'nogo [Educational marketing of the university in the implementation of VPO at the stage of digitalization of professional]. Targeted training of specialists of secondary vocational education in the process of network interaction. Proceedings of IV All-Russian scientific-practical conference with international participation. Ufa, 2019, pp. 185-192. (In Russian).

8. Demyanova A. V., Ryzhikova Z. A. Kadry dlya cifrovoj ekonomiki [Personnel for the digital economy]. Digital Economy: Express Information. Moscow, 2018. (In Russian).

9. Zelenov A. V. Upravlenie razvitiem chelovecheskogo kapitala v cifrovoj ekonomike [Management of human capital development in the digital economy]. Abstract of Doctor's degree dissertation. Moscow, 2020, 34 p. (In Russian).

10. Vartanova E. L., Vyrkovsky A. V., Maksienko M. I., Smirnov S. S. Indu-striya rossijskih media: cifrovoe budushchee [Russian media industry: the digital future]. Moscow, 2017, 160 p. (In Russian).

11. Marey A. Cifrovizaciya kak izmenenie paradigmy [Digitalization as a paradigm shift]. Available at: https://www.bcg.com/ru-ru/about/ bcg-review/digitalization.aspx (accessed 08.09.2021). (In Russian).

12. Mironov V. V. Platon i sovremennaya peshchera Big Data [Plato and the modern cave of big data]. Vestnik of Saint-Petersburg University. Philosophy and Conflict Studies, 2019, vol. 35, iss. 1, pp. 4-24. (In Russian).

13. Mitin V. Ob isklyuchitel'noj vazhnosti kadrovoj sostavlyayush-chej dlya cifrovoj ekonomiki [On the exceptional importance of the personnel component for the digital economy]. Available at: https://www.itweek.ru/digitalization/article/detail.php? ID=203892 (accessed 28.07.2021). (In Russian).

14. Nekrasov V. N. Innovaciya, informatizaciya, cifrovizaciya: soot-nosheniya i osobennosti pravovoj reglamentacii [Innovation, informatization, digitalization: correlation and peculiarities of its legal regulation]. Problems of Russian and international law, 2018, vol. 8, no. 11A, pp. 137-143. (In Russian).

15. Nikulina T. V., Starichenko E. B. Informatizaciya i cifrovizaciya obrazovaniya: ponyatiya, tekhnologii, upravlenie [Informatization and digitalization of education: concepts, technologies, management]. Pedagogical Technologies in Russia. 2018, no. 8, pp. 107-113. (In Russian).

16. O merah po obespecheniyu effektivnosti meropriyatijpo ispol'zovaniyu informacionno-kommunikacionnyh tekhnologij v deyatel'nosti federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti i organov upravleniya gosudarstvennymi vnebyudzhetnymi fondami [On measures to ensure the effectiveness of measures to use information and communication technologies in the activities of federal executive authorities and state non-budgetary funds management bodies]. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1646 of October 10, 2020. Available at: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74649576/ (accessed 11.08.2021). (In Russian).

17. O Strategii razvitiya informacionnogo obshchestva v Rossijskoj Federacii na 2017-2030 gody [On the Strategy of development of information society in the Russian Federation for 2017-2030 years]. Decree No. 203 of the President of the Russian Federation of May 9, 2017. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/41919 (accessed 11.08.2021). (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii [On education in the Russian Federation]. Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (accessed 11.08.2021). (In Russian).

19. Ob utverzhdenii Koncepcii postroeniya i razvitiya apparatno-programmnogo kompleksa «Bezopasnyj gorod» [On Approval of the Concept of Building and Development of the Safe City Hardware and Software Complex]. Decree of the Government of the Russian Federation No. 2446-r of December 3, 2014. Available

at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70717448/ (accessed 15.08.2021). (In Russian).

20. Proizvoditel'nost' truda: nacional'nyjproekt [Labor productivity: national project]. Available at: https://www.economy.gov.ru/ material/directions/nacionalnyy_proekt_proizvoditelnost_truda/ (accessed 15.08.2021). (In Russian).

21. Sivaraman R. Chto takoe «cifrovizaciya» predpriyatiya? [What is the "digitalization" of the enterprise?]. Available at: http://ua.automation.com/content/chto-takoe-cifrovizacija-predprijatija (accessed 08.09.2021). (In Russian).

22. Sovremennaya cifrovaya obrazovatel'naya sreda v Rossijskoj Federacii [Modern digital educational environment in the Russian Federation]. Approved by the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and Priority Projects, Minutes No. 9 of October 25, 2016. Available at: https://legalacts. ru/doc/pasport-prioritetnogo-proekta-sovremennaja-tsifrovaja-obrazovatelnaja-sreda-v-rossiiskoi (accessed 08.08.2021). (In Russian).

23. Uvarov A. U. Obrazovanie v mire cifrovyh tekhnologij: na puti k cifrovoj transformacii [Education in the world of digital technology: on the way to digital transformation]. Moscow, 2018, p. 20. (In Russian).

24. Kofyrin N. Filosofiya cifrovogo mira [Philosophy of the digital world]. Available at: https://www.nikolaykofyrin.ru (accessed 08.08.2021). (In Russian).

25. Khalin V. G., Chernova G. V. Cifrovizaciya i ee vliyanie na rossi-jskuyu ekonomiku i obshchestvo: preimushchestva, vyzovy, ugrozy i riski [Digitalization and its impact on the Russian economy

and society: advantages, challenges, threats and risks]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-i-ee-vliyanie-na-rossiyskuyu-ekonomiku-i-obschestvo-preimuschestva-vyzovy-ugrozy-i-riski/viewer (accessed 08.08.2021). (In Russian).

26. Cifrovaya transformaciya obrazovaniya i drajvery razvitiya [Digital Transformation of Education and Development Drivers]. Available at: https://www.mgpu.ru/tsifrovaya-transformatsiya-obrazovaniya-i-drajvery-razvitiya (accessed 08.08.2021). (In Russian).

27. Цифровая экономика Российской Федерации (2017 г.) [Digital economy of the Russian Federation (2017)]. Available at: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (accessed 15.08.2021). (In Russian).

28. Cifrovizaciya [Digitalization]. Wiktionary. Available at: https:// ru.wiktionary.org/wiki/digitalization (accessed 08.08.2021). (In Russian).

29. Cifrovizaciya [Digitalization]. Dictionary of Information Society and New Economy. Available at: https://information_society. academic.ru/392/Цифровизация_DIGITIZATION (accessed 08.08.2021). (In Russian).

30. Chernyshov A. G. Strategiya i filosofiya cifrovizacii [Strategy and philosophy of digitalization]. Power, 2018, vol. 26, no. 5, pp. 13-21. (In Russian).

31. Shepelova N. S., Shepelov N. N. [The main problems of digital transformation of higher education in Russia]. Economic Development Research journal, 2020, no. 2, pp. 46-52. (In Russian).

32. Kurakov L. P., Kurakov V. L., Kurakov A. L. Ekonomika i pravo: slovar'-spravochnik [Economics and law: dictionary]. Moscow, 2004. (In Russian).

УДК/UDC 37:004 В. В. Смирнов, Е. В. Мягкова

V. Smirnov, E. Myagkova

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ DISTANCE LEARNING: PROBLEMS AND CURRENT STATE

Введение. В статье рассмотрены особенности формирования знаний, умений при дистанционном обучении. Проведен теоретико-методологический анализ дистанционного обучения как образовательной проблемы. Описаны причины, по которым на современном этапе развития образования и экономики невозможно повсеместно внедрить дистанционное обучение в Российской Федерации.

Методология. Исследование проводилось посредством анализа отечественной и зарубежной литературы по заявленной проблеме.

Результаты. В работе выявлены и проанализированы механизмы формирования дистанционного образования, рассмотрены понятия «дистанционное обучение», «воспитание», показаны негативные тенденции, тормозящие внедрение дистанционного обучения в образовательный процесс.

Заключение. В работе обобщены проблемы дистанционного образования, в том числе дистанционного обучения в современных российских образовательных организациях, отмечена специфика научно-исследовательской работы в этой области, обозначены перспективы дальнейших научных разработок данного проблемного поля.

Introduction. The article considers the socio-pedagogical features of the formation of knowledge and skills of students and students in the process of distance learning. The concepts of didactic teaching and upbringing are presented. Theoretical and methodological analysis of distance learning as an educational problem is carried out. The reasons why at the present stage of development of education and economy it is not possible to implement distance learning in the Russian Federation in all local areas are described.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.