Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА'

ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / РАННИЙ ВОЗРАСТ / ДЕТСКИЙ САД / РЕБЕНОК / РОДИТЕЛИ / ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шулкина Дарья Николаевна

Проблема адаптации детей к детскому саду является довольно актуальной, так как маленьким детям очень трудно приспособиться к кардинально изменившимся условиям. Детский сад для ребенка раннего возраста - это первая социальная группа после семьи, в которой ему необходимо адаптироваться для дальнейшего развития. Чтобы ребенок как можно быстрее и легче смог пройти этот тяжелый период, родителям и педагогу необходимо изучить все особенности данного периода и применять такие методы и приемы, при которых малыш будет чувствовать себя более или менее комфортно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF EARLY CHILDHOOD ADAPTATION PERIOD

The problem of adaptation of children to kindergarten is quite relevant, since it is very difficult for young children to adapt to radically changed conditions. Kindergarten for an early age child is the first social group after the family in which he needs to adapt for further development. In order for the child to pass this difficult period as quickly and easily as possible, parents and the teacher need to study all the features of this period and apply such methods and techniques in which the baby will feel more or less comfortable.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

элементов этой подструктуры можно выделить стремление освоить навык понимания других людей, умение слышать и слушать оппонента, наблюдательность.

Второй подструктурой здесь выделяют экспрессивные способности. Они характеризуются умением личности раскрепощаться. Элементами этого компонента является желание быть понятым, культурная и грамотная речь, а также доверие к партнеру и правдивость.

Третьей подструктурой выступают коммуникативные способности. Они характеризуются способностью влиять на оппонента в ситуации общения. Здесь основными компонентами становятся требовательность к партнеру по общению, вежливость такт, а также способность к убеждению и решительность [15].

Выводы. На основании вышесказанного можно сделать вывод, что коммуникативные способности - это индивидуально психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Коммуникативная способность младшего школьника - это его природная одаренность в общении, с одной стороны, и коммуникативная производительность с другой.

Аннотация. Формирование коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста является одной из приоритетных задач школы, так как эффективность коммуникативного процесса в большей степени зависит от уровня коммуникативных способностей субъектов общения.

Ключевые слова: коммуникативные способности, младший школьный возраст, теория и практика.

Annotation. The formation of the communicative abilities of primary school children is one of the priority tasks of the school, since the effectiveness of the communication process largely depends on the level of the communicative abilities of the subjects of communication.

Keywords: communication skills, primary school age, theory and practice.

Литература:

1. Агафонова, И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся. / И.Н. Агафонова // Управление начальной школой,2009 г. №2. С. 4-10.

2. Александрова, О.А. Формирование коммуникативных умений общения / О.А. Александрова. // М.: Просвещение, 2009 г. С. 182.

3. Булыгина, Л.Н. О формировании коммуникативной компетентности школьников // Л.Н. Булыгина // Вопросы психологии. 2010 г. №2. С. 149-153.

4. Васильев, Г.С. Проблема коммуникативных способностей членов первичных учебно-воспитательных коллективов. Автореферат кандидат психологических наук Г.С. Васильев. // М.: Педагогика, 2007 г. С. 15.

5. Венгер, Л.А., Мухина В.С. Психология // Л.А. Венгер, В.С. Мухина. М.: Просвещение, 1988 г. С. 280.

6. Дереклеева, Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе // Н.И. Дереклеева. М., 2005 г. С. 124-135.

7. Дранков, В.Л. О природе коммуникативных способностей // В.Л. Дранков, А.В. Дранков // Психология по производству и воспитанию сборник статей. // Ленинград: Изд-во Ленинградского ун-та, 1977 г. С. 239-242.

8. Зайцева, К.П. Особенности формирования коммуникативных способностей младших школьников учебной деятельности // К.П. Зайцева // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». №1. 2011 г. С. 153-155.

9. Кукушкина, И.В., Мицкая М.В. Развитие коммуникативных способностей и умения сотрудничать у младших школьников в процессе обучения / И.В. Кукушкина, М.В. Мицкая. М.: Образование, 2018 г. С. 243.

10. Леонова, Е.В., Плотникова А.В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности Е.В. Леонова, А.В. Плотникова // Начальная школа, 2011 г. №7. С. 91-96.

11. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения // М.И. Лисина. М.: Педагогика, 2003 г. С. 198.

12. Макарова, Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах // «Начальная школа», 2008 г. №7. С. 213-216.

13. Маракушина, И.Г. Социальное и индивидуально-личностное развитие младших школьников в ситуациях совместной творческой деятельности с педагогом: автореферат кандидата педагогических наук, специальность 19.00.07. Москва. 2002 г. С. 24.

14. Назаретян, А.П. Коммуникативность и коммуникативные способности / А.П. Назаретян. М.: Наука, 2006 г. С. 236.

15. Пидкасистый, П.И. Педагогика. Учебное пособие. П.И. Пидкасистый. // М. 2007 г. С. 261.

16. Пимкина, О.А. Формирование коммуникативных УУД во внеурочной деятельности [Электронный ресурс], - http://festival.1september.ru/articles/621311/.

17. Прозоров Г.С. Вопросы изучения учителя // Г.С. Прозоров. М.: Учпедгиз, 1935 г. С. 213.

18. Рубинштейн М. Проблема учителя // М. Рубинштейн. М.: МАИ, 1927 г. С. 173.

19. Сытенко, Т.В. Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока и внеурочной деятельности / Т.В. Сытенко // Школьные технологии, 2006 г. №7. С. 32.

УДК 373.2

ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

студент Шулкина Дарья Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

Постановка проблемы. Адаптация детей к детскому саду - трудоемкий и очень эмоциональный процесс. Многие ученые, такие как Л.В. Белкина [1], О.И. Давыдова [3], Н.М. Родакер [6], Н.В. Соколовская [8], и другие, изучая эту проблему, уделяли особое внимание специфическим особенностям и тонкостям, которые присущи процессу адаптации детей раннего возраста. Ведь все дети абсолютно по-разному переносят данный процесс, кто-то осваивается в группе детского сада буквально за неделю, а кто-то спустя

месяц все еще капризничает, плачет и хочет скорее домой, поэтому изучить все особенности данной проблемы довольно трудно.

Изложение основного материала исследования. Прежде чем рассматривать специфику процесса адаптации, разберемся в сущности самого понятия адаптации. «Адаптация - это активное приспособление человека к изменившейся среде с помощью различных средств, которое характеризуется тем, что человек, сам осознав необходимость изменений в отношениях со средой, формирует новые способы поведения, направленные на гармонизацию отношений с окружающими» [51. Подчеркнем, что адаптационный период следует рассматривать как один из самых серьезных периодов в жизни человека, поскольку от того, как он будет протекать, зависит формирование возрастных новообразований раннего и дошкольного возраста.

Чтобы лучше понять сущность процесса адаптации, необходимо рассмотреть все его особенности, а в частности, этапы, виды и степень протекания. Изучение этих аспектов поможет воспитателю и родителям глубже понять, как проходит процесс адаптации у ребенка, в каком направлении им двигаться дальше.

Для начала стоит рассмотреть этапы адаптации, чтобы понимать, какие характерные черты присущи тому или иному этапу, и определить, на каком этапе находится ребенок.

Первый этап - подготовительный. На этом этапе происходит непосредственная подготовка ребенка к детскому саду. Необходимо начинать такую подготовку за 1-2 месяца до приема ребенка в дошкольное учреждение, чтобы он, как можно, больше узнал о детском саде, его воспитанниках и педагогах. Одной из главных задач подготовительного этапа является формирование в поведении ребенка стереотипов, которые помогут ему быстрее и безболезненнее привыкнуть к новой обстановке. Родителям в ходе подготовки следует сформировать у ребенка навыки элементарного самообслуживания и навыки общения со сверстниками и взрослыми [71. Ребенок, который умеет самостоятельно одеваться, умываться и кушать, намного увереннее и спокойнее чувствует в группе, так как осознает свою независимость от воспитателя. Родителям нужно формировать у ребенка умение играть и владеть игрушками, потому что в процессе игровой деятельности он может ненадолго забыть о своих переживаниях, волнении и страхе. Переходить к следующему этапу можно только тогда, когда родители убедятся, что ребенок готов к поступлению в детский сад.

Второй этап называется основным, так как на этом этапе ребенок знакомится с воспитателем, главная задача этого этапа - создать положительный образ воспитателя, поскольку желание малыша ходить в детский сад зависит именно от того, какое впечатление на него произведет педагог. Очевидно, что добродушный и любящий детей педагог сразу понравится ребенку, нежели незаинтересованный и безынициативный. Родителям необходимо найти общий язык с педагогом, наладить доброжелательные отношения, построенные на взаимном сотрудничестве. Благодаря этому педагог сможет лучше узнать ребенка, его привычки и интересы, а ребенок будет доверять педагогу и чувствовать его тепло и заботу.

Третий этап - заключительный. Заключительным он является, потому что ребенок вполне спокойно остается в группе на 2-3 часа, затем на дневной сон. Находясь в группе, малыш не чувствует дискомфорта, уверенно пользуется игрушками, общается с другими детьми, исследует окружающую обстановку и т.д. Ребенок успешно вливается в коллектив, включается в совместные подвижные игры и занятия. В целом, дошкольник начинает чувствовать себя в группе комфортно, выстраивает отношения с другими детьми и воспитателем. Если все эти условия присутствуют, можно считать, что процесс адаптации успешно пройден.

Данные этапы проходят все дети, когда впервые приходят в детский сад, но продолжительность их и характер протекания у каждого ребенка разные. Одни быстро и безболезненно проходят все этапы, другие могут надолго остановиться на втором, все это также зависит от индивидуальных особенностей ребенка и его социальной ситуации развития. Родителям и педагогам необходимо это учитывать и не стремится равнять каждого ребенка под, так называемый, идеал, важно сохранять терпение и выдержку и постепенно помогать ребенку привыкнуть к детскому саду [21.

В процессе приспособления детского организма к новым условиям и новой деятельности, необходимо учитывать весь комплекс факторов, которые способствуют или, напротив, замедляют процесс адаптации ребенка, т.к. причиной адаптации является обострение противоречия между возможностями человека и требованиями окружающей среды.

Исследователи в области педагогики и медицины выделили несколько стилей адаптации. Наиболее оптимальным является творческий стиль, при котором дошкольник строит позитивные отношения со средой, способен активно изменять ее условия, приспосабливая их к себе, и обретая тем самым благоприятный психологический комфорт. Таких детей отличает быстрое привыкание к условиям дошкольного учреждения, активность, стремление к участию в деятельности, взаимодействию со сверстниками и взрослым.

Комфортный стиль характеризуется тем, что дошкольник легко привыкает к новым условиям, однако не проявляет активности, пассивно принимая требования среды. Такие дети обычно ведут себя достаточно скованно, мало общаются со сверстниками, делают только то, что скажет воспитатель. Педагогу в такой ситуации необходимо различными приемами втягивать ребенка в игры и занятия, но делать это нужно так, чтобы ребенку на самом деле было интересно.

Последний стиль можно назвать самым трудным. Он называется избегающим. Ребенок целенаправленно игнорирует требования окружающей среды, не хочет к ним привыкать, не обходится без капризов и истерик. Дошкольник будет всеми возможными способами сопротивляться походу в детский сад, плакать, капризничать, проситься домой и т.д. Таких детей очень сложно позитивно настроить, так как они уже ничего не хотят, они будут кричать, пока не окажутся дома в привычной комфортной обстановке. Опытный педагог, скорее всего, найдет способ помочь ребенку приспособиться к детскому саду. Для начала необходимо провести беседу с родителями, чтобы выявить причины такого поведения. Возможно, они кроются в семье, к примеру, родители могли запугивать ребенка детским садом. Причины могут быть разные, самое главное -вовремя их определить и попытаться исправить положение, чтобы малыш привык к детскому саду и начал чувствовать себя там комфортно.

Процесс привыкания к детскому саду, как уже отмечалось выше, у всех детей проходит по-разному. Хорошо, если малыш быстро адаптируется к новым условиям и не беспокоит родителей негативными поведенческими реакциями, но есть и такие случаи, когда ребенок наотрез отказывается ходить в детский сад, закатывает истерики, капризничает и т.д. Именно по длительности и выраженности данных проблем можно судить об успешности протекания адаптационного периода [4]. В зависимости от того, как долго у

ребенка проходит процесс адаптации, и какими симптомами он сопровождается, выделают три степени протекания адаптации.

Если ребенок ведет себя достаточно активно, у него отсутствуют какие-либо внешние изменения, сдвиги в поведении нормализуются в течение одной - двух недель, то в таком случае можно говорить о легкой степени адаптации. Как правило, если у ребенка легкая адаптации, то он быстро вливается в коллектив, примерно за 2-3 недели, заболеваемость либо отсутствует, либо появляется не более одного раза сроком до десяти дней и проходит без осложнений. Такой тип адаптации характерен для большинства детей и отличается ускоренным исчезновением негативных симптомов. Говорить о том, что ребенок достаточно быстро и легко привыкает к детскому саду, можно по следующим признакам: он без истерики остается в группе и спокойно играет, способен попросить о помощи, первым идет на контакт с другими детьми, с легкостью подстраивается под все режимные моменты и т.д.

Адаптация средней степени тяжести. Адаптационный период в таком случае длится не менее полутора месяцев. При этом ребенок часто болеет, капризничает, демонстрирует выраженные негативные реакции, но нельзя судить о его неспособности влиться в коллектив или о его дезадаптации. Если понаблюдать за ребенком, то можно отметить у него следующие признаки: он с трудом расстается с мамой, сразу начинает плакать и капризничать, но если его чем-то отвлечь, то быстро забывает о расставании и вливается в игру, общается со сверстниками и воспитателем, пытается соблюдать все правила и распорядки, адекватно реагирует на замечания и редко становится зачинщиком каких-то конфликтов.

Самая сложная и длительная адаптация - это тяжелая адаптация. Дети с тяжелым адаптационным периодом встречаются довольно редко, но, так или иначе, они есть, и каким-то образом им нужно помочь. Кто-то проявляет открытую агрессию при посещении детского сада, а кто-то полностью уходит в себя и не желает контактировать с кем-либо. Такая адаптация может длиться от двух месяцев до нескольких лет. В самых тяжелых случаях говорят о полной дезадаптации ребенка и невозможности посещать дошкольное учреждение. Чтобы не доводить адаптационный процесс ребенка до крайне тяжелого состояния, необходимо сразу выявить признаки, подтверждающие, что привыкание малыша к детскому саду проходит с трудом. К таким признакам можно отнести: нежелание контактировать с детьми и воспитателем, слезы и истерики после расставания с родителями в течение длительного времени, полнейший отказ заходить в группу, нежелание играть, кушать, ложиться в кроватку, агрессивное поведение, либо замкнутость, неадекватное поведение при обращении воспитателя, чаще всего ребенок пугается и начинает плакать. Нужно понимать, что полная неприспособленность к детскому саду - очень редкое явление, поэтому необходимо сразу обратиться к специалистам (психологу или неврологу) и решать проблему сообща. В некоторых случаях врачи рекомендуют повременить с посещением детского сада.

Выводы. Можно отметить, что все трудности адаптационного периода и степени выраженности адаптационных сдвигов связаны с предварительными условиями воспитания, поэтому очень важно с первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении четко и правильно организовывать педагогический процесс с учетом всех индивидуальных особенностей.

Аннотация. Проблема адаптации детей к детскому саду является довольно актуальной, так как маленьким детям очень трудно приспособиться к кардинально изменившимся условиям. Детский сад для ребенка раннего возраста - это первая социальная группа после семьи, в которой ему необходимо адаптироваться для дальнейшего развития. Чтобы ребенок как можно быстрее и легче смог пройти этот тяжелый период, родителям и педагогу необходимо изучить все особенности данного периода и применять такие методы и приемы, при которых малыш будет чувствовать себя более или менее комфортно.

Ключевые слова: адаптация, ранний возраст, детский сад, ребенок, родители, педагог.

Annotation. The problem of adaptation of children to kindergarten is quite relevant, since it is very difficult for young children to adapt to radically changed conditions. Kindergarten for an early age child is the first social group after the family in which he needs to adapt for further development. In order for the child to pass this difficult period as quickly and easily as possible, parents and the teacher need to study all the features of this period and apply such methods and techniques in which the baby will feel more or less comfortable.

Keywords: adaptation, early age, kindergarten, child, parents, teacher.

Литература:

1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж: Учитель, 2006. - 232 с.

2. Гризик Т.И. Участники адаптационного периода: ребенок-родители-педагоги // Дошкольное воспитание. - 2010. - №9. - С. 57-61.

3. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ «Сфера», 2006. - 128 с.

4. Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду. Ростов на Дону: Феникс, 2007. - С. 192.

5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.

6. Родакер Н.М. Адаптация детей в детском саду // Психология и педагогика: методика и проблема практического применения. - 2014. - №41. - С. 64-68.

7. Санникова А.С., Ханова Т.Г. Сотрудничество дошкольной организации с семьей и социальными партнерами // Проблемы и перспективы развития дошкольного и начального образования. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 томах. - Нижний Новгород: Мининский университет, 2019. - С. 259-262.

8. Соколовская Н.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации. - Волгоград: Учитель, 2008. - 188 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.