Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ЧДОО ЦПИУД «ИЗУМРУДНЫЙ ГОРОД» В Г. ЯКУТСКЕ'

ИЗУЧЕНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ЧДОО ЦПИУД «ИЗУМРУДНЫЙ ГОРОД» В Г. ЯКУТСКЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
289
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА / РОДИТЕЛИ / АДАПТАЦИЯ / ЛЕГКАЯ АДАПТАЦИЯ / СРЕДНЯЯ АДАПТАЦИЯ / ТЯЖЕЛАЯ АДАПТАЦИЯ / ГОТОВНОСТЬ / YOUNG CHILDREN / PARENTS / ADAPTATION / EASY ADAPTATION / MEDIUM ADAPTATION / DIFFICULT ADAPTATION / READINESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Прокопьева Мария Михайловна, Никифорова Анна Васильевна

В статье рассматривается тема адаптации детей раннего возраста к ДОО. Посещение в первые дни дошкольную образовательную организацию - нелегкий процесс как для ребенка, так и для родителя. Для ребенка это сильнейший стрессовый навык, который необходимо сгладить. Ребенок должен адаптироваться к совершенно другим условиям, чем те, к которым он привык в семье. Организованный план на день, нехватка родителей, новые знакомства со сверстниками, иной стиль общения, другая спальня - все эти перемены ребенку сформировывают стрессовую ситуацию. Все это может спровоцировать у ребенка защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими. Воспитатели и родители должны понимать, что поступление ребенка в детский сад является ответственным моментом, при пренебрежительном отношении оно может иметь серьезные осложнения. Для изучения адаптации детей раннего возраста представлены результаты анкетирования родителей «Готов ли ваш ребенок к поступлению в детский сад?», методики «Оценка нервно-психического развития детей раннего возраста» (авт. К.Л. Печора) и методики «Лист адаптации ребенка». Базой исследования стали два филиала ЧДОО ЦПиУД «Изумрудный город» г. Якутска. В исследовании приняли участие 28 детей и 27 родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Прокопьева Мария Михайловна, Никифорова Анна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF ADAPTATION OF CHILDREN OF EARLY AGE IN “EMERALD CITY” OF G. YAKUTSK

The article discusses the topic of adaptation of young children to early childhood care. Admission of a child to a preschool educational organization is a complex process for a child and his parents. For a child, this is a strong stressful experience that needs to be mitigated. The child must adapt to completely different conditions than those to which he is used to in the family. A clear plan for the day, lack of parents, a different communication style, communication with peers, a new room - all these changes create a stressful situation for the child. All this can provoke a protective reaction in the child in the form of crying, refusal to eat, sleep, communication with others. Carers and parents should understand how responsible the moment is when a child enters kindergarten, how serious he can be, but not immediately obvious, it can have consequences. In order for the child’s dependence on kindergarten to be as painless as possible, an integrated approach to solving this problem is needed. To study the adaptation of young children, the results of a parental survey “Are your child ready for kindergarten?”, The methodology “Assessing the neuropsychic development of young children” (authored by K. L. Pechora) and the methodology “Child Adaptation Sheet” are presented . The base of the study was two branches in "Emerald City" of Yakutsk. The study involved 28 children and 27 parents.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ЧДОО ЦПИУД «ИЗУМРУДНЫЙ ГОРОД» В Г. ЯКУТСКЕ»

психологические науки

Прокопьева Мария Михайловна, Никифорова Анна Васильевна ИЗУЧЕНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ...

УДК 159:37.018.11

DOI: 10.26140/anip-2020-0904-0081

ИЗУЧЕНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ЧДОО ЦПИУД «ИЗУМРУДНЫЙ ГОРОД» В Г. ЯКУТСКЕ

© 2020

SPIN: 1206-7448 AuthorlD: 415328

Прокопьева Мария Михайловна, доктор педагогических наук, профессор кафедры возрастной и педагогической психологии педагогического института Никифорова Анна Васильевна, магистрант 2 курса кафедры возрастной и педагогической

психологии педагогического института Северо-Восточный федеральный университет (677000, Россия, Якутск, улица Богдана Чижика, д. 3, e-mail: perepnik2015@gmail.com) Аннотация. В статье рассматривается тема адаптации детей раннего возраста к ДОО. Посещение в первые дни дошкольную образовательную организацию - нелегкий процесс как для ребенка, так и для родителя.йший стрессовый навык, который необходимо сгладить. Ребенок должен адаптироваться к совершенно другим условиям, чем те, к которым он привык в семье. Организованный план на день, нехватка родителей, новые знакомства со сверстниками, иной стиль общения, другая спальня - все эти перемены ребенку сформировывают стрессовую ситуацию. Все это может спровоцировать у ребенка защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими. Воспитатели и родители должны понимать, что поступление ребенка в детский сад является ответственным моментом, при пренебрежительном отношении оно может иметь серьезные осложнения. Для изучения адаптации детей раннего возраста представлены результаты анкетирования родителей «Готов ли ваш ребенок к поступлению в детский сад?», методики «Оценка нервно-психического развития детей раннего возраста» (авт. К.Л. Печора) и методики «Лист адаптации ребенка». Базой исследования стали два филиала ЧДОО ЦПиУД «Изумрудный город» г. Якутска. В исследовании приняли участие 28 детей и 27 родителей.

Ключевые слова: дети раннего возраста, родители, адаптация, легкая адаптация, средняя адаптация, тяжелая адаптация, готовность.

STUDY OF ADAPTATION OF CHILDREN OF EARLY AGE IN "EMERALD CITY" OF G. YAKUTSK

© 2020

Prokopieva Maria Mikhailovna, doctor of pedagogical Sciences, Professor of the Department of age and pedagogical psychology, pedagogical Institute Nikiforova Anna Vasilievna, 2nd-year master's student of the Department of age and pedagogical psychology pedagogical Institute North-Eastern FederalUniversity (677000, Russia, Yakutsk, Bogdan Chizhik street, 3, e-mail: perepnik2015@gmail.com) Abstract. The article discusses the topic of adaptation of young children to early childhood care. Admission of a child to a preschool educational organization is a complex process for a child and his parents. For a child, this is a strong stressful experience that needs to be mitigated. The child must adapt to completely different conditions than those to which he is used to in the family. A clear plan for the day, lack of parents, a different communication style, communication with peers, a new room - all these changes create a stressful situation for the child. All this can provoke a protective reaction in the child in the form of crying, refusal to eat, sleep, communication with others. Carers and parents should understand how responsible the moment is when a child enters kindergarten, how serious he can be, but not immediately obvious, it can have consequences. In order for the child's dependence on kindergarten to be as painless as possible, an integrated approach to solving this problem is needed. To study the adaptation of young children, the results of a parental survey "Are your child ready for kindergarten?", The methodology "Assessing the neuropsychic development of young children" (authored by K. L. Pechora) and the methodology "Child Adaptation Sheet" are presented . The base of the study was two branches in "Emerald City" of Yakutsk. The study involved 28 children and 27 parents.

Keywords: young children, parents, adaptation, easy adaptation, medium adaptation, difficult adaptation, readiness.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Проблему адаптации детей к ДОО, как мы знаем, ранее изучали и писали в своих научных работах великие педагоги, на сегодняшний день она является все равно актуальной. Поступление детей в детский сад - это процесс очень тяжелый для всех членов семьи [1].

Для ребенка это сильный стрессовый опыт, который необходимо смягчить. Ребенок должен адаптироваться к совершенно другим условиям, чем они привыкли в семье. Организованный по времени режим, отсутствие родителей, другой стиль общения, общение со сверстниками, новая комната - все эти изменения создают стрессовую ситуацию для ребенка. Все это может вызвать защитную реакцию ребенка в виде плача, отказа от еды, сна и общения с другими. Воспитатели и родители должны понимать, насколько ответственным является момент, когда ребенок входит в детский сад, насколько серьезным он может быть, но не сразу очевидным, он может иметь последствия. Для того, чтобы приспособление ребенка к детскому саду была без затруднений, необходим комплексный подход к решению проблемы

адаптации [2,3,4].

Адаптационный период делится на три стадии:

- легкая;

- средняя;

- тяжелая.

Легкая адаптация длится 1 - 2 недель. Со временем у ребенка приходят в норму аппетит и сон, эмоциональное состояние улучшается и появляется интерес к окружающему миру. Отношения со взрослыми и с близкими не нарушаются, ребенок не взволнован, но достаточно активен. Острых заболеваний не возникает. Самочувствие немножко ухудшается и к концу 2-3 недели восстанавливается.

Во время адаптации средней тяжести, общее состояние ребенка и нарушения в поведении выражены немного ярче.

Адаптация к детскому саду проходит чуть дольше. Сон и аппетит нормализуются только через 2-6 недель, перепады настроения проходят в течение месяца, активность ребенка значительно снижается, он часто плачет, малоактивен, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается заниматься. Это состояние может длиться до полутора месяцев.

Prokopieva Maria Mikhailovna, Nikiforova Anna Vasilievna STUDY OF ADAPTATION OF CHILDREN OF EARLY AGE ..

psychological science

Тяжелая адаптация особенно беспокоит родителей и родственников. Ребенок может болеть долго и серьезно: то есть одна болезнь может заменяться другой, иммунитет подрываются и больше не играют свою роль - они не защищают ребенка от инфекций. Аппетит сильно снижается, и дети длительное время могут отказываться есть.

В сонное время дети не хотят спать, плачут, просыпаются со слезами на глазах, сон становится чутким. Проснувшись начинают истерить, просятся домой, безынициативны в играх.

Улучшение происходит очень медленно - в течение нескольких месяцев. Темпы развития в этот период уменьшается во всех направлениях [8].

Этапы развития адаптации:

№ Этапы Описание

1 Подготовительный Задача 1 этапа: шаг за шагом проинформировать родителей о графике детского сада, занятий, кружках и т.д. Родители при осмотре детского садика знакомятся с группой детей, педагогами.

2 Основной Задача 2 этапа: вызвать положительное представление об образе воспитателя. Первую неделю дети ходят с 7:30ч по полдня до сонного времени (до 12:00). При этом большинство родителей подключаются к онлайн-камере.

3 Заключительный Задача 3 этапа: продолжается устанавливание эмоционального контакта с ребенком и помогаем найти построить хорошие дружеские отношения со сверстниками. В это время ребенок начинает привыкать к среде детского сада, нормализуется самочувствие, повышается аппетит и регулируется сонный режим. Затем один день до 16:00ч до конца сонного режима. После этого постепенно начинают ходить весь день.

МЕТОДОЛОГИЯ

Мы провели методику «Оценка нервно-психического развития детей раннего возраста» (авт. К.Л. Печора), анкетирование для родителей «Готов ли ваш ребенок к поступлению в детский сад?» и «Лист адаптации ребенка».

Базой исследования был ЧДОО ЦПиУД «Изумрудный город» г. Якутска. В изучении адаптации приняли воспитанники двух филиалов детского сада: 28 детей и 27 родителей.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Анкетирование «Готов ли ваш ребенок к поступлению в детский сад?».

В первые дни посещения детей дошкольной организации родители заполняют анкетирование для осведомления педагогов о привычных действиях, характере ребенка и поведении в адаптационный период к ДОО.

При обработке и интерпретации анкетирования получились следующие результаты:

- 15 (54%) родителей ответили, что их дети пока не готовы к посещению детского сад;

- 7 (25%) дошкольников условно готовы;

- 6 (21%) детей - как утверждают родители, готовы.

Для интерпретации рассмотрены ответы по основным вопросам:

какой аппетиту просится ли ваш используете ли вы с проблемой тяжелого как относится к вашего ребенка? ребенок на горшок? дополнительные расставания занятиям:усидчив.

Вопросы Ответы

Какой аппетит у вашего ребенка? 18 (70%) родителей ответили, что аппетит детей избирательный

Просится ли ваш ребенок на горшок сам? 11 (57%) из опрошенных родителей утверждают, что еще не отучены от подгузника

Используете ли вы дополнительные воздействия при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.)? 14 (50%) родителей указали, что есть

с проблемой тяжелого расставания с родителями столкнулись 13 (46%) детей

Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен? 33% (9) родителей утверждают, что их дети на занятиях совсем не усидчивы, еще у 48% (13) отметили, что дети не всегда усидчивы и внимательны

Таким образом, можно сделать вывод о том, что большая часть детей испытывали прошли ряд проблем.

Основные особенности приспособления ребенка к ДОО

- ребенок плачет и уходит в сад;

- сложно разлучиться с родителями в саду;

- снижение аппетита (или отказ от еды);

- нарушения сна;

-различные изменения в поведении (слезы, нервозность, апатия, агрессия и т.д.)

-снижение иммунитета, повышение заболеваемости.

По методике «Оценка нервно-психического развития детей раннего возраста» (авт. К.Л. Печора)» [8] выявлены следующие результаты:

- 54% (14 человек) показали высокий уровень. Нервно-психическое развитие этих детей полностью соответствует возрасту. Следует отметить, что малыши речь, адресованную им, справляются с самыми обычными заданиями, динамично применяют речь в процессе коммуникации с остальными детьми и взрослыми. Во время игры с куклой воспроизводится серия последовательных действий. Мелкие моторика развита хорошо и соответствует их возрасту. С легкостью выполнили оба задания при перешагивании через палки чередующимся шагом. Самостоятельно, без помощи взрослого, могут одеваться.

- у 31% (8 ребенка) нервно-психическое развитие частично соответствует возрасту. Так, у некоторых детей заметили отставание в обращенную к ним. Кроме того, у этих детей трудность проявляется в неумении самостоятельно одевать свои шапки и обуваться. Моторные навыки недостаточно развиты, возникают трудности при перешагивании палок (расположенных на высоте) с чередующейся шагом. Во время игры иногда выполняется серия последовательных действий.

- 15% (4 человек) показал низкий уровень нервно-психического развития. У них каждое задание вызвало значительные затруднения.

Из всего вышесказанного, видно, что у большинства детей нервно-психическое развитие соответствует их возрасту.

Лист адаптации ребенка. Этот лист заполняется в первые 2 недели по поступлении ребенка в детский сад. Лист заполняется индивидуально на каждого ребенка.

Исходя из результатов всей недели, уровень адаптации ребенка зависит от баллов:

от 21 до 18 - легкая степень адаптации;

от 17 до 11 - средняя степень адаптации;

от 10 до 7 - тяжелая степень адаптации.

Итоги нашего исследования показали, что:

- 8 (29%) воспитанников адаптацию прошли очень тяжело,

- у 12 (43%) - средняя степень,

- и у 8 (29%) - легкая.

358

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 4(33)

психологические науки

Прокопьева Мария Михайловна, Никифорова Анна Васильевна ИЗУЧЕНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ...

Основные показатели листа адаптации:

Засыпание Спокойное 12 (43%)

Характер сна Спокойный 10 (53%)

Не спал 5 (36%)

Длительность сна Соответствует возрасту 21 (75%)

Эмоциональное состояние Раздражительное 9 (31%)

Спокойное 15 (52%)

Аппетит Хороший 17 (61%)

Неустойчивый 11 (39%)

Активность Активный 7 (26%)

Малоактивный 11 (41%)

Пассивный 9 (33%)

Общение Контактен 16 (57%)

Инициативен 8 (29%

Отсутствует 4 (14%)

После проведенной работы мы разработали краткую методические рекомендацию для родителей:

1. Учитывайте то, что во время адаптационного периода некоторые малыши заболевают. Даже если справились с адаптацией, после болезни или длительного нахождения ребенка дома, она может заново появиться.

2. Многие родители позволяют сейчас смотреть мультики на смартфоне. Постарайтесь как можно больше внимания уделять вашему ребенку: отвлечь разными дидактическими играми, погулять на свежем воздухе, на детской площадке.

3. От всего сердца радуйтесь за своего ребенка: хвалите, поощряйте, ищите плюсы.

4. Во время нахождения в детском садике, дети всегда скучают по родителям. Поэтому вне сада, если ребенок хочет провести время с вами, не отправляйте его играть с игрушками.

5. Создавайте уютную благоприятную атмосферу, где царит тишина и спокойствие.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. Так, по итогам использованных нами исследований для детей раннего возраста в адаптационный период в ДОО, по выбранный нашим трем методикам, в целом можно сказать, что большая половина малышей испытывают затруднения во время адаптации к детскому саду. По анкетированию родителей результаты в среднем показали низкий уровень готовности. По результатам второй методики нами сделан вывод о том, что у значительной части детей нервно-психическое развитие детей отвечает стандартам их возраста. Также по третьей методике результаты показали, что адаптация у детей показывает средний уровень. Если объединить результаты всех методик, можно сделать вывод о том, что половина детей раннего возраста, поступающих в детский сад, имеют среднюю степень адаптации. Родителям рекомендовали сначала убедиться, что детский сад необходим вашей семье прямо сейчас. Ребенок ощущает, что родители испытывают сомнения в рациональности воспитания в детском саду, и сами не готовы к разлуке с детьми. Для педагогов и родителей, мы рекомендуем вместе сотрудничать, установить доверительное отношение. Это проявляется даже воспитатели интересуются о соблюдении режима дня ребенка вне детского сада, о состоянии здоровья, о предпочтении в еде, есть ли аллергия на что-нибудь и т.д. Со стороны родителей - это просьба о чем-либо, интересуются о проведенном дне ребенка в ДОО, могут посоветоваться насчет воспитания, так как не у всех родителей педагогическое образование.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации. / сост. Н.В. Соколовская.

2. ПрокопьеваМ.М., НаходкинаМ.Д. Психология семьи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — Якутск: И 3. — Волгоград: Учитель, 2010. — 188 с.

3. Никифорова А.В. Молодая семья как институт воспитания [Электронный ресурс] // Роль молодой семьи в сохранении и разви-

тии духовного и культурного наследия народов Севера: сборник трудов подиумной дискуссии (14 мая 2019 г., г. Якутск) / [под ред. М.М. Прокопьевой]. — Киров: МЦИТО, 2019.здательский дом СВФУ, 2012. —124 с.

4. Бахышева Ш.А. Определение уровня социальной адаптации детей в детских дошкольных учреждениях // Балканское научное обозрение. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 39-42.

5. Архипова И.В., Бусыгина А.Л., Фирсова Т.А. Исследование социальных показателей адаптации детей с особенностями развития в условиях дошкольного образовательного учреждения // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 149-153.

6. Иванова Т.Н., Чикишева С.Ю. Участие родителей в обучении детей //Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 153-156.

7. Андриенко О.А. Страхи и тревожность у детей младшего школьного возраста //Гуманитарные балканские исследования. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 63-65.

8. Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста //Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. — М.: 2013. — 96 с.

Статья поступила в редакцию 20.05.2020 Статья принята к публикации 27.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.