3. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. - М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт-М», 2001.
АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТРУКТУРЫ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
© Майборода Т.АД Мовсесян Л.С.¥
Северо-Кавказский государственный технический университет,
г. Ставрополь
В статье обобщены результаты анализа основных подходов к определению структуры коммуникативных способностей личности в теориях и концепциях отечественной психологии, рассмотрены показатели и уровни развития коммуникативных способностей личности.
Демократизация и гуманизация современного общества, признание приоритетов личности способствуют усилению роли межличностных отношений во всех сферах жизнедеятельности, в том числе в процессе обучения и профессиональной деятельности человека.
Значительное число научных исследований, как в отечественной, так и в зарубежной психологии посвящено изучению коммуникативных способностей. Ученые определяют место коммуникативных способностей в системе способностей личности, выявляют их структуру и условия формирования. В вопросе изучения коммуникативных способностей существует большое количество теоретических и экспериментальных подходов. Это обусловлено в первую очередь сложностью изучаемого феномена, а также различными ориентациями современных психологических школ. Несмотря на относительно большое количество публикаций по проблеме коммуникативных способностей многие вопросы дискуссионы, недостаточно изучены и требуют дальнейшего исследования. Прежде всего, это относится к пониманию структуры коммуникативных способностей.
Структуру коммуникативных способностей можно определить как совокупность элементов, находящихся в устойчивой взаимосвязи и представляющих собой единое целое. Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы позволяет заключить, что существует не-
♦ Доцент кафедры Психологии и педагогики, кандидат педагогических наук, доцент " Заместитель председателя Совета молодых ученых и студентов, аспирант
сколько способов построения структуры коммуникативных способностей в зависимости от первоэлемента, который лежит в основе этой структуры. Так, в качестве первоосновы могут выступать коммуникативные знания, умения, навыки, личностные особенности человека и многое другое.
Общепризнанной можно считать структуру коммуникативных способностей, предложенную Г.М. Андреевной. Согласно позиции автора, структура коммуникативных способностей состоит из трех блоков коммуникативных знаний (коммуникативного, интерактивного и перцептивного) и опирается на выделенные автором блоки общения. Коммуникативный блок предполагает наличие знаний, касающихся вербального и невербального общения, интерактивный блок включает навыки и умения активного воздействия и взаимодействия, перцептивный блок - умение активного восприятия [1].
Другую структуру предлагает А.А. Кидрон. В ней акцент сделан не просто на знаниях, а на их постепенном преобразовании в умения, а затем в навыки устанавливать социальные контакты с другими людьми, входить в разные роли, приходить к взаимопониманию в разных условиях интеракции и на разных уровнях обмена информацией, а также достигать преследуемые коммуникативные цели. Именно навык, по мнению А.А. Кидрон, является показателем коммуникативных способностей человека.
В структуре коммуникативных способностей исследователь выделяет три взаимосвязанных уровня: личностный, поведенческий и познавательно-оценочный. Личностный уровень представляет собой многоуровневую структуру и включает в себя:
1. Социальные и социально-психологические предпосылки к общению (коммуникативные средства, схемы ориентации взаимодействия, внешность, социальный статут и др.);
2. Низший уровень проявления коммуникативных способностей - навыки общения;
3. Средний уровень - умение общаться;
4. Высший уровень - форма интеракционного общения и функциональная направленность поведения.
В содержание поведенческого уровня входят:
1. Показатели, характеризующие способности регулировать плоскости общения (изменять направленность коммуникативного поведения, выбирать подходящую коммуникативную дистанцию, регулировать меру вовлеченности);
2. Показатели, характеризующие способность изменять ролевые позиции;
3. Показатели, характеризующие толерантность к асимметрии в межличностных отношениях;
4. Одним из главных недостатков данной модели является ее излишняя гипотетичность. Кидрон А.А. не удалось выстроить единое понимание сущности коммуникативных способностей. К достоинствам данной модели можно отнести конкретизацию показателей коммуникативных способностей, которые позволяют определить особенности их проявления в конкретных ситуациях [3].
Фопель К. несколько по иному рассматривает содержание структуры коммуникативных способностей:
1. Желание вступать в контакт с окружающими;
2. Умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;
3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими [5].
Полагаем, что в вышерассмотренных подходах к определению структуры коммуникативных способностей авторами не в полной мере учтены индивидуально-психологические особенности личности, определяющие успешность ее коммуникативной деятельности.
Рассмотрев способ построения структур коммуникативных способностей, основу которых составляют коммуникативные знания, умения и навыки, обратимся к анализу структуры коммуникативных способностей, где в основе лежат личностные особенности, обуславливающие эффективность общения человека. Такую структуру коммуникативных способностей мы находим в работах Г.С. Васильева, Л.Я. Лозован, В.Д. Шадри-кова.
Попытка комплексного изучения способностей, определяющих эффективность коммуникации личности, была предпринята Г. С. Васильевым. По его мнению, коммуникативными способностями является та часть структуры личности, которая отвечает требованиям коммуникативной деятельности и обеспечивает ее успешное осуществление. В определении структуры коммуникативных способностей Г. С. Васильев усиливает личностный аспект. Он считает необходимым рассматривать развитие коммуникативных способностей как неотъемлемую, составляющую часть общей системы формирования личности в целом.
В предложенной им структуре коммуникативных способностей ученый выделяет три основные подструктуры (гностическую, экспрессивную, интеракционную) и одну фундаментальную.
Первая подструктура (способность человека понимать других людей) включает стремление к пониманию других, умение слушать.
Во вторую подструктуру (способность к самовыражению своей личности) входят стремление быть понятым другими, правдивость, культура речи, доверие к партерам.
В третью подструктуру (способность адекватно влиять на партнеров общения) включены требовательность, вежливость, такт, дисциплинированность, решительность.
Основу фундаментальной подструктуры составляют идейность, коллективизм, профессиональность, стремление к общению, доброжелательность, скромность, требовательность к себе, опыт общественной деятельности, застенчивость эмоций, активность, самообладание, сообразительность, организованность [2].
Компоненты коммуникативных способностей взаимосвязаны, взаимообусловлены и находятся друг с другом в органическом единстве. Несмотря на определенную идеологизированность работы Г. С. Васильева, его научный подход к рассмотрению коммуникативных способностей является обоснованным и возможным к применению на практике. В своей работе Г.С. Васильев доказывает, что выделение трех данных подструктур (каждая из которых рассматривается как целое, имеющее свои собственные подструктуры) достаточно, чтобы включить в них все известные свойства личности, необходимые для успешного установления межличностных отношений в коллективе.
В структуре коммуникативных способностей, предложенной Л.Я. Ло-зован, учитываются индивидуальные особенности человека, которые определяют способности усвоения коммуникативных знаний, умений и навыков. Автор выделяет несколько уровней коммуникативных способностей:
- когнитивный (наличие коммуникативных знаний, умений и навыков);
- мотивационно-потребностный (наличие потребности использовать коммуникативные знания, умения и навыки);
- деятельностный уровень (использование полученных коммуникативных знаний, умений и навыков в деятельности);
- оценочный (наличие адекватной оценки при использовании знаний, умений и навыков) [4].
В своем исследовании Л.Я. Лозован в полной мере отражает целостность коммуникативных способностей и учитывает их общепсихологические характеристики.
Исходя из функционально-генетического подхода, предложенного В. Д. Шадриковым, в научной литературе выделяют два компонента коммуникативных способностей: ориентировочно-коммуникативный и исполнительно-коммуникативный. Первый компонент проявляется в том, насколько человек способен объективно точно и адекватно произвести анализ коммуникативной ситуации партнера, а также произвести оценку эффективности своих действий. Второй компонент проявляется в умении
правильно использовать в разных ситуациях запас коммуникативных приемов, эффективно планировать свои действия [6].
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, посвященной данной проблеме, и рассмотрение различных структур коммуникативных способностей не дают однозначного представления о строении коммуникативных способностей. Каждый из представленных нами подходов в большей или меньшей степени имеет свои достоинства и недостатки в определении структуры коммуникативных способностей. При этом общим для всех авторов является представление структуры коммуникативных способностей в виде иерархии блоков, находящихся в комплексном единстве, исходя из той регулирующей роли, которую они выполняют в общении.
Список литературы:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: МГУ, 1994.
2. Васильев Г.С. Проблема коммуникативных способностей членов первичных учебно-воспитательных коллективов. - М., 1977.
3. Кидрон А. А. Коммуникативная способность и совершенствование: Дисс...канд.психол.наук. - М., 1981.
4. Лозован Л.Я. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в условиях коррекционно-развивающего обучения: Дисс.канд.пед.наук. - Новокузнецк, 2003.
5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. - М.: Генезис, 1998.
6. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. -М.: Логос, 1996.
СООТНОШЕНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА ПОДРОСТКА
© Семеновских Т.В/
Тюменский государственный университет, Институт психологии, педагогики, социального управления, г. Тюмень
Автором предлагается теоретическое и практическое обоснование проблематики исследования; приводятся характеристики трактовки дефиниции «направленность личности»; освещаются результаты констатирующего эксперимента, проведенного на девятиклассниках и
♦ Доцент кафедры Возрастной и педагогической психологии, кандидат психологических наук, доцент