УДК 339.138 (075.8)
Н.В. Мордовченков, д.э.н., профессор ФГБОУВО «ВГУВТ» Ю.Д. Белов, к.т.н., доцент ФГБОУ ВО «ВГУВТ»
Р.А. Рыбаков, к.э.н., региональный эксперт-менеджер ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5
МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ УСЛУГ ТУРИЗМА НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ
Ключевые слова: инфраструктура, маркетинг, услуги, туризм, водный транспорт
В статье рассматриваются вопросы совершенствования инфраструктуры услуг туризма и повышения ее эффективности на водном транспорте
Глобальным направлением в развитии маркетинга на современном этапе стал рынок услуг транспорта в инфраструктуре туризма. Это связано, прежде всего, с решением приоритетных инфраструктурных проблем качественного предоставления услуг на комплексных круизных маршрутах.
Возникающую при этом проблему повышения эффективности комплексной кру-изной инфраструктуры туризма в регионах следует рассматривать с двух сторон: во-первых, с позиции роста благосостояния социально-культурного уровня населения и удовлетворения его растущих потребностей на отдых, путешествие и познание при высоком сервисном обслуживании (социальный аспект); во-вторых, с позиции увеличения прибыли и рентабельности (на уровне макроэкономики), валового регионального продукта (на уровне мезоэкономики) при одновременном стремлении к стабильности и снижению себестоимости перевозок (расходной части регионального или федерального бюджетов) в условиях государственного регулирования (экономический аспект).
Эффективная организация и управление круизной инфраструктурой туризма может быть достигнута лишь при наличии информации о спросе на фиксированную туристскую услугу у населения с учетом неравномерности ее предоставления по периодам навигации.
При этом под пассажиропотоком на туристско-экскурсионных маршрутах следует понимать количество туристов (экскурсантов), которые фактически перевозятся или следует перевезти в перспективе на отдельных маршрутах, линиях или участках линий за определенный период.
На развитие инфраструктуры комплексного круизного туризма на водном транспорте в регионе оказывает влияние не только возможный судопоток, путевая обстановка, но и система ландшафтно-рекреационных зон (баз и мест отдыха) и привлекательных экскурсионных объектов, формирующихся в агломерации крупного водно -транспортного узла градообразующих предприятий и сферы услуг.
Влияние привлекательности экскурсионных объектов и пассажирского флота с учетом возможных инвестиций в человеческий капитал на развитие и эффективность формирования и функционирования инфраструктуры комплексного круизного туризма нами предложено определять с помощью системы эконометрических методов и моделей [4].
При этом осуществляется экономически обоснованная расстановка круизного флота и подвижного состава смежных видов пассажирского транспорта с учетом интенсивного их использования на туристских (комплексных) маршрутах, эффективной и развитой социальной инфраструктуры инфраструктуры региона с учетом проведения многоаспектных маркетинговых исследований.
Вместе с тем, развитие туристской отрасли опережающими темпами в нашей стране и возрастание роли конкуренции и степени коммерциализации туристской деятельности, привели к необходимости формирования эффективной системы управления туристическим бизнесом. Опыт развитых стран показывает, что решение данной проблемы может быть достигнуто за счет применения новых информационных компьютерных технологий и путем построения на их основе телекоммуникационной инфраструктуры управления туристическими фирмами.
Важным источником информации о пассажиропотоках (турпотоках) обычно являются материалы маркетинговых (социологических) исследований. Поэтому очевидна необходимость их систематического проведения. Обследования пассажиропотоков можно осуществлять методом как сплошного, так и выборочного опроса.
Проведение обследований турпотоков целесообразно как на транспортных пассажирских линиях, так и на экскурсионно-прогулочных, ибо, имея конечную цель -улучшение качества обслуживания населения, результаты опросов зачастую дополняют друг друга и способствуют развитию различных видов пассажирских сообщений.
Вместе с тем на современном этапе развития России в условиях продолжающихся санкций необходимо уделять особое внимание вопросам повышения конкурентоспособности туристской отрасли экономики.
В ходе исследования авторами статьи была проанализирована 5-ти уровневая система анкетного опроса [2] для формирования теоретико-методологических основ формирования и функционирования эффективной туристской индустрии в условиях рынка и повышения ее конкурентоспособности. В ходе исследования был создан собственный алгоритм анкеты (табл. 1).
Таблица 1
Анкета № 1 опроса специалистов-экспертов
В целях улучшения обслуживания пассажиров проводится обследование пассажирских перевозок на речном транспорте.
Просим Вас ответить на вопросы анкеты и высказать свои замечания.
ФИО_Дата заполнения:
Вопросы Ответы
1. Район проживания в г. Н. Новгороде
2. Каким видом транспорта Вы совершаете поездки до места Вашего отдыха (подчеркнуть) Железнодорожным; Автомобильным; Личным автотранспортом Иным видом транспорта
3. Желали бы Вы совершить поездку к месту Вашего отдыха речным транспортом (скоростным) Да Нет
4. Какие места и памятники культуры в ПФО Вы хотели бы посетить
5. По каким речным маршрутам Вы хотели бы совершать экскурсию
6. Какое при этом установить время отправления и прибытия судов (указать) Время отправления: 6.00, 6.10, 6.20, 6.30, 6.40, 6.50, 7.00 Время прибытия: 16.00, 16.30, 17.00,17.30, 18.00, 18.30, 19.00
Вопросы Ответы
7. Какую поездку Вы предпочитаете A) однодневную Б) 2-3-х дневную B) более 3-х дней
8. Какие мероприятия в 2-3-х дневной и более Вы предпочитаете A) Выход на берег в культурных центрах, расположенных на маршруте Б) Концертная программа во время поездки B) Вечерняя дискотека
9. Что для Вас является наиболее Важным во время отдыха на речном транспорте (расположите варианты в порядке убывания Ваших приоритетов) A) Доступ к средствам телекоммуникации, сети internet и т.п. Б) Дизайн и удобство каютных помещений, мест приема пищи и т.д. B) Качество работы обслуживающего персонала Г) Культурная программа (выход на берег в культурных центрах, расположенных на маршруте, концертная программа, дискотека и т.п.) Д) совмещение отдыха и решение проблем бизнеса (совещания, деловые встречи и т.д.) Е) тариф, стоимость проезда на речном транспорте
10. Ваши предложения по организации и совершенствованию экскурсионно-прогулочных перевозок пассажиров на речном транспорте
Одним из авторов статьи проводилось обследование пассажиропотоков в речной и прибрежной акватории макрорегиона. Анкеты раздавались специалистам-экспертам, которые, помимо заполнения анкет, давали свои рекомендации по ее усовершенствованию. Опрошенные эксперты являются работниками туристических компаний г. Нижнего Новгорода, таких как ООО «Радость», ООО Туристическая компания «Дилижанс», Туристическая компания «ГЕО-Тур» и т.д.
Большую помощь и поддержку в проведении анкетного опроса оказали: руководство Волжского государственного университета водного транспорта и ЗАО «Волга-флот-Тур». Исследование носило поисковый и общеметодологический характер. Опыт и результаты сплошного маркетингового исследования нами апробированы в работе [3].
Обследование пассажиропотоков осуществлялось методом анкетного опроса поискового характера. При этом проверка на достоверность (репрезентативность) полученных результатов не производилась. Тем не менее, реализованные в практике работы ЗАО «Волга-Флот-Тур» по результатам анкетного опроса мероприятия способствуют совершенствованию обслуживания пассажиров и экскурсантов на речном транспорте.
Изучение пассажиропотоков на экскурсионно-прогулочных линиях речных портов осуществлялось с учетом продолжительности экскурсионного обслуживания.
Что касается самых популярных туристических маршрутов, то специалистам-экспертам предлагалось выбрать 2-3 наиболее интересных маршрута (результаты анкетирования представлены в табл. 2):
В ходе анкетирования специалистов-экспертов был высказан ряд пожеланий по развитию географической инфраструктуры речных туристско-экскурсионных маршрутов Нижегородского региона.
Кроме того, специалистами-экспертами были высказаны предложения по организации и совершенствованию туристско-экскурсионных маршрутов на речном транспорте. В частности самыми распространенными явились следующие рекомендации:
- дифференциация экскурсионно-прогулочных туров и размещение пассажиров по возрастной категории (студенты, взрослые с детьми, пенсионеры);
- оборудование кают средствами телекоммуникации, с возможностью выхода в Internet (решение проблем бизнеса);
- модернизация флота;
- разработка комбинированных маршрутов (на смежных видах транспорта);
- улучшение рекламы экскурсионно-прогулочных туров и круизов;
- организация развлекательной программы по интересам в разрезе возрастных групп (концерты и культурные программы для родителей с несовершеннолетними детьми, вечерние дискотеки для молодежи и т.д.)
Таблица 2
Рекомендуемые туристско-экскурсионные маршруты в условиях рынка
№ п/п Наименование маршрута % от опрошенных
1. - маршрут Н. Новгород - Казань - Н.Новгород (с посещением волжских городов Юрино, Чебоксары, Макарьев-на-Волге) на т/х «Михаил Фрунзе» 56%
2. - маршрут Н.Новгород - Пермь - Нижний Новгород (т/х «Ф. Энгельс») 43%
3. - Круиз Н. Новгород - Уфа- Н.Новгород (Маршрут 10 дней (10дней, 9 ночей) с посещением городов: Набережные Челны, Нижнекамск, Казань, Чебоксары, Козьмодемьянск) 23%
Изученный опыт участия в разработке базовой схемы развития и размещения объектов туризма, открытии новых туристических центров и экскурсионных объектов познавательного (интеллектуальный потенциал) и оздоровительного характера (ландшафтный потенциал), Макарьев на Волге, Юрино и др. позволит ретранслировать его в комплексную инфраструктуру малого бизнеса и предпринимательства, а также создаст реальные условия для его эффективного функционирования, совершенствования и перспектив развития инфраструктуры туризма [1].
В частности, на основе полученных результатов методических и методологических исследований выявлены пути, резервы и возможности повышения эффективности инфраструктуры и совершенствования сервиса в туризме Нижегородского региона (туристские фирмы ЗАО «Волга-Флот-Тур», ООО «Гама», ЗАО «Турист» и др.).
В схеме развития и размещения объектов туризма в Нижегородском регионе экономически обоснован переход к новой форме круизной инфраструктуры.
Рекомендуемые авторами статьи варианты организации работы круизных пассажирских водоизмещающих судов - пассажировместимостью 150, 250 и 450 мест и скоростного флота (СПК, СВК, экранопланы) повысят эффективность и конкурентоспособность их использования, с учетом координации взаимодействия смежных видов транспортной инфраструктуры, а главное повысят статус государственного регулирования и экономическую безопасность России.
В условиях дефицита поставок из нового судостроения необходимо максимально использовать имеющийся пассажирский флот с различными принципами поддержания (не только водоизмещающий, но и «крылатый»
флот: СПК, СВП, СВК, экранопланы и др.) [3], т.е. трансформируя круизную инфраструктуру, используя фактор опережающего роста интенсивности посредством эффективного управления и организации, полного использования возможностей подвижного состава водного транспорта для отдыха на воде.
Потребность в подобных специализированных пассажирских судах для развития круизной транспортной инфраструктуры в регионах подтверждается конъюнктурными изменениями и спросом на мировом фрахтовом рынке.
По нашему мнению необходимо создавать упреждающий «портфель» заказов на пассажирские суда (в т.ч. на морском флоте - малый каботаж). Для этого в России (Н. Новгород) имеется реальная научно-производственная и интеллектуальная инфраструктура (ЦКБ по СПК им. академика Р.Е. Алексеева, ОАО «Завод «Красное Сормово» и др.) [5].
Необходимо также совершенствовать формы и методологию формирования организации, координацию и взаимодействие круизной инфраструктуры туризма в регионах, осуществлять поиск экономически обоснованных резервов в увеличении туристского потока на водном транспорте, используя рекреационный потенциал, улучшая воздействие рекламы, PR. и др. Роль рекламы в развитии круизной инфраструктуры на речном транспорте должна быть одной из приоритетных (хронометрирование экспериментальных туристско-экскурсионных маршрутов свидетельствует о том, что на 1 рубль инвестиции в круизную инфраструктуру приходится 7,32 рубля в качестве дополнительных доходов) [3].
Необходимо совершенствовать все формы рекламы: издавать проспекты, буклеты, фото-открытки, создавать слайды и кинофильмы, видеофильмы, использовать радио и телевидение, выступления в печати, ретранслировать информационный ресурс (сайт в Интернете). При этом возникает необходимость создания и обеспечения эффективно -го функционирования в туристской отрасли маркетинговой информационной системы (МИС).
Для достижения поставленных целей необходимо осуществлять ряд маркетинговых мер: разрабатывать различные маркетинговые планы, назначать группы для разработки программы маркетинговой деятельности, проводить кооперирование с туроператором по загрузке, институциональному обеспечению на условиях совместного участия в рынке, разрабатывать совместные меры по продвижению продукта на туристском рынке, апробировать новые туристские услуги и т. д. [5].
Современный этап развития динамично развивающегося туристско-экскурсион-ного обслуживания требует дальнейшего совершенствования инфраструктуры туризма и повышения ее эффективности на речном транспорте: в каждом конкретном воднотранспортном узле необходимо вести поиск резервов для развития и совершенствования туристско-экскурсионной работы турфирмы, формирования и функционирования рентабельной социальной инфраструктуры в условиях рынка.
Таким образом, авторы статьи, опираясь на предыдущий опыт, проведя источниковедческий анализ, исследуя региональную транспортную (социальную) инфраструктуру при активном воздействии на спрос населения на туристско-экскурсионные рейсы (маршруты), внесли дополнения в инновационную методологию эффективного рекреационно-туристического инфраструктурного комплекса в условиях рынка.
Список литературы:
[1] Белов Ю.Д. Инфраструктура туризма: учеб. -пособие , Ю.Д. Белов. - Н.Новгород: Изд-во ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2011.
[2] Мордовченков Н.В. Пути повышения эффективности экскурсионно-прогулочных перевозок на речном транспорте (на примере Волжского объединенного речного пароходства): Дис. ... канд. экон. наук / Н.В. Мордовченков. - Горький, 1989. - 174 с.
[3] Мордовченков Н.В. Методология маркетинговых исследований в совершенствовании сферы услуг на речном транспорте: теория, опыт, перспективы: монография / Н.В. Мордовченков, Р.А. Рыбаков, С.А. Давыдова. -Н.Новгород: Гладкова О.В., 2008. - 139 с.
[4] Мордовченков Н.В., Рыбаков, Р.А. Современный маркетинг в инфраструктуре туризма: монография. -Н.Новгород: ВГИПА, 2009. - 335с.
[5] Рыбаков Р.А. Маркетинг в туристической отрасли экономики / Р.А. Рыбаков // Приоритеты и пути развития финансов, налогообложения и бухгалтерского учета: материалы межвузовской науч.-практ. конф., г. Сочи, 24-26 ноября, 2008 г. / под. ред. д.э.н., профессора Гварлиани Т.Е. -Сочи: РИО СГУТиКД, 2008. - с. 256-258.
METHODOLOGY OF FORMATION INFRASTRUCTURE SERVICES OF TOURISM ON WATER TRANSPORT
N. V. Mordovchenkov, Y.D. Belov, R.A. Rybakov
Keywords: infrastructure, marketing, services, tourism, water transport
The article considers the issues of improvement of infrastructure services of tourism and enhance its efficiency on water transport
УДК: 693.003.13
А.В. Новиков, к. т. н., доцент, ФГБОУ ВО «ВГУВТ», С.П. Гусев, магистрант, ФГБОУ ВО «ВГУВТ». Т.Е. Новикова, к.э.н., доцент, ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКОЙ
Ключевые слова: системы управления строительной техникой, экономическая эффективность, строительные машины, геодезические работы, земляные работы, Top-con, 3D ГНСС, 3DMC2.
Автоматизация процесса формирования проектной поверхности, повышение качества и производительности работ, экономия затрат на топливо и строительные материалы экономия трудозатрат, быстрый возврат инвестиций - вот лишь основные преимущества использования Систем Управления Строительной Техники. И неудивительно, что эти системы, появившиеся полтора десятилетия назад, получили особо бурное развитие в последние несколько лет.
В статье рассматривается принципы работы Систем Управления Строительной Техникой, а также проводится оценка эффективности применения системы 3D ГНСС от компании Topcon с инерциальным датчиком 3DMC2, установленной на бульдозере John Deere 750J при устройстве автодороги.
Важной задачей применения строительной техники является повышение эффективности её использования, а основными критериями оценки эффективности строительной техники, безусловно, являются производительность и качество выполняемых работ. Современные системы управления строительной техникой (далее СУСТ) позволяют максимально автоматизировать процесс строительства, при этом снижая затраты на материалы, людские ресурсы, горюче-смазочные материалы (далее ГСМ), а так же сроки производства работ, в тоже время увеличивая точность выполняемых работ.
При строительстве зданий, сооружений и возведении дорог обязательным видом работ являются земляные работы. Учитывая жёсткие сроки выполнения таких работ и, как правило, значительные объёмы разрабатываемого грунта, становится очевидно, что без использования современных машин, механизмов и труда квалифицированного персонала обойтись невозможно. В стесненных условиях стройплощадки выдержать отвал на проектной отметке сложная задача даже для высококвалифицированных операторов машин [3].