Научная статья на тему 'ПЕРЕХОД ОТ ИНФОРМАЦИОННОМ К ЦИФРОВОМ КОМПЕТЕНЦИИ'

ПЕРЕХОД ОТ ИНФОРМАЦИОННОМ К ЦИФРОВОМ КОМПЕТЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дадаева Макка Сапорбековна, Кудусов Ломали, Шахбанова Загидат Ибрагимбековна

В статье исследуется проблема развития цифровых навыков будущего учителя, разработки мультимедийных учебников на иностранном языке, представлены результаты соответствующих исследований, проведенных авторами. В условиях цифровизации образования мультимедийные учебники по иностранному языку являются эффективным средством интеграции реальных аудио- и видеоматериалов в учебный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дадаева Макка Сапорбековна, Кудусов Ломали, Шахбанова Загидат Ибрагимбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSITION FROM INFORMATION TO DIGITAL COMPETENCE

The article examines the problem of developing digital skills of a future teacher, developing multimedia textbooks in a foreign language, and presents the results of relevant studies conducted by the authors. In the context of digitalization of education, multimedia foreign language textbooks are an effective means of integrating real audio and video materials into the educational process.

Текст научной работы на тему «ПЕРЕХОД ОТ ИНФОРМАЦИОННОМ К ЦИФРОВОМ КОМПЕТЕНЦИИ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_6_1_49 УДК 004

ПЕРЕХОД ОТ ИНФОРМАЦИОННОЙ К ЦИФРОВОЙ

КОМПЕТЕНЦИИ

Дадаева Макка Сапорбековна,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права, Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: [email protected]

Кудусов Ломали,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления в образовании, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, e-mail: [email protected]

Шахбанова Загидат Ибрагимбековна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры прикладной информатики, Дагестанский государственный университет, г. Грозный, Россия, e-mail: [email protected]

В статье исследуется проблема развития цифровых навыков будущего учителя, разработки мультимедийных учебников на иностранном языке, представлены результаты соответствующих исследований, проведенных авторами. В условиях цифровизации образования мультимедийные учебники по иностранному языку являются эффективным средством интеграции реальных аудио- и видеоматериалов в учебный процесс.

Ключевые слова: информация; образование; компетенция; технология; профессиональный.

UDC 004

TRANSITION FROM INFORMATION TO DIGITAL COMPETENCE

Dadaeva Makka Saporbekovna,

Senior Lecturer, Department of Theory and History of State and Law, Chechen State University named after A.A. Kadyrov, Grozny, Russia, e-mail: Dadayeva1969@ bk.ru

Kudusov Lomali,

PhD in Law, Associate Professor, Department of Economics and Management in Education, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: Lomali. kudusov@mail. ru

Shakhbanova Zagidat Ibragimbekovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Applied Informatics, Dagestan State University, Grozny, Russia, e-mail: [email protected]

The article examines the problem of developing digital skills of a future teacher, developing multimedia textbooks in a foreign language, and presents the results of relevant studies conducted by the authors. In the context of digitalization of education, multimedia foreign language textbooks are an effective means of integrating real audio and video materials into the educational process.

Keywords: information; education; competence; technology; professional.

В современной образовательной парадигме, когда в рамках цифровизации выходят на передний план комплексный, личностно-де-ятельностный и информационно-цифровой подходы, очень важно развивать и систематизировать ее элементы (например, педагогические инструменты) как теоретического, так и эмпирического уровня.

Развитие современного образования тесно связано с непосредственными достижениями в области педагогики, методики и дидактики, а также с различными другими научными и социальными областями (например, формированием базовых цифровых навыков и профессионально-личностным развитием студента).

Обучение цифровым навыкам студентов возможно только на основе формирования и развития цифровых навыков у преподавателей. Начало уже положено, многое уже освоено преподавательским составом техникума, однако к данному вопросу следует подходить комплексно. Наилучшим вариантом представляется проведение программы повышения квалификации педагогического коллектива данной образовательной организации.

Программа формирования цифровых навыков у преподавателей выключает четыре основных направления:

- теоретико-методологический;

- содержательно-методический;

- практико-ориентированный;

- контрольно-оценочный.

Каждый раздел представляет собой самостоятельный модуль, содержащий несколько занятий, объединенных целями и задачами, вместе с тем все разделы тесно взаимосвязаны, имеют единые ценностно-целевые ориентиры, а также общие концептуально-методологические основы.

Цель обучения заключается в формировании и развитии цифровых навыков, необходимых для реализации процесса обучения в ГБПОУ «Чеченский государственный колледж». В связи с этим перед преподавателями ставится несколько задачи:

- освоение современных технологий педагогического процесса с использованием цифровых инструментов;

- овладение умениями проектирования и анализа образовательного процесса в цифровой образовательной среде;

- формирование навыков построения индивидуальных траекторий развития ученика и учителя в открытом образовательном пространстве.

Конечно же, следует учитывать исходную, имеющуюся квалификацию работников образовательных организаций и требование повышения профессиональной компетентности в области применения современных цифровых образовательных технологий. Ведь, как говорил К.Д. Ушинский: «Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель» [11].

Для преподавателей ГБПОУ «Чеченский государственный колледж» предлагается Программа повышения квалификации, которая направлена на освоение цифровых навыков и совершенствование профессиональных навыков и компетенций.

Программа может содержать несколько модулей, например:

1. Концептуальные основы внедрения и развития цифровой образовательной среды (ЦОС) в образовательных организациях.

2. Цифровые инструменты в работе педагога.

3. Работа с интерактивным цифровым оборудованием.

4. Конструирование образовательного процесса с использованием электронных об -разовательных ресурсов (ЭОР).

Программа может быть реализована дистанционно. Для реализации программы достаточно минимальное материально-техническое обеспечение:

- компьютер или другое аналогичное устройство;

- выход в Интернет.

В процессе реализации программы используются лекции с элементами обсуждения проблем, практические занятия, технологии проблемно-ориентированного и проектно-ориентированного обучения.

Могут быть применены различные формы аттестации и оценочные материалы.

Например, практическое задание в рамках раздела «Цифровые инструменты в работе педагога» может быть направлено на разработку образовательного контента с помощью онлайн-сервисов:

а) создание дидактического материала для самостоятельной работы обучающегося;

б) создание образовательного контента для коллективной работы обучающихся;

в) создание контрольных дидактических материалов.

Практическое задание по разделу «Работа с интерактивным цифровым оборудованием» направлено на разработку образовательного контента с помощью программного обеспечения, в том числе:

а) создание дидактического материала для самостоятельной работы обучающегося;

б) создание образовательного контента для коллективной работы обучающихся;

в) создание контрольных дидактических материалов.

Конструирование образовательного про-

цесса с использованием ЭОР предполагает практическую разработку фрагмента урока с учетом индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с применением электронных образовательных ресурсов.

Оценка качества освоения программы осуществляется по итогам выполнения работы по разработке урока с использованием электронных образовательных ресурсов. Форма контроля - зачет.

DigiCompEdu - это одна из наиболее полных моделей, которая предлагает шесть наиболее важных рамок цифровой компетентности и цифровых навыков, описывающих структуру педагогической компетентности [10] (рис. 1).

Цифровые компетенции

X

Профессиональные Социальные

JL

Личностные

I 1 1

Сферы применения цифровых НЛВЫ KQB Базовые цифровые нзеыки Стандартные цифро вые на Еык« Продвинутые циф роеые навыки

Роль ИКТ в образовании А1-1 ALU 1 -1 АИ11-2 А 2-1 АН21-1 А№1-2 Б1-1 БИ11-1 6И11-2 Б 2-1 БИ21-1 БИЛ-2 С1-1 СИ11-1 СИ11-2 С 2-1 СИ21-1 СИ21-:

Организация учебного процесса н управление им А1-2 АИ12-1 АИ12-2 А2-2 АИ22-1 А №2-2 61-2 БИ12-1 БИ12-2 Б2-2 БИ22-1 БИ22-2 С1-2 СИ12-1 СИ1 2-2 С2-2 СИ22-1 СИ 22-2

Педагогическая практика Обучение А1-3 АИ13-1 АИ1 3-2 А2-3 А №3-1 АИ23-2 61-3 6И13-1 БИ13-2 Б2-3 БИ23-1 БИ2Э-2 С1-3 СИ13-1 СИ1 3-2 С2-3 СИ23-1 СИ 23-2

Оценка и контроль А1-4 АИ14-1 АИ14-2 А2-4 А№4-1 А №4-2 Б1-4 БИ14-1 БИ14-2 Б2-4 БИ24-1 БИ24-2 С1-* сини ; СИП-2 : С2-4 СИ24-1 : СИ24-2 :

Цифровые ресурсы А1-5 АМ1 5-1 АИ1 5-2 А2-5 AW25-1 АИ25-2 Б1-5 БИ15-1 БИ15-2 62-5 6И25-1 БИ25-2 С1-5 СИ15-1 СИ15-2 С 2-5 СИ 25-1 СИ 25-2

Професси о-нальное развитие A1-S AW1 5-1. АМ1 6-2 A3-5 AW2S-1 АИ2Й-2 Б1-6 БИ16-1 БИ16-2 Б2-6 БИ26-1 БИ26-2 С1-0 СИ1&-1 СИ16-2 С2-& СИ2&-1 СИ26г2

Уровни цифровых

Н-1ВЫКОВ

к

<3 ж

о А X и II 14 В О

If

и и

Ii

ы §

н

к

ы с <1

if ц

hl V

I?

Ii

Ре зул ьтлт при менения цифровых нлвыков

Рисунок 1 - Цифровые компетенции и цифровые навыки в структуре педагогической компетентности

Это общеевропейская система для учителей, основанная на анализе национальных и международных инструментов, предназначенных для развития педагогической цифровой компетентности. Модель нацелена на разнообразие образовательных контекстов и предполагает обеспечить общую систему отсчета для разработчиков моделей цифровых компетенций [8].

DigiCompEdu состоит из шести групп навы -ков:

1) профессиональная вовлеченность;

2) цифровые ресурсы;

3) преподавание и обучение;

4) оценка;

5) расширение прав и возможностей учащихся;

6) повышение цифровой компетентности учащихся.

Группы 2, 3, 4 составляют ядро структуры, которая включает в себя как инструментальные, так и мягкие навыки, необходимые для создания и использования цифровых ресурсов, управления процессом обучения и проведения оценки. Группы 1 и 5 включают организационные навыки для сотрудничества с

различными участниками образовательного процесса (учащимися, коллегами, родителями и другими заинтересованными сторонами), персонализацию процесса обучения в цифровой среде, повышение доступности (включая учащихся с особыми потребностями) и активное вовлечение учащихся в предмет.

Шестая группа навыков ориентирована на учащихся, поскольку подразумевает, что инструктор, владеющий цифровыми технологиями, должен предоставлять учащимся возможности для приобретения таких цифровых навыков, как поиск информации и критическая оценка информации, онлайн-общение и сотрудничество, создание контента, устранение неполадок, ответственное и творческое использование технологий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По уровню персонализации адаптивное обучение позволяет обеспечить результативность обучения, а персонализированное обучение наряду с этим направлено на личностное развитие обучающегося. Построим схему пересечения этих понятий по ключевым элементам (рис.2).

Г Е РСОН АЛИЗИРО ВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

ЁЗ Личностное развитие

'--1

И' Индивидуален ые характеристики

$ Результативность обучения

Стратегии одоптоции АДАПТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

■_J

Рисунок 2 - Пересечение понятий адаптивного и персонализированного обучения

С учетом изложенных идей совершенствования обучения студентов в колледже в условиях цифровизации разработана модель организации образовательного процесса на основе развития цифровой компетентности преподавателя.

Важно помнить, что цифровые имеют смысл не только как способность использовать устройства и приложения, она нераз-

рывно связана с навыками анализа, коммуни -кации, обеспечения безопасности общения с помощью ИКТ (информационно-коммуникационные технологии), что выходит за пределы чисто технического спектра задач. Разумное и здоровое использование ИКТ требует особых знаний и отношения к правовым и этическим аспектам, конфиденциальности и безопасности, а также понимания роли ИКТ в

обществе и сбалансированного отношения к технологиям [6].

Понимание существующих методов обучения цифровым навыкам, цифровой трансформации, знание этапов ее формирования позволит выстроить образовательную стратегию. Определено, что цифровое образование - это «площадка-интерфейс», которая сводит воедино множество образовательных технологий, экономит время на подготовку, позволяет создать междисциплинарные группы для партнерской деятельности.

Для повышения уровня цифровой грамотности педагогам колледжа необходимо самостоятельно развивать знания и навыки использования современной компьютерной техники и программного обеспечения, инновационных устройств (гаджетов и приложений), менять и развивать установки в отношении восприятия пользы современных технологичных устройств, а также в области верификации информации из открытых интернет-ресурсов и СМИ. В целях достижения более широкого использования циф-

ровых технологий в учебном процессе и достижения высокого уровня педагогического мастерства каждый педагог должен лично стремиться к развитию, обмену опытом, все большему внедрению современных технологических достижений в образовательную деятельность. Повышение уровня осведомленности об инновациях, получение опыта использования новых цифровых технологий и инструментов, вовлечение обучающихся в практику применения цифровых технологий в учебном процессе, обмен опытом с коллегами позволит повысить личный уровень цифровой компетентности каждого педагога. Использование современных методик становления педагога и формирования у него необходимых в современном мире цифровых навыков позволит педагогам отслеживать собственный прогресс и выстраивать индивидуальную стратегию развития своих подопечных [7], формируя таким образом собственную траекторию педагогического мастерства (рис. 3).

йПмгН'Лигн/п/1(н:ть

ОЛЫЯ

шни/матавноань творчества ¿чннммукнинаииа

Рисунок 3 - Траектория формирования педагогического мастерства

Следует признать, что множество использовавшихся ранее форм и методов обучения носит репродуктивный характер, то есть нацелены на воспроизведение знаний, а современные носят креативный, творческий, продуктивный характер. Анализ практики показывает, что необходимо совмещать различные методики обучения и индивидуально подбирать формы и методы обучения в зависимости от целей обучения, уровня обучающегося и типа его мышления. Развитие различных видов

мышления (критического, творческого, алгоритмического, логического и т.д.) является важным аргументом для формирования навыков в образовательном процессе в различных методиках.

Современная образовательная технология должна не только давать умение воспринимать информацию адекватно, но и научить получать, обрабатывать и применять ее. Технологичность становится доминирующей характеристикой деятельности человека, означает переход на качественно новую ступень

эффективности, оптимальности, наукоемко-сти образовательного процесса [8].

Еще одной проблемой могут быть потенциальные риски для здоровья, связанные с применением мобильных технологий, например, перенапряжение глаз при работе с маленьким экраном или воздействие электромагнитного излучения. И пока не понятно, будут ли минимизированы такие риски с развитием технологий.

Необходима более целостная концептуальная основа, учитывающая различные факторы, и преподаватели должны быть более внимательными, чтобы убедиться, что их ученики понимают и готовы применять указанные технологии, когда они начнут свою профессиональную деятельность.

Обучающиеся должны знать больше, чем процедурные и технические навыки, и извлекать выгоду из использования цифровых технологий в изучении предметов учебной программы. Можно было бы ожидать, что студенты должны стремиться расширить свои компетенции за пределы дидактического применения цифровых технологий в направлении более целостного взгляда, охватывающего личные и социальные соображения, такие как те, которые были представлены ранее.

Однако учителя должны быть лучше подготовлены к тому, чтобы продуктивно и безопасно функционировать в цифровой личной и профессиональной среде.

Несомненно, преподавателю необходимы глубокие концептуальные знания содержания предмета, чтобы преподавать его с помощью технологий или без них. Проще говоря, они должны «знать свое дело». Другой аспект - компетентность в области педагогического и учебного проектирования, что относится к необходимости надежных знаний о том, как планировать и преподавать с помощью цифровых технологий. Педагогика выступает как метод науки и искусство преподавания, предполагающий сочетание технических и организационных возможностей с личным преподавательским творчеством, талантом и стилем. Компетентность в этом

элементе требует, чтобы учащиеся знали, как наилучшим образом преподавать с использованием цифровых технологий, уделяя особое внимание эффективной преподавательской деятельности, стратегиям, ресурсам, управлению классами и организационным подходам, а также соответствующим учебным планам.

Техническая компетентность относится к глубоким знаниям «механики» работы с различными цифровыми технологиями, такими как мобильные устройства, приложения, сетевые службы и так далее. Технологическая компетентность больше фокусируется на теоретических знаниях, связанных с ролью и потенциалом цифровых технологий в обучении, а также знание обоснования, лежащего в основе его включения в образовательную среду. Короче говоря, эта компетенция подчеркивает понимание того, как (технические) и почему (технологические) цифровые технологии используются в аудитории.

Ввиду нарастающего дефицита кадров по всему миру образовательные организации должны обеспечить условия, в которых учащиеся приобретали бы навыки, полезные при трудоустройстве. Миссия образовательных организаций меняется вместе с ситуацией на рынке труда, при этом охват, влияние и применимость образования приобретают небывало высокую значимость. От учебных заведений требуется активная работа со всеми категориями учащихся. Они должны присваивать квалификацию, соответствующую интересам работодателей, которые все больше внимания уделяют компетенциям, а не традиционным степеням. Они должны сокращать дистанцию в освоении новых навыков. И наряду с основополагающими знаниями они должны предлагать учащимся гибкость в повышении квалификации в продолжение всей их карьеры, поскольку обучение на про -тяжении всей жизни - единственный путь вперед. Технологии будут связующим звеном в этих процессах, кардинальным образом меняющих наши представления о том, что мы называем образованием.

Список литературы_

1. Гилстер П. Цифровая грамотность. Нью-Йорк: Wiley Computer Pub., 1997. С. 220.

2. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П.Н. Биленко, В.И.

Блинов, М.В. Дулинов, Е.Ю. Есенина, А.М. Кондаков, И.С. Сергеев; под науч. ред. В.И. Блинова. М.: Перо, 2019. 98 с.

3. Европейская комиссия (2016). Новая программа развития навыков для Европы: совместная работа по укреплению человеческого капитала, возможностей трудоустройства и конкурентоспособности. URL: https:// eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52016DC0381 (дата обращения: 18.03.2022).

4. Иванов Д.И. Профессиональная компетентность учителя // Библиотека журнала «Директор школы». 2007. № 6. С. 54-57.

5. Коатс Дж. Поколения и стили обучения. М.: МАПДО-Новочеркасск: НОК, 2011.

6. Козлова Н.С. Цифровые технологии в образовании // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. № 1 (40). С. 83-91.

7. Крившенко Л.П., Юркина Л.В. Педагогика: учебник и практикум для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2022. 400 с. URL: https://urait.ru/bcode/489404 (дата обращения: 27.01.2022).

8. Писарева С.А., Тряпицына А.П. Методологические аспекты перехода к новой организации образовательного процесса // Известия Саратовского университета. 2020. № 3 (35). Т. 9. С. 281-288.

9. Развитие инноваций. Краткий обзор программы поддержки в Сингапуре рынка, институты развития. М., 2016. URL: www.rosinfocominvest.ru (дата обращения: 04.03.2022).

10. Рекомендация Европейского Совета (2019). Ключевые компетенции для обучения на протяжении всей жизни. URL: https://publications.europa. eu/en/publication-detail/-/publication/297a33c8-a1f3-11e9-9d01-01aa75ed71a1 (дата обращения: 20.03.2022).

11. Роберт И.В. Дидактика периода цифровой трансформации образования // Мир психологии. 2020. № 3 (103). С. 184-198.

12. Россия-2025: от кадров к талантам. URL: https://www.bcg.com/ru-ru/russia-2025-from-staff-to-talent (дата обращения: 17.04.2022).

13. Ушинский К.Д. Собр. соч.: в 11 т. / Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. М.; Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948-1952.

14. Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: Эксмо, 2016. 138 с.

15. 12 шагов для исцеления системы образования. URL: https://newtonew.com/ school/12-shagov-dlya-isceleniya-sistemy-obrazovaniya (дата обращения: 21.03.2022).

References_

1. Gilster P. Digital literacy. New York: Wiley Computer Pub., 1997. p. 220.

2. Didactic concept of digital professional education and training / P.N. Bilenko, V.I. Blinov, M.V. Dulinov, E.Y. Yesenina, A.M. Kondakov, I.S. Sergeev; under scientific ed. V.I. Blinov. M.: Pen, 2019. 98 p.

3. European Commission (2016). A new skills development program for Europe: working together to strengthen human capital, employment opportunities and competitiveness. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ TXT/?uri=CELEX:52016DC0381 (date of issue: 03/18/2022).

4. Ivanov D.I. Professional competence of a teacher. Biblioteca of the journal «School Director». 2007. No. 6. pp. 54-57.

5. Coats J. Generations and learning styles. M.: MAPDO-Novocherkassk: NOK, 2011.

6. Kozlova N.S. Digital technologies in education. Bulletin of the May-kopsky State Technological University. 2019. No. 1 (40). pp. 83-91.

7. Krivshenko L.P., Yurkina L.V. Pedagogy: textbook and workshop for universities. 2nd ed., reprint. and additional M.: Yurayt, 2022. 400 p. URL: https://urait.ru/bcode/489404 (accessed: 27.01.2022).

8. Pisareva S.A., Tryapitsyna A.P. Methodological aspects of the transition to a new organization of the educational process. Proceedings of the Saratov University. 2020. No. 3 (35). Vol. 9. pp. 281-288.

9. Development of innovations. A brief overview of the market support program in Singapore, Development Institutes. Moscow, 2016. URL: www.rosinfocominvest.ru (accessed: 03/04/2022).

10. Recommendation of the European Council (2019). Key competencies for lifelong learning. URL: https://publications. europa.eu/en/publication-detail/-/publication/297a33c8-a1f3-11e9-9d01-01aa75ed71a1 (accessed 20.03.2022).

11. Robert I.V. Didactics of the period of digital transformation of education. The world of psychology. 2020. No. 3 (103). pp. 184-198.

12. Russia-2025: from cadres to talents. URL: https://www.bcg.com/ru-ru/russia-2025-from-staff-to-talent (accessed: 04/17/2022).

13. Ushinsky K.D. Sobr. soch.: in 11 volumes / Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR, Institute of Theory and History of Pedagogy. M.; L.: Publishing House of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR, 1948-1952.

14. Shvab K. The Fourth Industrial Revolution. Moscow: Eksmo, 2016. 138 p.

15. 12 steps to heal the education system. URL: https://newtonew.com/school/12-shagov-dlya-iscelenia-sistemy-obrazovaniya (accessed: 03/21/2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.