I.A. Gorokhova
Key words: nonmetallic construction materials, boat's daily norms, costs, transport process.
The abstract: an assessment of the specific values' indicators of the full given expenses on all chain of the transport process in production and delivery of the nonmetallic construction materials.
УДК 656.62.003
Н.В. Мордовченков, доктор экономических наук, профессор ФГБОУ ВО «ВГУВТ» Т.Е. Новикова, кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА РЕЧНОМ ТРАНСПОРТЕ
Ключевые слова: транспорт, маркетинговые исследования, инфраструктура, эконо-метрические методы и модели.
В статье рассмотрены методические рекомендации, выстраивающие алгоритм проведения маркетинговых исследований на транспорте с использованием эконометри-ческих методов и моделей предлагается формализованная эконометрическая модель, позволяющая определять величину прироста прибыли при экономически обоснованной организации работы флота.
Первоочередной задачей, стоящей перед транспортной отраслью, является модернизация и развитие инфраструктуры на инновационной основе, уменьшение роли государства в деятельности транспортных компаний и формирование новых механизмов финансирования отрасли. Безусловным приоритетом остается вопрос повышения уровня доступности транспортных услуг для населения, дальнейшее развитие региональных и местных перевозок, создание условий для беспрепятственного доступа к транспортным объектам и услугам различных групп населения. Необходимо комплексное развитие транспортной инфраструктуры, как важнейшего базового фактора устойчивого и динамичного роста российской экономики, усиления ее конкурентоспособности на международной арене [4].
Характерными чертами функционирования транспортной системы все больше становятся такие факторы, как новые экономические условия работы транспортных предприятий и потребителей их услуг, формирование рынка транспортных услуг и усиление конкуренции между субъектами транспортного рынка. В таких условиях без учета требований рынка не может нормально развиваться ни одно транспортное предприятие, конечной целью которого является получение прибыли на основе производства транспортной услуги, необходимой потребителю. В условиях все большего нарастания конкуренции между транспортными предприятиями единственно возможным и правильным путем является изучение рынка транспортных услуг, то есть проведение маркетинговых исследований и на их основе сбор полной и достоверной информации с целью принятия рациональных управленческих решений. Маркетинговые исследования являются одним из наиболее эффективных инструментов для достижения успеха, так как совмещают информационную функцию, предполагающую предоставление достоверных данных о состоянии рынка, деятельности конкурентов, пред-
почтениях потребителей, с консультационной функцией, заключающейся в интерпретации информации и формировании рекомендаций по разработке маркетинговой стратегии транспортного предприятия. Это обуславливает необходимость систематизации знаний в данной области, научной разработки и обоснования ряда концептуальных вопросов, связанных с формированием методологических основ маркетингового исследования рынка транспортных услуг в современных условиях развития.
Предлагаемые методические рекомендации выстраивают алгоритм проведения маркетинговых исследований на транспорте с использованием эконометрических методов и моделей. Известно, что в условиях рынка маркетинговые исследования являются дорогостоящей, обязательной, но и имеющей обратный эффект процедурой. Опыт проведения анкетного опроса, как правило, свидетельствует о том, что в ходе маркетингового исследования встречаются случайные и систематические ошибки. Первые из них - результат выборочного исследования, при котором не происходит деформация выборки, а величина ошибок может быть интерпретирована. Систематические ошибки появляются в результате влияния неслучайных факторов (некорректное значение генеральной совокупности, недочеты выборки, неточность при погрешности в процессе обработки анкет и вопросов интервьюера, психологические факторы).
Статистические методы обработки полученных данных - это следствие систематизации факторообразующих параметров, их координации взаимодействия, а также структурных изменений. При этом классификация методов обработки информационного ресурса при проведении маркетинговых исследований осуществляется в зависимости от критериев:
- количество переменных, которые необходимо одновременно анализировать: методы линейного и многофакторного анализа;
- цель анализа - методы описательного и индуктивного характера;
- метод шкалирования параметров;
- группировка переменных на основе уровня зависимости методов анализа показателей и методов анализа их взаимосвязей.
- Описательные методы линейной структуры включают в себя:
- графические и табличные распределения частот;
- графическая иллюстрация распределения переменной функции (гистограммы, номограммы, циклограммы и т.д.)
Индуктивные однофакторные методы используются для проверки на адекватность характеристик выборки и генеральной совокупности. Они состоят из параметрических тестов, являющихся фокус-группой для проверки гипотез о хрестоматийных характеристиках генеральной совокупности, и непараметрических, которые служат для проверки гипотез о структуре генеральной совокупности. Этот метод является функцией цели возможных гипотез, выявления уровня значимости.
Двух- или многофакторные методы анализа количественных моделей способствуют определению возможной зависимости между факторообразующими параметрами. При разработке двух- или многофакторных эконометрических моделей количества пассажиров и доходов от их перевозки важно осуществить экономически обоснованный выбор необходимых факторов фиксированного пассажиропотока. Кроме того, необходимо выполнять обязательные требования к отбору показателей будущей модели:
1. Показатели должны характеризовать причинно-следственную связь между функцией и откликом;
2. Количественно быть интерпретированы и являться составной частью информационного ресурса статистической отчетности.
Одним из авторов статьи в его ранних методических и методологических исследованиях были получены эконометрические модели анализа и прогнозирования скоростных пассажирских перевозок в Нижегородском водно-транспортном узле, в т.ч. (1):
У = 1,031X1 + 76,9x2 - 7,13x3 - 0,0869x1x2+ 0,00231x1x2 + 0,2464x2x3 - 730 (1)
где У - количество пассажиров, перевозимых скоростным пассажирским флотом в
экскурсионном сообщении, чел; x1- численность населения агломерации, чел; х2 - средняя температура воздуха, 1°; Xз - уровень средней заработной платы, руб. [3].
Предпочтения пассажиров на повышение скорости их доставки подтверждает проведенный многофакторный корреляционный анализ влияния некоторых факторообра-зующих параметров на величину доходов от транспортной деятельности, в т.ч. (2):
У = 0,502х5 + 23,176хх + 0,312х2х4 -66,885х2 х5-0,759х2х7- (2)
- 0,00044x2 + 0,168х4х7 -1,483х4х7 + 2,914х5х6 - 0,208х6х7
X - количество экскурсантов, тыс. чел; X - численность городского населения, тыс. чел; X - количество единиц маломерного флота, ед.;
X - количество легковых автомобилей индивидуальных владельцев, ед.; X - среднемесячная температура воздуха, ГС; X - реальные доходы населения руб.;
X - доходы, уменьшаемые речными туристическими перевозками, руб.; X - доходы, уменьшаемые перевозками автомобильным транспортом, руб.; X - доходы, уменьшаемые использованием туристических поездов, руб.; Xo - доходы, уменьшаемые неиспользованием воздушного транспорта, руб.; Х\ - количество отдыхающих на рекреационно-оздоровительных базах отдыха, тыс. чел.
Авторы статьи убеждены, что опыт использования методики многофакторного регрессионного анализа и прогнозирования и полученных при ее использовании оригинальных эконометрических моделей подтверждает тот факт, что доходы от перевозок пассажиров зависят от платежеспособного спроса на речные пассажирские перевозки, коэффициент использования основных фондов и продолжительности поездки, что подтверждает гипотезу об активизации внедрения скоростного пассажирского флота на Волге с использованием эффекта масштаба.
При этом необходимо определять величину прироста прибыли при экономически обоснованной организации работы флота, которую авторы статьи предлагают формализовать в виде следующей эконометрической модели:
и гк
= (3)
1=0 г=гн
и
^ПП - прирост прибыли за счет использования дополнительной скорости флота,
г=0
руб.
Ф - доходная ставка, руб./чел. сут. р, - расходная ставка, руб./чел. сут.
Sni - величина неудовлетворенности спроса на скоростные пассажирские перевозки,
чел.
tp - экономически обоснованная продолжительность эксплуатации скоростного пассажирского флота, сут.
Решение данной транспортной задачи позволит выполнить расстановку скоростного пассажирского флота по линиям, местам и базам отдыха, используя при этом рекреационно-ландшафтный потенциал региона.
На современном этапе развития России необходимо уделять особое внимание вопросам повышения конкурентоспособности туристской отрасли экономики, взаимодействию государства, бизнеса, науки (НИОКР) и возможностям маркетинга в условиях рынка. Поэтому необходимо развивать экскурсионные перевозки, так как спрос на них с каждым годом возрастает и за счет этого можно улучшить экономические показатели пассажирских перевозок, а также повысить их конкурентоспособность. Анализ конкурентоспособности предприятий водного транспорта, осуществляющих пассажирские перевозки, показывает, что одной из причин ее низкого уровня является низкая организация маркетинговых исследований рынка транспортных услуг, и как следствие, происходит постоянное развитие других видов транспорта, в первую очередь автомобильного, что определяет перераспределение пассажиропотока, сокращение числа пассажиров на водном транспорте на отдельных направлениях [2].
При отборе показателей для эконометрических методов необходимо учитывать элемент сложности и степень вероятности ее получения [1]. Например, в первоначальный «пул» необходимых показателей для туристских услуг необходимо включить:
- численность постоянного населения региона, млн. чел.;
- естественный прирост (убыль) населения, промилле;
- численность занятых в экономике, млн. чел.;
- численность работающих на малых предприятиях, млн. чел.;
- среднедушевой денежный доход населения в месяц, тыс. руб.;
- среднемесячная заработная плата, тыс. руб.;
- общее число предприятий и организаций, тыс. ед.;
- количество частных транспортных средств, шт.;
- количество отдыхающих в рекреационно-оздоровительных учреждениях, тыс.
чел.
При этом количество показателей может изменяться в зависимости от статуса (рейтинга) и особенности региона при формировании возможного пассажиропотока. Проведение обследований пассажиропотоков целесообразно как на транспортных пассажирских линиях, так и на экскурсионно-прогулочных, ибо, имея конечную цель - улучшение качества обслуживания населения, результаты опросов зачастую дополняют друг друга и способствуют взаимодействию различных видов пассажирского транспорта.
На развитие инфраструктуры круизного туризма в регионе оказывает влияние не только возможный пассажиропоток, путевая обстановка, но и система рекреационных зон (баз и мест отдыха) и привлекательных экскурсионных объектов, формирующихся в агломерации крупного водно-транспортного узла. Влияние привлекательности экскурсионных объектов и пассажирского флота с учетом возможных инвестиций в человеческий капитал на развитие и эффективность инфраструктуры круизного туризма можно определять с помощью системы эконометрических методов и моделей (модели размещения, по отраслям экономики, видам сообщений и интегративные). При этом осуществляется экономически обоснованная расстановка круизного флота с учетом интенсивного его использования на туристских (комплексных) маршрутах, эффективной и развитой социальной и рыночной инфраструктуры региона с учетом результатов маркетинговых исследований.
Список литературы:
[1] Мордовченков Н.В. Теоретические основы развития и повышения эффективности труда в отраслях экономики: регионально--инфраструктурный аспект: монография / Н.В. Мордовченков, Р.А. Рыбаков, В.В. Смирнов, - Н. Новгород, 2008. - 161 с.
[2] Жмачинский В.И., Новикова Т.Е. Конкурентоспособность скоростных судов: анализ и пути повышения: Монография / Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии госслужбы, 2011. -70 с.
[3] Мордовченков Н.В. Эффективное государственное регулирование экономики и транспорта: инфраструктурный аспект. Вестник Волжской государственной академии водного транспорта, Выпуск 21. - Н.Новгород: Издательство ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2007. - 25-29 с.
[4] Соколов М. По своей колее. Информационно-публицистическая газета «Волго-Невский Проспект» № 12(186). - Н.Новгород: ООО «В.Н.Проспект», 15.06.2012.
METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF MARKETING RESEARCH ON RIVER TRANSPORT
N. V. Mordovchenkov, T.E. Novikova
Keywords: transport, marketing research, infrastructure, econometric methods and models.
The article deals with methodological recommendations constructing the algorithm of marketing research on transport using econometric methods and models. features formal econometric model to determine the amount of increase profits with an economically viable organization fleet.
УДК 626.62
А.В. Новиков, к.т.н., доцент ФГБОУВО «ВГУВТ» Р.А. Минеев, магистрант ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5
ПРОБЛЕМЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В АТОМНОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ
Ключевые слова: Импортозамещение, Атомная электростанция (АЭС), ГК «Роса-том», Ростовская АЭС, Таньванская АЭС, внутритурбинные трубопроводы, опорно-подвесная система, ООО «Белэнергомаш-БЗЭМ».
В статье представлен анализ импортозависимости атомной промышленности России на примере комплексных поставок внутритурбинных трубопроводов для Ростовской и Таньваньской АЭС.
Проблема импортозамещения отнюдь не нова для современной России. Она нашла отражение в ряде положений, содержащихся в 7 указах Президента РФ и около 200 федеральных законов, которые регулируют вопросы национальной безопасности. В то же время несомненная актуализация данной проблемы по состоянию на сегодняшний день вызвана прежде всего возросшим напором западных санкции против Российской Федерации.
Программу по импортозамещению, несмотря на некоторые мнения, высказываемые разными экономистами и некомпетентными журналистами, уже выполняют многие крупные предприятия, среди которых можно отметить ГК «Роскосмос», которая успешно осуществило запуски двух новых ракетных комплексов «Ангара-1.1» и «Ан-гара-А5» полностью собранных из отечественных комплектующих.