Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ УСЛУГ ТУРИЗМА НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ'

МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ УСЛУГ ТУРИЗМА НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / INFRASTRUCTURE / МАРКЕТИНГ / MARKETING / УСЛУГИ / SERVICES / ТУРИЗМ / TOURISM / ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / WATER TRANSPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мордовченков Н. В., Белов Ю. Д., Рыбаков Р. А.

В статье рассматриваются вопросы совершенствования инфраструктуры услуг туризма и повышения ее эффективности на водном транспорте

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мордовченков Н. В., Белов Ю. Д., Рыбаков Р. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF FORMATION INFRASTRUCTURE SERVICES OF TOURISM ON WATER TRANSPORT

The article considers the issues of improvement of infrastructure services of tourism and enhance its efficiency on water transport

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ УСЛУГ ТУРИЗМА НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ»

УДК 339.138 (075.8)

Н.В. Мордовченков, д.э.н., профессор ФГБОУВО «ВГУВТ» Ю.Д. Белов, к.т.н., доцент ФГБОУ ВО «ВГУВТ»

Р.А. Рыбаков, к.э.н., региональный эксперт-менеджер ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ УСЛУГ ТУРИЗМА НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ

Ключевые слова: инфраструктура, маркетинг, услуги, туризм, водный транспорт

В статье рассматриваются вопросы совершенствования инфраструктуры услуг туризма и повышения ее эффективности на водном транспорте

Глобальным направлением в развитии маркетинга на современном этапе стал рынок услуг транспорта в инфраструктуре туризма. Это связано, прежде всего, с решением приоритетных инфраструктурных проблем качественного предоставления услуг на комплексных круизных маршрутах.

Возникающую при этом проблему повышения эффективности комплексной кру-изной инфраструктуры туризма в регионах следует рассматривать с двух сторон: во-первых, с позиции роста благосостояния социально-культурного уровня населения и удовлетворения его растущих потребностей на отдых, путешествие и познание при высоком сервисном обслуживании (социальный аспект); во-вторых, с позиции увеличения прибыли и рентабельности (на уровне макроэкономики), валового регионального продукта (на уровне мезоэкономики) при одновременном стремлении к стабильности и снижению себестоимости перевозок (расходной части регионального или федерального бюджетов) в условиях государственного регулирования (экономический аспект).

Эффективная организация и управление круизной инфраструктурой туризма может быть достигнута лишь при наличии информации о спросе на фиксированную туристскую услугу у населения с учетом неравномерности ее предоставления по периодам навигации.

При этом под пассажиропотоком на туристско-экскурсионных маршрутах следует понимать количество туристов (экскурсантов), которые фактически перевозятся или следует перевезти в перспективе на отдельных маршрутах, линиях или участках линий за определенный период.

На развитие инфраструктуры комплексного круизного туризма на водном транспорте в регионе оказывает влияние не только возможный судопоток, путевая обстановка, но и система ландшафтно-рекреационных зон (баз и мест отдыха) и привлекательных экскурсионных объектов, формирующихся в агломерации крупного водно -транспортного узла градообразующих предприятий и сферы услуг.

Влияние привлекательности экскурсионных объектов и пассажирского флота с учетом возможных инвестиций в человеческий капитал на развитие и эффективность формирования и функционирования инфраструктуры комплексного круизного туризма нами предложено определять с помощью системы эконометрических методов и моделей [4].

При этом осуществляется экономически обоснованная расстановка круизного флота и подвижного состава смежных видов пассажирского транспорта с учетом интенсивного их использования на туристских (комплексных) маршрутах, эффективной и развитой социальной инфраструктуры инфраструктуры региона с учетом проведения многоаспектных маркетинговых исследований.

Вместе с тем, развитие туристской отрасли опережающими темпами в нашей стране и возрастание роли конкуренции и степени коммерциализации туристской деятельности, привели к необходимости формирования эффективной системы управления туристическим бизнесом. Опыт развитых стран показывает, что решение данной проблемы может быть достигнуто за счет применения новых информационных компьютерных технологий и путем построения на их основе телекоммуникационной инфраструктуры управления туристическими фирмами.

Важным источником информации о пассажиропотоках (турпотоках) обычно являются материалы маркетинговых (социологических) исследований. Поэтому очевидна необходимость их систематического проведения. Обследования пассажиропотоков можно осуществлять методом как сплошного, так и выборочного опроса.

Проведение обследований турпотоков целесообразно как на транспортных пассажирских линиях, так и на экскурсионно-прогулочных, ибо, имея конечную цель -улучшение качества обслуживания населения, результаты опросов зачастую дополняют друг друга и способствуют развитию различных видов пассажирских сообщений.

Вместе с тем на современном этапе развития России в условиях продолжающихся санкций необходимо уделять особое внимание вопросам повышения конкурентоспособности туристской отрасли экономики.

В ходе исследования авторами статьи была проанализирована 5-ти уровневая система анкетного опроса [2] для формирования теоретико-методологических основ формирования и функционирования эффективной туристской индустрии в условиях рынка и повышения ее конкурентоспособности. В ходе исследования был создан собственный алгоритм анкеты (табл. 1).

Таблица 1

Анкета № 1 опроса специалистов-экспертов

В целях улучшения обслуживания пассажиров проводится обследование пассажирских перевозок на речном транспорте.

Просим Вас ответить на вопросы анкеты и высказать свои замечания.

ФИО_Дата заполнения:

Вопросы Ответы

1. Район проживания в г. Н. Новгороде

2. Каким видом транспорта Вы совершаете поездки до места Вашего отдыха (подчеркнуть) Железнодорожным; Автомобильным; Личным автотранспортом Иным видом транспорта

3. Желали бы Вы совершить поездку к месту Вашего отдыха речным транспортом (скоростным) Да Нет

4. Какие места и памятники культуры в ПФО Вы хотели бы посетить

5. По каким речным маршрутам Вы хотели бы совершать экскурсию

6. Какое при этом установить время отправления и прибытия судов (указать) Время отправления: 6.00, 6.10, 6.20, 6.30, 6.40, 6.50, 7.00 Время прибытия: 16.00, 16.30, 17.00,17.30, 18.00, 18.30, 19.00

Вопросы Ответы

7. Какую поездку Вы предпочитаете A) однодневную Б) 2-3-х дневную B) более 3-х дней

8. Какие мероприятия в 2-3-х дневной и более Вы предпочитаете A) Выход на берег в культурных центрах, расположенных на маршруте Б) Концертная программа во время поездки B) Вечерняя дискотека

9. Что для Вас является наиболее Важным во время отдыха на речном транспорте (расположите варианты в порядке убывания Ваших приоритетов) A) Доступ к средствам телекоммуникации, сети internet и т.п. Б) Дизайн и удобство каютных помещений, мест приема пищи и т.д. B) Качество работы обслуживающего персонала Г) Культурная программа (выход на берег в культурных центрах, расположенных на маршруте, концертная программа, дискотека и т.п.) Д) совмещение отдыха и решение проблем бизнеса (совещания, деловые встречи и т.д.) Е) тариф, стоимость проезда на речном транспорте

10. Ваши предложения по организации и совершенствованию экскурсионно-прогулочных перевозок пассажиров на речном транспорте

Одним из авторов статьи проводилось обследование пассажиропотоков в речной и прибрежной акватории макрорегиона. Анкеты раздавались специалистам-экспертам, которые, помимо заполнения анкет, давали свои рекомендации по ее усовершенствованию. Опрошенные эксперты являются работниками туристических компаний г. Нижнего Новгорода, таких как ООО «Радость», ООО Туристическая компания «Дилижанс», Туристическая компания «ГЕО-Тур» и т.д.

Большую помощь и поддержку в проведении анкетного опроса оказали: руководство Волжского государственного университета водного транспорта и ЗАО «Волга-флот-Тур». Исследование носило поисковый и общеметодологический характер. Опыт и результаты сплошного маркетингового исследования нами апробированы в работе [3].

Обследование пассажиропотоков осуществлялось методом анкетного опроса поискового характера. При этом проверка на достоверность (репрезентативность) полученных результатов не производилась. Тем не менее, реализованные в практике работы ЗАО «Волга-Флот-Тур» по результатам анкетного опроса мероприятия способствуют совершенствованию обслуживания пассажиров и экскурсантов на речном транспорте.

Изучение пассажиропотоков на экскурсионно-прогулочных линиях речных портов осуществлялось с учетом продолжительности экскурсионного обслуживания.

Что касается самых популярных туристических маршрутов, то специалистам-экспертам предлагалось выбрать 2-3 наиболее интересных маршрута (результаты анкетирования представлены в табл. 2):

В ходе анкетирования специалистов-экспертов был высказан ряд пожеланий по развитию географической инфраструктуры речных туристско-экскурсионных маршрутов Нижегородского региона.

Кроме того, специалистами-экспертами были высказаны предложения по организации и совершенствованию туристско-экскурсионных маршрутов на речном транспорте. В частности самыми распространенными явились следующие рекомендации:

- дифференциация экскурсионно-прогулочных туров и размещение пассажиров по возрастной категории (студенты, взрослые с детьми, пенсионеры);

- оборудование кают средствами телекоммуникации, с возможностью выхода в Internet (решение проблем бизнеса);

- модернизация флота;

- разработка комбинированных маршрутов (на смежных видах транспорта);

- улучшение рекламы экскурсионно-прогулочных туров и круизов;

- организация развлекательной программы по интересам в разрезе возрастных групп (концерты и культурные программы для родителей с несовершеннолетними детьми, вечерние дискотеки для молодежи и т.д.)

Таблица 2

Рекомендуемые туристско-экскурсионные маршруты в условиях рынка

№ п/п Наименование маршрута % от опрошенных

1. - маршрут Н. Новгород - Казань - Н.Новгород (с посещением волжских городов Юрино, Чебоксары, Макарьев-на-Волге) на т/х «Михаил Фрунзе» 56%

2. - маршрут Н.Новгород - Пермь - Нижний Новгород (т/х «Ф. Энгельс») 43%

3. - Круиз Н. Новгород - Уфа- Н.Новгород (Маршрут 10 дней (10дней, 9 ночей) с посещением городов: Набережные Челны, Нижнекамск, Казань, Чебоксары, Козьмодемьянск) 23%

Изученный опыт участия в разработке базовой схемы развития и размещения объектов туризма, открытии новых туристических центров и экскурсионных объектов познавательного (интеллектуальный потенциал) и оздоровительного характера (ландшафтный потенциал), Макарьев на Волге, Юрино и др. позволит ретранслировать его в комплексную инфраструктуру малого бизнеса и предпринимательства, а также создаст реальные условия для его эффективного функционирования, совершенствования и перспектив развития инфраструктуры туризма [1].

В частности, на основе полученных результатов методических и методологических исследований выявлены пути, резервы и возможности повышения эффективности инфраструктуры и совершенствования сервиса в туризме Нижегородского региона (туристские фирмы ЗАО «Волга-Флот-Тур», ООО «Гама», ЗАО «Турист» и др.).

В схеме развития и размещения объектов туризма в Нижегородском регионе экономически обоснован переход к новой форме круизной инфраструктуры.

Рекомендуемые авторами статьи варианты организации работы круизных пассажирских водоизмещающих судов - пассажировместимостью 150, 250 и 450 мест и скоростного флота (СПК, СВК, экранопланы) повысят эффективность и конкурентоспособность их использования, с учетом координации взаимодействия смежных видов транспортной инфраструктуры, а главное повысят статус государственного регулирования и экономическую безопасность России.

В условиях дефицита поставок из нового судостроения необходимо максимально использовать имеющийся пассажирский флот с различными принципами поддержания (не только водоизмещающий, но и «крылатый»

флот: СПК, СВП, СВК, экранопланы и др.) [3], т.е. трансформируя круизную инфраструктуру, используя фактор опережающего роста интенсивности посредством эффективного управления и организации, полного использования возможностей подвижного состава водного транспорта для отдыха на воде.

Потребность в подобных специализированных пассажирских судах для развития круизной транспортной инфраструктуры в регионах подтверждается конъюнктурными изменениями и спросом на мировом фрахтовом рынке.

По нашему мнению необходимо создавать упреждающий «портфель» заказов на пассажирские суда (в т.ч. на морском флоте - малый каботаж). Для этого в России (Н. Новгород) имеется реальная научно-производственная и интеллектуальная инфраструктура (ЦКБ по СПК им. академика Р.Е. Алексеева, ОАО «Завод «Красное Сормово» и др.) [5].

Необходимо также совершенствовать формы и методологию формирования организации, координацию и взаимодействие круизной инфраструктуры туризма в регионах, осуществлять поиск экономически обоснованных резервов в увеличении туристского потока на водном транспорте, используя рекреационный потенциал, улучшая воздействие рекламы, PR. и др. Роль рекламы в развитии круизной инфраструктуры на речном транспорте должна быть одной из приоритетных (хронометрирование экспериментальных туристско-экскурсионных маршрутов свидетельствует о том, что на 1 рубль инвестиции в круизную инфраструктуру приходится 7,32 рубля в качестве дополнительных доходов) [3].

Необходимо совершенствовать все формы рекламы: издавать проспекты, буклеты, фото-открытки, создавать слайды и кинофильмы, видеофильмы, использовать радио и телевидение, выступления в печати, ретранслировать информационный ресурс (сайт в Интернете). При этом возникает необходимость создания и обеспечения эффективно -го функционирования в туристской отрасли маркетинговой информационной системы (МИС).

Для достижения поставленных целей необходимо осуществлять ряд маркетинговых мер: разрабатывать различные маркетинговые планы, назначать группы для разработки программы маркетинговой деятельности, проводить кооперирование с туроператором по загрузке, институциональному обеспечению на условиях совместного участия в рынке, разрабатывать совместные меры по продвижению продукта на туристском рынке, апробировать новые туристские услуги и т. д. [5].

Современный этап развития динамично развивающегося туристско-экскурсион-ного обслуживания требует дальнейшего совершенствования инфраструктуры туризма и повышения ее эффективности на речном транспорте: в каждом конкретном воднотранспортном узле необходимо вести поиск резервов для развития и совершенствования туристско-экскурсионной работы турфирмы, формирования и функционирования рентабельной социальной инфраструктуры в условиях рынка.

Таким образом, авторы статьи, опираясь на предыдущий опыт, проведя источниковедческий анализ, исследуя региональную транспортную (социальную) инфраструктуру при активном воздействии на спрос населения на туристско-экскурсионные рейсы (маршруты), внесли дополнения в инновационную методологию эффективного рекреационно-туристического инфраструктурного комплекса в условиях рынка.

Список литературы:

[1] Белов Ю.Д. Инфраструктура туризма: учеб. -пособие , Ю.Д. Белов. - Н.Новгород: Изд-во ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2011.

[2] Мордовченков Н.В. Пути повышения эффективности экскурсионно-прогулочных перевозок на речном транспорте (на примере Волжского объединенного речного пароходства): Дис. ... канд. экон. наук / Н.В. Мордовченков. - Горький, 1989. - 174 с.

[3] Мордовченков Н.В. Методология маркетинговых исследований в совершенствовании сферы услуг на речном транспорте: теория, опыт, перспективы: монография / Н.В. Мордовченков, Р.А. Рыбаков, С.А. Давыдова. -Н.Новгород: Гладкова О.В., 2008. - 139 с.

[4] Мордовченков Н.В., Рыбаков, Р.А. Современный маркетинг в инфраструктуре туризма: монография. -Н.Новгород: ВГИПА, 2009. - 335с.

[5] Рыбаков Р.А. Маркетинг в туристической отрасли экономики / Р.А. Рыбаков // Приоритеты и пути развития финансов, налогообложения и бухгалтерского учета: материалы межвузовской науч.-практ. конф., г. Сочи, 24-26 ноября, 2008 г. / под. ред. д.э.н., профессора Гварлиани Т.Е. -Сочи: РИО СГУТиКД, 2008. - с. 256-258.

METHODOLOGY OF FORMATION INFRASTRUCTURE SERVICES OF TOURISM ON WATER TRANSPORT

N. V. Mordovchenkov, Y.D. Belov, R.A. Rybakov

Keywords: infrastructure, marketing, services, tourism, water transport

The article considers the issues of improvement of infrastructure services of tourism and enhance its efficiency on water transport

УДК: 693.003.13

А.В. Новиков, к. т. н., доцент, ФГБОУ ВО «ВГУВТ», С.П. Гусев, магистрант, ФГБОУ ВО «ВГУВТ». Т.Е. Новикова, к.э.н., доцент, ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКОЙ

Ключевые слова: системы управления строительной техникой, экономическая эффективность, строительные машины, геодезические работы, земляные работы, Top-con, 3D ГНСС, 3DMC2.

Автоматизация процесса формирования проектной поверхности, повышение качества и производительности работ, экономия затрат на топливо и строительные материалы экономия трудозатрат, быстрый возврат инвестиций - вот лишь основные преимущества использования Систем Управления Строительной Техники. И неудивительно, что эти системы, появившиеся полтора десятилетия назад, получили особо бурное развитие в последние несколько лет.

В статье рассматривается принципы работы Систем Управления Строительной Техникой, а также проводится оценка эффективности применения системы 3D ГНСС от компании Topcon с инерциальным датчиком 3DMC2, установленной на бульдозере John Deere 750J при устройстве автодороги.

Важной задачей применения строительной техники является повышение эффективности её использования, а основными критериями оценки эффективности строительной техники, безусловно, являются производительность и качество выполняемых работ. Современные системы управления строительной техникой (далее СУСТ) позволяют максимально автоматизировать процесс строительства, при этом снижая затраты на материалы, людские ресурсы, горюче-смазочные материалы (далее ГСМ), а так же сроки производства работ, в тоже время увеличивая точность выполняемых работ.

При строительстве зданий, сооружений и возведении дорог обязательным видом работ являются земляные работы. Учитывая жёсткие сроки выполнения таких работ и, как правило, значительные объёмы разрабатываемого грунта, становится очевидно, что без использования современных машин, механизмов и труда квалифицированного персонала обойтись невозможно. В стесненных условиях стройплощадки выдержать отвал на проектной отметке сложная задача даже для высококвалифицированных операторов машин [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.