«Och weil I’ll no give you a lift then!». He drove off in a cloud of exhaust [4. C. 224].
Водитель интересуется, не хочет ли девушка, чтобы ее подвезли: «Would you like a lift?» (вопрос задан в соответствии с максимой Симпатии, принцип Вежливости). Очень вежливо со стороны водителя помочь девушке. В ее ответе мы сразу видим несколько нарушений. Во-первых, ей очень хотелось поехать на машине, но ее муж ушел далеко вперед. Поэтому она благодарит и поясняет, что ей надо спросить у мужа, а также сообщает, что они на спонсорской прогулке (нарушение максимы Качества сопровождается нарушением максимы Количества принципа Кооперации; девушка не знает точно, согласится ли ее муж, чтобы их подвез незнакомец, а также она сообщает много лишней информации). Избыток информации стал причиной соответствующей реакции водителя. Он нарушает максиму Такта: «Och weil I’ll no give you a lift then!» и отказывается подвести. Рассматривая этот же диалог с точки зрения стратегии и тактик, мы понимаем, что ни говорящий, ни слушающий не имели успеха.
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: нарушения максим принципа Кооперации и принципа Вежливости, неверный выбор стратегий и тактик их
реализации являются дифференциальными признаками неуспешного диалогического дискурса.
Библиографический список
1. Бахтин, М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа / М. М. Бахтин // Литературно-критические статьи. М., 1986. С. 113.
2. Грайс, Г. П. Логика и речевое общение / Г. П. Грайс // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1985. С. 220-227.
3. Жапризо, С. Ловушка для Золушки / С. Жапризо ; пер. с фр. Н. Гнединой. Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1991. С. 13.
4. Hunt, S. The Sea On Our Left / S. Hunt. Summersdale, 1998. P. 139, 224.
5. Leech, G. N. Principles of pragmatics / G. N. Leech. London, New York : Longman, 1983. P. 273.
6. Clark, M. H. Wintersturm. Das Anastasia-Syndrom / M. H. Clark. Mbinchen : Wilhelm Heyne Verlag, 2000. S. 12.
7. England, B. No Man’s Land / B. England. Vintage, 1998. P. 86.
8. Rendell, R. The Keys To The Street / R. Rendell. A Dell Book, 1996. P. 70.
M.A. Ivanova
DIFFERENTIALS OF THE UNSUCCESSFUL DISCOURSE
The aim of communication is to make it successful but sometimes we come across unsuccessful one. Violations of the Cooperative principle and the principle of Politeness and also the wrong choice of strategies and tactics of their realization are the differential features of an unsuccessful discourse.
ХЦК 37.07
М. В. Иванова
КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ И ИХ ФОРМИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Рассматриваются различные подходы к понятию «коммуникативные способности». Раскрывается специфика коммуникативных способностей сотрудников правоохранительной сферы (на примере следователей и оперуполномоченных), а также анализируются возможные пути их формирования в процессе подготовки данных сотрудников в вузе.
На современном этапе развития общества повсеместно используются коллективные формы труда. В связи с этим вопросы управления коллективом, организации деятельности конкретного человека, эффективности обмена информацией, взаимоотношений специалистов в профессиональной деятельности становятся предметом все более пристального внимания ученых. Решение этих проблем невозможно без решения вопроса коммуникативного взаимовоздействия людей в профессиональной деятельности. Реальность и необходимость коммуникации определена совместной деятельностью людей: чтобы жить, люди должны взаимодействовать.
Одним из ведущих показателей социально-активной личности является умение контактировать и сотрудничать
с другими людьми. Это способствует актуализации интереса к проблемам взаимодействия личности в сфере общения.
Способность к общению - одна из наиболее социально обусловленных способностей, которая проявляется в умении воспринимать людей, давать им оценку, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на окружающих. Способность к общению предполагает умение строить свое поведение согласно социальным нормам, т. е. требованиям, предписаниям и ожиданиям соответс-вующего поведения, при котором сам человек может быть принят и понят другими.
Способность к общению зависит от склада характера, типологических свойств личности. Наиболее важными из
них являются коммуникативные качества. Развитые коммуникативные качества позволяют грамотно строить межличностные отношения с людьми, эффективно взаимодействовать с ними в совместной деятельности. Они нужны педагогу, врачу, психологу, юристу, всем тем, кто работает с людьми и взаимодействует с ними.
Современные условия необходимым образом требуют от выпускника вуза сознательного управления процессами общения в профессиональной сфере, развитых коммуникативных способностей как неотъемлемой части профессионального мастерства.
Г. С. Васильев определяет коммуникативную способность как часть общей структуры личности, которая обеспечивает успешное осуществление коммуникативной деятельности [1].
В работе А. А. Кидрона указано, что под коммуникативной способностью понимается общая способность, связанная с многообразными подструктурами личности и проявляющаяся в навыках субъекта общения вступать в социальные контакты, регулировать в повторяющихся ситуациях взаимодействия, а также достигать в межличностных отношениях преследуемых коммуникативных целей. Исследователь считает, что первый уровень появляется коммуникативной способности - это навыки, второй - умения, третий - общая направленность поведения и стиль общения [5].
Существует большая группа профессий «человек-человек», при анализе которых особого внимания заслуживает коммуникативная сторона. К этой группе относятся и сотрудники правоохранительной сферы. Коммуникативный аспект в деятельности этих людей является одним из доминирующих. В ходе профессиональной деятельности юристам, независимо от их специализации, постоянно приходится общаться с различными людьми, устанавливать с ними взаимопонимание, поддерживать на должном уровне психологический контакт, оказывая в необходимых случаях управляющее воздействие на развитие коммуникативных процессов. Сотруднику правоохранительной сферы постоянно приходится вступать в контакты с различными должностными лицами, с руководителями местных органов власти, с представителями предприятий, учреждений. Общение со многими из них в определенной мере опосредованно влияет на принятие решений организационного, процессуального характера и в целом на всю его деятельность.
Характеризуя профессиональное общение сотрудника правоохранительной сферы, необходимо учитывать не только его процессуальные, но и непроцессуальные формы, в основе которых лежат принятые в обществе в той или иной социальной среде правила речевого поведения, устойчивые этикетные формулы обращения, отражающие внешние проявления отношения любого человека к окружающим его людям, к различным социальным ситуациям. Говоря о профессиональном общении сотрудников правоохранительной сферы, необходимо подчеркнуть еще одну важную особенность: оно нередко протекает в особом процессуальном режиме с соблюдением определенных, строго очерченных форм коммуникации.
Понятно, что для того, чтобы эффективно, с максимальной пользой участвовать в межличностных отноше-
ниях, плодотворно вести диалог, необходимо учитывать закономерности, лежащие в основе коммуникативных процессов. Поэтому, знание, учет этих закономерностей, свободное владение навыками общения составляют такое важное качество личности как коммуникативная компетентность.
Существенным является вопрос о способах и путях формирования коммуникативной компетентности.
«Если компетентность в различных областях деятельности обычно приобретаются человеком через усвоение тех или иных текстов, то коммуникативная компетентность формируется благодаря интерориентации социальных контактов», утверждает - Ю. Н. Емельянов.
Основными источниками приобретения человеком коммуникативной компетентности являются жизненный опыт, общая эрудиция и специальные научные методы. Все эти источники имеют для каждого из нас различную субъективную значимость, однако ведущая роль в любом случае принадлежит жизненному опыту. Ю. Н. Емельянов выделяет профессиональную коммуникативную компетентность и общую коммуникативную компетентность [3].
В работах А. В. Мудрик выделяется пять аспектов подготовки к общению: 1) развитие определенных способностей мышления; 2) свободное владение речью, развитие определенных личностных особенностей (общительность, эмпатия, спонтанность); 4) формирование определенных установок в сфере общения (отношение к каждому партнеру по общению как к цели, а не как к средству, интерес к процессу общения, терпимость, отношение к общению как к диалогу); 5) развитие и формирование коммуникативных умений [6].
Такая комплексная многоаспектная структура психологической подготовки требует многообразных форм учебного процесса.
В современной психологической науке и практике значительное внимание уделяется проблемам применения игровых интерактивных методов обучения.
Согласно классификации Ю. Н. Емельянова активные групповые методы можно условно объединить в три блока: а) дискуссионные методы - групповая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуаций морального выбора; б) игровые методы - дидактические и творческие игры, в том числе деловые игры, ролевые игры, поведенческое научение, игровая психотерапия, психодраматическая коррекция, трансактный метод осознания коммуникативного поведения; в) сензитивный тренинг, тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя.
Масштабный характер использования активного социально-психологического обучения обусловлен отличительными особенностями этого вида обучения. Существенной чертой активного социально-психологического обучения является его направленное воздействие на смысловые характеристики активности человека, на проявление качеств его «Я» в актуальном и потенциальном состояниях.
В широком смысле слова под социально-психологическим тренингом (СПТ) понимается практика психологического взаимодействия, основанная на активных методах групповой работы (А. А. Осипова, А. С. Прутчен-ков). Рассмотрение тренинга как «многофункционального метода преднамеренных изменений психологических
феноменов руководителя» (С. И. Макшанов) предполагает направленное воздействие на овладение определенными социально-психологическими знаниями, развитие коммуникативных способностей, рефлексивных навыков, способности анализировать ситуацию, поведение, состояние как членов группы, так и свое собственное.
В качестве обшей цели СПТ может быть рост личности через расширение сферы осознания себя и других (А. А. Осипова).
Отличительной особенностью тренинга является высокий уровень возможности переноса приобретаемых результатов в реальный профессиональный контекст.
Анализ трудностей, с которыми сталкиваются выпускники вуза, выполненный нами с помощью анкетирования, позволил сделать вывод о том, что в процессе обучения они получили определенные знания по психологии и педагогике, но их коммуникативные способности, обеспечивающие процесс общения с другими людьми в профессиональной деятельности, развиваются недостаточно. Это зависит в какой-то мере от того, что методика формирования коммуникативных способностей у студентов недостаточно разработана.
Целью нашей работы было изучение процесса формирования коммуникативных способностей студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» (будущих сотрудников правоохранительной сферы). Цля того, чтобы получить информации о том, какие психологические свойства личности входят в структуру коммуникативных способностей работника правоохранительной сферы, мы изучили различные нормативные документы, регламентирующие деятельность следователя и оперативного работника, провели анкетирование и психодиагностическое обследование ряда наиболее успешных сотрудников ОВЦ.
Задачей анкетирования было определение свойств, входящих в структуру коммуникативных способностей работника правоохранительной сферы. При проведении анкетирования мы исходили из положения, что в структуре коммуникативных способностей можно выделить два блока свойств: 1) базовые; 2) специфические. В блок базовых свойств были включены свойства нервной системы (экстраверсия, интроверсия и т. д.), мотивационная сфера личности (потребности). Мы полагаем, что на их основе формируются наиболее значимые коммуникативные свойства - специфические. К их числу относятся стили и типы межличностных отношений.
В обследовании приняли участие 96 человек. В опрошенной выборке лица мужского пола среди оперативных работников составляли 93,7 %, женского - 6,3 %, среди следователей 92,8 % и 7,2 % - соответственно.
Ответы респондентов на предложенные вопросы в анкете позволили сделать нам следующие выводы:
- желанными в данной профессии являются такие качества, как ответственность, обязательность, активность, порядочность, уравновешенность, личная организованность и самоконтроль. Чуткость, обаятельность, откровенность, совместимость, консерватизм оцениваются испытуемыми как «безразличные» в данной профессии;
- испытуемые определяют как нужные в данной профессии следующие качества: тактичность, терпимость,
обязательность, ответственность, активность, порядочность, самостоятельность, личная организованность, сдержанность, а как бесполезные такие качества, как: хладнокровие, консерватизм, самоконтроль, чуткость, откровенность, совместимость;
- испытуемые видят возможность развития в профессиональном образовании следующих качеств: ответственность, активность, уверенность, самостоятельность, заработок, материальное благополучие, личная организованность и не видят возможности развития таких качеств, как, обаятельность, откровенность, самокритичность, бескорыстность, консерватизм, хладнокровие.
Анализируя теоретические и практические положения нашего исследования, можно заявить о необходимости целенаправленного формирования коммуникативных способностей сотрудников правоохранительных органов.
Учитывая специфические особенности профессиональной деятельности юриста, нами была разработана программа, направленная на повышение уровня коммуникативных способностей личности. При разработке представляемой нами программы мы руководствовались основными положениями групповых форм психологической работы и рассмотрении эмпирических данных, полученных в процессе эксперимента. Анализ результатов исследования позволил вывить основные показатели для дальнейшего психологического рассмотрения и установления принципов, которые должны учитываться при подборе методов активной социально-психологической работы. Установление соразмерности, определение границ продуктивного использования того или иного метода, определялось с учетом профессиональных качеств личности юриста, а также потенциальных возможностей личностного роста. Можно сформулировать основные требования, которыми мы руководствовались при подборе отдельных методов или групп методов.
1. Методы и приемы активного социально-психологического обучения должны стимулировать познавательную активность и деятельность участника.
2. Методы должны оказывать положительное воздействие на психику.
3. Методы должны быть направлены на то, чтобы в конечном итоге участник чувствовал удовлетворение и позитивный настрой.
4. Методы должны стимулировать установление, продуктивность взаимодействий участников, наличие «обратной связи».
5. Совокупность методов должна строиться с учетом того, что знания, умения и навыки должны быть усвоены внутренне (психологически) и должны пройти отработку во внешнем плане.
6. Методы, построенные на моделях реальных ситуаций (ролевые и деловые игры) должны настраивать участников «выносить» отработанные стратегии поведения за пределы тренинговой группы.
7. Обучающие методы не должны противоречить принципам работы специалиста правоохранительной системы.
С учетом рассмотренных принципов построения программы активного социально-психологического обуче-
ния был определен комплекс средств для проведения психологической программы. Методика социально-психологического воздействия может быть действенной, когда она строится на методах и приемах, активизирующих умственную деятельность участника и служит психологическому развитию личности. Именно активные методы обучения отвечают вышепредставленным требованиям и обеспечивают эффективность деятельности психолога. Поэтому основными средствами обучения, организованного в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий, навыков и умений, нами были выбраны тренинговые процедуры и упражнения, ролевые и деловые игры.
Из вышесказанного следует, что в процессе вузовского обучения нужно обращать внимание не только на обеспечение студентов теоретическими знаниями, но и на формирование ряда качеств, позволиящих более успешно проявить себя в дальнейшей профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Васильев, Г. С. Методика изучения коммуникативных свойств личности / Г.С. Васильев // Труды училища. Вып. 2. Свердловск, 1973.
2. Васильев, В. Л. Юридическая психология : учебник для вузов / В. Л. Васильев. М. : Питер, 2003.
3. Емельянов, Ю. Н.Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга : учеб. пособие / Ю. Н. Емельянов, Е. С. Кузин. Л. : ЛГУЮ, 1983.
4. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учеб. пособие / И. А. Зимняя. Ростов н/Ц : Изд-во «Феникс», 1997.
5. Кидрон, А. А. Коммуникативная способность и ее совершенствование / А. А. Кидрон. Л., 1981.
6. Мудрик, А. В. Общение как педагогическая категория / А. В. Мудрик // Психолого-педагогические проблемы общения. М., 1979.
7. Прутченков, А. С. Тренинг коммуникативных умений / А. С. Прутченков. М. : Новая школа, 1993.
M. V. Ivanova
COMMUNICATIVE ABILITIES OF LEGAL SPHERE PERSONNEL AND THE WAYS OF THEIR DEVELOPING DURING THE TRAINING PROCESS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTE
It is considered different approaches to definition of «communicative abilities». It is discovered specific character of communicative abilities of legal sphere personnel (detectives and investigators), and analysed the ways of developing of communicative abilities during the training process in higher education institute.
УЦК 802.0-73
В. Ю. Кудашова
НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ ЯЗЫКОВОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КОНЦЕПТА RECIPROCITY В АНГЛОЯЗЫЧНОЙ КУЛЬТУРЕ
Семантический анализ имени концепта позволяет выделить его основные понятийные концептуальные признаки и описать прототипическую ситуацию взаимности. Рассматриваются прилагательные mutual, reciprocal и глагол reciprocate как способы вербализации исследуемого концепта. Приводятся и анализируются примеры.
Прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению некоторых лингвистических способов репрезентации концепта reciprocity в современном английском языке, следует отметить, что в англоязычной культуре данный концепт широко представлен на уровне энциклопедического значения (expert»s meaning). Такие отрасли гуманитарной науки, как международные отношения, экономическая история, социальная психология, культурная антропология, этика, религиоведение оперируют термином reciprocity. Слово reciprocity также входит в терминологический аппарат некоторых точных наук, например, математики и физики. Термином mutualism, близким по значению понятию reciprocity, пользуется естественная наука биология.
В рамках международных отношений и экономической истории reciprocity - это, в первую очередь, долго-
срочное взаимовыгодное сотрудничество в области экономики и права, это, с одной стороны, отношения, к достижению которых стремятся страны-партнеры, а с другой, по прошествии какого-то времени, - механизм, регулирующий эти отношения.
Культурная антропология понимает reciprocity как нечто определяющее повседневный взаимообмен предметами и услугами между людьми: reciprocity is a way of defining people»s informal trading of goods and labor (Wikipedia).
С точки зрения социальной психологии reciprocity -это позитивная или негативная реакция индивидов на действия других по отношению к ним. Цействия других, которые человек рассматривает как позитивные по отношению к себе, вызывают реакцию со знаком «плюс» и наоборот. Взаимные действия важны для социальной пси-