Научная статья на тему 'СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИЕЙ / ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ПЕДАГОГ / САМООБУЧЕНИЕ / САМОРЕФЛЕКСИЯ / АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джабраилова Лаура Хамзатовна, Эльбиева Лариса Резвановна, Шахбанова Загидат Ибрагимбековна

Информатизация общества предъявляет высокие требования к компетентностному уровню педагогических работников образовательных учреждений. Авторы отмечают, что основным современным направлением улучшения качества образовательной деятельности является выработка у педагогов практических навыков в сфере использования ИКТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Джабраилова Лаура Хамзатовна, Эльбиева Лариса Резвановна, Шахбанова Загидат Ибрагимбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE AND CONTENT OF THE TEACHER’S DIGITAL COMPETENCES AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

Informatization of society makes high demands on the competence level of teaching staff of educational institutions. The authors note that the main modern direction for improving the quality of educational activities is the development of practical skills in the use of ICT among teachers.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_6_1_26 УДК 378.147:004.9

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Джабраилова Лаура Хамзатовна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления в образовании, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, e-mail: laura-grozny@mail.ru

Эльбиева Лариса Резвановна,

кандидат социологических наук, доцент кафедры философии, Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: Larossa _2014@mail.ru

Шахбанова Загидат Ибрагимбековна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры прикладной информатики, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: zag16@yandex.ru

Информатизация общества предъявляет высокие требования к компетентностному уровню педагогических работников образовательных учреждений. Авторы отмечают, что основным современным направлением улучшения качества образовательной деятельности является выработка у педагогов практических навыков в сфере использования ИКТ.

Ключевые слова: цифровизация образования; цифровая компетентность; управление информацией; ИКТ-компетентность; педагогические инновации; дидактические инновации; педагог; самообучение; саморефлексия; адаптация.

UDC 378.147:004.9

STRUCTURE AND CONTENT OF THE TEACHER'S DIGITAL COMPETENCES AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

Dzhabrailova Laura Khamzatovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economics and Management in Education, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: laura-grozny@mail.ru

Elbieva Larisa Rezvanovna,

Candidate of Sociological Sciences Associate Professor, Department of Philosophy, Chechen State University named after A.A. Kadyrov, Grozny, Russia, e-mail: Larossa _2014@mail.ru

Shakhbanova Zagidat Ibragimbekovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Applied Informatics, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: zag16@yandex.ru

Informatization of society makes high demands on the competence level of teaching staff of educational institutions. The authors note that the main modern direction for improving the quality of educational activities is the development of practical skills in the use of ICT among teachers.

Keywords: digitalization of education; digital competence; information management; ICT competence; pedagogical innovations; didactic innovations; competitive teacher; self-learning; self-reflection; adaptation.

В настоящее время информатизация общества предъявляет высокие требования к компетентностному уровню педагогических работников образовательных учреждений. Сегодня подготовка конкурентоспособного педагога невозможна без формирования у него цифровых компетенций.

Цифровая компетентность - это компетентность, основанная на высоком уровне владения ИКТ и управления информацией. Ряд авторов включает в компетентность высокоразвитое мастерство владения цифровой техникой, специальное логическое мышление, умение пользоваться информацией и технологиями для проектирования учебного занятия.

Для начала разберемся с базовыми понятиями «компетенция» и «компетентность».

Компетенция (от лат. «competere» - подходить, соответствовать) - это готовность использовать усвоенные знания, умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач в условиях неопределенности.

Понятие «компетентность» представлено в работах ведущих ученых (И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, Э.Ф. Зеер, В.В. Краевский, А.К. Маркова, М.Н. Скаткин и др.).

По мнению А.В. Хуторского, компетенция представляет собой «уровень взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним; компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [17].

Компетентность рассматривается как совокупность умений индивида, отражающих его соответствие к выполнению качественной продуктивной деятельности в изменяющихся социальных условиях [16].

Цифровизация образования в большинстве стран мира широко обсуждается. Современное образование немыслимо без использования возможностей цифровых образовательных ресурсов. Вопросы и задачи обеспечения высококачественного обучения предполагают подготовку людей с широким набором компетенций [1].

Стремительное развитие информационных технологий обусловило создание электронной информационно-образовательной среды (ИОС) образовательной организации. Ее роль в образовании нашла отражение в требованиях Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании», а также в ФГОС.

Роль информационных технологий в различных сферах жизни общества содержится в следующих значимых документах:

- декларации ООН «Образование 2030: обеспечение всеобщего инклюзивного и справедливого качественного образования, и обучения на протяжении всей жизни» [10];

- Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 годы [15].

В России вместо цифровой компетентности используется понятие «ИКТ-компетентность». ИКТ-компетентность - это готовность и способность использовать ИКТ в практической деятельности. ИКТ-компетентность педагога рассматривается как владение и обладание им информационными технологиями, позволяющих ему самостоятельно решать образовательные задачи в процессе педагогической деятельности [5].

Педагогическая цифровая компетентность рассматривается как способность педагогического работника самостоятельно применять знания, навыки, установки и технологии, а также отношения между ними, в педагогической деятельности. Такая компетентность может повышаться с опытом педагога [20].

И.А. Зимняя ИКТ-компетентность определяет как способность пользоваться, воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения и воспроизведения информации в печатном и электронном виде [7; 8]. Автор цифровые компетенции связывает с приемом, переработкой и передачей информации, а также практическими навыками работы с интернет-ресурсами [9].

Н.Г Мельничук описывает ИКТ-компетенции как комплекс ЗУН. Цифровая компетентность педагогов, считает автор, определяет готовность педагога использовать ЗУН в трудовой деятельности для решения педагогических задач в условиях неопределенности. Туда он включает следующие ЗУН:

- по оценке и реализации цифровых воз-

можностей образовательного назначения в образовательном процессе;

- по осуществлению деятельности по сбору, обработке, передаче, хранению, продуцированию информации с целью автоматизации информационно-методического обеспечения;

- по организации информационного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса на базе средств ИКТ;

- по организации и осуществлению учебного процесса с использованием средств ИКТ;

- по созданию и использованию информационных методик оценки и контроля знаний обучаемых [12].

По мнению А.Д. Арнаутова, цифровая компетентность является интегративным и личностным качеством, который определяет такие способности индивида, как использование ИКТ в жизни и профессиональной деятельности [2].

Значительный вклад в развитие концепции цифровой компетенции внес Р. Дж. Крумс-вик. В системе образования он использует данный навык как базовый. По его мнению, понятие «цифровая компетентность» имеет собирательное значение, и его широко используют применительно к педагогу. В данном контексте цифровая компетентность характеризует навыки педагога в области ИКТ [21].

Под цифровой компетентностью понимают умение педагога использовать ИКТ в профессиональной деятельности в сочетании с дидактическими умениями и пониманием стратегии обучения [19].

Цифровая компетентность - это готовность и способность педагога самостоятельно и ответственно использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности [6].

Чтобы преподаватели достигли базовых цифровых навыков, необходимо основное внимание уделять вопросам влияния процессов цифровизации на стратегию обучения, фокус которой направлен на составляющие качества обучения. Применяемые цифровые технологии должны быть прозрачными. Также важно в профессиональном контексте рассмотреть этические вопросы информатизации обучения [14].

Развитие цифровой компетентности педагога происходит динамично по мере само-

обучения и саморефлексии. Оно проходит четыре этапа: погружение, адаптация, понимание и инновации. На первых двух этапах основное внимание уделяется используемым в настоящее время технологиям и вопросам обучения и развития с использованием ИКТ [3]. При достижении стадии понимания ИКТ становятся интегрированными в практическую деятельность. Последняя стадия развития цифровой компетентности педагога характеризуется способностью разработки и внедрения в образовательный процесс инноваций и совершенствованием педагогической работы [18].

Таким образом, педагогическая цифровая компетентность характеризуется способностью развивать педагогические и дидактические инновации с использованием ИКТ. Цифровая компетентность связана с улучшением педагогической работы посредством современных цифровых технологий.

Основными признаками цифровой компетентности современного педагога являются:

- наличие высокого уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ;

- уверенное и обоснованное применение средств ИКТ для решения профессиональных задач в образовательной деятельности;

- понимание ИКТ как основы новой парадигмы в образовании, направленной на развитие качества обучения.

Структуру ИКТ-компетентности представим на рис. 1.

Педагогическая цифровая компетентность определяет очень важные умения и способности педагогических работников, когда они могут, владея информацией и исполь -зуя цифровые технологии, осуществлять профессиональный и ответственный выбор учебных материалов, методов обучения, регулировать процесс обучения, программировать образовательный процесс, осуществлять обратную связь и т.д.

Педагогическая цифровая компетентность - не просто новые педагогические спо -собы старых идей. Это совершенно новые педагогические теории, изменившие мышление молодых людей. Внедрение новшеств позволит улучшить усвоение информации обучающимися и повысит их заинтересованность в обучении.

Цифровая компетентность в условиях роста требований к уровню преподавания ста-

Рисунок 1 - Структура ИКТ-компетентности

ла одним из основных элементом, определяющих квалификацию современного педагога [13]. Цифровые технологии дают возможности для широко востребованного, глобального взаимодействия участников образовательного процесса [11].

Выделяют пять составляющих компонента современной ИКТ-компетентности педагога: отбор, обработка, создание, размещение информации и организация коммуникации в ИОС (рис. 2).

Педагогу, имеющему цифровую компетентность, недостаточно понимания цифровых инструментов. Необходимо знать и уметь использовать ИКТ в педагогической деятельности в сочетании с дидактическими умениями и пониманием задач образовательной деятельности. Кроме того, педагог, обладаю -

щий педагогической цифровой компетентностью, должен регулярно взаимодействовать с обучающимися, оказывать им поддержку на пути к достижению целей обучения. Такой педагог должен понимать, как работает собственно процесс достижения образовательного прогресса [5].

Педагог с достигнутым уровнем цифровых компетенций способен быстро улучшать свои знания и практические навыки и уметь использовать их в контексте совершенствования профессиональной деятельности [6].

Таким образом, основным современным направлением улучшения качества образовательной деятельности является выработка у педагогов практических навыков в сфере использования ИКТ.

Цифровая компетентность педагога вклю-

создание информации

обработка информации

размещение информации

отбор информации

организация коммуника ци и 8 ИОС

Рисунок 2 - Составляющие ИКТ-компетентности педагога

чает: умение использовать ресурсы ИКТ в педагогической деятельности; владение педагогом расширенными приемами и методами самостоятельной подготовки учебно-методических и дидактических материалов;

способности планировать и организовать учебный процесс с использованием ИКТ; владение методикой и содержанием обучения; способности разработки и внедрения в образовательный процесс инноваций.

Список литературы_

1. Анурова Н.И. Цифровые технологии в образовании // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сб. науч. ст. / под общ. ред. Р.В. Ершовой; Государственный социально-гуманитарный университет. Коломна: ГСГУ, 2018. С. 29-32.

2. Арнаутов А.Д. Формирование информационной компетентности будущих бакалавров-металлургов в процессе освоения дисциплины «Информационные сервисы» с использованием комплекса информационно-технологических задач: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2017. 213 с.

3. Валявский А.Ю., Учеваткина Н.В. Педагогическая цифровая компетентность // Наука. Информатизация. Технологии. Образование: материалы XIII междунар. науч.-практ. конф. 2020. С. 470-477.

4. Волкова И.А., Петрова В.С. Формирование цифровых компетенций в профессиональном образовании // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019. № 6. С. 17-24.

5. Гончарова Н.Ю., Тимошенко А.И. Информационно-коммуникационная компетентность педагога как интегративный показатель профессионализма в современных условиях // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/informatsionnokommunikatsionnaya-kompetentnost-pedagoga-kak-integrativnyy-pokazatelprofessionalizma-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 16.03.2022).

6. Горбунова Л.М., Семибратов А.М. Построение системы повышения квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий на основе принципа распределенности // Конференция ИТО -2004. URL: http://ito.edu.ru/2004/Moscow/Late/Late-0-4937.html (дата обращения: 12.02.2022).

7. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос». 2006. URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm (дата обращения: 09.04.2022).

8. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 с.

9. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе подходов к проблемам образования // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 20-26.

10. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002338/233813m.pdf (дата обращения: 06.03.2022).

11. Лапчик М.П. Образование, грамотность, компетентность, культура: терминология эпохи информатизации // Информатизация образования и методика электронного обучения: материалы II междунар. научн. конф. / Сибирский федеральный университет, 2018. С. 38-43.

12. Мельничук Н.Г Формирование ИКТ-компетенции педагога // Образовательная социальная сеть. URL: http://nsportal.ru/shkola/administrirovanieshkoly/library/2014/04/06/formirovanie-ikt-kompetentsiy-pedagoga (дата обращения: 09.04.2022).

13. Нестерова И.А. ИКТ-компетентность // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru. URL: http://odiplom.ru/ lab/ikt-kompetentnost.html (дата обращения: 11.04.2022).

14. Никулина Т.В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 107-113.

15. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обраще-ния:14.04.2022).

16. Стариченко Б.Е. О формировании общепрофессиональных ИКТ-компетенций студентов направлений подготовки «Педагогическое образование» // Педагогическое образование в России. 2016. № 7. С. 97-103.

17. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Из-дат. центр «Академия», 2008. 256 с.

18. Шыныбеков А.Д. Информационно-коммуникационные технологии: учебник: в 2 ч. Ч. I. / А.Д. Шыныбеков [и др.]. М.: МУИТ, 2017. 586 с.

19. European Commission. Recommendation of the European Parliament and of the Council Offical of the key lifelong learning competences // Journal of the European Unioun, 30 Dec., 2006/L394, рр. 10-18.

20. Jorgen From. Pedagogical Digital Competence-Between Values / Knowledge and Skills // Higher Education Studies, 2017, vol. 7, No 2. URL: http://www.ccsenet.org/journal/index.php/hes/article/view/67799 (дата обращения: 17.03.2022).

21. Krumsvik R.A. Digital competence in Norwegian teacher education and schools // Hogre Utbildning, 2011, № 1 (1), рр. 39-51.

References_

1. Anurova N.I. Digital technologies in education. Digital society as a cultural and historical context of human development: collection of scientific articles / under the general editorship of R. V. Ershova; State Socio-Humanitarian University. Kolomna: GSU, 2018. pp. 29-32.

2. Arnautov A.D. Formation of information competence of future bachelor metallurgists in the process of mastering the discipline «Information services» using a complex of information technology tasks: dis. ... candidate of pedagogical Sciences. Krasnoyarsk, 2017. 213 p.

3. Valyavsky A.Yu., Uchevatkina N.V. Pedagogical digital competence. Nauka. Informatization. Technologies. Education: materials of the XIII International Scientific and Practical Conference 2020. pp. 470-477.

4. Volkova I.A., Petrova V.S. Formation of digital competencies in professional education. Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2019. No. 6. pp. 17-24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Goncharova N.Yu., Timoshenko A.I. Information and communication competence of a teacher as an integrative indicator of professionalism in modern conditions. Siberian Pedagogical Journal. 2009. No. 3. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/informatsionnokommunikatsionnaya-kompetentnost-pedagoga-kak-integrativnyy-pokazatelprofessionalizma-v-sovremennyh-usloviyah (accessed: 03/16/2022).

6. Gorbunova L.M., Semibratov A.M. Building a system of advanced training of teachers in the field of information and communication technologies based on the principle of distribution. ITO - 2004 Conference. URL: http://ito.edu.ru/2004/ Moscow/Late/Late-0-4937.html (date of reference: 12.02.2022).

7. Zimnaya I.A. Key competencies - a new paradigm of the result of modern education. Online magazine «Eidos». 2006. URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm (accessed: 09.04.2022).

8. Zimnaya I.A. Key competencies as the effective-target basis of the competence approach in education. M.: Research Center for Quality problems of training specialists, 2004. 42 p.

9. Zimnaya I.A. Competence approach. What is its place in the system of approaches to the problems of education. Higher education today. 2006. No. 8. pp. 20-26.

10. Key competencies as the effective-target basis of the competence approach in education. URL: http://unesdoc. unesco.org/images/0023/002338/233813m.pdf (accessed: 06.03.2022).

11. Lapchik M.P. Education, literacy, competence, culture: terminology of the era of informatization. Informatization of education and e-learning methodology: materials of the II International Scientific Conference / Siberian Federal University, 2018. pp. 38-43.

12. Melnichuk N.G. Formation of ICT competence of a teacher. Educational social network. URL: http://nsportal.ru/ shkola/administrirovanieshkoly/library/2014/04/06/formirovanie-ikt-kompetentsiy-pedagoga (accessed: 09.04.2022).

13. Nesterova I.A. ICT-competence. Educational encyclopedia ODiplom.ru. URL: http://odiplom.ru/lab/ikt-kompetentnost.html (accessed: 11.04.2022).

14. Nikulina T.V., Starichenko E.B. Informatization and digitalization of education: concepts, technologies, management. Pedagogical education in Russia. 2018. No. 8. pp. 107-113.

15. On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030: Decree of the President of the Russian Federation dated 09.05.2017 No. 203. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41919 (date of application:14.04.2022).

16. Starichenko B.E. On the formation of general professional ICT competencies of students of the areas of training «Pedagogical education». Pedagogical education in Russia. 2016. No. 7. pp. 97-103.

17. Khutorskoy A.V. Pedagogical innovation: studies. the manual for students is higher. studies. institutions. M.: Izdat. center «Academy», 2008. 256 p.

18. Shynybekov A.D. Information and communication technologies: textbook: in 2 hours I. / A.D. Shynybekov [et al.]. M.: MUIT, 2017. 586 p.

19. European Commission. Recommendation of the European Parliament and of the Council Official of the key lifelong learning competencies. Journal of the European Unioun, 30 Dec., 2006/L394, pp. 10-18.

20. Jorgen From. Pedagogical Digital Competence-Between Values. Knowledge and Skills. Higher Education Studies, 2017, vol. 7, No 2. URL: http://www.ccsenet.org/journal/index.php/hes/article/view/67799 (date of issue: 03/17/2022).

21. Krumsvik R.A. Digital competence in Norwegian teacher education and schools. Högre Utbildning, 2011, No. 1 (1), pp. 39-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.