Научная статья на тему 'Электронный учебник иностранного языка как средство брендинга университета'

Электронный учебник иностранного языка как средство брендинга университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
электронный учебник иностранного языка / брендинг университета / средства брендинга университета / цифровая грамотность / методическая компетенция / foreign language e-textbook / university branding / means of university branding / digital literacy / methodological competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Летун Сергей Александрович, Воронина Людмила Александровна

Электронный учебник становится новым трендом в образовании и одновременно «лицом» образовательного учреждения. Цель статьи заключается в обосновании потенциала электронного учебника иностранного языка как одного из важнейших средств брендинга современного университета, в котором занимает заметное место профиль лингвистического образования. В основе исследования лежат материалы, касающиеся теоретического обобщения практических результатов деятельности университетов по своему брендингу и результатов университетских опросов обучающих и обучающихся, опыт авторов статьи и их университетских коллег по применению цифровых технологий при разработке электронного учебника. Исследование основывается на сравнительно-сопоставительном методе анализа ценностей, учитываемых при проведении мероприятий по брендингу университета с применением модели экосистемы корпоративного бренда и при разработке электронных учебников иностранного языка. Проведенное исследование показало высокую степень представленности электронного учебника в элементах экосистемы корпоративного бренда университета как современного средства со значительным потенциалом развития в интересах повышения эффективности образования в университете и позиционирования самого университета в мировом сообществе образовательных организаций. Брендинг университета с лингвистическим профилем образования предполагает решение задачи создания и использования собственных электронных учебников иностранного языка, соответствующих определенному уровню развития цифровых и лингводидактических технологий, цифровой грамотности и методической компетенции профессорско-преподавательского состава университета на фоне продолжающегося постоянного профессионального самосовершенствования и погруженности в контекст международных научных исследований. В результате проведенного исследования авторами установлены общие ценности, характеризующие экосистему корпоративного бренда и электронный учебник иностранного языка. Деятельность как руководства университетом, так и его профессорско-преподавательского состава можно рассматривать как брендинг-ориентированную деятельность, и понимание электронного учебника иностранного языка как значимого средства брендинга университета позволяет скорректировать набор и содержание маркетинговых мероприятий по управлению брендом университета и повышению предпочтений к нему со стороны текущих и потенциальных потребителей его образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Foreign Language e-Textbook as a Means of University Branding

The e-textbook becomes a new trend in education and at the same time the "face" of the educational institution. The purpose of the article is to substantiate a potential of the foreign language e-textbook as one of the most important means of branding a modern university with linguistic education. Methodology the study is based on the materials related to the theoretical generalization of the practical results of the university activities in terms of their branding, and the results of university surveys of teachers and students, the experience of the authors of the article and of their university colleagues in the use of digital technologies to develop e-textbooks. The study is based on a comparative method of analyzing the values considered when conducting university branding activities with the corporate brand ecosystem model and when developing the foreign language e-textbooks. Findings the study showed a high degree of representation of the e-textbook in the elements of the ecosystem of the university corporate brand as a modern means with significant development potential in the interests of improving the efficiency of education at the university and positioning the university as a part of the global community of educational organizations. Conclusion branding university with the linguistic profile of education involves solving the problem of creating and using its own electronic foreign language textbooks that correspond to a certain level of development of digital and linguodidactic technologies, digital literacy and methodological competence of the university faculty against the backdrop of ongoing constant professional self-improvement and immersion in the context of international scientific research. As a result of the study, the authors established common values that characterize the corporate brand ecosystem and the electronic foreign language textbook. The activities of both the university management and its faculty can be considered as a branding-oriented activity, and understanding the foreign language e-textbook as a significant means of the university branding allows adjusting the set and content of marketing activities to manage the university brand and to increase preferences for it from current and potential consumers of its educational services.

Текст научной работы на тему «Электронный учебник иностранного языка как средство брендинга университета»



ISSN 2304-120X

ниег

научно-методический электронный журнал

2022, № 05 (май)

Раздел 5.8. Педагогика (13.00.00 Педагогические науки)

ART 221033

DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11033

УДК 378.147:004.9

Электронный учебник иностранного языка как средство брендинга университета

A Foreign Language e-Textbook as a Means of University Branding

Авторы статьи

L

Authors of the article

Летун Сергей Александрович,

старший преподаватель кафедры китайского языка ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва ORCID: 0000-0003-3438-8296 let.serg@yandex.ru

Воронина Людмила Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры китайского языка ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва ORCID: 0000-0003-0696-9288 LyudaVoronina@gmail.com

Sergey A. Letun,

Senior Lecturer of the Chinese Department, Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia ORCID: 0000-0003-0696-9288 let.serg@yandex.ru

Lyudmila A. Voronina,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Chinese Department, Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia ORCID: 0000-0003-3438-8296 lyudavoronina@gmail.com

Конфликт интересов

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан

Conflict of interest is not declared

Для

цитирования

For citation

L

Летун С. А., Воронина Л. А. Электронный учебник иностранного языка как средство брендинга университета // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2022. № 05. С. 46-61. URL: http://e-kon-cept.ru/2022/221033.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11033

S. A. Letun, L. A. Voronina, A Foreign Language e-Text-book as a Means of University Branding // Scientific-methodological electronic journal "Concept". 2022. No. 05. P. 46-61. URL: http://e-kon-

cept.ru/2022/211033.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11033

Поступила в редакцию Received 17/02.22 Получена положительная рецензия Received a positive review 15.03.22

Принята к публикации Accepted for publication 15.03.22 Опубликована Published 31.05.22

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2022 © Летун С. А., Воронина Л. А., 2022

Аннотация

Электронный учебник становится новым трендом в образовании и одновременно «лицом» образовательного учреждения. Цель статьи заключается в обосновании потенциала электронного учебника иностранного языка как одного из важнейших средств брендинга современного университета, в котором занимает заметное место профиль лингвистического образования. В основе исследования лежат материалы, касающиеся теоретического обобщения практических результатов деятельности университетов по своему брендингу и результатов университетских опросов обучающих и обучающихся, опыт авторов статьи и их университетских коллег по применению цифровых технологий при разработке электронного учебника. Исследование основывается на сравнительно-сопоставительном методе анализа ценностей, учитываемых при проведении мероприятий по брендингу университета с применением модели экосистемы корпоративного бренда и при разработке электронных учебников иностранного языка. Проведенное исследование показало высокую степень представленности электронного учебника в элементах экосистемы корпоративного бренда университета как современного средства со значительным потенциалом развития в интересах повышения эффективности образования в университете и позиционирования самого университета в мировом сообществе образовательных организаций. Брендинг университета с лингвистическим профилем образования предполагает решение задачи создания и использования собственных электронных учебников иностранного языка, соответствующих определенному уровню развития цифровых и лингводидактических технологий, цифровой грамотности и методической компетенции профессорско-преподавательского состава университета на фоне продолжающегося постоянного профессионального самосовершенствования и погруженности в контекст международных научных исследований. В результате проведенного исследования авторами установлены общие ценности, характеризующие экосистему корпоративного бренда и электронный учебник иностранного языка. Деятельность как руководства университетом, так и его профессорско-преподавательского состава можно рассматривать как брен-динг-ориентированную деятельность, и понимание электронного учебника иностранного языка как значимого средства брендинга университета позволяет скорректировать набор и содержание маркетинговых мероприятий по управлению брендом университета и повышению предпочтений к нему со стороны текущих и потенциальных потребителей его образовательных услуг.

Ключевые слова

Abstract

The e-textbook becomes a new trend in education and at the same time the "face" of the educational institution. The purpose of the article is to substantiate a potential of the foreign language e-textbook as one of the most important means of branding a modern university with linguistic education. Methodology - the study is based on the materials related to the theoretical generalization of the practical results of the university activities in terms of their branding, and the results of university surveys of teachers and students, the experience of the authors of the article and of their university colleagues in the use of digital technologies to develop e-textbooks. The study is based on a comparative method of analyzing the values considered when conducting university branding activities with the corporate brand ecosystem model and when developing the foreign language e-textbooks. Findings - the study showed a high degree of representation of the e-textbook in the elements of the ecosystem of the university corporate brand as a modern means with significant development potential in the interests of improving the efficiency of education at the university and positioning the university as a part of the global community of educational organizations. Conclusion - branding university with the linguistic profile of education involves solving the problem of creating and using its own electronic foreign language textbooks that correspond to a certain level of development of digital and linguodidactic technologies, digital literacy and methodological competence of the university faculty against the backdrop of ongoing constant professional self-improvement and immersion in the context of international scientific research. As a result of the study, the authors established common values that characterize the corporate brand ecosystem and the electronic foreign language textbook. The activities of both the university management and its faculty can be considered as a branding-oriented activity, and understanding the foreign language e-textbook as a significant means of the university branding allows adjusting the set and content of marketing activities to manage the university brand and to increase preferences for it from current and potential consumers of its educational services.

Key words

электронный учебник иностранного языка, брендинг foreign language e-textbook, university branding, means

университета, средства брендинга университета, of university branding, digital literacy, methodological

цифровая грамотность, методическая компетенция competence

Благодарности Acknowledgements

Авторы выражают благодарность компании «Смарт Лайф» в лице Юрия Александровича Сарапеня за предоставленную возможность осуществления разработки прототипа электронного учебника корейского языка как иностранного на инновационном средстве обучения (образовательный планшет EdPad на базе технологий от Samsung), благодаря чему стало возможно проведение масштабного лингводидактического исследования по разработке и внедрению электронного учебника корейского языка в процесс обучения.

The authors express their gratitude to the Smart Life company represented by Yury A. Sarapen for the opportunity to develop a prototype of an electronic textbook of Korean as a foreign language on an innovative learning tool (EdPad educational tablet based on Samsung technologies), which made it possible conducting a large-scale linguodidactic research on the development and implementation of an electronic textbook of the Korean language in the educational process.

Введение / Introduction

Развитие маркетинговых подходов, начавшееся в рыночной среде для стимулирования поначалу коммерческих организаций к поиску все новых средств их позиционирования среди себе подобных, привело к формированию понятия «деловая репутация», своего рода «доброе имя» (goodwill), включающего в себя ряд таких составляющих, как бренд фирмы, торговая марка, наработанные деловые связи, репутация в собственной стране и в мире и др. По мере развития рыночных отношений в области образования указанные понятия стали характеризовать как учреждения, входящие в национальную систему образования, так и предпринимаемые руководством той или иной страны, например Республики Корея, мероприятия, в целом направленные на повышение репутации своей страны в мире. В некоторых странах образовательные учреждения, породившие и подтвердившие своей деятельностью высочайшие стандарты обучения и в силу этого обладающие безупречной репутацией, смогли стать составной частью репутации своей страны, символом её передовых достижений в определенных областях. В Великобритании это Оксфордский и Кембриджский университеты; в США - Массачусетский технологический институт, Стэндфордский и Гарвардский университеты; в России - МГУ им. М. В. Ломоносова; МИФИ; МГТУ им. Н. Э. Баумана и др. Они смогли приобрести соответствующую узнаваемость, что нашло свое отражение в мировых и национальных рейтингах лучших университетов.

Все перечисленные выше понятия, составляющие деловую репутацию, взаимозависимы и могут определенным образом складываться вокруг деятельности того или иного образовательного учреждения (университет, институт, колледж, гимназия, школа и т. п.), в том числе и вне всяких управляющих воздействий со стороны её руководства, но могут и иметь отношение к единому маркетинговому комплексу мероприятий, целенаправленно проводимых руководством для формирования бренда организации, её товаров или услуг, привлечения к нему внимания потенциального потребителя, поддержания и закрепления у него предпочтений именно к данному бренду. Именно комплекс таких активно осуществляемых мероприятий принято называть «брендингом» (brand management/ brand marketing) [1].

В. Н. Домниным отмечается отличие функций бренд-менеджмента и бренд-маркетинга как составных частей брендинга. И если первый в большей степени нацелен на улучшение ключевых экономических и финансовых показателей деятельности организации, то второй - на усиление влияния на потребительское поведение текущих и потенциальных потребителей. Им же подчеркивается значение брендинга для различных подразделений организации, что применимо и к организациям, действующим в системе образования. Примечательно, что, говоря об определении задачи брендинга, исследователь отметил схожесть людей, лояльных бренду, и то, что главная задача брендинга - уловить и выразить эти особенности настолько ярко и полно, чтобы данная марка стала символом объединения потребителей. Тогда бренд станет своеобразным клубом, собравшим таких людей [2]. При этом наличие или отсутствие таких мероприятий способно как повысить, так и понизить репутацию образовательного учреждения - в зависимости от того, насколько высокой окажется деловая репутация руководства и профессорско-преподавательского состава такого учреждения [3].

Особая необходимость в брендинге возникает, как правило, тогда, когда возникают изменения во внешней среде организации, требующие соответствующих изменений в организации изнутри. Такими наиболее примечательными изменениями у

нас в стране стало в 90-х годах прошлого столетия качественное изменение экономической среды, вызвавшее постепенный переход на смешанную, госбюджетно-рыноч-ную, систему обеспечения деятельности образовательных учреждений, а в начале 20-х годов текущего столетия - резкий переход на гибридную или полностью дистантную форму обучения студентов под воздействием пандемийного фактора [4]. Такой переход послужил причиной все более пристального внимания к цифровым технологиям как средству обучения в дистантном режиме обучения и общения с обучающимися. В этом отношении представляет определенный интерес, который продолжает активно развиваться во многих предметных областях, такое комплексное аппаратно-программное средство обучения, как электронный учебник, называемый сегодня новым трендом в образовании [5]. В электронных учебниках отражаются ценности университетского сообщества, и при их создании учитываются те требования, которые, в свою очередь, имеют большое значение при брендинге современного университета. Есть основания считать, что в условиях бренд-ориентированного управления университетом слаженная работа университетских коллективов над электронными учебниками способна внести существенный, если не решающий, вклад в брендинг современного университета, чему на современном этапе развития брендинга в России пока еще не уделяется достаточного внимания.

На фоне сочетанного протекания в нашей стране объективных процессов: процесса продолжающегося утверждения рыночных основ в системе образования, нарастания конкурентных явлений в сфере образовательных услуг в мире в целом и процесса все более широкого применения цифровых средств обучения - данное исследование имеет своей целью показать, как с помощью электронного учебника может быть реализована задача брендинга университета, в котором заметное место занимает профиль лингвистического образования и обучения иностранным языкам, и раскрыть тем самым потенциал электронного учебника иностранного языка как одного из важнейших средств брендинга современного университета. Совпадения и пересечения ценностей университетского образования, выявленных в результате сопоставления электронного учебника как университетского образовательного продукта с элементами экосистемы корпоративного бренда университета, призванных воплощать эти ценности, позволят определить, какой вклад в формирование бренда делает сам факт внедрения электронного учебника в процесс университетского образования.

Обзор литературы / Literature review

Брендинг университета как особое маркетинговое направление

Концептуальный подход к брендингу начал наиболее активно применяться в 80-х годах прошлого века с появлением понятия «капитал бренда» (brand equity), введенного в оборот П. Фаркуаром, определившим его как добавленную ценность, которую бренд придает товару [6]. Из сформировавшихся впоследствии на этой основе подходов к его применению интерес для целей настоящей статьи представляет подход с корпоративной и с потребительской позиций [7, 8]. В нашем случае это имеет значение с позиции университета и с позиции обучаемого как потребителя специфических товаров и образовательных услуг.

В рамках развития второго подхода К. Келлером была предложена модель капитала бренда, ориентированного на клиента (англ. вар. Customer-Based Brand Equity (CBBE) Model), ставшая наряду с еще несколькими одной из самых широко известных моделей в мире маркетинга. В основе этой модели лежит концепция создания сильного бренда

путем определения того, что потребители чувствуют и как думают о товаре во время взаимодействия с ним. Цель брендинга в этом подходе заключается в том, чтобы у потребителей вырабатывались и наблюдались положительно выражаемые чувства, мысли, мнения, представления и даже убеждения относительно предлагаемого им товара [9]. В дальнейшем на основе указанных выше фундаментальных исследований были выработаны соответствующие международные стандарты оценки качества и капитала бренда, предложенные техническим комитетом ISO 20671-1:2021 [URL:

https: / / www.iso.org/ standard/81739.html], которые применимы в том числе и к брендам образовательных продуктов, и к брендам образовательных учреждений, производящих эти продукты и услуги. Вскоре после утверждения брендинга как самостоятельного направления в деятельности российских маркетологов и обобщения результатов их работы в научных исследованиях начали появляться первые работы, имеющие отношение к собственно брендингу образовательных организаций.

В развитие высказанных предшественниками подходов по всему комплексу бренди-говых аспектов современные исследователи обращают внимание на развитие у студентов как потребителей образовательных услуг чувства принадлежности к университету через внутренний брендинг, развитие коммуникаций в целях внутреннего брендинга, учет брендинга в процессе обучения, воспитание лидерских качеств у студентов в рамках внутреннего брендинга [10]. Г. Курат с соавторами добавляют к этому перечню проведение мероприятий, связанных с университетскими годовщинами и юбилеями [11].

М. Хосейни и его соавторами подчеркивается роль брендинга в управлении человеческими ресурсами (Human Resource Management - HRM) как одного из факторов, обеспечивающих организационную устойчивость университетов в наше время, а в качестве наиболее заметных проблем, с которыми сталкиваются вузы при создании собственного бренда, указывается их неспособность учесть культурные проблемы, а также недостаточная развитость инфраструктуры, чтобы продемонстрировать ценность своего бренда. [12]. В отношении проблемы брендинга университетов встречаются аналогичные мнения: Б. Брукер с коллегами также понимают брендинг университета через призму коммуникативных проблем, которые связаны с изоморфными и дифференцированными типами коммуникаций, ведущихся по многим каналам связи с внешней аудиторией и ориентированных на брендинг [13]. При этом Дж. Хо с соавторами важное значение придают контент-маркетингу (content marketing - CM) как средству, обеспечивающему успех брен-динга при ведении организацией своей деятельности в онлайн-режиме [14].

Несколько работ посвящено стратегиям брендинга с привлечением цифровых платформ университета. Так, например, А. В. Саббараялу в качестве стратегий брен-динга предлагает привитие «институционального бренда» как культуры среди сотрудников; предоставление передовых цифровых платформ и обеспечение постоянного онлайн-присутствия [15]. Технологичность обучения отмечается группой учёных во главе с А. Лим как важный элемент деятельности вузов в форме систем управления обучением (Learning Management System - LMS): внедрение электронного обучения (e-learning) в вузах рассматривается ими как средство повышения эффективности обучения и одновременно брендинга в интересах студентов и самих вузов, хотя вместе с тем подчеркивается также необходимость коррекции функций использующихся цифровых платформ так, чтобы они могли учитывать сложившиеся у студентов подходы к обучению наряду с реализацией новых [16]. Ф. Хаком отмечается, что потребность в гибком образовании и его техническая поддержка должны обеспечиваться соответствующими цифровыми технологиями с учетом растущих рыночных

возможностей [17]. М. Леао и М. Маркесом привлекается внимание руководства университетов к целесообразности учёта в стратегиях брендирования университетов городов и территорий, на которых располагаются университеты, поскольку университет как общественное пространство не может не влиять на бренд территорий и не быть в определенном взаимоотношении с ним [18].

Примечательным является одно из последних актуальных исследований, проведенное Ю. Стукалиной и Д. Павлюком методом анкетирования в вузе в соответствии с многомерной моделью капитала бренда, ориентированного на клиента. Оно показало, как различные факторы, связанные с капиталом бренда, воспринимаются студентами вуза, выявив как различия: местные студенты больше озабочены имиджем бренда вуза, а иностранные - фактором резонанса и сходства в отношении к собственному вузу, когда безусловно важными оказались такие аспекты бренда, как эффективность, образы, суждения, чувства и резонанс [19].

Рассмотрение К. А. Шведовой брендинга как новой коммуникативной технологии в высшем образовании позволило ей прийти к выводам о том, что бренд, возникнув как механизм идентификации и дифференциации продуктов и производителей, сегодня становится средством идентификации и дифференциации потребителей, а эффективность - сквозной характеристикой, имеющей отношение ко всему, связанному с брендингом, который становится все более востребованным на фоне увеличение социальной, PR- и коммуникативной активности вузов для построения собственных сильных брендов [20]. А. П. Панкрухин постулирует, что борьба с конкурентами за сознание потребителя уступает место другой практике, когда сознание потребителя само начинает активно воздействовать на все маркетинговые процессы [21]. Н. И. Замерченко применительно к области образования отметила, что высокая скорость смены образовательных услуг, сложность самого продукта «образовательная услуга» и неуверенность потребителя в преимуществах одних образовательных услуг перед другими делают концепцию брендинга особенно привлекательной [22]. А сам бренд начинает отражать «совокупность ценностей учебного заведения (ценностей академической и корпоративной культуры), которые впоследствии транслируются целевым аудиториям в соответствии с миссией учебного заведения» [23]. В работе Н. А. Спириной подчеркивается сложность привлечения внимания потребителей образовательных услуг только лишь с опорой на зрение или слух адресатов: по мнению автора статьи, требуется «воздействие и на другие органы восприятия - осязание, обоняние, вкус» [24]. В развитие этого положения Н. А. Спирина описывает систему мультисенсорного брендинга и предлагает конкретный научно обоснованный алгоритм создания образовательного бренда для влияния на формирование образа высшего учебного заведения в сознании потребителей, что соотносится с методическим подходом авторов данной статьи, учитывающих полимодальность при создании электронного учебника иностранного языка.

П. Г. Петруша рассматривает бренд университета как один из ключевых нематериальных активов, компонентами которого являются: научная, академическая и социальная репутация, позиция в международных рейтингах, репутация университета как работодателя в академическом сообществе в рамках программ привлечения приглашенных лекторов, научных работников и преподавателей на постоянные позиции [25]. В глубоком и комплексном исследовании Д. А. Шевченко постулируется, что брендинг представляет собой длительный многосторонний ресурсоемкий процесс достижения более качественного состояния университета, исследуются концептуальные основания

для построения его бренда. В качестве концептуальной основы бренда университета предпринята попытка определить ее элементную структуру, представленную в виде экосистемы бренда университета [26]. Авторы настоящей статьи применили указанное понятие экосистемы бренда университета при исследовании соответствия ценностей электронного учебника иностранного языка ценностям, выражаемым ее элементами.

Обзор научной литературы по теме исследования показал, что для руководства и профессорско-преподавательского состава современного университета сложившиеся в области образования обстоятельства представляют собой ряд вызовов, лежащих одновременно в нескольких областях: цифровых технологий, цифровой грамотности и методической компетенции, а брендинг университета неотделим от задачи методически выверенного освоения цифрового пространства, создания и использования собственных электронных учебников. Создаваемый и поддерживаемый профессорско-преподавательским составом электронный учебник иностранного языка формирует у студентов и коллег, наряду с влиянием прочих факторов, цифровое «лицо» университета в комплексе с представлением о репутации, в том числе цифровой, своего университета. Следовательно, методическая работа в интересах создания электронного учебника иностранного языка должна соответствовать деятельности руководства и профессорско-преподавательского состава по брендингу современного университета.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

В основе исследования лежат материалы, касающиеся теоретического обобщения практических результатов деятельности университетов по своему брендингу и результатов университетских опросов обучающих и обучаемых, лингводидактический опыт авторов статьи и их университетских коллег, касающийся попыток применения цифровых платформ при разработке электронных учебников. Исследование основывается на сравнительно-сопоставительном методе анализа ценностей, учитываемых при проведении мероприятий по брендингу университета, с применением модели экосистемы корпоративного бренда и при разработке электронного учебника иностранного языка.

Цифровые технологии

Проведенный анализ показал, что в области цифровых технологий актуальной для руководства университета задачей является создание университетской учебно-издательской технологической платформы, своеобразного лингводидактического веб-конструктора [27], позволяющего профессорско-преподавательскому составу университета:

- создавать и поддерживать в актуальном состоянии электронные учебники иностранного языка;

- обеспечивать соответствие контента, закладываемого в электронные учебники иностранного языка, содержанию обучения по предметному профилю деятельности университета в целом;

- поддерживать базы данных, лежащие в основе взаимоувязанного контента университетской учебно-издательской технологической платформы и электронных учебников иностранного языка, а также внутренние ссылки на неё, как и внешние ссылки, в актуальном состоянии, соответствующем современному уровню развития изучаемых наук, последним тенденциям их развития и методике усвоения имеющих к ним отношение умений и знаний;

- оперативно вносить коррективы в содержание баз данных с одновременным их отражением в электронных учебниках иностранного языка и в режиме реального времени использовать поддерживаемое профессорско-преподавательским составом содержание обучения.

Создание такой университетской учебно-издательской технологической платформы требует от руководства университета умения работать в содружестве с внешними разработчиками соответствующего программного обеспечения, организовав их постоянное взаимодействие с временными рабочими группами квалифицированных специалистов из профессорско-преподавательского состава по языгковым и другим направлениям.

Электронный учебник иностранного языка характеризуется возможностью наивысшего уровня насыщенности его современными цифровыми технологиями (гипертекста, распознавания текста/речи, передачи вкуса и запаха, геймификацией, голографией и пр.) и широким кругом предъявляемых к его характеристикам требованиям. Так, в Республике Корея, которая выступила мировым лидером цифровых технологий, пионером в области электронных средств обучения и одной из первых выпустила первый учебник, реализованный средствами ИКТ [URL: https://rn.etnews.com/200208130031], в ходе базового исследования, проведенного в предпандемийный период по методу Дельфи, было разработано 43 критерия, которым должно соответствовать такое электронное средство обучения вне зависимости от типа тех технических устройств (серверный центр, настольный компьютер, ноутбук, планшет, смартфон и пр.), на базе которых оно реализуется [28].

Цифровая грамотность

Необходимость разработки конкурентоспособного электронного учебника задаёт не менее высокий уровень требований к квалификации профессорско-преподавательского состава университета. Электронный учебник представляется не только средством позиционирования университета в современном образовательном пространстве, но также и условием выживания вуза в конкурентной среде, так как предполагает формирование коллектива специалистов, обладающих цифровой грамотностью. Сегодня цифровая грамотность - это собирательное понятие для ряда цифровых компетенций, хотя буквально недавно оно рассматривалось как часть поведенческого компонента медиа-грамотности [29]. Здесь необходимо отметить, что после своего появления в 1997 г. благодаря П. Гилстеру понятие цифровой грамотности в современном социальном контексте подчинило себе большое количество знаний, навыков и умений, которым до сих пор не дано конкретных сущностных характеристик [30].

В области цифровой грамотности перед профессорско-преподавательским составом университета стоит задача освоения в последующем всего того набора средств обучения, которые предоставляют в наше распоряжение цифровые технологии, и прежде всего те из них, которые представляют собой средства разработки электронных учебников, лингводидактические веб-конструкторы, позволяющие заложить в эти электронные учебники максимум актуального и методически безупречно подготовленного к процессу обучения контента. Использование этих лингводидактиче-ских веб-конструкторов предлагает более внушительный перечень возможностей: представляя собой по сути основу электронного учебника, лингводидактический веб-конструктор позволяет внедрять в разработку все те технологии, которые находятся в активном пользовании у современных издательств, например элементы дополненной реальности (т. н. ароматные книги, анимированные иллюстрации и т. п.).

Цифровая грамотность позволяет быть специалисту всегда высококвалифицированным, так как ему приходится вникать во все более быстрые перемены технических средств и программного обеспечения по мере смены обучающих технологий. Например, набирающее сегодня популярность использование голографии в обучении иностранным языкам со временем потребует от преподавателей-разработчиков

знания дидактических особенностей голограммы, которая, согласно оценкам специалистов в области цифровых технологий, станет обычным средством обучения уже в 2025-2030 гг. [31] Следует отметить, что по этому средству наглядности сегодня информация практически отсутствует, что на этапе до внедрения голографии в процесс обучения делает востребованным ознакомление с соответствующей информацией в специализированной иноязычной литературе, доступной сейчас на английском, корейском, испанском и других языках.

Методическая компетенция

Решение указанных выше задач, как и извлечение из электронных учебников максимальной пользы для обучающихся, невозможно без наличия у преподавателей как разработчиков современных лингводидактических средств определенного уровня методической компетенции, поскольку вместе с пополнением своих технических знаний современному обучающему необходимо владеть категориями цифровой лингводидактики. Электронный учебник иностранного языка представляет собой комплексное аппаратно-программное средство обучения, и применительно к задачам создания и введения его в процесс обучения такая компетенция предполагает весь набор субкомпетенций, определяющих структуру методической компетенции, а именно: гностической, проектировочной, конструктивно-технологической, информационно-технологической, коммуникативно-организаторской, коммуникативно-обучающей, коррекционно-гностической и рефлексивно-гностической [32].

Профессиональное самосовершенствование и погруженность в международный контекст исследовательской деятельности

Наряду с вышеизложенным у профессорско-преподавательского состава университета с лингвистическим профилем образования по-прежнему остаются также актуальными те задачи, которые несмотря на внедрение технических новшеств не меняются со временем:

- поддерживать собственный уровень владения иностранным языком, а для преподавателей теории и практики перевода - уровень устных и письменных переводческих навыков и умений;

- поддерживать и развивать общение с зарубежными коллегами на профессионально значимые темы;

- участвовать при поддержке университета в профильных международных мероприятиях и фиксировать в сознании зарубежных коллег уровень решения в университете значимых для него задач, а также уровень фундаментальности и новизны ведущихся научных и научно-прикладных исследований;

- осуществлять профессиональную рефлексию собственной преподавательской деятельности в контексте глобализации проблем образования.

Результаты исследования / Research results

В результате анализа двух рассмотренных в исследовании понятий, «брендинг университета» и «электронный учебник иностранного языка», были выявлены определенные совпадения и пересечения ценностей, ассоциируемых преподавателями и студентами с ними (см. таблицу).

Сопоставление ценности электронного учебника с элементами экосистемы

корпоративного бренда университета

Элементы экосистемы корпоративного бренда университета Ценности электронного учебника иностранного языка Наличие /отсутствие совпадений

Богатая история Ценности культуры и исторической памяти: ЭУ способен отразить в полной мере богатую историю университета Потенциально полное совпадение

Техническое и инф ормацион-ное обеспечение Современность, эффективность, комфортность: ЭУ является современным средством повышения эффективности обучения и реализуется при условии надлежащей технической поддержки, обеспечиваемой руководством университета, и является частью технического и информационного обеспечения обучения в университете Потенциально полное совпадение

Международное сотрудничество Известность, современность, гордость за международное признание, ассоциируемые с достойным уровнем университета как образовательного учреждения: совпадение в части обмена опытом применения в университете ЭУ и обучающих технологических платформ, на которых основаны ЭУ Имеет хороший потенциал стать частью международного научно-прикладного дискурса в области образования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интерес СМИ, журналистов Известность, современность, гордость за признание в стране и за рубежом, ассоциируемые с достойным уровнем университета как образовательного учреждения: потенциально постоянная или периодически обновляемая тема журналистских публикаций и сюжетов СМИ Совпадение в части распространения информации об опыте применения ЭУ и обучающих технологических платформ, на которых основаны ЭУ

Современный сайт Современность, технологичность, известность, гиперсвязность ЭУ с материалами сайта: потенциально взаимная представленность на университетском вебсайте и на страницах ЭУ, а также посредством внешних ссылок Совпадение в части распространения информации об опыте применения ЭУ и обучающих технологических платформ, на которых основаны ЭУ

Положительная репутация в социальных сетях Известность, гордость за признание в стране и за рубежом, ассоциируемые с достойным уровнем университета как образовательного учреждения Совпадение в части распространения информации об опыте применения ЭУ и обучающих технологических платформ, на которых основаны ЭУ

Активное использование каналов продвижения (Интернет и др.) Известность, гордость за признание в стране и за рубежом, ассоциируемые с достойным уровнем университета как образовательного учреждения Полное соответствие ЭУ задачам брендинга университета в Интернете и по другим каналам продвижения университетского бренда

Ректор-лидер, общественный деятель Известность, гордость за признание в стране и за рубежом, ассоциируемые с достойным уровнем университета как образовательного учреждения Полное соответствие ЭУ задачам брендинга руководства университета в органах власти и учреждениях управления образованием в стране и на территории присутствия университета по административным каналам продвижения университетского бренда

Увлекательная культурная и спортивная студенческая жизнь Сопричастность к культурной и спортивной деятельности студентов: ЭУ является потенциальным средством «ко-брендинга» вместе со студентами в случае, если такая деятельность студентов находит свое отражение на страницах ЭУ как информационно, так и в ходе выполнения соответствующих данной теме заданий, результаты выполнения которых также находят свое отражение на страницах ЭУ Потенциальное совпадение в части «ко-брендинга»

Уникальный опыт обучения Современность и эффективность обучения по уникальным методикам в гиперсвязанной, интерактивно реализуемой и мультимедийно представленной форме, сопричастность Имеет хороший потенциал стать частью научно-прикладного дискурса в области профессионального роста

Общественная деятельность (волонтерство) Эффективность, современность, общественная значимость: совпадение в случае участия студентов в волонтерской разработке ЭУ для людей с ограниченными возможностями Потенциально постоянная часть волонтерских программ образовательной направленности

Индустриальные партнеры (доноры) Современность, эффективность, сопричастность к передовому: частичное совпадение с задачами брендинга университета во взаимоотношениях с его индустриальными партнерами Потенциально постоянное средство косвенной рекламы на своих страницах, может быть частью маркетингового продвижения индустриальными партнерами своих брендов в увязке с брендом университета

Успешные и влиятельные выпускники Эффективность обучения, трудоустройство и карьерный рост: ЭУ как часть средств обучения, способствовавших трудоустройству и карьерному росту Потенциально основное средство достижения указанного результата

Довольные (и счастливые) студенты Эффективность обучения, чувство полноты жизни, задействования всех интеллектуальных качеств: максимально возможное задействование всех органов чувств при условии привлечения уже доступных современных технологий обеспечения наглядности и интерактивности в обучении Полное совпадение с задачами внутреннего брендинга университета

Известные преподаватели и ученые Известность, эффективность, сопричастность: ЭУ может стать средством, обеспечивающим большую известность преподавателей, участвующих в разработке ЭУ, и посредством этого -более высокую академическую известность университета Потенциально полное совпадение

Актуальная образовательная продукция Современность, эффективность, востребованность, сопричастность: ЭУ - средство, обеспечивающее постоянную актуальность обучающих материалов Полное совпадение с задачами брендинга университета

Лояльность власти и бизнеса к университету Сопричастность, современность, известность: совпадение с задачами брендинга университета в части позиционирования университета как ценной для своей индустрии организации, поддерживать которую федеральной, региональной и местной власти, а также профильному бизнесу политически правильно, обоснованно и почетно Потенциально постоянная тема среди прочих, связанных с брендинг-ориентированной деятельностью университета

Выгодное расположение универ ситета Сопричастность к задачам территориального развития: ЭУ отражает в своем содержании территориальный фактор деятельности университета Совпадение в части брендинга территории, на которой располагается университет

Знание бренда абитуриентами Современность, эффективность, известность: при условии отражения темы применения разработанных ЭУ в ранее рассмотренных элементах экосистемы бренда университета Совпадение в части задач брен-динга университета

Знание бренда студентами Сопричастность, современность, известность Полное совпадение с задачами брендинга университета в части позиционирования образования в университете как ценной для трудоустройства и карьерного роста организации

Визуальная и вербальная привлекательность наименования Привлекательность, известность, современность Полное совпадение с задачами и брендинга, и брендирования университета

Проведенное исследование показало высокую степень представленности электронного учебника в элементах экосистемы корпоративного бренда университета как современного средства со значительным потенциалом развития в интересах повышения эффективности образования в университете и позиционирования самого университета в мировом сообществе образовательных организаций.

Брендинг университета с лингвистическим профилем образования предполагает решение задачи создания и использования собственных электронных учебников иностранного языка, соответствующих определенному уровню развития цифровой техники, лингводидактических технологий, цифровой грамотности, методических компетенций на фоне продолжающегося постоянного профессионального самосовершенствования и погруженности в контекст международных научных исследований.

Степень технологичности и методической глубины электронного учебника иностранного языка, разработка и оперативное внедрение которых обеспечивается собственным комплексом образовательных технологий, напрямую ассоциируется с современным имиджем и эффективностью университетского образования, лежащими в основе брендинга любого образовательного учреждения, заботящегося о том, как оно выглядит в глазах абитуриента как при поступлении, так и в ходе образовательного процесса, в котором бывший абитуриент уже участвует как студент. Технологичность обучения определяется уровнем цифровой грамотности профессорско-преподавательского состава, а методическая глубина подготовки студентов определяется наличием сформированной методической компетенции.

Дальнейшими направлениями исследований могут быть: установление степени влияния конкретной ценности, значимой для восприятия обучающихся и обучаемых; определение контента электронного учебника, имеющего брендинговый характер для образования, получаемого в конкретном университете; изучение развития ценностей обучаемых в образовательной динамике и сопоставление взаимозависимостей между этими ценностями в синхронии на каждом отдельном этапе обучения в университете.

Заключение / Conclusion

Учет глобальных изменений, происшедших в пандемийный период с марта 2020 г., поставил руководство и профессорско-преподавательский состав университета перед необходимостью по-новому взглянуть на понимание того, что из себя должен представлять электронный учебник иностранного языка.

Профессиональный успех профессорско-преподавательского состава университета сегодня напрямую связан с умением использовать возможности цифрового пространства. Проведенный анализ показал, что произошла переоценка значимости и трансформация понятия электронного учебника иностранного языка, во многом непосредственно касающаяся образовательной и административной деятельности университета, поскольку ценности, закладываемые в электронный учебник иностранного языка, создаются общими усилиями руководства, профессорско-преподавательским составом и службами университета, делая соответствующий вклад в комплексное восприятие его деятельности заинтересованными наблюдателями извне и изнутри.

Брендинг университета неотделим от задачи, стоящей перед его руководством по обеспечению университета собственным комплексом образовательных технологий, позволяющих создавать электронный учебник иностранного языка, степень технологичности и методической глубины которых является символом современности и качества обучения в вузе.

В результате проведенного исследования авторами установлены общие ценности, характеризующие экосистему корпоративного бренда и электронные учебники иностранного языка.

Деятельность как руководства университетом, так и его профессорско-преподавательского состава можно рассматривать как брендинг-ориентированную деятельность, и понимание электронного учебника иностранного языка как значимого средства брендинга университета помогает скорректировать набор и содержание маркетинговых мероприятий по управлению брендом университета и повышению предпочтений к нему со стороны текущих и потенциальных потребителей его образовательных услуг.

Ссылки на источники / References

1. Bajde D. Branding an industry? // Journal of Brand Management. - 2019. - № 26 (5). - P. 497. - URL: https://doi.org/10.1057/s41262-019-00152-y.

2. Домнин В. Н. Брендинг: новые технологии в России. - СПб.: Питер, 2004. - 380 с.

3. Чечулин А. В. Брендинг в системе управления современного российского университета // Профессиональное образование и рынок труда. - 2020. - № 4 (43). - С. 97-104. DOI: 10.24411/2307-4264-2020-10412

4. Бродовская Е. В., Домбровская А. Ю., Лукушин В. А. Таргетирование в онлайн-сетевом брендинге Российских университетов: масштабы влияния на общественное сознание // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. - 2021. - № 11 (6). - С. 86-93.

5. Sari M. P., Antasari А. Digital textbook: a state of the art resource to increase learners' achievement // Jurnal Pendidikan Bahasa dan Sastra. - 2021. - № 20(2). - P. 169. DOI: 10.17509/bs_jpbsp.v20i2.33057

6. Farquhar P. H. Managing Brand Equity // Marketing Research. - 1989. - № 1 (3). - P. 24-33.

7. Park C. S., Srinivasan V. A Survey-Based Method for Measuring and Understanding Brand Equity and Its Extendibil-ity // Journal of Marketing Research (JMR). - 1994. - № 31(2). - P. 271-288.

8. Keller K. L. Conceptualizing, Measuring, Managing Customer-Based Brand Equity // Journal of Marketing. - 1993. -№ 57(1). - P. 1-22.

9. Keller K. L. Twenty-First Century Branding // Journal of Brand Management. - 1997. - P. 368-370.

10. Amani D. Internal branding and students' behavioral intention to become active member of university alumni associations: the role of students' sense of belonging in Tanzania // Cogent Social Sciences. - 2022. - № 8(1). DOI: 10.1080/23311886.2021.1997171

11. Kuráth G., Szabó-Bálint В., Jarjabka Á. Can a university's anniversary be used to strengthen employee engagement and improve the employer brand? // Perspectives: Policy and Practice in Higher Education. - 2022. - № 26(1). -P. 11-18. DOI: 10.1080/13603108.2021.1955033

12. Hosseini M. E., Faradonbeh S. B., Sabokro M. Achieving Human Resource Management Sustainability in Universities // International Journal of Environmental Research and Public Health. - 2022. - № 19(2). - P. 928. - URL: https://doi.org/10.3390/ijerph19020928

13. Broucker B., De Wit K., Mampaey J. Brand Communication of Higher Education Institutions: a Call for Multichannel Communication Analysis in Higher Education Branding Research // High Education Policy. - 2021. - № 34. - P. 928948. - URL: https://doi.org/10.1057/s41307-020-00178-x

14. Ho J., Pang C., Choy C. Content marketing capability building: a conceptual framework // Journal of Research in Interactive Marketing. - 2020. - № 14(1). - P. 133-151. - URL: https://doi.org/10.1108/JRIM-06-2018-0082

15. Subbarayalu A. V. Branding higher education institutions: challenges and potential strategies // International Journal of Education Economics and Development. - 2021. - № 13(1). - P. 58-75.

16. AliciaLim S. Y., JosephNg P. S. Jom eLearning Unavoidable Acceptance // Al-Emran M., Al-Sharafi M. A., Al-Kabi M. N., Shaalan K. (Eds) Proceedings of International Conference on Emerging Technologies and Intelligent Systems (ICETIS). - 2021. - № 299. - P. 177-186. - URL: https://doi.org/10.1007/978-3-030-82616-1_16.

17. Haq F. Co-creation applied to innovation for branding online distance education // Turkish Online Journal of Distance Education. - 2021. - № 22 (4). - P. 295-306. DOI: 10.17718/tojde.1002886

18. Leao M. T., Marques M. O contributo das universidades no branding das cidades - uma revisao de literature // Journal of Tourism & Development. - 2021. - № 36(2). - P. 277-286. - URL: https://doi.org/10.34624/rtd.v36i2.8853.

19. Stukalina Y., Pavlyuk D. Using customer-based brand equity model in the higher education context: simulating the current university's brand // Business, Management and Economics Engineering. - 2021. - № 19(2). - P. 272-288. - URL: https://doi.org/10.3846/bmee.2021.14692.

20. Шведова К. А. Брэндинг как новая коммуникативная технология в российском высшем образовании // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Социальные науки. - 2008. - № 3. - С. 140-149.

21. Панкрухин А. П. Бренды и брендинг // Практический маркетинг. - 2011. - № 4. - С. 4-15.

22. Замерченко Н. И. Брэндинг в образовании // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - № 2 (2). - С. 79-81.

23. Прохоров А. В. Модель инновационного университета как основа брендинга // Вестник Тамбовского университета. Гуманитарные науки. - 2014. - № 1 (129). - С. 115.

24. Спирина Н. А. Мультисенсорный брэндинг как инструмент формирования положительного образа высшего учебного заведения // Образование и наука. - 2015. - № 4 (123). - С. 38.

25. Петруша П. Г. Цифровые инструменты управления репутацией университета // Практический маркетинг. -

2017. - № 7 (245). - С. 11-12.

26. Шевченко Д. А. Как создаются бренды российских университетов // Практический маркетинг. - 2020. - № 9 (283). - С. 30-40. DOI: 10.24411/2071-3762-2020-10044

27. Letun S. A., Voronina L. A. The XXI Century Foreign Language Textbook as a Challenge for Publishers // ARPHA Proceedings 4: TSNI 2021 - Textbook: Focus on Students' National Identity: Moscow. 2021. DOI: 10.3897/ap^4.e0564

28. Kim D. K., Lee J. C. П[В S^PIÊ^ [Development of standard for evaluating digital textbooks in a transitional phase towards stage of exclusive use of digital textbooks] // [The Journal of Learner-Centered Curriculum and Instruction (JLCCI)]. -2020. - № 20(19). - P. 651-680.

29. Чичерина Н. В. Медиаграмотность как ключевая компетенция современного специалиста: структура и содержание // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Гуманитарные и социальные науки. - 2012. - № 1. - С. 155-156.

30. Вайндорф-Сысоева М. Е., Субочева М. Л. «Цифровое образование» как системообразующая категория: подходы к определению // Вестник Московского государственного областного университета. Педагогика. -

2018. - № 3. - С. 27. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-3-25-36

31. Hernandez-de-Menendez M., Escobar C. A., Morales-Menendez R. Technologies for the future of learning: state of the art // International Journal on Interactive Design and Manufacturing (IJIDeM). - 2019. - № 14. - P. 683-695. DOI: 10.1007/s12008-019-00640-0

32. Бердичевский А. Л. Профессиограмма современного учителя иностранного языка. - М.: ФЛИНТА, 2021. -С. 32-34.

1. Bajde, D. (2019). "Branding an industry?", Journal of Brand Management, № 26 (5), p. 497. Available at: https://doi.org/10.1057/s41262-019-00152-y (in English).

2. Domnin, V. N. (2004). Brending: novye tekhnologii v Rossii [Branding: new technologies in Russia], Piter, St. Petersburg, 380 p. (in Russian).

3. Chechulin, A. V. (2020). "Brending v sisteme upravleniya sovremennogo rossijskogo universiteta" [Branding in the management system of a modern Russian university], Professional'noe obrazovanie i rynok truda, № 4 (43), Spp. 97-104. DOI: 10.24411/2307-4264-2020-10412 (in Russian).

4. Brodovskaya, E. V., Dombrovskaya, A. Yu. &, Lukushin, V. A. (2021). "Targetiravanie v onlajn-setevom brendinge Rossijskih universitetov: masshtaby vliyaniya na obshchestvennoe soznanie" [Targeting in the online network branding of Russian universities: the scale of influence on public opinion], Gumanitarnye nauki. Vestnik Fi-nansovogo universiteta, № 11 (6), pp. 86-93 (in Russian).

5. Sari, M. P. & Antasari, A. (2021). "Digital textbook: a state of the art resource to increase learners' achievement", Jurnal Pendidikan Bahasa dan Sastra, № 20(2), p. 169. DOI: 10.17509/bs_jpbsp.v20i2.33057 (in English).

6. Farquhar, P. H. (1989). "Managing Brand Equity", Marketing Research, № 1 (3), pp. 24-33 (in English).

7. Park, C. S. & Srinivasan, V. (1994). "A Survey-Based Method for Measuring and Understanding Brand Equity and Its Extendibility", Journal of Marketing Research (JMR), № 31(2), pp. 271-288 (in English).

8. Keller, K. L. (1993). "Conceptualizing, Measuring, Managing Customer-Based Brand Equity", Journal of Marketing, № 57(1), pp. 1-22 (in English).

9. Keller, K. L. (1997). "Twenty-First Century Branding", Journal of Brand Management, pp. 368-370 (in English).

10. Amani, D. (2022). "Internal branding and students' behavioral intention to become active member of university alumni associations: the role of students' sense of belonging in Tanzania", Cogent Social Sciences, № 8(1). DOI: 10.1080/23311886.2021.1997171 (in English).

11. Kuráth, G., Szabó-Bálint, V. & Jarjabka, Á. (2022). "Can a university's anniversary be used to strengthen employee engagement and improve the employer brand?", Perspectives: Policy and Practice in Higher Education, № 26(1), pp. 11-18. DOI: 10.1080/13603108.2021.1955033 (in English).

12. Hosseini, M. E., Faradonbeh, S. B. & Sabokro, M. (2022). "Achieving Human Resource Management Sustainability in Universities", International Journal of Environmental Research and Public Health, № 19(2), p. 928. Available at: https://doi.org/10.3390/ijerph19020928 (in English).

13. Broucker, B., De Wit, K. & Mampaey, J. (2021). "Brand Communication of Higher Education Institutions: a Call for Multichannel Communication Analysis in Higher Education Branding Research", High Education Policy, № 34, pp. 928-948. Available at: https://doi.org/10.1057/s41307-020-00178-x (in English).

14. Ho, J., Pang, C. & Choy, C. (2020). "Content marketing capability building: a conceptual framework", Journal of Research in Interactive Marketing, № 14(1), pp. 133-151. Available at: https://doi.org/10.1108/JRIM-06-2018-0082 (in English).

15. Subbarayalu, A. V. (2021). "Branding higher education institutions: challenges and potential strategies", International Journal of Education Economics and Development, № 13(1), pp. 58-75 (in English).

16. AliciaLim, S. Y. & JosephNg, P. S. (2021). "Jom eLearning Unavoidable Acceptance", in Al-Emran, M., Al-Sharafi, M. A., Al-Kabi, M. N. & Shaalan. K. (eds.) Proceedings of International Conference on Emerging Technologies and Intelligent Systems (ICETIS), № 299, pp. 177-186. Available at: https://doi.org/10.1007/978-3-030-82616-1_16 (in English).

17. Haq, F. (2021). "Co-creation applied to innovation for branding online distance education", Turkish Online Journal of Dis-tance Education, № 22 (4), pp. 295-306. DOI: 10.17718/tojde.1002886 (in English).

18. Leao, M. T. & Marques, M. (2021). "O contributo das universidades no branding das cidades - uma revisao de literature" [The contribution of universities to the branding of cities - a literature review], Journal of Tourism & Development, № 36(2), pp. 277-286. Available at: https://doi.org/10.34624/rtd.v36i2.8853 (in Portuguese).

19. Stukalina, Y. & Pavlyuk, D. (2021). "Using customer-based brand equity model in the higher education context: simulating the current university's brand", Business, Management and Economics Engineering, № 19(2), pp. 272288. Available at: https://doi.org/10.3846/bmee.2021.14692 (in English).

20. Shvedova, K. A. (2008). "Brending kak novaya kommunikativnaya tekhnologiya v rossijskom vysshem obrazovanii" [Branding as a new communication technology in Russian higher education], Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Social'nye nauki, № 3, pp. 140-149 (in Russian).

21. Pankruhin, A. P. (2011). "Brendy i brending", Prakticheskij marketing, № 4, pp. 4-15 (in Russian).

22. Zamerchenko, N. I. (2012). "Brending v obrazovanii" [Branding in education], Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik, № 2 (2), pp. 79-81 (in Russian).

23. Prohorov, A. V. (2014). "Model' innovacionnogo universiteta kak osnova brendinga" [Model of an innovative university as a basis for branding], Vestnik Tambovskogo universiteta. Gumanitarnye nauki, № 1 (129), p. 115 (in Russian).

24. Spirina, N. A. (2015). "Mul'tisensornyj brending kak instrument formirovaniya polozhitel'nogo obraza vysshego uchebnogo zavedeniya" [Multisensory branding as a tool for creating a positive image of a higher education institution], Obrazovanie i nauka, № 4 (123), p. 38 (in Russian).

25. Petrusha, P. G. (2017). "Cifrovye instrumenty upravleniya reputaciej universiteta" [Digital tools for University reputation management], Prakticheskij marketing, № 7 (245), pp. 11-12 (in Russian).

26. Shevchenko, D. A. (2020). "Kak sozdayutsya brendy rossijskih universitetov" [How brands of Russian universities are created], Prakticheskij marketing, № 9 (283), pp. 30-40. DOI: 10.24411/2071-3762-2020-10044 (in Russian).

27. Letun, S. A. & Voronina, L. A. (2021). The XXI Century Foreign Language Textbook as a Challenge for Publishers , ARPHA Proceedings 4: TSNI 2021 - Textbook: Focus on Students' National Identity: Moscow. DOI: 10.3897/ap.e4.e0564 (in English).

28. Kim, D. K. & Lee, J. C. (2020). "^S^II^N ^ q^Ü^^ S^PI^

[Development of standard for evaluating digital textbooks in a transitional phase towards stage of exclusive

use of digital textbooks]", Journal of Learner-Centered Curriculum and Instruction

(JLCCI)], № 20(19), pp. 651-680 (in Korean).

29. Chicherina, N. V. (2012). "Mediagramotnost' kak klyuchevaya kompetenciya sovremennogo specialista: struktura i soderzhanie" [Media Literacy as a Key Competence of a Modern Specialist: Structure and Content], Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Gumanitarnye isocial'nye nauki, № 1, pp. 155-156 (in Russian).

30. Vajndorf-Sysoeva, M. E. & Subocheva, M. L. (2018). "Cifrovoe obrazovanie" kak sistemoobrazuyushchaya kate-goriya: podhody k opredeleniyu" ["Digital education" as a backbone category: approaches to definition], Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Pedagogika, № 3, p. 27. DOI: 10.18384/2310-72192018-3-25-36 (in Russian).

31. Hernandez-de-Menendez, M., Escobar, C. A. & Morales-Menendez, R. (2019). "Technologies for the future of learning: state of the art", International Journal on Interactive Design and Manufacturing (IJIDeM), № 14, pp. 683-695. DOI: 10.1007/s12008-019-00640-0 (in English).

32. Berdichevskij, A. L. (2021). Professiogramma sovremennogo uchitelya inostrannogo yazyka [Professiogram of a modern teacher of a foreign language], FLINTA, Moscow, pp. 32-34 (in Russian).

Вклад авторов

С. А. Летун - идея проведения исследования и написания статьи, непосредственное участие в планировании и анализе результатов данного исследования, написание первоначального варианта статьи, редактирование окончательного варианта статьи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Л. А. Воронина - непосредственное участие в планировании и анализе результатов данного исследования, дополнение и редактирование окончательного варианта статьи, подготовка текста к публикации.

Contribution of the authors

S. A. Letun - the idea of conducting a study and writing an article, direct participation in the planning and analysis of the results of this study, writing the initial version of the article, editing the final version of the article.

L. A. Voronina - direct participation in the planning and analysis of the results of this study, addition and editing of the final version of the article, preparation of the text for publication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.