Научная статья на тему 'Соотношение направленности личности и социометрического статуса подростка'

Соотношение направленности личности и социометрического статуса подростка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
492
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Семеновских Т. В.

Автором предлагается теоретическое и практическое обоснование проблематики исследования; приводятся характеристики трактовки дефиниции «направленность личности»; освещаются результаты констатирующего эксперимента, проведенного на девятиклассниках и выявившего соотношение направленности и социометрического статуса в группе сверстников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Соотношение направленности личности и социометрического статуса подростка»

правильно использовать в разных ситуациях запас коммуникативных приемов, эффективно планировать свои действия [6].

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, посвященной данной проблеме, и рассмотрение различных структур коммуникативных способностей не дают однозначного представления о строении коммуникативных способностей. Каждый из представленных нами подходов в большей или меньшей степени имеет свои достоинства и недостатки в определении структуры коммуникативных способностей. При этом общим для всех авторов является представление структуры коммуникативных способностей в виде иерархии блоков, находящихся в комплексном единстве, исходя из той регулирующей роли, которую они выполняют в общении.

Список литературы:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: МГУ, 1994.

2. Васильев Г.С. Проблема коммуникативных способностей членов первичных учебно-воспитательных коллективов. - М., 1977.

3. Кидрон А. А. Коммуникативная способность и совершенствование: Дисс...канд.психол.наук. - М., 1981.

4. Лозован Л.Я. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в условиях коррекционно-развивающего обучения: Дисс.канд.пед.наук. - Новокузнецк, 2003.

5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. - М.: Генезис, 1998.

6. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. -М.: Логос, 1996.

СООТНОШЕНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА ПОДРОСТКА © Семеновских ТВ/

Тюменский государственный университет, Институт психологии, педагогики, социального управления, г. Тюмень

Автором предлагается теоретическое и практическое обоснование проблематики исследования; приводятся характеристики трактовки дефиниции «направленность личности»; освещаются результаты констатирующего эксперимента, проведенного на девятиклассниках и

♦ Доцент кафедры Возрастной и педагогической психологии, кандидат психологических наук, доцент

выявившего соотношение направленности и социометрического статуса в группе сверстников.

Природа межличностных отношений в любых общностях сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности - её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы, установки и ценности общества. Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается.

Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. В подростковых группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп. Любая группа на конкретной возрастной ступени характеризуется своей особой социальной ситуацией развития. Анализ такой ситуации развития позволяет раскрыть содержание межличностных отношений в группах.

Поведение в группе сверстников, интересы, пристрастия, увлечения каждого подростка индивидуальны, и это своеобразие, как правило, может сохраняться независимо от окружающих условий достаточно долго. В своей жизни подросток имеет определенную тягу к занятиям, знаниям, предметам, не замечая или отторгая другие.

В связи с этим С.Л. Рубинштейн [2] предложил выделить в психологической структуре личности такую характеристику как направленность личности, понимая под ней совокупность основных интересов, потребностей, склонностей, устремлений человека («динамическая тенденция»). Конечно же, это далеко не единственная трактовка дефиниции «направленность личности», в разных концепциях, предложенная С.Л. Рубинштейном характеристика, раскрывается по-разному: то как «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев), то как «доминирующее отношение к деятельности» (А.Г. Ковалёв, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев); то как «доминирующая система мотивов» (Л.И. Божович); «система потребностей» (Б.И. Додонов); или как «основная жизненная направленность» (В .Г. Ананьев, А. С. Прангишвили).

В настоящее время под направленностью понимают устойчивую систему мотивов, определяющих активность личности и избирательность ее отношений к действительности, особенности поведения и деятельности человека независимо от условий данной социальной среды [1]. Можно сказать, что направленность личности - это обусловленная системой побуждения личная целеустремленность человека. Направленность личности определяет инициативное поведение человека, побуждает разных индивидов в одной и той же ситуации ставить перед собой разные задачи и формировать неслучайную последовательность целей. В содержании направленности можно выделить два основных образования:

- потребности и их модификации - мотивы, установки, идеалы, мечты;

- отношения личности и их модификации - внутренние позиции, убеждения, социальные оценки и ожидания.

Каширин В.П., рассматривая систему направленности личности, выделяет следующие основные элементы:

- систему ценностно-смысловых образований личности, включающих два взаимосвязанных личностных конструкта: смысловой и ценностный;

- притязания личности, оценка своих возможностей, ожидание личностью определенных результатов своих действий, поведения, отношения к ней окружающих. Содержание притязаний определяется системой ценностных образований личности, а их уровень и характер - самооценкой личности (завышенной, адекватной или заниженной);

- потребностные состояния личности, зависящие от объектов и предметов потребностей человека, от его систем смысловых и ценностных образований. Возникновение у личности тех или иных потреб-ностных состояний обусловливает постановку соответствующих целей и возникновение мотивов их реализации;

- цели личности как образ ожидаемого, предполагаемого результата действий, поведения человека;

- мотивы личности - это внутренние психические побуждения к деятельности, поведению, обусловленные осознанием и актуализацией тех или иных потребностей личности.

Фельдштейн Д.И. [3] выделяет типы личностной направленности:

- гуманистическая направленность характеризуется положительным отношением личности к себе и к обществу. Внутри этого типа выделяют два подтипа: с альтруистической акцентуацией (при которой центральным мотивом поведения являются интересы других людей или социальной общности) и с индивидуалистической акцентуацией (при которой для человека наиболее важным является он сам, окружающие люди при этом не игнорируются, но их ценность, по сравнению с собственной, несколько ниже).

- эгоистическая направленность характеризуется положительным отношением к себе и отрицательным - к обществу. Внутри этого типа также выделены два подтипа: с индивидуалистической акцентуацией (ценность для человека собственной личности высока, а к окружающим проявляется отрицательное отношение) и с эгоцентрической акцентуацией.

- депрессивная направленность личности характеризуется тем, что для человека он сам не представляет никакой ценности, а его отношение к обществу можно охарактеризовать как терпимое.

- суицидальная направленность наблюдается в тех случаях, когда ни общество, ни личность для самой себя не представляют никакой ценности.

Таким образом, структура направленности личности, может быть, простой и сложной, но главное в ней - это устойчивое доминирование какой-то потребности, интереса, системы мотивов, ценностных ориентаций, определяющих направление деятельности человека и его облик в социуме, основу его отношений к окружающим и к самому себе, вследствие чего он «настойчиво ищет средства возбуждать в себе нужные ему переживания как можно чаще и сильнее» (Б.И. Додонов).

Выявив теоретическую базу исследования, перейдем к описанию констатирующего эксперимента, целью которого было изучение социометрического статуса и направленности личности в подростковом возрасте, а также установление взаимосвязи между ними.

Исследование было проведено на базе 9-х классов, школы № 10, г. Шадринска, Курганской области. В исследовании принимали участие дети подросткового возраста. Количество испытуемых - 57 человек.

Констатирующий эксперимент предполагал проведение и интерпретацию ряда взаимодополняющих методик.

Для определения социометрического статуса испытуемых использовалась социометрическая методика Дж. Морено. Результаты показали, что в группе испытуемых присутствуют: «предпочитаемые» - 43,9 %, «пренебрегаемые» - 38,6 %, «звезды» - 17,5 %, «изолированные» - 0,0 %. Можно предположить, что чем больше в группе высокостатусных детей, тем они благополучнее. Так как высокий статус является благоприятным фактором развития личности, поскольку он предоставляет ребенку признание сверстников, положительную оценку окружающих, формирующую, в свою очередь, высокую самооценку; интенсивность и разнообразие контактов, эмоционально обогащающих социальную жизнь ребенка. Низкий статус тормозит, делает противоречивым и неблагоприятным развитие личности.

Из выше сказанного можно сделать следующий вывод, так как доля высоких статусов («звезд» и «предпочитаемых») - 61,4 % превышает долю низких («пренебрегаемых») - 38,6 %, а «изолированные» отсутствуют, то статусную структуру можно считать благополучной.

Результаты по методике «Лидер», позволяют сделать вывод, что в группе у 45,6 % испытуемых качества лидера выражены средне; у 35,1 %

- слабо и у 19,3 % - сильно. Полученные данные свидетельствуют о том, что испытуемые с сильно выраженными качествами, обладают психоло-

гическими свойствами, которые характерны для лидера, например, общительность, активность, инициативность, настойчивость, самообладание, работоспособность, наблюдательность, организованность. Об этом свидетельствует набранное количество высоких баллов по методике. У испытуемых набравших меньшее количество баллов качества лидера выражены недостаточно.

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что большинство испытуемых имеет средневыраженные качества лидера. Это говорит о том, что испытуемые как могут быть лидерами так и не могут быть ими, в зависимости от ситуации, в которой они находятся.

Результаты по ориентационной анкете Б. Басса «Определение направленности личности», позволяют сделать вывод о том, что среди девятиклассников наблюдается 45,6 % - с направленностью «на общение»,

38.6 % - «на себя» и 15,8 % - «на дело». Это говорит о том, что у большинства испытуемых преобладает стремление при любых условиях поддерживать отношения с окружающими. Наблюдается ориентация на совместную деятельность, социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

38.6 % испытуемых проявляют ориентацию на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников. У наименьшего количества испытуемых преобладает заинтересованность в решении деловых проблем, выполнении работы как можно лучше.

Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, позволила выявить две группы ценностей, входящих в структуру понятия «направленность личности» - «терминальные» и «инструментальные». На первое месте среди терминальных ценностей большинство подростков отнесли конкретные ценности (здоровье, наличие хороших друзей) - 43,9 %; на второе место определили - профессиональную реализацию - 35,0 %; на третье место - личную жизнь - 12,3 %; на последнее место - абстрактные ценности (любовь, красота природы и искусства, счастье других) - 8,8 %.

Результаты по инструментальным ценностям расположились в следующем порядке: наиболее важными ценностями стали индивидуалистические - 49,1 %, затем самоутверждения и ценности дела - 36,7 %, меньшую значимость получили ценности принятия других 14,2 %.

Итак, интерпретация результатов по всем проведенным методикам позволяет сделать вывод о том, что в ходе констатирующего эксперимента, доля высоких статусов («звезд» и «предпочитаемых») превышает долю низких («пренебрегаемых»), а «изолированные», судя по социограмме -отсутствуют, в результате чего статусную структуру можно считать благополучной. В группе испытуемых большинство имеет следующие типы отношений «подчиняющийся» и «агрессивный», менее выражены - «дружелюбный», «подозрительный», «эгоистичный».

Выявление групп испытуемых в зависимости от социометрического статуса и типа направленности личности, позволило нам соотнести полученные данные. При соотношении типа направленности личности и социометрического статуса в группе сверстников оказалось: направленность «на общение» преобладает у «пренебрегаемых» - 35,0 %; «на себя» - у «звезд» и «предпочитаемых», что составляет 36,9 %; «на дело» - у «предпочитаемых» - 14,2 %.

Итак, изучение природы межличностных отношений далеко непростая задача. Особенно сложно она решаема в подростковых коллективах. В своей работе мы попытались осветить одну из достаточно важных задач, раскрывающую взаимосвязь социометрического статуса и направленности личности в подростковом возрасте. Проведенное исследование также дает материал для дальнейшего, более глубокого изучения межличностных отношений как в данном возрасте - подростковом, так и в других возрастах, при условии дополнительного изучения особенностей соответствующего возраста предполагаемых испытуемых.

Список литературы:

1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 1989. - Т.1. - 486 с.

3. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. - М., 1988. -114 с.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА © Чупина В.Б.*, Бирюкова Е.В.*

Лесосибирский педагогический институт, филиал Сибирского федерального университета, г. Лесосибирск

Рассматриваются вопросы эмоционального развития детей воспитывающихся в условиях детского дома. Как правило, воспитание детей в условиях детского дома приводит к развитию их эмоционального неблагополучия. Изложены результаты эмпирического исследования эмоционального развития дошкольников.

♦ Заведующая кафедрой Психологии образования, кандидат психологических наук ¥ Студентка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.