Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА И СУЩНОСТЬ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

СПЕЦИФИКА И СУЩНОСТЬ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ширпал Елена Николаевна

Формирование коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста является одной из приоритетных задач школы, так как эффективность коммуникативного процесса в большей степени зависит от уровня коммуникативных способностей субъектов общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY AND ESSENCE OF COMMUNICATION ABILITIES OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The formation of the communicative abilities of primary school children is one of the priority tasks of the school, since the effectiveness of the communication process largely depends on the level of the communicative abilities of the subjects of communication.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА И СУЩНОСТЬ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 371

СПЕЦИФИКА И СУЩНОСТЬ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

студент Ширпал Елена Николаевна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имениВ.И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. В структуре личности большое значение придается способностям. Здесь они выступают как сложный комплекс психологических свойств человека. Это и есть способность обеспечить успешное осуществление человеком своей деятельности. Для успешного функционирования в современном обществе и организации успешной деятельности человеку важно овладеть рядом способностей.

Необходимо более подробно рассмотреть педагогические способности. Они представляют собой совокупность личностных свойств, отвечающих различным требованиям деятельности учителя и гарантирующих быстрый успех в профессиональной деятельности и легкое овладение ею [2].

Изложение основного материала исследования. Специально организованное исследование педагогических способностей в нашей стране ведется с начала XX века. О них писал М. Рубинштейн в своей работе «проблема учителя» [18], Г. Прозоров, опубликовавший сборник работ «вопросы изучения учителя» [17]. Следуя по стопам этих исследователей, вопрос о педагогических способностях был поставлен И.Н. Кукушкиной [9], В.Л. Дранковым [7], H.H. Макаровой [12], Т.В. Сытенко [19]. Для дальнейшего исследования коммуникативных способностей младших школьников необходимо рассмотреть несколько ведущих категорий, первой из которых является способность. Как отмечает К.П. Зайцева, способность - это устойчивое психическое свойство, характерное для определенного человека и являющееся необходимым внутренним условием достижения успеха в определенной деятельности [8, с. 154]. В младшем школьном возрасте способности проявляются в виде успешности педагогической деятельности, уровня овладения знаниями, умениями и навыками, вовлеченности в творческое развитие классного коллектива. Способности определяются различными чертами характера, темпераментом, развитием эмоционально-волевой сферы.

Развитие способностей происходит в ходе практической деятельности младшего школьника. Природные задатки школьника оказывают особое влияние на развитие способностей. В научной литературе способности делятся на два типа:

1. Общие - они проявляются в любом виде деятельности.

2. Особые - свойственны определенному виду деятельности. Это могут быть математические, творческие, технические или музыкальные способности.

Рассматривая общие и специальные способности, Е.В. Леонова и A.B. Плотникова считают, что общие способности связаны с более широким кругом человеческой деятельности, а специальные способности проявляются в отдельном узконаправленном виде деятельности [10, с. 93]. Это опять подводит черту «редукции активности»: способности формируются не по типам психических функциональных систем, а по видам деятельности.

Любая способность выступает как сложное синтетическое качество ученика, она сочетает в себе различные психические свойства, такие как воображение, мышление, особенности мышления и наблюдения.

Изучая вопрос о личностных способностях, С. Рубинштейн трактовал это понятие как «сложное синтетическое образование, включающее в себя ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые развиваются только в процессе определенной организованной деятельности» [18, с. 135].

Более подробно Л.Н. Булыгина изучала особенности развития способностей младших школьников [3, с. 150]. Автор утверждает, что психологическая реальность в самом общем виде описывается таким понятием, как психическая функциональная система. Результатом его успешной работы является получение полезного результата любой деятельности. Исследователь утверждает, что любой психический процесс-это временное явление, в том числе и когнитивное. Исходя из этого, он выделяет несколько типов способностей в зависимости от того, какой психический процесс они представляют: мыслительные способности; способности восприятия; способности памяти; речевые способности.

Мыслительные способности, позволяют логически осмыслять действительность, то же, что разум. Кроме, того мыслительные способности лежат в основе сознательной и разумной деятельности.

Перцептивные способности позволяют нам понять состояние окружающего нас мира и наши отношения с ним. Восприятие относится к особенностям положения в пространстве. Кроме того, он помогает нам представлять себе объекты в двух или трех измерениях, что позволяет визуализировать их под разными углами зрения, независимо от перспективы, с которой мы смотрим. Способность воспринимать также включает в себя понимание взаимосвязи объектов при их изменении:

1. Зрительной системе: в сетчатке глаза находятся зрительные рецепторы, которые отвечают за информацию, получаемую от окружающей среды при помощи зрения.

2. Тактильно-кинестетической системе: находится вокруг тела человека и предоставляет информацию о положении различных частей тела, движении конечностей, а также характеристиках обнаруженных физических поверхностей, в том числе их скорости и неподвижности.

Речевые способности - это психическая и психофизиологическая функция человека, заложенная биологически и генетически, но сформированная и развитая социально на основе особой анатомо-физиологической и нейрофизиологической организации человека; функция, позволяющая психике человека отражать и обобщать внешние речевые явления, переводя их в специальные внутренние речевые коды. Эти коды включают в себя не только отраженную систему языка со всеми ее элементами и уровнями, но и те коды, которые имеют психофизиологическую, когнитивную, психодинамическую, эмоциональную сущность и которые приводят эту систему в действие, заставляют ее работать, делают ее живой и активной. Коротко говоря, речевые способности обеспечивают человеку овладение речью и владение ею.

Способность - это общее явление, она не может относиться ни к какому виду деятельности, то есть нет никаких педагогических или творческих способностей. Автор лишь вводит понятие общей одаренности и

трактует ее как способность человека выполнять широкий спектр видов деятельности или сочетать способности, гарантирующие успешное выполнение любой деятельности.

Структура способностей представляет для нас особый интерес, так как одним из ее основных компонентов являются коммуникативные способности.

Проанализировав исследовательские источники, мы пришли к выводу, что в большинстве литературных источников коммуникация рассматривается как организованный процесс, в котором происходит активный обмен информацией. Основными характеристиками коммуникации являются свойства источников информации, движения и ее приема, а также обусловленный результат. Важно обратить внимание в рамках выпускной квалификационной работы на роль коммуникативных способностей в развитии личности младшего школьника.

Трактуя понятие коммуникативных способностей, А. Кидрон акцентировал внимание на том, что это «общая способность, связанная с многообразными подструктурами личности и проявляющаяся в навыках субъекта общения вступать в социальные контакты, регулировать повторяющиеся ситуации взаимодействия, а также достигать в межличностных отношениях преследуемые коммуникативные цели» [5, с. 65]. По мнению автора, в своем наиболее общем виде коммуникативные способности личности проявляются в ее умении устанавливать контакты в обществе с окружающими людьми, выполнять различные социальные роли, а также становиться на путь взаимопонимания на разных уровнях обмена информацией. Одним из основных условий способности к общению, ученый определяет умение действовать в соответствии с социальными нормами, то есть соблюдать предъявленные требования, и ожидания к поведению, которое обеспечит возможность понимания и принятия в обществе [6, с. 76].

Прямую зависимость способности общаться от особенностей характера и свойств личности отмечает М.И. Лисина. Автор отмечает, что развитие коммуникативных способностей позволяет человеку успешно осуществлять межличностное взаимодействие, а также сохранять и совершенствовать систему отношений [11, с. 212].

А.П. Назаретян трактует коммуникативные способности как личностное образование, которому характерна комплексность и многоуровневость. Среди ведущих особенностей коммуникативных способностей автор отмечает совокупность коммуникативных характеристик, социальных, перцептивных, операционных знаний, на основании которых происходит регуляция и протекание деятельности [14].

Среди ведущих характеристик коммуникативных способностей, по мнению автора так же можно выделить:

1. Умение личности устанавливать продуктивные контакты в обществе на любом уровне.

2. Постоянное стремление расширять спектр взаимодействия и общения.

3. Желание принимать участие в общественно полезной деятельности, которая удовлетворяет потребность в общении.

И.Г. Маракушина отмечает, что коммуникативные способности являются лишь успешным сочетанием вербальных и невербальных средств общения. Объясняет автор это тем, что вербальный канал является транслятором чистой информации, а невербальный позволяет понять отношение к оппоненту во время общения. «Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения» [13, с. 10].

Невербальное поведение является той основой, которая раскрывает внутреннюю составляющую личности, формирует психическое личностное содержание процесса общения и совместной деятельности. Вербальное поведение более подвижно, чем невербальное. Навык адаптации вербального поведения к изменяющимся обстоятельствам развить гораздо легче, чем невербальное поведение, поскольку язык тела менее пластичен. Изучая труды Г.С. Васильева, можно констатировать, что он под коммуникативными способностями понимает «индивидуально психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности» [4, с. 11].

Рассматривая коммуникативные способности в контексте образовательного процесса, важно отметить, что как качество, присущее личности школьника, они являются наиболее благоприятным средством для реализации всех остальных способностей и склонностей. Различные задачи, поставленные в результате деятельности ученика, могут быть решены только в том случае, если они включены в активное взаимодействие и совместную деятельность с классным руководителем и преподавателем посредством полноценного общения. Г.С. Васильев отмечает коммуникативные способности той части личности, которая отвечает основным требованиям коммуникативной деятельности, следовательно, эти способности должны обеспечивать успешность прохождения коммуникативной деятельности [4, с. 3].

Органическим компонентом коммуникативных способностей по утверждению П.И. Пидкасистого, являются речевые способности: хорошая вербальная память, правильный отбор языковых средств, логическое построение и изложение высказывания, умение ориентировать речь на собеседника. Так, автор заключает, что в реализации речевых способностей важную роль играет общая эрудиция и культура речи [16, с. 134].

На базе этого А.П. Назаретян выделил в структуре коммуникативных способностей следующие компоненты:

1. Способность к оптимизации межличностных отношений в группе; «техника общения», т.е. тактические умения общаться; способность к достижению целей.

2. Социально перцептивные способности, т.е. совокупность индивидуально-психологических особенностей личности, необходимых для успешного восприятия, понимания и оценивания других людей.

3. Некоторые межличностные предпосылки коммуникативной деятельности [14, с. 135].

Коммуникативные способности по мнению O.A. Александрова включают в себя: желание вступать в

контакт с окружающими («Я хочу»); умение организовать общение («Я умею»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю») [1, с.4].

Исследуя структуру коммуникативных способностей O.A. Пимкина, состоящую из трех подструктур:

Первой подструктурой, которую отметил автор, являются гностические способности. Сюда относят умение человека понимать потребности и посыл, который хочет донести другой человек. Среди основных

элементов этой подструктуры можно выделить стремление освоить навык понимания других людей, умение слышать и слушать оппонента, наблюдательность.

Второй подструктурой здесь выделяют экспрессивные способности. Они характеризуются умением личности раскрепощаться. Элементами этого компонента является желание быть понятым, культурная и грамотная речь, а также доверие к партнеру и правдивость.

Третьей подструктурой выступают коммуникативные способности. Они характеризуются способностью влиять на оппонента в ситуации общения. Здесь основными компонентами становятся требовательность к партнеру по общению, вежливость такт, а также способность к убеждению и решительность [15].

Выводы. На основании вышесказанного можно сделать вывод, что коммуникативные способности - это индивидуально психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Коммуникативная способность младшего школьника - это его природная одаренность в общении, с одной стороны, и коммуникативная производительность с другой.

Аннотация. Формирование коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста является одной из приоритетных задач школы, так как эффективность коммуникативного процесса в большей степени зависит от уровня коммуникативных способностей субъектов общения.

Ключевые слова: коммуникативные способности, младший школьный возраст, теория и практика.

Annotation. The formation of the communicative abilities of primary school children is one of the priority tasks of the school, since the effectiveness of the communication process largely depends on the level of the communicative abilities of the subjects of communication.

Keywords: communication skills, primary school age, theory and practice.

Литература:

1. Агафонова, H.H. Развитие коммуникативной компетентности учащихся. / H.H. Агафонова // Управление начальной школой,2009 г. №2. С. 4-10.

2. Александрова, O.A. Формирование коммуникативных умений общения / O.A. Александрова. // М.: Просвещение, 2009 г. С. 182.

3. Булыгина, Л.Н. О формировании коммуникативной компетентности школьников // Л.Н. Булыгина // Вопросы психологии. 2010 г. №2. С. 149-153.

4. Васильев, Г.С. Проблема коммуникативных способностей членов первичных учебно-воспитательных коллективов. Автореферат кандидат психологических наук Г.С. Васильев. // М.: Педагогика, 2007 г. С. 15.

5. Венгер, Л.А., Мухина B.C. Психология // Л.А. Венгер, B.C. Мухина. М.: Просвещение, 1988 г. С. 280.

6. Дереклеева, H.H. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе // H.H. Дереклеева. М., 2005 г. С. 124-135.

7. Дранков, В.Л. О природе коммуникативных способностей // В.Л. Дранков, A.B. Дранков // Психология по производству и воспитанию сборник статей. // Ленинград: Изд-во Ленинградского ун-та, 1977 г. С. 239-242.

8. Зайцева, К.П. Особенности формирования коммуникативных способностей младших школьников учебной деятельности // К.П. Зайцева // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». №1. 2011 г.С. 153-155.

9. Кукушкина, И.В., Мицкая М.В. Развитие коммуникативных способностей и умения сотрудничать у младших школьников в процессе обучения / ИВ. Кукушкина, М.В. Мицкая. М.: Образование, 2018 г. С. 243.

10. Леонова, Е.В., Плотникова A.B. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности Е.В.Леонова, А.В.Плотникова // Начальная школа, 2011 г. №7. С. 91-96.

11. Лисина, М.И Проблемы онтогенеза общения //М.И. Лисина. М.: Педагогика, 2003 г. С. 198.

12. Макарова, H.H. Коммуникативная игра в младших классах // «Начальная школа», 2008 г. №7. С. 213-216.

13. Маракушина, ИГ. Социальное и индивидуально-личностное развитие младших школьников в ситуациях совместной творческой деятельности с педагогом: автореферат кандидата педагогических наук, специальность 19.00.07. Москва. 2002 г.С. 24.

14. Назаретян, А.П. Коммуникативность и коммуникативные способности / А.П. Назаретян. М.: Наука, 2006 г. С. 236.

15. Пидкасистый, П.И Педагогика. Учебное пособие. П.И. Пидкасистый. // М. 2007 г. С. 261.

16. Пимкина, O.A. Формирование коммуникативных УУД во внеурочной деятельности [Электронный ресурс], - http://festival.lseptember.ru/articles/621311/.

17. Прозоров Г.С. Вопросы изучения учителя // Г.С. Прозоров. М.: Учпедгиз, 1935 г. С. 213.

18. Рубинштейн М. Проблема учителя // М. Рубинштейн. М.: МАИ, 1927 г. С. 173.

19. Сытенко, Т.В. Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока и внеурочной деятельности / Т.В. Сытенко // Школьные технологии, 2006 г. №7. С. 32.

УДК 373.2

ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

студент ШулкинаДарья Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени КозьмыМинина» (Мининскийуниверситет) (г. НижнийНовгород)

Постановка проблемы. Адаптация детей к детскому саду - трудоемкий и очень эмоциональный процесс. Многие ученые, такие как Л.В. Белкина [1], О.И. Давыдова [3], Н.М. Родакер [6], Н.В. Соколовская [8], и другие, изучая эту проблему, уделяли особое внимание специфическим особенностям и тонкостям, которые присущи процессу адаптации детей раннего возраста. Ведь все дети абсолютно по-разному переносят данный процесс, кто-то осваивается в группе детского сада буквально за неделю, а кто-то спустя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.