[6] Кузьмичёв И.К. Совершенствование системы управления транспортным процессом на внутреннем водном транспорте (автореферат на соиск. д.т.н.), Н.Новгород, 2010 г., с. 43
THE DEVELOPMENT OF FOREIGN TRADE PASS FREE TRANSPORTATIONS IN THE EUROPEAN PART OF RUSSIA: PROBLEMS AND SOLUTION
V.I. Mineev, G. V. Veselov, M. V. Ivanov, E.S. Lykova
Key words: foreign trade transportations, efficiency, competitiveness of transportations.
The article considers the main problems of development of foreign trade pass free shipping on the river-sea rout in the European part of Russia.
Статья поступила в редакцию 19.06.2017 г.
УДК 339.138
Н.В. Мордовченков, профессор, доктор экономических наук, ФГБОУ ВО «ВГУВТ»
603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5
А.А. Сироткин, доцент, кандидат экономических наук,
ФГБОУ ВО «НГПУ им. К. Минина»
603000 г. Нижний Новгород, ул. Челюскинцев, 9
СПЕЦИФИКА И ВОЗМОЖНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА РЫНКЕ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ
Ключевые слова: маркетинговые исследования; перевозки; транспортные услуги.
Представлена структура маркетинговых исследований на речном транспорте. Разработана форма бланка для регистрации неудовлетворенного спроса на пассажирские перевозки. Предлагается интегративная эконометрическая модель для определения влияния привлекательности пассажирского транспорта с учетом возможных инвестиций в человеческий капитал, эффективности инфраструктуры транспортной отрасли, прироста валового регионального продукта и эффективности формирования и функционирования инфраструктуры.
Введение
Маркетинговое исследование - это наиболее эффективный инструмент для получения обратной связи с заказчиками и потребителями транспортных услуг. Правильная организация маркетингового исследования приобретает в современных экономических условиях особое значение. Очевидной научной проблемой является отсутствие комплексной методологии маркетинговых исследований, адекватной отечественной практике функционирования рынка транспортных услуг. Именно этот вопрос, по нашему мнению, требует решения в самое ближайшее время и данная статья направлена на поиск возможных вариантов такого решения.
Цель работы состоит в разработке актуальной методологии маркетинговых исследований на рынке транспортных услуг. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: разработка структуры маркетинговых исследований на речном транспорте; подготовка формы бланка для регистрации неудовлетво-
ренного спроса на пассажирские перевозки; создание интегративной эконометрической модели для определения влияния привлекательности пассажирского транспорта.
Методологическая основа исследования
Научное исследование в рамках данной статьи проводилось с применением методов научного познания: сравнения, анализа и синтеза. Для решения поставленных задач в статье применялся метод системного анализа.
Интерпретация результатов исследования и их анализ
Маркетинг транспортных услуг развивается в мире опережающими темпами по сравнению с темпами роста товарного бизнеса.
При этом маркетинг формирует «портфель» заказов на услуги транспортных организаций, определяя приоритеты в плане продвижения и оказания услуг при осуществлении грузопассажирских перевозок.
Следует отметить, что области маркетинговых исследований на рынке транспортных услуг различны (табл. 1).
Таблица 1
Области маркетинговых исследований на рынке транспортных услуг
Область маркетинговых исследований Проблемы Требуемые данные Источники информации
1. Анализ рынка транспортных услуг 1. Место организации на рынке транспортных услуг - Размер и основные пропорции транспортного рынка (по отдельным сегментам); - Структура грузо- и пассажиропотоков; - Тенденции развития транспортного рынка или отдельных сегментов; - Основные организации-конкуренты; - Степень монополизации рынка транспортных услуг - Вторичная информация; - Рейтинги транспортных организаций (например, публикуемые в статьях в деловых журналах и газетах); - Отраслевые публикации; - Статистика перевозок, грузо- и пассажиропотоков, тарифов и финансов (в т.ч., статистика собираемая Росстат)
2. Существующие сегменты рынка транспортных услуг и различия этих сегментов то же - Официальные статистические данные; - Опросы специалистов и потенциальных потребителей
3. Определение потребностей, мотивов, степени удовлетворенности потребителей транспортных услуг (пользователей транспорта) - Основные характеристики действующих и потенциальных потребителей - Официальные публикации, информация на основе выполненных опросов
2. Развитие транспортных услуг 1. Сегментирование рынка транспортных услуг и определение предпочтений, присущих выявленным сегментам - Отношение конкретных потребителей и различных групп потребителей к транспортным услугам и их характеристикам, - Определение рыночных сегментов - Тестирование транспортной услуги; - Групповые дискуссии экспертов; - Результаты факторного и кластерного анализа
Область маркетинговых исследований Проблемы Требуемые данные Источники информации
2. Выбор наиболее перспективных направлений развития транспортной услуги - Состояние и основные тенденции развития рынка транспортных услуг; - Интенсивность конкуренции; - Данные о коммерческих характеристиках услуги - Вторичная информация; - Данные анализа рынка транспортных услуг
3. Развитие характеристик транспортной услуги - Данные о качестве услуги в процессе ее потребления; - Отношение потребителей к качественным характеристикам транспортных услуг - Тестирование транспортной услуги
3. Исследование каналов распределения 1. Выбор каналов сбыта транспортных услуг - Объем выполненных заявок (заказов) на транспортное обслуживание; - Транспортные затраты грузовладельцев; - Результаты деятельности конкретных организаций-посредников - Внутрифирменный учет и отчетность; - Опросы посредников и потребителей на рынке транспортных услуг
2. Выбор района деятельности транспортной организации - Покупательная способность в районе тяготения транспортной организации; - Положение организаций-конкурентов; - Рекламная и тарифная политика организаций-конкурентов - Вторичные исследования емкости рынка транспортных услуг; - Данные социально-демографической статистики; - Публикации, содержащие информацию открытого (в т.ч. рекламного) характера
4. Исследование рекламы транспортных услуг 1. Выбор объектов рекламы, целевой группы пользователей транспорта и установление бюджета рекламы - Степень насыщенности рынка; - Этапы жизненного цикла транспортной услуги; - Характеристики целевой группы потребителей транспортных услуг; - Издержки на рекламную деятельность - Вторичные исследования рынка транспортных услуг; - Внутрифирменный учет
2. Выбор носителей рекламной информации и интенсивность рекламного обращения - Доступность и стоимость носителей рекламной информации - Стоимость на стандартно-рекламное пространство и единицу времени на рекламное обращение (по телевидению, по радио); - Рекламные материалы организаций-конкурентов
3. Контроль результатов рекламы - Экономическая эффективность рекламы; - Восприятие рекламы в различных сегментах рынка транспортных услуг - Тестирование рекламных мероприятий; - Интервью; - Данные транспортных организаций об объеме
Область маркетинговых исследований Проблемы Требуемые данные Источники информации
сбыта транспортных услуг.
5. Исследование тарифов на транспортные услуги Установление (изменение) тарифа на транспортную услугу - Нижняя граница тарифа; - Тарифы организаций-конкурентов; - Восприятие величины тарифа потребителями; - Дифференцирование тарифов - Прайс-листы (прейскуранты) на транспортные услуги; - Выборочное обследование; - Данные опросов потребителей транспортных услуг
Структура маркетинговых исследований на речном транспорте может быть представлена в виде схемы (рис. 1).
Рис. 1. Структура маркетинговых исследований на речном транспорте
Особенностью маркетинговых исследований на рынке транспортных услуг является определение реальных конкурентных преимуществ транспортной организации и позиционирование ее услуг на тех сегментах рынка, в которых эти преимущества могут быть реализованы наилучшим образом.
В сфере транспортных услуг принято рассчитывать уровень сервиса, который может быть определен на основе выражения:
где п - фактическое количество оказанных транспортных услуг; N - количество транспортных услуг, которое теоретически могло бы быть оказано; ^ - время на выполнение /-ой услуги [2].
Современные маркетинговые исследования на речном транспорте в России направлены на решение вопросов организации перевозок (разработка рациональных схем линий, оптимальная расстановка флота по линиям, уточнение в расписании движения судов и гармонизированная система тарифов), прогнозирование перевозок с учетом показателей работы флота, возможностей судоходных компаний и береговых организаций и учреждений, заинтересованных в координации взаимодействия с транспортными организациями с учетом конкурентных преимуществ и государственного регулирования транспортного процесса.
При этом следует особое внимание уделить качеству транспортной услуги, которая характеризуется степенью и направлением диспропорции между потребительским восприятием услуги и его ожиданием.
Вместе с тем целесообразно представить параметры качества доставки груза (рис. 2).
Рис. 2. Схема базовых параметров, определяющих качество доставки грузов (разработано на основе [4, 8])
Авторы статьи солидарны с тем, что маркетинговые исследования изучают спрос, его закономерности, количественные и качественные критерии потребления [1], что является архисложной задачей. Особого внимания, по нашему мнению, заслуживает изучение спроса на пассажирские перевозки. Такие перевозки относятся к той части сферы потребления, которая связана с материально-бытовым обеспечением, образовательной, лечебно-оздоровительной, социальной составляющей жизни человека. Спрос на пассажирские перевозки представляет собой совокупный спрос на перевозки со стороны организаций и населения.
Кроме потенциального рынка транспортных услуг и действительного рынка транспортных услуг (величина спроса) существует экономическая категория неудовлетворенного спроса.
По мнению авторов статьи, формирование инновационного ресурса неудовлетворенного спроса на пассажирские перевозки может быть представлено в виде таблицы 2.
Таблица 2
Форма бланка для регистрации неудовлетворенного спроса на пассажирские перевозки
Возможный перечень услуг со стороны судоходной компании
и
а
й о
са п 1 и о н а т о л
№ п/п Пассажир о эт о и о ез с и н о « Перечень предлагаемых марп Время кругового рейса Тип пассажирского (модификация) Возраст пассажиров Маршрут (рейс) Примечания
По нашему мнению, влияние привлекательности пассажирского транспорта с учетом возможных инвестиций в человеческий капитал, эффективности инфраструктуры транспортной отрасли, прироста валового регионального продукта (ВРП) и эффективности формирования и функционирования инфраструктуры, целесообразно определять с помощью интегративной эконометрической модели следующего вида [3]:
\ К„хп ..хЛГ
-г-г-2---—<1т>
-
■ Н--
ПЛ , ъг- г ^ /7°Ж 'О В -з (24-/ ХС-С )--х—^х-х-хЭ
' Ю Л™" В АВРП "
(2)
(24-/КС-С.) +-х—— х-х-хЭ
х/ лт„ в АБрп .
где Zn.лЛJ - экономически обоснованная целесообразность возможного пассажиропотока; км/чел-место; Кп - коэффициент привлекательности пассажирского рейса, ед.; Пу - регистровая пассажировместимость, чел.;
N - численность населения агломерации (демографический ресурс), чел.;
Л] - перспективный пассажиропоток транспортно-логистической инфраструктуры в
пространстве и во времени: I [0,1] - отсутствие или наличие круизного рейса в прямом и обратном направлении; п - количество комплексных пассажирских маршрутов в прямом направлении; у[1, 0] - наличие или отсутствие комплексного пассажирского рейса в обратном или
прямом направлениях; 1 /1-а - мультипликатор возможного пассажиропотока; а - нормативный коэффициент дисконтирования; К0 - гравитационная составляющая географической инфраструктуры; У, - пассажиропоток в прямом направлении; У - пассажиропоток в обратном направлении;
а1; а2 - коэффициенты эластичности спроса на планируемые пассажирские рейсы с
учетом государственного регулирования и функции полезности; V - скорость хода пассажирского транспортного средства, км/ч; 4к - время посадки и высадки пассажиров;
С - консолидированные доходы при содержании транспортного средства за один час, руб./ч.;
Сх - стоимость содержания транспортного средства в ходу, руб./ч.; Сст - стоимость содержание транспортного средства на стоянках, руб./ч.; Птах - максимум (капитализация) возможной прибыли, руб.; Щ - хрестоматийный уровень человеческого интеллекта (капитала), ед.; ДВРП - прирост валового регионального продукта, руб.; В - выручка от основной и хозрасчетной деятельности, руб.; Э - эффективность речных (морских) перевозок, %.
В соответствии с рабочей гипотезой одного из авторов статьи и ее алгоритмизации, величину неудовлетворенного спроса на речные пассажирские перевозки следует представить в виде вероятностной модели (разработанной на основе [5]):
ИС=0*1~ (3)
где НС - неудовлетворенный спрос на предполагаемые пассажирские перевозки; Q - потребительский (удовлетворенный) спрос на оказанные пассажирские перевозки; - соотношение неудовлетворенного спроса к удовлетворенному.
Эффективная организация пассажирских перевозок может быть достигнута лишь при наличии информации о спросе на эти перевозки у населения и его разбивке по периодам (кварталам, месяцам, дням недели, часам суток).
В практике пассажирских перевозок существуют примеры эффективного влияния ресурса маркетинговых исследований на востребованность новых маршрутов (табл. 2).
Таблица 3
Реализация туристических проектов при участии Куйбышевского филиала АО «Федеральная пассажирская компания» в 2014 году
Маршрут Период Перевезено пассажиров, чел.
Самара - Казань - Самара с 1 по 3 мая 2014г. 456
Самара - Нижний Новгород - Самара с 12 по 14 июня 2014г. 336
Самара - Пенза - Самара С 17 по 19 октября 2014г. 448
Уфа - Самара - Санкт-Петербург С 31 октября по 7 ноября 2014г. 1570
Следует отметить, что маркетинговые исследования на рынке транспортных услуг выявляют «скрытые» возможности увеличения в целом пассажиропотоков «непиковых» навигационных периодов.
Данные о пассажиропотоках необходимы для рациональной организации работы пассажирских судов на определенных линиях, для организации новых линий с учетом оптимального расположения остановочных пунктов, способствующих совершенствованию пассажирских перевозок.
Кроме несомненного экономического эффекта, выраженного через получение дополнительных доходов для речного транспорта, предложенные рекомендации несут в себе реальный социальный эффект для смежных видов транспорта. При этом, как правило, повышается уровень сервисного обслуживания.
Следует отметить, что в водно-транспортных узлах к определению вида пассажирского транспорта для проведения комплексной поездки необходимо подходить с народно-хозяйственной позиции в оценке эффективности использования основных фондов, учитывая при этом сезонность перевозок, состояние транспортной инфраструктуры, пассажировместимость, скорость доставки, уровень тарифа, погодно-климатические условия, экономическую безопасность, экономический аспект проблем, а также мнения и желания пассажиров [6, 7].
В ходе проведения маркетинговых исследований на транспорте необходимо учитывать объекты таких исследований.
Результаты эффективно проведенных маркетинговых исследований позволяют организации разработать ассортимент востребованных транспортных услуг в соответствии с возможностями и потребностями действующих и потенциальных клиентов, определить направления развития деятельности в зависимости от уровня спроса по каждой услуге, найти гипотетическую (возможную) идею и разработать новые услуги, модифицировать предлагаемые услуги, выработать фирменный стиль, создать возможности и резервы по развитию грузовых и пассажирских перевозок с учетом взаимодействия видов транспорта, специфики инфраструктуры, в условиях государственного регулирования рынка транспортных услуг.
Список литературы:
[1] Борщ В.Н. Рынок транспортных услуг: маркетинговые исследования спроса и предложения // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2012. Т. 13. № 7 (94). С. 84-88.
[2] Мордовченков Н.В., Белов Ю.Д., Кузьмичев С.В. Особенности проведения маркетинговых исследований транспортных услуг. В сборнике: XI Прохоровские чтения посвященные 85-летию Волжского государственного университета водного транспорта; сборник статей участников Одиннадцатых Прохоровских чтений. 2016. С. 128-131.
[3] Мордовченков Н.В., Волостнов Н.С., Рыбаков Р.А., Пермичев Н.Ф. Методическое обоснование развития инфраструктуры в сфере туристических и пассажирских перевозок в условиях рынка // Вестник СамГУПС. 2012. № 2. С. 80a-83.
[4] Мордовченков Н.В., Сироткин А.А. Изучение особенностей маркетинга транспортных услуг в сегменте грузовых железнодорожных перевозок // Вестник НГИЭИ. 2017. № 3 (70). С. 74-82.
[5] Мытник И.Н. Моделирование и прогнозирование потребности торговых организаций и предприятий в товарах (на примере областного звена потребительской кооперации): дис. ... канд. экон. наук. М., 1991. 135 с.
[6] Разработать вопросы перспективного развития пассажирских перевозок в Горьковском водно-транспортном узле: отчет о НИР / Горьков. ин-т ин-ров водн. тр-та - 837491; №ГР 01.83.005.4667. Горький, 1983. 158 с.
[7] Разработать вопросы развития пассажирских перевозок в Казанском водно-транспортном узле: отчет о НИР / Горьков. ин-т ин-ров водн. тр-та - 844302; Горький, 1986. 155 с.
[8] Транспортный маркетинг: учебник / Галабурда В.Г., Бубнова Г.В., Иванова Е.А. и др.; Под ред. В.Г. Галабурды. Изд. перераб. и доп. М.: ФГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2011. 452 с.
SPECIFICS AND POSSIBILITIES OF CARRYING OUT MARKET RESEARCHES IN THE TRANSPORT SERVICES MARKET
N. V. Mordovchenkov, A.A. Sirotkin
Key words: market researches, transportations, transport services.
The structure of market researches on river transport is presented. The form for registration of pent-up demand for passenger traffic is developed. The authors offer an integrative econometric model for definition of the influence of passenger transport appeal taking into account possible investments into the human capital, the transport infrastructure efficien-
cy, the gross regional product gain and the efficiency of infrastructure formation and functioning.
Статья поступила в редакцию 06.09.2017 г.
УДК 656.1/5
А.В. Нюркин, аспирант, ФГБОУВО «ВГУВТ» С.И. Нюркин, доцент, к.т.н., ФГБОУ ВО «ВГУВТ» А.И. Телегин, профессор, д.т.н., ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ КОНТРЕЙЛЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ
Ключевые слова: контрейлерные перевозки, контрейлерные технологии, контрейлерные терминалы, контрейлер, ро-ро.
В статье рассматривается зарубежный опыт использования специализированного транспорта для перевозки большегрузных автопоездов или грузовых прицепов (полуприцепов) на специализированных платформах. Приводятся достоинства и недостатки организации таких перевозок.
Контрейлерные технологии развиты во многих странах. И основной причиной такого развития послужило стремление, с одной стороны, сократить производственные затраты на обслуживание грузопотока в пути, с другой стороны обеспечить условия повышения сохранности грузов. Первые пробные перевозки грузов с использованием контрейлерных технологий в Европе начали осуществляться в 60-е годы 20 века, накопленный опыт позволил перейти к организации регулярных перевозок. Первый регулярный маршрут Кельн (Германия) - Верона (Италия) введен в эксплуатацию в 1972 г.
Постоянно вводимые странами Европейского союза все более жесткие ограничения на передвижения большегрузных автопоездов, вынуждают транспортников переходить на контрейлерные маршруты доставки грузов. Сегодня контрейлерный грузооборот в Европе оценивается примерно в 70 млн т. - это в общей сложности около 21,5 тыс. маршрутных контрейлерных отправок в год. В большинстве случаев применение технологии контрейлерных перевозок предполагает так называемое «паромное решение» (преодоление горных перевалов, природоохранных зон и других ограничений автомобильного движения), при котором по железной дороге проходит малая часть общей протяженности перевозки. Например, среднее расстояние перевозки железнодорожным транспортом в общей протяженности трансальпийских маршрутов, составляет порядка 15 - 25%, то есть около 300 км. Основные грузопотоки сосредоточены на направлениях нескольких транспортных коридоров, при этом на долю трансальпийских маршрутов приходится 70 % общего объема контрейлерных перевозок [1]. Следует особо отметить, что в большинстве стран Евросоюза приняты законодательные ограничения экологического и иного характера на движение автомобильного транспорта, которые формируют основу для стабильного функционирования контрейлерного сообщения. Так, например, в Австрии, где в наибольшей степени развиты контрейлерные технологии, запрещено движение грузового автотранспорта в воскресные и праздничные дни, а также по субботам с 15 до 24 часов. Запрещено движе-