Научная статья на тему 'Изучение и коррекция межличностных отношений подростков, проживающих в условиях детского дома'

Изучение и коррекция межличностных отношений подростков, проживающих в условиях детского дома Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
300
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / УРОВНИ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ / ADOLESCENCE / INTERPERSONAL RELATIONSHIPS / PSYCHOLOGICAL CLIMATE / LEVELS OF COMMUNICATION SKILLS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Самылова О.А., Онкина М.В.

В статье рассматривается проблема межличностных отношений подростков, проживающих в условиях детского дома. Представлено теоретическое обоснование актуальности, результаты обследования межличностных отношений и эффективность реализованной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study and correction of interpersonal relations of adolescents living in an orphanage

The article deals with the problem of interpersonal relations of adolescents living in an orphanage. Presents a theoretical rationale for the relevance, the results of the survey of interpersonal relations and the effectiveness of the program implemented.

Текст научной работы на тему «Изучение и коррекция межличностных отношений подростков, проживающих в условиях детского дома»

1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире [Текст] / В.В.Абраменкова // Вопросы психологии. - 2002. - № 1. - С. 3-15.

2. Абульханова-Славская, К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности [Текст] / К.А. Альбуханова-Славская. - М. : Наука, 2009. - 44 с.

3. Выготский, Л.С. Игра и её значение в психическом развитии ребёнка [Текст] / Л.С. Выготский // Психология дошкольника : хрестоматия / сост. Т.А. Урунтаева. - М. : Академия, 2000. - С. 19-35.

4. Зинченко, В.П. Совокупная деятельность как генетически исходная единица развития [Текст] / В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков // Психологическая наука и образование. - 2000. - № 2. - С. 86.

5. Мельникова, Н.В. Эмоциональное сопровождение категории «Эмпатия» [Текст] / Н.В. Мельникова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2006. - № 3.- С. 49-57.

6. Прохоров, А.О. Функциональные структуры саморегуляции психических состояний [Текст] / А.О. Прохоров // Психология в Казанском университете : сб. науч. тр. / отв. ред. Л.М. Попов. - Казань : КГУ, 2004. - С. 46-53.

REFERENCES

1. Abramenkova V.V. Social'naya psihologiya detstva v kontekste razvitiya otnoshenij rebenka v mire [Social psychology of the childhood in the context of development of the relations of the child in the world]. Voprosy psihologii [Psychology questions], 2002, no. 1, pp. 3-15.

2. Abul'hanova-Slavskaya K.A. Razvitie lichnosti v processe zhiznedeyatel'nosti [Personal development in the course of activity]. Moscow: Nauka, 2009. 44 p.

3. Vygotskij L.S. Igra i eyo znachenie v psihicheskom razvitii rebyonka [Game and its value in a mental child development]. In Uruntaeva T.A. (comp.). Psihologiya doshkol'nika: hrestomatiya [Psychology of the preschool child]. Moscow: Akademiya, 2000, pp. 19-35.

4. Zinchenko V.P., Meshcheryakov B.G. Sovokupnaya deyatel'nost' kak geneticheski iskhodnaya edinica razvitiya [Cumulative activity as genetically initial unit of development]. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education], 2000, no. 2, p. 86.

5. Mel'nikova N.V. Emocional'noe soprovozhdenie kategorii «Empatiya» [Emotional maintenance of category «Empathy»]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University], 2006, no. 3, pp. 49-57.

6. Prohorov A.O. Funkcional'nye struktury samoregulyacii psihicheskih sostoyanij [Functional structures of self-control of mental states]. In Popov L.M. (ed.). Psihologiya v Kazanskom universitete: sb. nauch. tr. [Psychology at Kazan University]. Kazan': KGU, 2004, pp. 46-53.

УДК 159.922.7

О.А. Самылова,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и

педагогической психологии ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия olgas2770@yandex.ru М.В. Онкина, воспитатель Детский дом ГКУ «Сияние Севера» п. Кировский, Тюменской области ЯНАО, Россия

Изучение и коррекция межличностных отношений подростков, проживающих в условиях детского дома

В статье рассматривается проблема межличностных отношений подростков, проживающих в условиях детского дома. Представлено теоретическое обоснование актуальности, результаты обследования межличностных отношений и эффективность реализованной программы.

Ключевые слова: подростковый возраст, межличностные отношения, психологический климат, уровни коммуникативных способностей.

O.A. Samylova,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of Psychology of Development and Pedagogical Psychology Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia olgas2770@yandex.ru M. V. Onkina, Tutor

Orphanage «Northern Lights» Kirovsky, Tyumen region, YANAO, Russia Study and correction of interpersonal relations of adolescents living in an

orphanage

The article deals with the problem of interpersonal relations of adolescents living in an orphanage. Presents a theoretical rationale for the relevance, the results of the survey of interpersonal relations and the effectiveness of the program implemented.

Keywords: adolescence, interpersonal relationships, psychological climate, levels of communication skills.

Межличностные отношения формируются в подростковом возрасте, оказывают влияние на развитие личности, определяют поведение и межличностное взаимодействие подростка в дальнейшем.

Проблема межличностных отношений рассматривалась в работах отечественных и зарубежных исследователей, как взаимодействие между людьми, сопровождающееся эмоциями и отражающее внутренний мир человека (Е.И. Ильин, Г.М. Андреева, Н.Н. Обозов, А.А. Реан) [2], как процесс познания участниками общения в работах Б.Г. Ананьева [1].

В последнее время стали появляться работы современных практических психологов, которых интересует процесс развития межличностных отношений подростков (С.В. Березин, М.С. Лисецкий, Н.В. Самоукина, Ф. Болдон, Ф. Райс и др.).

Общение является ведущим видом деятельности подросткового возраста, значимыми для подростка являются сверстники, в группе сверстников он пытается приобрести уважение и признание, а по отношению к взрослым формируется амбивалентное отношение, или демонстративные действия негативного характера, неподчинение требованиям, изоляция от взрослых.

В этом возрасте проявляется эмоциональная возбудимость, к замечаниям взрослых, к собственной не успешности, внешней непривлекательности и это оказывает, влияет на самооценку, создает трудности в межличностном общении и проявляется в отклоняющемся поведении.

Подростковый возраст является переходом от детства к взрослости. В этот кризисный период подростки чаще всего проявляют грубость, игнорируют замечания и

советы, зачастую поступают вопреки требованиям взрослых особенно это заметно, когда подростки воспитываются, в условиях детского дома.

Для подростка важным является контакты со сверстниками и их признание, так как нереализованная потребность в межличностном общении может вызвать серьезные отклонения в социализации и поведении. У подростков формируется определенная направленность поведения, которая будет асоциальной или просоциальной [3].

Таким образом, современное состояние проблемы формирования межличностного отношения вызывает необходимость проведения комплексного исследования межличностных отношений подростков, проживающих в условиях детского дома

В исследовании принимал участие пятьдесят воспитанников детского дома ГКУ «Сияние Севера», п. Кировский Тюменской области Ямало-Ненецкого автономного округа.

Данная работа была направлена на изучение и формирование межличностных отношений подростков, проживающих в условиях детского дома, так как педагоги выражали озабоченность низким уровнем психологического климата, и их разобщенностью подростков.

Для решения целей и задач исследования были использованы следующие методики: методика Я. Морено «Социометрия», методика Е.И. Рогова «Оценка социально-психологического климата в коллективе по полярным профилям»; методика В.В. Синявского и Б. А. Федоришина исследования коммуникативных способностей (КОС-1).

В результате проведенного первичного социометрического исследования было установлено, что распределение подростков по статусным категориям было следующее. В группе «звезды» - 16 % (8 испытуемых), «предпочитаемые» - 24% (12), «принятые» -32%(16), «отвергаемые» - оказалось 8% (4), а в группе «пренебрегаемые» - 20% (10).

По результатам методики Я. Морено «Социометрия» межличностные отношения находятся на среднем уровне, большинство ребят состоят в статусах «предпочитаемые» или «принятые», но при ближайшем рассмотрении, видно, что уровень межличностных отношений в группе низкий, поскольку налицо разобщенность в межгрупповых отношениях и среди подростков есть «пренебрегаемые» и «отвергнутые». В данном направлении необходима коррекционная работа в целях выяснения причин отвержения, изоляции ребят, нормализации системы отношений в коллективе.

С целью определения психологического климата мы использовали методику Е.И. Рогова. Индивидуальные показатели подростов воспитывающих, в условиях детского дома по оценке уровня психологического климата распределились следующим образом: 36% (18) воспитанников определили высокий уровень благоприятности психологического климата в коллективе, 36% (18) воспитанников определили средний уровень. Низкий уровень благоприятности психологического климата в коллективе составил- 12% (6), как «степень начальной не благоприятности» - 8% (4) и как, «степень средней не благоприятности» - 8% (4).

Таким образом, наблюдается средняя степень благоприятности психологического климата. Средний показатель по всему коллективу составил - 16,28 баллов. Полученные данные определили дальнейший ход исследования, а именно изучение индивидуальных особенностей подростков, воспитывающих в условиях детского дома, которые могут отражаться на межличностных отношениях и определять выявленные показатели.

Индивидуальные особенности подростков изучались с помощью методик: исследование коммуникативных способностей (КОС-1);

Представленная методика использовались на основании теоретического анализа литературы, из которого следует, что умение общаться, умеренный уровень тревожности и

умение принимать других способствуют развитию межличностных отношений. Низкий коммуникативный уровень, повышенная тревожность, и неприятие других людей негативно отражается на межличностных отношениях, что и ведет к социальной изолированности, поэтому, учитывали число изолированных («отверженных») детей, данные методики помогут выявить возможный источник деструктивности межличностных отношений и определить направление коррекции.

Изучая коммуникативные способности, выяснили, что низкий уровень коммуникативных способностей имеют -12% (6) испытуемых, ниже среднего -16 %(8), средний - 36 %(18). Эти воспитанники детского дома чувствуют себя скованно в новой компании, предпочитают проводить время наедине с собой, испытывают трудности в установлении контактов с незнакомыми людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируется в незнакомой ситуации, тяжело переживают обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитает избегать принятия самостоятельных решений. Высокий уровень коммуникативных способностей имеют -24%(12) и очень высокий -12 % (6).

То есть можно говорить о том, что полученные данные не всегда способствует формированию позитивных межличностных отношений. Поэтому возникает необходимость в проведении системы коррекционных занятий, направленных на развитие межличностных отношений подростков, воспитывающих в условиях детского дома.

С подростками детского дома было проведено 26 коррекционно-развивающих занятий. Занятия проводились с периодичностью 2 -3 занятия в неделю продолжительностью 45 минут, которые разработаны с учетом возрастных особенностей, каждое занятие данной программы состояли из вводной, основной и заключительной части. Работа осуществлялась с помощью игровых методов, метода групповой дискуссии, арт-терапии, рефлексии, а также отработки навыков желаемого поведения и упражнений, которые способствовали развитию представлений о ценности другого человека и самого себя, развитию коммуникативных навыков и осознанию различных видов мотивов межличностных отношений.

После реализации программы была проведена повторная диагностика по тем же самым методиками, что и на этапе констатирующего эксперимента в экспериментальной и контрольной группах, количество испытуемых по 14 подростков в каждой группе. Данные сопоставления результатов в экспериментальной и контрольной группе представлены в таблице.

Таблица

Распределение испытуемых экспериментальной и контрольной групп после _проведения коррекционно-развивающей работы_

Методики Критерии Контрольная группа Экспериментальная группа

Кол. Чел. % Кол. Чел. %

Статус в группе Звезды 0 0 1 7,1

(методика Предпочитаемые 0 0 3 21,4

«Социометрия» Принятые 0 0 6 42,8

Я. Морено) Пренебрегаемые 10 71,4 4 28,5

Отвергаемые 4 28,5 0 0

Оценка Высокая благопр 0 0 0 0

социально- Средня благопр 0 0 10 71,4

психологического Низкая благопр 10 71,4 4 28,6

климата в Нач. неблагопр 2 14,3 0 0

коллективе Сред. неблагопр 2 14,3 0 0

(методика Е.И. Сильн. 0 0 0 0

Рогова) неблагопр

Уровень развития Очень высокий 0 0 1 7,1

коммуникативных Высокий 0 0 1 7,1

склонностей Средний 0 0 6 42,8

(методика КОС-1) Ниже среднего 8 57,1 4 28,5

Низкий 6 42,9 2 14,2

Для изучения эффективности коррекционно-развивающей программы использовался критерий Т-Вилкоксона Значения, полученные в результате проведения методик на этапе формирующего эксперимента, изменяются сдвигом в типичном направлении в область значимых значений. Т эмп. < Т 0,01, следовательно, существуют статистически значимые различия до и после реализации программы.

Таким образом, после реализации программы у подростков проживающих, в условиях детского дома были видны значительные изменения, так наблюдалась средняя степень благоприятности психологического климата в коллективе подростков. Этот показатель увеличился на 3,02 и составил 19,76 баллов, что является близким к уровню благоприятности. У воспитанников улучшились показатели межличностных отношений и индивидуальные особенности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - СПб. : Питер, 2010. - 288 с.

2. Андреева, Г.М. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения) [Текст] / Г.М. Андреева // Психология влияния : хрестоматия. - СПб., 2000. - С. 83-98.

3. Беляева, Л.А. Особенности проявления коммуникативных способностей подростков в условиях детского дома [Текст] / Л.А.Беляева, Т.Г. Гриднева // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2012. - № 11. - С. 192-197.

REFERENCES

1. Anan'ev B.G. Chelovek kak predmet poznaniya [Person as knowledge subject]. Saint-Petersburg: Piter, 2010. 288 p.

2. Andreeva G.M. Obshchenie kak obmen informaciej (kommunikativnaya storona obshcheniya) [Communication as exchange of information (communicative party of communication)]. Psihologiya vliyaniya: hrestomatiya [Psychology of influence]. Saint-Petersburg, 2000, pp. 83-98.

3. Belyaeva L.A., Gridneva T.G. Osobennosti proyavleniya kommunikativnyh sposobnostej podrostkov v usloviyah detskogo doma [Features of manifestation of communicative abilities of teenagers in the conditions of orphanage]. Vestnik Tomskogo Gosudarstvennogo Pedagogicheskogo Universiteta [Herald of Tomsk State Pedagogical University], 2012, no. 11, pp. 192-197.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.